Экономический эффект в деятельности российско-американской компании от изменения традиционных хозяйственных средств алеутов с 1799 по 1867 гг.

Санкт-Петербургский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра этнографии и антропологии


Курсовая работа

Экономический эффект в деятельности российско-американской компании от изменения традиционных хозяйственных средств алеутов

с 1799 по 1867 гг.


Студента 4-го курса

Заочного отделения

Гаврилова Евгения Анатольевича

Научный руководитель:

к. и. н., доцент

Козьмин Валерьян Александрович


Санкт-Петербург 2011г.

Оглавление


Введение

Глава 1. Изменения традиционных хозяйственных средств алеутов, используемые Российско-американской компанией в 19 в

1.1 Применение традиционных охотничьих средств и умений алеутов.

Традиционный транспорт алеутов - основное орудие труда

1.2 Использование традиционного жилища, селения и социальной организации алеутов

Глава 2. Поиск и расчёт количества, параметров и стоимости частей традиционной байдарки алеутов 18 в

2.1 Известные данные о параметрах байдарок алеутов

2.2 Поиск данных, расчёт неизвестных параметров и стоимости деталей каркаса однолючной байдарки и судна целиком

Глава 3. Экономический эффект от изменения каркаса традиционной двухлючной байдарки алеутов второй четверти 19 в

3.1 Расчёт параметров применения в РАК двухлючной байдарки алеутов

3.2 Экономический эффект в промысловой деятельности РАК от изменения конструкции двухлючной байдарки в ценах 1829 г

Заключение

Список использованной литературы

алеут традиционный байдарка

Введение


Основа колониальной промышленно-торговой деятельности Русской Америки, располагавшейся на Алеутских островах и NW-побережье Северной Америки, заключалась главным образом во внеэкономической эксплуатации с элементами найма населявших их алеутов, эскимосов конягмиутов острова Кадьяк и других зависимых туземцев при интенсивной добыче ими ценных шкур морской выдры (калана, лат.: Enhydris marina) и других животных, а также других промысловых и хозяйственных работах. Способ использования русскими промышленниками труда аборигенов и их традиционных хозяйственных средств и приёмов начал складываться с первых лет появления русских в середине 18 в. прежде всего путём неэквивалентного обмена, применения насилия над местным населением либо угрозой этого насилия со стороны промышленников.

С 70-х гг. 18 в. алеуты становятся основной рабочей силой на промыслах, вывозившейся на места добычи калана судами. Для более прочного их закабаления ранняя колониальная политика широко применяла привычную практику взятия или захвата аманатов, а также привлечение на свою сторону туземной знати. К началу 19 в. промысловая активность РАК достигла максимальных размеров и охватила почти всё северо-западного побережья Америки. Количество традиционных алеутских маломерных судов - байдарок - достигала в промысловых партиях сотен штук. Алеуты отрывались от традиционной деятельности, десятками гибли в штормах и в столкновениях с другими местными этническими группами.

Такое воздействие на алеутов не могло не отразиться на их хозяйственно-культурное и демографическое поведение. В результате военно-экономических действий в целом за первые 30 лет контактов русских с алеутами численность последних сократилась в 3 раза, а их расселение и экономическая деятельность стали отвечать прежде всего колониальным задачам.

Работа ставит цели на примере ограниченных данных о синполитейной первобытности Русской Америки, когда традиционная хозяйственная деятельность алеутов была использована РАК, научиться пользоваться скудными сведениями для высчитывания социально-экономических данных при дефиците сведений (связанных, например, с действием авторского права в условиях современных буржуазных отношениях), а также исследование роли хозяйственной деятельности алеутов в экономике Русской Америки, как наиболее используемой в деятельности РАК с1799 по 1867 гг. местной этнической группы.

Мотивом постановки целей работы является необходимость изучения и решения проблем интеграции (даже сохранения) традиционных хозяйств в современную экономику региона и мира на примере взаимодействия аборигенов Русской Америки с русскими. Начало периода рассмотренной деятельности обусловлено рождением полугосударственной монопольной Российско-американской компании, а окончание эпохи обусловлена 1867-м годом - годом продажи Россией США Алеутских островов и Американских владений, после чего колониальная экспансия на Алеутских островах изменила направление и характер.

Русские исследователи Северной Америки оставили богатый исторический материал, состоящий из служебных рапортов, хозяйственных донесений, писем, записок, рисунков, содержащий значительные этнографические сведения об алеутах и других американских народах.

Курсовая работа в наибольшей степени опирается и на такие опубликованные отечественные первоисточники как «Записки о колониях в Америке» известного историка Русской Америки 19в. служащего Российско-американской компании (РАК) К.Т. Хлебникова, длительно с 1817г. проживавшего в колониях и давшего нам исключительный подробный материал о хозяйственной жизни колоний, о деятельности алеутов, о культуре индейцев тлинкитов и других народов.

А во второй из трёх частей «Записок об островах Уналашкинского отдела» от 1840 г. их автор Инокентий Вениаминов детально описывает конструкцию и изменения традиционной байдарки алеутов и даёт ряд точных ценнейших сведений о географии и этнографии Алеутских островов.

В монографии «Очерки по этнографии алеутов» и «Алеуты. Очерки этнической истории» крупнейшего специалиста по традиционной культуре алеутов Р.Г. Ляпуновой широко использованы как русские так и зарубежные источники. В «Очерках» опубликованы тщательные исследования хозяйства алеутов, в том числе изображения конструкции традиционной байдарки - приведены в работе.

По истории Русской Америки основная современная работа заключена в фундаментальном 3-х томном коллективном труде «История Русской Америки» под ответственной редакцией Н.Н. Болховитинова основательно изучены проблемы открытия и освоения этого региона русскими, социально-экономические и внешнеполитические условия этого процесса, а также отношения колонистов с туземным населением Русской Америки в 18-19вв.

В изучении традиционной материальной культуры алеутов курсовая работа обращается также к 3-й главе первого тома этнографических очерков «Народы Америки».

Интересные данные по географическому описанию места обитания алеутов взяты в работу из статьи периодического издания World Archaeology «Aleutian Island Prehistory: Living in Insular Extremes» в соавторстве Allen P. McCartney и Douglas W. Veltre.

В работе использованы демографические данные выдающегося исследователя туземного населения Русской Америки и их отношений с русскими А.В.Гринёва из его опубликованной в журнале «Вопросы истории» статьи «Характер взаимоотношений русских колонизаторов и аборигенов Аляски», а также сведения работ других авторов.

Курсовая работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка используемых источников и рисунков.

В первой главе происходит краткий обзор изменяющихся в 18 и 19-ом столетиях традиционных хозяйственных средств и приёмов алеутов, активно использованных в экономической деятельности промысловых компаний и РАК, важнейшими из которых являлись транспортные средства алеутов.

Вторая глава рассматривает данные российских источников о частях каркаса традиционных и модифицированных байдарок алеутов, стоимости материалов в Русской Америке 19 в. и рассчитывает неизвестные параметры и стоимость ряда деталей судов.

Третья глава рассчитывает экономическую эффективность удешевления модифицированной байдарки по сравнению со стоимостью традиционной алеутов в ценах 1826 г., находит и рассматривает оценку труда алеутов, способ и размер неэквивалентной оплаты их труда.

Заключение содержит вывод исследования о значении изменений традиционной хозяйственной деятельности алеутов, судьбы традиционного алеутского хозяйства в начале 20 в. как одного из типичных вариантов адаптации традиционного присваивающего хозяйства к современным экономическим условиям.


Глава 1. Изменения традиционных хозяйственных средств алеутов, используемые Российско-американской компанией в 19 в


.1 Применение изменяющихся традиционных охотничьих средств и умений алеутов


Хозяйственная сфера алеутов 19 в., в которой мы будем искать экономическую выгоду в деятельности Российско-американской компании из-за изменения традиционных приёмов и средств ? это промысел морского пушного зверя, в котором традиционный транспорт алеутов - это их основное традиционное орудие труда так же как и в аполитейных условиях изолированной островной жизни. см. рис. 1: алеуты на байдарках во время тюленьего промысла.

Как зародилась система эксплуатации традиционных хозяйственных приёмов и оплата промыслового труда алеутов - экономической основы деятельности промысловых компаний и РАК? Ляпунова Р.Г. сообщает, что сначала в 60-х гг. 18 в. на Командорских о-вах русские заготавливали (зимуя) для обмена с алеутами на мех сивучьи шкуры (лафтаки) для обтяжки байдар и байдарок, изготовления подошв торбасов (кожа сивучьих горл шли на камлейки и голенища торбасов), а также шкурами котиков для шитья одеял и парок (из журнала Левашова М.Д.). Также в оплату труда алеутов шли бисер и корольки, козлиную шерсть и небольшие медные котлы. Этим товаром задалживали алеутов, присваивая результат их труда. Применяли внеэкономическое принуждение - насилием, а чаще страхом перед насилием ИРА1.

Система сочетания экономической и внеэкономической эксплуатации населения (с преобладанием капиталистического найма и неэквивалентного торгового обмена) сложилась окончательно в середине 1790-х гг. и была фундаментом существования российских колоний в Америке.

Соотношение подвластного населения (алеуты, кадьякцы, аляскинцы, чугачи, танаина) к числу русских составляло 25 к 1.

Основные средства и приёмы, заслуживающие нашего внимания ? транспортные приспособления алеутов для охоты и транспортировки грузов, прежде всего модифицированные двухлючные байдарки и «трёхлючныя байдарки начали делаться только с прибытия Русских» для транспортировки мелкого груза и пассажира. На первых мы подробнее остановимся в следующих главах.

Важное значение в островной традиции алеутов имели транспортные байдары алеутов. Но с прибытием русских и их интенсивным использованием алеутского традиционного хозяйства в интересах промысла ценных шкур эти суда стали терпеть кардинальные изменения и в середине 19 в. исчезли с появлением модернизированного в условиях дефицита дерева байдары алеуто-корякско-русского образца. Новый тип транспортных судов обладал беседками (лавками для гребцов), уключины для вёсел, парусом и даже палубой см. изображённые на рис. 2. байдары из монографии Ляпуновой Р.Г. «Очерки по этнографии алеутов», С.99 (Рисунки М.Д. Левашова).

Сверху вниз: 1 - традиционная алеутская байдара, 2 - байдара русских промышленников.

Все эти изменения используемых РАК традиционных транспортных средств алеутов значительно подняли промысловые силы компании.

Итоги деятельности колоний в лучшие годы промысла 1797-1821 гг. по данным Тихменева П.А.: «из колоний было вывезено 72 804 морских бобра, 1 232 374 морских котиков, 59 530 хвостов бобровых, 14 969 выдр, 34 546 речных бобров, а другой пушнины на сумму 16 370 695 руб. 95 коп.».

И «За 1841 по 1862 гг. было вывезено морских бобров - 25 899, морских котиков - 372 894, хвостов бобровых - 25 797, выдр 70 473, речных бобров - 157 484 и т.д.».

Когда на промысел калана стали выводить только двухлючные байдарки в источниках найти не удалось. И если принцип организации и способ промысла, сохраняющиеся с 90-х гг. 18 в., остаются неизменными, конструкция и материал каркасов двухлючных байдарок, участвующих в промысле, терпят изменения, экономический эффект от которых мы рассмотрим в главе 3.

Снаряжение байдарки в 19 в. почти не изменилось, поскольку передвижение и промысел выполнялся традиционным способом. В комплект байдарки входили: настил на дно судна из старой кожи, пузырь из нерпичьего или сивучьего желудка, обтяжка люка и гребца - цуки, изготавливающаяся из сивучьих кишок высотой ½ - ¾ аршина (до 0,533 м.), весло длиною до 3 аршин (2,134 м.), запасные гарпуны и др. средства охоты. Расходы на создание этого комплекта, в котором самым ценным атрибутом была обтяжка, герметично соединяющая люк и гребца, тоже полностью ложились на алеутов. Указанная Хлебниковым выдаваемая РАК на двухлючную байдарку камлея из кишок (водонепроницаемая алеутская накидка во весь рост с капюшоном), которая высчитывалась из сдельной зарплаты алеутов, стоила 10 р.


ГодыКоличество байдарок (общее)Общее количество добытого бобра РАК в Частых островках, Проливах, зал. Якутат, Льтуа и др. местах NW-побережья Америки. 1818 - 18267292672Таблица 1. Самые подробные данные К. Хлебникова о промысловой деятельности РАК за 20-е гг. 19 в.

.2 Использование традиционного жилища, селения и социальной организации алеутов


Жилище алеутов под русским хозяйственным влиянием несколько «выросла» из земли и стало значительно функциональней.

Например, на о-ве Атту (Ближних оАлеутских островов) казарма для промышленников, алеутские юрты и часовня сооружались традиционным алеутским способом, но с печами, окнами и дверью в стене. На о-ве Беринга они были углублёнными в землю, из досок, сверху обложены дёрном, с печами, с окнами в стене или люльками вверху для света, с входом сбоку.

Насколько значителен мог быть эффект от усовершенствования алеутского селения и жилища можно увидеть по сообщению Хлебникова К.Т., в котором указано, что до 1827г. на небольшом о-ве Атха (Андреяновские о-ва) в селении Гавань жили только служащие компании. Ещё в 1826г. селение РАК было перенесено от подножия горы на мыс у моря и в связи с его благоустройством и снабжением всем необходимым алеуты и креолы соседних о-вов Амля и Адах стали добровольно переезжать туда и служить компании за жалование.

В итоге через 2 года, по сведениям Нецветова Я., уже в 1829г. о-ва Адах и Чугул перестали быть обитаемы. Алеуты селились на мысе у входа в гавань, когда до утверждения русских в регионе во второй половине 18в. это было немыслимо из-за угрозы частого нападения с моря более сильных алеут Лисьих островов.

При этом на о-ве Атха тогда сосредотачивалась почти вся численность Атхинского отдела с русскими, креолами и алеутами, достигающая 800 человек. Остальные алеуты Атхинского отдела, количество которого не указано, от компании не зависели и в большинстве своём жили на о-ве Амля под управлением главного тоена Андреяновских островов.

А спустя ещё 4 года, в 1833г., всех атхинских алеутов уже переселяют на Амлю из-за богатства его рыбой и другой пищей для снабжения служащих РАК. К тому же жители острова развели домашнюю птицу и скот, занялись огородничеством.

Ряд исследователей отмечают значительный социально-экономический эффект от прекращения жестоких междоусобиц алеутов под влиянием русских. Выгоды от этого проявлялись во всех сферах жизнедеятельности колоний и, как указано уже, прежде всего в возможности поселяться в незащищённых природным рельефом местностях побережья, богатых рыбой.

Применение промышленниками традиционной алеутской социально-экономической организации ведения хозяйства выросло в стройную систему косвенного управления алеутами через институт тоенов, которые состояли в штате РАК как нарядчики, но находились под присмотром управляющих и байдарщиков компании. О том же сообщает и Хлебников. В январе эти тоены съезжались к правителю отделов РАК с целью организации её промысла.


Глава 2. Поиск и расчёт количества, параметров и стоимости частей традиционной байдарки алеутов 18 в


.1 Известные данные о параметрах байдарок алеутов


От И. Вениаминова нам известно об изменении традиционной конструкции байдарки, заключающейся в отсутствии в конструкции костяных деталей, числом до 60: втулочек, вехлюгов, замочков, пластинок и пр. «во всех составах ея вставлялось» для того, чтобы «такой байдарки во время хода всякой почти член имел движение». Ходовые качества байдарки после этого снизились, прежде всего из-за снижении гибкости на волне и увеличении её размеров и веса. Высокие индивидуальные качества охотника на модифицированной в 19 в. байдарке тем самым снизились, но они мало проявлялись и были нужны в больших партиях промышляющих для РАК алеутов.

Для грубого расчёта эффекта изменений судна с помощью довольно подробных, но недостаточных данных о конструкции байдарок И.Вениаминова и исследования Р.Г.Ляпуновой найдём общее количество деталей традиционной однолючной байдарки. Если известно её максимальное количество отсутствующих костяных деталей - до 60, которыми мы воспользуемся, тогда для расчётов берём и максимальные размеры одно- и двухлючных байдарок. Данные их размеров, известные от Вениаминова, внесём в таблицу 1 с переводом в метрическую систему. Меры длины принятые в соответствии с указом соотношения русских и английских мер в 1835г.: 1 аршин = 4 четверти = 28 дюймов = 16 вершков. В метрической системе: 1 аршин = 711,2 мм., 1 четверть = 177,8 мм.


Род байдаркиДлинаШиринаВысотаОднолючная6-7 арш.= до 5 м2,5-3 четв.=0,533 м.2-2,25 четв.= 0,4 м.Двухлючная8-8,5 арш.=6,05 м.3,5-4,5 четв.= 0,8 м.2,4-3 четв.=0,533 м.Таблица 2. Данные размеров байдарок, предоставленные И. Вениаминовым в русской системе в 1840 г. и переведённые в метрическую.


Определяем из этого, что затраты труда и материалов на изготовление этих байдарок разнятся в среднем на 25,33% - насколько размеры двухлючной байдарки, применявшейся на промысле РАК в 19 в., крупнее однолючной, приближенной к традиционной байдарки середины 18 в.

В составе деревянного каркаса или «решётки» алеутской байдарки во второй четверти 19 в. по сведениям И. Вениаминова находились 5 сведённых вместе на концах шестов верхней рамы (из них два коротких, расположенных сверху впереди и сзади люка), несколько бимсов - поперечных распорок, 3 части подвижного киля (снизу рамы), несколько «лучек» или рёбер (шпангоутов), несколько тонких продольных шестов, круглая рейка люка. Для оценки изменений каркаса традиционной байдарки определим количество и размер указанных деревянных частей каркаса однолючной байдарки.


.2 Поиск данных, расчёт неизвестных параметров и стоимости деталей каркаса однолючной байдарки и судна целиком


Мы не можем найти или точно определить размеры и ценность деревянных деталей каркаса в традиции алеутов до появления русских в середине 18 в., когда применялось только дефицитное плавниковое дерево, и сопоставить её с ценой дерева в Русской Америке, чтобы определить величину его удешевления при интенсивной промысловой и заготовительной деятельности РАК в 19 в., которая добывала дерево в огромных количествах в районе о.Ситха, в том числе и для судостроения алеутов.

Стоимость дерева и приблизительную стоимость деревянных деталей байдарки в Русской Америке можно определить обратившись к таблице платежей международной расторжки за 1829г. в Новоархангельске, предоставленной Хлебниковым. В ней указано, что с капитаном корабля «Волонтир» г.Тейлором за 18 200фунтов соли, часть припасов и разных товаров на 7 328 пиастра и 10 сенсов расплатились 410-ю еловыми лесинами. От него же нам известен курс пиастра, который в 1820г. равнялся 5-ти рублям. Расчёт нам показал, что 1 еловая лесина оценивалась в 17 пиастров и 87 сенсов, равных по курсу 89 рублям 35 копейкам. Из-за отсутствия подробных данных о стоимости дерева в Русской Америке условно приравняем ценность елового дерева с ценностью калифорнийской чаги, чаще всего применявшейся в качестве материала деревянных деталей байдарки.

Заготовленная под Ситхой 1 еловая лесина (бревно) была от 6 до 12 саженей длины и в отрубе (вероятно - диаметре), от 6 до 10 вершков. Средние её размеры: 9 саженей в длину, соответствующих 19,20 м. (возьмём длину 1 сажени, которую потом стандартизируют указом в 1835г., равной 2,1136 м.), и 8 вершков в диаметре (1 вершок = 0,0445 м.), соответствующих 0,36 м.

Объём древесины V в таком бревне (цилиндре) будет составлять произведению площади окружности Sо, равной умножению Пи на радиус R в квадрате, на длину Lц, т.е.: Vц = Пи x R х R x Lц. Тогда:

Vц = 0,36 x 0.36 х 3,14 х 19,2 = 7,81 метров в кубе.


Определить неизвестные нам параметры частей каркаса байдарки можно практическим путём измерения их в Музее антропологии и этнографии РАН или используя уже указанные сведения И.Вениаминова и исследование Ляпуновой Р.Г., предоставившей схематические изображения однолючной байдарки, приведённые на рис. 3:

. Один верхний продольный шест байдарки (из 3-х длинных) имеет длину байдарки - это 5 м., а два коротких верхних шеста впереди и сзади люка в сумме будут короче его на диаметр люка, который соответствует ширине байдарки и приблизительно равен 0,5 м. Тогда два коротких верхних шеста будут иметь общую длину около 4,5 м. и вместе с 3-мя длинными 19,5 м. Их сечение условно примем квадратным со стороной 40 мм. или 0,04 м.

Общий объём дерева содержащийся в этом комплекте каркаса однолючной байдарки из 5 верхних шестов (призме) Vп исчисляется произведением площади их сечения Sп - квадрата сторон - на длину Lп. Vп = 0,04 х 0,04 х 19,5 = 0,031 кубических м.

Разделив объём бревна Vц на объём дерева в шестах Vп получим идеальное количество комплектов шестов, помещающееся в объём бревна с указанными параметрами: 7,81 / 0,031 (кубич. метров) = 251,9 шт.

Учтём необходимые отходы при деревообработке и рассчитаем число комплектов верхних шестов байдарки, входящий в чистый (полезный) объём древесины бревна.

На современных передовых деревообрабатывающих предприятиях коэффициент использования древесного сырья достигает 98 % - это отношение чистого (полезного) расхода к фактическому. Межгосударственный ГОСТ 14.322-83 «Нормирование расхода материала», утверждённый постановлением Госстандарта СССР 9 февраля 1983г. указывает на ориентировочный % технологических отходов больше 10. Каков он был при ручной деревообработке в Русской Америке в 20-е годы 19 в., когда промышленный переворот в России только начался, не известно и вычислить его не представляется возможным. Примем его приблизительно равным 30 %, т.е. 75,57 комплектов шестов каркаса «ушли в отходы». Тогда фактическое количество комплектов верхних шестов каркаса байдарки будет: 251,9 - 75,57 = 176,33.

Стоимость древесины одного комплекта верхних шестов каркаса однолючной байдарки: 89,35 р. / 176,33 = 0,51 р.

Подобным путём можем приблизительно определить параметры остальных деталей каркаса и внести их в таблицу 2., но для облегчения расчёта количества деталей, получающихся из бревна, извлечём из 7,81 куб. м. древесины бревна 30% отходов при обработке, равных 2,343 куб. м., и находим в нём 5,467 куб. м. полезного расхода.

. Комплект из трёх килевых частей каркаса байдарки имеют разные сложные профили, максимальные размеры которых соответствуют длине 5 м., ширине 0,533 и высоте байдарки 0,4 м. Примем приблизительную общую длину трёх деталей комплекта 15 м., ширину струганой доски 0,03 м., среднюю высоту 0,3 м., тогда общий объём комплекта будет около 1,35 кубич. м. Из указанного полезного объёма древесины бревна выходит: 5,467 / 1,35 куб. м. = 4,05 комплектов со стоимостью древесины: 89,35 / 4,05 = 22,06 р.

. Один бимс или поперечная распорка (из нескольких) между верхними шестами однолючной байдарки по Вениаминову, описавшему размеры байдарки, имел максимальную длину примерно до 0,533 м., ограниченной максимальной шириной байдарки (ближе к носу), и «минимальную длину» 0 при изогнутом сведении шестов. Среднюю длину бимса тогда можем принять 0,35 м. Если расстояние (шаг) между распорками примем равным ширине байдарки (бимса), то примерное количество (комплект) распорок однолючной байдарки длиной 5 м. с учётом того, что в середине судна (ближе к носу) между ними наибольшее расстояние, а у концов (в носе и корме) они отсутствуют, будет примерно равняться 10 штукам. Их общая длина будет около 3,5 м. и, приняв за толщину квадратной распорки 0,03 м., получаем в результате расчёта, аналогичному расчёту количества комплектов верхних шестов байдарки в бревне в п. 1:

,467 / 0,00315 куб. м. = 1 735,6 комплектов бимсов однолючной байдарки.

Стоимость древесины одного комплекта бимсов: 89,35 / 1 735,6 = 0,05 р.

. Длину одного ребра (лучки) однолючной байдарки в самом широком месте рассчитаем из половины произведения средней величины её ширины 0,533 м. и высоты 0.4 м., составляющей 0,467 м. и представляющей собой диаметр (сечение байдарки представляет собой грубую полуокружность) на число Пи (3,14). Длина ребра: 1,47 / 2 = 0,73 м. Число рёбер находим делением длины байдарки 5 м. на расстояние между ними, размером до 7 дюймов (один дюйм соответствует 0,0254 м.) или 0,1778 м. Считая по аналогии с расчётами п. 3 и п. 1 в итоге примерно получаем: 26 рёбер в комплекте однолючной байдарки, средняя длина ребра принята 0,365 м., общая длина рёбер 9,49 м., сторона квадратного ребра принята 0, 025 м., число комплектов рёбер в однолючной байдарке равно 5,467 / 0,006 куб. м. = 911,17 комплектов. Стоимость древесины в комплекте рёбер каркаса однолючной байдарки: 89,35 / 911,17 = 0,10 р.

. Один продольный тонкий шест или шестик (из нескольких) по длине однолючной байдарки, расположенный на рёбрах, равен 5 м. Если сечение байдарки представляет собой грубую полуокружность, ограниченную 3-мя большими верхними продольными шестами, которые разделяют полуокружность на 2 четверти, в пределах которых расположены тонкие шесты. Максимальная длина полуокружности рассчитана в п. 4 как длина максимального бимса, тогда четверть максимальной полуокружности судна, по которой следует высчитывать количество шестиков = 0,73 /2 = 0,365 м. Если между рёбер байдарки было расстояние 0,1778 м., то между тонкими шестами расстояние принимаем значительно меньше - 0,091 м. и количество шестов 4, что соответствует их количеству на рис 1. Тогда общее количество шестиков (комплект) в однолючной байдарке 8, общая длина 40 м., сторона квадратного сечения принята 0,02 м., количество комплектов в указанном бревне: 5,467 / 0,016 куб. м. = 341,69 комплектов тонких шестов в каркасе однолючной байдарке. Стоимость древесины в комплекте тонких шестов каркаса однолючной байдарки алеутов: 89,35 / 341,69 = 0,26 р.

. Диаметр единственной круглой рейки для люка однолючной байдарки соответствует ширине байдарки 0,533 м., а длина рейки (окружности): 0,533 х 3,14 (Пи) = 1,67 м. Примем оптимальные размеры сторон её прямоугольного сечения 0,02 и 0,04 м., поскольку её следовало сгибать в круг, форма которого придавала рейке дополнительную прочность. Объём рейки 0,001 куб. м. Количество реек, которых можно было изготовить из указанного бревна с известным полезным объёмом древесины: 5,467 / 0,001 куб. м. = 5 467 реек однолючной байдарки. Стоимость древесины в рейке люка однолючной байдарки: 89,35 / 5 467 = 0,02 р.


Каркас однолючн. байдарки Шест верхнийКилевая частьБимс (распорка)Ребро (шпангоут)Тонкий шестРея люкаСуммаКомплект каркаса5 шт.3 шт.10 шт.26 шт.8 шт.1 шт.53 шт.Объём древесины комплекта0,031 куб.м.1,35 куб. м.0,003 куб.м.0,006 куб.м.0,016 куб.м.0,001 куб. м.1,41 куб. м.Приблизит.стоимость древесины комплекта 1829 г.0,51 р.22,06 р.0,05 р.0,1 р.0,26 р.0,02 р.23,84р.Стоимость работыТаблица 3. Рассчитанные данные о частях деревянного каркаса однолючной байдарки алеутов во второй четверти 19 века.


Из объёма древесины указанного бревна выходит 3,87 деревянных деталей каркаса байдарки алеутов. Найдём приблизительную стоимость деревянных деталей каркаса однолючной байдарки, приближенной к традиционной.

Теперь можем узнать соотношение общего количества костяных деталей каркаса традиционной однолючной байдарки середины 18 века, числом 60 по Вениаминову, и деревянных деталей каркаса байдарки второй четверти 19 века, приближенной к традиционной, числом 53. Когда общее количество дерево-костяных деталей каркаса равняется 113, деревянные составляют 46,9 %, а костяные 53,1%, когда количество деревянных составляло 88,33% от костяных деталей.

Из-за отсутствия данных, зная только, что кость в обработке значительно труднее дерева, особенно лёгкой калифорнийской чаги, из которой по сведениям Ляпуновой изготавливались байдарки , мы приравняли трудоёмкость изготовления указанных небольших костяных деталей для соединений каркаса байдарки и значительно более крупных деревянных деталей, что является очень приблизительной оценкой.

Итак, можно утверждать, что с исчезновением костяных деталей каркаса традиционной байдарки сложность его конструкции упростилась более чем на половину - 53,1%, и примерно на столько же уменьшились затраты на его изготовление.

Кили и набор для байдар для Уналашки, Адреяновских и Прибылова островов почти ежегодно заготавливали в Новоархангельской крепости (о. Ситха) .

Если конструкция и материал байдарки почти не изменились, то источник материалов для её строительства стал иным. Алеут в традициональном хозяйстве сам добывал или выменивал для своей байдарки: кость, тюленьи кожи, дерево, а в 19 веке хозяйственная организация компании взяла на себя заботу о снабжении работающих на неё алеутов.

Нормы выдачи алеутам на 2-х лючную байдарку и плата за работу по изготовлению (ремонту) компанейской байдарки нам известны от Хлебникова.

РАК оценивала труд алеутского мастера по изготовлению трёхлючной байдарки в 15 рублей, а за ремонт от 5 до 10 рублей. Ещё с 1816 года компания выдавала на изготовление двухлючной байдарки и одежды 6 лафтаков холостячьих стоимостью 18 рублей, 2 камлеи - длинных непромокаемых одежд с капюшоном из кишок по 5 рублей и на 2 рубля 7 фунтов усов китовых для связки, жиру китового и жилы китовой для шитья - итого 30 рублей. «Лафтак» здесь - это шкура, «холостячьих» - 2-3-х летних самцов тюленя.

Чтобы определить стоимости этих материалов для однолючной байдарки (как наиболее приближенной к традиционной) из указанной суммы (30 р.) извлечём 25,33% - найденную нами разницу в размере и расходах между двухлючной и однолючной байдарок, и полученные 7 р. 59 коп. вычтем из 30 р. В итоге узнаём стоимость животного материала: шкур, камлеи, китовых уса, жира и жилы для однолючной байдарки, равную 22 руб. 41 коп.

Для определения стоимости работы по изготовлению деталей деревянного каркаса однолючной байдарки второй четверти 19 в. из-за отсутствия специальных сведений можем условно уравнять цену труда различных операций: по изготовлению и сборке деревянных деталей в каркас, а также заготовку и обработку (раскрой, шитьё и смазывание китовым жиром) покрышки байдарки из шкур.

Если от Кирилла Хлебникова нам известна стоимость всей работы по изготовлению трёхлючной байдарки, равной 15 р., то зная разницу в размерах и приблизительных расходах на изготовление двухлючной и однолючной байдарок в 25,33%, и принимая такую же разницу между трёхлючной и двухлючной байдарок (3,8р.), находим общую стоимость работы по изготовлению однолючной байдарки: 15 - 7,6 = 7,4 рубля.

Тогда, высчитав из суммы стоимости древесного и животного материала байдарки, равной 46,25 р., 48,45% - приходящихся на животную и 51,55 % - на древесную часть, находим соответственно приблизительную стоимость труда по обработки шкур 3,59 р. и дерева 3,81 р. Последняя из которых делится на изготовление и на сборку деревянных деталей каркаса однолючной байдарки.

Вероятнее всего операции по изготовлению деревянных деталей каркаса традиционной байдарки середины 18 в. значительно превосходили по трудоёмкости операции сборки (подгонки) их в «решётку» байдарки. Но как уже сказано, русские промышленные компании, а с 1799 г. и РАК, появились на северо-западном побережье Америки со своими стальными инструментами, технологией обработки дерева и организацией хозяйственной деятельности, когда до их появления единственный «традиционный» источник древесины на Алеутских островах был Тихий океан, для её обработки применялись каменные и костяные орудия, а организация этого не превышала границ хозяйственных потребностей домохозяйства алеутов. Предположим, что производительные силы компании выровняли стоимость изготовления деревянных деталей и стоимость сборки каркаса алеутского маломерного судна. Тогда стоимость труда по изготовлению деревянных деталей однолючной байдарки составляет 1,91 р.

Приблизительная стоимость материала однолючной алеутской байдарки второй четверти 19 в. (1829 г.) и работы по её изготовлению:

,41 руб. (стоимость животн. материала) + 23,84 р. (ст/древесины каркаса) + 3,59 (ст/работы со шкурами) + 3,81 р. (ст/работы по изготовлению д/деталей и ст/работы по сборке каркаса) = 53,66 р.

Очевидно, что в составе традиционной байдарки 18 в. доля животной части материала была больше (на 60 костяных деталей каркаса), но ценность материала животного происхождения по сравнению с ценностью дефицитного дерева была ниже чем в 19 в.

Мы можем приблизительно оценить только количественные изменения в конструкции традиционной байдарки.

Приблизительную стоимость материала дерево-костяного каркаса традиционной байдарки в рублях высчитаем из стоимости деревянной - из 23,84 р., которая составляла 88,33% от костяной. 23,84 р. / 88,33% х 100% = 0,27 р./% х 100 % = 27 р.

Также рассчитаем приблизительную стоимость работы по изготовлению деревянных и костяных деталей, а также сборки их в каркас традиционной байдарки, если стоимость работ по изготовлению деревянных деталей и сборки их в каркас в 1829г. приблизительно оценивалась в 3,82 р. Тогда приблизительная стоимость работы алеута по изготовлению деревянных и костяных деталей каркаса и сборки их в каркас традиционной однолючной байдарки середины 18 в. составляет 4,33 р.

Приблизительная стоимость материала традиционной однолючной алеутской байдарки середины 18 в. с учётом присутствия в каркасе 60 костяных деталей и стоимости труда на их обработку в ценах 1829 г.:

,41 руб. (ст/животн. материала без кости) + 27 р. (ст/древесины и кости каркаса) + 3,59 (ст/работы со шкурами) + 4,33 р. (ст/работы по изготовлению дерев. и кост. деталей и сборки каркаса) = 57,33 р.

Приблизительная разница в стоимости между традиционной и модифицированной однолючной байдарками, заключающаяся в использовании костяных деталей в каркасе, составляла в 1829 г.: 57,33 - 53,66 = 3,67 р.

Глава 3. Экономический эффект от изменения каркаса традиционной двухлючной байдарки алеутов второй четверти 19 в.


.1 Расчёт параметров применения в РАК двухлючной байдарки алеутов


Но в промысле РАК использовались двухлючные байдарки без костяных деталей каркаса, которые на 25,33% крупнее и примерно на столько же дороже однолючных со стоимостью последних 53,66 р., т.е. на 13,59 р.

Тогда приблизительная стоимость двухлючного алеутского судна 19 в. без костяных деталей каркаса равна 67,25 р.

В традиционном хозяйстве алеутов до появления русских в середине 18 в. двухлючные байдарки существовали только для обучения охотников и транспортировки небольших грузов. Количество её костяных деталей в каркасе, которые в ней присутствовали, можно приблизительно определить прибавив к указанным Вениаминовым 60 костяным деталям каркаса традиционной однолючной байдарки 25,33% деталей (разницу между размерами двухлючной и однолючной байдарок) - это около 15 штук: 60 + 15 = 75.

Приблизительную стоимость использования костяных деталей каркаса традиционной двухлючной байдарки определим увеличив на 25,33% стоимость использования костяных деталей каркаса однолючной традиционной байдарки, примерно составляющей 3,67 р. Т.е.: 3,67 + 0,93 = 4,6р.

Изменение традиционной байдарки, произошедшее из-за продолжительного и интенсивного промысла морской выдры промысловыми компаниями с середины 18 в. по вторую четверть 19 в. закономерно повлекло удешевление традиционной двухлючной байдарки за счёт отказа от использования костяных деталей в каркасе в размере приблизительно 4,6 р.

По указанным в главе 1 сведениям Хлебникова за 1818-1826 гг. добыто 2672 шкур промыслом 729-и байдарками, т.е.:


2672 / 729 = 3,665 шкуры на двухлючную байдарку.


.2 Экономический эффект в промысловой деятельности РАК от изменения конструкции двухлючной байдарки в ценах 1829 г.


Цены на шкуры морских выдр были разными и зависели прежде всего от их размеров (добытых животных). Там же Кирилл Хлебников предоставил статистику добычи по размерам шкур только за 1818г.: 416 больших и 30 малых шкур детёнышей (медведков) и за 1819 г.: 296 больших и 18 малых. Количественный анализ этих данных даёт общий процент малых из больших (712 шт.) шкур за 2 года, составляющий 6,74%, которые можем принять для поиска количества добытых больших и малых шкур за остальные годы. Из 2672 всех добытых шкур 180,1 - малые и 2491,9 - большие.

Как складывалось ценообразование добытого меха источники прямо не указывают, но очевидно, что оплата труда алеутов была сдельная, а стоимость транспортных функций судов и др. издержек по организации промысла входит в установленную Главным правителем колоний цену меха.

Оплату труда и снабжение служащих алеутов до 1818г. так описал Хлебников: «Алеуты получали за промысел бобров плату по назначению Главного правителя около 10-й части против таксы, а иногда более; лафтаки для байдарок и камлеи выдавались в счёт промысла». Плата алеутам с февраля 1818г. выросла с 10-й до 5-й части от таксы за добытую шкуру, «т. е. за бобра и матку 10, за кошлока 4 руб. и медведка 80 коп.», притом, что также были значительно подняты цены на товары. Т.е. цена бобровых шкур в Русской Америке после 1818 г. составляла: за шкуру взрослого животного 50 р., детёныша 4 р., из которых РАК оставляла за собой соответственно 40 р. за большую и 3,2 р. за малую шкуру.

За вычетом зарплаты алеутам, куда входила и стоимость байдарки со снаряжением (высчитанная из сдельной зарплаты алеутов), добытые 2491,9 больших шкуры РАК стоили 99 676 р., 180,1 малых - 576,32 р.

Итого 4/5 добытого составляю сумму 100 252,32 р. (из 2672 шкур).

Алеуты добыли их промыслом с 729 двухлючных байдарок, общей стоимостью 49 025,25 р., когда стоимость байдарки равнялась 67,25 р.

Общая стоимость сэкономленных денежных средств при изменении каркасов 729 традиционных двухлючных байдарок с 1818 по 1826 гг. составляют 3353,3 р.

Может ли общая сумма стоимости 729-ти байдарок алеутов в размере 49 025,25 р. быть компенсирована их общим сдельным заработком на промысле калана в размере 5-й части от добытого?

Четверть от известной нам суммы в размере 100 252,32 р. (стоимость 4/5 части добытых шкур, остающейся в РАК) будет составлять сдельный заработок алеутов за указанный промысел калана (1/5 часть добытого), равняющийся 25063,08 р.

Как видим в результате занижения расценок на принимаемые шкуры, основная экономическая деятельность Русской Америки - добыча калана алеутами - не позволяла им окупить даже стоимость байдарок. Дефицит денежных средств алеутов при этом составляет на 729 байдарок 23962,17 р. за 1818-1826 гг. При этом туземец, с 1821 г. официально являющийся подданным русского царя-батюшки и закреплённый за РАК , не мог не отовариваться в компанейских магазинах, разумеется, в долг.

Один рубль стоимости байдарки алеута «принёс» компании стоимость 2,05 р. добытыми шкурами. Если отношение стоимости двухлючной байдарки алеута (67,25 р.) к стоимости условного использования костяных деталей каркаса (4,6 р.) равняется 14,62 р., то (из указанных 2,05 р. дохода РАК) от рубля стоимости байдарки размер дохода от удешевления каркаса байдарки составляет 0,14 р.

В результате полностью лишённый личной и экономической самостоятельности, но искусный алеут для вынужденной экономии своих ресурсов должен был «изобрести» упрощение своей лодки, придав ей более низкие ходовые качества, что являлось регрессом его высокого инженерного гения.

Не похож ли чем-то этот абориген на человека постсоветского периода в современной России?


Заключение


Итак, можно утверждать, что с исчезновением костяных деталей каркаса традиционной байдарки сложность его конструкции упростилась более чем на половину - 53,1%, и примерно на столько же уменьшились затраты на его изготовление.

Модификация и удешевление алеутской байдарки второй четверти 19 в. - одно из необходимых мероприятий адаптации традиционного алеутского хозяйственного средства к складывающимся рыночным отношениям на NW-побережье Америки.

Полугосударственная Российско-американская компания обладала монопольными санкциями в регионе, что позволяла ей присваивать все результаты труда зависимого туземного населения. Экономический эффект от изменения материала в конструкции двухлючной байдарки, достигнутый алеутами фактически принадлежал ей также как и полученная сверхприбыль от занижения расценок сдаваемых аборигенами шкур.

Важно отметить, что, сохраняя с одной стороны ХКТ алеутов для промысла пушнины, Российская власть (РАК) с другой препятствовала адаптации алеутов (закрепощением, запретами торговли с иностранцами, занижением расценок) к капиталистическим отношениям, а также сложению административной самостоятельности алеутов. И когда с 1867 г. в регионе утвердились промысловые компании США, не применяющие традиционные навыки и умения местных жителей, социальное положение последних катастрофически ухудшилось.

Основной причиной этого было сохранение в экономике Русской Америки присваивающего характера главной хозяйственной деятельности, которому была подчинена производящая. В этих условиях традицию можно было сохранить лишь путём её финансового датирования, на что соответствующего социально-экономического развития отделов РАК ( и США) не было, как и такой задачи вообще. В итоге «отставки» традиционных хозяйственных средств и навыков алеутов уже в 1912г. профессиональная оценка алеутов оказывается нелицеприятной:

«Вопреки установившемуся мнению, алеуты - это антиподы охотников, если под последними разуметь людей, вносящих в преследование зверя страсть, а в приёме и способы добычи - старательное изучение привычек зверя и уважение к его бдительности. Поразительно слабы попытки алеутов использовать предоставленное им право добычи 200 бобров.» При этом автор (полевого) исследования промысла морского зверя С.А. Тихенко отмечает их «полуобнищалость», и в охотничьем равнодушии обвиняя их самих.

Оказывается по сведениям исследователя Д.П. Филатова из того же издания алеуты Командорских островов губительно злоупотребляли алкоголем и были широко вовлечены в незаконную добычу и торговлю мехом (в том числе, вероятно, в обмен на спиртное). И указывает, например, о вывезенных 70 шкурок котиков только на одном пароходе Добровольного Флота .

Каким образом алеутам удавалось заниматься непосильным убыточным промыслом калана для РАК и даже сохранить свою низкую численность? Товарность алеутского хозяйства, вероятно, значительно превышающая среднюю товарность крестьянского в России в 19 в. даже после эмансипации 1861 г. , была очень далека от того, чтобы удовлетворять потребности алеутов через «рынок» колоний. Т.о. если основным источником средств к жизни аборигенов Русской Америки их недооценённый заработок быть не мог, то оставался традиционным - натуральным. Какова доля оплаченного труда на Русско-американскую компанию в деятельности алеутов 19 века, какие можно решить проблемы интеграции присваивающего хозяйства в современную экономику на примере Русской Америки и др. - темы предстоящих работ.


Список использованной литературы


Статья из журнала: А.В. Гринёв. Характер взаимоотношений русских колонизаторов и аборигенов Аляски/

Департамент земледелия. Материалы к познанию. //Русское рыболовство. - III т., вып. 5 - Петроград, 1914. - … с.

Инокентий Вениаминов. Записки об островах Уналашкинского отдела: В 3 ч. - Спб.: типография Императорско Российской Академии, 1840. - 2 ч.- С. 224.

Монография : Б.Н. Миронов. Внутренний рынок России 18-19 вв. БОН, Шифр: Д21433.

Монография: Р.Г. Ляпунова. Алеуты. Очерки этнической истории. - Л.: Наука, 1987. - 230 с.

Монография: Р. Г. Ляпунова. Очерки по этнографии Алеутов (конец 18 - первая половина 19 в.).

Монография: Б. Окунь. Российско - Американская компания. - М. - Л.: Государственное Социально-экономическое издательство, 1939. - 260 с.

1.


Теги: Экономический эффект в деятельности российско-американской компании от изменения традиционных хозяйственных средств алеутов с 1799 по 1867 гг.  Курсовая работа (теория)  История
Просмотров: 38613
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономический эффект в деятельности российско-американской компании от изменения традиционных хозяйственных средств алеутов с 1799 по 1867 гг.
Назад