Гибель и возрождение Помпеи

Содержание


Введение

История и быт города Помпеи

Гибель Помпеи

Землетрясения

Везувий

Извержение Везувия

Возрождение Помпеи

Раскопки

-1760. Управляющий раскопками Р. Дж. Алькубьерре

-1809. Управляющий раскопками Ф. ле Вега

-1838. Управляющий раскопками М. Ардити

-1850. Управляющий раскопками Ф. М. Авеллино

Управляющие раскопками С. Спинелли (1850-1863), Дж. Фиорелли (1863-1875)

Управляющие раскопками М. Руджеро (1875-1893), Дж. де Петра (1893-1900), Э. Паис (1901-1904), А. Сольяно (1905-1910), В. Спинаццола (1911-1923)

-1961. Управляющий раскопками А. Маюри

-1976. Управляющий раскопками А. де Франчишис

Управляющие раскопками Л. д'Аморе (1976-1977), Ф. Дзеви (1977-1982), Дж. Черулли Ирелли (1982-1984), Б. Контичелло (1984-1994)

-... . Управляющий раскопками П.Дж. Гуццо

Влияние на искусство

Заключение


Введение


Цель работы: изучить быт города Помпеи до катастрофы; представить общую картину характера жизни, протекавшей в городе.

Задачи: проследить за последовательностью событий катастрофы, рассказать, что представлял из себя город до неё, и какой он сейчас.

Помпеи - древний римский город недалеко от Неаполя, в регионе Кампания, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия 24 августа 79 года.

Сейчас - музей под открытым небом. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Помпеи исчезли с лица земли: над развалинами уничтоженного города образовались за время долгих столетий новые пласты земли. Но в XVIII в. на месте пропавшего города предприняты были сперва случайные, а затем и правильные научно-организованные раскопки, и, постепенно ширясь и технически совершенствуясь, раскопки эти вернули из-под земли на свет многое из того, что в момент гибели Помпей было в них, так сказать, законсервировано благодаря павшему на них плотному, непроницаемому для воздуха слою горячего пепла, вырвавшегося в момент извержения из кратера вулкана и со всех сторон окружившего собой и людей, и предметы. Взорам исследователей предстали остатки городских площадей, жилых помещений, домашней утвари. Прочтены были надписи, вырезанные, по обычаю древних, на камне, обнаружены частично пострадавшие фрески и статуи, а в иных случаях оказалось возможным даже восстановить внешние очертания некоторых из погибших и засыпанных пеплом людей и животных, тела которых обратились в прах, но оставили ясные следы своих форм.


История и быт города Помпеи


В I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола. Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам, с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей. При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами. В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой, а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Город Помпеи был одним из самых процветающих городов империи. Разрастание Помпей начинается в IV веке до н.э. Город развивается по плану прямоугольного градостроительства, дома сооружаются из известняка. Господство Рима на Средиземном море способствовало более свободному обмену товарами и во II веке до н.э. Помпеи вступили в период бурного экономического расцвета, в основном благодаря производству и продаже вина и масла. В городе успешно развивались торговля, мореходство, ремесла. Следствием этого процветания стал заметный рост строительства как общественных, так и частных зданий. К I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне и ставшие непременным атрибутом практически каждого дома.

Город участвовал в восстании италийских союзных городов 90-88 годов до н. э., в ходе которого в 89 году до н. э. был взят Суллой, после чего ограничен в самоуправлении и сделан римской колонией Colonia Cornelia Veneria Pompeianorum. Занимал важное место на торговом пути «Виа Аппиа» (Via Appia), соединявшем Рим и Южную Италию.

Помпеи были небольшим городом, они насчитывали всего двадцать тысяч жителей, однако благодаря своему богатству, давним традициям, мягкому климату и живописному расположению они пользовались заслуженной славой во всей Италии.


Гибель Помпеи


Землетрясения


В полдень 5 февраля 62 года произошло сильнейшее землетрясение с эпицентром вблизи Помпеи. Сенека вкратце упоминает о бедствиях, причиненных этим землетрясением: в Геркулануме часть построек рухнула, остальные же расшатались; в Неаполе пострадало очень много частных домов; погибло овечье стадо в 600 голов; были люди, которые сошли с ума.

Большая часть города лежала в развалинах, много людей погибло, а оставшиеся в живых в дикой панике разбежались по окрестным холмам. Наибольшие опустошения катастрофа произвела на форуме Помпей. Храмы Юпитера и Аполлона совершенно развалились, немало пострадал дорический портик, охватывающий рынок с трех сторон. Водопровод перестал действовать, и жители были вынуждены пользоваться старыми колодцами, находившимися на улицах.

После землетрясения город отстроили на том же месте, но уже по-другому. Не только улицы, дворцы и общественные здания - вся жизнь в Помпеях сильно изменилась. Общественный порядок был нарушен, патриции обеднели и не могли вести прежний образ жизни, а рабы, которые выкупились от господ, использовали смутное время для своего возвышения. Сплошь и рядом гордые патриции попадали в долговую зависимость к своим бывшим рабам, занимавшимся ростовщичеством. Римский автор Петроний писал, что недавние рабы стали богаче, чем их прежние хозяева-аристократы.

Хаос и разброд царили в городе, пораженном гневом богов. В первые годы после землетрясения люди собирались на центральной площади возле недостроенных новых храмов и устраивали там временные алтари для религиозных ритуалов. Чтобы умилостивить жестоких богов, жрецы на глазах у собравшейся толпы ежедневно совершали жертвоприношения. Строительство публичных зданий шло медленно, ведь никто не платил налоги - в разоренном городе не было денег. Хотя Помпеи входили в состав Римской империи, император Нерон не оказал пострадавшему от стихии городу никакой помощи. Жителям Помпеи не оставалось ничего другого, как собственными силами бороться с неумолимой судьбой.

После землетрясения 62 года н.э. частное предпринимательство в Помпеях процветало как никогда. Фрески, сохранившиеся в развалинах города, показывают разнообразные виды профессиональной деятельности. Одних пекарен в Помпеях было четыре десятка. В 38 мануфактурах шили одежду. Мастерские нередко располагались в бывших виллах, перестроенных после землетрясения. Благодаря работе строителей на месте развалин очень быстро выросли новые улицы с красивыми домами, огромный амфитеатр, подобный римскому Колизею.

Землетрясения продолжались с нарастающей частотой и в последующие годы. Они, как теперь установили ученые, свидетельствовали о продвижении магмы к поверхности и возможном скором извержении. Однако в то время нависшей угрозы никто не ощущал, и все шло своим чередом.


Везувий


Везувий - вулкан <#"justify">Возрождение Помпеи


Раскопки


Про Помпеи забыли до XVI века, пока в 1592-1600 годах при рытье подземных тоннелей для отвода воды реки Сарно к вилле графа Туттавиллы под руководством итальянского архитектора Доменико Фонтаны не было найдено несколько надписей, а также фрагментов цветных настенных росписей, которые, однако, никому не пришло в голову связать с Помпеями, хотя одна из надписей содержала два прекрасно сохранившихся слова "decurio pompeis", что истолковали как имя владельца "найденной виллы" - Помпей, на самом же деле это было упоминание одной из городских должностей.

Найденная в 1689 году очередная надпись с именем города вызвала дискуссии в научном мире. Архитектор Пичетти вновь предположил, что место каким-то образом связано с Помпеем, в то же время историк Бьянчини заявил, что надпись прямо указывает на местонахождение древнего города Помпеи.


1748-1760. Управляющий раскопками Р. Дж. Алькубьерре


23 марта 1748 года неаполитанским аббатом Марторелли был открыт первый участок раскопок на холме в Чивите. Военный инженер Рокке де Алькубьерре, по приказанию короля работавший в Геркулануме <#"justify">1763-1809. Управляющий раскопками Ф. ле Вега


При ла Веге изучению были подвергнуты, главным образом, два района - Театральный и via de la Tombe. В этот период в процесс раскопок было введено множество новшеств. Во-первых, ла Вега распорядился вывозить вынутый грунт за территорию Помпей. Во-вторых, все, что не стало добычей королевских музейщиков, теперь оставалось на своих местах и было выставлено на всеобщее обозрение. Третье, не менее важное, чем сами раскопки, нововведение ла Веги заключалось в реставрации уже открытых памятников.

В конце периода работы ла Веги на посту управляющего раскопками был разработан план государственной экспроприации всей территории Помпей и создания на открытых участках экскурсионных маршрутов. Однако осуществление этого стало возможным лишь при Бурбонах.

До 1798 года был исследован почти весь 2 сектор VIII района, включавший Большой театр, Одеон, Криптопортик, Самнитскую палестру, Треугольный форум и несколько храмов.

В 1809 году к работе приступает специально приглашенный Каролиной Мюрат французский архитектор Шарль Франсуа Мазуа. Собрание его гравюр 1809-1813 гг. вышло четырьмя томами в 1824-1838 годах под общим названием "Руины Помпей".


1810-1838. Управляющий раскопками М. Ардити


Следующее десятилетие, 1820-1830, стало особенно удачным для Помпей. Систематическое изучение улицы Меркурия (via di Mercurio) и кварталов 6-го района (regio VI) привело к открытию целого ряда замечательных в архитектурном отношении зданий с богатым внутренним декором.

Своего высшего пика раскопки при Франциске I достигли в исследовании в Дома Фавна (VI, 12, 2-5. Casa del Fauno, 1830-1832 гг.): открытие его мозаик и, в частности, мозаики Александра Великого стало сенсацией.

Также благодаря интересу Франциска I вновь, после почти пятидесятилетнего перерыва, были продолжены раскопки в Геркулануме.

Все части города уже очищены от вулканических обломков, но работы ведутся гораздо медленнее, чем прежде. К 1815 году раскрыты здания, прилегающие справа к Гражданскому форуму, часть via delle Tombe, базилика, храм Аполлона и некоторые участки VIII района.

помпеи гибель извержение раскопка

1839-1850. Управляющий раскопками Ф. М. Авеллино


За это время была открыта большая часть VI района, отрезок via Stabiana между двумя декуманами Помпей и здания по ее обочинам, прилегающая к Гражданскому форуму часть VIII района и сам форум, Стабианские термы и участок VIII района за Театральным кварталом.

К 1845 году были открыты кварталы в 6-м районе (regio VI), в 7-м (region VII) вдоль улицы Изобилия (via dell'Abbondanza), начаты работы по улице Фортуны (via della Fortuna) и Ноланской улице (via di Nola) и в прилегающих к ним кварталам.

Кроме того, к началу 1840-х гг. была закончена и новая железнодорожная ветка, которая позволила легче добираться из Неаполя в Помпеи.

Управляющие раскопками С. Спинелли (1850-1863), Дж. Фиорелли (1863-1875)

В "правление" Фиорелли выбор домов для раскопок стал систематизирован, постройки очищались от грунта сверху вниз, что способствовало сохранению архитектурных элементов. При реставрации живопись, мозаики и прочие украшения интерьера оставались на своих местах, а материалы для кровли выбирались, исходя из их оригинальных характеристик.

Тела погибших, корни деревьев и другие органические останки истлели в вулканическом грунте и оставили после себя пустоты. В 1870 г. Джузеппе Фиорелли придумал заливать эти пустоты раствором гипса: отвердевший гипс представлял собой точный слепок с погибшего и с абсолютной верностью передавал его позу и даже выражение лица в момент смерти. Эти вытянутые руки со сведенными пальцами, эти искаженные черты красноречивее всяких слов говорят о безнадежной борьбе и мучительной агонии. Вот мужчина огромного роста, - выбившись из сил, он упал на спину, судорожным движением приподняв кверху зажатый в руке край одежды; вот женщина, задохнувшаяся в страшных страданиях, о которых говорят запрокинутое лицо, сведенные ноги и конвульсивно сжатая в кулак рука. В коридоре одного дома нашли скелет собаки и растащенные человеческие кости: человек, не будучи в силах выбраться из засыпанного помещения, умер голодной смертью, а собака некоторое время питалась трупом своего хозяина. В доме богатого помпейца, Везония Прима, хозяева, убегая, забыли отвязать цепную собаку, и бедный пес карабкался по нарастающей груде пепла, пока позволяла длина цепи; выбившись из сил, он упал и погиб в жестоких мучениях, о которых свидетельствует сделанный слепок.


Управляющие раскопками М. Руджеро (1875-1893), Дж. де Петра (1893-1900), Э. Паис (1901-1904), А. Сольяно (1905-1910), В. Спинаццола (1911-1923)


За этот период времени была закончена расчистка VI района, открыты дома вдоль верхнего декумана via di Nola и нижнего - via dell'Abbondanza. Подверглись раскопкам территория храма Венеры, Везувианские и Ноланские ворота, квартал в VII районе у храма Аполлона, дом Лорея-Тибуртина и многие другие.


1924-1961. Управляющий раскопками А. Маюри


Период деятельности Амедео Маюри характеризуется как плюсами, так и минусами. К последним относятся быстро пришедшие в упадок раскопы I и II кварталов, где работы проводились наспех. Зато Маюри впервые обратил внимание на слои, относящиеся к более раннему периоду, чем 79 г.н.э.- времени гибели Помпей.

При нем также были исследованы Нуцерийский некрополь, Большая палестра, множество жилых кварталов I и II районов, Морские ворота и Пригородные термы.


1961-1976. Управляющий раскопками А. де Франчишис


Преемник Маюри де Франчишис занимался практически только одними реставрационными работами на всей территории Помпей. При нем был исследован лишь один дом - Юлия-Полибия.

Управляющие раскопками Л. д'Аморе (1976-1977), Ф. Дзеви (1977-1982), Дж. Черулли Ирелли (1982-1984), Б. Контичелло (1984-1994)

Из-за серьезного землетрясения 1980 года двум последним управляющим пришлось все силы бросить на устранения разрушений, причиненных стихийным бедствием. Кроме того, за этот период были открыты еще два дома в так называемой Insula Occidentale (Западной инсуле) - Дом Золотого Браслета и Дом Фабия Руфа.


1994-... . Управляющий раскопками П.Дж. Гуццо


При Контичелло в Помпеях занимались завершением работ Маюри и научной реставрацией наследия предыдущих археологов, однако он начал раскопки Дома Непорочных Влюбленных и Дома Летнего Триклиния. Теперешний управляющий - Пьетро Джованни Гуццо - решает большей частью организационные и финансовые вопросы музея, ну и, разумеется, ведет всю ту же реставрацию. За последнее десятилетие в Помпеях реализована масса культурных проектов, осуществлены программы по освещению города и прочие подобные мероприятия.


Влияние на искусство


Катастрофа произвела потрясающее впечатление на современников. Марциал запечатлел в коротких и сильных стихах контраст между прежним цветущем краем и теперешней выжженной пустыней, лежащей «под мрачным пеплом». Тацит, начиная свою «Историю» перечислением бедствий, выпавших на долю его современников, упоминает «провалившиеся или засыпанные города на благословенном кампанском берегу», а Стаций меланхолически спрашивает: «Поверят ли грядущие поколения, когда эта пустыня вновь зазеленеет, что под ней скрываются города и люди!»

В 1829 году появилась опера итальянского композитора Паччини, в 1834 году - исторический роман английского писателя Бульвер-Литтона "Последние дни Помпеи". Брюллов раньше других обратился к этой теме: этюдные наброски его будущей картины относятся к 1827-1828 годам.

При одновременном и цельном восприятии картины ясно выступает органическая связь составляющих ее эпизодов. Выраженные в них оттенки чувств и разнообразных душевных состояний, акты доблести и самопожертвования рядом с проявлениями отчаяния и страха приведены в "Последнем дне Помпеи" к стройному, гармоническому и художественно цельному единству.

Мысль о красоте, торжествующей над гибелью, с особенной ясностью выражена в группе фигур, столпившихся на ступенях гробницы в левой части картины. Брюллов намеренно соединил здесь образы цветущей силы и юности. Ни страдание, ни ужас не искажают их идеально прекрасных черт; на лицах можно прочесть лишь выражение удивления и встревоженного ожидания. Титаническая мощь ощущается в фигуре юноши, со страстным порывом пробивающегося через толпу. Характерно, что в этот мир прекрасных классических образов, навеянных античной скульптурой, Брюллов привносит заметный оттенок реализма; многие его персонажи, несомненно, написаны с живой натуры, и среди них выделяется автопортрет самого Брюллова, изобразившего себя в виде помпеянского художника, который, спасаясь из города, уносит с собой ящик с кистями и красками.

В главных группах правой части картины основными являются мотивы, подчеркивающие душевное величие человека. Здесь Брюллов сосредоточил примеры мужества и самоотверженного выполнения долга. На первом плане расположены три группы: "два молодых помпеянина, несущие на плечах своих больного старика-отца", "Плиний с матерью" и "молодые супруги" - юноша-муж поддерживает падающую в изнеможении жену, венчанную брачным венком. Впрочем, последняя группа психологически почти не разработана и имеет характер композиционной вставки, необходимой для ритмического равновесия картины. Гораздо содержательнее группа сыновей, несущих отца: в образе старика, величественно простершего руку, выражена гордая непреклонность духа и суровое мужество. В изображении младшего сына, черноглазого мальчика-итальянца, чувствуется точный и непосредственный этюд с натуры, в котором явственно проявляется живое реалистическое чувство Брюллова.

Реалистические начала с особенной силой выражены в замечательной группе Плиния с матерью. В набросках и ранних эскизах этот эпизод разработан в классических формах, подчеркивающих историчность и античный характер происходящей сцены. Но в картине Брюллов решительно отошел от первоначального замысла - созданные им образы поражают своей непредвзятой и подлинной жизненностью.

В центре картины находится распростертая фигура молодой женщины, разбившейся при падении из колесницы. Можно предполагать, что в этой фигуре Брюллов хотел символизировать весь гибнущий античный мир; намек на такое толкование встречается и в отзывах современников. В соответствии с подобным намерением художник стремился найти для этой фигуры наиболее совершенное классическое воплощение. Современники, и в их числе Гоголь, видели в ней одно из самых поэтических созданий Брюллова.


Заключение


С ростом раскопочно-разведывательных работ на месте древних Помпей все полнее приоткрывается былая жизнь древнеиталийского муниципального города эллинистической эпохи, причем приоткрывалась она с такой стороны, которая почти всегда оказывается плотно от нас занавешенной ревнивым покровом времени, - со стороны будничной жизни античной городской общины. Вышли из-под обломков остатки то совсем мелких, то более крупных различного рода мастерских с их производственным инвентарем, орудиями и образцами самой продукции, обозначились развалины пекарен, булочных, красилен, магазинов, гладиаторских казарм, общественных и частных зданий, скромных квартир помпейского бедного люда и домов богачей с комнатами, специально отводившимися в них рабам. Ясно обнаружилась также картина обслуживания городом культурных нужд жителей, например система городского водопровода и уличных городских фонтанов, подававших населению Помпей воду. Словом, в бесконечном множестве интереснейших мелочей бытового уклада, с такой полнотой зафиксированных документально-вещественными памятниками, шаг за шагом, с несомненной научной точностью воссоздается во всей ее сложности общая картина социальной, политической и культурной жизни древнеиталийского города эпохи рабовладельческого строя.

Последнее извержение Везувия произошло 29 марта 1944 года. Вулканологи и днем и ночью ведут контроль за Везувием, измеряют состав и температуру испарений, сейсмологическую активность. Когда произойдет следующее извержение, неизвестно, но оно обязательно будет.

Сегодня город Помпеи в прямом смысле восстал из пепла, и является уникальным памятником истории и культуры. Это уникальное место. Это полноценный город, но в нем нет жителей. Для Италии <http://italia-ru.com/italia> Помпеи - не просто древняя достопримечательность, а настоящая историческая ценность. Благодаря многим людям погибший город был очищен от лавы и камней и объявлен государственной ценностью. Здесь многое сохранилось настолько хорошо, что трудно поверить, что это всего лишь музей. Здесь все еще сохранились мозаики и росписи, которым уже более 2 000 лет, скульптуры, гладиаторские казармы и дома аристократов.


Теги: Гибель и возрождение Помпеи  Реферат  История
Просмотров: 16239
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Гибель и возрождение Помпеи
Назад