Военное искусство Византии V-VII вв.

Введение


Актуальность

В последние десятилетия выходит немало работ, посвященных той или иной проблеме, связанной с Византийской империей. Интерес к ней проявляют как отечественные, так и зарубежные исследователи. История Восточной империи является неотъемлемой частью мировой истории, поскольку благодаря уникальному географическому положению она служила мостом для культурного обмена, через ее территорию пролегал Великий шелковый путь. Немаловажно и то, что Византия долгое время была могущественным соседом Киевской Руси. Достаточно вспомнить о кириллице, о христианской вере, традициях изобразительного искусства и зодчества, а герб - двуглавый орел - достался России в наследство от Византии после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III - настолько сильным было ее культурное влияние на славян. Тема данной работы - военное искусство Византии. Складываясь под влиянием объективных факторов, таких как геополитическое положение, обеспеченность ресурсами, вместе с тем военное искусство отражает картину мира средневекового византийца, может дать косвенные и прямые указания на факты, которые можно увидеть лишь изучая стратегию и тактику византийцев.

Историография

Византийская историография имеет весьма богатую традицию исследований. Франция заслуженно завоевала себе авторитет классической страны научного византиноведения. Особенного расцвета достигло византиноведение во Франции благодаря трудам Дюканжа (1610-1688 гг.). Ему принадлежит огромный «Glossarium ad scriptores mediae et infimae latinitatis» в трех томах и такой же капитальный труд по средневековому греческому языку, до сих пор служащие незаменимым пособием для медиевистов, главным образом для византинистов, работающих над латинскими и греческими средневековыми источниками. Дюканж особенно интересовался эпохой крестовых походов. Он опубликовал важный для своего времени труд по истории Константинополя во время Латинской империи (1204-1261 гг.). Результатом его многолетней работы над исследованием роли Франции в общеевропейских предприятиях на Востоке явились изданная им хроника историка IV крестового похода Виллардуэна и ряд других хроник, служащих ценными источниками для изучения этой эпохи.

Вторая половина XIX в. характеризуется резким поворотом в научном византиноведении. Исследователи-византинисты переходят к систематическому изучению социально-экономической истории Византии, классового и сословного строения византийского общества. В дальнейшем развитии византиноведения большую роль играет научное творчество выдающегося французского византиниста Шарля Диля (1859-1944 гг.).

Проблематика военного искусства Византии начала рассматриваться лишь в начале XX века в контексте социально-экономической истории Византии. Большую роль здесь сыграли труды Пигулевской Н.В. ("Византия и Иран на рубеже VI и VII вв") и зарубежного историка Шарля Диля ("Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке"). В последние десятилетия XX века появились работы, всецело посвященные византийскому военному делу.

Проблематика военного искусства Византии подробна освещена в работах В.В. Кучмы "Военная организация Византийской империи", Э.Н. Люттвака "Стратегия Византийской империи", коллектива авторов, выпустивших сборник "Культура Византии" в двух томах, Кардини Франко "Истоки средневекового рыцарства".

Вместе с тем, зачастую, исследователи данного направления истории Византии основывают свои работы на общем анализе византийских трактатов о стратегии и описании внешнеполитической ситуации Византии за конкретные исторические периоды. Но в их работах не хватает подробного анализа факторов, непосредственно повлиявших на становление и развитие таких элементов военного искусства Византии, как тактика и стратегия, фортификация и логистика, вооружение и состав армии.

В своей работе я опирался на следующую исследовательскую литературу:

Культура Византии. Том I. IV - первая половина VII в.

Кучма В.В. в главе "Военное искусство" сборника "Культура Византии" анализирует трактаты о военном искусстве, поскольку именно в них кристаллизован весь опыт военных действий, стратегии и тактики Византийской империи. На примере отличия источников друг от друга он показывает, насколько эволюционировало военное искусство Византии всего за полвека.

Кучма В.В. Военная организация Византийской империи

Труд автора представляет собой тематический сборник статей, посвященный проблемам военной организации Византийской империи. Основными источниками исследования являются памятники византийской военно-научной литературы, опирающиеся на многовековую античную традицию. Принципы военной теории рассматриваются в неразрывной связи с боевой практикой, на общем фоне социально-экономического, политического и государственно-правового развития Империи. По мнению автора, военно-научная мысль каждого данного периода греческой, римской и византийской истории является важнейшим показателем общего уровня развития культуры соответствующего человеческого сообщества. Формируясь под длительным и постоянным воздействием самых различных факторов как материального, так и духовного свойства, принципы полемологии оказываются органически включенными в систему цивилизационных ценностей максимальной общественной значимости.

Люттвак Э.Н. Стратегия Византийской империи

Книга Эдварда Люттвака "Стратегия Византийской империи" в целом - попытка ответить на вопрос, почему Византия как государство просуществовала почти вдвое дольше Западной империи. Для нас важен аспект военного дела, но автор так же предоставляет данные о внешней политике Византии, включающей в себя как военное дело, так и дипломатию, разведку, управление экономикой и финансами. Люттвак указывает, что Константинополь опирался не только на военную мощь, но и на тактику дипломатических и политических интриг, стравливая своих реальных и потенциальных врагов между собой, своевременно заключая политические и военные союзы и в нужное время их разрывая.

Франко Кардини. Истоки средневекового рыцарства

Итальянский исследователь опирается на богатый опыт историографии, предшествующей и современной. Важным его тезисом является то, что на облик европейского рыцарства значительно повлиял Восток, проводником же этого влияния стала Византия, реформировавшая свою армию, сделавшая конных лучников и тяжелую кавалерию своей основной ударной силой.

Источники

Источниками для этого исследования являются прежде всего византийские трактаты о военном искусстве, такие как "О стратегии" за авторством "Византийского Анонима" и "Стратегикон" Маврикия. Они написаны с разницей в полвека, но разница между ними огромна. Хотя оба трактата основаны на реальном боевом опыте, по разнице между ними можно судить и о смене условий, оказывающих непосредственное влияние на стратегию и тактику. В последней четверти VI века изменилась сама концепция войны. Выяснение причин, по которым это произошло и станет целью этой работы

Целью данной работы является выявить факторы, повлиявшие на развитие военного искусства Византии.

Объектом исследования является военное искусство Византии V-VII вв., предметом - его развитие.

Задачами курсовой работы в соответствии с ее целью являются:

. Выявить особенности геополитического положения Византийской империи

. Проследить развитие вооружения и тактики византийской армии в V-VII вв.

. Выявить особенности византийского военного искусства начала VII века по сравнению с античным периодом.

. Раскрыть взаимосвязь между формированием военного искусства Византии и ее контактами с агрессивными соседями.

Гипотеза - Военное искусство Византии формировалось под влиянием нескольких важных факторов, таких как постоянные войны, геополитическое положение, влияние соседей, а так же внутреннее социально-экономическое положение. Характер влияния этих факторов получится раскрыть при изучении источников и анализа исследовательской литературы.

Методы исследования. В ходе написания курсовой работы были использованы такие методы как: метод историографического анализа, историко-сравнительный метод, историко-системный метод

геополитический военный византия армия


Глава I. Кратко о Византии


.1 Историческая справка


Византийская империя получила свое название от древней мегарской колонии, небольшого городка Византия, на месте которого в 324-330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии, - Константинополь. Название «Византия» появилось позже. Сами византийцы называли себя римлянами - «ромеями» ('???????), а свою империю - «ромейской». Византийские императоры официально именовали себя «императорами ромеев» (? ?????????? ??? '???????), и столица империи долгое время называлась «Новым Римом» (??? '????). Возникнув в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство, Византия во многом была продолжением Римской империи, сохранившим традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому Византию IV - VII вв. нередко называют Восточной Римской империей.

Разделение Римской империи на Восточную и Западную, повлекшее за собой образование Византии, было подготовлено особенностями социально-экономического развития обеих половин империи и кризисом рабовладельческого общества в целом. Области восточной части империи, тесно связанные друг с другом издавна сложившейся общностью исторического и культурного развития, отличались своеобразием, унаследованным от эллинистической эпохи. В этих областях не получило столь широкого распространения, как на Западе, рабство; в экономической жизни деревни основную роль играло зависимое и свободное население - общинное крестьянство; в городах сохранилась масса мелких свободных ремесленников, труд которых конкурировал с рабским. Здесь не было столь резкой, непроходимой грани между рабом и свободным, как в западной половине Римской державы, - преобладали разнообразные переходные, промежуточные формы зависимости. В системе управления в деревне (община) и городе (муниципальная организация) удержалось больше формально-демократических элементов. В силу этих причин восточные провинции значительно менее западных пострадали от кризиса III в., подорвавшего основы экономики рабовладельческой Римской империи. Он не привел к коренной ломке прежних форм хозяйственного строя на Востоке. Деревня и поместье сохранили свои связи с городом, многочисленное свободное торгово-ремесленное население которого обеспечивало потребности местного рынка. Города не переживали столь глубокого экономического упадка, как на Западе.


.2 Географическое положение


Территория империи превышала 750 000 кв. км. На севере ее граница проходила по Дунаю до его впадения в Черное море4, затем - по побережью Крыма и Кавказа. На востоке она тянулась от гор Иберии и Армении, примыкала к рубежам восточного соседа Византии - Ирана, вела через степи Месопотамии, пересекая Тигр и Евфрат, и далее вдоль пустынных степей, населенных североарабскими племенами, на юг - к развалинам древней Пальмиры. Отсюда через пустыни Аравии граница выходила к Айле (Акабе) - на побережье Красного моря. Здесь, на юго-востоке, соседями Византии были образовавшиеся в конце III - начале IV в. арабские государства, южноарабские племена, Химьяритское царство - «Счастливая Аравия»5. Южная граница Византии шла от африканского побережья Красного моря, вдоль пределов Аксумского царства (Эфиопия), пограничных с Египтом областей, населенных полукочевыми племенами влеммиев (они жили по верхнему течению Нила, между Египтом и Нубией), и далее - на запад, по окраинам Ливийской пустыни в Киренаике, где с Византией граничили воинственные мавретанские племена авсуриан и макетов.

Империя охватывала области с разнообразными природно-климатическими условиями. Мягкий средиземноморский, местами субтропический, климат прибрежных районов постепенно переходил в континентальный климат внутренних районов с присущими ему резкими колебаниями температур, жарким и засушливым (особенно на юге и востоке страны) летом и холодной, снежной (Балканы, отчасти Малая Азия) или теплой, дождливой (Сирия, Палестина, Египет) зимой.

Большую часть территории Византии занимали горные или гористые области (Греция, включая Пелопоннес, Малая Азия, Сирия, Палестина). Сравнительно обширные равнинные пространства представляли собой некоторые придунайские районы: дельта Дуная, плодородная южнофракийская равнина, покрытое редким кустарником холмистое плоскогорье внутренней Малой Азии, полустепи-полупустыни востока империи. Равнинный рельеф местности преобладал на юге - в Египте и Киренаике.


.3 Особенности геополитического положения


Итак, Византия - огромная империя, обладающая колоссальными для своего времени ресурсами и населением. Пространство вокруг нее неспокойно. На севере - многочисленные племена варваров, с которыми не всегда удавалось договориться. В IV-V вв. приток варваров заметно усилился. Уже до этого, в III-IV вв., у окружавших империю племен германцев и сарматов, находившихся на разных стадиях разложения первобытнообщинных отношений, заметно развились производительные силы, стали складываться мощные союзы племен, что позволило варварам захватывать пограничные области слабевшей Римской империи.

Восток так же не был спокоен. Грозным соседом был Сасанидский Иран, с которым время от времени приходилось вступать в затяжные военные конфликты. В мирное же время торговые интересы заставляли забыть об оружии - через территорию Ирана пролегал Великий шелковый путь. Помимо посредничества в торговле контакты с Сасанидами вели к культурному обмену и заимствованию некоторых достижений своих соседей.

На Западе и в Северной Африке Византия вела агрессивную внешнюю политику, стремясь вернуть величие былой империи. Наибольших успехов в этом она достигла при Юстиниане. Однако, Империя приобрела территории, для защиты которых у нее не хватало сил. Византия бросила все силы на дипломатические уловки и оборону.

Отличительной чертой геополитического положения Империи, таким образом, была постоянная угроза войны, довольно часто ей приходилось вести войну на два фронта. Находясь в постоянном окружении варварских племен и королевств, а так же ощущая пристальное внимание Сасанидов на Востоке, Византийская империя не могла позволить себе полностью уничтожить противника - на его место вставал другой, не менее сильный.


Глава II. Вооружение и тактика византийской армии VI-VII вв.


.1 Состав армии при Юстиниане


Ко времени правления Юстиниана империя благодаря стабилизации экономики была в состоянии содержать хотя и небольшие, но хорошо вооружённые и обученные воинские контингенты. Армия была реорганизована в связи с требованиями времени и текущей ситуации, которая была непростой. На византийскую тактику, вооружение и воинскую организацию сильнейшее влияние оказала Персия. Армия подразделялась на полевую армию (состоявшую, главным образом, из комитатов и федератов при поддержке союзников-варваров) и гарнизонные части.

Состав армии при Юстиниане был следующим:

Гвардия, расквартированная в столице империи

Комитаты полевой армии. При Юстиниане они назывались стратиоты. Регулярная армия империи.

Лимитаты. Несли службу на границах и в пограничных гарнизонах. Этот род войск существовал ещё со времён позднеримской армии.

Федераты Наёмники из числа германских добровольцев.

Союзники (преимущественно германские племена, гунны и т. д.)

Букелларии (наёмные дружины императора и частных лиц).

Основной ударной силой становилась конница. Пехота играла вспомогательную роль в обороне.

Теперь поговорим о вооружении


2.2 Вооружение византийской армии при Юстиниане


Армия Византии имела три рода войск: кавалерию, пехоту и артиллерию. Воины империи делились на несколько классов по вооружению: тяжелая кавалерия (катафракты), конница среднего и легкого класса, тяжелая и легковооруженная пехота.

Кавалерия катафрактов была основной ударной силой. Главной отличительной чертой этого воинского подразделения была их броня, защита была как на всаднике, так и на лошади. Византийский аноним рекомендует защищать латными платинами самые уязвимые части тела лошади, "иначе лошади, будучи раненными, перестают слушаться и сбрасывают всадников" (XVII). Оружием катафрактов была пика и меч, иногда - лук и стрелы.

Легкая конница. Их основным оружием был лук и стрелы, а так же метательные копья и меч. Основной задачей трапезитов, видимо, являлась рекогносцировка на поле боя: своими атаками они прощупывали слабые места в обороне противника и выясняли, насколько силен противник, могли предварять атаку основных сил, издалека обстреливая пехоту противника и разрушая их строй, после чего в бой вступала кавалерия катафрактариев.

Тяжелая пехота согласно "Византийскому анониму" использовала кирасы, шлемы и наголенники, щиты округлой формы "не менее семи пядей в ширину" с металлическим умбоном, защищающим руку. Основным оружием тяжелой пехоты оставалось копье. Основной задачей тяжелой пехоты была оборона.

Легкая пехота была представлена пращниками, лучниками и метателями дротиков. Они были быть использованы как в обороне, так и в защите.


.3 Тактика византийской армии при Юстиниане


Тактика византийской армии IV-VII веков строилась на превосходстве кавалерии над пехотой, последней - вопреки римской традиции - отводилась зачастую пассивная роль, в то время как тяжелые и легкие кавалеристы производили нападения на неприятеля в центре или на флангах.

Тактика легкой конницы строилась на стрельбе из лука, она должна была измотать противника, прежде чем катафракты произведут нападение. Византийцы старались располагать свои силы плотным порядком - так, чтобы реализовать максимальное взаимодействие не слишком стойких отрядов, к тому же их действия в таком случае легче было контролировать. В обороне главный удар должна была принимать на себя тяжелая пехота. Общей формулой сражения был малоподвижный центр и активные фланги; как правило, полководцы выделяли еще и резерв, расположенный за главными силами. Особое место в тактике византийцев того периода занимает легкая пехота, состоявшая из пращников, метателей дротиков и лучников - последние имели особое значение. Легкая пехота активно применялась как в обороне, так и в нападении, она могла располагаться как впереди, так и позади своих тяжеловооруженных товарищей, которые тоже нередко были вооружены луками.

Говоря об устройстве лагерей, "Византийский аноним" рекомендует размещать конницу в центре лагеря, чтобы уберечь ее от обстрела из вне. Так же он советует уменьшать количество ворот и калиток, чтобы было проще патрулировать периметр.


.4 Стратегия


Стратегия византийской армии строилась на ее слабостях. Ключевой тактикой была оборона. Имея ограниченные военные силы и множество врагов, нельзя было полагаться на результат полевых сражений, и нельзя было проводить смелые наступательные операции. Рассчитывать можно было только на методичное наступление с постепенным овладением вражескими крепостями, закреплением в занятых районах. К полевым сражениям можно было прибегать только в тех случаях, когда был очевиден перевес над противником, в случаях же, когда этот перевес отнюдь не был очевиден, необходимо было маневрировать, производить небольшие нападения на неприятеля, заманивать его на неудобную позицию, а самим пытаться занять удобную. Нужно было внимательно следить за передвижениями врага и не допускать с его стороны вытеснения византийской армии с занятой территории, захвата важных стратегических объектов. В обороне империя полагалась на расположенные вдоль границы на важных узлах коммуникаций крепости. Помимо них, укрепления имели практически все города империи, славился неприступностью своих стен Константинополь. Все эти укрепленные пункты и расположенные у границы кордоны из пограничных войск должны были препятствовать проникновению сил варваров и соседних держав (Сасанидская держава, варварские королевства) в пределы Византии. Роль крепостей непрерывно возрастала по мере пропорционального снижения боевых качеств еще римской армии. Активно возводил укрепления и Юстиниан; принято даже считать, что при нем было возведено гораздо больше крепостей на границе, чем при его предшественниках. Располагая большим количеством крепостей, Восточная Римская империя вынуждена была держать и многочисленные их гарнизоны; полагаться на пограничные войска было в этом деле нельзя, по-видимому, они защищали только небольшие крепости, а в крупных укрепленных пунктах стояли гарнизоны из полевых войск, однако, со временем, эти гарнизоны стали мало отличаться друг от друга.

Таким был облик военного искусства Византии при Юстиниане. Но начиная с конца VI века империю начали сотрясать удары аваров и славян, а на востоке Сасанидский Иран начал угрожать интересам Империи. Старые тактические приемы и принципы комплектования армии трещали по швам. В сложившейся ситуации требовалось переосмыслить тактику и стратегию. Воплощением нового подхода к военному делу стал трактат о военном искусстве Маврикия "Стратегикон".


Глава III. Особенности византийского военного искусства VII в.


Сравнивая армию, описанную Маврикием с армией, описанной ранее Анонимом, стоит заметить, что вооружение армии не претерпело значительных изменений. Изменился принцип ее комплектования - теперь в ней не было наемников. Основу армии составляло фемное ополчение. Свое начало фемный строй ведет от императоров Ираклийской династии 610-717 годов. Первоначально фемы создавались в приграничных районах и были довольно большими, затем их становилось больше, а сами они становились меньше.

Коренным изменениям подверглась и тактика боя, а также такие базовые устои византийской военной практики, как возведение лагеря и разведывательные мероприятия.

Рассмотрим подробнее особенности военного искусства начала VII века.


.1 Состав армии и тактика боя


За период господства фемного строя выработалась новая тактика. Во время кампаний византийская армия представляла собой равную пропорцию из кавалерии и пехоты, хотя и чисто кавалерийские армии для Византии были не в диковинку. Имперская тактика была основана на наступательных и оборонительно-наступательных действиях и предусматривала большое число последовательных координированных ударов по врагу. Стандартный боевой порядок (в зависимости от обстоятельств значительно менявшийся) состоял из пяти основных элементов:

) Первая линия центра;

) Вторая линия центра;

) Резерв (охрана тыла), обычно представлявший собой две группы, размещенные позади каждого фланга;

) Фланговые отряды охранения, в боевую задачу которых входили также охват и окружение противника;

) Отряды дальнего охранения и прикрытия, в боевую задачу которых входили также охват и окружение противника.

Два первых элемента составляла пехота - скутаты в центре, лучники на флангах, три остальных всегда были кавалерийскими. Если пехоты было мало, она могла образовывать только вторую линию центра или в качестве дополнительного резерва размещаться позади двух кавалерийских линий.

Когда противостоящая армия являлась преимущественно кавалерийской, а византийская - пехотной, передовая линия ожидала атаки врага. Уверенные, что их тыл и фланги надёжно защищены кавалерией, скутаты выдерживали натиск кавалерии не хуже римских легионеров, а на фланги атакующего противника незамедлительно обрушивались византийские фланговые отряды охранения. Вслед за тем второй, ещё более сокрушительный, удар по вражеским флангам и тылам наносили отряды дальнего охранения и прикрытия. Если тактика подобных контрударов не достигала цели и византийская первая линия вынуждена была отступить, она выполняла этот маневр через просветы, в соответствии с традиционной римской схемой, оставленные для этой цели во второй линии. Отряды охранения и окружения оттягивались, перегруппировывались и атаковали вновь. Наконец, если вторая византийская линия терпела неудачу, а прежняя передовая ещё не успевала перестроиться, положение ещё могло быть спасено контратакой свежих резервных отрядов, почти всегда применявшихся скорее для двойного окружения, чем для фронтальной атаки.

В кавалерии появилось несколько важных типов боевых единиц. Курсоры - наносили первый удар, состояли преимущественно из токсотов (конных лучников). Дефензоры - выполняли защитную функцию, принимая удар противника. Депотаты - безоружные всадники, чьей задачей было подбирать раненых на поле боя.

Маврикий в "Стратегиконе" предлагает выстраивать кавалерию в три линии. Передовую линию следует разбить на три меры, каждая мера состоит из трех мир. Названные меры составляются из курсоров и дефензоров, одну треть каждой меры, располагаясь по обе ее стороны, составляют курсоры, в первую очередь токсоты (конные лучники), а две миры в середине между ними составляют дефензоры.

Итак, боевые порядки усложнились - они стали более динамичными. Возросло искусство управления боем: в его основе отныне лежал маневр, основанный на внезапности. В качестве главного средства достижения победы над противником стала признаваться не сила, а хитрость. Отсюда то исключительное внимание, которое уделяется военными авторами изложению стратегем (военных хитростей).


.2 Особенности новой стратегии


Глобальные особенности выразились и в тактике ведения войны: чтобы ослабить противника, Маврикий рекомендует применять "тактику выжженной земли". Самым благоприятным временем для вторжения Маврикий считает период жатвы: в этот момент нанесенный врагу ущерб будет особенно чувствительным, а неблагоприятные последствия такого ущерба - максимально продолжительными (VIII, 1, 29, 202). Вместе с тем опыт и житейское благоразумие дают основание Маврикию высказать две важные практические рекомендации. Если войску предстоит обратный путь по той же самой вражеской территории, не следует бездумно предавать огню все продовольственные и сырьевые ресурсы, чтобы в будущем не оказаться в затруднительном положении. А еще надежнее нести с собой необходимые припасы, поскольку полностью ставить себя в зависимость от военной добычи было бы весьма рискованным делом (IX, 3, 2, 230).

Главным отличием от стратегии прошлого стала концепция войны: противника следовало ослабить, но не уничтожать. Ведь на смену одному противнику придет другой, более могущественный. Гораздо выгоднее заключить союз со вчерашним врагом, чтобы ослабить и других соперников. Активную роль здесь играла византийская дипломатия.

Изменился и подход к войне: если ранее "Византийский аноним" рекомендует придерживаться оборонительной тактики и уделяет немало места своего сочинения описанию различных способов фортификации, то теперь стратегия Империи заключалась в неожиданных ударах. Внезапность рассматривается как фактор, дающий тактическое преимущество. Немалую роль играла и тактика контрнаступлений из засады. Вместе с тем возросшая численность конницы привела и к изменениям в устройстве лагеря, если ранее конницу рекомендовано было держать внутри лагеря, то Маврикий смело порывает с этим правилом, выводя конницу за пределы лагеря - для удобства контратаки. Важным моментом в устройстве лагерей было и то, что теперь рекомендовалось иметь как можно больше ворот и калиток по периметру. Цель та же - обеспечить быстрое контрнаступление.

Существенно новым элементом военной теории стало признание необходимости учиться у противника. Заслуга в этом принадлежит автору "Стратегикона" - он первым в истории военной науки включил в свой трактат обширный раздел, посвященный характеристике военных обычаев соседних народов. Многие элементы вооружения были заимствованы византийцами у противников империи: кольчуга у авар, меч у герулов, дротик у славян, искусство стрельбы из лука у персов - об этом прямо говорится в "Стратегиконе". Заимствование чужого оружия приводило и к заимствованию чужих способов обращения с ним, а также тактики применения сил, вооруженных нетипичным для Империи оружием. Однако характер этих заимствований не был сплошным - новые элементы тактики увязывались с прошлым боевым опытом и успешно применялись в вооруженных конфликтах.


Глава IV. Причины расцвета византийского военного искусства


.1 Геополитический фактор


Как мы знаем, Византия удачно расположена с точки зрения транзитной торговли, но в то же время она окружена потенциальными врагами. Стычки на границах - обычное дело, война - обычное состояние Империи. В то же время имперцы контактируют со множеством культур, перенимая те их обычаи и привычки, что не противоречат здравому смыслу. Как все это влияет на развитие военного дела? Здесь есть прямая взаимосвязь. Рассмотрим геополитическое положение Византии с точки зрения на безопасность. Если мы посмотрим на карту Империи, то увидим, что основная часть ее территорий практически не имеет естественных рубежей. Добавим к этому, что Империя окружена соседями, которые могут завтра оказаться ее врагами - если не совершенствовать технологию ведения войн, то можно будет быстро лишиться своих территорий. Здесь мы можем утверждать, что совершенствование военного искусства есть рефлексия. Тактика разрабатывается, исходя из реального боевого опыта, армия переоснащается, исходя из набора типичных боевых ситуаций. Так, превосходво конницы над пехотой привело к тому, что Византия сделало кавалерию основной ударной силой. Это привело к таким частным моментам, как переосмысление обустройства лагеря: если ранее предполагалось, что конницу следует держать в центре лагеря вне досягаемости от выстрелов противника, то теперь ее держали вне стен лагеря.


.2 Экономический фактор


Располагая территориями, через которые пролегали мировые торговые пути, Византия получала почти неиссякаемый источник дохода. Благодаря этому она могла использовать такое средство дипломатии, как откуп от врагов - это было куда выгоднее, чем восстанавливать разрушенные войной города и набирать новых воинов взамен погибших. Однако даже располагая таким выгодным расположением территорий, Византия не могла позволить себе значительных военных расходов. Ведь это приводило к усилению налогового бремени и в конечном счете выливалось в восстания. Этим можно объяснить то, что стратегия ведения войны до императоров Ираклийской династии была в первую очередь оборонительной. Этим же можно объяснить отказ от наемных войск, которые дорого обходились казне. Любое планирование военных действий идет с оглядкой на казну, видимо из-за непомерной стоимости ведения войн Византия предпочитала дипломатическую игру войне.


.3 Влияние культуры соседей


Учитывая сложную ситуацию на границах и не всегда располагая эффективными средствами противодействия силам противника византийцы впервые выдвинули тезис о необходимости учиться у противника. Так, у аваров они позаимствовали кольчуги, у персов - тяжелую кавалерию и конных лучников. Эти заимствования в корне меняли и тактику боя: главная роль в бою отводилась коннице. Все это вело и к изменениям в социальной структуре: к концу VI века был сформирован слой катафрактов - воинов, наделявшихся земельным участком за службу. Они представляли наиболее привилегированную часть войска (за исключением гвардии), будучи частью фемного ополчения.

Итак, военное искусство Византии формировалось, исходя из объективных факторов, таких как опыт войн с соседями, заимствование элементов вооружения и тактики. Его развитие было необходимостью, основанной на невыгодном расположении Византии между агрессивными соседями. Главным принципом византийского военного искусства становится выгода. Поскольку полное уничтожение противника не было выгодным (на его место приходил другой), то здесь играла большую роль дипломатия. Вчерашний враг становился союзником. Частью общей глобальной стратегии Византии стало стравливание сильных соперников друг с другом средствами дипломатии.


Заключение


В период VI-VII вв. Империя продемонстрировала свою исключительную изобретательность в выборе методов ведения войн. Не стесняясь заимствовать у противника его тактику и вооружение, Византия разрабатывала методы ведения войны, отдельного сражения или боевого построения, опираясь на реальный боевой опыт. Невыгодное с точки зрения стратегии географическое положение вело с другой стороны к активному поиску эффективного метода противодействия врагу. На стратегическом уровне последнее слово оставалось за дипломатией - невозможно было уничтожить противника полностью, да и не выгодно. Византийская армия просто не могла, воюя на нескольких фронтах, полностью покорить своих соседей, потому Империя предпочитала договариваться с врагом и даже откупаться от него, и если возможно - превратить его в союзника. То, что византийское военное искусство основано на реальном боевом опыте, лучше всего показывают такие источники, как "Стратегикон" Маврикия. Его тезисы о боевом построении и тактике засад, о разведке и устройстве лагеря показывают, что автор был профессиональным военным, причем занимал высокое место в армейской иерархии. Именно непрекращающиеся войны и постоянная угроза вторжения варваров на фоне невыгодного географического положения стали основополагающими факторами при формировании византийского военного искусства. Не менее важно и то, что противники Византии были весьма искусны в военном деле, и довольно часто превосходили численностью византийскую армию, были хорошо вооружены. Все это вело к созданию стратегии, позволявшей как минимум не проигрывать войны, а так же к многочисленным заимствованиям.


Список источников


1. О стратегии: византийский военный трактат VI века / Изд. подг. В. В. Кучма. - Спб. : Алетейя, 2007. - 160 с.

. Стратегикон Маврикия / Изд. подг. В. В. Кучма. - Спб. : Алетейя, 2004. - 256 с.

. История Византии. В 3 т. Т. 1. / Под ред. С. Д. Сказкина. - М. : Наука, 1967. - 525 с.

. Культура Византии. В 3 т. Т. 1. / Под ред. З. В. Удальцовой. - М. : Наука, 1984. - 640 с.

. Кучма В. В. Военная организация Византийской империи / В. В. Кучма. - Спб. : Алетейя, 2001. - 426

. Люттвак Э. Н. Стратегия Византийской империи / Э. Н. Люттвак. - М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. - 664 с.


Теги: Военное искусство Византии V-VII вв.  Курсовая работа (теория)  История
Просмотров: 39675
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Военное искусство Византии V-VII вв.
Назад