Цензура в дореволюционной России

Введение


Актуальность темы исследования. Свобода слова - одно из величайших завоеваний человечества. Она во все времена является наиболее актуальной для цивилизованного общества. Однако не вся информация предается гласности, что подтверждается наличием государственной, военной, коммерческой и других тайн. В этом заинтересованы различные правительственные, политические, социальные и иные государственные и общественные слои и группы. Информационные потоки в обществе регулирует цензура. Цензура - это предварительный или последующий просмотр государственными учреждениями, ведущими надзор за литературными произведениями, повременными изданиями, постановкой пьес и т.п., с целью недопущения или ограничения сведений, признанных властью нежелательными. В более широком смысле необходимо говорить о цензурном режиме, который складывается в обществе независимо от наличия осуществляющих надзорный контроль учреждений и иногда независимо от власти. Именно цензурный режим обеспечивает человеку ту или иную степень свободы слова и печати в любом обществе.

На сегодняшний день актуальность данной темы особенно очевидна в свете проявляющихся властных тенденций, фактически возрождающих в России цензуру на федеральных государственных телеканалах. В этой связи обращение к историческим корням отечественного цензурного законодательства - своеобразное требование времени.

Цель работы: изучить развитие цензуры в дореволюционной России, прибегая к помощи современной и исторической литературы, а также используя исторические документы.

Задачи исследования:

·раскрыть понятие слова «цензура»

·изучить предшествовавшие её возникновению явления в мире и царской России;

·проанализировать цензурное законодательство Российской империи

·проследить поведение коллективов редакций, типографий и авторов в условиях различных цензурных режимов

Теоретическая значимость. В работе систематизированы данные о положении цензуры в России в исторический период с середины XVI в. до 1917 г. Полноту исследования обеспечивает обращение автора как к историческим, так и современным источникам. Кроме того, в работе есть попытки вывести собственные определения обнаруженным в процессе исследования явлениям.

Практическая значимость. Обращение к вопросу цензуры способствует всестороннему обогащению современной журналистской науки и позволяет творчески использовать накопленный предыдущими поколениями опыт.

Степень изученности темы. Данная тема весьма упоминаема в литературе, но изучена не вполне достаточно. Особенно мало сведений доступно о так названных автором «працензурных» явлениях. В своей работе автор в основном опирается на учебное пособие Г.В. Жиркова «История цензуры в России XIX-XX вв.», книгу П.С. Рейфмана «Из истории русской, советской и постсоветской цензуры» и сборник «Русская журналистика в документах. История надзора».

Структура работы. Основная часть работы состоит из двух глав, каждую из которых составляют два параграфа. Глава I «Происхождение цензуры. «Працензурные» явления» начинается с § 1. «Цензура. Происхождение слова и определения», обращающейся к древнеримским корням термина и первоначальному значению. § 2 Iй главы «У истоков цензуры. «Працензурные» явления» посвящен изучению деятельности русских царей по ограничению свободы печатного слова. Название главы II «Цензура в Российской империи» исчерпывающе поясняет её содержание. § 1 «На пути к первому цензурному уставу: от духовной цензуры к светской» посвящён изучению вопроса со времен правления Петра I до начала XIX века, а § 2 «Ужесточение цензуры. На пути к революции 1917 г.» рассматривает последующие несколько десятилетий накануне Великой октябрьской революции.


1. Происхождение цензуры. «Працензурные» явления


.1 Цензура. Происхождение слова и определения


Само название «цензура» восходит к временам Древнего Рима, к слову ценз (census) - перепись, оценка имущества. Цензорами назывались с первой половины V в. до н.э. два высших должностных лица, избираемых в народном собрании. Они раз в 5 лет производили опись, перепись, определяющую статус (имущественный, военный, гражданский) римских граждан, которые под присягой должны были сообщать о своем денежном, возрастном, семейном положении. Цензоры обязаны были также контролировать государственные имущества, руководить общественными работами, «надзирать за нравами». Уже здесь функции контроля, надзора намечены весьма отчетливо.

Ныне цензура - это запрещающий или разрешающий надзор властных структур, контролирующий печать, средства массовой информации всякого типа. Этим же словом называется система государственно-административных учреждений, осуществляющих такой контроль. Согласно «Закону о СМИ» цензурой (с юридической точки зрения) именуется «требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей». Согласно Конституции РФ (и, соответственно, вышеупомянутому закону «О СМИ»), в нашей стране «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Официально учреждения, проверяющие печать, стали называться цензурой в ХVIII в, но по сути контроль появился гораздо раньше, чем система оформилась. Сперва появилась цензура церковная. Изобретателем ее, в форме предварительной проверки, считается папа римский Сикст IV. В 1471 г. им издан указ: ни одна книга не должна печататься без рассмотрения и одобрения духовных лиц. Распоряжение во многом осталось мертвой буквой из-за отсутствия правильно организованных цензурных учреждений. Впервые такое учреждение в 1486 г. создал архиепископ Майнца на подчиненной ему территории. В 1492 г. папа Александр VI ввел надзор за книгопечатаньем в Церковной области, а затем в Кельнском, Трирском и других архиепископствах. В последствии примеру церкви последовали светские правители (первым стал император Карл V).


1.2 У истоков цензуры. «Працензурные» явления


В 1551 г., во время правления Ивана IV Грозного, был проведен Стоглавый собор, выпустивший сборник «Стоглав», предложивший решения целого ряда общественно важных проблем. В частности речь шла о божественных книгах, которые «писцы пишут с неправленных переводов, а написав, не правят же, опись к описи прибывает и недописи и точки непрямые. И по тем книгам в церквах Божиих чтут, и поют, и учатся, и пишут с них. Что о сем небрежении и о великом нерадении от Бога будет по божественном правилом?». Глава «О книжных писцах» давала право духовным властям конфисковать неисправленные рукописи. Этим самым вводилась предварительная цензура рукописных книг перед их продажей. Кроме того, Собор предложил духовной власти провести ревизию существующих книг и изъять из употребления неисправленные. Эту меру можно считать последующей цензурой. Но назвать эти явления полноценной цензурой мы не можем, так как само это понятие появилось лишь два века спустя. Условно назовём это «працензурными» явлениями. Поскольку «Стоглав» не является единственным такого рода примером ограничения свободы слова в царской Руси, нам хотелось бы рассмотреть и несколько других подобных явлений для выявления некоторых тенденций и оценки цензурного багажа, с которым страна вошла в XVIII век.

В дальнейшем, после выхода «Стоглава» на протяжении многих лет цензура была связана с православной церковью, борьбой с ересью, инакомыслием и иноверием.

В XVII в. церковь обратила самое серьезное внимание на народные лубочные произведения. В 1674 г. выходит указ патриарха Иоакима, в котором рассказывается о том, что «многие торговые люди, резав на досках, печатают на бумаге листы икон святых изображения, инии же велми неискусние и неумеющие иконного мастерства делают рези странно, и печатают на листах бумажных развращенно образ Спасителя нашего Иисуса Христа и пресвятые Богородицы, и небесных сил святых угодников Божиих, которые ни малого подобия первообразных лиц являют», тем самым принося лицам изображаемых святых бесчестие. А народ покупает эти «печатные листы» и украшает ими свои дома не для почитания святых, а для «пригожества». Кроме того, идет торговля «печатными немецкими листами», изготовленными «еретиками Лютерами и Кальвинами по своему их проклятому мнению, неистово и неправо». Патриарх напоминает, что «издревле заповедано и утверждено писати на досках, а не на листах». В указе запрещалось впредь изготовлять и продавать такие произведения, сами же «печатные листы» уничтожать, и кроме того взимать крупный штраф. В Соборном постановлении 1684 г. повторяется запрет продавать у Спасских ворот в Москве «выписки из книг Божьего писания».

Все эти церковные гонения ереси и иноверия вызывали протест оппозиции и даже вооруженные восстания, как это произошло в Соловецком монастыре. Борьба сопровождалась распространением рукописных и печатных обличительных текстов, о чем свидетельствует указ, появившийся в 1681-1682 гг., запрещавший распространять литературу, содержавшую рассуждения на религиозные темы, хотя, несмотря на запреты, во время Московского восстания 1682 г. старообрядческая полемическая литература все равно распространялась.

К этому времени в центре России уже сложилась немалая читательская аудитория, потреблявшая всю эту разнообразную литературу. В Москве середины XVII в. белое духовенство было грамотным на 100%, черное - более чем на 70%, как и купечество, дворянство - на 50%, посадские люди - на 20%, крестьяне, появлявшиеся в столице, - не менее чем на 15%. Потребности аудитории в литературе постоянно росли.

Управленческий аппарат российского государства также испытывал потребность в информации, поэтому в начале XVII в в управленческой структуре появился тогда еще малозначимый Приказ книг печатного дела, затем Печатный двор. А с 1621 по 1701 г. выходила рукописная газета Русского государства «Куранты», дававшая возможность царю и его окружению получать свежую информацию из разных стран.

В любом случае, основное влияние на российское общество оказывала церковь, контролировавшая всю рукописную и печатную продукцию. Контролировать поток информации тех лет было не так уж сложно, так как вплоть до начала XVIII в. в стране ежегодно выходили лишь 1-2 книги, носившие в основном религиозный характер.

Таким образом, период образования русского государства был периодом монополии русской православной церкви на рукописную и печатную литературу. Всё начало меняться только с приходом к власти Петра I.


2. Цензура в Российской империи


2.1 На пути к первому цензурному уставу: от духовной цензуры к светской


Реформы Петра I коснулись всех сторон российской действительности. Для укрепления своей власти царю необходимо было преодолеть всесилие церкви, получавшее и в обществе все большее сопротивление. Был проведен ряд реформ в отношении церкви. Для нас наиболее важно то, что был положен конец полувековой монополии церкви на печать и книгоиздательство.

В 1704 г. рамки книгопечатанья были расширены введением гражданского шрифта. В Петербурге и Москве открыты казенные гражданские типографии (церковные были и ранее). Печатанье книг переходит в руки светских властей. За первую четверть XVIII в. была напечатана 561 книга, из них больше половины (около 300) - гражданских. В лице Петра сосредоточено всё издательское дело страны; он сам редактор, переводчик, издатель, заказчик. Сам он и отбирает, и контролирует печатную продукцию. Мимо него не проходит ни одна печатная строка. Он сам подкупает заграничную печать для восхваления себя, страны, для полемики с врагами.

Понимая значение периодической печати, с которой он познакомился за рубежом, Петр I стал создателем первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702-1728). Газета проходила определённую цензуру, о чём свидетельствует архив, где сохранились не только отдельные страницы рукописей, но и целые произведения, не явившиеся в газете, а также неопубликованный 24-й номер «Beдомостей». Само содержание газеты говорит о том, что многие ее публикации могли быть напечатаны только с разрешения царя. Например, сообщение о том, сколько отлито пушек и сколько на это нужно меди. Обычно эта информация является большой тайной. Многие материалы проходили непосредственно через Петра, например, письма послов. А международная информация, источником которой служили иностранные газеты, оперативно доставлявшиеся в Россию, просматривалась царем или его кабинет-секретарем. То, что ими отмечалось, переводилось на русский язык и отсылалось в печать.

При Петре I основным видом цензуры становится светская, осуществляемая непосредственно царем и его помощниками, хотя духовная цензура ещё во многом по-прежнему сохраняла свои позиции. Пётр I немало сделал для её ограничения. В 1720 г. Вышел указ о запрещении печати церковных книг без цензуры Духовной коллеги, ни прежних, ни новых изданий. Этим положением утверждался централизованный порядок контроля за выпуском религиозной богослужебной литературы, причем с участием светских лиц, из которых в большинстве своем состояла Духовная коллегия.

Тем временем, помимо светской и духовной литературы продолжал существовать неконтролируемый народный информационный поток лубочной литературы. Для контроля за ней Петр I учредил в Москве Изуграфическую палату, без разрешения которой та не могла выходить в свет. Но этот комитет был предан забвению - лубочная литература всё равно выходила самовольно.

Также к петровскому времени относится и курьезный указ 1723 г.: печатать только те царские портреты, которые сделаны искусными мастерами, благовидные; безобразные же отбирать и отправлять в Синод. Отметим, что такая цензура изображений правительственных особ дожила до советского времени.

В 1725 г., после смерти Петра, с царствования Екатерины Алексеевны начинается эпоха дворцовых переворотов: постоянной смены монархов и регулярных цензурных поправок.

Во время правления Екатерины I, 8 апреля 1725 г. следует подтверждение Коллегиям и Канцеляриям прежнего распоряжения, чтобы они и впредь поставляли в типографии ведомости о всех важных делах, «кроме секретных ведомостей». 4 октября 1727 г. издается указ о переводе в Москву типографий Синода и Александровской лавры, в Петербурге же оставались две светских типографии - в Сенате (печатанье разных официальных материалов) и в Академии Наук. Последняя выводилась из под контроля Синода, надзору которого подлежали с этого времени только духовные сочинения; светские же переходили под наблюдение Академии, печатались в ее типографии. Таким образом, происходит размежевание духовных и светских типографий, что литературе, вероятно, было на пользу.

Новый шаг в разделении функций духовной и светской цензуры был сделан императрицей Елизаветой Петровной, которая 7 марта 1743 г. повелела, чтобы «все печатные книги в России, принадлежащие до церкви и церковного учения, печатались с апробацией Святейшего Синода, а гражданские и прочие всякие, до церкви не принадлежащие, с апробацией Правительствующего Сената». Как показала практика, даже в годы ее правления это достигалось большим трудом, так как церковь не хотела выпускать из-под своего контроля и светскую литературу.

В целом при Елизавете Петровне цензура носила неупорядоченный характер. Формально вся светская литература контролировалась Сенатом, но практически через Академию наук, где цензурой занимались все, хотя никаких цензурных правил не существовало. Порой цензоры выступали в роли редакторов: правили слог, исправляли грамматические ошибки.

Естественно, такая организация цензуры приводила к многим недостаткам и промахам. В цензуре нередко проявлялся субъективизм: академики-литераторы часто доносили друг на друга, считая допущение публикации того или иного произведения ошибочной. Поэтому указом 1742 г. Цензуровавание «Санкт-Петербургских ведомостей» у Академии наук было отобрано и передано Сенатской конторе.

Екатерина II (1762-1796) начала свою цензурную политику с совершенствования уже сложившейся структуры цензуры. В 1763 г. выходит указ, предполагающий усиление надзора за ввозимой литературой и конфискацию ненадлежащей литературы, а Сенату полагалось принимать решение, на что расходовать деньги, получаемые от конфискаций. Указ 1763 г. фактически предлагает первую организацию цензуры в государстве: в Санкт-Петербурге - Академия наук, в Москве - Университет, в регионах - училища, а где их нет - градоначальники.

января 1783 г. выходит краткий (всего один абзац), но чрезвычайно важный именной указ императрицы, данный Сенату. Это так называемый закон о вольных типографиях. Согласно этому документу, типографии не отличать от прочих фабрик и рукоделий. Поэтому позволять в обеих столицах и во всех городах Империи заводить их, не требуя ни от кого дозволения, а только давать знать Управе Благочиния того города, в котором заведена типография; в них печатать книги на российском и иностранных языках, не исключая Восточных. Вскоре в столицах и в провинции было открыто множество типографий.

Но уже в названном указе идет речь о довольно строгом цензурном контроле. Книги разрешается печатать только с наблюдением, «чтоб ничего в них противного законам Божиим или гражданским, или же к явным соблазнам клонящегося издаваемо не было». Для чего от Управы Благочиния отдаваемые в печать книги свидетельствовать и если в них «что-либо противное нашему предписанию явится, запрещать; в случае самовольного печатанья таких соблазнительных книг, не только их конфисковать, но о виновных сообщать, куда надлежит, чтобы они за преступление законно наказаны были».

октября 1796 г. именной указ Екатерины решил проблему организационно: «Цензуру… составить в каждом месте из трех особ, из одной духовной, из одной гражданской и одной ученой; духовных особ избирать Синоду, гражданских - Сенату, а ученых - Академии наук и Московскому университету…»

Институт цензуры официально начал свой путь, и профессия цензора получила государственный статус. Своим указом Екатерина II установила смешанную цензуру, соединив оба ее вида - древнюю духовную со светской. В этих документах была обобщена эволюция законодательной деятельности в области цензуры.

Павел I, сменивший у власти Екатерину II, совершенствовал начинание самодержицы. Он создал Цензурный совет, через «руки» которого проходила вся новая литература. Только за 2 года цензорами было конфисковано 639 книг. Среди запрещенных изданий оказались произведения Шиллера, Гете, Свифта…

Также Павел I завершил организацию духовной цензуры в государстве. 14 марта 1799 г. выходит «Положение о духовной цензуре или комиссии», которое централизует всю духовную цензуру в Московском церковном центре, получившим официальное название «Учрежденная в Москве Духовная цензура для свидетельства и рассмотрения сочиняемых и переводных книг до Церкви и учений церковных касающихся».

Цензурная реформа Павла I завершилась указом 18 апреля 1800 г., в котором говорилось: «Так как чрез вывозимые от заграницы разные книги наносится разврат веры, гражданского закона и благонравия, то отныне впредь до указа повелеваем запретить впуск из заграницы всякого рода книг, на каком бы языке оные ни были, без изъятия, в государство наше, равномерно и музыку».

Таким образом, начатое Екатериной II структурирование цензурного аппарата было завершено.

марта 1801 г., через три недели после вступления на престол Александра I, этот указ Павла I 18 апреля 1800 г. отменен и вольные типографии восстановлены. 14 июня того же года подтверждено, однако, запрещение печатать без разрешения цензуры и предписано, чтобы на заглавных листах всех книг означались год и типография, а также: «по одобрению которой цензуры печатано». Указ сенату 1802 г., имевший целью, как сказано в нем самом, освободить «часть сию от препон, по времени сделавшихся излишними», вновь признал право всех и каждого повсеместно заводить типографии наравне с фабриками без предварительного разрешения и только с оповещением Управы Благочиния, изъял цензуру из ведения Управы Благочиния и передал ее в руки гражданских губернаторов, «которые имеют к сему употребить директоров народных училищ… в типографиях же при ученых обществах, как то: при академиях, университетах, корпусах и прочих казенных местах существующих. Цензуру издаваемых книг возлагается на попечение и отчет тех самых мест и начальников… Цензуру всякого рода в городах и при портах учрежденныя яко ненужные упразднить». Цензура должна была пресекать распространение книг, в которых есть что-либо «противное законам Божиим и гражданским, или к явным соблазнам клонящееся». Вместе с тем подтвержден указ 1787 г. о запрещении частным типографиям печатать книги, «до веры или святости относящиеся». Указ этот, наиболее благоприятный для печати из всех цензурных узаконений, существовавших ранее и позже вплоть до 1865 г., действовал только два года.

В 1804 г. был издан первый цензурный устав. В нем было прямо сказано, что цензура своей задачей имеет не только «удалить книги и сочинения, противные нравственности, но доставить обществу книги и сочинения, способствующие к истинному просвещению ума и образованию нравов». Устав основан на принципе предварительной цензуры, но сохранялась ориентация на министерство просвещения; для церковных книг сохранялась цензура, которой ведал Синод. Цензура заграничных книг осуществлялась при почтамтах. Основные положения: ни одна книга или сочинение не должны быть ни напечатаны, ни пущены в продажу, не быв прежде рассмотрены цензурой.

Об обязанностях цензоров в уставе приведены лишь общие замечания: «чтобы отвратить издание сочинений, коих содержание противно закону, правительству, благопристойности, добрым нравам и личной чести какого-либо частного человека».

С частичными изменениями устав 1804 г. формально просуществовал до конца эпохи Александра I, но на самом деле положение печати несколько раз менялось, и не в ее пользу: в 1808 г. духовная цензура была преобразована; ее комитеты в Казани и Петербурге стали независимы от общей цензуры, непосредственно подчинены Синоду; с 1810 г. в дела цензуры начало все более вмешиваться министерство полиции (оно создано летом 1810 г. и состояло из двух частей; первая - полиция предохранительная, к которой относилась и цензура). В 1819 г. министерство полиции влилось в министерство внутренних дел. Его влияние на цензуру возросло. В начале 1820-х начинается подготовка нового цензурного устава.


2.2 Ужесточение цензуры. На пути к революции 1917 г.


Принят новый цензурный устав был 10 июня 1826 г., уже при Николае I. Николай подавлял малейшие проявления вольнодумства. Согласно вышедшему уставу, прозванного современниками «чугунным», запрещалось печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплеку. Огромным по объему уставом (19 глав, 230 параграфов, 60 страниц; для сравнения: цензурный устав 1804 г. состоит из 47 параграфов, занимает 12 страниц) поставлена задача влиять на общество: цензура должна заботиться о воспитании юношества, о направлении общественного мнения «согласно с настоящими политическими обстоятельствами и видами правительства». Руководящим цензурным органом являлось Главное управление цензуры, во главе с министром просвещения. Также существовал Верховный цензурный комитет, состоящий из министров просвещения, внутренних и иностранных дел. Более низкая ступень - цензурные комитеты, главные - в Петербурге, Москве, Дерпте, Вильне. Первый подчинен министру просвещения, три остальные - попечителям округов, через которых сносятся с министром и спрашивают его разрешения. Также в документе обозначено, что цензура, оставаясь при министерстве просвещения, перестает быть руководимой Академией Наук, университетами, по сути превращена в самостоятельное учреждение.

В 1828 году вышел ещё один цензурный устав, несколько смягчавший предыдущий. Новый документ не имел крайностей «чугунного» устава, был компактнее и направлен на ограничение субъективизма в действиях цензора, введение цензуры в законные рамки. Организационная структура цензурных учреждений упрощалась, а число цензоров увеличивалось, и их труд облегчался. Устав 1828 г. периодически дополнялся многочисленными циркулярами, распоряжениями, инструкциями и указаниями. В 30-40-е годы получила широкое распространение ведомственная цензура. Законодательная неразбериха создавала колоссальные трудности как для самих цензурных органов, так и для авторов, которые были беззащитны перед произволом чиновников. Cтоль громоздкая система не могла обеспечить четкой работы и требовала организационных преобразований.

В связи с европейскими революциями 1848 года последовало новое усиление цензуры. Николай I учредил негласный комитет под председательством князя Меньшикова, которому было поручено тщательно обследовать содержание выходивших журналов и действия цензуры и контролировать действия цензурных органов. Поскольку комитет установил «вредное направление» в русской журналистике и серьезные упущения цензуры, оказалось необходимым учредить постоянный комитет по делам печати. Такой комитет и был создан в том же 1848 г. и вошел в историю как «комитет 2 апреля», или «бутурлинский», по имени его председателя Бутурлина. Мракобесие деятелей комитета носила анекдотический характер. Председатель Бутурлин говорил, что евангелие следовало запретить за демократический дух, настаивал на закрытии университетов, находил даже в акафистах богородице «опасные выражения» и утверждал, что формула Уварова «православие, самодержавие, народность» - революционный лозунг. Комитет был облечен исключительными полномочиями, и его ведению подлежали все произведения печати. Все заключения комитета после утверждения царем передавались как личные распоряжения и указания Николая I. Такая расправа с прогрессивной периодической печатью была лишь звеном в цепи тех полицейских репрессий, к которым правительство прибегло, чтобы предотвратить революционный взрыв в России.

С наступлением эпохи великих реформ Александра II цензура снова подверглась преобразованиям. Начался поэтапный пересмотр законов о печати. 12 мая 1862 г. «Временные правила о цензуре» отменили все постановления, принимавшиеся по этой части с 1828 по январь 1862 г. Главное управление цензуры было упразднено, а цензура перешла в ведение министерства внутренних дел. Эти правила через три года (в 1865) сменились новыми временными правилами, которые, постоянно дополняясь многочисленными постановлениями и распоряжениями, просуществовали до 1882 г.

Качественные изменения цензурной политики произошли в конце 70-х - начале 80-х годов в связи со сменой правительственного курса и усилением административного надзора. В октябре 1880 г. было создано предварительное совещание под руководством председателя комитета министров П.А. Валуева для обсуждения начал, которыми следовало руководствоваться при пересмотре действовавших постановлений и временных правил о печати. Однако работа совещания была прервана 1 марта 1881 г., когда был убит Александр II. Вопрос о цензурном уставе был в очередной раз поставлен, но не разрешен.

Введенные не в законодательном порядке цензурные правила 1882 г. предоставили министерской власти еще большие полномочия. В 1884 г. появились Правила о порядке надзора за публичными библиотеками. Министру внутренних дел предоставлялось право запрещать к выдаче те произведения печати, которые являются, по его мнению, вредными. В результате всех поправок и нововведений цензурное законодательство к 1904 г. свелось по существу к Уставу 1828 г. и уже ни с какой точки зрения не соответствовало требованиям времени.

В 1905 г. на волне революционного подъема издатели фактически перестали обращаться к цензуре за разрешениями. Восстановить действие прежней цензуры оказалось возможным, заранее никакие проекты не готовились, и правительство удовлетворилось наскоро подготовленными Временными правилами о повременных изданиях от 24 ноября 1905 г. Ими отменялась предварительная цензура (п. I) и система административных взысканий (п. II). Последняя, однако, продолжала применяться на основании Закона 1881 г. об исключительном положении, которое тогда было распространено на значительную часть территории России. Отменялось право министра внутренних дел воспрещать обсуждение в печати какого-либо вопроса государственной важности (п. V). Но на отдельные номера газет и журналов мог быть наложен арест по распоряжению должностного лица по делам печати с одновременным возбуждением судебного преследования (п. VII, 9).

К 1909 г. был разработан новый законопроект е, но законом так и не стал. Даже куцые свободы Правил 1905 г. оказались свободами слишком широкими с точки зрения власть имущих и по всему фронту еще урезывались практикой управления, откровенно уверявшей, что государство не может мыслить как юрист.

В 1914 г. было принято Временное положение о военной цензуре. Однако последняя рассматривалась как мера исключительная (ст. 1). Ее действие не распространялось на издания, подлежащие предварительной цензуре (ст. 4). Положение о военной цензуре касалось театра военных действий и даже предусматривало возможность обжалования действий и постановлений военно-цензурных органов (ст. 82-86). Таким образом, временные правила и практика административного усмотрения просуществовали до 1917 г. Область дозволенного в определенных пределах колебалась, но всегда стремилась к минимуму.

О событиях внутренней жизни, даже не составлявших государственной или военной тайны, а о таких, которые происходили у всех на глазах, русская печать писала лишь в форме воспоминаний, когда сами события становились давно прошедшими.

В целом цензурная практика XIX - начала XX вв. вобрала в себя и старые запретительные нормы, и новые, отвечавшие обстоятельствам и веяниям времени разрешения и запреты. В сложившейся обстановке цензура уже не могла быть тотальной. Она вынуждена была считаться с ею же контролируемым общественным мнением. Не пропуская ничего явно предосудительного, цензура предоставляла определенные возможности для развития исторического знания и науки в целом. Авторам, чтобы донести до читателя свою мысль, довольно часто приходилось прибегать к эзоповому языку. Заменой печати как органа гласности выступали другие способы удовлетворения этой потребности: можились слухи, всюду расходились волны стоустой молвы, каждый стремился научиться читать между строк - понимать эзопов язык…


Заключение

цензура устав духовный революция

Итак, по сути, несколько веков борьбы цензуры и гласности позволили российскому обществу к 1917 г. накопить огромный багаж историко-законодательного материала и богатейшей правоприменительной практикой цензуры.

Начинаясь с монополизированной церковной «працензуры» в период образования русского государства, цензура «выросла» до цензурных уставов и законов, сменила принадлежность к множеству ведомств и даже обретала свои собственные, вызывала протесты, кого-то вынуждала прекратить писать, кого-то - уехать за границу, кого-то - печатать подпольные книги, листовки и пр., а кого-то научила преподносить запрещенную истину иносказательно. Так оттачивался язык публицистики, воспитывались борцы за свободу слова и создавались особенные, глубокие и оригинальные произведения.


Библиография


  1. Аранович В.П. Анализ цензурной практики России в 18-19 вв. Москва, Посткриптум, 1997.
  2. Блюм А. От неолита до Главлита: достопамятные и занимательные эпизоды, события и анекдоты из истории российской цензуры от Петра Великого до наших дней: собраны по литературным и архивным источникам.
  3. Корсаков А.П. Исторические аспекты изучения цензуры в России. М., Посткриптум. 1996.
  4. Кумачева С.В. Система административного преследования «бесцензурной» печати в России (1872-1882 гг.). М., 2008
  5. Рейфман П.С. Из истории русской, советской и постсоветской цензуры Электронная версия книги #"justify">Общественная экспертиза: анатомия свободы слова. М., 2000
  6. «На подступах к спецхрану». (Труды международной научно-практической конференции «Свобода научной информации и охрана государственной тайны: прошлое, настоящее, будущее», 24-26 сентября 1991 г., Санкт-Петербург). С.-П., 1995.
  7. Баршт К.А. Подцензурные страсти. М. Правда 1990
  8. Вавулинская Л.И., Григорьев С.И. и др. Цензура в России: история и современность: сб. науч. тр. СПб. Изд-во Рос. нац. б-ки 2001
  9. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001.
  10. Мезьер А.В. Словарь русских цензоров. М. 2000
  11. Русская журналистика в документах. История надзора. «Аспект Пресс» 2003.

Теги: Цензура в дореволюционной России  Курсовая работа (теория)  История
Просмотров: 42509
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Цензура в дореволюционной России
Назад