"Смутное время" в истории России и значение данного этапа


Курсовая работа

По дисциплине: ИСТОРИЯ РОССИИ

На тему: ««СМУТНОЕ ВРЕМЯ» В ИСТОРИИ РОССИИ И ЗНАЧЕНИЕ ДАННОГО ЭТАПА»


План


Введение

1. Царствование Федора Ивановича

. Воцарение и царствование Бориса Федоровича Годунова

. Лжедмитрий I

. Воцарение Василия Шуйского

. Восстание Болотникова

. Лжедмитрий II и польская интервенция

. Свержение Василия Шуйского

. Правление Владислава и захват Москвы

. Первое и второе ополчения и конец Смуты

Заключение

Список литературы


Введение


Смутным временем самими современниками был назван период в русской истории конца XVI - начала XVII в. Слово «смута» означает «возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью» (В.И. Даль). Смутное время - это эпоха кризиса, охватившего все стороны русской жизни: «...экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность». Советские историки считали его высшей формой борьбы угнетенных против эксплуататоров и объясняли его классовыми конфликтами. Поэтому в событиях тех лет, прежде всего, выделяли Крестьянскую войну, на фоне которой протекали события Смутного времени. Современные же историки определяют Смутное время как гражданскую войну.

Причины смуты многие видят «…в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений». Но, как пишет высокопреосвященнейший Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, «все это, конечно, могло иметь место и в совокупности дать повод к волнениям и непорядкам. Но именно повод, а не причину. Ее, как показывает наш исторический опыт, необходимо искать в сфере духовной, ибо именно там - все начала и концы бытия человеческого». «Ее религиозной основой, ее духовной первопричиной стал грех гордыни, который, явившись сатанинским искушением самовластья, соблазнил соборную душу Руси. В суете и беспорядках, сопровождавших невиданное ранее, диковинное для Руси дело - смену династии, народ не сумел удержать смиренное сознание промыслительности русской жизни. Вопреки богоустановленному порядку, он восхитил себе Божие право - счел себя источником власти, присвоил право решать, какой быть России далее». «Потому-то и была Русь предана скорбям и искушениям Смуты до тех пор, пока люди не одумались, не раскаялись и не отреклись (на Соборе 1613 года) от притязания на самовластье, подклонившись вновь под "иго и бремя" власти богоданной, воплощенной Помазанником - Православным Русским Царем». Историки Н. Карамзин и С. Соловьев также говорят о моральном разложении как о главной причине Смуты.

Почти все историки обвиняют в Смутном времени царя Бориса Годунова. Как пишет митр. Иоанн, такой взгляд прямо противоречит самим фактам. «Настойчивые попытки многих исследователей найти в характере Бориса одну из причин обрушившихся на Россию бед, объясняются довольно просто: не умея или не желая вникнуть в духовную подоплеку событий - историки искали "виноватого". …Они стремились найти "того, кто все испортил", ибо это давало разуму, лишенному веры, иллюзию обретенной истины». смута годунов царствование лжедмитрий

Человек - это существо, прежде всего духовно-нравственное. Поэтому и человеческое общество - это, прежде всего духовно-нравственный организм. Понять действительную логику событий, как в личной жизни, так и в общественной, можно только с точки зрения религиозной. Задачей данной работы является воспроизвести основную цепь событий Смутного времени в их причинно-следственной взаимосвязи на основе христианского взгляда на историю. Это необходимо потому, что от того, как человек смотрит на историю, зависит его взгляд на свою жизнь и на себя. Если он не видит, что главной причиной всех исторических событий является духовно-нравственное состояние общества, то он не сможет правильно посмотреть на современную общественную жизнь и на свою личную, и что самое главное, не сможет осознать себя как личность, жизнь которой определяется духовно-нравственными законами, а не внешними причинами: политическими, экономическими или природными.

Основой для данной работы взят труд митр. Иоанна «Самодержавие духа», в котором дан духовно-нравственный взгляд на основные этапы русской истории. Большое внимание в работе уделено правлению Бориса Годунова при царе Федоре, а затем его царствованию потому, что именно с этого времени стали развиваться события, которые привели к Смуте. Поэтому подробный анализ именно этого периода позволяет понять ее духовно-нравственные причины.


1. Царствование Федора Ивановича


марта 1584 г. после смерти царя Ивана Грозного на русский престол взошел его 27-летний сын святой Федор. Это был человек глубокой веры и искреннего благочестия. Но в силу своего характера он был мало приспособлен к делам правления государством. Царь Федор более молился о благе государства, чем занимался государственными делами. «Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов, на сестре которого был женат Федор».

Сразу же после воцарения Федора «…боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало Смуту борьбой за власть в государстве». Бояре считали, что кроткий Федор станет игрушкой в их руках, и решили восстановить боярское правление, упраздненное Иваном Грозным. В первую же ночь после его смерти они выслали из столицы «..многих государственных людей, известных верностью Грозному царю», а некоторых заключили в темницы. Как только в Москве узнали об очередной боярской интриге, народ почувствовал новую опасность для самодержавия. «Во мгновение ока составилось ополчение: двадцать тысяч вооруженных людей всех чинов и сословий устремились к Кремлю… захватив царь-пушку, они подкатили ее к Флоровским воротам и начали приготовления к штурму». Лишь только после того, как царь Федор по требованию народа выслал боярина Бельского из Москвы, народ разошелся.

Борис правил страной от имени царя. «…Царствование Феодора казалось современникам милостью Божией, золотым веком, в течение которого Россия наслаждалась неведомыми дотоле величием и миром». «На страже ее государственных интересов - внутренних и внешних - стояло правительство Бориса Годунова, повелевавшего в делах мирских именем царским разумно и смело, восполняя смиренную "неотмирность" царя своей энергией, волей и преданностью делу».

Успехи во внутренней и внешней политике усиливали власть царя и Бориса, а бояре еще более теряли влияние на государственные дела. Поэтому Борис стал предметом ненависти. В 1587 г. был раскрыт заговор против царицы Ирины, который на самом деле был направлен против ее брата Бориса. Шуйские были высланы из столицы.

В 1588 г. официальным решением Думы (высшего органа власти) Борису было дано право самостоятельно сноситься с иностранными государями. В 1589 г. благодаря усилиями Бориса в Русской Церкви было учреждено патриаршество. Но даже это событие, имевшее огромное значение для России, историки объясняют не заботой Годунова о государстве и о народе, а его тщеславием, желанием придать новый блеск своему господству.

В 1590 г. Борис объявил войну Швеции, чтобы вернуть России новгородские земли, утраченные в результате Ливонской войны 1558-1583 гг. С главными силами он выступил к Нарве.

(25) мая 1591 г. в Угличе был убит наследник российского престола младший сын Ивана Грозного 9-летний Дмитрий. После воцарения Федора решением регентского совета он с матерью был удален из Москвы, потому что стал бы орудием боярских интриг. Святитель Иов, Патриарх Московский, сказал, что Дмитрий был убит «от рук изменников своих». Его смерть была «…выгодна только тому, кто стремился уничтожить саму Россию,… провоцируя гражданскую войну и распад страны».

Убийцы царевича сразу же совершили еще одно преступление. Они заявили, что главным виновником его смерти был Борис Годунов. Несмотря на то, что рана в горле убиенного царевича была очевидным свидетельством о покушении, комиссия во главе с боярином В. Шуйским заявила, что «…страдавший эпилепсией ребенок во время припадка нечаянно "сам себе поколол ножом". Это было сделано для того, чтобы в результате следствия не были раскрыты настоящие виновники убийства.

После убийства царевича, как наказание за это преступление и веру лжи, в Москве накануне дня Святой Троицы случился пожар. Сгорели весь Белый город, Посольский двор, Стрелецкая слобода и все Занеглинье. Погибло множество людей, многие остались без крова. Годунов принял участие в беле людей. Он выстроил целые улицы, раздавал деньги с такой щедростью, что москвичи снова ревностно стали его славить. Это был «первый известный нам случай оказания погорельцам государственной помощи…». Но и такая забота Бориса не вразумила народ. Стали ходить слухи, что это он поджег город.

В 1591 г. разрешилось неплодство царицы Ирины, и она родила дочь - Феодосию. Но в народе стали распространяться подозрения, не подменил ли Борис младенца, если царица родила сына. На следующий год Феодосия умерла.

июня этого же года в Москве узнали о вторжении крымского хана Казы-Гирея. Хан с войском не менее 150 тыс. шел к Москве. Он рассчитывал на то, что главное российское войско тогда стояло в Новгороде и Пскове, сдерживая шведов, и надеялся, что российская столица была слабо защищена. Годунов организовал оборону Москвы, а когда 4 июля произошло сражение, он лично возглавил русское войско. Татары потерпели поражение и бежали. На том месте, где войско стояло в укреплении против хана, заложили церковь и Донской монастырь. Но в народе стала распространяться молва, будто это Борис привел хана к Москве, «желая унять вопль России о жалостном убиении Димитрия». Некоторые за эту клевету были казнены, многим отрезали языки. Но клевета на благодетеля и защитника Отечества распространялась. Борис мог сказать словами царя Давида: «А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно; и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру» (Пс.37:20,21). Вера народа клевете и лжи и неверие правде и стали причиной Гражданской войны Смутного времени.

Борис продолжил реформы, необходимые для государства. В 1592 г. (или в 1593) он отменил свободный переход крестьян из волости в волость, из села в село и закрепил их за господами. Это было сделано потому, что переходы крестьян подрывали хозяйство страны. Переход часто обманывал надежду крестьян найти лучшего господина. Они не обживались, не привыкали к месту и к людям, увеличивалось количество бродяг и бедных, пустели села и деревни. И это при том, что необходимо было преодолевать хозяйственную разруху, вызванную экономическим кризисом - порухой 70-80-х годов XVI века, и в связи с войнами возрастали военные расходы. «В 1597 г. впервые был принят указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления писцовых книг 1592 г. (срок сыска - 5 лет), должны были возвращаться прежнему владельцу».

В народе стало нарастать недовольство на Годунова. «Неоднократно вспыхивали городские восстания и волнения среди крестьян». Люди были готовы поверить любому слуху против него. После Смуты меры Бориса были признаны правильными и еще более ужесточены. Соборным уложением 1649 г. был введен бессрочный сыск беглых крестьян и окончательно отменен переход крестьян в Юрьев день. Но в Смутное время народу пришлось дорого заплатить за недоверие к правительству и недовольство мерами, необходимыми для государства.


2. Воцарение и царствование Бориса Федоровича Годунова


января 1598 г. умер святой царь Федор, не оставив после себя детей. С его смертью прекратилась династия Рюриковичей. Царица Ирина, отказалась от царство, ушла Новодевичий монастырь и приняла там монашеский постриг с именем Александры. «Среди претендентов на трон современники называли Федора и Александра Никитичей Романовых, двоюродных братьев умершего царя». Кроме того, «…и другие великородные бояре метили на трон». Борис Годунов происходил из незнатного рода «…татарского мурзы Чета (в крещении Захарии), поступившего на службу Ивана Калиты еще в XIV веке, …принадлежал к его младшей ветви, выдвинувшейся лишь во время опричнины…». Поэтому он не имел даже «…прочных надежд на самостоятельную, тем более первенствующую роль после успения государя».

«Романовы считали свои позиции столь прочными, что выступили с открытыми нападками на правителя. Бояре прибегли к клевете, чтобы восстановить против Бориса столичное население. Кто-то пустил слух, что царь Федор был отравлен по его приказу. Опасаясь за свою жизнь, Годунов перестал ездить в Боярскую думу и укрылся сначала на своем подворье, а затем в стенах… Новодевичьего монастыря». Его положение было основано только на его выдающихся способностях и на благоволении к нему царя. Теперь он оказался без царской поддержки. «Многие ожидали немедленной отставки Бориса с поста правителя». Он помнил о боярских смутах и знал об их интригах, поэтому решил отойти от правления до того, как Боярская дума определит его положение.

На особом совещании Боярской думы в Большом Кремлевском дворце по причине разногласий не смогли выбрать претендента на престол, и народу предложили принести присягу на имя думы». Но попытка ввести боярское правление, т.е. отменить самодержавие, было сразу же отвергнута. «Никто не хотел слышать о том; все кричали: "Не знаем ни князей, ни бояр; знаем только царицу: ей мы дали присягу и другой не дадим никому; она и в черницах мать России"». Тогда бояре заявили, что царица уже не занимается государственными делами. «Единогласным ответом было: "И так да царствует брат ее!" Никто не дерзнул ни противоречить, ни безмолвствовать, все восклицали: "Да здравствует отец наш, Борис Федорович! Он будет преемником матери нашей царицы!" Немедленно всем собором пошли в монастырь Новодевичий…».

Патриарх Иов обратился к Борису с просьбой принять царство. Но Борис «клялся, что никогда, рожденный верным подданным, не мечтал о сане державном и никогда не дерзнет взять скипетра, освященного рукою усопшего царя-ангела, его отца и благотворителя; говорил, что в России много князей и бояр, коим он, уступая в знатности, уступает и в личных достоинствах; но из признательности к любви народной обещается вместе с ними радеть о государстве еще ревностнее прежнего». Святитель Иов «…обвинял Годунова в излишней скромности, даже в неповиновении воле Божией, которая столь явна в общенародной воле; доказывал, что Всевышний искони готовил ему и роду его на веки веков державу Владимирова потомства…». Но Борис решительно отказался и при этом сказал, что он дал клятву никогда не быть царем.

«…Государством правила дума, советуясь с патриархом в делах, важных; но указы писала именем царицы Александры… в иных городах воеводы не слушались ни друг друга, ни предписаний думы».

февраля, через 6 недель после смерти царя Феодора, в Кремле открылся Великий Земский Собор, на который для «дела великого, небывалого со времен Рюрика» приехали выборные люди из всех областных городов: духовенство, чиновники воинские и гражданские, купцы и мещане. Собор единогласно заявил: «Наш совет и желание то же: немедленно бить челом государю Борису Феодоровичу и мимо его не искать другого властителя для России". 20 февраля «Иов, святители, вельможи объявили Годунову, что он избран в цари уже не Москвою, а всею Россиею. Но Годунов вторично ответствовал, что высота и сияние Феодорова трона ужасают его душу…». На следующий день во всех церквах Москвы служили молебен. «Иов, архиепископы и епископы условились в следующем: "Если государь Борис Феодорович смилуется над нами, то разрешим его клятву не быть царем России; если не смилуется, то отлучим его от Церкви; там же, в монастыре, сложим с себя святительство, кресты и панагии, оставим иконы чудотворные, запретим службу и пение во святых храмах; предадим народ отчаянию, а царство - гибели, мятежам, кровопролитию, - и виновник сего неисповедимого зла да ответствует пред Богом в день Суда страшного!"».

Из Кремля в Новодевичий монастырь отправился крестный ход. «Патриарх и владыки несли иконы… Владимирскую и Донскую… за клиром шел синклит, двор, воинство, приказы, выборы городов; за ними устремились и все жители московские, граждане и чернь, жены и дети, к Новодевичьему монастырю, откуда, также с колокольным звоном, вынесли образ Смоленской Богоматери навстречу патриарху: за сим образом шел и Годунов…» Патриарх снова обратился к Годунову и просил принять царство. Затем все встали перед Борисом на колени. И только после этого он в сокрушении духа воскликнул: «Буди же Святая воля Твоя, Господи! Настави меня на путь правый и не вниди в суд с рабом Твоим! Повинуюсь Тебе, исполняя желание народа».

Этия события ясно свидетельствуют о невластолюбии и смирении Бориса Годунова. Только под угрозой «тяжкой ответственности на Страшном Суде Христовом» сонму архиереев удалось «принудить его к принятию венца».. В истории не известно подобного случая, чтобы фактический правитель страны с клятвой дважды отказывался от власти даже вопреки решению всенародного собора и склонился к этому только по усердным просьбам и под страхом отлучения от Церкви. Несмотря на это широко распространено мнение о его властолюбии, а потому и о беззаконном воцарении. Некоторые историки даже пишут, что Борис будто бы все это подстроил.

Цель этой клеветы - подорвать доверие народа к самодержавной власти, приучить его очернять законную, Богом поставленную власть и перетолковывать все ее действия, направленные на общее благо. Как Адам и Ева, поверив диаволу, попали под его власть, так и русский народ, поверив клевете на помазанников Божиих, попал под власть врагов Божиих, а в 1917 г. по этой же причине лишился Богом освященной власти

В 1600 г. был раскрыт заговор Романовых против Бориса, но он не стал никого казнить, а только сослал заговорщиков. После суда Филарет Романов был сослан в монастырь, а затем скоро по его приказу был посвящен в иеромонахи и архимандриты. Царь законными средствами защищал самодержавие от посягательств, проявляя при этом небывалое милосердие. Но и при этом историки, прямо противореча фактам, утверждают, что он «…всячески стремясь сохранить власть, делал все, чтобы yбpaть потенциальных претендентов». Борис боролся не за личную власть, а за самодержавие, охранять которое он был поставлен Богом и народом. Но враги самодержавия, не понимающие, что такое бескорыстное служение Богу и общему благу, противореча себе, перетолковывают все его действия, чтобы настроить людей против самодержавия как Богом установленной власти.

В народе продолжала нарастать ненависть к Борису. «Нестабильность экономики и социальные конфликты люди того времени объясняли как Божью кару за неправедные действия незаконного, «безродного» царя…». За такое отступление от правды Господь послал первое вразумление.

Весной 1601 г. десять недель непрерывно шли дожди. Сельские жители не могли ничем заниматься: ни косить, ни жать. А 15 августа жестокий мороз уничтожил хлебные всходы и все плоды. Начался голод, который, с одной стороны, призывал народ к покаянию в том, что он из-за привязанности к благополучию восставал против законной власти. С другой - он давал еще одну возможность правильно оценить отношение правительства к народу. «Впервые в русской истории на помощь голодающим пришло государство. Борясь с народным бедствием, Борис Годунов распорядился выдавать нуждающимся хлеб и небольшие денежные пособия. По приказу царя были организованы общественные работы, призванные обеспечить населению стабильный заработок». Как пишет Н. Карамзин, за это «чужеземные историки упрекают Бориса гордостию неуклонною и в общем бедствии, суетою, тщеславием…» Это дает ответ на вопрос, откуда исходят все обвинения в адрес смиренного и человеколюбивого Бориса - из Запада, от врагов Православия и России.

Но несмотря на беспримерную помощь правительства, люди еще больше озлоблялись на Годунова. «…Все бедствия связывались с его именем». Тогда Господь послал еще большее вразумление. «В следующем 1602 г….вновь…наступили ранние холода. Цены выросли уже более чем в 100 раз. Ели собак, кошек, кору деревьев». «По свидетельствам современников, только в одной Москве власти погребли в общих могилах не менее 120 тыс. умерших». «Предполагают, что голод уничтожил около одной трети населения страны». В 1603 г. бедствие прекратилось, но оно не вразумило народ.


. Лжедмитрий I


Господь, видя, что народ отвергает Им поставленную власть и верит лжи, попустил появиться самозванцу. «В 1601 году митрополит Ростовский Иона объявил патриарху и царю, что в Чудовом московском монастыре "недостойный инок Григорий хочет быть сосудом диавольским". …молодой сын стрелецкого сотника Юрий Отрепьев, принявший по пострижении имя Григорий, вел себя на редкость странно. Проявляя большие способности, - шутя, Отрепьев усваивал то, что другим не давалось, - он в то же время вольничал в делах веры, вызывая этим подозрения в ереси. Но главное, в моменты откровенности он говаривал монастырской братии, что со временем непременно будет царем на Москве». Бедный боярский сын галичанин Юрий Отрепьев «был слугой Федора Никитича Романова, после ссылки которого постригся в монахи». Он скитался по монастырям, пока не поселился в Чудовом монастыре. Оттуда его взял к себе для книжного дела патриарх Иов, т.к. он умел хорошо переписывать и сочинять каноны. Григорий часто ездил с патриархом во дворец и там, где мог, узнавал обстоятельства судьбы царевича Дмитрия и записывал их. После того, как стало известно о его намерениях, по приказу царя Бориса он был отправлен на Соловки на покаяние. В феврале 1602 г. он оттуда бежал в Киев, который тогда принадлежал Речи Посполитой, и поступил на службу богатому польскому вельможе Вишневецкому. Там он заявил, что является спасшимся царевичем Дмитрием. Об этом доложили польскому королю Сигизмунду III, который поверил ему и даже назначил ему жалование в 40 тыс. золотых ежегодно. Отрепьев принял католичество. Не рискуя лично нарушить 20-летнее перемирие с Москвой, Сигизмунд велел вельможам Мнишеку и Вишневецким собирать войско и идти против царя Бориса. Лжедмитрий пообещал, что в случае победы он отдаст Польше Смоленск. Отрепьев сделал предложение дочери воеводы Марине Мнишек и пообещал после свадьбы дать Мнишеку миллион злотых из московской казны и Смоленское и Северское княжества, а будущей жене - Новгород и Псков.

Лжедмитрий отправил на Дон посланника с грамотой, в которой призывал вольных воинов идти с ним «свергать раба и злодея с престола Иоаннова». В городах, в селах и на дорогах подкидывали грамоты Лжедмитрия к россиянам с вестью, что он жив и скоро к ним будет. Царь Борис, узнав об этом, обнародовал историю беглого монаха.

До 1604 г. никто из россиян не сомневался в смерти Дмитрия, но услышав явную ложь и узнав о приближении самозванца, они поверили ему и приняли его. 16 октября 1604 г. войско Отрепьева вступило в Россию. Оно едва насчитывало 1500 конных и пеших воинов. Остальную его часть составлял плохо вооруженный сброд. Но уже 18 октября жители Моравска встретили его с хлебом и солью и выдали ему связанных воевод. 26 октября ему покорился Чернигов. Народ встречал его возгласами: «Да здравствует государь наш Димитрий!» Затем на его сторону перешли Рыльск, Белгород, Воронеж и другие города.

Причиной такой легкости лжи явилась нелюбовь к государю. С своих бедствиях народ был виноват сам, но обвинял царя, а потому не любил его. «Лжедмитрий появился в обстановке всеобщего недовольства правительством Бориса Годунова со стороны как знати, так и русских крестьян, горожан, казаков». Царь Борис выслал против Лжедмитрия войско и велел в храмах петь царевичу Дмитрию вечную память, а расстригу проклинать как злого еретика. «Патриарх Иов…разослал грамоту, требуя совершать ежедневное молебствие об успехах Бориса против самозванца». Но народ не верил ни царю, ни Патриарху. Он верил лжи, потому что связывал с Лжедмитрием надежды на улучшение своего положения. 21 января Лжедмитрий был разбит русским войском под Добрыничами, а через несколько месяцев, «… его признали в ряде российских городов, в том числе в Курске, Туле, Рязани». Самозванца поддержали казаки, которые особенно желали свободы и не любили послушание власти.

апреля 1605 г. неожиданно умер царь Борис Годунов: поскольку народ отверг законного царя, то Господь взял его. Через день все присягнули его сыну 16-летнему Федору Борисовичу. 17 апреля Петр Басманов, поставленный Борисом главным воеводой царского войска, известил войско о воцарении Федора, и оно присягнуло ему. Но влиятельный боярин из рода Годуновых Семен Годунов добился назначения на должность главного воеводы своего зятя князя Андрея Телятевского-Хрипуна, а Басманов был назначен вторым воеводой. В этом он увидел смертельную обиду своей чести, потому что по тем понятиям местничества его отец занимал более высокий пост, чем дед Телятевского. «В присутствии бояр он заявил, что «Семен Годунов выдал его в «холопи» своему зятю Андрею Телятевскому, но он, Басманов, предпочитает смерть такому позору». 7 мая Басманов объявил Лжедмитрия московским царем, несмотря на то, что до этого воевал против него. Тысячи воскликнули: «Да здравствует же отец наш государь Димитрий Иоаннович!» Московское войско перешло на сторону Лжедмитрия. Басманов сознательно объявил ложь, потому что желание первенства в нем было сильнее любви к правде. Из личной обиды он изменил присяге, а войско, как оказалось, было готово перейти к самозванцу, потому что для большинства личные интересы были дороже правды и интересов общества.

июня 1605 г. москвичи арестовали царя Федора, его мать, а затем их убили. 20 июня Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. «Народ, еще недавно столь настойчиво звавший Бориса на царство, присягавший ему как богоданному государю, попрал обеты верности, отринул законного наследника престола, попустил его злодейское убийство и воцарил над собой самозванца и вероотступника…».

Но вскоре бояре и народ разочаровались в «царевиче». Лжедмитрий подтвердил указ о пятилетнем сыске беглых крестьян, ввел новые налоги, чтобы получить обещанные польским магнатам средства. Он также «позволил иезуитам служить литургию, дал им лучший дом в Москве, не хотел креститься перед иконами…не велел благословлять и кропить святой водой трапезу… сыпал деньгами и за три месяца промотал более 7 млн. рублей… бесчестил жен и девиц. Взял к себе в наложницы царевну Ксению». Прибывшие на его венчание с Мариной Мнишек поляки вели себя как в завоеванном городе. Это переполнило чашу терпения. «Настроением горожан решили воспользоваться бояре», и в мае 1606 г. Лжедмитрий был свергнут и убит.


. Воцарение Василия Шуйского


мая 1606 г. в Москве был наскоро созван Земский собор, так что в нем не участвовали не только россияне из других областей, но даже многие именитые москвичи. На престол был возведен "боярский" царь Василий Шуйский, который «клялся ограничить свое самодержавие Боярской думой»: править вместе с Думой, «… сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не судить бояр без участия Боярской думы». Бояре и народ, увидев себя обманутыми, не покаялись в том, что отвергнули Богом данного царя и поверили лжи. Они хотели "своего" царя, который даст народу свободу от обязательств перед государством, а боярам - их привилегии. Теперь народу снова пришлось испытать, что такое боярское правление даже под видом законной монархии.

С 18 по 25 мая ударили сильные морозы. Люди обвинили в этом волшебство убитого Лжедмитрия. Чтобы пресечь молву, его тело вынули из земли, сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел в Москву. Для того чтобы пресечь слухи о спасении царевича Дмитрия, 3 июня его мощи были перенесены из Углича в Москву, и его причислили к лику святых. Но народ и на этот раз не поверил ни ему, ни Церкви. Сначала стали говорить, что Василий был избран одной Москвой. Затем - что Дмитрий спасся из Москвы и что нельзя нарушать ему клятву.


. Восстание Болотникова


В Путивле князь Шаховской объявил, что вместо Дмитрия в Москве убили какого-то немца, что тот жив и ожидает помощи своих друзей. Хотя самозванец был убит всенародно, а его тело было выставлено на площади, люди, недовольные властью, поверили и этой лжи. «Напрасно собор посылал митрополита Пафнутия с увещанием к крамольникам». Шаховской звал всю Россию соединиться с Украиной, т.е. с Польшей, писал указы именем Дмитрия и прикладывал к ним государственную печать, украденную им в Москве.

Бывший холоп князя Телятевского Иван Болотников объявил себя воеводой царевича Дмитрия, собрал вокруг себя войско и пошел на Москву. В его войске были казаки, дворяне, стрельцы, холопы и крепостные крестьяне. Болотников был уже в Коломенском. Оттуда из его лагеря рассылали «прелестные письма», в которых, как писал Патриарх Гермоген, «велят боярским холопам побивать своих бояр и жен их; и вотчины и поместья им сулят ... и призывают их воров к себе и хотят им дать и боярство, и воеводство, и окольничество, и дьячество ...» Т.е. это было не восстание крестьян против господ, а борьба за чужое имущество и власть под именем царевича. Как и Басманов, Болотников знал, что царевич убит, но для него и для его сторонников это была возможность обогатиться и получить власть. Но затем Болотников был отброшен к Туле. Оттуда он писал в Галицию к друзьям Мнишека и требовал либо войска, либо «какого-нибудь Димитрия». В октябре 1607 г. Тула была взята царским войском, а сам Болотников был казнен.


. Лжедмитрий II и польская интервенция


В ответ на просьбу Болотникова, «по согласованию с Ватиканом польские шляхтичи, противники короля Сигизмунда III (гетманы Лисовский, Ружицкий, Сапега), объединились с казацким атаманом И.И. Заруцким, выдвинув в качестве претендента на русский престол Лжедмитрия II…» Им был Матфей Верёвкин. В июле 1607 г. он прибыл в Стародуб. Вскоре вся южная Россия от Десны до устья Волги, кроме немногих городов, признала его своим царем. «Летом 1608 г. Лжедмитрий подошел к Москве, но попытки взять столицу закончились безрезультатно. Он остановился в 17 км от Кремля, в местечке Тушино, получил прозвище «Тушинский вор». Вскоре в Тушино прибыла Марина Мнишек, которая очень хотела быть царицей, и признала его своим мужем. Снова ложь стала орудием гордости. «В сентябре 1608 г. польским гетман Сапега начал осаду Троице-Сергиева монастыря».

Правительство Шуйского, видя, что не может справиться с Лжедмитрием, обратилось за помощь к Швеции. В 1609 г. был заключен договор, по которому Россия отказывалась от своих претензий на Балтийское побережье и отдавала уезд Корела, а шведское правительство выделяло Шуйскому отряд. Это дало повод для Польши, которая в это время вела войну со Швецией, объявить войну России. В сентябре 1609 г. Сигизмунд III осадил Смоленск. Его приближенные убедили его, что жители Смоленска ждут его как избавителя от самозванца. «Король приказал шляхтичам покинуть Тушино и идти под Смоленск. Тушинский лагерь рассыпался…»


. Свержение Василия Шуйского


Русско-шведское войско во главе с Михаилом Скопиным-Шуйским нанесло несколько поражений отрядам самозванца и сняло осаду с Троице-Сергиева монастыря. Народ считал его освободителем, уважал его более царя и видел в нем его преемника к особенной досаде князя Дмитрия Шуйского, любимого брата царя. 60-летний Василий не имел детей, кроме новорожденной дочери, поэтому Дмитрий был претендентом на царский престол. Скопин предлагал продолжить военные действия против врагов, но царь в течение месяца не давал согласия.

апреля 1610 г. Дмитрий пригласил Михаила на обед, но оттуда он был принесен в дом с непрерывным кровотечением из носа и умер. Новым военачальником был избран Дмитрий Шуйский. Сигизмунд, узнав, что войско ведет другой полководец, двинул часть своего войска во главе с гетманом Жолкевским на Москву. 25 июля поляки нанесли российскому войску поражение. В результате этого наемники-шведы перешли к полякам. Путь на Москву им был открыт. Василий решил собрать новое войско и приказал, чтобы из всех городов к нему шли воины, но его уже никто не послушал. В Рязани Ляпунов всенародно объявил Дмитрия и Василия Шуйских отравителями Скопина. «Все рязанское княжество, кроме Зарайска, отвернулось от Москвы и монарха». В это время Лжедмитрий шел к Москве и остановился в Коломенском.

Ради бояр Василий Шуйский покрыл убийц царевича в 1591 г. Теперь из-за них он не разрешил Михаилу продолжить войну против врагов и покрыл его убийцу. Покрывательство убийства народного героя и поражение русского войска окончательно подорвали доверие народа к царю. Его повеления перестали выполнять даже в Москве, и 17 июля он был свергнут заговорщиками во главе с Ляпуновым. «…До выборов царя власть перешла к правительству, состоявшему из семи бояр во главе с Ф.И. Мстиславским, - так называемой "семибоярщиной"».


. Правление Владислава и захват Москвы


Боярская дума приняла решение призвать на российский престол сына Сигизмунда Владислава. В стане Жолкевского бояре подписали с ним договор о признании русским царем польского королевича. «...Договор был шагом к утверждению прав родовой аристократии по польскому образцу, с самым широким спектром политических полномочий». «27 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу». Поляки оставили Лжедмитрия. Русское войско нанесло ему поражение, и он бежал в Калугу, где в конце 1610 г. был убит одним из своих сообщников.

Ночью 21 сентября, вопреки договору, бояре впустили в Кремль польский гарнизон. Это была открытая «…измена боярской верхушки, утерявшей сознание своего национального и религиозного долга, страшившейся лишь за политические и сословные привилегии». Бояре боялись возмущения народа за то, что пригласили на русский престол католика вопреки воле Патриарха и народа. Но Сигизмунд отказался утвердить договор, потребовал московский престол для себя и решил достигнуть его силой, тем более что бояре ему еще до этого предлагали московский престол, а теперь еще его отряд стоял в самой столице.


. Первое и второе ополчения и конец Смуты


Тогда Патриарх Ермоген обратился к народу с призывом освободить Москву от поляков. Его грамоты рассылались по городам. За это он был арестован. «В начале 1611 г. в Рязанской земле было создано первое ополчение…» во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. «Поляки грозили Гермогену смертью. Боярская дума убеждала его успокоить умы, запретить Ляпунову идти к Москве…» Патриарх отказался, и поляки уморили его голодом.

Но между начальниками ополчения не было согласия, и оно распалось. Кроме того, 3 июня поляки взяли Смоленск, а 16 июля новгородские бояре впустили шведов в Новгород и заключили с ними договор «…о признании русским царем одного из сыновей шведского короля Карла IX…».

Из Троицкого монастыря стали рассылать грамоты, в которых призывали на помощь ополчению Трубецкого и Заруцкого. «Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде формируется второе ополчение…» во главе с посадским старостой Мининым и князем Пожарским. К лету следующего года оно «…уже контролировало половину территории страны. За четыре месяца Пожарский взял под контроль все Северное Поволжье». 22 октября 1612 г. в день обретения Казанской иконы Божией Матери, сопровождавшей ополчение, ополчением был взят Китай-город. 27 октября сдался польский гарнизон в Кремле.

В 1613 г. в Москве состоялся Земский собор. 21 февраля Собор избрал царем Михаила Федоровича Романова, 16-летнего внучатого племянника первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой. В 1617 г. был подписан мирный договор, согласно которому Швеция возвращала России Новгородскую землю, но удерживала за собой Балтийское побережье и получала денежную компенсацию. В следующем году было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой, за которой оставались Смоленские и Черниговские земли.


Заключение


Смута произошла из-за того, что люди не верили законной власти, гражданской и церковной, которая заботилась об общем благе и говорила правду, а верили самозванцам и их сторонникам, которые заботились только о себе и говорили ложь. Во время чина покаяния в Успенском соборе Кремля Патриарх Иов «…дивился ослеплению народа, прельщенного бродягою, говорил: "Я давал вам страшную на себя клятву в удостоверение, что он самозванец; вы не хотели мне верить, и сделалось то, чему нет примера ни в священной, ни в светской истории… когда вымыслы нелепые, когда сволочь гнусная, тати, разбойники, беглые холопы могут столь ужасно возмущать отечество!"».

Люди верили любой клевете, направленной против правительства, потому что были недовольны им. Причина недовольства царем была в том, что они хотели жить для себя, а не для Бога и общего блага, поэтому отвергали тех, кто приходил к ним ради Бога и общего блага и верили тем, кто приходил «во имя свое» (Ин.5:43). Если народ принимал любую клевету на Бориса, который проявлял беспримерную в истории заботу о народе, то значит, он не принял бы любого законного царя. Отвергая власть, поставленную Богом, русский народ отвергал Самого Бога. Именно поэтому каждый самозванец, приходивший ради себя, приходил и для того, чтобы отнять у народа истинную веру.

Смута раскрыла, что в русском народе не было трех главных оснований государственной жизни: 1) сознания зависимости своей личной жизни и общественной; 2) понимания власти как силы, данной свыше и организующей жизнь общества, и 3) сознания своей внешней общественной жизни как служения Богу и общему благу.

Только когда Россия уже стояла на краю гибели, народу пришло понимание духовно-нравственного смысла бедствий Смуты. Он осознал слова Патриарха Ермогена, что «нет спасения там, где нет благословения свыше, что измена царю есть богоборчество». Это выразилось в словах соборной клятвы 1613 года, в которой «преступление против государства и государя признается…равно преступлением церковным, религиозным, направленным против промыслительного устроения земли Русской и достойного самых тяжких духовных кар».

Благодаря тяжким испытаниям, «в сознании людей победила идея отдать все ради общего блага, а не искать личной выгоды». Теперь все сословия общества должны были жить не для своего благополучия, а «…обязаны были служить государству и отличались одно от другого лишь характером возложенных на них повинностей…» «После Смутного времени…был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики… сословный строй как социальная структура», а Православие - как основа жизни народа и государственной власти.


Список литературы


1. Кириллов В. История России: учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 661 с.

. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 528 с.

. Высокопреосвященнейший Иоанн, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. - С-Пб., Изд-во Л.С. Яковлевой, 1994. - 352 с.

. История Русской Церкви. Харьков. - Период Патриаршества. 1588-1720. Рига, 1847. - 250с.

. Некрасова М. История России: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Изддат, 2005. - 365 г.

. Скрынников Р. История Российская. IX-XVII вв. - М.: Весь Мир, 1997. - 496 с.


Теги: "Смутное время" в истории России и значение данного этапа  Курсовая работа (теория)  История
Просмотров: 29721
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: "Смутное время" в истории России и значение данного этапа
Назад