Арабская весна. Русская версия

ГОУ ВПО

Сургутский государственный университет

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Факультет социальных технологий

Кафедра политологии


Курсовая работа

Арабская весна. Русская версия


Студент 0314 гр. II курса

Коломиец А.И.

Научный руководитель

д. полит. н., профессор

Мартынов М.Ю.


Сургут 2012

Содержание


Введение

Глава 1. Причины и предпосылки Арабской весны

.1 Социальные корни Арабской весны

.2 Арабская политическая культура

Глава 2. События и факты

.1 Исторические параллели и современность

.2 Видимость и реальность

.3 Динамика и перспективы

Заключение

Список литературы

арабский весна демонстрация восток

Введение


Актуальность: Несмотря на календарную зиму, в начале года наступила "арабская весна" - такое название получила волна протестов и демонстраций в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Арабские революции изменили самосознание граждан во всем мире, став примером для таких протестных явлений, как движение "Захвати Уолл-стрит" и московские митинги.

Арабские бунты ставят в один ряд с такими переломными событиями, как революция 1917 г. и освобождение от колониальной зависимости народов третьего мира после Второй мировой войны. Люди, последние 30-40 лет жившие при диктаторских режимах, устали. Арабская весна показала, насколько важна и ответственна роль новейших информационных технологий - интернета, социальных сетей, через которые во многих странах люди призывались к тому, чтобы выступить против "диктаторских режимов". Эти информационные технологии играют определяющую роль в современной политике и в современных международных отношениях. Политический произвол и ограничение властями свободы СМИ способствовали распространению идей исламского фундаментализма не только среди беднейших слоев, но и части среднего класса. Существенной причиной массового недовольства стала коррупция власти. Первым из таких государств стал Тунис, который вдохновил на такие же действия ряд других арабских государств с теми же проблемами.

Степень разработанности: Проблеме арабской весны посвящены многочисленные труды в зарубежной и отечественной литературе. Считается, что это обусловлено тем, что ряд стран, такие как Великобритания, Франция, Соединенные Штаты Америки и ныне сохраняют неоколониалистские интересы в ряде мусульманских регионов. Причины и факты арабских революций рассматриваются в книгах и работах таких авторов как Тахара Бен Йеллоуна, А. Васильева, А. Коротаева, А. Бурова. В своих работах они рассматривают возникновение революций в государствах, кто за этим стоял, какую роль сыграли информационные технологии, существует ли сценарий арабских восстаний и какие перспективы у стран арабского мира.

Цель: анализ причин и событий происходящий во время арабской весны.

Задачи:

)Выявить причины арабских революций

)Описать события и факты

)Изучить особенности арабской политической культуры

)Проанализировать динамику и перспективу развития событий

Объект исследования: Арабская весна как феномен современной международной политики

Предмет исследования: Арабская весна как фактор дестабилизации современной политической ситуации в мире

Метод исследования: анализ научной литературы

Структура: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, первая глава состоит из двух параграфов, вторая глава из трех параграфов, заключения и списка литературы.


Глава 1. Причины и предпосылки Арабской весны


.1 Социальные корни Арабской весны


Арабская весна сотрясает Ближний Восток уже полтора года. Она привела к свержению четырех лидеров, которые, как казалось еще двумя годами раньше, должны были править до конца своих дней, ввергла еще одну страну в братоубийственную гражданскую войну и заставила даже давно устоявшиеся монархии оказаться под сильным политическим и экономическим давлением. Началось все с того, что 17 декабря 2010 года Муххамед Буазизи - 26-летний тунисец, безработный обладатель степени бакалавра попытался заработать на жизнь, торгуя с тележки овощами и фруктами. Полицейский отняла у него товар и вдобавок оскорбила. Попытки пожаловаться властям кончились тем, что его вышвырнули из муниципалитета. Униженный, отчаявшийся. Лишенный куска хлеба молодой человек совершил самосожжение. В страшных муках он скончался спустя немногим более двух недель. О его судьбе разнесли сообщение независимые телеканалы и Интернет. Для мусульман самоубийство - большой грех, а такая страшная смерть взорвала тунисское сообщество. Тысячи, а затем и десятки тысяч человек вышли на улицы. Протестуя против бесчеловечного режима, угнетения, безработицы, коррупции, диктатуры президента Туниса и его клана. Тунис считался до недавнего времени раем для туристов, стабильным государством, которое даже за независимость боролось исключительно политическими мерами. Со времен первого президента Хабиба Бургибы страна стала светской, с высоким уровнем образования, достаточно многочисленным средним классом, гендерным равноправием. Шариат играл незначительную роль, вся интеллигенция знает французский язык, ей близка европейская культура. В республике широко использовался интернет. Были устойчивы связи с Европой и США. Но вместе с тем за 23 года авторитарного правления Бен Али правительству не удалось решить главную проблему - преодолеть высокий уровень безработицы. Она затрагивает не только беднейшие слои населения, но и молодежь с высшим образованием.

С 25 января по 11 февраля прошлого года продолжались массовые народные волнения в Египте. Численность их участников то сокращалась до ста тысяч человек, то возрастала до миллиона. На восстание поднялись массы - от Александрии до Асьюта и от Мансуры до Синайского полуострова. "В общем-то, не удивительно, что администрация Мубарака "проморгала" социальный взрыв. Ведь статистика утверждала, что страна развивается очень даже успешно". Экономика растет хорошими темпами(даже в кризисные годы). Уровни бедности и неравенства одни из самых благополучном в третьем мире.

Мировые цены на продовольствие растут, но правительство принимает серьезные меры для смягчения последствий этого для беднейших слоев населения. Уровень безработицы меньше, чем во многих достаточно благополучных странах мира и в последнее время несколько сокращается, что происходит на фоне замедления темпов роста населения. Общим требованием был уход президента Мубарака, который правил 32 года. В Египте и Ливии, протестам предшествовало усугубление споров о наследовании власти.

Попытки бывшего президента Египта Хосни Мубарака сделать своего сына Гамаля наследником престола вызвали недовольство в самых разных частях египетской структуры власти, и особенно среди военных.

В Ливии соперничающие фракции возникли вокруг братьев Сеиф аль-Ислама Каддафи и Мутассима Каддафи, которые претендовали на роль наследников отцовской власти, причем старший Каддафи, в свою очередь, стравливал эти фракции. Свою роль сыграл и рост коррупции.

В какой-то момент хищничество лидeра и его окружения перестает казаться терпимым. В хорошие времена на определенный уровень коррупции люди могут смотреть сквозь пальцы. Однако экономический кризис последних лет не пощадил Ближний Восток, особенно Египет и Тунис. Клановый капитализм блокировал возможности для членов среднего класса.


.2 Арабская политическая культура


Происходящее на Арабском Востоке дает основания для нескольких предположений:

) волнения и беспорядки, в ряде случаев перерастающие в вооруженную борьбу, имеют сугубо внутренние предпосылки, а их совпадения и по времени и ряде арабских стран - случайность;

) налицо более общий системный кризис важного сегмента международных отношений - модели государственных отношений;

) важнейшее значение в происходящем приобретает внешний фактор, который придает всем революциям такое сходство;

) речь идет не о кризисе системы государственного управления и не о региональной проблеме, а об одном из этапов "перезагрузки" системы международных отношений на глобальном уровне.

Массовые политические волнения первой половины 2010 г. Вызвали сравнительно "мирное падение" авторитарных режимов "несменяемых президентов": Бен Али в Тунисе, Хосни Мубарака в Египте, Абдаллы Салиха в Йемене. Сходные формы общественного протеста угрожали существованию режимов единоличной власти в Иордании, Алжире, Сирии, на Бахрейне. А вот в Ливии события пошли по иному сценарию. Вооруженное противостояние частей регулярной армии, верных полковнику Муаммару Каддафи, т поддерживаемой силами НАТО оппозиции подтолкнуло Ливию к пропасти гражданской войны. По существу, во всех вышеназванных странах события развивались и продолжают развиваться по тождественным сценариям, суть которых в конечном итоге сводится к одному: свергнуть существующий политический строй. Полиция и силы безопасности, призванные поддерживать порядок, оказываются неспособны справиться с массовыми протестами и либо бездействуют, либо переходят на сторону протестующих. Наступает коллапс, паралич власти, которым незамедлительно пользуются силы оппозиции, борющиеся за политическое влияние в стране. Армия, до поры времени не вмешивается в политическую борьбу, играет скорее роль наблюдателя или арбитра. Запускать смуту теперь весьма удобно с помощью мобильной связи и Интернета. Однако механизмы мобилизации людей в рамках смуты отлажены и на традиционном коммуникативном уровне. Хотя Коран осуждает смуту, есть немало оснований полагать, что в странах арабского мира в обозримом будущем предвыборная борьба и действия оппозиционных сил будут вписываться в схему смуты. Политическая стабильность будет зависеть в значительной степени от умения властей справиться с этой традиционной формой протеста, перенесенной из прошлого в новые условия протоглобального мира, где еще не сформировалась универсальная глобальная этика. Но в будущем, именно ею, а не закулисными нормами станет руководствоваться мировое сообщество - человеческая ойкумена.


Глава 2. События и факты


.1 Исторические параллели и современность


Словосочетание "арабская весна", которым стали называть бурные социально-политические процессы и перемены в Северной Африке и странах Ближнего Востока, призвано, конечно, не столько обозначить календарные сроки происходящего, сколько ассоциироваться с процессом пробуждения и обновления. Структурно термин не нов и не оригинален. Он - реминисцентная аллюзия сходных событий 1848 г. В Европе - буржуазно-демократических революций, получивших в историографии наименование "весны народов". Имеется в виду не только внешнее сходство. Происходящее сегодня в арабском мире может иметь такое же фундаментальное значение для формирования в нем нового баланса социальных сил и перехода к новым типам отношений, как "весна народов" для Европы. Компаративный анализ дает основание выдвинуть гипотезу, что нынешняя Арабская весна - результат кризисного соединения в арабских обществах на рубеже тысячелетий переходов трех типов: экономического, демографического и идейного.

)Экономический переход. Выражается в качественном преобразовании арабских экономик в период 1990-2010 гг., связанном с их вынужденной модернизацией и адаптацией к мировым экономическим трендам (глобализация, интеграция, либерализация, технологизация, изменение баланса сил в мировой экономике). Внутриэкономическое положение арабских стран стало более чем когда-нибудь прежде зависимым от мирового рынка. Экономический переход повлиял, в частности, на общее повышение жизненного уровня арабского населения, социальную мобильность и рост материальных и духовных запросов.

)Большинство арабских стран вступают в так называемый третий этап демографического перехода. При этом реальная угроза, что они окажутся в демографической ловушке. Во многих процессы модернизации и привели в заметному падению рождаемости и замедлению темпов прироста населения. В Тунисе, Египте, Алжире, Ливане, Саудовской Аравии коэффициент фертильности снизился более чем на 40% по сравнению с показателями до начала перехода. Поскольку этим трендом всего 10-15 лет, а средняя ожидаемая продолжительность жизни в регионе увеличилась до 70 лет, в большинстве стран смертность почти не увеличилась. Начала сокращаться лишь доля детей примерно до 12 лет. При этом огромные массы молодых людей в возрасте 15-30 лет вступили в активную жизнь и количественно доминируют в обществе. Более 60% населения арабских стран моложе 30 лет. Среди молодежи крайне высока безработица, социальные перспективы у многих ограничены или в лучшем случае неопределенны, что ведет к политическому недовольству и протестным настроениям. Специфические конфигурации демографических трендов привели к социальной отчужденности и радикализации части молодежи, желанию изменить существующие социальные парадигма.

)Идейный переход в арабских странах вытекает из предыдущих двух и проявляется в ломке традиционной и широком развитии индивидуалистически ориентированной системы ценностной и соответствующем изменение норм поведения, в том числе демографического и социального. Он связан с фундаментальными переменами внутри арабских обществ: как с эндогенными характеристиками их развитии (экономические условия, демографические тенденции, рост грамотности и самосознания более широких слоев населения, для которых рамки социальных и экономических возможностей, предоставляемые существующим устройством обществом, уже узки), так и с внешними влияниями на ситуацию внутри арабских обществ. Происходит значительное увеличение степени свободы как в выборе индивидуальных целей, так и средств их достижения, не исключая из числа последних разрушения традиционных устоев и насильственную смену власти. Непосредственно накануне Арабской весны регион демонстрировал самые лучшие за три десятилетия показатели устойчивого экономического роста, причем это относится как к богатым нефтяным странам, так и к лишенным запасов "черного золота". При сохранение весьма значительных межстрановых различий экономика всех без исключения арабских государств за последние четверть века существенно продвинулась вперед по пути модернизации и роста. Во всех странах произошло улучшение ситуации с реальными доходами населения, обеспеченностью питанием, медицинским обслуживанием, доступом к образованию. Конечно, кое-где в мире имел место более впечатляющий рост, но арабский регион по целому ряду показателей качества жизни был впереди Восточной Азии, и по всем показателям впереди Южной Азии, и Тропической Африки.


.2 Видимость и реальность


Арабский мир с самого начала 2011 г. Пришел в движение. События во всех без исключения странах арабской Африки и Йемена, а так же их отголоски в Сирии, Ливане, Иордании и на Бахрейне привлекли внимание международной общественности. Думается, однако, что своеобразный социально-политический подъем на севере Африки и в ряде стран Ближнего Востока нельзя считать не делом рук исламистов, ни революциями в подлинном смысле этого слова. Революция - это победоносный переворот, коренным образом меняющий, если не общественный, то уж хотя бы политический строй страны. Ни в одной из захваченных волнениями арабских стран, ни о смене общественного, ни даже политического строя, речь не идет. С большой натяжкой происшедшие там персональные перемены в руководстве можно назвать "полу-революциями", скорее даже "недо-революциями". Все эти события носили ярко выраженный политический характер, проходили под светскими лозунгами, причем направленными не столько на социальные, сколько на персональные перемены. Исламисты, если и участвовали в них, то не в качестве вождей или инициаторов, а лишь в роли попутчиков, стремившихся, скорее всего, не слишком, "засветиться", чтобы не дать повода для репрессий. Ислам - вообще достаточно политизированная религия, официально выступающая против ростовщического процента и за социальную справедливость, так как, согласно принципу "саадака", богатый мусульманин обязан помогать неимущему единоверцу. Поэтому нередко в наши дни, особенно после краха СССР и компрометации связанного с ним мирового коммунистического движения, ислам становится знаменем грезящих о равенстве и переустройстве мира революционных бунтарей, причем - не только на Востоке. В мире нет единого мнения, по поводу взаимоотношений глобализации и политического ислама. Часть исследователей, трактуя глобализацию как нормальный процесс усвоения Востоком технических достижений Запада, делает упор на адаптацию исламистов этому процессу и использование его ими в своих интересах. Другие считают, что на самом деле исламисты ведут против Запада непримиримую войну, отвергая какую-либо "вестернизацию". На деле имеет место и то, и другое. Глобализация отвоевывает у исламизма на Востоке лишь некоторые позиции в сфере экономики и новейших технологий (в то числе военных), но встречает ожесточенное сопротивление в сфере политики, идеологии и духовной жизни. Воспринимая ее как продолжение тысячелетней экспансии Запада, посягающего на их самобытность и религию, мусульмане поддерживают в большинстве своем исламистов, как защитников своей веру, образа жизни, нравов, обычаем и мировоззрения. Этому способствует традиция противоборства ислама и христианства в эпохи арабских завоеваний, крестовых походов, корсарства и колониализма. К тому же, сегодня глобализация в глазах мусульман - главная причина экономических и социальных трудностей, особенно обнищания огромных масс городских и сельских маргиналов, доля которых во многих странах Востока, прежде всего мусульманских, превышает 40%. А они - основная социальная опора политического (от Сенегала до Филиппин) ислама, обещающего решить все проблемы созданием "подлинно" исламского государства с Кораном в качестве конституции. Это движение усиливается так же за счет многомиллионных мусульманских диаспор на Западе, являющихся для исламистов источником финансовых средств, а так же политического, социального, организационного и технического опыта. Важен так же фактор присоединения к исламистам (не по религиозным, а по политическим соображениям) части интеллектуальным элиты мусульманского мира, в том числе воспитанной в университетах Запада.


.3 Динамика и перспективы


Социально-политические процессы, вызванные "арабской весной" 2011-2012 гг., находятся в постоянной динамике. Настоящий этап можно определить как переходный. Он характеризуется разрушением старых властных структур и выдвижением на авансцену общественно-политической жизни движений политического ислама.

Отчетливо просматриваются два различных типа социально-политических изменений:

) под действием в основном внутренних факторов (Тунис, Египет),

) в результате прямого вмешательства извне и попытки использовать недовольство и протест определенных социальных групп для достижения внешними акторами своих политических целей (как произошло в Ливии и происходит в Сирии).

По мере приближения парламентских выборов в Тунисе, которые назначены на март 2013 г., в правящей коалиции нарастают противоречия. Проявлением внутреннего кризиса стала критика премьер-министра Хамади Джебали на съезде президентской партии КЗР. Помимо претензий к экономическому курсу, его обвинили в экстрадиции по требованию нынешнего руководства Ливии бывшего премьер-министра Ливийской джамахирии Аль-Махмуди. Этот шаг Джебали, видимо, был продиктован экономическими соображениями, так как Тунис зависит от поставок энергоносителей из Ливии.

Участники коалиции расходятся также в определении внешнеполитического курса, который мог бы стимулировать будущее экономическое развитие страны. Марзуки является сторонником ориентации на традиционных партнеров Туниса, прежде всего на Евросоюз. Джебали предлагает диверсифицировать внешнюю политику и сделать упор на суннитские монархии Залива (в частности, Катар). Еще один пункт разногласий - это отношение к салафитам, которые в последнее время усиливают свое влияние в стране. Зафиксированы случаи разгрома салафитскими группами правительственных зданий, а также баров и отелей в курортных городах. В столице Туниса летом 2012 г. проходили манифестации сторонников салафитов с требованиями введения законов шариата. Эти демонстрации приветствовал Аз-Завахири, лидер "Аль-Каиды", призывая создать в Тунисе "подлинно исламское государство". В сентябре массовые антиамериканские выступления, связанные с появлением в Интернете и показом в США фильма "Невинность мусульман", вылились в ожесточенные столкновения с полицией и привели к гибели нескольких участников. Манифестации возглавили шейхи салафитских движений. Исламизация вызывает раскол в тунисском обществе, подтверждением чего служат протестные демонстрации тех, кто видит в усилении роли ислама наступление на демократические права, завоеванные во времена первого президента независимого Туниса Хабиба Бургибы. Такие демонстрации, в частности, проводили сторонники оппозиционной партии "Призыв", руководимой Аль-Беджи Каид Ас-Себси, соратником Бургибы, бывшим премьер-министром. Протестующие выступали против некоторых пунктов проекта новой конституции, которые, по их мнению, ущемляют права женщин. Что касается будущего государственного устройства страны, Джебали является сторонником парламентской республики, что на данный момент обеспечивает "Нахде" всю полноту власти в стране. Марзуки и Бен Джафар стремятся найти такую форму политического устройства, которая сохраняет ряд серьезных полномочий у президента и дает им шанс остаться во власти.

В Египте после краха режима президента Мубарака наиболее организованной и влиятельной политической силой стали "Братья-мусульмане". Они позиционируют себя в качестве умеренных исламистов, чья политическая программа провозглашает общедемократические цели. В преддверии первых свободных парламентских выборов в ноябре 2011 г. "Братья" создали предвыборную коалицию - "Демократический альянс за Египет". В нее наряду с "Партией свободы и справедливости" (политическим крылом "Братьев-мусульман") и другими, исповедующими политический ислам (например, "Партией реформы и возрождения"), вошли также либерально-демократические и левые партии. Среди них "Завтра революции", "Рабочая партия", "Либеральная партия", "Арабский социалистический Египет", "Достоинство". Причем партия "Достоинство" ("Карама") возглавляется Хамденом Сабахи, старейшим последователем насеристской и левой идеологии. Целями этой партии, отраженными в ее программе, являются социальная справедливость, а также восстановление лидирующей роли Египта в арабо-мусульманском мире. В результате президентских выборов, проходивших в мае-июне 2012 г. (в них участвовали 13 кандидатов), победу одержал Мухаммед Мурси, один из лидеров "Братьев-мусульман", председатель "Партии свободы и справедливости". Во внешней политике Мурси остается направленной на сближение с США, а также с монархиями Персидского залива. Об этом свидетельствуют его первые визиты - в Саудовскую Аравию и в США, а также выступление на достаточно высоком международном форуме - саммите Движения неприсоединения (Иран, август 2012 г.), где Мурси подверг резкой критике президента Сирии, назвав его режим "нелегитимным", фактически солидаризировавшись в этом с позицией Запада и стран Персидского залива. Во время визита в США он, в частности, заявил, что он "не имеет проблем с мирным договором с Израилем", заключенным в 1979 г., то есть не намерен его пересматривать. Во внутренней политике Египта все большую роль начинают играть исламские ценности - как (в той или иной мере) во всех странах победившей "арабской весны". В вопросах государственной жизни Мурси продолжает консультации с руководством "Братьев-мусульман". Важным моментом, вызывающим критику президента и активную дискуссию в египетских общественно-политических кругах, является выработка проекта новой конституции. Согласно заявлению Мурси, проект конституции должен быть завершен к 12 декабря 2012 г. Многие пункты проекта отражают исламистскую идеологию. Это вызывает резкую критику оппозиционных Мурси партий и движений.

В Ливии начавшиеся в середине февраля 2011 г. протестные демонстрации против 42-летнего правления Муаммара Каддафи вскоре переросли в вооруженное восстание, активно поддержанное морской блокадой и авиаударами НАТО. Члены семьи Каддафи, в свою очередь, подали иск в Международный уголовный суд на НАТО, обвиняя альянс в убийстве М. Каддафи, которое они квалифицируют как "преступление против человечности". Тем не менее Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен назвал операцию в Ливии "одной из самых успешных в истории НАТО" и заявил, что эта организация "будет продолжать оказывать помощь новым ливийским властям". В настоящее время новая власть не в состоянии полностью контролировать ситуацию в стране, несмотря на избрание парламента. В Ливии продолжаются столкновения как между сторонниками Каддафи и властями, так и между вооруженными формированиями различных кланово-племенных группировок. Многие из воевавших против Каддафи "повстанцев" исповедуют радикальный исламизм. После падения режима из ливийских тюрем были освобождены сотни радикальных исламистов, в том числе членов группировок, близких к "Аль-Каиде". Примечательно, что во время пребывания в тюрьмах их допросы зачастую проводили совместно сотрудники ливийских спецслужб и ЦРУ, с которым служба безопасности Каддафи активно сотрудничала в борьбе с "международным терроризмом".

В Сирии с марта 2011 г. продолжается гражданский конфликт. В нем, с одной стороны, выступает правящая элита под руководством президента Башара Асада, которому полностью лояльны правоохранительные структуры и армия. Президента активно или пассивно поддерживает большая часть населения Сирии (по разным данным, от 60% до 75%). С другой стороны - вооруженные оппозиционные группировки, в основном представленные радикальными исламистами, многие из которых являются наемниками из арабо-мусульманских стран и мусульманской диаспоры в Европе, в том числе боевиками "Аль-Каиды". Активную помощь в их подготовке, финансировании и вооружении оказывают монархии Персидского залива, Турция и ведущие страны НАТО.


Заключение


Таким образом, можно сказать, что ближневосточные события (революция, беспорядки, волнения) имеют масштабный характер, отражающий:

)Поиски контуров идеократических обществ.

)Общество становится все более сложным, оно не сводимо лишь к каким-то простым одномерным измерениям и требует другого системного управления, нежели элиты с их коррупцией и закрытостью.

)Однополярный мир утрачивает свой ресурсный потенциал, ибо не отвечает динамике современных процессов

)Бурный демографический рост, а, следовательно, появление значительного молодежного слоя не может долгое время ужиться с отжившими, устаревшими политическими структурами.

)5) Интернет-пространство создает новое поле для социальных технологий, возникает технология "опосредованной виртуальной агрессии".

)Утратили свое былое значение традиционные международные институты.

А так же важным итогом является то, что повстанцам удалось добиться свержения трех крупнейших диктаторов. Президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али был вынужден под давлением народного восстания бежать в Саудовскую Аравию. Египетский лидер Хосни Мубарак подал в отставку, а позже был взят под стражу и предан суду. Теперь ему грозит смертная казнь. Президент Йемена Али Абдалла Салех, едва не погибший при обстреле на территории собственной резиденции, долго отказывался сложить полномочия, однако в ноябре все же подписал разработанный лидерами стран Персидского залива план, подразумевающий передачу полномочий вице-президенту Абд-Раббу Мансуру Хади и проведение досрочных выборов главы государства. Наиболее драматично сложилась судьба лидера Ливийской Джамахирии Муамара Каддафи. В конце октября при штурме его родного города Сирта силами вооруженной оппозиции и авиации НАТО он был захвачен в плен и в тот же день скончался - то ли от полученных в результате бомбардировки ранений, то ли от прямого выстрела в голову, произведенного одним из мятежников. Лидерам Алжира, Иордании, Марокко, Бахрейна, Омана и ряда других стран региона, также охваченных массовыми антиправительственными протестами, удалось удержать власть, но пришлось выполнить часть политических и социально-экономических требований оппозиции. Уступки и обещания провести реформы не помогли президенту Сирии Башару Асаду. Пока он держится у власти, однако кольцо вокруг него сжимается.

Результатом "арабской весны" стало повышение премии за риск в ценах на нефть, что привело в итоге к рекордной стоимости энергоресурса -до 126 долларов за баррель нефти.

Возрастает роль России, которая становится ключевым звеном в разрешении сирийского кризиса. Москва заявляет о недопустимости вооруженного иностранного вмешательства и повторения в Сирии "ливийского сценария". Эта позиция подкреплена трижды наложенным вето России и Китая в СБ ООН, спасшим Сирию от бомбардировок НАТО, а также визитом в Сирию в феврале 2012 г. министра иностранных дел С. Лаврова и директора СВР М. Фрадкова.


Список литературы


1.Васильев А. Рецепты Арабской весны. - М.: Алгоритм, 2012. - 304 с.

2.Гвоздев Н. Корни Арабской весны. URL: <#"justify">8.Сейранян Б.Г. История арабских стран в новое и новейшее время. - М.: 2001. - 373 с.

9.Супонина Е. "Арабская весна": сезон победы исламистов. URL: <http://www.forbes.ru/sobytiya-column/231253-arabskaya-vesna-sezon-pobedy-islamistov> (22.12.2012)

10.Сурков Н. Риски и угрозы Арабской весны // Независимая газета. URL: <http://www.ng.ru/courier/2012-03-05/9_risks.html> (5.03.2012)


Теги: Арабская весна. Русская версия  Курсовая работа (теория)  История
Просмотров: 39192
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Арабская весна. Русская версия
Назад