Византийское наследие в истории России (в идейно-политической, духовно-культурной жизни)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический Университет»

Институт дистанционного образования

- Экономика


ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ(В ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ДУХОВНО- КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ)

Реферат

по дисциплине:

История


Исполнитель:

студент группы З-3Б32

Байбакова Евгения Ивановна 22.04.2014

Руководитель:

Преподаватель Гурьева Ирина Юрьевна


Томск ¾ 2014


Введение


Византия и Россия - два огромных государства, имеющие богатую культурную и политическую основу своего бытия, а также сложные, жесткие, в духе времени, этапы появления.

Тема влияния одной высокоразвитой империи на развитие другой будет всегда актуальна для изучения, ведь история имеет циклический характер развития, и подобные случаи будут происходить всегда.

Примером может служить вопрос о преемственности культур древней Греции и завоевавшего ее Рима, который «позаимствовал весь пантеон греческих богов, сменил их имена на римский лад, скульптуры и художники старательно копировали греческие образцы, поэты и драматурги переписывали сюжеты неповторимой греческой поэзии и драмы. Влияние греческой культуры было настолько сильное, что сначала, после завоевания Эллады, римская наука стала двуязычной. В римских образованных семьях принято было разговаривать наряду с латинским еще и греческим языком. Только со временем римские филологи разработали лексическую и синтаксическую системы латыни настолько, что ей можно было передавать все тонкости всесторонне развитого греческого языка».

В своем труде « Политическая идеология средневековья. Византия и Русь»,

Российский учёный-византинист, доктор исторических наук, профессор И.С. Чичуров пишет: «Едва ли приходится подробно обосновывать правомерность выбора византийского материала для сопоставления с древнерусским. Две страны были, как известно, связаны друг с другом длительными, хотя и не всегда простыми, контактами - политическими, экономическими, культурными».

Цель данной работы заключается в том, чтобы выяснить, в чем же заключается понятие о наследии Византии.

Как изменилось мировоззрение государственных деятелей, да и простого народа после принятия православия и идей об устройстве жизни людей в новом христианском мире.

Для того чтобы ответить на эти вопросы обратимся к прошлому, посредством анализа некоторых памятников культурной и политической мысли древней Руси, а так же выясним что такое Византия.


Византийская империя. Краткий очерк

византийский наследие иконопись политический

Византийская империя, Византия, Восточная Римская империя (395-1453гг.) - государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.

В IV- VII вв. обширную Византийскую империю населяли самые разные народы, такие как греки, сирийцы, римляне, армяне, копты, и т.д., а также мелкие племена окраин империи и иностранцы. Подобное многообразие составляло «причудливую этническую и лингвистическую мозаику».

В 330 г.н.э. император Константин I основал город Константинополь, «который представлял собой личную императорскую резиденцию».

«Константинопольский сенат стал собранием высших гражданских и военных чинов, действительных и находившихся в отставке, и придворных. Это было новое социальное образование, положившее начало столичной знати, существование которой было характерно для всего последующего исторического развития Византии»

Со времен основания до второй половины XII века это было могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы. Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, - включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км, население - 30-35 млн. жителей. Ее императоры пытались выступать в роли верховных сюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийского императорского двора ходили легенды.

Византия с момента своего рождения была "страной городов" (с почти поголовно грамотным населением) и великой морской и торговой державой. Ее купцы проникали в самые отдаленные уголки известного тогда мира: в Индию, Китай, на Цейлон, в Эфиопию, Британию, Скандинавию. Византийский золотой солид играл роль международной валюты.

В IX-X веках, после завоевания Болгарии и подчинения сербов и хорватов, Византия стала, по существу, греко-славянским государством. На основе религиозной общности вокруг Византии сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)", включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии.

До VII века официальным языком империи была латынь, однако существовала литература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. В 866 году "солунские братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрели славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси.

Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной, империю всегда отличали устойчивая государственность и строго централизованное управление.

По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией, учение о которой окончательно сложилось именно здесь. Вся полнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д. Власть его считалась божественной и была практически не ограниченной, однако, она не была юридически наследственной. В Византии сложилась особая система взаимоотношения светской и церковной властей, называемая цезарепапизмом (Императоры, по существу, управляли Церковью, становясь "папами"). Церковь же стала лишь придатком и инструментом светской власти.

В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. уже с VI века Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.


Идеолого-политические аспекты византийского наследия в истории России


Исходя из определения политической идеологии, можно сказать, что политическое устройство Византии, являлось неким примером для создателей будущего государства Российского, а именно налицо определение целей и методов организации общества. Одним из методов было принятие общей религии. Конечно, определение её имело несколько соревновательный характер, однако можно предположить, что для Владимира Святославовича выбор в пользу православия был очевиден.

Две страны должны были породниться, образовать крепкие торговые и экономические связи для дальнейшего процветания обеих держав. Это требовало кардинальных изменений, как в политике, так и в идеологии неискушенного в этом смысле будущего Российского государства, с тем, чтобы в дальнейшем иметь вес среди европейских держав, которые давно сменили многобожие на веру в единого Бога. Тем более женившись на византийской царевне Анне, Владимир приобрел статус, который более не позволял насмехаться над ним из-за его происхождения от рабыни.

Митрополит Питирим (Нечаев) пишет: «Значение Византии для Древней Руси трудно переоценить. Можно сказать, что византийская форма Православия, воспринятая восточными славянами в X в., создала историческое лицо будущей России.»

Начиная с конца IV в. Византийская империя была христианским государством, а христианство - господствующей религией. Система взаимоотношений Церкви и государства сложилась в VI в. при императоре Юстиниане в образе "симфонии" - согласия светской и церковной власти, которое зримо выражает герб Византии: двуглавый орел под единой царской короной, - также унаследованный Россией. Император был защитником (протектором) Церкви. Идею единства Церкви и государства, а также византийскую государственную атрибутику в полной мере восприняла не Киевская Русь X в., а Московская Русь XVI в.

Таким образом, государство и государь (князь, император) выступают гарантом веры, а церковь в свою очередь, является духовной основой для государства. Таким образом, государь представляется помазанником Божьим, что характерно и для Византийских императоров.

Известный петербургский историк Р.Г. Скрынников пишет: « Решающее влияние на эволюцию русского общества оказал синтез военной организации норманнов, общественных институтов славян и византийского права, ставшего известным на Руси благодаря утверждению в Киеве византийской церковной иерархии».

Духовно-культурные аспекты византийского наследия в истории России.


Христианизация Древней Руси


Восточные славяне вплоть до 9 в. н. э. были язычниками, это обстоятельство в некотором роде препятствовало объединению различных княжеств и родов в общее государство, т.к. не везде почитали Перуна как главного бога, ведь были и другие.

Даже после крещения княгини Ольги, которое состоялось, согласно Повести временных лет, в 955 г в Константинополе, христианству не было суждено обосноваться на Руси. Сын княгини Ольги князь Святослав не пожелал принимать новую религию и только внуку Ольги князю Владимиру Святославовичу, удалось крестить Русь в 988г. Это, несомненно, способствовало образованию целостного государства с общей религией, едиными законами, и верховной властью в лице князя Владимира Святославовича в Киеве.

«Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. По существу, история русской (древнерусской) культуры только началась после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси (988 г.) становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью - жизненным пространством кочевых народов, - возникло европейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями. Так, в самом общем виде обычно определяется значение христианизации Руси в отечественной истории. Принятие Русью христианства стало идеологической основой феодальной культуры и оказало воздействие на всю средневековую культуру. По своей сути это событие представляет собой момент принципиального культурно-исторического выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял на развитие социально-экономических, политико-правовых процессов».

Церковь становится основным институтом феодальной культуры Древней Руси. Она играет позитивную роль в развитии русской государственности. Она обогащает социальным и политическим опытом древнерусское публичное право, повлияло на его эволюцию силой церковного суда, рассматривавшего кроме церковных правонарушений и неконфессиональные дела. Так же, посредством церкви был закреплен моногамный брак и, как следствие отвергалось равенство детей рожденных от слуг или вне брака и законорожденых. Это , в свою очередь привело к разрушению общинно- родового строя, характерного для язычников.

В светской жизни усугубляется расслоение между отдельными социальными группами.


Письменность и Литература


Значительным культурным переворотом является введение единой письменности. Русский язык - один из славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь развития. В VII-VIII вв. можно предположить существование восточнославянских племенных диалектов, на основе консолидации которых возник древнерусский язык. Он сформировался в XI-XIV вв.

Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой. Славянская азбука была составлена греками Кириллом и Мефодием с учетом специфики славянской речи, на основе греческого скорописного письма с добавлением букв из коптского и самаритянского алфавитов. Один из письменных памятников Киевской Руси «Русская правда» написан подлинно народным, простым, ясным языком. Этому языку не страшны были «влияния». Он мог только обогащаться новыми словами, оборотами, не теряя своего национального облика.

Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. [1]

Рассмотрим некоторые памятники литературы Древней Руси:


«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона Киевского


Илларион происходил из богатого, знатного рода. Это значит, что он получил хорошее образование, был начитан трудами византийских церковников, а так же историческими трудами, еще он занимался переводами книг и написанием своих ("Слово о законе и благодати", "Исповедание веры" и "Поучение священникам о пользе душевной").

Илларион был первым Киевским митрополитом русского происхождения, назначенный самим князем Ярославом, без санкции на то константинопольского патриарха.

««Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона» - пишет академик Д.С.Лихачев - «… по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и, в самом деле, как бы предвосхищает это будущее».

Написание этого труда датируется 1037-1050 гг.

«Слово» состоит из трех частей.

Первая часть произведения касается основного вопроса исторических воззрений средневековья: вопроса взаимоотношения двух заветов: Ветхого - «закона» и Нового - «благодати». Взаимоотношение это рассматривается Илларионом в обычных символических схемах христианского богословия, в последовательном проведении символического параллелизма. Символические схемы этой части традиционны. Ряд образов заимствован в ней из византийской богословской литературы. В частности, неоднократно указывалось на влияние «слова» Ефрема Сирина «на Преображение» .

Здесь говорится о вселенском характере христианства, т. е. что это учение для всех народов и нет только одного богоизбранного народа, как в Ветхом завете таковым является народ иудейский. Учение «Ветхого завета» сравниваются с темнотой, лунной ночью, с рабством (рабыня Агарь), а «Новый завет» выступает как освободитель, как солнце и радость для всех верующих (Сара).

Во второй части говориться о русском христианстве: «...вера бо благодатьнаа по всей земли простреся и до нашего языка рускааго доиде...»; «Се бо уже и мы с всеми христианами славим святую Троицу». Русь равноправна со всеми странами и не нуждается ни в чьей опеке: «вся страны благый Бог нашь помилова, и нас не презре, въсхоте и спасе ны и в разум истинный приведе».

Русскому народу принадлежит будущее, принадлежит великая историческая миссия: «и събысться о нас языцех (народах) реченое: открыеть господь мышцу свою святую пред всеми языкы (перед всеми народами) и узрять вси конци земля спасение еже от Бога нашего» (Исаии, LII, 10).»[3]

В третьей восхваляется Князь Владимир, крестивший Русь, и сам через крещение и дальнейшее следование законам Божьим, ставший святым в глазах Иллариона: «Похвалим же и мы, по силе нашей, малыими похвалами великаа и дивнаа сътворьшааго, нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли, Володимера».

«Затем Илларион переходит к описанию личных качеств Владимира и его заслуг, очевидным образом имея в виду указать на необходимость канонизации Владимира. Довод за доводом приводит Илларион в пользу святости Владимира: он уверовал в Христа, не видя его, он неустанно творил милостыню; он очистил свои прежние грехи этой милостыней; он крестил Русь - славный и сильный народ - и тем самым равен Константину, крестившему греков. Сопоставление дела Владимира для Руси с делом Константина для ромеев-греков направлено против греческих возражений на канонизацию Владимира: равное дело требует равного почитания. Сопоставление Владимира с Константином Илларион развивает особенно пространно, а затем указывает на продолжателя дела Владимира - на его сына Ярослава, перечисляет его заслуги, его строительство.

За третьей, заключительною частью «Слова» в некоторых рукописях следует молитва к Владимиру, пронизанная тем же патриотическим подъемом, патриотическою мыслью и надписанная именем того же Иллариона. «И доселе же стоить мир, - обращался Илларион в ней к Богу, - не наводи на ны (то есть на русских) напасти искушениа, ни предай нас в рукы чуждиих (то есть врагов), не прозоветься град твой (то есть Киев) град пленен, и стадо твое (то есть русские) пришельци в земли несвоей». Была ли эта заключительная молитва Иллариона органической частью «Слова», или она была составлена отдельно - еще не совсем ясно, но, во всяком случае, она едина со «Словом» по мысли».[3]


Ярослав Мудрый: « Правда Русская» и Собор Святой Софии в Киеве


Княжение Ярослава Владимировича Мудрого (ум. 1054) - эпоха завершения процессов становления Древнерусского государства. В это время происходят кардинальные изменения практически во всех областях общественной жизни Руси. Происходит первая запись правовых норм - в 1015 г. Ярослав дает новгородцам «Правду Русскую» («Правду Ярослава»), Первый русский судебник был предназначен для ограниченного круга субъектов права - свободного городского населения, но уже через полвека он дополняется нормами, охраняющими княжеское хозяйство («Правда Ярославичей»).

В эпоху Ярослава создается государственная идеология: устанавливается общерусское прославление св. Бориса и Глеба как небесных покровителей династии Рюриковичей и всей Руси, возникает концепция богоданности княжеской власти.

В своем церковном уставе Ярослав впервые законодательно разграничил сферы светского (княжого) и церковного права, передавая церковному суду юрисдикцию по вопросам семьи и брака, преступлений против нравственности, проявлений язычества и прочего; ей также подлежали духовенство и «церковные люди» (миряне, служившие в церкви, сироты и вдовы и т.п.). Ярослав делает первую попытку ослабить зависимость древнерусской церкви, подчиненной Константинопольскому патриархату, от Византии. При Ярославе проводится масштабная перестройка Киева по константинопольскому столичному образцу с храмом св. Софии, Золотыми воротами и пр. В Киеве, как и в других крупнейших центрах государства, строятся новые оборонительные сооружения, возводятся соборы и церкви, в первую очередь кафедральные Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.[2]

Собор (Святой Софии в Киеве) строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь три нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, - тоже результат заказа киевского правителя.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе - Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них - с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.


« Поучение к детям» Владимира Мономаха


На последних годах жизни князь Владимир Мономах написал «Поучение к детям», эта книга является великим литературным наследием. В ней он обращается не только к своим детям, но ко всем его потомкам, или другим, кто будет править Россией: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё»

Г.П. Федотов пишет в своей книге «Русская религиозность», о труде Владимира Мономаха следующее: «Поучение» прежде всего, основывается на личном духовном опыте и направлено на то, чтобы помочь сыновьям князя в практической жизни, в исполнении ими обязанностей как христиан и как князей.…Следуя византийским образцам подобных отеческих поучений, оно является первым чисто русским княжеским «Зерцалом», которое, при тогдашней простоте жизни, могло восприниматься и другими социальными слоями.

Практический, жизненный характер «Поучения» связан с высокой оценкой активной жизни. «Не будьте праздными, трудитесь. Леность- мать всех пороков», - подобные выражения проходят красной нитью через все «Поучение».

… Подробно излагая программу мирской этики, Владимир предлагает сыновьям византийский образец хороших манер, как он описан святым Василием Великим. Нам знаком этот византийский идеал: «Иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую, и соблюдать слово Господне; есть и пить без шума великого… глаза держать книзу, а душу ввысь»»

Христианская суть « Поучения» базируется в основном на «Псалтыре», так как именно эта духовная книга была ближе всего Владимиру Мономаху как государю. Из нее он черпал мудрость и успокоение.

Академик Д.С.Лихачев так же прослеживает связь «Поучения» с христианской этикой: «Поучение» начинается с тех слов Псалтири, которые он нашел в ней и которые как бы ответили его мыслям: «Не ревнуй лукавнующим (то есть не соревнуйся со злодеями), ни завиди творящим безаконье, зане (потому что) лукавнующии потребятся (то есть истребятся, погибнут), терпящий же господа - ти обладають землею.»…«В своем «Поучении» Владимир Мономах выказывает большую начитанность в церковно-учительной литературе. Можно указать десятки примеров, когда «Поучение» Мономаха оказывается близким различным наставлениям «к детям», тем или иным местам из творений отцов церкви (в частности, особенно Василия Великого), различным поучениям из «Пролога», отдельным произведениям византийской, средневековой латинской и даже англосаксонской литературы.

В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете, вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию. Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево-Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью. Новую идеологию и новый принцип Мономах пытался сделать тем стягом, с помощью которого он мог бы руководить дружиной князей-братьев».

Владимира Мономаха можно считать создателем новой христианской этики в светском управлении государством. Он пытался не допустить окончательного развала Руси как следствие феодальной раздробленности, и видел для этого единственный путь- следование христианской морали в отношениях как князей между собой, так и в обществе в целом.

«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение к детям» Владимира Мономаха, как и « Повесть временных лет», «Чтение», «Житие Феодосия» Нестора и другие исторические и литературные труды это великие памятники литературы Древней Руси.

Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени (домонгольского периода): живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.


Архитектура и Иконопись


Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства, по заказам князей, в городах начинается каменное строительство. На Руси были возведены величественные памятники древнего зодчества: Богородица Десятинная (Десятинная церковь, построенная в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Центральное пространство храма в плане образовывало крест.

Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой - сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви - Десятинной - наметились такие нехарактерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой.

«Одним из искусств, принесенных на Русь из Византии, стало мастерство мозаики. Мозаика как средство украшения поверхности пола и стен было известно с древнейших времен. В сумеречном свете горящих свечей настенные изображения святых, выполненные в смальте, сияли и создавали неземную атмосферу в храме, побуждая прихожан к благочестию и смирению. Этот вид мозаики широко использовался в украшении Киевской Софии, главном соборе Древней Руси, ставшем культурным, политическим и духовным центром государства. Пол, алтарь и центральный купол были декорирован орнаментальными композициями. Над широким пространством храма, в зените главного купола, находилось традиционное изображение Иисуса Пантократора («Вседержителя»).

Грозный лик Христа, призванный вселять в смотрящего трепет и страх перед мощью Властителя мира, был выполнен в византийской традиции рукой высочайшего мастера. Также смальтой выполнена шестиметровая фигура Богородицы Оранты («Молящей») в своде главного алтаря. Величественная Богоматерь, воздевшая руки к небу в молитве к Господу, считалась одной из покровительниц земли русской, ее небесной заступницей.

Также на Русь из Византии пришли и каноны иконописи. До XVI века она была единственным видом русского изобразительного искусства, пока ее не потеснили более светские».

Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали русских. Но где бы ни обучались русские художники, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в XII в. русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, неизвестные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI в. эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси.

В условиях феодальной раздробленности важную роль в сохранении и укреплении связей между разрозненными землями играла общность культурных традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в качестве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие. Образование местных школ способствовало сближению искусства народного и «ученого», более широкому проникновению народных элементов в культуру господствующего класса. В середине XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитриевского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-певческое искусство.[1]


Музыка


Первый исследователь духовной музыки Д. В. Разумовский относил начало возникновения русского певческого искусства ко времени княжения Владимира Святославича и сына его Ярослава Мудрого. Князь Владимир после своей женитьбы на византийской царевне Анне привез с собой из Херсонеса в Киев так называемый «царицын хор».

Во время княжения Ярослава Мудрого пришли на Русь «богоподвизаемы трие певцы гречестии сроды своими». Они, по мнению Разумовского, явились основоположниками русского церковного пения. Русские певцы обучались у греческих мастеров. При главном киевском Десятинном храме были созданы хор певчих и школа обучения пению, которые явились центром певческого искусства на Руси. [1]


Заключение


"Византизм трактуется как наша универсальная идея, воссоздающая принцип единства, множества православных народов в противовес американизму, как духовным истокам народов единого культурно-исторического типа, скрепленного православием; как стратегия и даже философия выживания" (Г.В.Скотникова).

Наследие - явления культуры и быта, оставшиеся от прежних времен.

Этим термином действительно можно охарактеризовать тот огромный пласт духовных и политических ценностей, которые Россия переняла у Византии.

И не только переняла, но и приумножила, усовершенствовала эти знания, как и подобает достойному наследнику.

Судя потому, как идеи христианства и морали, выращенные в Византии, хорошо прижились на славянской почве, можно сказать, что Владимир Святославович не ошибся в выборе наставника, а Константин I в выборе преемника.

Конечно, у России сложился собственный взгляд на религию и культуру Византии, но нельзя, же отметать века языческой культуры, к слову сказать, довольно схожей с православием в своем миролюбии.

Россия переняла у Византии духовность, а вместе с ней и душу, поэтому никто не мог ее победить после того как она сбросила с себя цепи татаро - монгольского ига и окончательно породнилась с Византией посредством династического брака Ивана III с Софьей Палеолог- племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога.

«В дальнейшей истории Руси византийское наследие сыграло отнюдь не последнюю роль. Можно вспомнить и принятие Петром Великим титула императора, и давнюю мечту многих русских государей об освобождении Стамбула и его возвращении в лоно православной церкви. Даже многие века спустя, во время Отечественной Войны 1812 года, Наполеон называл своего противника Александра I «подлинным византийцем», подразумевая неограниченную власть российского императора в своем государстве. Византия дала огромный толчок к развитию традиций правления, культуры, религии в России и значение византийско-русских отношений поистине велико».

Великолепные храмы, чудотворные иконы, памятники литературы, мораль и законы, даже герб нашей страны будет всегда напоминать нам и всему миру о былом и настоящем величии двух мировых держав - Византии и России.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что задачей будущих поколений является сохранить Русскую самобытность, построенную на православии и никогда не забывать о своих корнях, ведь не зря говорят, что стоя на перепутье, нужно обратиться к прошлому. Сейчас Россия переживает как раз такое состояние, и найти правильный путь ей во многом может помочь сложившийся за века русско-византийский опыт.


Список литературы


1.Борзова Е.П. Б 82 История мировой культуры. - СПб.: Издательство «Лань», 2001. - 672 с. - (Мир культуры, истории и философии). ISBN 5-8114-0293-7

.Всемирная история: в 6 т. /гл. ред. А.О. Чубарьян; Ин-т всеобщ. истории РАН.-М.: Наука.- 2011.-ISBN 978-5-02-036725-8. Т.2: Средневековые цивилизации Запада и Востока/ отв. ред.П.Ю. Уваров.- 2012.-894 с.- ISBN 978-5-02-0367560-(в пер.).

.Лихачев Д.С. Великое наследие// Лихачев Д.С. Избранные работы в 3-х томах. Том 2-Л.: Худож. Лит., 1987.- С. 3-342.

.Поучение Владимира Мономаха. Перевод Д.С. Лихачёва // Изборник: Повести Древней Руси. - М.: Худож. лит., 1986. - С. 59.

.Федотов Г.П. Собр. соч.: В 12 т. М., 2001. Т 10. Русская религиозность. Ч.1. Христианство Киевской Руси X-XIII века. С. 382.

.Чекалова А.А., Даркевич В.П. культура Византии. 6-12вв.: Быт и нравы. Прикладное искусство. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,2010.-128с.

.Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья. Византия и Русь. М.: Наука, 1991. - 176 с.

Интернет- ресурсы:

8.<http://www.abc-people.com/typework/art/antich-txt.htm> - вход свободный.

.<http://ru.wikipedia.org/wiki> -вход свободный.

.<http://mirasky.h1.ru/byzhst/brief.htm> -вход свободный.

.<http://www.km.ru/referats> - вход свободный.

.<http://www.ido.rudn.ru/> -вход свободный.

.<http://www.pemptousia.ru/2011/11/> - вход свободный.


Теги: Византийское наследие в истории России (в идейно-политической, духовно-культурной жизни)  Реферат  История
Просмотров: 17787
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Византийское наследие в истории России (в идейно-политической, духовно-культурной жизни)
Назад