Быт и мифология древних викингов

Оглавление


Введение

. Общество древних викингов VIII-XI вв.

. Религиозные воззрения викингов

2.1Пантеон богов

2.2Эпос германцев

. Быт скандинавов

.1 Устройство семьи в германском обществе

.2 Повседневные отношения, ритуалы, праздники

Заключение

Список источников и литературы


Введение


Историю принято считать наукой, которая предполагает достоверное описание фактов и стремление исследователей к объективным характеристикам персонажей, процессов, событий. Тема моей курсовой работы: «Быт и мифология древних викингов». Эта тема интересна для меня тем, что общепринятое мнение о викингах является сугубо негативным. Люди знают о них, как о свирепых разбойниках, грабивших европейское население в раннем средневековье. В своём исследовании я бы хотела изучить другую сторону жизни викингов, а именно углубиться в их мифологию и через призму религиозных воззрений воссоздать картину бытовой жизни этих храбрых воинов.

Актуальность. Эпохой викингов для Западной Европы в исторической науке принято считать период с VIII по XI столетие. Это довольно долгий промежуток времени, в течение которого скандинавские войны неустанно наносили удары по Европе. Их набеги сначала были неорганизованными, нападавших было мало. Но раздробленной Европе хватило и этого, чтобы застонать под натиском отрядов викингов. Несомненно, данный период истории оказал большое влияние на дальнейшее развитие европейских стран. Взаимодействие с викингами не могло не оказывать влияния и на жизнь людей, населявших Европу в то время. Поэтому крайне важно знать, каким образом столь воинственный народ организовывал свой быт. Как он жил вне поля боя. И как их образ жизни отражался в их религиозных воззрениях. Там, где показывались корабли с квадратными парусами с изображениями драконов, змей и других причудливых животных, население пряталось за крепостными стенами городов или уходило в леса. Но у норманнов существовала и своя собственная, самобытная культура, мифология и языческая религия. Известны и многочисленные торговые связи скандинавов со странами Европы и даже Востока, которые подтверждаются археологическими данными. То есть нельзя судить о скандинавах раннего средневековья, только как о пиратах и рассматривать их, как покорителей европейского населения. Необходимо более конкретно рассмотреть их другую сторону жизни не связанную с военным делом, ведь этот народ играл большую роль в истории Европы раннего средневековья и, несомненно, оказал влияние на развитие стран Западной Европы.

Цели и задачи: Целью курсовой работы является исследовать мифологию древних викингов и изучить их быт. Для выполнения заданной цели были поставлены следующие задачи:

.Описать общество древних викингов, указать его характерные черты и особенности.

. Рассмотреть пантеон богов древних викингов, охарактеризовать картину мира господствующую в тогдашнем обществе.

. Показать роль эпоса древних германцев, рассмотреть влияние религиозных воззрений и образа жизни викингов на их устное народное творчество.

. Дать характеристику быта скандинавского общества, рассмотрев устройство семьи у викингов.

. Описать праздники и ритуалы, которые были приняты в обществе викингов. Проанализировать их и сделать выводы о повседневной жизни и отношениях древних викингов.

. Обобщить полученную информацию и сделать выводы относительно быта и религиозных воззрений древних германцев.

Объект исследования: Скандинавское общество в период с VIII- XI вв.

Предмет исследования: Бытовая жизнь и мифология древних викингов. Устройство дома, семьи, а также повседневные отношения в обществе. Религиозные праздники, ритуалы и обычаи.

Историография. «Взгляд с Востока» на Скандинавию, со стороны Древней Руси, по необходимости должен объединить тему внутреннего развития скандинавских стран с темой русско-скандинавских связей, а тем самым завершить характеристику Скандинавии эпохи викингов в VIII-XI вв.

Одним из первых российских ученых, кто начал интересоваться историей викингов, был М.В. Ломоносов. Связано это в первую очередь с норманнской теорией, основоположником которой являлся Г.З. Байер. Это немецкий ученый историк и филолог. Так как Петр I непременно желал иметь полноценную «Историю России», соответствовавшую современному уровню научного знания. За ее составление поочередно принялись несколько русских книжников. Однако задача оказалась им не по плечу. В конце концов, царю пришлось обратиться за русской историей туда же, куда он привык обращаться за всем прочим, - в Европу. За год до смерти, 28 февраля 1724 г., Петр I подписал указ об учреждении Академии наук и художеств. Академиков выписали из Германии. В числе заграничных ученых мужей прибыл и Г.З. Байер. Предметом его занятий стали иностранные источники по древней истории России. Этот выбор объяснялся тогдашним состоянием исторической науки. Русской историографии, чтобы стать полноценным научным знанием, действительно недоставало критики источников, и Байер чутко уловил эту потребность. Древнерусские письменные памятники были для него малодоступны, но существовали источники греко-латинские, немецкие и скандинавские, изучение которых для иностранца было легче всего. Он писал и об исторической географии России и о древних жилищах скифов. Но в русской историографии Байер остался только как автор диссертации «De varagis» (в русском переводе 1767 года - «О варягах»). Происхождение термина «варяги» было изучено Байером только в связи с призванием Рюрика. «От начала руссы, или россияны владетелей варягов имели, - начинает свой рассказ Байер. - Выгнавши ж оных, Гостомысл, от славянского поколенья, правил владением...». В его княжение русский народ опять сделался от «междоусобных мятежей ослабевшим, и от силы варягов утесненным». Тогда «по его совету россияне владетельский дом от варягов опять возвратили, то есть: Рурика и братьев». В доказательство своих слов он привёл сообщение Бертинских анналов под 839 г., где послы народа «рос» названы «свеонами» (в толковании Байера «шведами»), и свидетельство императора Константина Багрянородного о том, что росы, служившие в византийском флоте, были «франками» (то есть варягами, по мнению Байера).

Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Результатом исследований Ломоносова является большой труд: «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года». Данная книга является лишь первой частью обширно задуманной «Российской истории», которую Ломоносов только успел написать, или только одна часть сохранилась. Он начал работу над этим исследованием в 1751 г. и продолжал вплоть до своей преждевременной кончины в 1764 г., когда окончательный вариант первого тома был сдан в типографию. Работа вышла в свет уже после смерти великого просветителя в 1766 г.

Первая часть книги представляет собой развернутый вариант темы «О происхождении имени и народа Российского». В десяти главах автор представлял свою версию наиболее сложных в описании первых веков отечественной истории. Когда были доказаны давность и величие народов, составивших русский народ, Ломоносов перешел к варягам, поскольку их представители были первыми российскими правителями. Варяги «от разных племен и языков состояли и только одним соединялись обыкновенным тогда по морям разбоем». Среди них были и скандинавы, и славяне. К последним Ломоносов относил военачальников Одоакра, Редегаста и самого Алариха, победителя Рима. Славянское же племя пруссов было одноименным с племенем варягов-россов, поэтому их он тоже справедливо относил к славянам. Более изучение скандинавов Ломоносова не интересовало, но начало российской скандинавистики было положено.

Проблема образования Древнерусского государства интересовала многих ученых XIX века, таких как: Ф. Фортинский, И.Е. Забелин и других. Но обратить внимание, прежде всего, стоит на С.А. Гедеонова. Именно с этим исследователем связывают становление нового этапа в обсуждении варяжского вопроса, а его критика скандинавского догмата, по словам, как противников, так и сторонников норманской теории, не имела себе равных, она впервые заставила отказаться самых убежденных норманистов от большинства своих положений. Бесспорно, что добиться подобных результатов без изучения скандинавского общества было невозможно, а значит, этот учёный занимает важное положение в историографии скандинавской истории. Выход в свет в 1876 г. книги С.А. Гедеонова «Варяги и Русь» ознаменовал собой новый этап в разрешении варяжской проблемы и становлении антинорманизма как строгой научной системы. Основная идея, на основе которой Гедеонов построил свое исследование, заключается в том, что если призванные варяги были скандинавами, то следы этого скандинавского влияния необходимо искать не только и не столько в отдельных письменных свидетельствах, взятых в отрыве от той исторической реальности, в которой они были созданы, а в самой истории и общественной жизни Древней Руси: в ее языке, праве, религии, обычаях, наконец, в деятельности и образе жизни варяжских князей.

Гедеонов мобилизует обширный письменный и лингвистический материал и на его основе блестяще демонстрирует практически полное отсутствие скандинавского влияния на жизнь древнерусского общества.

Переходя к советской историографии необходимо упомянуть научное наследие скандинавистов, таких как С. Сабинин, С.Н. Сыромятников, Ф.А. Браун, К.Ф. Тиандер, В.А. Брим. Мало кто знаком и с научным наследием советской скандинавистки Е.А. Рыдзевской, которое представляется весьма значительным и не утратило своей актуальности и в наши дни. Первые научные труды Рыдзевской были по археологии. Тем не менее, уйдя от прямой археологической тематики, она всеми своими последующими исследованиями русских и скандинавских источников раннего средневековья предстала перед читателем как историк, а впоследствии и как этнограф, специалист в области этнической ономастики и анализа фольклорных данных. Она внесла вклад, без которого вряд ли может обойтись археолог и историк, в той или иной мере изучающий раннее средневековье Скандинавии.

Но наиболее глубокое понимание законов исторического и диалектического материализма Е.А. Рыдзевская проявила в своих последних пяти публикациях, начиная с 1936 года, когда она стала более тесно сотрудничать с Институтом истории материальной культуры и Институтом антропологии и этнографии. В статье «Слово „смерд в топонимике», задавшись изучением топонимов, произведенных от слова «смерд», до того не собранных и не изученных, но встречающихся как в летописях и древнейших актах и грамотах, так и в более поздних изданиях, кончая списками населенных мест и т. п., Рыдзевская не только определяет ареал распространения топонимов, связанных со словом «смерд», но и взаимосвязь древнерусского социального термина «смерд» и этнического термина «мордва».

В статьях «Литература по вопросу о пережитках тотемизма у древних германцев» и «О пережитках матриархата у скандинавов по данным древнесеверной литературы», написанных по кропотливо собранным из древнескандинавских источников сообщениям, Рыдзевская приводит некоторые свидетельства о существовании в прошлом у скандинавов как тотемизма, так и материнского рода.

Так как данная курсовая работа посвящена исследованию не русскоязычного народа и все источники подвергнуты переводу, необходимо осветить такого ученого как М.И. Стеблин-Каменский, ведь именно благодаря работам этого ученого сейчас существует возможность заниматься изучением викингов, не владея знаниями необходимого языка. М.И. Стеблин-Каменский является автором в общей сложности около полутора сотен работ. Среди них выделяются работы по скандинавскому и общему языкознанию. Лингвистические работы Стеблин-Каменского в основном включают исторические грамматики скандинавских языков. Благодаря деятельности М.И. Стеблин-Каменского существует возможность познакомиться с крупнейшими памятниками древнеисландской литературы: крупнейшими родовыми сагами, поэзией скальдов, «Младшей Эддой», королевскими сагами. Все эти издания выходили по его инициативе, под его редакцией, с его статьями и комментариями и во многих случаях с его переводами.

Наиболее ярко скандинавистика начинает развиваться в период с середины XX века и по сей день, поэтому об ученых данного периода следует сказать более подробно. Ярким представителем исследователей медеевистов является А.Я. Гуревич. Арон Гуревич один из самых известных российских историков в мире. Большинство его работ переведено не меньше чем на десяток языков, и давным-давно вошли в золотой фонд. Его монографии и статьи до сих пор вызывают споры во всём мире. Большинство работ по истории культуры Средневековья не обходят стороной творчество этого историка, и его фамилию можно часто встретить в книгах и статьях историков самых разных направлений, по всему миру.

По специальности Гуревич - германист, учился у Евгения Косминского и Александра Неусыхина, и, следовательно, вышел из-под их опеки как опытный учёный, занимающийся социально-экономическими отношениями Раннего Средневековья. Занимаясь Англией, он почувствовал определённую ограниченность традиционных тем, и существенно расширил методику исследования, дополнив классическую социально-экономическую историю культурно-антропологической. Он является автором множества монографий, но для данной курсовой работы наиболее интересными являются ««Эдда» и сага» и «Норвежское общество в ранее средневековье»

Говоря об изучении скандинавистики, и истории средних веков в целом, нельзя не упомянуть А.А. Сванидзе. Аделаида Анатольевна поэт, историк-медиевист, специалист по Скандинавии, профессор, доктор исторических наук. Она является автором более 200 научных трудов. Относительно истории викингов наиболее интересна книга «Викинги - люди саги: жизнь и нравы». Эта книга представляет собой подробное описание общественной жизни викингов. Викинги образовали свои государства и политические анклавы в Британии, Франции, Италии, сыграли большую роль в истории Древней Руси. Однако внутренняя, гражданская история скандинавов в эпоху викингов, их общественный строй, быт и нравы на родине обычно описываются либо частично, либо в самом общем виде. В книге можно найти историю сложения скандинавских государств, подробные описания не только устройства жилых помещений и усадеб викингов, их повседневных домашних и прочих занятий, но и особенностей социальной структуры северных обществ: короли и рабы, семья, право, судебные распорядки и так далее. Все эти и другие темы автор рассматривает на судьбах многих конкретных семей и отдельных примечательных персонажей. В исследовании широко используются литературные произведения той эпохи, то есть источники, которые и сами по себе представляют большой интерес для курсовой работы.

Таким образом, в историографии только недавно начали подробно изучать вопросы быта и повседневной жизни викингов, ранее же в центре исследований находилась норманнская теория, которая и пробудила интерес русских ученых к истории скандинавов.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом с VIII по XI вв. Нижняя граница обусловлена тем, что во времена предшествовавшие эпохе викингов, большинство населения Скандинавии жило крайне разобщенно, на отдельных хуторах, в оторванных от остального мира долинах и фьордах, на островах и в глухих углах, составляя неразрывное целое с природой своей местности, которая ограничивала круг их интересов и потребностей. Конечно, эта примитивная и замкнутая жизнь, несмотря на весь свой консерватизм, не стояла на месте, устои традиционного, рутинного общества постепенно подтачивались. В конце концов, наступил момент, когда под воздействием ряда причин - оживления торговли и прогресса в кораблестроительной технике и мореплавании, недостатка земли и роста потребности в жизненных средствах, развития частной собственности, усиления воинственной знати и открывшихся новых возможностей для удовлетворения ее агрессивности - произошел перелом: началась широкая экспансия скандинавов. Важно подчеркнуть одно: в жизни скандинавов в конце VIII в. - в первой половине IX в. произошел резкий сдвиг - перерыв в медленном, постепенном развитии. Верхняя же граница ограничена XIв. в связи с тем что именно в этот период заканчиваются великие походы викингов в Европе. Связано это с сокращением населения скандинавских земель, распространением на севере Европы христианства, которое не одобряло грабежи. Параллельно на смену родовому строю приходили феодальные отношения, и традиционный полукочевой образ жизни викингов уступал место оседлому.

Географические рамки исследования ограничены Скандинавским полуостровом, который вытянулся на 2000 километров. Сегодня данную территорию занимают Дания, Норвегия и Швеция - государственно-политические образования на севере Европы.

Источники. К источникам, рассказывающим о жизнеустройстве викингов, прежде всего, относят исландские саги. Это результат народного творчества древних скандинавов. Для изучения данного источника необходимо обратиться к труду А.В. Циммерлинга «Исландские саги». Данный труд это издание 4 древнеисландских саг и 14 текстов малого жанра. Все памятники переводятся на русский язык. Так же книга включает вступительную статью о жанре саги, статьи о каждом из публикуемых памятников и подробные комментарии, обсуждается проблематика каждого памятника. Во второй части книги анализируется более 60 стихотворений (вис), содержащихся в публикуемых текстах саг.

Не менее важным источником является Старшая Эдда - это сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и историй. В данном источнике можно проследить описание быта викингов и составить представление об их религии. Для написания своей курсовой я буду пользоваться книгой А.И. Корсуна «Старшая Эдда» где помимо переведенных им песен есть вступительная статья и комментарии М.И. Стеблин-Каменского. Далее важным источником является Младшая Эдда, произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написанное в 1222-1225годах и задуманное как учебник скальдической поэзии. Состоит из четырех частей, содержащих большое количество цитат из древних поэм, основанных на сюжетах из германо-скандинавской мифологии. Изначально Младшая Эдда была известна просто как Эдда, но позже получила свое название, чтобы отличать ее от Старшей Эдды. Со Старшей Эддой Младшую связывает множество стихов, цитируемых обеими. Для изучения Младшей Эдды я воспользуюсь изданием которое подготовили О. А.Смирницкая и М.И. Стеблин-Каменский.

Также для написания данной курсовой необходимо обратиться к ещё одному труду Снорри Стурлусона «Круг земной» Данное произведение это свод скандинавских саг и крупнейший памятник скандинавской литературы XIII века. В издании, к которому я буду обращаться, О. А. Смирницкая перевела все стихи и помогла в редактировании прозаических переводов.

Методология. В исследовании будут использованы две категории методов. Первая категория, это так называемые - общенаучные методы. Из них будут использованы следующие: обобщение, анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция и системный подход. Другая категория- это специальные методы исторического исследования, а именно: причинно-следственный анализ и историко-типологический метод.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, где вторая и третья содержат по два параграфа, заключения, списка источников и литературы.

Практическая значимость работы. Данная работа может использоваться при проведении уроков истории в школе, так же при проведении лекций по культурологии и истории Скандинавии, кроме этого она может применяться при проведении экскурсий по местности, история которой рассматривается в данной курсовой работе.


Глава 1. Общество древних викингов в VIII-XI вв.


Начать исследование общества древних викингов необходимо с описания географических и климатических условий места их проживания, так как эти факторы оказывают большое влияния на формирование любого общества.

Викинги жили на территории Скандинавии, сегодня это три страны: Норвегия, Швеция и Дания. Но во времена викингов этих государственных образований ещё не было. Они только начинали обособляться друг от друга.

Территория, которую сейчас занимает Норвегия, тянется узкой полосой вдоль северо-западного побережья Скандинавского полуострова и включает в себя все острова, островки и скалы, находящиеся в её территориальных водах. Большая её часть это горы, но стоит отметить, что особенностью всего Скандинавского полуострова являются фьорды. Фьорды - это трещины в горной породе полуострова, которые заполнены морем. Именно вдоль фьорд и располагается большая часть пригодных для пашни земель. Большая часть плодородных земель находится в южной и юго-западной частях Норвегии. Берега, омываемые Баренцевым морем - на северо-востоке, Норвежским морем - на западе и Северным морем - на юго-западе, окружены большим количеством мелких островов. А мягкий, из-за течения Гольфстрим, климат позволяет заниматься судоходством круглый год, но это относится лишь к западной береговой линии, где климат морской с холодным летом и мягкой зимой. Если же обратиться ко всей территории Норвегии, то климат будет довольно разнообразным. В хвойных лесах Норвегии и по сей день сохраняется богатая фауна, которая и обосновывает большую роль охоты в скандинавском обществе. Так же как и море, богатое рыбой, объясняет столь высокое значение мореходства у викингов. Говоря о природных ресурсах данной территории эпохи викингов, следует назвать залежи железа и запасы древесины. Граничит Норвегия со Швецией, а в эпоху с VIII по XI вв., имелась и небольшая общая граница с Данией.

Далее следует рассмотреть такое государство Скандинавии, как Швеция. Швеция - государство в Северной Европе, расположенное в восточной и южной части Скандинавского полуострова. По площади (449 964 км²) Швеция занимает третье место среди стран Западной Европы. На западе Швеция граничит с Норвегией, а с востока и юга её омывают воды Балтийского моря и Ботнического залива. На юге располагаются проливы Эресунн, Каттегат и Скагеррак отделяющие Швецию от Дании. В состав Швеции входят два крупных острова в Балтике - Готланд и Эланд.

Территория Швеции носит неоднородный характер. В северной части страны находится изрезанный горный массив, в средней части простираются большие плодородные земли, а на юге располагается совершенно неплодородное нагорье. Климат Швеции так же разнообразен. Здесь встречается умеренно морской климат, но в северной части гораздо холоднее. Большая часть территории покрыта лесами. Как и в Норвегии, основными ресурсами являются железо и древесина, а в эпоху викингов имелись богатые возможности для охоты и занятия морским промыслом. Швеция испытывала и продолжает испытывать влияние востока, но так же имеет связи с Западом и с Данией.

Дания в сравнении с Норвегией и Швецией маленькая страна. Она же и самая южная из скандинавских стран, расположенная на юго-западе от Швеции и на юге от Норвегии. Дания омывается Балтийским и Северным морями. Территория страны включает в себя большой полуостров Ютландия и 409 островов Датского архипелага. А в эпоху викингов в её состав входили области Сконе и Халланд, владельцем которых сегодня является Швеция. Дания является равнинной страной. А климат так же разнообразен, как и в рассмотренных выше странах. Отличием является то, что в эпоху викингов охота имела здесь второстепенное значение, хотя на территории страны всегда располагалось множество лесов, население в основном занималось земледелием. Ещё на одно отличие данного королевства обращает внимание Э. Рёсдаль. В книге «Мир викингов» автор пишет : «Во времена викингов Дания, как и теперь, являлась воротами Скандинавии , а соседями ее были саксы , фризы и славяне. Связи по суше осуществлялись через Ютландию. Благодаря местоположению Дании, ее политические и культурные связи с южными соседями были гораздо интенсивнее, чем связи Норвегии и Швеции, и европейские влияния проникали в нее именно с юга».

Как и повсюду в Скандинавии, море у берегов Дании было богато рыбой. Что же касается ресурсов, то запасы древесины были не так многочисленны как в других странах Скандинавского полуострова.

Обширность территории и природное разнообразие Скандинавии, обуславливали различия в развитии каждого из регионов. И всё же Скандинавия в значительной степени являлась обособленным культурным регионом, что можно объяснить, главным образом, её географическим положением и природными богатствами.

Далее стоит перейти к рассмотрению непосредственно общества древних викингов, их жизнеустройства и населения. Здесь необходимо обратиться к источнику, который хорошо описывает существующие у древних викингов слои населения это «песнь о Риге» записанная в «Старшей Эдде». В этой песне чётко прослеживается три социальных страты. Главный герой песни Риг, вероятнее всего это один из скандинавских богов, странствовал и заходил в три различных дома. Первый дом, который он посетил, описывается как дом двух стариков, так же описан скудный стол. Здесь можно узнать первый социальный слой - это рабы:


«Родила она сына,

водой окропили,

он темен лицом был

и назван был Трэлем.»


Трэль является не просто именем, о чём пишет Э. Рёсдаль: «Сын, который появился в семье в результате этого визита, получил имя Трэль, то есть раб». Далее идёт описание данного героя, его внешность отличается от внешности простых людей. Он выглядит довольно пугающе. В этом можно проследить отношение к рабам, как к низшему сословию. Когда он вырос, встретил девушку Тир с такой же непривлекательной внешностью и у них рождается большое количество детей. Но наиболее важно, то, что по источнику можно проследить род деятельности всех слоё населения. Вот что написано в Эдде о рабах:


«Стал он затем

пробовать силы,

лыко он вил,

делал вязанки

и целыми днями

хворост носил. …

Детей родили они,

жили в довольстве, …

Удобряли поля,

строили тыны,

торф добывали,

кормили свиней,

коз стерегли….

отсюда весь род

рабов начался».


Как видно из источника, рабы занимались хозяйственной работой. В основном заботились о скоте и создавали предметы быта.

Далее Риг посещает другую семью. Её описание отличается от предыдущей семьи в лучшую сторону. После визита Рига рождается ребёнок:


«Ребенка тогда

родила эта бабка,

водой окроплен был

и назван был Карлом;

спеленут он был,

рыжий, румяный,

с глазами живыми.

Стал он расти,

сильней становился,

быков приручал

и сохи он ладил,

строил дома,

возводил сараи,

делал повозки

и землю пахал.»


Здесь видно, что Карл значительно отличается от Трэля. Он красив и занимается более сложными и важными делами, чем рабы: строит дом и амбар, занимается земледелием. Его невеста с ключами у пояса, то есть хозяйка. Их дети получают красивые имена.

«Отсюда все бонды

род свой ведут».16


И так мы можем сделать вывод, что бонды - это свободные люди в древней Скандинавии.

Последний дом, который описан в песне, отличается богатством, красотой хозяев и изысканными кушаньями, которые подали Ригу. Сын, родившийся после визита Рига, был назван Ярлом. Ярл был воином. Об этом можно судить, прочитав следующие строки:


«Ярл в палатах

начал расти;

щитом потрясал,

сплетал тетивы,

луки он гнул,

стрелы точил,

дротик и копья

в воздух метал,

скакал на коне,

натравливал псов,

махал он мечом,

плавал искусно».


Его невеста Эрна была так же красива, как и он. У них родилось множество детей им дали красивые имена, но обратить внимание стоит на младшего сына, которого назвали Кон. Это никто иной как конунг, то есть король. Об этом же пишет Э. Рёсдаль. Сделать такие выводы можно по тому, что Кон начал овладевать рунами и обладал многими почестями.

Таким образом, проработав источник, можно сделать вывод, о том, что у викингов основными слоями населения являлись рабы, бонды и войны. У каждого из них был свой род деятельности. Высшей социальной стратой были войны, низшей соответственно рабы, которым доставалась самая грязная и трудная работа. Так же был конунг и очевидно его дружина, те самые войны. В данном обществе чётко проглядывается социальная дифференциация. А.А. Сванидзе приходит к выводу, подтверждающему эту мысль: «Элита во главе с ярлом или конунгом - сословие воинов, причем прежде всего сами предводители, вожди присваивают основные плоды завоеваний». В связи с этим среди свободного населения, то есть между знатью и бондами существуют сложные противоречивые отношения.

Переходя к описанию жизнеустройства викингов, просмотрев источник, следует говорить о том, что скандинавы занимались скотоводством и сеяли злаки. Обрабатывали землю, производили ткани, пекли хлеб, делали оружие, охотились, были хорошими войнами и занимались мореходством.

Землевладельцы всех категорий - от освобождённых рабов, владевших крохотными клочками земли, до ярлов, и даже королей, имевших огромные угодья, собирались на - тинги. Такие собрания устраивались для решения споров и конфликтов, возникавших между соседями, для расследования и наказания преступлений. На тингах избирали местных вождей, принимали законы и установления, совершались имущественные сделки в присутствии свидетелей и поручителей. В каждом районе (хераде), границы которого устанавливались самой природой, существовал свой тинг. В день тинга, обычно в новолуние или в полнолуние, все бонды (главы семей), жившие в одном районе, собирались на отведённом для тинга месте, например на холме или лесной поляне, и выслушивали стороны и свидетелей. Места тингов считались священными и состояли под охраной богов: кровопролитие или другое преступление, совершенное здесь, признавалось святотатством и каралось особенно строго. Нередко в этих местах совершались жертвоприношения и гадания.

Все стороны жизни определялись обычаями; обычаями гостеприимства и подношений, клятв и мщения, добрых дел на благо общества, таких, как строительство мостов или храмов. Так обычай гостеприимства отражается в двух источниках это «Песнь о Риге» и в «Речи высокого». В моральном кодексе викингов центральное место занимал «drergeskapur». Это понятие включает целый ряд качеств, которые считались обязательными как для общества в целом, так и - в особенности - для тех, кто мог прослыть героем в глазах своих соотечественников. Самоуважение, честь, безупречная репутация ставились превыше всего, а строиться они могли лишь на прочном основании беззаветной верности семье и товарищам. Вожди были обязаны демонстрировать мужество, стойкость, верность друзьям, правдивость, красноречие и тягу к жизни наряду с готовностью бесстрашно и без колебаний встретить смерть. Все эти качества, и бесчисленное множество других, нашли отражение в древней скандинавской поэме «Речи высокого». В этой поэме изложен весь кодекс поведения эпохи викингов, от простых нравоучений до рассуждений о подлинном смысле вечной славы. Вот один из советов которые даются в «Речи Высокого»:


«Советы мои,

Лоддфафнир, слушай,

на пользу их примешь,

коль ты их поймешь:

с мужем достойным

мирно беседуй,

добивайся доверья».


Вожди, стоявшие во главе дружин, воевали между собой, с соседними племенами, совершали походы в другие страны, занимались морским разбоем. Захваченная добыча: драгоценные металлы, украшения, ткани, одежда и утварь из других стран, пленные, которых они продавали или обращали в своих рабов, служила важнейшим источником их обогащения. Скот, рабы, корабли, оружие и другое движимое и недвижимое имущество, а также земельные владения составляли основу богатства и могущества конунгов, ярлов, херсиров. Родовая знать жила больше военной добычей, чем за счёт эксплуатации местного населения и не была тесно привязана к земле, что позволяло ей быть необычайно мобильной, готовой отправиться в далёкие походы для захвата добычи и даже переселиться в другие страны.

К началу эпохи викингов в Скандинавии только начинали возникать города и крупные поселения. Жители Северных Стран вообще редко селились деревнями, ведь на каждую душу населения, чтобы прокормиться, требовались обширные лесные угодья для охоты. Древнескандинавскому поселению точнее всего подходит название хутор. Как правило, где-нибудь в укрытом от ветра солнечном месте на берегу морского залива стоял всего один большой дом, окружённый хозяйственными постройками и непременными сараями для лодок и корабля. А в доме жила всего одна семья. В древности, все поколения семьи жили обыкновенно под одной крышей, и где-нибудь неподалёку находилось семейное кладбище, так что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки.

Таким образом, из всего выше сказанного следует, что скандинавское общество времен с VIII по XI вв. является переходным. С одной стороны в обществе уже выделились три основные страты населения. Ярко видны черты военной демократии и имущественной дифференциации общества. С другой стороны всё ещё функционируют элементы общинного строя. Ежегодно собирается тинг, который является ничем иным как народным собранием. Так же активно действует обычное право и институт большой патриархальной семьи.

викинг религиозный ритуал скандинавский


Глава 2. Религиозные воззрения викингов


.1 Пантеон богов


На протяжении, довольно, длительного периода своей эпохи, викинги отличались от народов большей части Европы своей религией. Иными слова они были язычниками, в то время как в Европе уже активно исповедовалось христианство. Как известно из истории, королевство франков было окрещено ещё при Хлодвиге, что же касается викингов, то первой крещение приняла Дания, аж во второй половине X в. следующей была Норвегия принявшая христианскую веру в самом начале XIв. и в том же столетии постепенно в христианство было обращена Швеция. Несомненно, христианизация этих регионов вела к новому этапу в развитии культуры, но какова была вера могучих скандинавов до христианизации? Как выглядели их обряды? Каковы были традиции и ритуалы? В каких богов они верили? Ответы на поставленные вопросы стоит искать в уже известных нам источниках, а именно в древнеисландском эпосе. Самым важным источником является Старшая Эдда, так как в ней содержатся стихи о богах. Не менее важна для нас Младшая Эдда и произведение Снорри Стурлусона «Круг Земной». В данных произведения собрана вся скандинавская мифология, не смотря на то, что источники были созданы через 200 лет после введения христианства, они позволяют взглянуть на мир глазами древних викингов.

Помимо этого, данные о языческих традициях и обычаях можно почерпнуть из древних законодательных актов и содержащихся там запретов. С помощью археологии можно узнать об обрядах захоронения, о языческих памятниках, о символах богов и жертвоприношениях.

Таким образом, картина дохристианских верований и форма их выражения в значительной мере складывается из сведений, почерпнутых из разных источников и сообщаемых людьми совершенно иной религиозной ориентации. Вероятно, именно этим объясняется тот факт, что получаемые нами знания являются несколько противоречивыми и расплывчатыми.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, как викинги представляли себе устройство окружающего их мира. Люди по их мнения были сделаны из деревьев. И как у большинства других народов, Земля для них была плоской и омывалась Океаном. Весь мир был устроен по вертикальной модели, а именно, в центре их картины мира находилось Мировое дерево - Иггдрасиль. О нём говорится в самом начале «Старшей эдды» в «Прорицании Вёльвы»:


«Ясень я знаю

по имени Иггдрасиль,

древо, омытое

влагою мутной;

росы с него

на долы нисходят;

над источником Урд

зеленеет он вечно».


Это дерево связывает мир людей с другими мирами, небесным и подземным. Иггдрасиль состоит из нескольких частей. Первая часть это ствол дерева - Мидгард. Тут живут люди с животными и растениями. Окружает Мидгард враждебный, холодный и населённый чудовищами Утгард.

Вторая часть древа это его крона. Она олицетворяет небо и является Асгардом. Говоря иначе это «двор асов». Из прорицания Вёльвы следует, что там растут «луга бессмертия», живут боги, всё у низ из золота и вечно прибывают там павшие войны. Они проводят время в победоносных сражениях и пирах с Одином. Также там обитают валькирии, прекрасные девушки, которые потчуют воинов и всячески их обхаживают. Асгард поддерживают четыре карлика, они обозначают стороны света это: Аустри, Вестри, Норри и Судри. Биврест - это дорога в Асгард в скандинавской мифологии она представлена радугой.

Третья часть дерева Иггдрасиль, корни ведут в царство мёртвых, иными словами в царство богини Хель. Корни омываются трёмя потоками: один из них принадлежит богиням, второй - волшебному карлику Мимиру, а третий ведёт в само царство умерших.

Подводя итог, можно сказать, что скандинавы не признавали никакой другой смерти, кроме как в бою или от оружия. Смерть от старости или иная не возносили война к Одину, а вели в объятия к Хель. Это отношение к уходу из жизни легко объясняется устройством общества викингов, они являлись постоянно воюющим народом, и как следствие у них сформировалось подобное отношение к смерти.

Пантеон скандинавских богов достаточно обширен. Все боги разбиты на две группы: асы и ванны, но определить какой бог к какой части относится практически не возможно, в произведении «Круг Земной» род асов приписан к городу Трое и вел некогда войну с родом ваннов, но обе стороны были сильны. Снорри пишет: «Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином». Сам Один является воплощением мудрости и умелого война. Он представлен одноглазым, так как один глаз он отдал уже известному нам карлику Мимиру в обмен на мудрость. В повествовании Снорри об Инглингах так описан этот бог: «Рассказывают как правду, что когда Один и с ним дии пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославленным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен. Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух. Но в бою он казался своим недругам ужасным». Можно сделать вывод что Один был правителем как мира людей так и мира богов. Супругой Одина является богиня Фригг, ей поклонялись как богине брака, семьи и материнства. Позже она станет Фреей - богиней любви.

Ещё одной важнейшей фигурой скандинавского пантеона является Тор сын Одина. Он является богом грома и молнии. В основном Тор ведёт сражения с великанами и побеждает в основном силой, а не хитростью. Но всё же в историографии ведутся споры о том кто же из богов - Один или Тор является богом воинов. М.И. Стеблин-Каменский пишет о том, что Тор считался богом плодородия и защитником от колдовства и болезней, но, в то же время, он охотно почитался воинами как их защитник, поэтому отдавать ему статус бога плодородия не совсем уместно. А.А. Сванидзе же считает, что Один почитался больше аристократией, в то время как Тор являлся богом простых бондов, и оба эти божества являлись защитниками воинов. Рассматривая же источники трудно определить какие-то точные роли данных богов, можно лишь сделать вывод о том, что они наиболее важны для общества викингов и их роли очень схожи.

Ещё один сын Одина это бог Бальдр, являющийся идеалом красоты у древних викингов, он был богом света и добра. Из прорицания Вёльвы:


Видала, как Бальдр,

бог окровавленный,

Одина сын,

смерть свою принял;

стройный над полем

стоял, возвышаясь,

тонкий, прекрасный

омелы побег.


Смерть Бальдера оплакивал весь мир, так как он был прекрасен и душой и телом.

Богом мореплавания и водной стихии являлся Ньёрд. Его супругой была охотница Скади. Их дети Фрейр и Фрейя очень важная пара в пантеоне богов викингов. Фрей является богом веселья и плодородия, Фрейя так же является богиней плодородия, в следствии чего им часто приносили жертвы.

Описанным выше богам противопоставляется Локи. Он красив внешне, но на самом деле это воплощение предательства и коварства. Именно по его вине умер Бальдр. Тор часто подставлял богов, и был отцом чудовищ, которые угрожали жизням богов. Один из примеров коварства Локи можно встретить в Старшей Эдде:


Недалеко отъехали,

вдруг полумертвый

упал на дорогу

Тора козел:

постромок скакун

охромел неожиданно;

Локи зловредный

в том был повинен.

Более того в произведении можно встретить целые песни посвященные ссорам богов с Локи. Детьми Локи являлись Мировой змей, который находился у подножия подземного мира и сама Хель богиня загробного царства.

Говоря о богах не столь почитаемых необходимо сказать о Тюре - боге военных собраний и поединков. Стоит упомянуть бога песнопения Браги, он был белобородым и красноречивым старцем, который всюду носил с собой арфу. Так же у скандинавов была богиня истории - Сага, она рассказывала судьбы целых народов самому Одину. Ещё один бог это - бог кузнец и ювелир Вёлунд. В Старшей Эдде о нем представлена целая песнь.

Помимо богов скандинавы так же верили, что мир населён различными существами: великанами, карликами, драконами, троллями и другими мифическими созданиями, которые населяли враждебный для людей Утгард.

И так, подводя итог, мы можем сделать вывод, что для общества древних викингов наибольшую роль в жизни играли два занятия: война и земледелие, о чем свидетельствует большое почитание бога войны Одина и его главенство в пантеоне, а так же большая роль богов плодородия. Так же мы видим отражение повседневной жизни викингов в их религии, боги собираются на тинги, воюют и устраивают пиры, а так же создают семейные пары. Наличие богов кузнечного дела и мореплавания, говорит о наличии данных видов деятельности у самих скандинавов. К окружающей холодной природе они относятся довольно враждебно, что отражено в их картине мира.


.2 Эпос германцев


Говоря об эпосе германцев мы, прежде всего, говорим о песнях содержащихся в эддах, а также об исландских сагах. Данные произведения народного творчества являются важнейшими источниками по истории древних викингов, следовательно, нам необходимо рассмотреть их подробней. Мы должны выяснить, как эпос появлялся и как он отражал жизнь древних германцев и отражал ли он её вообще?

Самые ранние упоминания о песнях и сказаниях у германских народов мы встречаем у того же древнеримского историка, который является автором первых источников о германских обществах, а именно у Тацита. Надо отметить, что он не единственный кто указывал на наличие народного творчества у германцев. Вообще большое количество римских писателей оставили нам подобную информацию. А.Я. Гуревич указывает в своей работе следующих авторов: «Наиболее ранние упоминания героических песней и сказаний германских народов встречаются у римских и раннесредневековых латинских авторов - Тацита, Иордана, Павла Диакона, в житии св. Лиудгера, у Алкуина, Эйнхарда, Видукинда Корвейского, Саксона Грамматика». Но следует отметить, что Тацит лишь упоминал о наличии эпоса у германцев, но не более. В то время как в XIIIв. Саксон Грамматик подробно его использует в своей работе - в шестнадцати томной хронике «Деяния данов», где и излагает древнейшие саги. Возникновение эпоса носит стадиальный характер, но обусловлено историческими обстоятельствами. Появление героического эпоса тесно связано с устройством общества и его образом жизни. Германцы были воинственным народом в связи с этим их эпос довольно широк, и включает в себя большое количество саг и песен. Эпос претендует не только на объективность, но и на правдивость своего рассказа, при этом его притязания, как правило, принимаются слушателями. В своем Прологе к «Кругу Земному» Снорри Стурлусон объяснял, что среди его источников есть «древние стихи и песни, которые исполнялись людям на забаву», и добавлял: «Хотя сами мы не знаем, правда ли эти рассказы, но мы знаем точно, что мудрые люди древности считали их правдой».

Говоря о возникновении поэм у древних германцев, стоит сказать о поэме «Беовульф». Это англосаксонская эпическая поэма, действие в которой, разворачивается на территории самой Скандинавии. Поэма датируется началом VIIIв. и является древнейшей поэмой варварской Европы, которая сохранилась целиком в полном объёме. Но самые важный для нас массив записей народного творчества германцев датируется XIIIв. Именно тогда были записаны исландские «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда».

О данных произведениях стоит поговорить подробнее, «Старшая Эдда» это целый сборник различных песен, которые повествуют о героях и богах древнеисландской мифологии. Точный автор данного произведения не известен, но не возникает сомнений в том, что песни были составлены намного раньше, чем были записаны. Изначально они передавались из уст в уста, как любой другой продукт народного творчества. Именно по этой причине не приходится сомневаться в том, что песни дошли до нас не все, а некоторые претерпели изменения. Стихи Эдды прежде всего повествуют о богах и о героях. Песни о богах несут в себе важнейший материал о религиозных воззрениях викингов, что мы уже наблюдали в первой части данной главы. Песни о героях рассказывают, о деяниях и вечной славе разных героев. Читая данное произведение нельзя не заметить, что язык изложения довольно прост, а структура неоднородна. В ней есть загадки и советы, описания жизни и правил поведения тогдашнего общества.

Порицания могут быстро сменяться повествованием, диалоги - монологами. Так, например, в «Речах Высокого» перечень советов моментально сменяется повествованием:


«Советы мои,

Лоддфафнир, слушай,

на пользу их примешь,

коль ты их поймешь:

если ты захмелел -

землей исцелишься,…

Знаю, висел я

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем,

посвященный Одину,»


«Младшая Эдда» в отличии от «Старшей Эдды» уже имеет своего известного автора. Им является Снорри Стурлусон, который написал данное произведение в первой половине XIIIв. и предполагал его в качестве учебника скальдической поэзии. «Младшая Эдда» так же цитирует большое количество стихов, которые есть и в «Старшей», однако состоит она из четырёх частей основанных на германо-скандинавской мифологии, но в общем они очень похожи. Структура описываемого произведения уже чётче, нежели первой Эдды. Конечно, связано это с тем, что над второй работал опытный автор, который и создавал стройную структуру произведения.

Далее ведя речь о германском эпосе необходимо сказать о норвежских сагах. Это «Сага о Вёльсунгах», которая датируется XIIIв., но описывает события происходившие намного раньше а именно в Vв. Так же существует и графическое изображение сюжета саги на одном из камней Сигурда в Швеции, которое относится к XIв. События, описанные в саге, так же встречаются в «Старшей Эдде», но в саге они имеют единое сюжетное повествование. Песнь о Нибелунгах написанная ещё до Саги о Вёльсунгах является частью её сюжета, хоть там и используются другие имена.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что саги и песни часто переплетаются между собой, но каждая из них несёт в себе уникальную ценную для нас информацию о жизни древних германцев. Количество саг велико, так же стоит отметить ряд скальдических произведений, а именно: «Песнь о Харальде», «Перечень Инглингов», «Речи Эйрика», «Сага о Хрольве Жердинке», «Сага о Скьёльдунгах», «Песнь о Хильдебранде» и другие произведения. Все они были записаны на различных языках и в различных странах, но несут в себе пласт истории народов Европы средневекового периода. Устройство быта, социальных отношений, семьи, пантеон богов и мифы, обычаи и традиции данного общества - всё это содержится в данных произведениях народного творчества. Работать с ними не так просто ведь, записаны они позже, чем были сложены и многие из них испытали на себе влияние христианства, но саги, эдды и песни являются важными источниками по изучению истории древних викингов.


Глава 3. Быт скандинавов


.1 Устройство семьи в германском обществе


Прежде чем в исследовании мы займёмся вопросами устройства скандинавской семьи, необходимо в общих чертах охарактеризовать их облик. Для решения данной задачи нам более всего будут полезны данные археологических исследований на территории Скандинавии.

В процессе изучения захоронений на территории Скандинавии эпохи викингов ученые приходят к выводу, что средний рост мужчины составлял приблизительно 172см, а женщины 159см. По внешности они практически не отличались от современного населения, не считая нарядов и причесок. Имели пропорциональные черты лица. Средний возраст жизни составлял около 35-55 лет, для того времени это довольно высокая цифра, ведь в средние века частым явлением был голод, от которого гибла большая часть населения Европы. Но стоит отметить что исследователи находят больное количество детских захоронений, что свидетельствует о высокой смертности среди детей. Изображения людей того времени встречаются редко, мужчина изображается с волосами, усами и бородой, весьма ухоженными, так усы у мужчин было принято заплетать. Женщины изображались с платком на голове и в платьях. Конечно, стоит учесть, что эти изображения связывают с высшими слоями населения, несомненно, рабы выглядели иначе, они не были столь ухожены, у них не было денег на дорогие платья, и отсутствовала возможность часто купаться, так же не стоит забывать, что они выглядели изнурёнными из-за выполнения тяжелого физического труда.

Наряду с трупосожжением у мужчин, для захоронения женщин чаще использовали трупоположение. Что является хорошим источников для изучения викингов. Так как в могилу к женщине зачастую клали предметы быта, среди которых были и металлические предметы, из-за чего сохранились фрагменты тканей. По ним можно судить, что чаще всего для изготовления одежды использовалась шерсть, которая окрашивалась в яркие цвета. У женщин в захоронениях было большое количество украшений: булавок и фибул.

Жилища древних викингов отличались в зависимости от статуса их владельцев. Самыми распространенными были небольшие углубленные в почву землянки. Строили их из земли и дёрна, так же набор строительных материалов зависел от местности, где проживала семья. Внутри дома было несколько «комнат». В центре самой большой общей жилой комнаты находился очаг или печь. Пол был земляной, скорее всего он накрывался соломой. Света в помещении почти не было, поэтому для ручных работ использовались свечи - восковые или из сала. В убранстве помещения были скамьи, на которые сидели, а так же земляные возвышения возле стен, они были обложены деревом и на них спали, уберегая себя от сквозняков и холода. Помимо этого на стенах были полки, где размещали утварь, ещё часть предметов быта хранилась в сундуках.

Богатые дома той эпохи делались из дерева и украшались богатой резьбой, после чего окрашивались. Внутреннее убранство отличалось разнообразием предметов и богатством. Множество деревянных вещей украшались рисунками и металлом. Встречаются и сами металлические изделия, а так же перины, кровати и большое количество сундуков, ткани, бочки, ножи и многое другое.

Далее можно перейти к рассмотрению семьи у скандинавов. Прежде всего, необходимо сказать о причинах брака. В первую очередь брак считался элементом взросления. К примеру, мужчина после женитьбы имел полное право покинуть дом отца. Об этом пишет А.А. Сванидзе, в своём труде автор подчеркивает: «Тем самым он (мужчина) переходил на более высокую общественную ступень и окончательно включался в социальный круг своего рода и в его социальную страту».

Но стоит упомянуть, что для женщины брак был важнее, нежели для мужчин. Мужчина мог вести холостяцкий образ жизни, удовлетворяя потребность в потомстве и прочем с помощью ключниц и наложниц, в то же время женщина, не вышедшая замуж, была обречена стать вечной работницей в доме отца или своего брата.

Ещё одна причина для брака - это необходимость в законном потомстве, то есть в законных наследниках, имущество которым доставалось без всякого завещания. Незаконно рожденные, в обществе викингов, теряли часть своего статуса, и добиться чего-либо таким людям было сложнее. Так же статус можно было потерять, вступая в брак с несвободным человеком.

Третья причина была чисто практической. Для успешного ведения хозяйства необходимы были и мужчина - как хозяин дома и добытчик, и женщина - как хранительница очага и хозяйка дома. Справиться с ведением быта в одиночку в то время было трудно и присутствовало четкое разделение труда на мужской и женский, хотя иногда можно встретить случаи когда женщина занимается сугубо мужским делом, то вот мужчина никогда не брался за женские занятия.

В обычных случаях партнера для брака выбирали родители жениха или невесты. Основными критериями выбора была знатность и богатство, при этом необходимо было выбрать человека приблизительно равного по статусу и положению в обществе. Жениться было принято в довольно юном возрасте. У мужчин - это приблизительно 19 - 25 лет, у девушек 16 - 18. Хотя в сагах встречаются и более ранние браки у девушек это 14 лет, у мужчин - 17. Разница в возрасте между мужчиной и женщиной могла варьироваться. Как пожилой мужчина мог жениться на молодой девушке, так и вдова уже имеющая детей могла выйти замуж на молодого парня. При выборе невесты очень важную роль играла её репутация и репутация её семьи в целом. После того как выбор был сделан, юноша сватался к невесте, он отправлял к ней своих близких друзей которые должны были всячески расхваливать жениха, далее происходила первая встреча юноши и девушки, на неё было принято всячески наряжаться, ведь было очень важно произвести первое впечатление и понравиться друг другу. Для вступления в брак мужчина должен был быть экономически самостоятельным, то есть быть в состоянии содержать будущую семью. Если все проходило благополучно и дело шло к свадьбе, то в некоторых сагах встречается такое явление как выкуп невесты, в сагах это явление встречается под названием «вено». И так, если брак уже был запланирован, то в силу вступала традиционная череда процедур которая делала брак законным. А именно это: сватовство, обручение, заключение брачного договора, дары невесте и родственникам с обеих сторон, свадьба, брачная ночь и «утренний дар».

В самой семье положение женщины и мужчины было практически равным. Женщина была под покровительством мужчины, а мужчина был окружен заботой со стороны женщины. Статус женщины не был низким в связи с тем, что мужчины часто уезжали торговать или воевать, а женщина оставалась и заведовала хозяйством. Женщина в основном занималась рукоделием, приготовлением пищи, следила за порядком в доме. Мы практически не встречаем женщин, занимавшихся ремеслом или торговлей. Если мужчина мог сыскать себе славу в войнах, то женщину, прославляли прежде всего, бережливость и умелость в ведении хозяйства.

Судить о статусе женщины нам помогают рунические камни, воздвигнутые в память о женщинах. Э. Роэсдаль в труде «Мир викингов» даёт целый перечень камней посвященных женщинам: «Так, знаменитые памятные камни в Йеллинге были воздвигнуты королем Гормом в память о его жене - королеве Тюре, а тем их сыном , королем Харальдом Синезубым , в память о родителях. Памятный монумент был воздвигнут двумя сыновьями в память об их матери Виборг, а монументы из Главендрупа и Трюггевельде были воздвигнуты некоей Рагнхильд в память о своих двух мужьях. Она была замужем сначала в Фюне, а затем на Зеландии». Но не все было так гладко в положении женщины в обществе викингов, многие путешественники из стран востока и запада отмечали тот факт, что скандинавские мужчины имели несколько женщин, и чем мужчина был богаче, тем у него было больше всякого рода наложниц. Многоженство это та языческая черта, от которой долго не могли уйти народы Скандинавии. Так Адам Бременский с негодованием писал: «каждый мужчина в соответствии со своим достатком имеет двух, а то и трех, и более жен. Богатые и знатные имеют жен несчетно, а родившиеся от них сыновья считаются законными».

И так на основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что семья была крайне важна для общества викингов, каждый взрослый и самостоятельный член общества должен был состоять в браке. Для этого имелось множество причин, как практического характера, так и социальной направленности. В быту женщина и мужчина выполняли различные, функции, и были в практически равноправных отношениях. Несмотря на высокий статус женщины в скандинавском обществе существовал парадоксальный обычай многоженства, что указывает на сложную структуру тогдашнего общества и на двойственность его развития.


.2 Повседневные отношения, ритуалы, праздники


Условия жизни в скандинавском мире были довольно тяжёлыми. Вся жизнь викингом и всё устройство общества древних германцев, были подчинены лишь одной цели - выживанию. В условиях частых неурожаев, плохих погодных условий, войн и прочих трудностей, людям того времени необходимо было организовывать свой быт таким образом, чтобы общество могло выжить. Всем этим обуславливается непростая система повседневных отношений, существовавшая в те времена. Рассмотрим её подробнее.

И так, чтобы перейти к изучению повседневных отношений, необходимо определиться, где они происходили. Здесь мы сталкиваемся с таким понятием как - гарды. Отличное объяснение гардов даёт нам А.А. Сванидзе: «… такая домовая община, весь коллектив насельников гарда - была основной социальной ячейкой скандинавских обществ эпохи саг». В связи с тем, что жильё викингов было разбросанно по территории, из-за нужды в обширных угодьях для охоты и прочих занятий направленных на необходимость пропитания, гарды стали основой скандинавских обществ. Это были большие хозяйства, объединявшие в себе усадьбу хозяев и их земли, там жили сами хозяева их родственники и насельники, то есть работники этого хозяйства. Все эти люди составляли так называемую домовую общину. Хозяин и хозяйка должны были хорошо знать своё хозяйство, быть строгими и одновременно милостивыми, а так же подавать пример работникам гарда.

Не смотря на такое устройство жизни населения, общественный строй у германцев был поздним родовым, а это значит, что родовые связи не теряли своих позиций и были очень важны. Эту черту скандинавского общества можно проследить в предыдущей главе где речь идёт о браках, не даром знатность рода была так важна и даже могла компенсировать бедность человека вступающего в брак. Так же родовые связи отражаются в сагах. К примеру в порицаниях Вёльвы она обращается непосредственно к родам:


«Внимайте мне все

священные роды,

великие с малыми

Хеймдалля дети!»


Значимость сородичей так же видна и в судебных процессах, где главными свидетелями и защитниками были родственники. Подтверждение этому можно увидеть в Речах Высокого в Старшей Эдде:


«Вытянув шею,

орел озирает

древнее море;

так смотрит муж,

в чуждой толпе

защиты не знающий».


Всё это указывает на важность отношений между родственниками в скандинавском обществе, что является следствием позднего родового строя. Таким образом, система отношений в основном была построена на родстве и большую роль играли предки. «От человека требовалась лояльность по отношению к членам своей семьи и сотоварищам по « фелагу ». Традиций следовало придерживаться и в отношениях между господином и подвластными ему людьми, в отношениях с друзьями, домочадцами и слугами .»

В связи с языческими верованиями у викингов было множество ритуалов и языческих праздников, очень важен был обряд захоронения человека. Как уже было сказано выше, воин погибший в битве или от оружия возносился в палаты к Одину и валькириям, где проводил время в пирах и сражениях. После похорон в обязательном порядке устраивался поминальный пир - тризна. На него созывали родственников, наследников, а если погиб вождь, то особое место на пиру занимала его дружина. Умершего провожали «песней на смерть», и обязательно устанавливали над захоронением рунический камень. На нем писали имя или имена погибших.

Похороны были особым ритуалом, они выполняли важные функции: «Каждой социальной группе следовало хоронить своих покойников согласно её статусу. Такой похоронный ритуал, во-первых, подчеркивал престиж данной семьи, рода, клана. Во-вторых, участие в процедуре похорон способствовало консолидации этих естественных общностей». Помимо ритуала похорон у викингов было целое множество других ритуалов связанных в первую очередь с их верой в судьбу, удачу, приметы и руны. Несколько предостережений мы встречаем в Речах Высокого:


«Советы мои,

Лоддфафнир, слушай,

на пользу их примешь,

коль ты их поймешь:

обтесывай древки

и обувь готовь

лишь себе самому;

если обувь плоха

или погнуто древко -

проклятья получишь»

И ещё одно касаемо сглаза на поле боя:

«Советы мои,

Лоддфафнир, слушай,

на пользу их примешь,

коль ты их поймешь:

вверх не смотри,

вступая в сраженье, -

не сглазил бы враг, -

воины часто

разум теряют»


Все обряды и ритуалы являются неотъемлемой частью языческой религии, когда боги, а вместе с ними и мистика максимально приближены к людям. Необходимо сказать, что после принятия христианства обряды ещё долго бытовали в обществе викингов.

Во время празднеств викинги устраивали пиры. Пышные и с большим количеством явств и питья. Залы для пиров иногда достигали до 20 м в длину. Места распределялись по иерархии, по знатности. В центре стола сидел король. Посреди зала пылал огонь в очаге, и к тому же зал освещался со всех сторон масляными лампами, восковыми свечами или факелами. Подавались пиво, мёд, вино, а также разнообразные мясные блюда.

Мясо могло подаваться варёное, жареное, вяленое, солёное, печёное или сквашенное. Подавались также рыба, хлеб, каша, молочные блюда, овощи, фрукты, ягоды и орехи. Блюда сдабривались солью и пряностями. Например, в Усебергском захоронении были обнаружены тмин, перец и горчица. Скальды, во время пира произносили стихи, за столом рассказывались истории. Пир был средоточием многих важных событий. На нём заключались договоры, завязывались дружеские отношения, вспыхивала вражда, планировались будущие брачные союзы. Ежегодно проходивший тинг всегда сопровождался подобного рода пирами.

Одним из праздников скандинавов был Йоль - это праздник середины зимы. Почему праздник называется "Йоль" неизвестно. Кто-то связывает это название с одним из имен Одина - "Йольмир", кто-то считает, что слово связано с древнеисландским словом, обозначающим "колесо". Йоль счился "Матерью всех Ночей" и праздник был посвящен дисам - женским божествам родовспоможения и судьбы. Несмотря на то, что Йоль считался праздником, верили, что в это же время усиливается влияние злых духов - троллей и прочих обитателей Утгарда. Связано это с боязнью викингов ночи и холода. Данный праздник встречается в Старшей Эдде в Песне о Хельги сыне Хьерварда: «Ехал Хедин домой из леса в вечер под Йоль и и встретил женщину тролля.» Весьма похожим на Йоль был праздник летнего солнцестояния, также проводились различные ритуалы и сильно опасались злых духов.

Ещё один праздник германцев был связан с приходом лета. Сумарсдаг - праздник в честь великого Одина, праздник отмечался после 18 апреля, Год у викингов делился на два сезона - лето и зиму. Первый день лета и поныне отмечается в третий или четвертый четверг апреля, знаменуя собой долгожданное пробуждение природы. С началом лета в древности начинался и сам год, летоисчисление шло по прожитым зимам. Поэтому неудивительно, что обычаем было дарить летние подарки. Во время этого праздника совершались ритуальные жертвоприношения Одину, которые благодарили его за то, что пришло долгожданное лето. Пожалуй, этот праздник был самым важный у викингов, не даром именно он, был посвящен самому главному богу из всего пантеона. Во времена древних викингов пережить зиму было большим счастьем, условия жизни были очень суровыми и все эти трудности, несомненно, отражались на духовной жизни общества.


Заключение


Подводя итог нашего исследования, можно сделать массу выводов. Говоря об обществе викингов в период с VIII по XI вв. вы видим сложную структуру его организации. Происходит выделение трёх слоёв населения, непосредственно связанное с идущими процессами имущественной дифференциации. В свою очередь имущественная дифференциация возникает не просто так, а складывается из нового общественного строя - из военной демократии. Однако, у скандинавов огромную роль играют родственные связи. Это отражается в наличии института кровной мести, а так же в судебных разбирательствах, где активно используются родичи. Именно родственные связи регулируют общественные отношения. Ежегодно функционирует тинг, в основе которого лежит система обычного права. Это, вместе с родовыми отношениями, указывает на сохранность частиц позднего родового строя. Эти основы прослеживаются и далее, в религиозных взглядах викингов и в их быту. Анализируя пантеон богов, мы приходим к выводу, что главными занятиями у германцев были: война и земледелие. Что естественно для данного общества, ведь внешние условия жизни очень суровы и для выживания народа необходим урожай и завоевания. В семейных отношениях так же наблюдается некая двойственность. Языческое многоженство сталкивается с довольно высоким статусом жены. В то же время необходимость в семье была очень острой, что вновь было продиктовано условиями выживания. Всё выше сказанное красной нитью проходит через ритуалы и праздники древних викингов.

Их общество трансформируется и приобретает причудливые формы ради единственной цели - выживания данного народа. В дальнейшем эта цель толкнёт викингов к походам на Европу, но в данный период времени (VIII-XI вв.) задача выживания трансформирует общество и смешивает различные элементы из периодов его развития.


Список источников


1.Исландские саги. Старшая Эдда. Пер. Корсун А.И. - М.: Академия наук СССР 1963. - 257 с.

.Стурлусон Снорри. Круг Земной. Пер. Смирницкая О.А. - М., 1994. - 156 с.

.Исландские саги. Младшая Эдда. Пер. Смирницкая О.А., Стеблин-Каменский М.И. - СПб.: Наука 2006. -144 с.

.Исландские саги. Пер. Циммерлинг А.В. - М.: Языки славянский культуры 2004. -600 с.

Список литературы

.Байок Л. Исландия эпохи викингов. - М.: Астрель 2012. -912 с.

2.Байер Г.З. Сочинение о варягах, при Императорской Академии наук.

3.Гедеонов С. А. Варяги и Русь. - М.: Алгоритм 2011. -352 с.

4.Гуревич А.Я. Некоторые вопросы социально-экономического развития Норвегии в I тысячелетии н.э. в свете данных археологии и топонимики. [Электронный ресурс//].

5.Гуревич А.Я. Норвежское общество в ранее средневековье. - М.: Наука 1977. -337с.

6.Гуревич А.Я. Норвежская община в раннее средневековье. [Электронный ресурс//].

7.Гуревич А.Я. Эдда и сага. - М.: Наука 1979. -368 с.

.Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года.

[Электронный ресурс//]

.Роэсдаль Э. Мир викингов. - СПб.: Всемирное слово 2001. -178 с.

.Рыдзевская Е.А. Слово «смерд» в топонимике. Проблемы источниковедения. Литература по вопросу о пережитках тотемизма у древних германцев., О пережитках матриархата у скандинавов по данным древнесеверной литературы. [Электронный ресурс].

.Сванидзе А.А. Викинги - люди саги жизнь и нравы. - М.: Новое литературное обозрение 2014. -790 с.


Теги: Быт и мифология древних викингов  Курсовая работа (теория)  История
Просмотров: 22585
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Быт и мифология древних викингов
Назад