Владимиро-Суздальская Русь


Контрольная работа

Владимиро-Суздальская Русь


Содержание

владимирский суздальский княжество русь

Введение

. История Владимиро-Суздальской Руси

. Русь Владимирская

. Владимиро-Суздальская Русь

. Культура

Заключение

Список литературы


Введение


Владимиро-Суздальское княжество находилось на Северо-Востоке русских земель.

Это был глухой, лесистый край, отделенный от южнорусских областей дремучими чащобами и топкими болотами. В Киеве его называли Залесской землей, то есть расположенной за лесами. В междуречье Волги и Оки, издавна жили финно-угорские племена - меря, Природные условия этого края были суровыми. Долгая зима, дождливая осень, холодное лето затрудняли земледелие.

Плодородные почвы находились в районе, называвшемся Опольем. Жители выращивали злаковые культуры, прежде всего рожь и пшеницу.

Кроме того, занимались охотой, собирали дары леса, ловили в реках рыбу.

Всеволод Юрьевич Большое гнездо (1176-1212 гг.) младший сын Юрия Долгорукого. Его правление стало временем расцвета Владимирского княжества. Всеволод был сильным правителем, обуздал бояр и установил единоличную власть. Успешными были походы на Волжскую Булгарию, в зависимость попало Рязанское княжество.

К концу XIII века во всей Владимиро-Суздальской Руси правили потомки Всеволода Юрьевича, поэтому он получил прозвище Большое гнездо.


1. История Владимиро-Суздальской Руси


История Владимиро-Суздальской Руси неоднократно изучалась отечественной историографией. Это обусловлено тем, что она, так же как и Киевская Русь, представляет один из основных этапов развития Древней Руси. Значение истории Северо-Восточной Руси XII-XIII вв. трудно переоценить. Здесь возникли такие явления, как экономический базис, политическая надстройка, культура, религия, идеология, а также основной субстрат нового общества - этнос. В свою очередь все это заложило основу существования нового социального образования - Московской Руси, правонаследником которой является русская нация. Вот почему Владимиро-Суздальская Русь, ее история, политика, культура быта были, есть и будут предметом историографических исследований, от летописей до работ будущих историков.

Возникновение в XII в. сильных государственных образований связано с эпохой феодальной раздробленности, с активным процессом полицентризма, столь характерным для всей Европы того времени. Этот новый этап развития общества ознаменовался становлением и эволюцией самостоятельных, местных надстроечных институтов не только на юге, но и на северо-востоке Руси. Именно здесь, в некогда глухом "Залесском крае", возникает в XII в. сильное и жизнеспособное политическое образование, претендующее не только на самостоятельность, но и на центральное положение во всей Руси.

Речь идет о Владимиро-Суздальской земле с городом Владимиром во главе, ставшим уже через несколько десятков лет после нашествия иноплеменников идеологическим центром и символом всей страны.


2. Русь Владимирская


Распад Киевской Руси повлиял на подъем отдельных княжеств. Особенно усилилась Северо-Восточная Русь со своими крупными центрами: Суздалем, Ростовом, Владимиром, Тверью, Кострамой, Ярославлем, Мурамом, Рязанью. Самостоятельным княжеством становится Суздальское (1132 г.) с центром в г. Суздале. В 1157 г. Андрей Суздальский перенес столицу в г. Владимир, в котором развернулось большое строительство.После смерти Ростислава Мстиславича (1168 г.) Андрей Суздальский предъявил свои наследственные права на Киевский великокняжеский стол. Он организовал поход против Мстислава Изаславича и Киев подвергся разорению. Андрей отдал опустошенный Киев младшему брату Глебу Юрьевичу. Киев с этого времени перестал быть стольным городом Руси и сидевший в нем князь не являлся теперь правителем Руси, что явилось событием поворотным, от которого история Руси приняла новых ход. Киевское княжество оказалось низведенным до уровня рядового. Оно разделилось на волости, а часть населения эмигрировала на Верхнюю Волгу и Оку.


. Владимиро-Суздальская Русь


Северо-восточные земли, издавна населенные немногочисленными угро-финскими и балтийскими племенами, были одним из основных районов славянской колонизации с VIII в. Волго-Окское междуречье было в равной степени защищено как от варяжских походов, так и от половецких набегов. Умеренный климат и торговые пути привлекали как стихийную крестьянскую колонизацию, так и организованную, опирающуюся на дружины, княжескую. Взаимоотношения быстро растущего славянского населения с разрозненными догосударственными общинами голяди, чуди, мери, муромы, веси и другими финно-угорскими племенами приводят к синтезу их общественных структур, хозяйственно-бытовой жизни, политогенеза, консервации языческого мировоззрения.

В XII-XIII вв. происходит мирная деэтнизация значительной части местного населения, ассимиляция его древнерусской народностью, хотя отдельные поселения местных этносов сохранялись еще несколько веков. Наряду со старыми городами - Ростовом, Суздалем - появляются и быстро растут новые - Тверь, Владимир, Москва и другие, соперничество между ними и местными элитами влияло на особенности государственного управления. Ростово (Владимиро)-Суздальская Русь начала возвышаться со времен княжившего здесь Владимира Мономаха и считалась вотчиной Мономаховичей. К середине XII в. сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий превратил Ростово-Суздальское княжество в одно из сильнейших и даже занял в конце жизни великий киевский стол. Официальным актом создания самостоятельного княжества было решение Собора из представителей бояр и неродовитой верхушки крупнейших городов об избрании великим князем Андрея Юрьевича (вопреки прежнему договору с Юрием Долгоруким об избрании другого его сына).

Стремление вотчинных и служилых землевладельцев, духовенства "старых" и "молодых" городов утвердить собственную династическую линию и освободиться от наместников великих князей свидетельствовало о развитом региональном сознании местной элиты. Князь Андрей, прозванный по месту своей резиденции Боголюбским, стремился жесткими мерами придать своей власти монархические черты - согнал со своих столов братьев, устранил от дел многих бояр и безжалостно подавлял их сопротивление. Сложные этногенетические процессы в княжестве свидетельствовали о кризисе единого древнерусского самосознания и сказались как на ходе внутриполитической борьбы, так и во время взятия Киева в 1169 г., которым Андрей Боголюбский стремился овладеть уже не как символической столицей Руси, а как чужеземным городом, и предал его разграблению.

В 1174 г. Андрей пал жертвой заговора бояр. Однако централизацию государственного управления и укрепление княжеской власти продолжили поддержанные горожанами братья Андрея - Михаил, а затем Всеволод Большое Гнездо (1176-1212 гг.). Мятежное боярство было разгромлено; в борьбе с ним владимиро-суздальские князья опирались на быстро растущее дворянство. В XII в. дворяне выполняли разнообразные государственные и вотчинные функции - управляющих хозяйством, судебных чиновников, военных слуг, полицейских и пр. За свою службу они получали вознаграждение в виде денежного пожалования или условной земельной собственности (поместья). И все же доминирующая тенденция к установлению сильной монархической власти не успела полностью реализоваться в домонгольский период. Она наталкивалась на сопротивление местных городских элит - боярской верхушки Ростова, Суздаля, Владимира и других городов. Из соперничества между элитами старых и новых городов, опиравшихся на различных представителей Мономаховичей, выросла полицентричная государственная система со сменой столиц, а состоящая из нескольких уделов Владимиро-Суздальская Русь становится месторазвитием великороссов и ядром великорусской государственности. Таким образом, накануне монголо-татарского нашествия происходит ослабление межрегиональных связей, обособление отдельных территорий, разрушается до конфедеративного состояния политическое единство русских земель. Процессы социально-экономической, культурной и государственной дифференциации (в последней проявляются олигархическая, демократическая и монархическая тенденции) приводят к перерастанию региональных различий в субцивилизационные, к кризису общеэтнического сознания и древенерусской цивилизации.

Становление государственного управления на Руси проходило в результате военного типа политогенеза в VIII-IX вв., что было обусловлено сочетанием различных факторов: природно-ландшафтного, геополитического, социально-экономического, духовно-нравственного. Переход от потестарных отношений типа "военной демократии" через "вождества" к публичной власти, государственности на доклассовом уровне, но в сложно стратифицированном обществе, был катализирован ксенократическим характером династии Рюриковичей.

Принятие христианства изменило характер властных отношений на Руси и систему государственного управления в "дружинном государстве". Князья утрачивают сакральные функции, но наряду с военными сосредоточивают в своих руках административные и судебные функции. Завершается переход от родоплеменного к территориальному принципу построения государственного управления, которое сосредоточивается у построенной по принципу конического клана династии Рюриковичей. Происходит вытеснение и ассимиляция десятичной системы управления дворцово-вотчинной.

Формирование региональных династий, передача старшей дружине административных функций на основе кормлений, а затем перерастание последних в вотчинно-родовую собственность приводит к разложению великокняжеской дружины, регионализации Руси и дифференциации форм государственного правления в удельный период: монархия (Владимиро-Суздальская Русь), олигархическая (Галицко-Волынская) и республиканская (Новгород, Псков, Вятка).


. Культура


В XII-XIII вв. подлинного расцвета достигло летописание. В них прослеживалась мысль о ведущей роли Ростово-Суздальской земли в истории Древней Руси. Наряду с летописанием развивалась архитектура. Зодчие широко использовали белый камень-известняк. Стены сооружений украшали зачастую причудливой резьбой. Большого размаха достигло строительство при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Также развивалась и живопись. Фрески различных соборов отличаются изысканностью. Многовековая культура русского народа, его огромный творческий труд запечатленный в драгоценных памятников прошлого, которыми так богата владимиро-суздальская земля. Главнейшее место в этих сокровищницах русского искусства принадлежит прославленным памятникам зодчества, скульптуры: живописи и прикладного искусства 12-13 вв., которые составляют ценность мирового значения. В развитии русского искусства 12-13 вв. различаю три крупных, отличных друг от друга, направления: поднепровский юг, новгородский северо-запад и владимирский северо-восток. Ни одна архитектурная школа Руси 12-13вв. не может сравниться с владимиро-суздальской по богатству и разнообразию образов, воплощённых в её памятниках. Она символизирует высоту общего уровня культуры передовых центров древней Руси.

В архитектуре владимирской земли выступает светское начало, проявившееся в создании монументальных дворцовых ансамблей, соборов.

В строительстве крепостей, дворцов и храмов находили выход могучее дарования народа, его вдохновение, вкусы. Этому способствовала высокая строительная техника, точность белокаменной кладки, применения в убранстве фасадов резьбы по камню; от суровых и простых храмов времён Юрия Долгорукого - к созданию таких шедевров, как церковь Покрова на Нерли. Особое место среди русских городов принадлежит Суздалю. Это уникальный город-музей, сохранившийся до наших дней полный своеобразия архитектурный облик города 12-17 вв., является вкладом в сокровищницу мировой архитектуры и культуры. Редчайшим памятником русской военно-оборонительной архитектуры 12 в. являются золотые ворота в городе Владимире, которые не находят себе прямых аналогий в архитектуре европейского средневековья.

С распадом киевской державы отошло в прошлое искусство мозаики, слишком дорогостоящая она стала для удельных князей. Будущее принадлежало фреске и иконописи. В развитии живописи прослеживаются две тенденции. С одной стороны, возрастало влияние церкви, которая в борьбе с язычеством ужесточила контроль за соблюдением канонических требований, с другой стороны - активное влияние элементов народной культуры. Во времена Андрея Боголюбского владимиро-суздальская живопись делала первые шаги. Небольшие фрагменты фресок сохранились в Успенском соборе. В искусстве 12-13 вв. всё сильнее сказывается стремление к плоскости, орнаментальности изображения. Усиливается роль орнамента в системе церковной росписи. В 12 столетии сформировалась своя самобытная традиция в зодчестве и изобретательном искусстве владимиро-суздальской Руси. Она отличается особой поэтичностью и утонченностью. Владимиро-суздальское искусство явилось во многом преёмником и отзвуком классической культуры, пришедшеё к нам через византийскую культуру. Впоследствии эти черты проявились и получили дальнейшее развитие в культуре московской Руси.


Заключение


Владимиро-Суздальская Русь - типичный образец русского княжества периода феодальной раздробленности.

Занимавшая большую территорию - от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее территории была основана Москва.

Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Владимира Мономаха, - от Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского (1276-1303 гг.) - носили этот титул.


Список литературы


1. Гумилев Л.H. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. Л., 1987.

. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982.

. Толочко П.П. Древняя Русь. Киев, 1980.

. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998.


Теги: Владимиро-Суздальская Русь  Контрольная работа  История
Просмотров: 20283
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Владимиро-Суздальская Русь
Назад