Великобритания в период правления консервативного правительства Э. Хита (1970-1974 гг.)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДА

по теме «ВЕЛИКОБРИТАНИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ КОНСЕРВАТИВНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Э. ХИТА (1970-1974 гг.)»


Ростов-на-Дону 2014

План


Введение

§1. Великобритания на рубеже десятилетий приход консерваторов к власти

§2. Консервативный политик Эдвард Ричард Джордж Хит

§3. Усиление антидемократических тенденций в государственном строе Великобритании в 1970-1974 гг.

§4. Социально-экономическая политика консервативного правительства Э. Хита

§ 5. Вступление Великобритании в ЕЭС

Заключение

Список изученных источников и литературы


Введение


На протяжении нескольких веков Великобритания господствовала практически во всех океанах Земного шара. За счет этого английский язык получил широчайшее распространение. Не только в Великобритании, но и в Австралии, Новой Зеландии, в Канаде и на многих островах говорят на английском языке. В начале 70-х годов Великобританию стали рассматривать как главного больного Европы классовые бои уже не одно десятилетие потрясали всю страну, углубление кризиса двухпартийной системы и попытки создать «третью» партию центристского типа, укрепление и модернизация государственного аппарата и еще больший отрыв его от народных масс, открытая ориентация военно-полицейских органов на борьбу с рабочим и демократическим движением, первые шаги в широком использовании косвенных методов государственно-монополистического регулирования экономики. Казалось, ничто не может вернуть ей былого престижа: ни открытие богатых месторождений нефти в Северном море, ни победа в чемпионате мира по футболу в 1966 году, ни всемирная слава «Битлз» и «Роллинг стоунз».

Цель настоящей работы выявить сущность внутриполитической борьбы в первой половине 70-х годов, когда у власти находилось консервативное правительство Э. Хита, воссоздание полной картины основных направлений и событий внутренней жизни Великобритании в 1970-1974 гг.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач, а именно: рассмотреть ситуацию, сложившуюся на момент прихода к власти консерваторов, проанализировать действия правительства Э.Хита, выявить характерные черты, особенности разработки и осуществления, а также результаты этой политики в период 1970-1974.

Несмотря на непродолжительный период, прошедший после ухода правительства Э. Хита в отставку, появились первые мемуары. Прежде всего это воспоминания самого Э. Хита, хотя о политике в них говорится очень мало. Значительно более содержательны, с точки зрения исследователя внутриполитической борьбы, мемуары А. Дуглас-Хьюма, бывшего в 1970- 1974 гг. министром иностранных дел, и министра внутренних дел в 1970-1972 гг. Некоторые интересные сведения о причинах, обусловливавших политику Э. Хита, содержатся в воспоминаниях его личного политического секретаря Д. Хэрда. Значительный интерес представляют и опубликованные дневники одного из крупнейших газетных магнатов страны С. Кинга, игравшего важную роль в политической жизни конца 60-х - начала 70-х годов. Некоторые проблемы внутриполитической борьбы в Великобритании первой половины 70-х годов уже получили освещение в работах советских обществоведов. Коллективные монографии Института мировой экономики и международных отношений, исследования А.Н. Байковой, Ф.Э. Бурджалова, Г.М. Генделя, Г.П. Глушкова, В.А. Горбика, И.Е. Городецкой, В.А. Егошина, И.И. Жигалова, Н.С. Крыловой, Ж.Ф. Осадчей,

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1970-1974


§1. Великобритания на рубеже десятилетий приход консерваторов к власти


В конце 60-х годов Великобритании пришлось столкнуться с целым комплексом новых внутриполитических и международных проблем, свидетельствовавших о дальнейшем углублении кризиса британского империализма. Прежде всего, ослабели ее позиции в мире. В результате образования и усиления мировой системы социализма, подъема национально-освободительного и рабочего движения произошел крах колониальной империи. Для британской буржуазии это означало не только потерю огромных прибылей, получаемых десятилетиями от грабежа колоний зависимых стран, но и изменение тех ценностей в политической и экономической жизни, которые она считала незыблемыми. Вставала также и серия мучительных вопросов о путях и методах сохранения своего места в капиталистическом мире. Это вызвала растерянность и нервозность, широкие слои британской буржуазии во второй половине 60-х годов.

В области международной политики позиции Великобритании ослабли, но продолжали быть относительно прочными - в большинстве военно-политических блоков империалистов она продолжала играть роль второго после США союзника, располагала собственным ракетно-ядерным потенциалом, сохраняла статус постоянного члена Совета Безопасности ООН со всеми вытекающими из этого правами и привилегиями, участвовала наравне с СССР и США в переговорах по важнейшим проблемам, включая ограничение гонки ядерных вооружений.

Внутриполитического положение Великобритании, сильно сказалась потеря колоний, ситуация для правящего класса стала складываться тревожная. Прежде всего это были низкие темпы экономического роста даже по сравнению с другими странами Западной Европы, не говоря уже о США и Японии. Прирост валового внутреннего продукта в течение всех 20-ти лет сохранялся на уровне 2,3%. Особенно неблагоприятно обстояли дела в промышленности: ежегодный прирост составлял 3,5 и 2,4%. В итоге доля Великобритании в экономике капиталистического мира постоянно уменьшалась. Великобритания со второго места в экономике капиталистического мира, которое она довольно прочно занимала в первые послевоенные годы, переместилась на третье в 1960 г. и даже на пятое - в 1970 г.12 Техническая база промышленности продолжала оставаться отсталой, достижения научно-технической революции внедрялись в производство медленно, многие предприниматели предпочитали, как и в колониальные времена, вкладывать капитал за границу, что давало им быстрые и значительные прибыли, но негативно сказывалось на экономике Великобритании. В этих условиях ожидать ускорения темпов экономического роста без каких-либо кардинальных мер было невозможно. Наиболее ярко демонстрирующим обострение кризиса, стало резкое увеличение безработицы. Если в 50-е - первой половине 60-х годов она была относительно низкой, то в 1966-1970 гг. произошел ее рост с 350 до 603 тыс. человек. Это в значительной степени объяснялось курсом лейбористского правительства на достижение положительного платежного баланса любой ценой.

Логическим результатом ухудшения социально-экономического положения стал рост внутриполитических противоречий. Наиболее существенные сдвиги произошли во второй половине 60-х годов в консервативной партии. Поражение на парламентских выборах 1964 г. вынудило ее вновь перейти на скамью оппозиции и начать пересмотр многих ценностей прошлых лет. В 50-е - начале 60-х годов в партии преобладали так называемые «прогрессивные консерваторы» - сторонники государственного регулирования экономики в духе кейнсианства и довольно широких социальных реформ. В условиях поправения в эти годы лейбористской партии различия между ними по ключевым вопросам уменьшились. Это вызывало раздражение крайне правых консерваторов, центром которых стал созданный в 1960 г. «клуб понедельника» и которые особенно усилились в середине 60-х годов после поражения в 1964 г. и из-за южнородезийского кризиса. В партии стало формироваться течение, известное под названием «новые правые». Его представители утверждали, что консерваторы якобы «полностью потеряли свое лицо», и выступали за возврат к политике неограниченной свободной конкуренции в духе XIX в. и сокращение вмешательства государства в экономические и социальные проблемы. После вынужденной отставки в 1963 г. Г. Макмиллана с поста премьера и лидера партии начался кризис в руководстве. Его наиболее вероятными преемниками считались лорд Хэйлшем, Р. Батлер, Р. Модлинг и Я. Маклеод, Э. Хита и С. Ллойда. Но победу в результате закулисных комбинаций одержал Дуглас-Хьюм, не пользовавшийся особой популярностью. По опросам общественного мнения в октябре 1963 г., видеть премьером и лидером партии лорда Хэйлшема хотели 18% сторонников консерваторов и 10% всех избирателей, Р. Батлера соответственно-15 и 14, Р. Модлинга - 11 и 10, Э. Хита - 11 и 6, а А. Дуглас-Хьюма всего 3% сторонников консерваторов и 2% всех избирателей.1

После поражения на выборах 1964 г. борьба за лидерство вспыхнула с новой силой. Она сопровождалась и требованиями усовершенствовать организационную структуру партии, пребывавшую в самом архаичном состоянии.

Первые такие выборы состоялись в июле 1965 г. Основная борьба развернулась между тремя кандидатами - Э. Хитом, Р. Модлингом и Э. Пауэллом. Симпатии большинства «прогрессивных консерваторов» были на стороне Р. Модлинга.

Р. Модлинг был, действительно, в наибольшей степени сторонником государственного вмешательства в дела экономики, что сочеталось у него с крайне реакционными взглядами по многим вопросам внутренней и внешней политики. Так, например, он считал, что главными опорами демократии являются американское ядерное оружие и ЦРУ.1

Э. Пауэлл с самого начала шансов на избрание почти не имел. Его кандидатура была, скорее всего, выдвинута с целью сделать его имя известным, поскольку до этого он считался второстепенным политическим деятелем. Его политическая платформа в то время состояла из прославления рыночного хозяйства и нападок на любые формы государственного вме- шательства в дела экономики, разжигания английского национализма, резкой критики планов вступления Великобритании в ЕЭС, а также определенной оппозиции возрастанию зависимости Великобритании от США.

Э. Хит в тот момент представлял центр партии. Он не был сторонником полной ликвидации государственного вмешательства в дела экономики, а выступал лишь за его уменьшение по сравнению с имеющимся уровнем. Так, в 1966 г. на конференции молодых консерваторов он подчеркнул, что «в смешанной экономике есть место и для государства и для национализированных отраслей промышленности», а в июне 1973 г. прямо заявил, что никогда не был сторонником полного отказа от государственного вмешательства в дела экономики. Однако отмена в 1964 г. по инициативе Э. Хита системы фиксирования розничных цен давала «новым правым» надежду, что он будет ближе к ним, чем Р. Модлинг, поэтому большинство «новых правых» предпочли поддержать Э. Хита, а не Э. Пауэлла, почти не имевшего шансов на успех. Другой важной чертой политической платформы Э. Хита была его фанатичная преданность идее вступления Великобритании в ЕЭС, сторонники которой были достаточно влиятельны в консервативной партии. Активную поддержку Э. Хиту оказала и группа Боу, известная как относительно либеральная фракция в консервативной партии.

Опросы общественного мнения, проведенные в июле 1965 г. перед голосованием парламентской фракции консерваторов, показывали, что 48% их сторонников поддерживают Р. Модлинга, 31% - Э. Хита и 2%-Э. Пауэлла. Однако решающую роль сыграли симпатии крупного капитала. Перед самыми выборами директор Английского банка лорд Кромер сообщил многим влиятельным политическим деятелям, что международные банкиры считают Р. Модлинга, бывшего в 1962-64 гг. министром финансов, ответственным за трудности, переживаемые фунтом стерлингов, и что его избрание приведет к падению курса британской валюты.22 Это был явный нажим в пользу Э. Хита. В первом туре голоса распределились следующим образом: за Э. Хита - 150 голосов, Р. Модлинга - 133, Э. Пауэлла-15. Э. Хит получил, следовательно, абсолютное большинство, но не опередил своего ближайшего соперника на 15%, что было необходимо для избрания в первом туре. Перед вторым туром Р. Модлинг и Э. Пауэлл сняли свои кандидатуры, что открыло Э. Хиту путь к победе. Официально избрание Э. Хита было утверждено на собрании партийной элиты - пэров, депутатов парламента, кандидатов в депутаты парламента на будущих выборах, членов исполкома партии.

Таким образом, консервативную партию впервые возглавил человек, не являющийся выходцем из высшей аристократии, не имеющий крупного состояния, но прямо связанный с финансовым капиталом. Его появление во главе консерваторов свидетельствовало прежде всего о желании правящих кругов придать партии более демократический облик, сделать ее более привлекательной для широких слоев населения и прежде всего мелкой буржуазии.

Весной 1970 г. в ходе предвыборной кампании консерваторов поддерживали многие видные деятели, бывший управляющий Английским банком лорд Кромер заявил об ухудшении экономического положения, лорд верховный судья Паркер призвал к расширению полномочий карательных органов и ужесточению наказаний, хотя статистика свидетельствовала об уменьшении роста преступности. Явно провокационно в отношении лейбористского правительства держалась и ассоциация врачей, чьи требования были созвучны с планами консерваторов в отношении государственной службы здравоохранения. Федерация полицейских, выразившая на своей конференции недоверие лейбористскому министру внутренних дел Дж. Каллагэну.

Лейбористская партия вела кампанию пассивно. Ввиду благоприятных опросов Г. Вильсон, как и большинство его министров, не сомневался в победе. Многие же активисты лейбористской партии профсоюзов были разочарованы политикой правительства Г. Вильсона и не проявили особой активности во время предвыборной кампании. Серьезные просчеты были сделаны лейбористами и в предвыборной тактике. Не было предпринято мер для обеспечения участия "в голосовании молодежи 18-21 года, впервые получившей это право и настроенной пролейбористски. Только 70% молодых людей этой категории были к моменту выборов зарегистрированы в качестве избирателей. Неприятное впечатление даже на лейбористов произвел выпущенный в мае 1970 г. предвыборный плакат «Люди вчерашнего дня», на котором лидеры консерваторов были изображены в карикатурном виде в качестве восковых фигурок.

Другие партии ввиду ограниченности средств и ресурсов существенного влияния на ход предвыборной кампании оказать не смогли.

Результаты выборов оказались для многих неожиданными - убедительную победу одержали консерваторы, которые получили 46,4% голосов, т. е. на 4,7% больше, чем в 1966 г., и на 3,4% больше лейбористов и 330 из 630 мест в парламенте.6


§2. Консервативный политик Эдвард Ричард Джордж Хит


Эдвард Хит родился в 1916 г. в Бростейрсе (графство Кент) в семье плотника, который смог завести собственное дело, наняв шесть постоянных рабочих. В 11 лет Э. Хит поступил в местную классическую школу Чатэмхауз, а в 1936 г. - в Оксфордский университет, где впервые включился в политическую жизнь, примкнув к консервативной партии. Его политическим кумиром стал У. Черчилль. Впоследствии к этому прибавилось восхищение Дж. Кеннеди. Выступая против запрета деятельности британских фашистов, Э. Хит в то же самое время резко критиковал политику «умиротворения» агрессоров. В 1938 г. он в составе студенческой делегации посетил республиканскую Испанию и беседовал с ее руководителями, а по возвращении недвусмысленно заявил, что правительство Народного фронта предпочтительнее фашистской диктатуры.24 После Мюнхенского сговора Э. Хит выступал с призывом к созданию Народного фронта в Великобритании, под которым подразумевал объединение противников внешней политики Н. Чемберлеиа - лейбористов, либералов, консерваторов. В октябре 1938 г. во время дополнительных выборов в городской совет Оксфорда Э. Хит поддержал лейбористского кандидата против консерватора К. Хогга (впоследствии лорда Хэйлшема). В 1939 г. Э. Хит был избран председателем студенческого союза Оксфордского университета - пост, обычно открывающий его обладателю путь к блестящей карьере.

Во время Второй мировой войны <#"justify">- порядок избрания палаты общин с 18 лет, а не с 21 года.

изменения в границах округов по выборам в палату общин и создали пять новых округов. 14

В 1970- 1971 гг. они провели реорганизацию: специализированные комитеты по науке и технике, национализированной промышленности, расовым отношениям и иммиграции, шотландским делам сохранялись, а остальные заменялись одним - комитетом по государственным расходам. Стр (40) Комитет по государственным расходам занимался (общими вопросами), обороны и внешней политики, торговле и промышленности, образованию и искусству, окружающей средой и внутренним делам, занятости и социальным службам. Общая численность комитета определялась в 45 чело век, а не в 80, как предлагалось лейбористами, но в действительности было назначено 50 членов. Новый комитет наделялся более широкими полномочиями, чем существовавшие до него комитет по проекту государственного бюджета и др. Он мог обсуждать не только годовой бюджет, но и любой другой документ о государственных расходах, рассматриваемый палатой общин. Палате общин и ее комитету по-прежнему не было предоставлено право увеличивать или сокращать государственные расходы в целом или по отдельным статьям, это представлялось как средство подключения палаты общин к бюджетному программированию, но на практике дело свелось к еще большему урезыванию ее прав. Члены комитета при рассмотрении документов о государственных расходах не могли и обсуждать финансовую политику в целом. Комитет не был допущен к документации и оценкам экспертов, на основании которых составлялся государственный бюджет - они продолжали храниться в строгой тайне от представительных учреждений. Таким образом, основным итогом преобразований, осуществленных консервативным правительством в отношении палаты общин в 1970-1974 гг., было дальнейшее ослабление ее фактической роли в государственных делах при формальном расширении диапазона ее деятельности (создание новых комитетов) и придание ей все более оторванного от народных масс, элитарного характера.

Проведенные реформы имели прецедента в новейшее время, поскольку ими были охвачены парламент, министерства, местные органы власти, суды и другие части государственной машины. Кроме того, они действительно определили основные направления деятельности последующих правительств по укреплению государственного аппарата и ограничению демократических свобод.


§4. Социально-экономическая политика консервативного правительства Э. Хита


Правительству Э. Хита досталось тяжелое наследство в виде целого комплекса сложных социально-экономических проблем. С начала 70-х годов на британскую экономику все большее воздействие стали оказывать такие факторы, как усиление инфляции, ухудшение платежного баланса, валютно-финансовые неурядицы в капиталистическом мире, а с осени 1973 г. и сильнейший топливно-энергетический кризис. Стало проявляться негативное явление, как нестабильность темпов роста промышленной продукции:

в 1970 г. ее объем увеличился на 0,8,

в 1971 г. - на 0,8,

в 1972 г. - на 2,9,

в 1973 г. - на 7,1,

в 1974 г. уменьшился на 3%.

Консервативное правительство пыталось решить социально-экономические проблемы путем усиления эксплуатации трудящихся и участия в процессе западноевропейской экономической интеграции в рамках «Общего рынка». Единственным значительным исключением было введение в 1970 г. новой системы бюджетного планирования - «планирование - программирование- бюджетирование», которая была заимствована у США.

В октябре 1970 г. консервативное правительство внесло в палату общин билль «Об отношениях в промышленности», ставший законом в августе 1971 г. Отныне всем профсоюзам предписывалось зарегистрироваться в специальных органах государственного надзора. Отказ от регистрации лишал профсоюзное руководство законного статуса и автоматически превращал всякую организуемую им забастовку в «дикую», что могло повлечь за собой штрафы и даже тюремное заключение. Уже в период обсуждения билля в парламенте выступления рабочих против него приобрели массовый характер. В демонстрациях и однодневных стачках протеста участвовало несколько миллионов человек. Генсовет БКТ созвал в марте 1971 г. чрезвычайную конференцию, решавшую вопрос об объявлении всеобщей стачки протеста. И хотя большинство делегатов конференции поддержало позицию руководства генсовета, рекомендовавшего отказ от сотрудничества с правительством и тактику «поэтапного противодействия» (отказ от регистрации, сопротивление отдельным статьям билля, проведение забастовок солидарности и т. п.), очень важно, что высказавшееся за проведение всеобщей стачки меньшинство представляло 4 млн. рабочих, т. е. почти половину организованного рабочего движения. С принятием закона «Об отношениях в промышленности» борьба против него не только не утихла, но стала еще более мощной. Если в 1970 г. в стачках было потеряно 11 млн. рабочих дней, то в 1972 г. - более 24 млн.

В ходе массовых выступлений рождались новые формы борьбы. Летом 1971 г. администрация крупнейшей частной судостроительной компании «Аппер Клайд Шипбилдерс» в Шотландии объявила о банкротстве фирмы и увольнении всех рабочих. По инициативе шоп-стюардов рабочие решили провести «трудовую забастовку»: они «оккупировали» верфи и продолжали работу самостоятельно. В течение целого года судостроители под руководством комитета шоп-стюардов сумели не просто выстоять, но и резко повысить производительность труда, сделать предприятие рентабельным, после чего верфи были приобретены американской судостроительной компанией, а трудящиеся обеспечили сохранение тысяч рабочих мест.

Важное значение имела победа общенациональной стачки 280 тыс. британских шахтеров в январе-феврале 1972 г., в результате которой они добились крупной прибавки к зарплате - на 25%. В апреле того же года 200 тыс. железнодорожников страны стали работать «строго по правилам», едва не парализовав тем самым транспортные перевозки. Правительству пришлось удовлетворить их требования и повысить заработную плату на 14%. Значение побед, одержанных шахтерами и железнодорожниками, выходило за рамки конкретных экономических результатов: успеха добились рабочие двух крупнейших отраслей государственного сектора экономики в условиях, когда с февраля 1972 г. правительство ввело в действие карательные санкции закона «Об отношениях в промышленности».

С осени 1972 г. кабинет Хита изменил тактику борьбы с рабочим движением. Главная ставка теперь была сделана на экономические методы, в первую очередь на «замораживание» заработной платы. В ноябре 1972 г. консерваторы провели через парламент закон о полном «замораживанию» заработной платы, а в марте 1973 г. объявили о введении «второй фазы» этой политики. Был установлен годовой максимум роста заработной платы в 250 ф. ст. и созданы правительственные органы с исключительными правами регулирования цен и доходов на 3-летний период.

В те же годы продолжалось углубление североирландского кризиса. К лету 1971 г. консерваторы довели численность британских войск в провинции до 15 тыс. человек. «Силы порядка» получили чрезвычайные полномочия: так называемый акт об интернировании разрешал арест и заключение в тюрьму без суда любого «подозрительного» ирландца. 30 марта 1972 г британский парламент приостановил работу провинциального законодательного собрания (Стормонта) и ввел прямое правление из Лондона. Фактически в условиях чрезвычайного положения, под охраной британских штыков 8 марта 1973 г. в Северной Ирландии был проведен референдум по вопросу о том, оставаться ли Ольстеру в составе Соединенного королевства. Католическое меньшинство населения бойкотировало голосование. В результате, как и ожидалось, протестантское большинство (57,5% всех имевших право голоса) высказалось за сохранение союза. В июне консервативное правительство окончательно упразднило Стормонт, но пообещало созвать вместо него новый орган - региональную ассамблею.

После расстрела мирной демонстрации 30 января <#"justify">Создавалась совершенно новая структура руководящих органов национальной службы здравоохранения. Общее руководство ею осуществлял государственный секретарь по делам социального обеспечения. Он назначал членов правлений службой здравоохранения в специально создаваемых регионах. Какой-либо демократический контроль за деятельностью руководящих органов системы здравоохранения фактически отсутствовал. Параллельно правительство Э. Хита активно поощряло частную практику врачей в рамках национальной службы здравоохранения. Внесенный в апреле 1973 г. в парламент закон предусматривал значительное расширение возможности для врачей и медицинских работников государственных учреждений заниматься частной практикой (это право предоставлялось теперь почти всем, а не только крупным специалистам, как ранее), существенное увеличение количества мест в государственных больницах, выделяемых для частных пациентов, предоставление врачам права использовать медицинское оборудование государственных учреждений для обслуживания частных клиентов. В годы правления консерваторов число коек в больницах сократилось с 508,7 до 503 тыс.

Одновременно правительство Э. Хита под флагом «экономия государственных средств» начало уменьшение ассигнований на образование. Наиболее сильным сокращениям предполагалось подвергнуть систему высшего образования, уменьшив за десятилетие число студентов до 750 тыс. Одной из самых непопулярных мер консервативного правительства Э. Хита была отмена выдачи школьникам бесплатного молока.

Политика сокращения государственных расходов, естественно, сказалась и на решениях консервативного правительства о размерах пенсий и различных пособий. Это вело к ухудшению условий жизни пенсионеров и тысяч других людей, для которых пенсии и пособия были единственными источниками к существованию.

Таким образом, социально-экономическая политика консервативного правительства Э. Хита привела не к смягчению, а обострению стоящих перед Великобританией проблем, росту социального неравенства, ухудшению материального положения трудящихся. Это создавало объективную базу для активизации борьбы рабочего класса за свои права, против наступления правительства и монополий.


§5. Вступление Великобритании в ЕЭС


Растущая конфронтация с профсоюзами внутри страны и неопадающее напряжение в Ольстере заставляли Э Хита с особым рвением искать успеха в области внешней политики. Центральным элементом консервативной предвыборной программы «лучшего будущего» для Британии в этой сфере было вступление в «Общий рынок». Казалось, что уход с политической арены во Франции Ш. де Голля устранил главное препятствие на пути Англии в ЕЭС. Однако английским представителям пришлось немало потрудиться, прежде чем в июне 1971 г. удалось достичь предварительной договоренности об условиях вступления Великобритании в «Общий рынок». Англия обязывалась в течение полутора лет постепенно отменить таможенные пошлины в торговле со странами ЕЭС и «подтянуть» свои низкие цены на сельскохозяйственную продукцию до уровня цен «шестерки». Размер финансового взноса Англии в бюджет ЕЭС должен был к началу 80-х годов достичь почти четвертой части всех поступлений в казну «Общего рынка».

В октябре 1971 г парламент утвердил решение о вступлении Англии в ЕЭС на этих условиях. За решение о вступлении вместе с 282 консерваторами проголосовали 5 либералов и 69 лейбористов во главе с заместителем лидера партии Р. Дженкинсом, против было подано 244 голоса.

В январе 1972 г. Э. Хит подписал договор о присоединении Великобритании к ЕЭС, Евратому и Европейскому объединению угля и стали с 1 января 1973 г. Цель сторонников участия Англии в «Общем рынке» была достигнута, но дорогой ценой. Стоимость продуктов питания только за 1973 г выросла на 15% и продолжала расти. В целях борьбы с инфляцией правительство объявило о сокращении в 1973/74 финансовом году государственных расходов на социальные нужды на 1,2 млрд. ф. ст. Но зато за один, лишь этот год британские инвестиции в странах ЕЭС выросли в пять раз. Стремясь улучшить экономические позиции Англии при вступлении в «Общий рынок», консервативное правительство в 1973 г. добилось прироста промышленного производства на 7,7%. Но одновременно темпы инфляции поднялись до 15%, военные расходы увеличились до 3,6 млрд. ф. ст., а государственный долг возрос до 45 млрд. ф. ст. Экономический «рывок», таким образом, был осуществлен консерваторами за счет ухудшения долговременных условий экономического развития и снижения жизненного уровня населения.

В этих условиях Национальный союз горняков потребовал повысить базовые ставки заработной платы. Когда требование было отклонено под предлогом необходимости борьбы с инфляцией, шахтеры отказались от сверхурочных работ. Тогда в ноябре 1973 г. правительство Хита объявило чрезвычайное положение, перевело значительную часть промышленных предприятий на 3-дневную рабочую неделю и резко сократило подачу электроэнергии для бытовых нужд населения. Консервативная пресса объясняла введенные лимиты энергоснабжения «эгоизмом» шахтеров, из-за которого электростанциям не хватает угля, рабочие других отраслей лишаются почти половины заработка, а женщины, старики и дети вынуждены мерзнуть в своих домах.

января 1974 г. исполком Национального союза горняков принял решение о начале с 10 февраля всеобщей стачки. В свою очередь, Э. Хит, уверенный, что ему удалось настроить население против шахтеров, распустил парламент и назначил на 28 февраля досрочные выборы. Впервые в послевоенной истории Англии избирательная кампания проходила в обстановке столь острой социальной конфронтации: всеобщая стачка шахтеров, чрезвычайное положение, обещания Хита «защитить порядок и покончить с тиранией тред-юнионов», материальные тяготы трудной зимы. Все это не могло не отразиться на настроениях избирателей.

Итоги парламентских выборов 28 февраля 1974 г. показали своеобразие расстановки социально-политических сил в стране. Обе ведущие партии почти поровну разделили голоса 3/4 электората: за лейбористов проголосовало без малого 12 млн. человек (38,1% голосов), за консерваторов - более 11,5 млн. (37,2%). Предпринятая правительством кампания запугивания населения не принесла ему успеха. Многие избиратели отдали голоса лейбористам в надежде, что те искуснее уладят конфликт с профсоюзами. Неожиданного успеха добилась на выборах Либеральная партия: за ее кандидатов было подано свыше 6 млн. голосов, т. е. каждый пятый избиратель (19,3%) высказался в пользу либералов. Этот успех объяснялся в первую очередь глубоким разочарованием электората в программах ведущих партий, их страхом перед дальнейшим усилением конфронтации в обществе.

Окончательное распределение депутатских мест в палате общин дополнило картину экономической и социальной неустойчивости в стране элементом политической нестабильности. 301 депутатский мандат получили лейбористы, 296 - консерваторы, либералы довольствовались 14 мандатами, а 24 места достались представителям остальных партий. Не ожидавший поражения своей партии Э. Хит попытался было создать правительственную коалицию с либералами, но получил отказ. Новый кабинет было поручено сформировать лидеру лейбористов Г. Вильсону. Лейбористская партия не имела абсолютного большинства в палате общин, и перспектива досрочных выборов в ближайшем будущем была вполне реальной.

консерватор власть антидемократический


Заключение


Проанализировав консервативную политику правительства Э Хита. Можно задать вопрос «Каковы же причины краха «тихой революции» Э. Хита, на которую правящие круги возлагали столь большие надежды? Главной причиной была, конечно, борьба трудящихся в авангарде с рабочим классом против антинародной политики консерваторов. Решающую роль тут сыграли забастовки. В отличие от прошлых лет, когда большинство забастовок проходило почти исключительно под экономическими лозунгами, на этот раз многие из них, направленные против закона «Об отношениях в промышленности» и «антиинфляционной политики», неизменно приобретали политическую окраску вне зависимости от субъективных намерений их участников. Под влиянием борьбы рабочего класса в конфронтацию с правительством консерваторов включились и другие силы - движения против жилищного законодательства, вступления в «Общий рынок» и т. д., охватывающие самые широкие слои трудового населения. Между отдельными отрядами трудящихся не было должной координации, они не выработали четкой и последовательной программы действий, но в сумме все эти выступления в авангарде с профсоюзами сделали невозможным осуществление политики Э. Хита. В Великобритании стала складываться ситуация, когда рабочим классом, хотя он и не претендовал на власть сам, нельзя уже было управлять по-старому. Рабочий класс и его самая массовая организация- профсоюзы - вновь продемонстрировали силу и готовность защищать свои традиционные права, благодаря чему смогли выйти победителями из острой классовой схватки, добившись отставки консервативного правительства Э. Хита и отмены двух его наиболее ненавистных мер, наносящих наибольший вред жизненному уровню трудящихся - закона «Об отношениях и промышленности» и «антиинфляционной политики».

Другой причиной краха «тихой революции» оказалась неспособность правительства Э. Хита привлечь на свою сторону мелкую буржуазию и другие средние слои. Хотя консервативная пропаганда потратила немало усилий для прославления мелкого бизнеса, на практике для него было сделано очень мало. Большинство мероприятий, которые могли бы облегчить положение мелких предпринимателей и средних слоев (налоговая скидка 1973 г., политика в области жилищного строительства и здравоохранения).

После 1975 года <#"justify">Список изученных источников и литературы


I. Источники.

. Великобритания

. Немного о Британии

. Политика Э. Хита.

. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2004.

II. Специальная литература

. Бурова И.И. Две тысячи лет британской истории. Спб., 2001.

. М.В. Баглая. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.

. Гаджиев К.С. "М.: Наука, 1992.

. Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. М., 1979.

. М. Кривогуза. Новая история стран Европы и Америки. М., 2000.

. Кравченко Л.П. Хит, Эдвард Ричард Джордж М.: Политиздат, 1990.

. Xесин Е.С. Англия в экономике современного капитализма. М., 1979,

. К.К. Худолей. Внутриполитическая борьба в Великобритании (1970-1974 гг.) Ленинград: ЛГУ, 1984.


Теги: Великобритания в период правления консервативного правительства Э. Хита (1970-1974 гг.)  Контрольная работа  История
Просмотров: 9640
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Великобритания в период правления консервативного правительства Э. Хита (1970-1974 гг.)
Назад