Восточные славяне в раннем средневековье. Истоки формирования государственности

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

Учреждение образования

Белорусский государственный университет транспорта

Кафедра Философии, истории и политологии

СУРС

по обязательному модулю История


на тему Восточные славяне в раннем средневековье. Истоки формирования государственности


Содержание


1. Становление феодальных государственных образований восточных славян. Киевская Русь

2. Полоцкое и туровкое княжества. Их взаимоотношения с Киевом и Новгородом

3. Социально экономическое развитие белорусских земель в IX-XIII веке

4. Феодальная раздробленность (белорусских земель). Борьба с агрессией крестоносцев и набегами монголо-татар

Список литературы

феодальный раздробленность княжество экономический


1. Становление феодальных государственных образований восточных славян. Киевская Русь

В IX ст. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен, обогащенного влияниями соседних народов, сложилось одно из наибольших государств средневековой Европы - Русь. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровъе, где традиция политической жизни достигала еще скифо-античных времен. Из-за того, что центром нового восточнославянского государства на протяжении многих веков был Киев, в исторической литературе она получила название Киевская Русь.

Занимая огромную территорию - от Балтики и Ледового океана к Черному морю, и от Волги к Карпатам, - Русь являла собой исторически важную контактную зону между Арабским Востоком и Западной Европой, Византией и Скандинавией, что обусловило быстрое ее вхождение в общеевропейскую историко-культурную общность.

О могучем восточнославянском государстве заговорили в разных частях Старого Света. Сведения арабских авторов, свидетельства скандинавских саг, французские эпические произведения, изображают Русь как большую страну, которая занимала важное место в системе европейской политических, экономических и культурных связей. Аль-Масуди сообщал, что русы "образуют великий народ". Знаменитая песня о Роланде удостоверяет участие русских воинов в войне против Карла Большого. Никита Хониат сознается, что "христианский русский" народ спас Византию от нашествия половцев.

Киевской Руси принадлежит особенное место в Восточной Европе, аналогичное потому, которое занимала империя Карла Большого в истории Западной Европы. Завершение процессов формирования государства положительно отразилось на этническом развитие восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единственную русскую народность. В ее основе лежали общая территория, единственный язык, родственная культура, относительно тесная экономическая связь. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская етнокультурная общность, которая стала этнической основой россиян, украинцев и белорусов, развивалась путем консолидации.

Большое историческое значение Киевская Русь имела и для многих неславянских народов, ее достижения в отрасли общественно-политического, экономического и культурного развития становились приобретением литвы, естов, латышей, карелы, веси, мэри, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен Южнорусской степи. Часть этих народов этнически и политически интегрировалась в состав Руси.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX по 40-ые годы XIII ст. Политическая форма государства на первом этапе развития (до 30-х лет XII ст.) является раннефеодальной монархией с элементами федерализма. В 30-ые годы XII ст. Русь вступила в период феодальной раздробленности, что характеризовалось последующим развитием производительной силы и производственных отношений, кристаллизацией отдельных княжеств. Видоизменяя свою федеральную структуру, Киевская Русь просуществовала до 40-х лет XIII ст. и упала под ударами монголо-татарских завоевателей.

Формирование государственности восточных славян. Образования древнерусского государства - Киевской Руси

Славяне - одна из наибольших групп древнеевропейского населения, которое сформировалось в середине I тыс. до н.э. Их история в последние века до нашей эры и в первой половине I тыс. н.э. хорошо отображенная в археологических материалах (зарубинецкая, черняховская и другие археологические культуры). Письменные сведения о славянах появились в начале нашей эры. С тех пор стало возможным относительно систематическое рассмотрение процесса зарождения в давних славян классовых отношений как условия становления государственности. К середине I тыс. н.э. славяне занимали обширную территорию, которая протягивалась между Эльбой на западе, Волго-Окским междуречьем на северном востоке, озером Ильмень на севере и Северным Причерноморьем на юге. С огромными масштабами расселения славянских племен связан и процесс их дифференциации. Появились восточные, западные и южные славяне.

В письменных источниках начала нашей эры славяне вспоминаются под названием "венеды". Впервые такое наименование было употреблено римским писателем, ученым и государственным деятелем, 1 ст. н.э. Плинием Старшим. О венедах вспоминал и современник Плиния римский историк Тацит.

Социальные отношения у ранних славянских племен первой половины I тыс. н.э. были характерными и для конечного этапа первообщинного строя, периода зарождения классового общества.

У славянских племен приобрело развитие рабовладение. Византийские историки пишут о десятке тысяч военнопленных, которых анты захватывали с целью превращения в рабов. Рабский труд мог использоваться в ремесленничестве, земледелии. Рабство, как и сбор дани, было начальной формой эксплуатации на этапе становления классового общества.

Племенная верхушка состояла из разных лиц. В неё входили, прежде всего, вожди племен. Зарубежные древние историки называют их королями, старейшинами, "вельможами". Они выделялись своим имущественным состоянием из основной массы населения.

В период становления классового общества славянские племена объединяются в союзы племен. Процесс формирования последних интенсивно происходил в V ст. н.э. Чем сильнее шел процесс расписания первобытной родовой замкнутости, тем крепче и более долговечными становились союзы племен. Во главе этих союзов стояли вожди, которых в источниках называют "рекси", "рикси" (Ардагаст, Удар, Межамир, Добригаст и др.), им принадлежала высшая власть.

Появление у славян союзов племен свидетельствовало о становлении у них между доклассовой и классовой формацией переходной формы управления обществом. Здесь использовалась некоторая родовая форма регуляции социальными процессами, но уже в интересах господствующего класса, который зарождался. Такую форму управления обществом называют военной демократией. На ее стадии находились и анты. Военная демократия включала в себя качества, свойственные как общественному самоуправлению, так и элементам государственного строя. В результате усиления социальной дифференциации в союзах славянских племен все более укреплялась государственно-правовая основа, что предопределяло углубление классового разделения общества и образование государства. Это требовало много времени. Влиял и неблагоприятный внешнеполитический фактор. На развитие славян в известной мере повлияло и нашествие гуннов.

Существенной чертой общественного строя восточных славян VII-VIII ст. было наличие сельской (территориальной) общины - "миру", "верви" - как союзу индивидуальных хозяйств (малой семьи), во владении которых находились жилье, а также орудия и продукты труда. Размеры жилья на 4-6 человек, размещения и размеры хозяйственных зданий, запас продуктов - все это свидетельствует об индивидуальном характере хозяйства славян. Об этом же говорит и факт сбора дани у восточных славян из "дыма", то есть дома, о котором вспоминается в древнерусской летописи. Вместе с тем в пределах территориальной общины существовала коллективная собственность на землю, которая периодически перераспределялась между отдельными семьями.

Появление у восточных славян антагонистичных классовых элементов отобразила достопримечательность древнерусского права - Русская Правда, несколько частей, которой были заключены еще к началу образования древнерусского государства. Основное внимание в этой достопримечательности уделяется защите интересов "мужей" - так в Русской Правде отражалась социальная верхушка общества славян.

На основе указанных изменений в социально-экономическом строе восточных славян происходило образование государства. Общеславянский процесс накопления хозяйственной и социальной предпосылки государственности достаточно четко отразился в VII-VIII ст.

Вместе с развитием классовых отношений процессы формирования государственности шли от союзов племен к княжеству и других высшего уровня политических объединений и завершились образованием Древнерусского государства.

Следует отметить, что процесс превращения органов общественного самоуправления в государственные органы не был одновременным для всех союзов восточнославянских племен. В одних союзах он шел быстрее, в других - медленнее. В VIII ст., когда славяне вели борьбу с кочевниками в Среднем Приднепровье, состоялось объединение нескольких союзов племен или княжеств, в "союз союзов" под названием "Русь", столицей которого стал Киев. Большим объединением восточнославянских союзов племен был дулибо-волынский союз. Три союза племен - псковских, смоленских и полоцких кривичей - также создали большое объединение.

О формировании у восточных славян объединений из нескольких союзов племен сообщают и арабские источники. У них идет речь о существовании на территории, которую занимали славянские племена трех политических центров, - Куябы, Славии и Артании. Куяба (Куява), наверно, была политическим объединением южной группы славянских племен во главе с поляной и с центром в Киеве. Славия, возможно, - объединение северной группы славян во главе с новгородскими словенами. Относительно Артании, то, наверно, арабские писатели имели в виду южно-восточную группу славянских племен (возможно, что это Причерноморская и Приазовская Русь).

"Союзы союзов", которые состояли из нескольких союзов племен-княжеств, были новыми образованиями и отображали высший этап в процессе восточнославянской консолидации. Приблизительно на рубеже VIII-ЇХ ст. приднепровский "союз союзов" Русь перерастает в еще более сильное объединение - Русская земля, в состав которого входили значительное количество союзов славянских племен: Русь, Поляна, Древляне, Полочане, Дреговичи, Сиверяне. Это уже почти половина восточных славян. Такой союз, который охватывал территорию около 120 тыс. кв. км и протягивался на 700 км на север вплоть до Западной Двини, был настоящим государством. Правила в этом государственном союзе, вполне вероятно, династия Кия, представителями которой в середине IX ст. согласно летописи были князья Дыр и Аскольд. В одном из источников IX ст. сообщается, что "в руссов существует класс рыцарей", то есть знати. О разделении знатных и бедных свидетельствуют и другие источники. По данным арабского ученого Ибн Руста (IX ст.), царь руссов осуждает и иногда высылает преступников "правителям отдаленной области". На Руси существовал обычай "божьего суда", то есть решение спорного дела поединком. Особенно тяжелые преступления карались смертью. Царь руссов ежегодно объезжал свою территорию и собирал дань из населения.

Процесс политической консолидации восточных славян закончился в конце IX ст. образованиям большой, относительно единственного средневекового Древнерусского государства - Киевской Руси.

Под властью Киева объединились два огромных славянских политических центра - Киевский и Новгородский. Это событие, которое летопись относит к 882 г., традиционно считается датой возникновения Древнерусского государства. Позже киевскому князю покорилось большинство восточнославянской земли. В рамках Древнерусского государства предпринимали первые шаги в общественно-политическом развитии больше 20 неславянских народов Прибалтики, Севера, Поволжья, Северного Кавказа и Причерноморья. Первым князем Киевского государства стал Олег.

Возникновение Древнерусского государства с центром в Киеве было закономерным результатом внутреннего социально-экономического и политического развития восточных славян. Процесс их политической консолидации предопределенный также рядом других внутренних и внешних факторов: территориальной и культурной общностью восточных славян, экономической связкой и их стремлением объединить силу в борьбе с общими врагами. Интеграционные политико-экономические и культурные процессы привели к этническому консолидированию восточных славян, которые образовали древнерусскую народность. Они характеризировались в первую очередь схожеством языков (с сохранением, однако, местных диалектов), общностью территории (которая в основном совпадала с пределами Киевской Руси), материальной и духовной культуры, религии, определенной экономической целостностью. Этническому сплочению восточных славян в единственную народность способствовали и одинаковая традиция, обычаи, обычное право, закон, суд, военный уклад, общая борьба, против внешних врагов. По-видимому, уже в это время возникают определенные элементы национального сознания, чувства патриотизма.

В процессе формирования древнерусской государственности можно, таким образом, проследить четыре этапа: княжество восточных славян, образования первобытного ядра древнерусской государственности - Русской земли, формирование южного и северного раннегосударственных союзов, объединение этих образований в средневековое государство с центром в Киеве.

Общественный строй Киевской Руси

Феодалы. Возникновение и развитие феодализма сказываются, прежде всего, в формировании и росте феодального землевладения. Феодальная земельная собственность является экономической основой господства класса феодалов, о чем свидетельствуют письменные источники начала ИХ ст. и археологические достопримечательности. Феодальные отношения развивались в Киевской Руси неравномерно. Были центры, где этот процесс шел быстрее (например, Киевская, Черниговская земли), но были и такие, где он только начинался (земля вятичей, дреговичей). Первобытной формой реализации феодальной земельной собственности было полюдье. Появление последнего можно рассматривать как признак "прыжка из первеснообщинности в феодализм", перехода восточнославянского общества на новую степень. Полюдье - это институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором главная роль принадлежит отношениям господство и подчинение, - начальной фазе превращения земли в феодальную собственность.

В IX ст. формируется господствующий класс феодалов, в который входили киевские князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжеское начало в это время было еще недостаточно дифференцировано. Формирование великокняжеского домена и доменов отдельных князей усилилось в Х ст. Княжеский домен являл собой имение, которое принадлежало не государству, а самому князю как феодалу. Примером княжеского землевладения были села Ольжичи и Будутино, что принадлежали княгине Ольге. О значительных размерах домена Владимира Святославовича свидетельствует летопись, в которой идет речь о его пожертвовании Десятинной церкви". Княжеское землевладение, как и всякого рода княжеских жителей (огнищане, староста и др.), охранялись правом Киевской Руси в особенном порядке. Об этом говорится, в частности, в статье 19-28, 32-33 Короткой редакции Русской Правды (Кр. Пр.).

Рядом с великокняжеским доменом, владениями местных князей, появляются также боярско-дружинницкие землевладения. В летописном рассказе о походе Ольги в Искоростень вспоминаются древлянские "лучшие мужи", которых, по мнению некоторых исследователей, можно считать владельцами феодальных вотчин. Летопись говорит, что в 1096 г. князь Мстислав Владимирович прекратил военные действия и "разврата жену по селом".

Нужно сказать, что вопрос о времени возникновения на Руси боярского землевладения пока еще через неполноту источников не решён историками. Противоречивыми являются и мнения археологов. Однако высокий штраф за порчу межевого знака свидетельствует об усиленной защите прежде всего частного землевладения.

В Распространенной редакции Русской Правды, которая принадлежит к концу XI, - начале XII ст., но отобразила более ранний период развития общественного строя, идет речь о боярских тиунах, рядовичах и холопах, а также о боярском наследовании. Феодальные землевладение увеличивались за счет как великокняжеских и княжеских пожертвований, так и захватов пустынной земли и земли общинников.

С введением христианства на Руси большим феодалом становилась церковь. Шел процесс формирования духовенства, верхушку которой становили митрополит, епископы и игумены монастырей. Духовенство было делящимся на черное (монашеское) и белое (мирское). Постепенно ширится практика дарования земли монастырям и церкви, что превращала их в больших землевладельцев. В конце XI ст. возникло церковное землевладение.

Административным и хозяйственным центром феодальных владений был феодальный двор. Большой князь жил в главном городе Руси - Киеве, где находились органы верховной государственной власти. Здесь был и великокняжеский двор. Великокняжеские дворы, в которых правили княжеские тиуны и проживали административный персонал, жена, дворня, которая обслуживала хозяйство и двор, существовали также в Белгороде, Вышгороде, Берестовые и других поселениях. Такие города, как Чернигов, Переяслав, Галич, Ростов, Смоленск, являли собой центры отдельных местных княжеств. Более мелкие города были центрами боярских вотчин, церковного землевладения.

В Киевской Руси феодальное землевладение охранялось законодательством. Русская Правда предусматривала наложение больших штрафов (12 гривны) за нарушение предела феодальной пахоты.

Феодалы были связаны между собой системой вассальных отношений, основанных на иерархической структуре феодального землевладения. Система сюзеренитета-вассалитета, в основе которой лежали экономические и политические интересы феодалов, обеспечивала их консолидацию, способствовала классовому единству. Вассальные отношения внутри феодального класса отображены еще в договоре Руси с Византией (в 911 г.). Большой князь опирался на меньших князей и бояр, а они искали у него защиты во время военных столкновений.

За феодалами, которые консолидировались в класс, закреплялись особенные привилегия, зафиксированная в правовой достопримечательности, прежде всего в Русской Правде. За убийство княжеских мужей устанавливался штраф в размере 80 гривны, что вдвое превышало штраф за убийство простого свободного человека. Усиленно защищались честь и достоинство членов семьи феодалов церковным уставом большого князя Ярослава. За принуждение огнищанина без санкции князя испытанию железом (за "муку") штраф был в четыре раз больше, чем за "муку" смерд. Бояре и дружинники пользовались привилегией при передаче имущества в наследство.

Развитие феодализма привело к тому, что только феодалы - князья, бояре и церковь, - владели правом собственности на землю. Феодалы не платили дань, имели и другую привилегию, которая на были зафиксированы в правовой достопримечательности, но складывались в реальной жизни. Все это выделяло их из состава населения Киевской Руси. Таким образом, в Киевской Руси рядом с классовым разделением общества шел процесс формирования сословного строя, то есть юридического оформления замкнутой группы среди населения.

Кроме феодалов, в Киевской Руси существовали свободные крестьяне - общинники, свободное городское население, феодально-зависимое население, рабы.

Свободные общинники. Основную массу сельского и городского населения Киевской Руси составляли "люди". В Русской Правде (Кр. Пр.) под этим термином выступают все свободные, преимущественно селяне-общинники, в противовес феодалам. В таком же понимании термин "люди" употребляется и в Пр. Пр. Сохранение в течение длинного периода срока "люди" относительно свободного населения указывает на то, что процесс феодализации, который проходил, неодинаково задевал интересы отдельной крестьянской общины. Жители многих из них, теряя сословное полноправие, хранили личную волю (свободу). В Киевской Руси существовала общественная собственность на землю.

Свободные селяне-общинники подлежали эксплуатации, платя дань, средством сбора которой было полюдье. С самого начала дань собирали из "дыма" (дома). Когда феодальный способ производства стал господствующим, а собственность на землю феодалов - основой эксплуатации непосредственно производителей материальных благ, срок "люди" приобрел значение феодальной зависимого крестьянства, которое эксплуатировалось государством путем сбора дани, размеры которой зависели от количества и качества земли, которая находилась у крестьян, или отдельными феодалами путем принуждения крестьян отрабатывать барщину или сбор оброка.

Феодалы осуществляли постоянное давление на крестьянскую общину. Они захватывали общинную землю, что предопределяло уменьшение удельного веса свободных крестьянских общинников. Стойкость общины подрывалась со стороны великокняжеской власти, которая налагала на нее высокие налоги, поборы, разного рода повинности. Князья также передавали право сбора дани и судебных штрафов вместе с правом суда своим вассалам, что втягивало общину в сферу влияния отдельных феодалов, которые делали все, чтобы бесповоротно превратить членов общины в феодально-зависимое население.

Превращению свободных общинников в феодально-зависимых способствовало и разорение крестьян в результате стихии, неурожая и др., что и вынуждало их идти к феодалам за помощью. Усиление внеэкономического принуждения также тягло за собой необходимость для крестьян идти под заместительство наиболее могучих феодалов, которые превращали их в феодально-зависимых, принуждая работать на себя. Возникновение феодальной зависимости - долговременный процесс, в котором выделяются этапы и разная стадия зависимости.

Смерды. В источниках времен Древнерусского государства часто употребляется термин "смерд". Древнерусские смерды XI-XII ст. описываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. За своим местом в обществе он занимали промежуточную позицию между свободными княжескими министериалами и "людьми" крестьянской общины. Да, вхождение смерда в систему княжеского домена выплывает, как из включения его в перечень домениальних лиц в Правде Ярославичей (ст. 26 Кр. Пр.), так и с того, что личная неприкосновенность смерда ограничивалась "княжеским словом" (ст. 78 Пр. Пр.). Лично смерд был свободным. Он имел право переходить к сильному патрону. Вместе с семьей он хозяйничал в своем "селе". Князь давал ему землю ("село") при условии выполнения всякого рода службы на него. Эта земля считалась княжеской потому, что князь и его администрация могли полностью осуществлять здесь свою реальную власть. В случае смерти смерда, в которого не было сыновей, земля возвращалась назад князю (ст. 90 Пр. Пр.). За право владения самостоятельным хозяйством смерд платил князю дань.

Смерд, который завоевал доверие князя, мог стать министериалом, отроком, детским, старостой. Некоторые смерды могли подняться за социальной градацией достаточно высоко. Но смерд должник мог быть превращенным в феодально-зависимого закупа. Развитие феодализма вело к уменьшению роли смердов в Киевской Руси.

Нужно отметить, что отрывочность и нечеткость источников о смердах, в том числе и Русской Правды, обусловили появление еще в дореволюционный период разных точек зрения об этой категории населения Киевской Руси.

Изгои. Изгой - это человек, "изжитый", выбитый из привычной колеи, лишенный своего предыдущего состояния. Изгои были двух видов - свободные и зависимые. Разница в положении изгоев зависела от того, с какой среды люди попали в изгойство. И среди первых, и среди вторых могли быть как жители городов, так и крестьяне. Значительный контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счет холопов, которые выкупились на волю. Последние, как правило, не порывали связь с хозяином и оставались под его властью. Однако попадались случаи, когда холоп, который освободился, шел от своего хозяина. Такие изгои (вольноотпущенники) обычно попадали в зависимость от церкви. Рядом с изгоями вольноотпущенниками в Киевской Руси встречались изгои - выходцы из свободных слоев древнерусского общества Они входили в состав древнерусского общества как свободные, о чем свидетельствуют в. 1 Кр. Пр. и ст. 1 Пр. Пр., охраняя жизнь изгоя, как и других представителей свободного населения Киевской Руси, штрафом в 49 гривны. Изгой оставался свободным, пока сам не становился закупом или холопом.

В Киевской Руси к феодально-зависимым слоям населения принадлежали и вотчинные ремесленники. Вотчинных ремесленников вспоминает Русская Правда, оценивая их жизнь в 12 гривен. Источники называют феодально-зависимым населением также отпущенников, удушливых людей, прошейнников.

Дворня и холопы. В Киевской Руси в состав невольного населения входили и рабы. Один из источников рабства - плен. В Х-ХІІ ст. для обозначения рабов пленных употребляется срок "дворня". В отличие от дворни рабы-холопы - это члены племени, продукт тех социальных процессов, которые происходили в середине Киевской Руси. Русская Правда называет и такие источники холопского, как самооправдание, бракосочетание на рабе "без ряда", вступление, "без ряда" на должность тиуна или ключника (ст. 110 Пр. Пр.). У холопа автоматически превращался также закуп, который убегал или провинился. За долги в рабство могли продавать должника, который обанкротился (ст. 55 Пр. Пр.).

Городское население. Социальный состав городского населения Киевской Руси был весьма разнообразным, что было характерной чертой общества средних веков. Городское население разделялось на две основные группы: городские низы и городскую аристократию. К последней принадлежали князья, бояре, высшее духовенство, купцы. Русская Правда с уважением называла "градинов", "купчины", процентщиков. Купцы, что занимались внешней торговлей, именовались "гости". Русская Правда предоставляла льготу купцам, которые заключали соглашения, на случай их банкротства (статья 48, 49, 50 Пр. Пр.). Городские низы (ремесленники, мелкие торговцы, рядовое духовенство) составляли наиболее многочисленную категорию городского населения. Основная масса городян была лично свободной. Часть ремесленников зависела от своих хозяев - бояр, купцов, и тому подобное. Лично свободные ремесленники (ковали, гончары, ювелиры, оружейники, но др.) и мелкие торговцы в городах облагались налогами или отрабатывали, принимая участие в строительстве и ремонте городских укреплений, присматривали за их состоянием. Русская Правда определяла плату (хлебом, пшеном, солодом, деньгами) представителям государственной власти, которые ведали строительством городов и мостов, из средств городского населения (статье 43, 96, 97 Пр. Пр.). На средства того же городского населения строилась церковь, содержалась церковная парафия.

Свободное ремесленное население не было однородным по своему составу. Из общей массы ремесленников выделялись более зажиточные мастера, в которых были зависимые от них подмастера или ученики.

Социально-экономическое и правовое неравенство приводила к заострению классовых противоречий и развитию классовой борьбы.

Государственный строй

Древнерусское государство складывалось как раннефеодальная монархия. Это была относительно единственное, построенное на принципе сюзеренитета-васалитета государство, его возглавлял большой киевский князь, которому были подчинены местные правители - его вассалы. Сформировалась и система посадничества. Деятельность большого князя спрямовувалася совещанием из верхушки феодалов. Позже для решения самых важных вопросов сзывались феодальные съезды.

Большой киевский князь. Функция первых киевских князей была сравнительно несложной и заключалась, прежде всего, в организации жены и военных ополчений, командовании ими. Князья заботились об обеспечении охраны границы государства, возглавляли военные походы с целью подчинения новых племен, сбора из их дани. Вместе с тем киевские князья стремились поддерживать нормальные внешнеполитические отношения с воинственными кочевниками, Византийской империей, страной Ближнего Востока. Это обусловлено в первую очередь интересами обеспечения необходимых условий для беспрепятственного сбыта товаров, внешней торговли. Киевский князь судил главным образом своих вассалов, дружинников, своего ближайшего окружения. Княжеская юрисдикция в это время только начала распространяться на народные массы. Судил киевский князь, прежде всего, на основе нормы обычного права. Что касается начального периода Киевской Руси, то вряд ли можно говорить о широком княжеском законодательстве.

Киевские князья сначала непосредственно ведали лишь киевской землей. Другая территория управлялась князьями племен или князьями-наместниками. На завоеванной и присоединенной в Киев новой земле киевские князья ставили в центрах племен свои гарнизоны: в главном городе племени и особенно важных центрах - большой гарнизон, так называемую тысячу, которая разделялась на сотни (тысяцкий был начальником гарнизона, а сотники - командирами отдельной жены); в городах меньших по значению - меньшие гарнизоны, которыми командовали сотники и десятники. Они "рубили" на присоединенных к Киеву территориях новые города, которые становились опорными пунктами, которые укрепляли их власть на местах. Кроме того, новые города становились экономическими центрами. Летописец говорит, что князь Олег повсюду в земле "должности мужи свои". Постепенно тысяцкие, сотники, десятники стали выполнять административную функцию. Они наводили порядок в городе, подавляли сопротивление местного населения, помогали собирателям дани, выполняли торгово-полицейские функции, а уже потом, в меру развития княжеской юрисдикции, - судово-административные функции. Так формировалась десятичная система управления.

С конца Х ст. начали происходить серьезные изменения, как в организации, так и в объеме власти киевского князя, что было предопределено феодальным характером его власти и функции. Военно-организационная деятельность князя в связи с осложнением структуры войска Киевского государства значительно растет. Сложнее становятся функции князя относительно защиты внешней границы. Большие киевские князья, начиная с Владимира, много внимания уделяли строительству укреплений, организации сторожевой службы, установлению внешних отношений. Военно-дипломатическая деятельность большого князя имела целью в первую очередь достижение внешней безопасности государства. Киевские князья занимались также организацией строительства путей, мостов, охраной торговых путей. Функция подавления сопротивления подавленных, которое росло, и прежде всего сопротивления, феодально-зависимых крестьян, всегда была одной из самых главных. Да, в 1068 г. киевский князь Изяслав жестоко придушил народное восстание, спровоцированное антипатриотичной деятельностью князя и его жены. В 1113 г. опять восстало киевское население. Напуганы этим бояре и епископы вызывали в Киев князя Владимира Мономаха с сильною женой, который и придушил восстание.

В XI-XII ст. особенно весомой становится законодательная функция князя. После внедрения христианства на него полагается обязанность способствовать распространению этой религии и материально обеспечивать духовенство. Управлять киевским князьям помогали посадники, волостели, тиуны и другие представители администрации. Посадники назначались в важные центры Древнерусского государства. За сведениями летописи князь Владимир Святославич "избра мужи добры, смысленны и храбры и раздал им грады". В 1096 г. Олег Святославович покорил Муромскую и Ростовскую землю, "должность посадники своя по огородам и дани поча имати".

Посадники в отличие от тысяцких и сотников, которые были в первую очередь командирами жены, а уже потом наделялись административными функциями, сразу становились полноправными представителями княжеской власти на местах. Как представители князя посадники выполняли его функции. Они судили, собирали дань и разную пошлину. Существовали и специальные пункты сбора дани - погости. Посадники ведали полицейскими делами, руководили военной силой города. В ведении посадника была и прилегающая сельская территория. Как правило, князья назначали посадниками бояр и других "хороших мужей". Посадники и волостели (управители сельской волостью) имели ближайших помощников - тиунов, а также помощников из специальных дел - мечников, мостников, вирников и тому подобное. Все эти лица содержались за счет поборов из населения. О "корме" представителям княжеского аппарата свидетельствует Русская Правда. Такая система правления называлась кормлением.

Большой киевский князь принимал важные решения, если на это было согласие его окружения - больших феодалов (бояр) "княжеских мужей", которые создавали феодальный совет при князе. В совет входили также представители духовной знати, иногда представители верхушки городов, в военное время - руководители союзников. Совет при киевском князе был важным органом Древнерусского государства. Члены совета назывались "думцами". Невзирая на то, что большой киевский князь владел правом решать дела самостоятельно, он был заинтересован в том, чтобы решения, которые он считал важнейшими, поддерживались влиятельными элементами. Поэтому он достаточно часто обращался в совет "лучших людей".

Местные князья. В Киевской Руси на местах сначала господствовала племенная княжеская династия. Местные князья, которые к середине Х ст. часто именовались также большими, однако, признавая силу киевского князя, были у него "в послушании": выставляли на его призыв войско, передавали ему часть дани, которую собирали из подвластной территории. На местах иногда располагалась и военная сила киевского князя. За свою службу местные князья пользовались заместительством киевского князя, оставляли себе часть дани, которую собирали. В случае нарушения верности киевскому князю вассал терял свое владение. Однако осуществить это можно было только путем войны против непокорного.

Когда Древнерусское государство объединило всю восточнославянскую землю, перед нею появилось задание политической консолидации. В этом плане значительную роль сыграла политическая акция, которую осуществил Святослав, а затем, в конце Х ст., Владимир Святославович. Содержание их заключалось в том, что земля и княжества, где властвовала зависимая от киевских князей династия, передавались сыновьям киевского князя. Да, Святослав "сажает" своего сына Олега "в Деревах". Владимир посадил своих сыновей в Новгороде, Полоцке, Турове, Ростове, Муроме, Пскове, Смоленске, Искоростене, Владимире, Тмутаракани. В некоторых менее важных городах правили посадники - наместники и тысяцкие князя Владимира из ближайшего его окружения. Реформа Владимира ликвидировала власть местных племенных князей, интересы которых были далеки от интересов Киева. Она покончила с автономией земли. Вся высшая степень феодальной иерархии оказалась в руках одного княжеского рода, представители которого, превратившись в больших землевладельцев феодалов, находились теперь со своим сюзереном (большим киевским князем) в классических отношениях вассалитета-сюзеренитета. Эти отношения регламентировались договорами, так называемой крестоцеловальной грамотой. Они предусматривали, прежде всего, то, что сюзерен наделяет своего вассала землей. Сюзеренитет в Киевской Руси отражался сроком "старейшинство". Местные князья братья как потомки большого киевского князя пользовались правами на наследство предка. Первым наследником был старший брат. Это обстоятельство поддерживало у князей идею единства, общности и ответственности, за судьбу родины в борьбе с внешними врагами. Вместе с тем это предопределяло междоусобную борьбу, потому что каждый князь пытался фактически уравняться с теми, кто имел большие владения. Междоусобие, которое стало обычным явлением в ХІІI ст., подрывало мощь Киевской Руси.

Отдельные феодальные княжества настолько усилились в экономическом и политическом отношении, что удерживать их в повиновении киевскому князю становилось невозможным. Княжеские владения превращались в своеобразные государства в государстве. Этому в известной мере способствовали развитие больших феодальных землевладений, между которыми существовали слабая экономическая связка, а также формирования феодального иммунитета, в результате надела больших феодалов, и прежде всего местных князей, жалеющей и другой грамотой. Местные князья крепили собственный политический аппарат, который главным образом копировал аппарат большого князя и предоставлял им возможность держать в повиновении подсобственное население, подавлять сопротивление эксплуатируемых масс, которое усиливалось. Местные князья возглавляли администрацию и войско, к ним постепенно полностью перешло право судить, которое они осуществляли в княжеском дворе или перепоручали своим тиунам.

С развитием феодализма десятичная система управления (из тысяцкими, сотниками, десятниками), которая выросла из дружной организации, изменяется дворовой вотчинной системой управления. При этой в системе не существовала разница между органами государственного управления и управления личными делами князя. Все нити управления сходились во дворе князя (боярина). Каждый, кто входил в княжеский двор (боярской вотчины) и ведал здесь каким либо участком хозяйства или был просто близким прислужником князя, мог с разрешения хозяина выполнять и государственную функцию. Процесс возникновения дворово-вотчиной системы управления непрямо отображенный в статье 19-23 Кр. Пр. Статье же 12, 13 Пр. Пр. свидетельствовали о дальнейшем развитии этой системы управления. Они предусматривали высокий штраф (двойную веру), который нужно платить за убийство влиятельных представителей дворово-вотчиной системы управления. В статьях 12, 13 Пр. Пр. названия княжеского слуги унифицированы путем применения общего термина "тиун" (с разными уточнениями). Да, огнищанин стал называться "тиуном огнищаным", старый конюх - "Тиуном конюшим", староста сельский и ратайний - "тиуном ратайним и сельским". Тиун огнищаный, тиун конюший, тиун ратайний и сельский и другой княжеский слуга выполнял также задание государственного характера.

Для того, чтобы продвинуться по иерархической ступеньке нужно образцово выполнять функцию слуги при дворе феодала, быть лично отданным ему. С осложнением заданий государственного управления роль служебных лиц росла, происходили распределение, уточнение функции, между ними, устанавливалась их относительная специализация. Наиболее важными должностными лицами были: воевода - начальник всей военной силы княжества; тиун конюший, который ведал вопросами обеспечения княжеского войска конями; дворецкий огнищанин, который управлял княжеским двором и одновременно выполнял важные государственные поручения; стольник, в обязанность которого входила организация снабжения княжеского двора продуктами и тому подобное. Высшим служебным лицам прислуживали многочисленные управители - тиуны, староста.

Аппарат дворово-вотчинного административно-хозяйственного управления был типичным феодальным аппаратом, поскольку основу его составлял специфический феодальный принцип непосредственной и неотъемлемой принадлежности политической власти землевладельцу. Дворово-вотчинная система управления существовала на всех уровнях феодальной земельной иерархии - и в великокняжеском домене, и владениях князей, и в боярских вотчинах. Объем власти местных феодалов при этом рос к такой мере, что не только местные князья, но и даже бояре в своих вотчинах получали широкое право суда относительно зависимого от вотчинника населения.

Феодальные съезды. Послабление власти большого киевского князя и усиление влияния богатых феодальных землевладельцев обусловили созыв феодальных съездов ("снемов"). Эти съезды были общегосударственными. На них собирались местные князья, их сообщники ("братья"), вассалы ("сыновья"), бояре, иногда церковная знать. Под руководством большого киевского князя здесь разрабатывали новое законодательство, распределяли лени, решали вопрос войны и мира с иностранными государствами, планировали мероприятия по охране торговых путей. Съезд был, таким образом, государственным органом, который решал вопросы, что касались общественной организации, государственного строя, внешней и внутренней политики страны в условиях послабления власти киевского князя и усиление влияния местных феодалов. Так съезд в 1097 г. в Любече, имея в виду "Строение мира", признал независимость отдельных князей ("каждый пусть держит одну отчину свою") и в то же время призывал их охранять Русь всеми "за один". Съезд в 1100 г. в Уветичах занимался распределением леней.

Феодальные съезды не могли прекратить процесс распада Киевской Руси, поскольку в основе его лежали социально-экономические факторы. Политическая власть, будучи атрибутом земельной собственности, в меру роста и укрепления частного землевладения преимущественно сосредоточивалась в руке местных князей и бояр во вред большому князю, что, в конечном счете, и ускорило распад Киевской Руси.

Вече. В Древнерусском государстве продолжали существовать народные собрания - вече. Из племенной лестницы давних славян они превратились в собрания, в которых принимали участие свободные взрослые жители города - купцы, ремесленники, но др. Но решающая роль в их принадлежала городской феодальной верхушке - боярам и "старцам градским". Собрания эти имели определенное значение в политической жизни Киевской Руси. Решение об убийстве князя Игоря, который злоупотреблял сбором дани, древляне, например, приняли на вечах. В 970 г. новгородское вече пригласило в Новгород князя Владимира Святославовича. Когда в 997 г. Белгород окружили печенеги, городское население "створиша вече". Важной функцией веча было комплектование народных ополчений и выбор его вожаков. Вече сзывалось во время осады города, перед началом военных походов, в знак протеста против политики князя. Исполнительным органом веча был Совет. В связи с тем, что вече собиралось редко. Совет не только представлял его, но фактически и замещала. Правила в ней городская знать. С развитием феодализма и укреплением власти князей и державного аппарата деятельность веча практически отмирает. Исключение становили лишь веча в некоторых городах (Новгород, Псков).

Вервь. Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община. Она осуществляла коллективную собственность на неделимую землю, реализацию нормы обычного права, организацию защиты своих членов и их собственности, в конфликтах с государственным аппаратом, феодалами и соседней общиной.

Члены верви, связанные между собой системой круговой поруки, несли перед княжеской администрацией финансовые, полицейские и другие обязательства. Территория верви была достаточно большой. Она охватывала несколько населенных пунктов, которые находились недалеко один от другого.

Вооруженная сила состояла из трех основных частей: великокняжеской жены, жены местных князей и других феодалов; народного ополчение; наемных отрядов.

Жена была ядром войска. В первый период существования Киевской Руси строй жены характеризовался тем, что дружинники постоянно находились рядом с князьями, жилы с ними, разделяли их интересы, во всем помогали им. Князья поставляли жену всем необходимым: едой, одеждой, оружием. Они считали дружинников своими советниками. Верхушка дружинников направляла деятельность князя. Летопись рассказывает, что Владимир Святославович "любя дружину и с ними думал о строе земелнем и об уставе земелнем".

Основной контингент жены - родовая знать, но всякий, кого князь считал ценным по ратному делу и совету, мог быть включений в состав жены. Из рядов старшей жены выходили наиболее важные представители княжеской администрации - посадники, тысяцкие и другие.

Младшие дружинники ("отроки", "пасынки", "детские") постоянно находились при дворе князя, сближаясь со слугой. Из младшей жены выходили охранники князя, а также назначались низшие должностные лица.

Представители верхушки старшей жены со временем стали называться боярами. В договоре Олега с Византией в 911 г. говорится, что он подписан от имени "бояр его светлых". Боярами именовали в первую очередь членов старшей жены, которые получили не только большое общественное внимание, но и определенную самостоятельность. С углублением и расширением феодального процесса они были оседающими на земле, отрывались от княжеского двора, превращались в землевладельцев. Бояре создавали свои жены. Отношения между ними и князем со временем перерастали в вассальные. Следовательно, прежние дружинники князя, превращаясь в феодалов-вассалов приводили на войну свои дружины, феодальные ополчения, которые состояли из городского населения, слуги, холопов и зависимых крестьян.

Народные ополчения были главной силой войска. Они комплектовались в период войны с внешним врагом, в случаях угрозы отчизне.

К военной операции князья привлекали также иностранные наемные отряды. Эта военная часть состояла из варягов, финских и тюркских племен. Летопись, рассказывая о походе князя Олега в 907 г. на Византию, сообщает, что он взял с собой "множество варяг, и словен, и чудь, и кривичи, и мерю, и древляны, и радимичи, и поляна, и север, и вятичи, и хорваты, и дулебы, и тиверци".

Войско было делящимся на тысячу, сотню, десятку. Позже его стали делить на полки.

Церковь. Представители феодального класса, и прежде всего сам большой киевский князь как глава государства, хорошо понимали силу идейного влияния религии на людей и пытались использовать ее в интересах своего класса. В системе мероприятий, направленных на укрепление Древнерусского государства, большое значение, имела религиозная реформа князя Владимира Святославовича, который внедрил (около в 988 г.) на Руси христианство как государственную религию. Дохристианская религия славян, которая отображала идеологию первобытнообщинного строя, с возникновением классов и государства была несостоятельна воспринять новые условия общественной жизни и выполнять такую функцию религии, как посвящение служению феодальному укладу.

В народе христианство распространилось не сразу. Введение новой религии с самого начала встретило сопротивление простого люда и требовало принудительных мероприятий со стороны государства. Сначала христианство приняло княжеское окружение, а уже потом - народ.

Введение христианства на Руси способствовало возникновению в стране могучей и разветвленной церковной организации.

Достаточно быстро древнерусская православная церковь также стала большим феодалом. Под патронатом церкви очутилось значительная количество людей, что в конечном счете привело к установлению феодальной зависимости. К ним, кроме служителей церкви, принадлежали некоторые категория мирского населения - "удушливые люди", то есть крестьяне имений, отданных церкви на воспоминание души, персонал, который обслуживал церковную и монастырскую богадельню, вместе с людьми, которая жила в них, и, наконец, изгои, которые отдавались церкви целыми селами. В интересах церкви еще за князя Владимира Святославовича была установленная десятина - десятая часть из доходов князя. Большую прибыль церковники получали также из монастырских вотчин. Важными были церковные права, что предоставлялись церкви княжеской властью. Епископам поручался надзор за точностью торговой меры и весов - контроль, который стал источником значительных доходов церкви.

Внедрение в Киевской Руси христианства как государственной религии было событием неоднозначным. Органично объединившись с феодальною государством, христианство, например, содействовало развитию связи Руси со страной средневековой Европы, Византией. Вместе с тем оно содействовало развитию культуры, письменности. Борьба за утверждение христианства сопровождалась распадом дохристианской культуры. Христианство плодотворно повлияло на мораль раннефеодального общества Древнерусского государства. Церковь активно и настойчиво добивалась смягчения отношений между людьми, осуждала обычаи родовой мести, рабство, стыдные слова, многоженство.

Как носитель идеи единого государства и церкви на Руси, выразитель патриотической традиции, христианский клир объективно создавал почву, на которой вызревало национальное самосознание, что в средневековье находилась всегда в синкретическом единстве с религиозными взглядами.

Судебные органы. В Киевской Руси суд не был отделен от администрации. Он защищал в первую очередь интересы господствующих верхов общества. В роли судьи, прежде всего, выступал князь. К компетенции лишь княжеского суда принадлежали дела, в которых хотя бы одной из стороны были представители феодальной знати. О суде князя рассказывается в Русской Правде и других источниках. Статья Русской Правды запрещала мучить смерда и огнищанина без «княжа слова» (ст. 33 К. П., ст. 78 П. П.). Закуп мог пойти «жалиться к князю и к судье» (ст. 56 П. П.). О себе как о судье говорит в «Наставлении» Владимир Мономах: «На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал...» Важнейшие дела князь решал вместе со своими боярами на обычном месте суда - княжеском дворе (ст. 40 П. П.).

Судебную функцию, кроме князя, осуществляли также представители местной администрации - посадники, волостели, их помощниками были тиуны, вирники, и др. Это нашло отпечаток в статье Русской Правды (ст. 41 К.П.; статьи 9-10, 20, 74, 86, 107-108 П. П.), где определяются и уточняются судебные поборы в интересах многочисленных лиц к помесному судебному персоналу (мечнику, детскому, метельнику). [13;66]

В Киевской Руси активно происходило становление вотчинного суда. Это был суд землевладельцев над феодально-зависимым населением, который осуществлялся на основе иммунитетных жалоб. Возникновение вотчинного суда связано с ростом большого землевладения и утверждением феодальных отношений на Руси. Об этих судах вспоминается в летописи и грамоте новгородского князя Мстислава Владимировича Юрьеву монастырю в 1130 г.

Существовал в Киевской Руси и так называемый общинный суд. О нем Русская Правда вспоминает лишь один раз (ст. 15 К. П.), говоря о пережитке давнего общинного суда («извод пред 12 человека»).

Внедрение христианства в Киевской Руси и растущее влияние церкви на верующих определили возникновения церковного суда. Судебную функцию осуществляли епископы, архиепископы и митрополит. Во время решения дел, которые касались монашества и населения, зависимого от монастырей, в роли судебной инстанции выступал архимандрит. Согласно церковным уставам князей Владимира и Ярослава, церкви были подсудимыми делам, что возникали на почве брачно-семейных отношений. Церковный суд рассматривал также дела о святотатстве, колдовстве и знахарстве, об осуществлении обрядов дохристианского языческого культа.

Церковному суду из всех дел подлежали так называемые церковные люди. Он вмешивался в жизнь населения так же часто, как и княжеский суд. Через епископского волостеля или тиуна проходили все бытовые конфликты, связанные с жизнью семьи, а также дела, обусловленные заменой традиционной общинной брачной нормы и обычаев новой нормой классового общества.

Следовательно, для Древнерусского государства была характерной такая типичная феодальная черта судебных порядков, как раздробление судебной власти, ее связь с земельной собственностью, наличие церковного суда, что конкурировал с государственным судом.

Выводы

Значение Киевской Руси в отечественной истории трудно переоценить. В это время сложилась древнерусская народность, которая объединила восточнославянские племена в новом, высшем этническом Союзе Древнерусского государства - единого государства восточных славян, - имевшее большое значение для их последующего государственно-правового развития. Большую историческую роль сыграла Киевская и земля более чем двадцати неславянских народов Прибалтики, Поволжья, Северного Кавказа, Причерноморья, которые предпринимали в пределах Древнерусского государства первые шаги в общественно-политическом развитии.

Завершение в Поднепровъе государственно созидательных процессов положительно отразилось на этническом развитии восточнославянских племен, что постепенно складывались в единственную народность. В ее основе лежали общая территория, единственный язык, родственная культура, относительно тесная связь. На протяжении всего периода существования Древнерусского государства русская этническая общность развивалась и хранила при этом этнографическую региональную особенность.

Традиции Киевской Руси оказались настолько живучими и крепкими, что дошли до наших дней, получив новую жизнь в материальной и духовной культуре россиян, украинцев и белорусов. Три восточнославянских народы являются потомками народа Киевской Руси, а это значит, что она продолжает жить в наших телах, сердцах и душе.

За своей классовой сущностью Древнерусское государство было феодальным, а за формой - это относительно единое государство, во главе которого стоял монарх - большой киевский князь. Самой давней системой управления в Киевской Руси была десятилетняя система управления, которая сформировалась в меру развития военной демократии и выросла из организации жены. Укрепление феодализма на Руси привело к появлению новой системы управления - дворово-вотчинной.

Сформированный в Киевской Руси государственный аппарат, его центральные и местные органы, военная сила являла собой эффективное оружие укрепления господства феодалов, подавления сопротивления эксплуатированых трудящихся масс.

Вместе с формированием и развитием древнерусского государства складывалось и развивалось право Киевской Руси. Важнейшей законодательной достопримечательностью является Русская Правда. В то же время она являла собой одну из важнейших памяток средневекового права в целом. Право Киевской Руси создавалось на местной, отечественной почве, в нем отображались отношения, присущие Руси, закреплялись порядки, обусловленные природой феодального общества, что складывалось. Право Киевской Руси было правом привилегий. В его норме предусматривалось привилегированное положение представителей господствующего класса феодалов, неполноправие и бесправность других масс.

Киевская Русь была большим государством средневековья, которое осуществило значительное влияние на политическую жизнь, как стран Западной Европы, так и соседних азиатских стран, а также стран, которые имели большое значение в системе торговли между Европой и Азией. Она стала щитом, который отгораживал страны Европы от нашествия кочевой орды. Высокий авторитет Киевской Руси в средневековом мире закреплен многочисленными международными договорами, тесными матримониальными связями больших киевских князей со многими заграничными государствами. Киевская Русь - это большая могучей державой IX-XII ст., территория которой протягивалась от Балтийского к Черному морю, от Западного Буга к Волге, - занимает выдающееся место во всемирной истории.


2. Полоцкое и туровкое княжество. Их взаимоотношения с Киевом и Новгородом

Уровень социально-экономического развития белорусских земель в период средневековья. Формирование раннефеодальных государственных образований восточных славян на территории Беларуси. Киевская Русь (IX-XII вв.).

Хронология. На территории Беларуси эпоха феодализма охватывает период с IX в. до отмены крепостного права в 1861 году. До первой половины XVII в. происходит его становление и развитие. Со второй половины XVII в. до второй половины XVIII в. зарождаются капиталистические отношения, что свидетельствует о начале разложения феодализма. Первая половина XIX в. характеризуется кризисом феодальных отношений.

Феодализм - общественно-экономическая формация, для которой характерно: доминирование натурального хозяйства, наделение непосредственных производителей (крестьян) средствами производства и землей, личная зависимость крестьян от помещика (внеэкономическое принуждение), чрезвычайно низкий (рутинный) уровень развития техники.

Формы землевладения: государственная или великокняжеская; феодальная (вотчинная, находящаяся в полной собственности, и поместная, даваемая феодалу за выполнение определенных функций для государства); общинная (принадлежащая сельской общине). Основными видами феодального землевладения были боярское, княжеское, церковное.

Формы эксплуатации. Существовали четыре формы феодальных повинностей, одна из которых в разные периоды доминировала: в IX - XI вв. - дань, XI - XIV вв. - оброк продуктами, XV - первая половина XVI вв. -денежный оброк, со второй половины XVI в. - барщина. До реформы 1557 г. единицей обложения был «дым» (жилой крестьянский дом). Количество пахотной земли до середины XVI в. не влияло на размер выполняемых повинностей. Кроме экономической зависимости, феодалы стремились установить личную власть над крестьянами.

Виды крестьян. Первоначально крестьяне являлись свободными общинниками. По мере разрушения крестьянской общины смерды попадали в зависимость от феодала. Появляются радовичи, вдачи, закупы, холопы, что свидетельствовало об имущественном расслоении крестьян и концентрации земли у феодалов.

Термином «Киевская Русь» обозначается раннефеодальное государство восточных славян во главе с великим князем киевским в IX-XII вв. Оно возникло в результате объединения двух восточнославянских государственных образований - Куявии (политический союз полян, северян. Вятичей; центр - Киев) и Славии (чудь, словене, меря, кривичи; центр - Новгород).

Необходимо обратить внимание на норманскую теорию, согласно которой варяги являются основателями Древнерусского государства, и антинорманскую, авторы которой формирование данного государства рассматривают как следствие социально-экономического развития восточнославянских земель.

Хронология. Зарождение государственности на белорусских землях охватывает период IX - XII вв.

До середины IX в. у восточных славян начали формироваться раннефеодальные княжества. В их состав входили территории бывших родовых общин, которые назывались волостями. В каждой волости имелся свой князь, вече, военная дружина. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли, возникновение внешней угрозы со стороны воинственных кочевников обусловило возникновение союза племен: северного с центром в Новгороде и южного с центром в Киеве.

Дальнейшие объединительные процессы привели к возникновению Древнерусского государства и государств - княжеств на территории Беларуси. Самыми крупными были Полоцкое и Туровское княжества.

Их можно считать первыми государствами - княжествами, потому что: имелась территория, которую вооруженные дружины и население защищали от внешних нападений; в Полоцком княжестве сложилась династия Рогволодовичей и Изяславовичей; сформировались и эффективно функционировали органы управления (князь, вече, великокняжеская дружина); население характеризовалось общим этническим самосознанием, разговаривало на одном языке, ему были присущи общие черты культуры.

Отношения с Киевом и Новгородом Полоцкого княжества характеризовались сотрудничеством (совместный поход на Византию в 907 г.), подчинением Полоцка Киеву (980 - 1003гг.), усилением самостоятельности Полоцка, в особенности при правлении Всеслава Чарадея (1033 - 1101 гг.), ослабление влияния Полоцкого княжества и начало его распада (с начала XII в.), зависимость Полоцка от Смоленского княжества (60 - 70-е годы XII в.).

Туровское княжество сформировалось на основе племенных княжений дриговичей в конце X в. В период правления Святополка (988 - 1015 гг.) оно вышло из подчинения Киевского князя, но затем до начала XII в. находилось под властью киевских князей. С 1158 г. до начала XIV в. Туровское княжество развивается как самостоятельное, независимое. В начале 14 в. оно вошло в состав ВКЛ.

К органам управления в Туровском княжестве относятся: вече, имевшее широкие полномочия (даже решало вопрос о назначении епископа); тысяцкий, который возглавлял городское ополчение вооруженных граждан. Туровские князья активно участвовали в политической жизни Киевской Руси, имели право занять великокняжеский престол в Киеве.

Таким образом, первые раннефеодальные княжества являлись началом воплощения идеи о самостоятельности государственности на территории Беларуси


3. Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX-XIII веке

Распространение пашенного земледелия вызвало более быстрый рост производительности труда по сравнению с примитивными ранними формами земледелия. Это давало возможность увеличивать прибавочный продукт, использовать его на нужды удельных княжеств. Развитие ремесла и торговли вызывало рост городского населения, стимулировало возникновение новых городов и также увеличивало материальные ресурсы удельных княжеств.

Накапливая богатства, которые давали возможность самостоятельно возводить оборонительные сооружения, содержать военную дружину, наиболее крупные феодалы - представители княжеских родов - стремились избавиться от выплаты дани главе княжества и создать самостоятельное государство. В свою очередь бывшие центры больших княжеств, такие как Полоцк, Туров, Смоленск и др., богатевшие когда-то в значительной мере за счёт торгового пути «из варяг в греки», в XII в., в связи с перемещением торговых путей в Европе, утратили значительный источник пополнения казны. У них уже не хватало ресурсов удержать в подчинении своих вассалов.

В результате Полоцкое княжество в XII в. Было разделено между сыновьями Всеслава Чародея. Возникли отдельные княжества с центрами в Менске, Друцке, Витебске, Логойске, Заславле, Вильне, Кукейносе, Герсике и др. Полоцк по-прежнему считался «старейшим» городом. Он скорее духовно, чем политически оставался носителем идеи единодержавия. Естественно, что княжества отличались не только величиной территории, но и могуществом, степенью независимости. На первое место в начале XII в. Начало выдвигаться Менское княжество - земля, где правил Глеб Всеславич. Этот князь вступил в упорную борьбу с Владимиром Мономахом за самостоятельность северных дреговичских земель, стремился подчинить себе земгалов. Менское княжество быстро набирает силу. В 1104 г. Глеб успешно отбивает нападение коалиции южнорусских князей: войско Святополка Изяславича во главе с воеводой Путятой Вышатичем, войско Ярополка, сына Владимира Мономаха, и Олега Святославича. К этому походу присоединился и полоцкий князь Давыд Всеславич. Глеб менский помирился со Святополком киевским и более 10 лет укреплял свою «отчину». Его власть распространилась до Днепра - Друцкого княжества и верхнего Нёмана. В 1116г. Глеб нападает на Слуцк. В ответ Мономах с сыновьями идёт походом на Менск, по дороге занимает Оршу и Копысь. В марте этого же года Менск был взят в осаду. Увидев преимущество противника, Глеб сдался. Ему во владение был оставлен только Менск. Но неутомимый князь не мог смириться с утратой своих земель. В 1117 г. Вместе с полочанами он нападает на смоленские и новогрдские земли, чем вызывает повторный поход сына Мономаха Мстислава на Менск. На этот раз Глеб был взят в плен и вывезен в Киев, где в 1119г. умирает. До смерти в 1125 г. Владимир Мономах стремился навязывать свою волю полоцким удельным князьям. Но как только он умер, полочане отказались подчиняться его сыну Мстиславу. Тем саамы они вызвали крупный поход коалиции южнорусских князей «на кривичи» в 1128 г. С девяти разных направлений ворвались вражеские войска, нападая на Заславль, Логойск, Борисов, Друцк и Неколочь. В результате были захвачены полоцкие князья Всеславичи и высланы в Византию. В 30 - е гг. XII в. Живыми вернулись на родину только два князя.

Раздробленность переживали и другие белорусские земли. Туровское княжество, ставшее самостоятельным при Юрии Ярославовече, распалась на удельные княжества: Туровское, Пинское, Клецкое, Слуцкое и др. По этим княжествам сидели потомки Юрия. Среди других выделяется Пинское княжество, где в концеXII в. Сидят князья Ярослав и Ярополк, а в 1204г. Упоминается князь Владимир. Постепенно княжества полоцкой земли попадают под влияние Киева и Галицко-Волынской Руси. 1228 г. пинский князь Ростислав жалуется на пленение своих сыновей в Черторийске, а в 1229 г. Владимир пинский защищает Берестье от ятвягов, пока Данил Галицкий с Васильком Романовичем ходили на помощь Кондрату Мазовецкому. Союзом с галичанами пользовались пинские князья в борьбе с Литвой, так как у самих на это сил не хватало.Тка, помогли защитить Пинск от Литвы Даниил с Васильком в 1246 и 1247 гг. В это время княжеством управлял Михаил Ростиславич. В 1275 г. Туровские и пинские князья вместе с другими ходили на Литву на Тройдена.

В Туровском княжестве сложились уникальные особенности общественно-политического строя. В 1146 г. Ипатьевская летопись говорит о наличии в городе и князя и посадника. Киевский князь Изяслав Мстиславич, захватив Туров, вывел оттуда епископа Иоакима и посадника Жирослава Иванковича. Оба пренадлежали к известному боярскому роду. Уникальность ситуации в том, что одновременно князь и посадник существовали кроме турова только в Новгороде Великом.

Вместе с Полоцким и Туровским княжествами в XII в. Активную роль начали играть Гродненское и Новогородское княжества.

Городенское княжество вероятно зародилось в XI в. В 1116 г. В летописях упоминается о том, что князь городенский Всеволод Давидович женился на дочери Владимира Мономаха - Агафье. Этот брак свидетельствовал о значении Городенского княжества в общеполитических связей Восточной Европы. Княжество до середины XIII в. Проводило явную прокиевскую политику. Князь Всеволод в 1128 г. Принимал участие в походе на Полоцк, а затем вместе с киевскими князьями в 1132г. - на Литву. Его сыновья Борис и Глеб в 1144 г. Вместе с киевлянами идут на Галицко-Волынское княжество, участвуют в борьбе за Киев на стороне Изяслава Мстиславовича в 1150 и 1151 г. Затем городенские князья в 1174 г. Поддерживают Андрея Боголюбского. Неоднажды городенские дружины вместе с другими ходили походами на половцев. Так в 1183 г. Мстислав Всеволодович городенский вместе с Ярославом Юрьевичем пинским и Глебом Юрьевичем дубровенским, другими князьями во главе со Святославом Всеволодовичем киевским разбил полоцкого хана Кончака на р. Эрли. С 40-х гг. XIII в. Городенское княжество входит в состав Великого Княжества Литовского.

Другим крупным белорусским княжеством в Верхнем Понеманье было Новогрудское княжество. В 1235 г. впервые упоминается новгородский князь Изяслав, а в 1252 здесь происходит коронация князя Миндовга. В следующем году в летописи упоминается «земля Новогородская», что свидетельствует о существовании самостоятельного княжества. Это княжество имело выгодное геополитическое положение и поэтому стало центром, вокруг которого постепенно объединялись многие белорусские земли.

Кроме упомянутых самостоятельными государственно-политическими образованиями были Слонимское и Волковысское княжества, известные в 1252 г.

Время феодальной раздробленности в Беларуси было закономерным этапом перехода от начальной государственности Полоцкой и Туровской земель к более высокому уровню консолидации в Великом Княжестве Литовском.

В целом период феодальной раздробленности стал логическим продолжением развития новых хозяйственных отношений, содействовал их углублению и расширению. В целом феодальные отношения на территории Беларуси развивались в русле общеевропейского процесса. В данный период происходит развитие сельского хозяйства, рост производительности труда, формирование феодального сословия, отделение и развитие профессионального ремесла, рост городов. Значительные изменения происходят во внутренней и внешней торговле, налаживаются экономические связи с другими странами, главным образом с «далёким зарубежьем» с целью приобрести те товары, которых не было в местном производстве. Происходит развитие денежных отношений. Вместе с тем натуральный характер хозяйства был очевидным, товарное производство занимало в нём весьма незначительное место.


4. Феодальная раздробленность (белорусских земель). Борьба с агрессией крестоносцев и набегами монголо-татар

Феодальная раздробленность - период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации труда и воинской повинности. Новые более мелкие территориальные образования ведут практически независимое существование, господствующим в них является натуральное хозяйство. Термин был широко распространён в советской марксистской историографии и частично в российской, и используется в различных значениях.

На северо-западе и севере Полоцкое княжество граничило с землями балтских племен ятвягов и литвы. Важное значение для Полоцка имело обеспечение безопасности торгового пути по Западной Двине до Рижского залива. Для этого в нижнем течении Западной Двины были основаны крепости Герцике и Кукенойс, а племя ливов. проживавшее здесь, было данником Полоцка. С конца XII в. Прибалтийские земли стали объектом колонизации немецких феодалов. Идеологическим обоснованием экспансии стал призыв папы римского обратить языческие племена в христианство. В это же время в Прибалтике появились первые католические миссионеры. Вместе с ними шли отряды вооруженных феодалов. В 1201 г. в устье Западной Двины была заложена крепость Рига, а в 1202 г. основан рыцарский орден Меченосцев. Орден покорил племена эстов, ливов, латгалов, земгалов, куршей. В 1203-1214 гг. шли войны между крестоносцами и вассалами полоцкого князя, среди которых особым героизмом выделялись Вячко и Всеволод. Крестоносцам удалось захватить крепости и установить контроль над Западной Двиной. В 1237 г. в результате объединения ордена Меченосцев и Тевтонского ордена образовался Ливонский орден, проводивший крайне агрессивную политику и угрожавший Великому Новгороду и Пскову. Полоцкий князь вступил в союз с Великим Новгородом против крестоносцев. В Невской битве (1240 г.) со шведами и в битве на Чудском озере (1242 г.) с ливонскими рыцарями полочане сражались на стороне князя Александра Невского. Поражение ордена на Чудском озере ("Ледовое побоище") приостановило экспансию крестоносцев на северо-западные земли Руси на 10 лет.

В первой половине XIII в. в Центральной Азии возникла мощная и агрессивная Монгольская империя. В Европе монголов называли "татарами". Основателем Монгольского государства является Чингисхан, объединивший и подчинивший себе кочевые племена монголов. В 1237-1239 гг. монголо-татарское войско под командованием внука Чингисхана Батыя завоевало Северо-Восточную Русь, а в 1240-1241 гг. - Южную Русь. В 1243 г. на Нижней Волге Батый создал государство Золотая Орда. Покоренные русские земли вошли в состав Золотой Орды. Зависимость русских земель выражалась в уплате дани и в том, что золотоордынский хан утверждал особой грамотой - ярлыком - русских князей в их княжествах.

Белорусские земли не были серьезно затронуты нашествием монголо-татар, но имеются данные археологических раскопок о разрушении Гомеля (1239-1240 гг.), летописные свидетельства о разорении Берестья в 1241 г., о набегах монголо-татар на белорусские и литовские земли в 70-е гг. XIII в. и в начале XIV в. Разорение Южной Руси сказалось на судьбах Западной Руси, земли которой остались без поддержки южнорусских княжеств. Монголо-татарское нашествие на Русь фактически завершило период существования Древнерусского государства. Исторические пути Северо-Восточной. Южной и Западной Руси разошлись. Для белорусских земель начался период собственной истории.


Список литературы

1. «Экономическая история Беларуси и зарубежных стран» Ю.Л. Грузицкий - Мн.: «Экоперспектива» 1997 г.

2. «История Беларуси» П.И. Бригадин, Л.А. Жилунович и др.; под ред. А.Г. Кохановского и др. - Мн.: «Экоперспектива », 1997 г.

3. «Экономическая история Беларуси» В.И. Голубович, Г.И. Ермашкевич, Г.П. Бущик и др.; Под ред. Проф. В.И. Голубовича. - Мн.: «Экоперспектива» 2001 г.

4. «История Беларуси с древнейших времён до нашего времени» И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. - Мн.: Аверсэв, 2000 г.

5. «История Белорусской ССР» Том 1 « Первобытнообщинный строй на территории Беларуси. Эпоха феодализма» Минск, Издательство «Наука и техника» 1972 г.

6. Греков Б.Д. Киевская Русь.- М.: Госполитиздат, 1953.

7. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХІ-ХІІІ вв.-М.: Наука, 1982.

8. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси / Под ред. И.П. Шаскольского.- Л.: Наука, 1983.

Теги: Восточные славяне в раннем средневековье. Истоки формирования государственности  Курсовая работа (теория)  История
Просмотров: 14739
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Восточные славяне в раннем средневековье. Истоки формирования государственности
Назад