Проблема определения дат столопоставления церковных иерархов в Средневековой Руси

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУ ВПО "АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Исторический факультет

Кафедра археологии, этнологии и источниковедения


Проблема определения дат столопоставления церковных иерархов в Средневековой Руси


Выполнила студентка

Анисимова Ольга Викторовна


Барнаул 2006

Введение


Объектом данной исследовательской работы являются летописи как источник по истории Древней Руси, предметом - содержащиеся в них сведения о столопоставлении церковных иерархов.

Большинство летописных известий не имеет абсолютной датировки (число, месяц, день недели). Это можно объяснить, с одной стороны, утратой многих памятников летописания, с другой - тем, что для позднейших сводчиков точная датировка событий далёкого прошлого была уже не столь существенна, а символика этих дат зачастую непонятна. В таких условиях важным становится поиск элементов, восполняющих недостаточную хронологическую информацию и помогающих установить таким образом опорные даты. Опорная дата в хронологии - датировка, реконструкция которой не вызывает сомнений. К таким элементам относятся упоминания о небесных явлениях, палеографические исследования, данные дендрохронологии, комплексные хронологические показания, а также знания о христианской обрядности и церковном календаре.

Одним из таких элементов может стать столопоставление церковных иерархов (митрополитов, епископов и др.), так как в летописях можно довольно часто встретить относительные датировки, в частности совпадение датировки некоторых исторических событий с поставлением на престол того или иного церковного иерарха. Если бы нам точно было известно, в какие именно дни недели производилось столопоставление, можно было бы более точно датировать те или иные исторические события. Итак, решение данной проблемы, при котором будет доказано, что поставление в сан всегда происходило в воскресенье, позволит получить комплексные даты многих событий, описываемых в летописях вместе с возведением на престол церковных иерархов, и, следовательно, произвести их редукцию. В настоящее время исследователи априори считают, что церковных иерархов возводили в сан по воскресным дням. Например, Цыб С. В. в своей монографии "Хронология домонгольской Руси" пишет: "Возведение в сан и поставление на стол церковных иерархов всегда происходило в воскресный день недели". Если же в результате исследования будет доказано, что столопоставление могло быть не только в воскресный, но и в будние дни, то это не позволит ученым использовать день столопоставления для восполнения недостатка хронологической информации. Таким образом, выбранная тема - проблема определения дат столопоставления церковных иерархов - является на настоящий момент актуальной, и её исследование имеет острую научную необходимость.

Что касается историографии по данной теме, то в разное время большое количество исследователей занимались изучением древнерусских летописей. Исследования велись главным образом по линии изучения состава и источников, истории текста летописи, а также лингво-текстологического изучения. Первым начал изучать летописи В.Н.Татищев. Задумав создать свою "Историю Российскую", он обратился ко всем известным в его время летописям, разыскал много новых памятников. После В.Н.Татищева изучением летописей, конкретно "Повести временных лет", занимался А.Шлецер. Если В.Н.Татищев работал "вширь", соединяя дополнительные сведения многих списков в одном тексте и как бы идя по следам древнего летописца - сводчика, то Шлецер работал "вглубь", выявляя в самом тексте массу описок, ошибок, неточностей. Оба исследователских подхода при всем своем внешнем различии имели сходство в одном: в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде, в котором до нас дошла "Повесть временных лет".

Следующий крупный шаг был сделан известным археографом П.М.Строевым. И В.Н.Татищев, и А.Шлецер представляли себе "Повесть временных лет", как создание одного летописца, в данном случае Нестора. П.М.Строев высказал совершенно новый взгляд на летопись, как на свод нескольких более ранних летописей и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл путь не только к более правильному с методической точки зрения исследованию дошедших до нас летописей и сводов, которые не дошли до нас в своем первоначальном виде.

Принципиально новые подходы к анализу летописей применил выдающийся литературовед и лингвист А.А. Шахматов. Сопоставив все доступные ему списки летописей, Шахматов выявил разночтения и так называемые общие места, присущие летописям. Анализ обнаруженных разночтений, их классификация дали возможность выявить списки, имеющие совпадающие разночтения. Такая предварительная работа позволила исследователю сгруппировать списки по редакциям и выдвинуть ряд взаимодополняющих гипотез, объясняющих возникновение разночтений. Предполагалось, что разночтения, совпадающие в нескольких списках, имеют общее происхождение, т. е. восходят к общему протографу всех этих списков. Сопоставление гипотетических сводов позволило выявить ряд общих черт, присущих некоторым из них. Так были воссозданы предполагаемые исходные тексты. При этом оказалось, что многие фрагменты летописного изложения заимствовались из очень ранних сводов, что, в свою очередь, дало возможность·перейти к реконструкции древнейшего русского летописания. Выводы А.А. Шахматова получили полное подтверждение, когда был найден Московский свод 1408 г., существование которого предсказал великий ученый. В полном объеме путь, который проделал А.А. Шахматов, стал ясен лишь после публикации его учеником М.Д. Присёлковым рабочих тетрадей своего учителя. С тех пор вся история изучения летописания делится на два периода: дошахматовский и современный. При этом считается, что изучение истории каждой летописной статьи в рамках данной летописи и предшествующих ей сводов - до того момента, когда она была включена в летописный текст, исключает некритическое, "потребительское" отношение к летописному материалу. Непременным условием научного изучения летописей является установление личности самого летописца, его политических, религиозных, этических и прочих взглядов, симпатий и антипатий, пристрастий и неприятий. Одним из важнейших выводов А. А. Шахматова, к которому он пришел в результате систематического изучения летописных сводов XIV-XVI ВВ., было заключение, что "рукой летописца водили не отвлеченные представления об истине, а мирские страсти и политические интересы". В советской историографии это положение легло в основу изучения древнерусского летописания. Таким образом, каждый из летописных сводов не случайный конгломерат разнородных летописных источников, а историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Так историю летописания Шахматов А. А. связал с историей страны. Возникла возможность взаимопроверки истории страны, историей источника. Данные источниковедения стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в воссоздании картины исторического развития всего народа. И теперь, приступая к изучению того или иного периода, историки прежде всего стремятся проанализировать вопрос о том, каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной действительностью. Недостаток подхода, разработанного А. А. Шахматовым, заключается в том, что критический анализ источника фактически сводится к изучению истории его текста. За пределами интересов исследователя остается большой комплекс проблем, связанных с историей значений и смыслов, бытовавших в период создания того или иного летописного свода.

Вопрос о том, что противоречия в хронологии летописи могут вести к разным источникам, впервые поставил Срезневский И. И. В XIX веке господствовало представление о едином стиле хронологии, и всякие противоречия объяснялись как ошибки летописца. В начале XX века Степанов Н. В. установил, что многочисленные расхождения в датировках объясняются тем, что на Руси были в употреблении два весенних стиля одновременно - мартовский и ультрамартовский. Открытие Степанова Н. В. имело большое практическое значение. Бережков Н. Г. заново на большом материале провел разложение статей основных летописных сводов по хронологическим признакам. Работами Степанова Н. В. и Бережкова Н. Г. установлено, что мартовский и ультрамартовский стили сосуществовали в XII-XVI вв. Так же большой вклад в изучение истории русского летописания внесли такие ученые, как В. М. Истрин, А. Н. Насонов, А. А. Лихачев, М. П. Погодин и многие другие.

В дальнейшем многие историки обращались к изучению древнерусских летописей и, естественно, выбирали для своих работ достаточно узкие темы. Например, Кузьмин А. Г. исследовал Повесть временных лет, которую он называет Начальной летописью. А работа Лурье Я. С. посвящена общерусским летописям ХIV-ХV вв. Историков до настоящего времени привлекает изучение летописей. Но, несмотря на большое количество исследований, остается много неразработанных тем и нерешенных вопросов. Одна из таких тем - проблема определения дат столопоставления церковных иерархов. Несмотря на то, что некоторые из историков в своих исследованиях касаются этого вопроса, данной темой никто специально не занимался. К этой проблеме в числе других датированных летописных известий обращается Борисов Н. Г. Он пишет, что "выбор дня недели для поставления епископов не был случайным и только воскресенье или большой престольный праздник давали возможность представить нового владыку народу". Борисов Н. С. работал с Симеоновской летописью и тверским летописанием XIV-XV веков и приводит такую статистику: "61% всех известных случаев поставления епископов и митрополитов приурочивались к воскресным дням". Также Макарий (Булгаков), сам бывший священником, пишет, что столопоставление епископов производилось в "особый день". Таким образом, данная проблема не становилась темой специального исторического исследования, хотя необходимость её решения очевидна.

Целью данной дипломной работы является установление дня (дней) недели, в который (ые) происходило столопоставление церковных иерархов в средневековой Руси на материале избранного круга источников. Для достижения этой цели необходимо решить ряд более частных задач, а именно:

  1. исследовать текст Лаврентьевской летописи и Владимирского летописца и выявить все указания, когда говорится о поставлении церковных иерархов, во всех возможных случаях по дополнительным данным установить день недели (если он не указан в летописи);
  2. исследовать текст Симеоновской летописи и выявить все указания, когда говорится о поставлении церковных иерархов, во всех возможных случаях по дополнительным данным установить день недели (если он не указан в летописи);
  3. исследовать текст Новгородской первой летописи и выявить все указания, когда говорится о поставлении церковных иерархов, во всех возможных случаях по дополнительным данным установить день недели (если он не указан в летописи).

Решение данных цели и задач производилось с помощью следующих конкретно-исторических методов: метод расшивки текста, метод авторских интерпаляций, сравнительно-исторический, описательный, историко-типологический, метод статистического анализа, источниковедческий анализ и источниковедческий синтез, метод интерпретации источника.

Методологию, послужившую основой данной дипломной работы, можно охарактеризовать как постмодернистский подход, то есть уверенность в получении объективных исторических знаний, с одной стороны, и признание субъективности получаемых результатов, с другой стороны. А также лингвистический подход, под которым мы понимаем изменение отношения к тексту как источнику информации, в том числе и к историческому тексту. Нам присущ такой взгляд на историю, при котором Россия рассматривается как цивилизационный регион, самобытное развитие которого определяется природно-климатическими, геополитическими, религиозными и другими факторами. Россия имеет особенности развития как многнациональное, многоконфессиональное государство, обладающее сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями. Вместе с тем признание самобытности не означает обособление России от общего исторического развития. История России рассматривается нами в рамках становления мировой цивилизации.

Круг источников, выбранных для данной работы: Лаврентьевская летопись, Владимирский летописец, Симеоновская летопись, Новгородская первая летопись. летопись столопоставление церковный иерарх

Летописи по праву считаются одним из важнейших источников изучения истории Древней Руси. Именно в них ученые находят основной фактический материал для исторического построения. По форме представления событий русские летописи не уникальное явление в средневековом мире. Они схожи с английскими анналами, византийскими хрониками. В то же время русские летописи имеют ряд своеобразных черт: во-первых, сохранившиеся летописные источники являются сводами, соединившими в себе целый ряд предшествующих летописей и являющимися результатом редактирования и творчества не одного поколения переписчиков. Во-вторых, летописи - это памятники большого временного и пространственного охвата. Они имеют довольно сложный состав, могут включать хроникальные записи событий за год (так называемые погодные записи), документы (международные договоры, частные и публичные акты), самостоятельные литературные произведения или их фрагменты, записи фольклорного материала.

Несмотря на достаточную изученность летописей, в настоящее время нет четко определенной терминологии. В древней Руси летописанием могли называть, например, новозаветную книгу Деяний апостолов. Видимо, тогда под летописанием понимали описание деяний как таковых, а не обязательно точно датированные записи о происходившем, расположенные в хронологическом порядке. В современных исторических и источниковедческих исследованиях допускается также использование этих терминов для обозначения летописной традиции, сложившейся на определенной территории (галицко-волынское летописание, летописание Москвы, летопись Твери, новгородская летопись, ростовская летопись и т. п.).

Традиционно летописями в широком смысле называют исторические сочинения, изложение в которых ведется строго по годам и сопровождается хронографическими (годовыми), часто календарными, а иногда и хронометрическими (часовыми) датами. В узком смысле слова летописями принято называть реально дошедшие до нас летописные тексты, сохранившиеся в одном или нескольких сходных между собой списках. Иногда небольшиe по объему летописи - чаще всего узкоместного или хронологически ограниченного характера - называют летописцами (Рогожский летописец, Летописец начала царств и т.п.). Как правило же, под летописью в исследованиях подразумевается комплекс списков, объединяемых в одну редакцию (скажем, Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись). При этом считается, что в их основе лежит общий предполагаемый источник. Каждый список по-своему передает предшествующий текст, в большей или меньшей степени изменяя его (искажая или, наоборот, исправляя).

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов - древнейшая летопись Новгородской феодальной республики, являющаяся одним из главных источников наших знаний о культуре, быте, общественно-политической жизни Великого Новгорода периода его независимости. Особое значение памятник имеет для характеристики ранних этапов древнерусского летописания. Как установлено работами академика А. А. Шахматова, в младшем изводе Новгородской первой летописи отразился так называемый Начальный киевский свод конца ХI в., предшествовавший Повести временных лет. В Синодальном списке старшего извода летописи первые 16 тетрадей утрачены, но в современных исследованиях признается, что и в данной части списка был представлен тот же самый Начальный свод. Младший извод Новгородской первой летописи представлен несколькими рукописями. Комиссионный список, Академический список, Толстовский список. В вопросе о характеристике и взаимоотношении списков младшего извода Новгородской первой летописи не потеряло научного значения раннее исследование А. А. Шахматова. История формирования младшего извода Новгородской первой летописи вообще достаточно сложна, но несомненно, что основное ядро памятника сложилось в первой четверти ХV в. в процессе создания Летописного свода митрополита Фотия (о чем свидетельствует включение в состав Новгородской летописи повестей общерусского содержания: об Александре Невском, Михаиле Черниговском, о сражении на Куликовом поле и др.).

Лаврентьевская летопись является ценнейшим памятником древнерусского летописания и культуры. Она дает представление о Владимиро-Суздальском летописании. В начале её помещена Повесть временных лет (до 1110 г.), после чего следуют южнорусского происхождения. Собственно владимирские, ростовские и суздалькие известия начинаются с 1157 года. Еще более местный, владимиро-суздальский характер летопись получает с известия об убиении Андрея Юрьевича Боголюбского в 1174 году. Такой характер Лаврентьевская летопись имеет уже до своего окончания под 1305 годом. Основной писец назвал себя в приписке на лл. 172 об. - 173: это был монах Лаврентий, переписавший летопись в 1377 г. для суздальско-нижегородского великого князя Дмитрия Константиновича, по благословению Суздальского епископа Дионисия. По имени писца летопись и получила в научной литературе название Лаврентьевской. Изложение в Лаврентьевской летописи доведено до 6813 (1304) г. (в ультрамартовской датировке). Заключительную, важнейшую для характеристики свода часть верно оценил М. Д. Приселков: преобладание в ней тверских известий и явно протверская трактовка событий конца XIII - начала XIV в. свидетельствуют о том, что это был великокняжеский свод кн. Михаила Ярославича (тверского князя, занявшего великокняжеский владимирский стол в 1305 г.). Монах Лаврентий, следовательно, скопировал в 1377 г. "ветшаную" рукопись великокняжеского свода начала XIV в. Внимательное изучение особенностей текста Лаврентьевской летописи приводит к выводу о создании ее в начале 80-х гг. XIII в.

Как уже говорилось, летописец - это памятник чаще всего узкоместного или хронологически ограниченного характера. Владимирский летописец является одним из так называемых "проростовских сводов", то есть содержащих оригинальный ростовский материал.

Симеоновская летопись была найдена академиком А. А. Шахматовым в 1900 году среди так называемых дефектов Рукописного отделения библиотеки Академии наук СССР. Он дал ей название по имени бывшего ее владельца XVII в. Эта летопись начинает свое повествование с 1177 года, то есть в ней утрачено начало летописного текста. Изучая состав этого летописного памятника, А. А. Шахматов определил, что в начале его до 1390 годаперед нами текст Троицкой летописи начала XV века, сгоревшей в 1812 году. Однако под 1235-1237 гг., под 1239-1247 гг. и под 1361-1364 гг. Симеоновская летопись отступает от текста Троицкой и передает текст Московского свода1479 г., который является главным источником Симеоновской после 1412 года.

Во всех представленных летописях содержится достаточный объем сведений о поставлении церковных иерархов для того, чтобы сделать выводы о дне возведения на престол. Таким образом, сформулированные в исследовании задачи могут быть решены на данной источниковой базе.

Хронологические рамки данного исследования определяются для Симеоновской летописи 1185-1493 гг., Лаврентьевской летописи 1036-1416 гг., Владимирского летописца 1105-1522 гг., Новгородской первой летописи 989-1223 гг.

Нами также были использованы в качестве справочной литературы работа Святского Д. О. об астрономических явлениях в русских летописях и православный календарь, размещенный в Интернет.

Глава I. Историко-хронологическое исследование Новгородской первой летописи


Церковная иерархия и правление Церкви со времени Крещения Руси при святом Владимире были устроены по образцу Православной Восточной Церкви. Главный архипастырь - митрополит Киевский и всей Руси - избирался и поставлялся в Царьграде от Вселенского Патриарха, начальствовал над епископами, но управлял Церковью не самовластно, а во всех важных случаях сзывал епископов на совет. Митрополит имел свою резиденцию в кафедральном соборе св. Софии в Киеве. Князья называли его "отцем". Он принимал деятельное участие в общественных делах, мирил князей, поднимал их на защиту родной земли, останавливал народные волнения.

Новгородцы имели обычай избирать владык своих на вече. Жребии с именами избираемых полагались потом на престол Софийского собора, откуда снимал их или младенец, или слепец. Последний жребий, оставшийся на престоле, заключал в себе имя новоизбранного владыки, который тогда уже вступал, еще до посвящения, во все права управления епархией. Случалось, что нареченный владыка несколько лет оставался без рукоположения; случалось и то, что новгородцы, почему-либо недовольные им, изгоняли его из палат владычных и на место его выбирали другого.

В Новгородской первой летописи встречается два вида упоминаний о поставлении архиепископов:

1.Сообщения о поставлении архиепископа митрополитом в Киеве

2.Избрание на вече и возведение на престол святой Софии самими новгородцами во главе с князем, посадником.

В данной главе будут рассмотрены все случаи поставления на стол митрополитов, архиепископов и епископов, содержащиеся в Новгородской первой летописи. Всего в данной летописи нами было выявлено 31 такой случай. Данные летописные сообщения можно разделить на 3 группы. В первую группу входят упоминания, в которых указывается день недели столопоставления церковных иерархов. Ко второй группе относятся случаи, когда можно установить день недели столопоставления по дополнительным сведениям. Третью группу формируют сообщения о столопоставлении, для которых установить день недели не удалось.

Из 29 выявленных в Новгородской первой летописи случев к первой группе следует отнести следующие:

1."В лето 6923. И посадникъ Оньдреи Иванович и тысячкыи Олександръ Игнатьевич с новгородци взъведоша Самсона честно в дом святеи Софеи на сени месяца августа 11 день,в неделю"

2."В лето 6924. Фотеи митрополит постави Самсона архиепископом Великому Новуграду в неделю средокрестъную Марта въ 22"

."В лето 6896. И поставленъ бысть Иванъ архиепископом Новуграду генваря въ 17, в неделю"

."В лето 6673. Поставлен бысть Илия архиепископъ новъгородьскыи от митрополита Иоанна месяца марта въ 28, на вьрьбницю"

."В лето 6782. Поставленъ бысть архиепископъ новгородчкыи Климентъ в неделю месяца августа въ 2 день"

."В лето 6834. Поставленъ архиепископомъ Моиси въ вторник на вербьнои недели"

Теперь рассмотрим случаи, которые входят во вторую группу.

1.В летописной статье 6808 сообщается, что "архиепископа Феоктиста поставиша Новугороду на память святою апостолу Петра и Павла".

Эта память отмечается по старому стилю 29 июня. В следующей статье 6809 поход великого князя Андрея датируется как "месяца мая, въ пяток". Эта датировка по константинопольской эре. И, если предположить, что обе летописные статьи даны по одной эре, то 29 июня в первом случае будет приходиться на среду.

.Статья 6923 датирует поставление митрополита Григория Болгарина 15 ноября. Затем под этим же годом сообщается, что 23 февраля было неделей, т. е. воскресеньем. Такое сочетание было в високосном 1416 году. И, следовательно, 15 ноября в этом году было воскресеньем.

3.В летописной статье 6839 сообщается, что "Василий поставлен на владычество в Волыньскую землю на память святого апостола Тита". Память этого святого отмечалась в русском православном календаре 25 августа. В этом же году описывается следующее небесное явление: "Тогда явися на небеси знамение, звезда светла над церковью". Святский Д. О. определяет его как Венеру, которая была видна утром 25 августа 1331 года. Это дает возможность определить день недели для 25 августа - воскресенье.

.Под 6695 годом есть указание, что "архиепископъ новгородскый Гаврила поставлен месяця марта въ 29". Далее в этой же статье говорится о знамении в солнце - "бысть знамение въ солнци въ полъдни, и бысть яко месяць, и съмерчеся, и по мале времени напълнисяи пакы просветися". Святский Д. О. пишет, что 4 сентября 1187 года было полное солнечное затмение. Следовательно, эти события даны по константинопольской эре, а значит 29 марта в 1187 году было воскресеньем.

.Статья 6638 сообщает, что "архиепископа Нифонта поставиша Новугороду месяця генъваря в 1 день". А под следующем 6639 годом говорится о "знамении въ солнци", которое Святский Д. О. определяет как полное солнечное затмение 30 ноября 1131 года. Таким образом, в случае если оба года даны по одной эре, можно произвести редукцию даты 1 января. В данном случае это число выпадает на среду.

К третьей группе относятся те случаи, для которых определить день недели не представляется возможным, а именно:

1."В лето 6867. И остави жребии его на престоле своемъ, и възведоша его на сени честьновсь Новъградъ, месяца въ 15 день, на память святого мученика Никиты".

2."В лето 6863. Прииде на Русь Алексии митрополитъ, поставленъ въ Цесариграде".

."В лето 6613. Поставлени быша епископи: Лазарь, Мина, Анфилохии".

."В лето 6780. По преставлении же Климонтове новгородци взълюбиша вси мужа добра и смерена Феоктиста, и посадиша и въ владычни дворе".

."В лето 6731. Томь же дни въведоша въ дворъ Арсению цьрньця съ Хутина, мужа добра и зело боящася бога".

."В лето 6719. волею божиею възлюби и князь Мьстислав и вси новгородци, и послаша и въ Русь ставитъся; и приде поставленъ архиепископъ Антонии".

."В лето 6833. Того же лета поеха владыка Моисии к митрополиту ставитъся на Москву.<...>В лето 6834. Приеха в Новгородъ поставленъ архиепископъМоисии, во вторник на вербьнои недели".

."в лето 6838. Того же лета поставиша Василья въ Велыньскои земли в Новгородъ".

."В лето 6942. Тои весне поиха на поставление Еуфимеи новгородчкыи къ митрополиту Герасиму въ Смоленьско априля 11; <...>Того лета приихав Новгород архиепископъ владыка Еуфимеи, поставленъ и благословенъ митрополитом Герасимомъ месяца маия 26".

."В лето 6817. Поставленъ бысть въ Володимири архиепископъ Новугороду Давыдъ Петромь митрополитомь, месяца июня 5, на память святого Никандра, и приде в Новъгород месяца июля 20".

."В лето 6759. Приеха Кюрилъ митрополитъ в Новгородъ и ростовьскыи епископъ, Кюрилъ же именемъ, и поставиша архиепископа новгородьского Далмата".

."В лето 6932. И поставленъ бысть владыка Еуфимии на Москве митрополитомъФотиемъ".

."В лето 6883. Възведоша владыку Алексея в дом святыя Софея, на свои архиепископьскыи степень, месяца марта въ 9, на память святых мученик 40; и рады быша новгородци своему владыце".

."В лето 6559. Постави Ярославъ Лариона Русина митрополита"

."В лето 6622. <...>Въ то же лето поставиша Фектиста епископа Чьрнигову".

."В лето 6737. Приде архиепископъ Спуридонъ в Новъгородъ, поставленъ от митрополита Кюрила; поставленъ архиепископомъ по чистеи недели на сборъ".

."В лето 6701. И въсприяша Мартурия с любовию князь Святославъ и митрополит, и поставиша и декабря въ 10, на память святых мученикъ Мины и Ермогена и Еуграфа".

."В лето 6918. Прииха изо Цесаряграда в Русь митрополитъ Фотеи, поставленъ патриархомъ Матфеемъ, при цесаре Мануиле".

Таким образом, по материалам исследования Новгородской первой летописи в качестве выводов можно привести следующую статистику (в нее включается только первые две группы):

Всего из 11 случаев, обнаруженных в Новгородской первой летописи и в которых известен день недели, на воскресный день приходится 9 случаев. Остальные 2 случая выпадают на среду. Таким образом, по результатам исследования данной летописи мы не можем однозначно утверждать, что поставление на стол всегда происходило в воскресенье. Хотя большинство из рассмотренных случаев выпадают на воскресенье, 2 упоминания относятся к среде, и, следовательно, по материалам Новгородской первой летописи столопоставления митрополитов, архиепископов и епископов не могут использоваться для получения комплексных датировок.


Глава II. Историко-хронологическое исследование Симеоновской летописи


Симеоновская летопись насыщена описаниями астрономических явлений, а также содержит достаточно большое количество комплексных датировок, которые дают возможность определить эру в некоторых случаях, а, следовательно, день недели столопоставления. Данная летопись содержит достаточно большое количество случаев столопоставлений церковных иерархов. Всего в данной летописи нами было обнаружено 50 случаев.

Из 50 выявленных в Симеоновской летописи случев к первой группе следует отнести следующие:

1."В лето 6859. Феогност митрополит благословил Данила епископомъ Суждалю, и приатъ древний свой санъ и просветися святительством, и служил обедню на средохрестной недели въ четверток"

2."В лето 6884. Того же лета Киприанъ поставленъ въ митрополиты. <...>И прииде пресвященыи Киприанъ митрополитъ ис Киева на Москву, на свою митрополью, въ четверток 6 недели по Пасце в самый праздник Вознесения Господня и много колоколов звонило"

."В лето 6896. Тое же весны въ неделю вербную Пимин митрополит постави Павла архимандрита епископом на Коломну"

."В лето 6924. Въ тъиже день посьавленъ бысть Самсонъ отъ Фотиа митрополита диакономъ, бысть же се въ вторую неделю поста, а въ субботу 3-юю поста въ попы поставленъ бысть, а въ неделю крестопоклонную (т. е. в воскресенье) Марта в 22 поставленъ бысть Фотиемъ митрополитомъ на архиепископью Великаго Новагорода въ церкви святого архааггела Михаила и нарече и митрополитъ Симеономъ"

."В лето 6980. В 15 того же месяца (декабря) въ неделю поставленъ бысть Новугороду на архиепископью нареченои их Феофил митрополитомъ Филиппомъ"

."В лето 6981. Коломеньскыи епископъ Геронтии взъведенъ бысть на дворъ митрополичь июня въ 4 въ пятокъ, а поставленъ того же месяца 29 въ вторник на Петровъ день"

."В лето 6999. Архимандритъ Симановскыи Зосима, месяца Септемвриа въ 26 въ неделю, поставленъ на митрополью всея Руси. Тоя же осени ноября 18 въ четвертокъ поставленъ Авраамии, игумен Угрешскыи, Коломне епископъ митрополитом Зосимою"

Теперь рассмотрим случаи, которые входят во вторую группу.

1.В летописной статье 6693 поставление епископа Луки датируется 11 марта. Далее в этом же году говорится о пожаре во Владимере "27 апреля, на память святого отца Симеона в среду". 27 апреля было средой в 1188 либо 1183 году, но в любом случае 11 марта этого же года приходится на пятницу.

2.Под 6736 годом в Симеоновской летописи содержится запись о поставлении "14 марта епископа Митрофана Суздалю, Володимерю и Переяславлю". Далее говорится, что 6 января в четверг умер князь Владимир. 6 января было четвергом в високостном 1228 году. Следовательно, 14 марта в этом году приходилось на вторник.

.Статья 6809 года совпадает по содержанию и датировкам с Лаврентьевской летописью. А значит поставление епископа Феоктиста 29 июня можно определять как произошедшее в среду.

.Описание возведения на престол владыки Алексея ("и възведоша владыку Алексея въ домъ святои Софии на свои архиепископъскии степень, месяца Марта въ 9 день, на память святых мучеников 40") с уверенностью можно определить как произошедшее в понедельник, так как вслед за ним в летописи говорится, что князь Дмитрий послал своего сына к болгарам "месяца Марта в понедельникъ, на вербнои неделе"

.Для столопоставления рязанского епископа Давыда 1 февраля 6970 года также можно определить день недели по коплексной датировке. В этом же 6970 году говорится о смерти великого князя 27 марта в субботу. Это сочетание было в 1462 году (т. е. здесь применена константинопольская эра). Следовательно, 1 февраля в этом году приходилось на понедельник.

.В летописной статье 6980 содержатся указания на 3 столопоставления: епископа Перми Филофея - 8 ноября, епископа Рязани Феодосия - 8 декабря, епископа Новугороду Феофила - 15 декабря, в неделю. Кроме того, под этим же годом говорится о "звезде великой на небеси, а лучъ от нея долог велми, а конец луча акы хвост птицы распростерт". По материалам Святского Д. О., это комета, которая была видна в декабре - феврале 1472 года, двигаясь к северу. Это соотносится с комплексной датировкой, если описание кометы дано по ультрамартовскому стилю, тогда поставление "15 декабря, в неделю" будет в мартовском 1471 году. Таким образом, можно определить дни недели и для двух других поставлений: 8 ноября - пятница, 8 декабря - воскресенье.

.Под 6981 годом говорится о возведении на коломенскую епископью священноинока Никиты "месяца Иуля 25". А перед этим есть комплексные даты "июня 4 въ пяток; того же месяца 29 въ вторник". Они определяются как данные по 1473 году (константинопольская эра), следовательно, 25 июля в этом году приходится на воскресенье.

.О поставлении архиепископа Иоасафа Ростову 22 июля и епископа Герасима Коломне 29 июля говорится в летописной статье 6989. В ней же содержится комплексная датировка "23 марта въ субботу", редукция которой выглядит как 23 марта 1482 года (ультрамартовский стиль). Значит, 22 и 29 июля в этом году приходятся на понедельник.

.В следующей летописной статье 6993 также говорится о двух поставлениях епископов: "Месяца декабря въ 9 день поставленъ архимандрит Симоновскии Нифонт епископомъ в Суздаль. Того же месяца 12 поставленъ на архиепископью Великому Новугороду и Пскову архимандрит Чюдовскии Геннадии". Далее сообщается о пожаре в Москве, который был 12 апреля во вторник, т. е. 1485 год по константинопольской эре. А значит можно выяснить какими днями недели в этом году были 9 декабря - пятница, 12 декабря - понедельник.

К третьей группе относятся те случаи, для которых определить день недели не представляется возможным, а именно:

1."В лето 6723. Пахомия постави епископомъ Ростову месяца Декабря и вниде въ свою епископью месяца Генваря въ 28 день, на память святого отца Ефрема Сирина"

2."В лето 6725. Том же лете поставленъ бысть епископомъ Ростову черноризец святого Дмитриа Суздальского Кирило"

."В лето 6733 поставленъ бысть Кирилъ митрополитъ Генваря въ 6, въ праздник Богоявления"

."В лето 6759. Постави имъ (новгородцам) блаженного Долмата епископомъ месяца Маия въ 25, на память Обретения главы Иоанна Предтечи"

."В лето 6770 преставися блаженыи епископъ Кирилъ Маия въ 21 день. Въ него же место поставленъ бысть епископомъ Игнатие митрополитомъ Кириломъ при благоверном князе Борисе и Глебе, месяца Сентября въ 19, на память святого Саватея"

."В лето 6777. Митрофан, епископъ Сарскии отписася епископья и пострижеся въ скиму. В него место постави митрополитъ епископа Фегноста Русскому Переяславлю и Сараю"

."В лето 6782. Прииде митрополитъ Кирилъ ис Киева, приведе съ собою архимандрита Печерскаго Серапиона, постави его епископомъ Ростову, Володимерю и Новугороду"

."В лето 6784. Поставленъ бысть Феодоръ игумен святого Константина и Елены, епископомъ Володимерю и Суздалю. Того же лета поставлен бысть Климентъ епсикопомъ Новугороду Великому"

."В лето 6791 поставленъ бысть пресвященныи архиепископ Максим Гречин митрополитомъ на всю Русскую землю"

."В лето 6797. Поставленъ бысть епископъ Тверской святому Спасу; сии Андреи бяше родомъ Литвинъ, сын Ерденевъ, Литовского князя"

."В лето 6804. Того же лета поставленъ бысть Симеонъ епископомъ Володимерю"

."В лето 6816 поставленъ пресвященыи архиепископъ Петр, митрополитъ всея Руси, прииде ис Царьграда"

."В лето 6819. Епископъ Ростовскии Симеонъ остави свою епископью. Того же лета на его место поставленъ Прохоръ, архимандритъ святого Спаса"

."В лето 6820. (митрополит Петр снял сан с владыки Ызмаила Сарского) Тое же зимы поставленъ бысть на его место епископомъ Сараю Варсонофии"

."В лето 6836. Поставленъ архиепископъ Фегност Гречин митрополитомъ на всю Русскую землю; Сентября въ 7, на память святого мученика Созонта преставился Прохоръ, епископъ Ростовскыи, на его место поставленъ Антонии"

."В лето 6854. Поставленъ бысть епископомъ Ростову Иоаннъ и преже был архимандритъ у святого Спаса на Москве"

."В лето 6855. Того же лета поставленъ бысть Нафанаилъ епископомъ Суждалю"

."В лето 6861. Тое же зимы месяца Декабря въ 6, на память святого отца Николы пресвященыи митрополитъ Фегност постави наместника своего въ епископы Алексея владыку въ Володимер, а по своем животе благослови его в свое место на митрополию"

."В лето 6863. Алексеи владыка поставленъ бысть митрополитомъ на всю Русскую землю, а на осень ту выиде изъ Царьграда"

."В лето 6882. Пресвященыи Алексеи митрополит постави архимандрита Печерскаго манастыря, именем Дионисия, епископомъ Суждалю и Новугороду Нижнему и Городцу"

."В лето 6892 прииде изъ Царяграда въ Кыевъ Дионисии епископъ, егоже поставиша въ Цареграде митрополитомъ на Русь"

."В лето 6898. Митрополитъ же дасть ему (князю) своего протодиакона Арсениа, и поставленъ месяца въ 24, на память святых мучеников Христины и Бориса и Глеба"

."В лето 6912 июня въ 22 посьави митрополитъ Киприанъ игумена Борисоглебского Тимофея епископомъ Сараю"

."В лето 6913. Киприанъ митрополитъ въ Велынской земли постави Володимерю епископомъ попа Гоголя"

."В лето 6914. Того же лета Августа въ 26 Киприанъ митрополитъ постави Лариона, архимандрита Симановьскаго, епископомъ на Коломну. По дву же неделяхъ постави другаго епископа Суждалю, Митрофана, на Голенищеве"

."В лето 6919. Тое же зимы приездилъ въ Тферь митрополит Фотеи и постави епископа Антониа Тфери месяца Февраля въ 4 день, на память отца Сидора"

."В лето 6957. Месяца декабря поставленъ бысть на митрополию всеи Руси владыка Иона Рязанскии"

."В лето 6962. Того же лета поставленъ бысть Ростову архиепископъ митрополитомъ Ионою Феодосии"

."В лето 6967. Тоя же зимы Февраля месяца поставленъ бысть на архиепископью Новугороду Великому священноинокъ Иона митрополитомъ Ионою и епископы Русскыми"

."В лето 6969. Тое же весны поставленъ на митрополию архиепископъ Ростовскии Феодосии"

."В лето 6973. И поставленъ бысть месяца Ноемвриа епископ Филиппъ митрополитомъ всеи Руси"

."В лето 6976. Тоя же зимы Декабря 13 поставленъ Ростову архиепископъ архимандритъ Спасскии Васианъ"

."В лето 6989. Того же лета поставленъ Рязани епископъ Симионъ, бысть у митрополита Геронта духовникъ"

."В лето 6992. Сентября въ 4 день поставленъ на архиепископство Новугороду и Пскову Сергии, бывши протопопъ Богородицкои Семенъ"

Таким образом, по материалам исследования Симеоновской летописи в качестве выводов можно привести следующую статистику (в нее включается только первые две группы):

Всего из 16 случаев, обнаруженных в Симеоновской летописи и в которых известен день недели, на воскресный день приходится 5 случаев. Остальные 11 случаев выпадают на другие, будние дни недели, из них 2 - на четверг, 1 - на вторник, 3 - на пятницу, 1 - на среду, 4 - на понедельник. Таким образом, по результатам исследования данной летописи мы не можем однозначно утверждать, что поставление на стол всегда происходило в воскресенье. Хотя большинство из рассмотренных случаев выпадают на воскресенье, достаточно большое количество упоминаний относятся к будним дням, и, следовательно, по материалам Симеоновской летописи столопоставления митрополитов, архиепископов и епископов не могут использоваться для получения комплексных датировок.


Глава III. Историко-хронологическое исследование Лаврентьевской летописи, Владимирского летописца


Отличительной чертой Лаврентьевской летописи является то, что характер сообщений о столопоставлении церковных иерархов более лаконичный, большинство из них даны без даты, сообщается только сам факт поставления. По аналогии с предыдущими двумя главами все указания на возведение в сан митрополитов, епископов и архиепископов мы распределили между тремя группами. Итак, к первой группе мы отнесли случаи поставления на стол церковных иерархов, где в летописи непосредственно указывается день недели. Это следующие сообщения:

1."В лето Поставлен бысть Кирилъ епископом месяца априля въ 6 день в неделю святых мироносиц по Пасце"

2."В лето 6889. Въ праздникъ Воскресения Госпъдня (т. е. на Пасху, в воскресенье) прииде изъ Царьграда на Русь пресвещеныи Киприянъ митрополит на свою митрополью на Москву".

."В лето 6735. Месяца марта въ 14 день на память святого отца Венедикта въ день воскресения Господня поставлен бысть епископом Митрофанъ".

."В лето 6924. Поставленъ бысть Семенъ епископомъ Новугороду Великому митрополитомъ Фотеемъ месяца марта 22 въ неделю".

."В лето 6918. Выде пресвещеныи митрополитъ Фотеи, Кыевскый и всея Руси, изъ Царяграда на Кыевъ и прииде на Москву въ Велик день (т. е. на Пасху, в воскресенье) априля 22".

Теперь рассмотрим случаи, отнесенные нами ко второй группе, то есть те, в которых возможно установить день недели поставления.

.В летописной статье 6622 содержится сразу два рассказа о поставлении епископа Данила и епископа Кирила: "В то же лето поставиша Данила епископомъ месяца Генваря въ 6 на крещение господне, том же лете поставиша Кирилла епископомъ месяца ноября въ 6 день". А перед ними 19 марта говорится о знамениив солнце, описание которого указывает на то, что это было солнечное затмение. По данным Святского Д. О. это полное солнечное затмение было 19 марта 1113 года. А значит 6 января в этом 1113 году было понедельником, 6 ноября - четвергом.

2.Под 6732 годом в Лаврентьевской летописи говорится о поставлении митрополитом всея Руси грека Кирилла. "месяца генваря въ 6 в праздник Богоявления". Поппэ А. В. Пишет, что "Кирилл был поставлен митрополитом никейским патриархом Германом в 1224 году и в конце этого года был приведен в Киев, где торжественно взошел на кафедру в Киевском Софийском соборе на Богоявление 1225 года". В летописной статье 6731 описывается небесное явление: "Явися звезда на западе и бе от нея луча не в зракъ человекомъ". Святский Д. О. определяет это явление как комету Галлея 15 сентября 1222 года. И, если предположить, что обе летописные статьи 6731 и 6732 даны по одной эре, то 6 января в 1223 году выпадает на пятницу.

.Под 6809 годом в Лаврентьевской летописи содержится рассказ о столопосьавлении епископа Феоктиста 29 июня, а также две комплексные даты (3июня - пятница, 7 октября въ пяток), по которым можно определить день недели. Эти датировки могли быть в 1300 году. Следовательно, 29 июня в этом году было средой.

Третья группа включает те случаи, в которых определить день недели мы не нашли возможным, а именно:

."В лето 6862 Поставлен бысть Алексеи митрополитъ".

2."В лето 6612. Того ж месяца (декабря) въ 18 Никифоръ митрополитъ на столе посаженъ".

."В лето 6613. Постави митрополитъ епископа Анфилофия Володимерю месяца августа въ 27 день. Том же лете постави Лазаря в Переяславль ноября въ 12. Том же лете постави Мину Полотьску декабря въ 13 день".

."В лето 6621. Том же лете поставиша Феоктиста епископомъ Чернигову месяца генваря въ 11 день"

."В лето 6804. Того ж лета поставленъ бысть епископомъ Семенъ Володимерю месяця ноября".

."В лето 6845. Поставленъ бысть Гаврило епископом Ростову".

."В лето 6854. Поставленъ бысть Иванъ епископомъ Ростову".

."В лето 6864. Тое ж весны поставленъ бысть Игнатеи епископомъ Ростову".

."В лето 6904. Поставленъ бысть Григории епископом Ростову месяца марта 19".

."В лето 6759. Поставиша блаженаго Далмата епископомъ месяца маия въ 25 на память Обретение главы святого Иоана Предтечи".

."В лето 6769. Того ж лета постави митрополитъ епископа Митрофана Сараю".

."В лето 6770. Поставленъ бысть Игнатеи месяца семтября въ 19".

."В лето 6803. Того ж лета поставленъ бысть Семенъепископомъ Володимерю".

."В лето 6816. Поставленъ бысть Петръ митрополитъ".

."В лето 6559. Постави Ярослав Лариона митрополитомъ Русина въ святой Софеи собрав епископы".

."В лето 6791. Поставленъ бысть Максимъ митрополитъ Суздалю".

."В лето 6796. Поставленъ бысть Яковъ епископомъ Володимерю.<…>Того ж лета поставлен бысть Тарасии епископомъ Ростову".

."В лето 6698. Поставленъ же бысть месяца генваря въ 23 день на память святого мученика Климента епископа Иоана".

."В лето 6724. Поставленъ бысть епископомъ Ростову черноризецъ святого Дмитрия Кирилъ".

."В лето 6655. Изаславъ постави митрополита Клима месяца июля въ 27 на память святого Пантелеимана".

."В лето 6544. епископа постави Жидяту".

."В лето 6693. Лука епископомъ поставленъ же бысть месяца марта въ 11 день на память святои Софронья".

."В лето 6645. Поставиша епископа Мануила скопца Смолиньску, потом другого скопца Володимерю епископа Феодора".

."В лето 6634. Игумена Марка постави Никита митрополитъ епископомъ Переяславлю месяца октября въ 4 день".

."В лето 6722. Пахомья постави епископомъ Ростову ноября въ 10 день. Того же лету Симона постави епископомъ Суждалю и Володимерю".

."В лето 6816. Поставленъ бысть Петръ митрополитъ".

."В лето 6819. Поставленъ бысть Прохоръ епископомъ Ростову".

."В лето 6872. Тое же осени поставленъ бысть Петръ епископъ Ростову".

Теперь обратимся к Владимирскому летописцу. Всего нами было обнаружено 28 случаев, из них к первой группе относятся следующие:

1."В лето 6980. Месяца июня 29 поставленъ бысть Геронтий митрополит, на Петров день вторник"

2."В лето 7004. Симон поставлен на митрополью всеа Руси месяца септября 20 день в неделю"

."В лето 7030. Месяца декабря 18 день Варлаам митрополит сошел с митропольи, 27 февраля в четверток поставлен Данило в митрополью, 23 марта в неделю Данило митрополит постави владыку Рязанскаго Иону, 30 марта в неделю - владыку Тверского"

Далее обратимся к указаниям на столопоставления, входящим во вторую группу:

1.В летописной статье 6622 начало княжения Владимера Всеволодовича датируется как "месяца априля 20 день въ неделю" Далее сообщается о двух столопоставлениях: епископа Данила - 6 января; епископа Кирилла - 6 ноября. По комплексной датировке можно определить эру - 20 апреля было воскресеньем в 1113 году. Это подтверждается данными Лаврентьевской летописи. Следовательно, 6 января в 1113 году было понедельником, 6 ноября - четвергом.

2.Под 6693 годом сообщается о поставлении епископа Луки Ростову, Владимеру и Суздалю "месяца марта 11 день". В следующем году есть описание солнечного затмения, которое было по Святскому Д. О. 1 мая 1185 года. Если предположить, что обе летописные статьи даны по одной эре, то возможный день недели 11 марта - воскресенье.

.В данном случае под одним (6969) годом совмещены комплексная дата ("месяца марта 31 день вторник на страстной недели") и факт поставления на митрополью архиепископа Феодосия ("месяца маиа 9 день"). Значит, в этом случае можно определить день недели 9 мая как суббота (в 1461 году).

Остальные случаи (20) относятся к третьей группе

1."В лето 6613 Постави Никифор митрополит епископа Анфихиа Володимирю, месяца августа 27 дня"

2."В лето 6614. Постави Никифор митрополит епископа Лазаря в Переславль месяца ноября 12 день того же лета постави епископа Миню Полоцкаго, месяца декабря 13 день"

."В лето 6621. Того же лета поставиша Феоктиста Черниговского, месяца генваря 14 день"

."В лето 6627 Поставиша епископа Селивестра Переславского месяца генваря 1 день"

"В лето 6634. Поставленъ быть Никитою митрополитом Марко епископъ Переяславлю Месяца октября 4 день повелением князя Ярополка"

5.В лето 6655. Изяслав князь постави митрополита, Клима Калугера Гусина особь 6 епископы месяца июля 27 день"

6."В лето 6698. Того же лета поставлен бысть Никифором митрополитом епископъ Иоанн земли Суздальской в Володимир, месяца генваря 27 день"

."В лето 6701. Того же лета поставиша владыку Мартурия декабря 10 день Новугороду"

."В лето 6709. месяца июня 3 день поставлен владыка Митрофан Новгороду"

."В лет 6733. Поставленъ быть Кирилл митрополитом Кириллом епископ Ростову, Кирил Грек, месяца генваря 6 день в Киеве во святой Софии"

."В лето 6759. Постави сем епископа Новугороду Долмата месяца маия 25 день"

."В лето 6771. Поставлен бысть архимандритъ богоявленскии Игнатий епископом Ростову митрополитом Кирилом месяца септября 19 день при благоверных князеи Борисе и Глебе"

."В лето 6808. Поставлен епископъ Феоктист месяца июля 29 день митрополитом Максимом Новугороду"

."В лето 6817. Поставлен владыка Новугороду Давыдъ месяца июня 5 день."

."В лето 6861. Декабря 6 день постави Феогност митрополит Алексея епископом Володимерю наместника своего"

."В лето 6868. Поставленъ владыка Алексей Новугороду месяца июля 12 день Алексеем митрополитом"

."В лето 6957. месяца декабря 15 день поставлен на митрополью Иона владыка рязанский епископы Русскими"

."В лето 6999. Месяца генваря 26 день поставлен бысть Симановский архимандрит Зосима на митрополью всея Руси"

."В лето 7019. Поставлен бысть Варлам митрополит всеа Руси месяца августа 3 день"

."В лето 7025. 10 февраля митрополит Варлам епископа Суздалю Генадья; 13 февраля постави епископа Сергия Рязани"

."В лето 7028. Месяца февраля 9 день митрополит Варлаам постави владыку Смоленского Тихона, 16 февраля владыку Пермскаго Пимина"

Таким образом, по материалам исследования Лаврентьевкой летописи и Владимирского летописца в качестве выводов можно привести следующую статистику (в нее включается только первые две группы):

Всего из 18 случаев, обнаруженных в Лаврентьевкой летописи и Владимирском летописце и в которых известен день недели, на воскресный день приходится 9 случаев поставления. На будние дни - 9 случаев, из них на понедельник - 2, на вторник - 1, на среду - 1, на четверг - 3, на пятницу - 1, на субботу - 1. Таким образом, по результатам исследования данных летописей мы не можем однозначно утверждать, что поставление на стол всегда происходило в воскресенье. Хотя половина из рассмотренных случаев выпадают на воскресенье, вторая половина относится к другим, будним дням недели, следовательно, по материалам Лаврентьевской летописи и Владимирского летописца столопоставления митрополитов, архиепископов и епископов не могут использоваться для получения комплексных датировок.


Заключение


Итак, в данной дипломной работе было проведено историко-хронологическое исследование следующих летописей: Новгородской первой летописи, Лаврентьевской летописи, Владимирского летописца, Симеоновской летописи. Нами были выявлены и рассмотрены все случаи упоминания столопоставления церковных иерархов в заявленных четырех летописях.

Всего из 11 случаев, обнаруженных в Новгородской первой летописи и в которых известен день недели, на воскресный день приходится 9 случаев. Остальные 2 случая выпадают на среду. Таким образом, по результатам исследования данной летописи мы не можем однозначно утверждать, что поставление на стол всегда происходило в воскресенье. Хотя большинство из рассмотренных случаев выпадают на воскресенье, 2 упоминания относятся к среде, и, следовательно, по материалам Новгородской первой летописи столопоставления митрополитов, архиепископов и епископов не могут использоваться для получения комплексных датировок.

По материалам исследования Симеоновской летописи в качестве выводов можно привести следующую статистику (в нее включается только первые две группы):

Всего из 16 случаев, обнаруженных в Симеоновской летописи и в которых известен день недели, на воскресный день приходится 5 случаев. Остальные 11 случаев выпадают на другие, будние дни недели, из них 2 - на четверг, 1 - на вторник, 3 - на пятницу, 1 - на среду, 4 - на понедельник. Таким образом, по результатам исследования данной летописи мы не можем однозначно утверждать, что поставление на стол всегда происходило в воскресенье. Хотя большинство из рассмотренных случаев выпадают на воскресенье, достаточно большое количество упоминаний относятся к будним дням, и, следовательно, по материалам Симеоновской летописи столопоставления митрополитов, архиепископов и епископов не могут использоваться для получения комплексных датировок.

По материалам исследования Лаврентьевкой летописи и Владимирского летописца в качестве выводов можно привести следующую статистику (в нее включается только первые две группы):

Всего из 18 случаев, обнаруженных в Лаврентьевкой летописи и Владимирском летописце и в которых известен день недели, на воскресный день приходится 9 случаев поставления. На будние дни - 9 случаев, из них на понедельник - 2, на вторник - 1, на среду - 1, на четверг - 3, на пятницу - 1, на субботу - 1. Таким образом, по результатам исследования данных летописей мы не можем однозначно утверждать, что поставление на стол всегда происходило в воскресенье. Хотя половина из рассмотренных случаев выпадают на воскресенье, вторая половина относится к другим, будним дням недели, следовательно, по материалам Лаврентьевской летописи и Владимирского летописца столопоставления митрополитов, архиепископов и епископов не могут использоваться для получения комплексных датировок.

После разбора всех случаев в Новгородской первой летописи, Лаврентьевской летописи, Владимирского летописца, Симеоновской летописи логичным будет привести общую статистику по всему исследованному материалу.

Всего из 45 случаев, обнаруженных во всех названных летописях и в которых известен день недели, на воскресный день приходится 23 случая поставления. На будние дни - 22 случая, из них на понедельник - 6, на вторник - 2, на среду - 4, на четверг - 5, на пятницу - 4, на субботу - 1.

Тот факт, что на воскресенье выпадает большее количество всех рассмотренных случаев, объясняется символичностью, которой обладали даты, в том числе и дни недели в средневековой Руси. Многие исследователи обращают внимание на то, что прямые даты в летописи могли иметь, подобно любому иному фрагменту текста, помимо буквального еще и символический смысл. Воскресенье считалось особым, добрым днем, поэтому он чаще других избирался для посвящения в сан. Также владыку могли представить народу в большой престольный праздник (например, 6 января на Богоявление, как это часто встречается в летописях).

Таким образом, поставленные в начале дипломной работы цели и задачи нам представляются достигнутыми. Было проведено историко-хронологическое исследование Новгородской первой, Лаврентьевской, Симеоновской летописей и Владимирского летописца и сделан по этим материалам вывод о дне недели столопоставления церковных иерархов в средневековой Руси, а именно: хотя на воскресенье и приходится большее количество случаев поставления митрополитов, архиепископов и епископов на престол, все же достаточное их число выпадает и на будние дни, и, следовательно, это не позволяет использовать день столопоставления для восполнения недостатка хронологической информации.


Источники


1.Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М.: "Наука", 1963. 240 с.

2.Бондаренко Э. О. Праздники христианской Руси. Калиниград: Книжное издательство, 1995. 416 с.

.Борисенков Е. П., Пасецкий В. М. Экстремальные природные явления в русских летописях XI-XVII вв. М.: "Наука", 1989. 412 с.

.Борисов Н. С. К изучению датированных летописных известий XIV-XV вв.//История СССР. 1983 № 4 с. 124-131

.Борисов Н. С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. М.: Издательство МГУ, 1988. 198 с.

.Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. М.: Университетская типография, 1904. 944 с.

.Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1998. 399с.

.Данилевский И. Н. Символика дат и название Повести временных лет//Источник. Метод. Компьютер: Сборник научных статей. Барнаул: Издательство АГУ, 1996 с.

.Зиборов В. К. Русское летописание XI- XVIII вв. СПб.: Издательство СПбГУ, 2002. 512 с.

.Иванова Н. П. О некотором подходе к анализу достоверности датировок исторических событий//<http://tbs.asu.ru/ocdb>

.Иванова Н. П., Цыб С. В. Историческая хронология: Курс лекций. Барнаул: Издательство АГУ, 2003. 152 с.

.Изучение русского языка и источниковедение [Сборник статей]. М.: "Наука", 1969. 259 с.

.Источники гуманитарного поиска: новое в традиционном. Лингвистика. История: [сб. ст.]/Под ред. В. К. Харченко. Белгород: Издательство БелГУ, 2002. 172 с.

.Источниковедение истории СССР:[Учебник для ист. спец. вузов]/Под ред. И. Д. Ковальченко. М.: Высшая школа, 1981. 496 с

.Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие/И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М.: РГГУ, 2000. 701 с.

.Каменцева Е. И. Хронология. М.: Аспект -пресс, 2003. 160 с.

.Карташев А. В. История русской церкви. М.: Эксмо, 2004. 911с.

.Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории. М., 1989

.Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М.: Издательство МГУ, 1977. 406 с.

.Лаушкин А. В. Точные датировки в древнерусском летописании XI-XIII вв.: закономерности появления//Восточная Европа в древности и средневековье. Вып. VI с. 101-105

.Лихачев Д. С. Текстология: на материале русской литературы X-XVII вв. СПб.: Алетейя, 2001. 758 с.

.Лосева О. В. Праздники святогробского типикона в русских календарях XI-XII вв. //Православный палестинский сборник. Вып. 100. М., 2003. 315 с.

.Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л.: "Наука", 1976. 283 с.

.Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Кн. 2,3. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. 703 с.

.Наносов А. Н. История русского летописания XI-XVIII вв.: Очерки и исследования. М.: "Наука", 1969. 555 с.

.Никольский Н. М. История русской церкви. Минск: Беларусь, 1990. 540 с.

.Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах. М.: Книжная палата, 2000. 723 с.

.Поппэ А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305)//Щапов Я Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М.: "Наука", 1989 с.191-213

.Приселков М. Д. История русского летописания XI-XV вв. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. 325 с.

.Пронштейн А. П., Данилевский И. Н. Вопросы теории и методики исторического исследования: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1986. 207 с.

.Пронштейн А. П., Кияшко В. Я. Хронология: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1981. 191 с.

.Рапов О. М. Русская церковь в IX-XII вв. М.: Русская панорама, 1998. 444 с.

.Святский Д. О. Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения. ИОРЯС ИАН. -1915. -Т. 20

.Тальберг Н. Д. История христианской церкви. М.: СП "Интербук", 1991. 142 с.

.Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР. Вып. 1. Учеб. пос. М.: Соцэкгиз, 1962. 495 с.

.Тихомиров М. Н. Русское летописание. М.: "Наука", 1979. 384 с.

.Толстой М. В. Рассказы из истории русской церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. 736 с.

.Цыб С. В. Древнерусское летоисчисление в Повести временных лет: [Монография]. Барнаул: Издательство АГУ, 1995. 147 с.

.Цыб С. В. Методика историко-хронологического исследования//Источник. Метод. Компьютер. Барнаул, 1996. с.7-18

.Цыб С. В. Хронология домонгольской Руси. Ч. 1.: Киевский период: Монография. Барнаул: Издательство АГУ, 2003. 412 с.

.Шахматов А. А. История русского летописания. СПб.: "Наука", 2002. 423 с.

.Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. М.; Жуковский: Академпроект; Кучково поле, 2001. 880 с.

.Шендерюк М. Г. Количественные методы в источниковедении. Калиниград: Издательство КГУ,1997. 75 с.

.Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М.: "Наука", 1982. 228 с.

.Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания первой четверти XIII в.//Новгородский исторический сборник. СПб: Издательство Дмитрий Буланин, 1999. Вып. 7(17). С. 87-96

.Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М.: "Высшая школа", 1977. 240 с.


Теги: Проблема определения дат столопоставления церковных иерархов в Средневековой Руси  Диплом  История
Просмотров: 12342
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Проблема определения дат столопоставления церковных иерархов в Средневековой Руси
Назад