НЭП: сущность и причины кризиса


КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «НЭП: сущность и причины кризиса»


Введение


Россия крупнейшая страна мира с огромным количеством ресурсов (с большим запасом капитала, как человеческого, так и физического), расположенная в нескольких климатических и часовых поясах. Наше государство пережило немало разных событий. История нашей Родины противоречива и сложна.

Я рассмотрела отрезок времени после Гражданской войны, переходный период от капитализма к социализму, выражающийся в переходе от военного коммунизма к новой экономической политике. Тенденции развития, заложенные в этот период, в дальнейшем повлияли на развитие страны.

Политика «военного коммунизма» 1918-21 годов, включавшая в себя национализацию всех средств производства, централизацию управления, политическую диктатуру большевиков, продразверстку, всеобщую трудовую повинность, хотя и позволила советской России выстоять в чрезвычайной ситуации, гражданской войне, тем не менее привела к тяжелому экономическому кризису. «…Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в городе, мешал подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года».

«С товарообменом ничего не вышло, частный рынок оказался сильнее нас». Писал Ленин в докладе на II Всероссийском съезде политпросветов 17 октября 1921 г.

И в целях оживления экономики, восстановления промышленности и сельского хозяйства и снятия социальной напряженности административно-командная система, с ее внеэкономическими, военными мерами и тотальным директивным планированием уступила место варианту смешанной экономики - новой экономической политике (НЭПу).

Цель данной работы - рассмотреть общие характеристики и причины введения новой экономической политики, выявить ее результаты в мгновенном периоде и рассмотреть последствия для России.

Поставленную цель можно достигнуть через решение следующих задач:

. Рассмотреть и изучить сущность и содержание НЭПа.

. Выявить как положительные, так и отрицательные последствия НЭПа.

. Определить противоречия новой экономической политики.

. Сделать выводы о влиянии НЭПа на экономику России.


1. Причины введения НЭП.


.1 Анализ соц. эк-го контекста периода введения НЭП

новый экономический хозяйствование политика

Задумки новой экономической политики уже давно тревожили сознание многих политических деятелей. В 1919 г. Меньшевики и эсеры предлагали заменить разверстку умеренным налогом. Некоторые большевики тоже высказывались в пользу продналога. Так как отмена разверстки и допущение свободной торговли могло бы улучшить продовольственное снабжение рабочих и всего городского населения.

К концу Гражданской войны и политики «военного коммунизма» ситуация в стране советов была очень напряженной. Во время военных действий пострадали богатые ресурсами районы (Донбасс, Урал, Сибирь), было разрушено много шахт и рудников. Недостаточная добыча ресурсов тормозила промышленное производство. Рабочим приходилось покидать города и уезжать в деревню. По общему уровню производства Россия вернулась к показателям десятилетней давности: добыча угля в 1920 г.составляла 807 млн.т - немного больше, чем в 1898 г.; выплавка чугуна - 116 тыс. т - в 2 раза меньше, чем в 1862 г. В 1920 г. промышленное производство уменьшилось в 7 раз по сравнению с 1913 г.В плохом состоянии находился транспорт, железные дороги и мосты.

В стране была нехватка топлива и металла, отсутствие достаточного количества продовольствия. Война, экономический развал породили «недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих».

В адрес Ленина поступали письма с критикой продразверстки, с требованием ее отмены. Например, сотрудник харьковской ЧК писал: «Более двух лет народ голодает уже при советской власти, идет к Деникину, Колчаку и будет идти, удлиняя Гражданскую войну. Чтобы с этим покончить, необходимо отменить твердую цену на хлеб, разрешить свободную торговлю хлебом - и тогда гражданская война будет сведена на нет, между властью и крестьянством наступит мир». Но Ленин не внимал призывам об изменении экономической политики.

Переход к НЭПу стал возможен только после большого давления со стороны политиков на большевистское руководство. Дан Ф.И, выступая на VIII Всероссийском съезде Советов, декларировал: «крестьянство может увидеть в пролетариате своего естественного не только друга и союзника, но и руководителя, только в том случае можно установить дружественные отношения между городом и деревней, если верховным законом Советской власти по отношению к крестьянству будет не то принуждение, о котором так усердно говорит председатель Совета Народных Комиссаров, а будет та политика, которая считается с тем, что худо ли, хорошо ли, но десятки миллионов русских крестьянских хозяйств - сейчас хозяйства мелкособственнические, хозяйства, которые по нашей марксистской терминологии называются мелкобуржуазными, и что втянуть эти хозяйства в орбиту мирового социалистического переворота, эти индивидуально-обособленные хозяйства на капиталистические рельсы можно не путем физического насилия над крестьянством, а путем целого ряда экономических, политических и культурных мер…, вытекающих из товарооборота и вообще экономического оборота.»

Этот переход был не просто вынужденным, он не имел альтернативы кроме неизбежного провала всего послереволюционного курса большевиков. Под сильным давлением Ленин решился на изменение политики военного коммунизма. На X съезде РКП(б) 15 марта 1921 года им признано, что крестьянство недовольно имеющим место отношениям с государством; «оно этого форматирования отношений не хочет и дальше так существовать не будет» Ленин считал, что сущность нэпа - это союз рабочих и крестьян. Ленинская концепция нэпа отрицала возможность развития только промышленности или только сельского хозяйства и неизбежность ущемления одного другим как единственного источника экономического роста.

Промышленность и сельское хозяйство должны были помогать друг другу и развиваться одновременно. Владимир Ильич решил построить социализм с помощью «целого ряда особых переходных мер». Он декларировал, что можно в разумных пределах обеспечить свободу торговли и капитализма для мелких землевладельцев, одновременно передавая власть в руки пролетариата.


.2 Реформы, имеющиеся на данный период


В 1917 г. советское правительство приняло два документа, определивших первый этап военно-коммунистической политики в экономике. Декрет ВЦИК и СНК от 14 (27) ноября 1917 г. о рабочем контроле, выразившемся в стихийной ликвидации частной собственности на промышленные предприятия. Через месяц 14 (27) декабря 1917 г. появился декрет ВЦИК о национализации банков, который установил государственную монополию в банковской сфере. В мае 1918 г. была провозглашена продовольственная диктатура - ставка на вооруженное насилие в отношениях с крестьянством. В стране была провозглашена хлебная монополия, практически прекратилась торговля сельскохозяйственными продуктами. 11 января 1919 г. в условиях Гражданской войны была введена система заготовок сельхозпродуктов - «продовольственная разверстка». Суть ее заключалась в том, что крестьяне обязательно должны были сдать произведенную ими сельхозпродукцию сверхустановленной нормы для их личного потребления и необходимых хозяйственных нужд. И хотя предполагалось, что продукты будут сдаваться по твердым ценам, фактически они изымались у крестьян без вознаграждения. Деньги были обесценены, а товаров в обмен на сельхозпродукцию государство предоставить не могло. Устанавливая жесткую систему в отношениях города и деревни, государство вынуждено было последовательно осуществлять централизацию всей экономической системы.

С конца 1917 г. по лето 1918 г. проводилась форсированная национализация промышленности; весной 1919 г. этот процесс был завершен на всей территории, находившейся под контролем советской власти. В ноябре 1920 г. были национализированы и мелкие предприятия. Таким образом в руках государства оказалась вся промышленность страны.

Также в январе 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатирования народа», в которой провозглашалось, что в советском обществе должны трудиться все трудоспособные граждане. В октябре 1918 г. Совнарком декретом «О трудовых книжках для нетрудящихся» постановил привлекать всех неработающих к обязательному труду.

Крайним проявлением трудовой повинности стала милитаризация труда.

В 1921 г. с завершением основных сражений на фронтах гражданской войны предпринимаются первые попытки восстановления народного хозяйства. С начала 1920 г. возникают Трудовые армии, которые становятся новой формой милитаризации труда. Перевод рабочих и служащих на положение мобилизованных, имевший место в 1918-1919 гг., дополняется использованием в экономике Красной Армии, которая участвует в восстановлении транспорта, добыче топлива, погрузочно-разгрузочных работах и других мероприятиях. Конец 1920 - начало 1921 г. становится временем, когда политика «военного коммунизма» достигла своей высшей точки. 4 декабря 1920 г. был принят декрет СНК «О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов», вступивший в силу с 1 января 1921 г. Бесплатными становятся проезд на трамвае, коммунальные услуги и т.д.

Проведение вышеуказанных мер нередко натыкалось на ожесточенное, сопротивление довольно значительной части партийного и государственного аппарата. Немало коммунистов саботировали выполнение постановлений, формирующих НЭП, так как были не согласны с новым курсом. Более 17 тысяч членов партии во время партийной чистки вышли из ее состава в основном из-за несогласия с новой экономической политикой.


2. Концепции теорий и практика НЭП


.1 Основные положения НЭП


Сущность нэпа в понимании Ленина состояла в создании союза рабочих и крестьян, а также в установлении связи между социалистической экономикой и мелкотоварным крестьянским хозяйством. В нэпе рассматривалось то, что существование мелкого товаропроизводителя невозможно без свободы оборота. Ленин допустил свободу оборота, не умоляя диктатуры пролетариата.

С 1921 г. по 1925 г. проводится ряд мер по либерализации экономической деятельности. Среди них: 1) замена продразверстки продналогом; 2) введение свободной торговли; 3) денационализация, т.е. передача в частную собственность мелкой и средней промышленности; 4) перевод государственной промышленности на рыночные основы; 5) воссоздание банковской системы; 6) проведение денежной реформы; 7) снятие запрета на аренду земли и наем рабочей силы на селе; 8) допущение в Советскую Россию иностранного капитала и создание смешанных предприятий.

Все это в сочетании с такими факторами, как твердый политический режим, который обеспечивал политическую стабильность, централизованное перераспределение прибыли из легкой и пищевой промышленности в убыточную тяжелую и транспорт, неэквивалентный обмен с деревней, отказ выплачивать дореволюционную задолженность привели к тому, что с 1921 по 1927 гг. темпы прироста промышленной продукции были довольно высокими.

Но проведение в жизнь вышеуказанных мер нередко натыкалось на ожесточенное сопротивление довольно значительной части партийного и государственного аппарата. Немало коммунистов саботировали выполнение постановлений, формирующих НЭП, так как были не согласны с новым курсом. Более 17 тысяч членов партии во время партийной чистик в 1921 г. добровольно вышли из ее рядов в основном из-за несогласия с новой экономической политикой.


2.2 Практика НЭП в сельском хозяйстве и промышленности


Переход страны к нэпу повлек за собой изменение отношений между сельским хозяйством и промышленностью, для достижения социалистического строя необходимо было объединение рабочих и крестьян, их материальной заинтересованности и использовании товарно-денежных отношений.

марта 1921 г. X съезд РКП(б) принял резолюцию «О замене разверстки натуральным налогом». 21 марта этого же года ВЦИК на основе этой резолюции утвердил декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом», а 21 апреля - «О натуральном налоге на хлеб, картофель и масленичные семена». Эти законы включали в себя:

·Отмену разверстки и введение продналога. Установление продналога было гораздо ниже продразверстки: на масло - на 36,1%, мясо - на 74,5%, масличные семена - в 2 раза, хлеб - 43,3%, льноволокно - в 15 раз.

·Установление прогрессивного характера налога: бедняцкие слои деревни были освобождены от налоговых вычетов, середняцкие платили среднюю часть, а зажиточные - большую часть. Также бедняцким хозяйствам предоставлялись различные льготы. Также ставки налога были составлены с учетом размера и урожайности замели, так как продукты, имеющие разную стоимость, зависящую от плодородия почвы и размера хозяйства, интенсивности производства, продавались по одинаковой цене. Это показывает, что существовал классовый подход к налогообложению крестьянства. Таким образом сельскохозяйственный налог приближался к подоходному. Это помогало бедным крестьянам улучшить свое хозяйство, а также ограничивало рост более зажиточных.

·Извещение хозяйств о размере налога заранее.

·Несение ответственности за уплату налогов каждым крестьянином, отмена круговой поруки.

·Доступный обмен излишков в пределах хозяйственно товарооборота. У крестьян после уплаты продналога оставалось много произведенной ими продукции, в связи с этим государство дало им возможность использовать излишки на собственные нужды: для увеличения собственного потребления, обмена на продукцию кустарной и фабрично-заводской промышленности сельскохозяйственного производства. Также по желанию можно было сдать излишки государству, а в обмен получить сельскохозяйственный инвентарь.

Таким образом обеспечение государства сельскохозяйственной продукцией осуществлялось двумя способами: натуральным налогом и товарообменом.

Заготовка сельскохозяйственной продукции путем продналога существовала только 3 года. В 1921-1922 гг. налог реализовывался отдельно по каждому продукту. Было установлено 18 налогов (на мясо, хлеб и т.д.). 10 мая 1923 г. началось обложение единым натуральным налогом, определяемого хлебными единицами, также его можно было оплачивать другими единицами, по специальному коэффициенту перевода. В 1923-1924 гг. разрешалось покрывать налог продуктами и деньгами. С середины 1924 г. взимался в денежном выражении. Вследствие этого продналог перестал быть формой государственных заготовок сельскохозяйственной продукции. Переход к налогу в денежной форме повлек за собой установление обоснованных цен и ставок. Также государству хотелось убрать с рынка частных производителей, в целях того, чтобы цены устанавливались государством, а не рынком. Чтобы овладеть рынком, государство создало все условия для этого. С установлением денежного налога в оптовом товарообороте страны уже 91,5% занимала государственная и кооперативная торговля, а частный соответственно - 8,5%, а в розничном - 51,5% и 48,5%.

Крестьянам был выгоден переход к денежному налогу, так как благодаря этому они стали обеспечены большей свободой в распоряжении разно отраслевой продукции своего хозяйства, продавали товары с выгодой для себя, что способствовало специализации народного хозяйства.

В декабре 1925 г. на XIV съезде ВКП(б) был взят курс на индустриализацию страны, вследствие чего государству необходимо было найти денежные средства для его осуществления. Правительство сделало вывод, что главным источником доходов будет прибыль по результатам деятельности крестьянского хозяйства. Вследствие этого необходимо было улучшить производительность сельского хозяйства. Поэтому XV съезд ВЕП(б) принял резолюцию о работе в деревне, где провозгласил курс на развитие в деревне производственной кооперации. Но в связи с понижением закупочных цен, поставки продовольствия в города сократились. В январе 1928 г. сельское хозяйство поставило 300 млн пудов зерна, вместо ожидаемых 400 млн. Тогда в деревню «для борьбы с кулаками» были направлены коммунисты, создавались группы бедноты, которые конфисковывали хлеб у крестьян. К тем, кто не сдавал хлеб, незаконно применялась статья о борьбе со спекуляцией. Таким образом создалось вмешательство государства в экономику, урегулирование не экономическими рычагами привело нэп к кризису (критической черте).

Частное производство было разрешено не только в аграрном секторе, но и в промышленности. Все крупные предприятия принадлежали государству, средние были предложены к сдаче в аренду кооперативам или частникам, а мелкие же денационализировывались. В крупной промышленности создавались объединения предприятий, получившие самостоятельность на основе хозрасчета: «самостоятельная заготовка за счет своей продукции продовольствия, сырья, топлива, материалов и т.п.».

Организация трестов активизировала деятельность предприятий. Имея самостоятельность, тресты сами реализовывали продукцию. Но емкость рынка была крайне малой, продажные цены для него оказывались слишком высокими. Первая реализация товаров принесла убытки, так как цены оказались слишком высокими (выше себестоимости на 20-30%). Вследствие этого промышленности потребовалась внушительная долгосрочная ссуда. Для восстановления крупной промышленности нужны были крупные капиталовложения, а их объемы были недостаточны. Руководство страны поставило вопрос о снижении себестоимости продукции за счет сокращения непроизводственных расходов, экономии сырья, топлива, сокращение аппарата управления.

XII съезд РКП(б) в 1923 г. определил главным упущением первых двух лет нэпа отставание тяжелой промышленности. Основными причинами тому были неприспособленность управленческих органов к рыночным отношениям и общее упадочное состояние промышленности до постановления на курс нэпа. Аппарат управления страны понимал, что необходимо было внедрять план руководства государственной промышленностью и народного хозяйства, но этого возможно было только после долгих лет подготовки.

Мелкая и кустарная промышленность подразумевались как подсобные к государственной и их собственники могли по своему желанию распоряжаться своей продукцией. В мае 1921 г. принимаются решения о содействии развитию мелкой и кустарной промышленности, чтобы быстрее пополнить резерв товаров для обмена с крестьянством. В постановлении ЦК РКП(б) от 14 мая «О хозяйственной политике ВСНХ в связи с продналогом» говорилось, что «необходимо предоставить наиболее широкие возможности для развития мелкой и кустарной промышленности, оказывать ей всяческое содействие.» Для этого в 1922 г. был организован Всероссийский центр промысловой кустарной кооперации, а при ВСНХ - Главкустпром. Их задачей было развитие кустарной промышленности путем заключения договоров на поставку государству готовых изделий, организации финансирования.

Одной из форм организации хозяйственной деятельности в первые годы нэпа было создание акционерных торгово-промышленных обществ с преобладанием государственных средств и учреждение концессий с инвестициями иностранного капитала. Ленин был сторонником концессий. Он считал, что, насаждая госкапитализм путем концессий, советская власть вводит преобладание крупного производства против мелкого. С экономической точки зрения концессии рассматривались как одно из средств привлечения капитала, передовой техники и технологии в целях ускорения развития производительных сил страны, строительства экономического фундамента социализма. От 23 ноября 1920 г. в декрете СНК были разработаны пути передачи предприятий в концессии. При СНК учрежден Главный концессионный комитет.

Также создавались смешанные акционерные общества с преобладающей долей государственных средств. Наибольшее развитие они получили в 1925 г., когда в стране действовало 161 акционерное общество с уставным капиталом 343 млн золотых рублей, причем государству из них принадлежало 145 млн.

Развивалась также частная аренда предприятий на основе декрета СНК от 2 июля 1921 г. о порядке сдачи в аренду предприятий, подведомственных ВСНХ. В основном сдавались предприятия пищевой, химической, металлообрабатывающей отраслей. Чаще всего арендаторами были частные лица, а также кооперативные организации.

2.3 Практика НЭП в финансовой сфере и сфере услуг


Новая экономическая политика потребовала коренного изменения подходов к финансовой политике. Разработка ее основ связана с именем Григория Яковлевича Сокольникова, который был назначен заместителем в 1921 г., а через год - наркомом финансов. Это был высокообразованный человек, закончивший в Сорбонне курс доктората по экономическим наукам.

Денежная система в начале нэпа представляла собой расстроенный организм. Дефицит бюджета на 1922 г. составлял свыше 50%. Неимоверно росла денежная эмиссия, принявшая неуправляемый характер. В докладе о финансовой политике на XI съезде РКП(б) в марте 1922 г. Сокольников привел следующие цифры:


Месяц (1921 г.)Выпуск денег, рубАвгуст703 млрдСетябрь1 трлнОктябрь2 трлнНоябрь3,3 трлнДекабрь7,7 трлнЯнварь (1922 г.)12,3 трлнФевраль (1922 г.)18,8 трлн

А в марте уже ожидалось 23-24 трлн. рублей. В продолжение неконтролируемого выпуска бумажных денег грозило привести страну на грань финансовой катастрофы. Однако Сокольников видел выход из финансового кризиса. Во-первых, в преодолении финансового кризиса, в восстановлении промышленности, сельского хозяйства, торговли. Во-вторых, в налаживании финансового хозяйства и прекращении выпуска бумажных денег. В-третьих, в разграничении государственного и местных бюджетов. В-четвертых, в разработке налоговой системы и налаживании налогового аппарата.

Неконтролируемая эмиссия привела к тому, что в октябре 1922 г. 100-тысячная купюра равнялась довоенной копейке. Поэтому денежная реформа началась с проведения двух деноминаций. В 1922 г. были выпущены новые совзнаки, один рубль обменивался на 10 тыс. руб. старых выпусков. Выпущенные в 1923 г. новые дензнаки обменивались: 1 рубль на 100 руб. образца 1922 г. Образованный Госбанк в соответствии от 11 октября 1922 г. приступил к выпуску новой валюты - червонца, обеспеченного золотом, ценными бумагами и товарной массой. Прежние совзнаки также были в обороте, но червонец постепенно вытеснил их из обращения. Денежная реформа оздоровила хозяйственное положение и явилась крупнейшим шагом на пути экономического возрождения страны. Исчез скрытый эмиссионный налог, который фактически был надбавкой к розничным ценам и который необходимо было уплачивать всем потребителям. Стабилизировался уровень зарплаты рабочих и служащих, терявшие из-за постоянного изменения курса рубля 20-30% заработка. Создались условия для выработки твердого бездефицитного бюджета. Червонец ценился на мировом рынке и равнялся 5 долл. и 14 центам США.

Сокольников был сторонником сокращения расходов госбюджета и перенесения целого ряда расходов на местный уровень. Формирование местных бюджетов - республиканских, губернских, уездных - способствовало укреплению местных советов, усиливало их заинтересованность в тщательном сборе всех налогов.

Одной из наиболее трудных задач финансовой политики было налаживание системы налогообложения. По существу, ее приходилось создавать заново. Она должна была стимулировать развитие социалистических форм хозяйства в ущерб капиталистическим. Налогов было много. Крестьяне платили один прямой налог и несколько косвенных. Главным был продналог. Также в первые годы нэпа крестьяне были обременены трудовым гужевым налогом.

Для городского частника в 1921 г. был введен единый промысловый налог, составляющий 1,5% от торгового оборота. В следующем году этот налог стали платить государственные, коммунальные, общественные и кооперативные предприятия. Также налогами облагались частнокапиталистические предприятия и сданные в аренду.

Для всех граждан с 1922 г. вводился единый подоходный налог. Он распространялся на частнокапиталистические элементы, кустарей и ремесленников, на доходы товариществ, на рабочих и служащих. Сельские жители от него освобождались. Налог делился на два вида: основной, который платили все граждане, и прогрессивный, который платили те, кто имел прибыль от частного дела. Размер прогрессивного налога возрастал по мере роста доходов свыше определенного минимума. Подоходный налог не взимался с низкооплачиваемых категорий работников (до 75 руб. в месяц), с пенсионеров, одиноких женщин с детьми. Позднее от этого налога были освобождены промысловая и сельскохозяйственная кооперация.

Что касается косвенных налогов, то партийное и государственное руководство выступало за приоритетное развитие прямых налогов. Но в связи с несовершенством налогового аппарата было принято решение о развитии косвенного обложения, так как он более легко осуществим. Косвенные налоги были установлены в виде акцизов на вино, спирт, пиво, квас, соль, чай, табак, спички, нефтепродукты и другие товары.

С приходом большевиков к власти были экспроприированы крупные коммерческие предприятия питания. И первыми были фешенебельные рестораны, которые с точки зрения пролетариата являлись символами буржуазной роскоши. На их месте стали создаваться столовые для рабочих и красноармейцев. К 1919 г. их насчитывалось около 3 тыс., и они обслуживали более миллиона граждан.

НЭП оживил ресторацию, которая носила печать надсадного веселья и пьяного ночного разгула. Последующее наступление социализма привело к тотальной перестройке системе общественного питания.

Ведомственные и социально-адресные столовые и кафе стали важным дополнением к нормированному снабжению населения по карточкам. В высшую категорию общепита входили литерные столовые для партийной и советской номенклатуры. Такие литерные столовые были в гг. Москве и Ленинграде. Кроме них развивались столовые при заводах и фабриках. Карточки были неравнозначны для ударников труда и обыкновенных рабочих. Для остальной группы населения создавались открытые коммерческие столовые и рестораны. Число таких предприятий общественного питания было очень мало, а желающих насытить свой желудок на последние деньги - велико.

Также во время НЭП началось возрождение торговой рекламы, при создании которой участвовали известные поэты и художники. Первые рекламные продукты, предлагающие потребителям новые товары и услуги, создавались сразу же после образования СССР в 1922 году. Владельцы коммерческой собственности старались привлечь к своей продукции внимание, и их рекламные объявления афишировались как на всевозможных плакатах, так и перед показом кинофильмов.


3. Анализ НЭП


.1 экономические показатели НЭП


Одним из последствий развития сельского хозяйства на рыночной основе стало социальное расслоение в деревне. По выборочным обследованиям ЦСУ в 1927 г., в деревне были следующие социальные группы:


Тип хозяйствованияСредства производства, руб.Доля группы от общего числаПролетарские хозяйстваБез средств производства3,03%ПолупролетарскиеДо 200 руб.22,72%Середняки201-800 руб.57,16%Зажиточные801-1600 руб.13,85%Кулацкие хозяйстваСвыше 1600 руб.3,24%

Считалось, что пролетарские группы, бросающие свои хозяйства, увеличивались не в результате разорения, а это было следствием начавшейся индустриализации и перемещения части сельского населения в промышленность.

Несмотря на поддержку со стороны государства, коллективные и государственные формы в годы нэпа слабо развивались в деревне. Так, в 1928 г. совхозы имели посевные площади всего 1395 тыс. га, колхозы - 1381 тыс. га при обще посевной площади 112,3 млн га, т.е. общественные формы в сельском хозяйстве составляли 2,4% общей посевной площади. Количество крупного рогато скота в совхозах составляло 178,6 тыс. голов, в колхозах - 150,6 тыс., тогда как в единоличных хозяйствах оно составляло 66,8 млн голов; таким образом на долю общественного сектора приходилось всего 0,5%. В 1927 г. колхозы и совхозы давали лишь 6% от общей массы товарного хлеба. В то же время кулаки - 20%, середняки и беднота - 74%. Товарность зернового производства в то время была крайне низкой: в целом - 13,3%, в том числе в бедняцко-середняцких группах - 11,2%, в кулацких хозяйствах - до 20%. До революции товарность крестьянских хозяйств была значительно выше и составляла 26%.

Это беспокоило власти, так как приводило к трудностям в заготовках зерна, сокращало возможность экспорта. Однако государство устанавливало заготовительные цены ниже себестоимости, что являлось главной трудностью в процессе хлебозаготовки. Крестьяне реагировали на заниженные цены, сокращая производство зерна, и переходили на выращивание скота и технические культуры. Поэтому заготовительные кампании шли все хуже: в 1926/27 г. было закуплено 10,6 млн т зерна, в 1927/28 - 10,1 млн т, в 1928-29 г. - 9,4 млн т. В то же время потребности в зерне на снабжение растущего городского населения постоянно росли.

*Промышленность. В годы нэпа было несколько организационных форм хозяйствования: акционерные торгово-промышленные общества, смешанные акционерные общества, кооперации, частная аренда предприятий, а также концессии, с инвестициями иностранного капитала. И несмотря на то, что Ленин был их сторонником, в большевистском руководстве были противники концессий, которые тормозили это дело. Вывод об этом можно сделать из данных следующей таблицы:


ГодыПредложеноЗаключено1921/1922224141922/1923579321923/1924396341924/1925256291925/192648226

Соотношение государственных, кооперативных, частных и концессионных предприятий в 1926/27 г.

Число действующих заведенийЧисло рабочих (тыс.)Валовая продукция (млн червонных руб.)Всего12734246911619Государственные69,3%93,9%91,8%Кооперативные17,8%4,3%6%Частные12,4%1,1%1,8%концессионные0,5%0,7%0,4%

Из этой таблицы можно сделать вывод, что государственные предприятия преобладали.

Финансы. С началом нэпа стал действовать принцип материальной заинтересованности и сдельной оплаты труда. 7 апреля 1921 г. СНК принял два декрета: «О натуральном премировании рабочих», предполагающим введение для рабочих важнейших отраслей промышленности натурпремирование, выдавая им часть производимых продуктов для обмена на сельскохозяйственную продукцию, и декрет «Об урегулировании оплаты труда рабочих», отменяющим ограничения приработка при сдельно-премиальной оплате труда. Рост заработной платы должен был увязываться с ростом производительности труда. Но однако рост зарплаты опережал рост производительности труда: суточная выработка на одного рабочего с октября 1922 по январь 1924 г. возросла на 23%, а средний заработок - на 90%. Соотношение должно было быть обратным, так как нужны были средства на расширение производства, замену оборудования, на оборону страны, нужды культуры и образования. По решению партии и правительства предлагалось приостановить рост зарплаты в легкой промышленности, установить систему периодического пересмотра норм выработки и сдельных расценок, понизить общий фонд зарплаты служащих трестов и наркоматов, повысить зарплату учителей, врачей, агрономов, народных судей.

Рост заработной платы в 1923-1926 гг.

ГодыМесячная платаВ червонных рубляхВ товарных рублях1923/2438,1521,661924/2545,2426,561925/2655,3829,49

Распределение сельскохозяйственного налога было дифференцировано таким образом, что постепенно возрастало обложение богатых крестьянских хозяйств.


Распределение сельскохозяйственного налога (%)

Хозяйства1924-25 г.1925-26 г.Бедняцкие6,24,0Середняцкие76,974,8Кулацкие16,921,2

В первом году нэпа налоги дали всего 7,7% доходов бюджета. Это было связано в основном с натуральным характером налогов, не находивших отражения в бюджете. С 1923 г. начинается быстрый рост налоговых поступлений. В 1923/24г. они составили 45,6% доходов бюджета. Доходы госбюджета составили в 1922/23 г. 1460 мл руб., расходы - 1463,5 млн руб., в 1925/26 г. - соответственно 4098 млн. и 4060,6 млн. руб.

Налоги были существенными источниками дохода госбюджета. Общие результаты борьбы за увеличение налоговых поступлений, как одного из средств сокращения, а затем окончательной ликвидации бюджетного дефицита и связанной с ним бумажноденежной эмиссии, усиления финансовых ресурсов в распоряжении государства, показывают данные следующей табл. (в млн. руб.)


1922/23 г.1923/24 г.1924-25 г.1925/26 г.Акцизы103,5240,7507,8841,6Промысловый налог118,2233,6323,5482,9Подоходный налог12,775,9113,3185с/х налог176,5231326,2251,7Гербовый сбор23,157,198,9131,9Таможенные пошлины66,767,4101,9150,5Прочие гос. налоги и сборы35,417,152,443,3Местные налоги и сборы50,368,479,4104,9Итого584991,11608,42192,9В% ко всем доходам сводного бюджета63,148,951,451,6

Рост налоговых поступлений основывался на крупных успехах в восстановлении и развитии промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также в укреплении налогового аппарата. Налоги с успехом были использованы для ограничения и вытеснения капиталистических элементов, упрочения позиций государственных предприятий и кооперации, оказания помощи бедняцко-середняцкому крестьянству, содействие такому подъему сил, который в дальнейшем обеспечивал решающий перевес социалистического сектора в народном хозяйстве.

В первый год нэпа важной задачей являлась организация сельскохозяйственного кредита. Советская система этого кредита стала важнейшим проводником государственной финансовой помощи крестьянству в проведении ленинского кооперативного плана. Кредитная кооперация и государственные учреждения сельскохозяйственного кредита были призваны вовлекать в организационный хозяйственный оборот ресурсы крестьянских хозяйств, содействовать снабжению бедняцко-середняцких масс средствами производства, называть им разнообразную финансовую помощь со стороны государства и тем самым усиливать их позиции в борьбе с капиталистическими элементами, подготавливая почву для широкого развития колхозов. Для этих целей были созданы кредитные и ссудо-сберегательные кооперативные товарищества. Многочисленность организаций кредитной кооперации затрудняло руководство их деятельностью и контроль за использованием средств. В связи с этим II съезд Советов СССР 1 февраля 1923 г. постановил организовать Центральный сельскохозяйственный банк, определил его цели и задачи, а также взаимоотношения с республиканскими и местными сельскохозяйственными банками. На 1 октября 1926 г. деятельность сельскохозяйственных банков характеризовалась данными, приведенными в след табл (в млн руб.)


Центральный сельхозбанкРеспубликанские сельхозбанкиОбщества сельхозкредитаИтогоЧисло учреждений166168Сумма капиталов88,865,464,5218,7Привлеченные средства специального назначения68,633,69,1106,3Сумма вкладов текущих счетов15,714,63464,3Учетно-ссудные операции210,7257,6289,6757,9

За 1923-1926 гг. через систему ЦСХБанка государство направило в сельское хозяйство в порядке кредитования свыше 400 млн. руб. Рост сельскохозяйственных ссуд и их состав характеризуется данными табл (на 1 октября каждого года) (в млн. руб.).


годыПо продолжительностиПо направлениям средствОбщая сумма задолженности по системе ЦСХБанкаДолгосрочные ссудыКраткосрочные ссудыПроизводственное кредитованиеФинансирование сбыта1923 г.0,57,63,54,68,11924 г.15,254,262,37,169,41925 г.77,7160212,225,2237,71926 г.156250,233175,2406,2Исходя из данных таблицы видно, что рост ссуд значительно увеличился во время проведения НЭП.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о позитивном влиянии НЭПа на экономику, имел место рост зарплат и изменился вид оплаты труда, увеличился госбюджет за счет налоговых поступлений, восстанавливалось промышленность, сельское хозяйство и торговля.


.2 Свертывание НЭП


В 1924 г. в связи со смертью В.И. Ленина позиции сторонников НЭПа начинают ослабевать. На XIV съезде Сталин, избранный в 1922 г. Генеральным секретарем ЦК партии большевиков, впервые говорил о курсе на индустриализацию как о генеральной линии партии. Тогда же была сформулирована главная задача индустриализации: превратить страну из ввозящей машины и оборудование в страну, производящую машины и оборудование, чтобы в обстановке капиталистического окружения страна представляла собой экономически самостоятельное государство. Сторонники продолжения НЭПа - Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский, Г.Я. Сокольников - были сняты со своих постов и дискредитированы Сталиным. Сталин и его приверженцы хотели получить из деревни средства для форсирования индустриализации. Осуществление этого было возможно только насильственными методами.

Также важно отметить, что экономические реформы периода НЭП не сопровождались глубоким реформированием советской политической системы, которая эволюционировала к тоталитаризму. Действовала недемократичная избирательная система. Оставалось в силе конституционное положение о лишении политических прав частников, несмотря на то, что именно они были активной силой восстановления и развития экономики страны.

«Экономические и социальные противоречия НЭП к концу 20-х гг. достигли весьма высокой степени остроты. С одной стороны экономические кризисы, расстройство денежного хозяйства и обесценивание червонца, с другой - «нравственное негодование» людей как в городе, так и в деревне, вызванное негативными сторонами НЭПа, процессами дифференциации общества, слабой защищенностью малоимущих слоев населения. Все это оказало решающее влияние на окончательно утверждение в конце 1920-х - начале 1930 годов административно-командных методов управления, тем более что уже к тому времени в основном уже сложился культ личности Сталина».

Еще одной из причин свертывания НЭПа было сохранение господствующей коммунистической идеологии. Ей пропагандировалась несовместимость социализма с частной собственностью.

Другой причиной являлось усиление централизма и нетерпимости к критике внутри ВКП(б). В годы НЭПа велась борьба против различных оппозиционных групп: троцкистов, «рабочей оппозиции», новой оппозиции, объединенного троцкистско-зиновьевского блока, правого уклона. С точки зрения идеологической подготовки ухудшился качественный состав ВКП(б), по причине проведения массовых кампаний по привлечению в партию рабочих. В большинстве своем это были «новые рабочие» - выходцы из деревни или люмпенизированные слои, маргиналы, плохо разбирающиеся в политике.

Также советское руководство не исключало полностью мировую революцию. Начавшийся в 1929 г. мировой экономический кризис оно рассматривало как одну из предпосылок социалистических революций в странах Европы. В связи с этим надобность в НЭПе отпадала, так как решающую роль в построении социалистической экономики, по мнению советского руководства, могли оказать более развитые страны Западной Европы с победой в них революций.

С середины 1920-х годов меры по сдерживанию развития НЭП сменились курсом на его свертывание. А 27 декабря 1929 года в речи на конференции историков-марксистов Сталин заявил: «Если мы придерживаемся НЭП, это потому, что она служит делу социализма. А когда она перестанет служить делу социализма, мы прекратим осуществление новой экономической политики». И в итоге осуществление НЭП было прекращено. Фактически со второй половины 20-ых гг. в связи с переходом в октябре 1928 г. к политике пятилетнего планирования, а юридически - 11 октября 1931 года, с принятием постановления о полном запрете частной торговли в СССР. Но стоит заметить, что официальный запрет истребить негосударственную торговлю из общественной жизни. Теневая экономика еще долго оставалась неотъемлемой частью советской жизни.


.3 Оценка результативности нэп в Западной литературе


Известный французский историк Никола Верт (франц. - Nicolac Vert) оценивал НЭП следующим образом.

Несмотря на многие цифры общего характера, ленинская программа была далека от реализации. Тот факт, что в 1927 г. сельское хозяйство и промышленное производство приблизились к уровню 1913 г., не мог скрыть целого ряда экономических и социальных проблем, ставящих под угрозу будущее новой экономической политики. Достаточно привести только одну цифру, по которой можно сделать вывод о масштабах аграрных трудностей. В 1926 г. количество зерна для продажи на внутреннем рынке было в 2 раза меньше, чем в 1913 г. И к тому же каждый год вставал вопрос о снабжении городов, поскольку крестьяне не хотели иметь торговых отношений с государством, тем самым сильно тормозили развитие экономики.

Сложившееся положение вытекало как из слабости структуры сельского хозяйства после семи лет войны и революции, так и из серьезных ошибок, допущенных правительством во внутренней политике в годы нэпа.

Подводя итоги преобразований в сельском хозяйстве, можно сказать, что в 1926-1927 гг. стало очевидным, что «союз рабочих и крестьян» на грани распада. Просчеты властей не ограничивались несбалансированной политикой цен. Правительство без должного внимания отнеслось к различным формам кооперации, без внимания остались совхозы. «Это кажется тем более удивительным, - писал Никола Верт, - что совхозы были редкими островками государственного сектора в деревне». Но они не могли быть образцом для мелких землевладельцев, так как были очень бедны. А что же касается селекции семян, улучшения культуры землепользования, многополья, укрупнения хозяйств, распространения агрономических знаний в деревне, обучения агрономов и механиков - все это было записано в решениях и документах. Но по большей части так и осталось на бумаге.

Также и в промышленности были проблемы. Вопреки ленинскому плану промышленность не обеспечивала крестьян необходимыми товарами, так как в упадке находилась сельская промышленность, которая могла обеспечить хотя бы часть крестьянских потребностей. Налоговый гнет сделал практически невозможным развитие этого сектора, процветающего до революции. Также в 1926 г. перед промышленностью встала проблема: требовалось кардинальное обновление промышленного оборудования, которое использовалось еще с довоенных лет.

Замедленные темпы промышленного роста в 20-е годы вызывали постоянно растущую безработицу. Безработица, вызванная кризисом ремесленного производства и непродуманным распределением малоквалифицированной рабочей сил, в первую очередь ударила по молодежи. Безработица все больше утяжеляла социальный и моральный климат города. Каждый четвертый взрослый был безработным.

Чувство неудовлетворенности особенно выражалось через «распущенность» в личной жизни: начиная с 1921 г. в Москве и Ленинграде средняя продолжительность браков не превышала 8 месяцев, число разводов возросло в 6 раз, на одно рождение ребенка приходилось три официально зарегистрированных аборта.

Еще одним свидетельством болезни общества по Николе Верту стала коррупция, порожденная существованием целого строя посредников, мелких спекулянтов и частных торговцев, заключающих сделки с чиновниками. Существовал огромный бюрократический аппарат (более3,5 млн. государственных служащих) бездеятельный, коррумпированный и малоквалифицированный.

«Существование паразитической бюрократии, культурный застой, коррупция, «распущенность», невозможность продвинуться по службе, безработица угрожали советской власти. В стране, отсталой почти во всех отраслях народного хозяйства, общество, о котором мечтали большевики, приобретало вид социума, где заправляли тунеядцы, паразиты, спекулянты и продажные чиновники. Ежедневно увеличивалась пропасть между идеей и несбывшейся реальностью. Общее «разгильдяйство» и «социальная деградация» при снисходительном потворстве властей привели к тому, что в конце 20-х годов подавляющее большинство коммунистов высказалось за необходимость «большого скачка» вперед, который означал бы, как во времена «военного коммунизма», возврат к источникам и чистоте революционного учения, «извращенного» новой экономической политикой.», - писал Никола Верт.

Эдвард Карр (англ. - Carr Edward) известный английский советолог оценивает новую экономическую политику следующим образом. НЭП, по его мнению, трактовался как «противоядие» против последствий политики военного коммунизма и представлял собой серию мер, не ощутимых сначала, но выраставших одна из другой. НЭП начался с сельскохозяйственной политики, нацеленной на получение большего количества продуктов питания за счет предоставления новых стимулов крестьянину. Затем он развился в коммерческую политику поощрения торговли и обмена, включая финансовую политику, направленную на стабилизацию валюты, и, наконец, он стал промышленной политикой, чтобы достичь такого уровня производительности в промышленности, какое необходимо для строительства социалистического порядка.

Существенной чертой НЭПа было отрицание или отмена политики военного коммунизма. Э. Карр пишет, что Нэп одними был принят охотно, другими - с глубокими сомнениями. И подтверждение целесообразности НЭПа явилось темой дискуссий, уходившей к началам осуществления этой политики и указывающей на проявившиеся противоречия в будущем.

С точки зрения Э. Карра, политика нэпа на тот момент была необходимой для осуществления шагов, компенсирующих отклонение от цели, возвратом на надежную дорогу, по которой шли до июня 1918 г. НЭП был временным отступлением от позиций, которые военный коммунизм был не в состоянии удержать на тот момент, но которые должны были быть возвращены.

Карр писал, что существовала неуверенность и непоследовательность в отношении партии и самого Ленина к НЭПу отражают постоянную двойственность лежавших перед этой политикой целей: необходимость любой ценой создать работоспособную экономику за счет соглашения с крестьянством и желание начать переход к социалистическому порядку, который мог быть осуществлен только в результате радикальных изменений крестьянской экономики. Карр пишет, что Ленин считал возможность социалистической революции при двух условиях. Первое: поддержка ее социальной революции в нескольких передовых странах. А второе - соглашение между пролетариатом и большинством крестьянского населения. Карр считает, что можно обойтись даже без этих двух условий. Провозглашение НЭП произошло тогда, когда вера в близкую международную революцию была очень слаба, и поэтому все предвещало сдвиг акцента с первого условия на второе. Международная революция запаздывала, и русская революция все еще зависела от крестьянина, и НЭП стал необходимостью. Основой НЭПа было провозглашено сохранение «смычки» между деревней и городом, с помощью которой была одержана победа в Гражданской войне. Руководство, по мнению Карра, нашло воплощение в НЭПе, чьим принципом было «поддержание союза пролетариата с крестьянством, чтобы он мог удержать руководящую роль и государственную власть». Двусмысленное положение крестьянства, которое в одно и то же время было главным союзником и объектом борьбы, направленно на то, чтобы одержать над ним победу, лежало в основе многих будущих проблем.

В большей степени я согласна с мнением английского советолога Эдварда Карра, чем с французским историком Николой Вертом, потому что на мой взгляд Никола Верт слишком радикален. НЭП достиг определенных успехов и помог восстановлению российской экономики на определенном этапе. Введение НЭП было вынужденной мерой, обусловленной такими лубоко кризисными явлениями как: разруха, упадок экономической системы и голодание 5 млн человек, что привело к возрастанию социального напряжения и представляло потенциальную политическую угрозу.

Заключение


Новая экономическая политика являлась по сути антикризисной программой, шагом обратно, от социализма к товарно-денежным отношениям. Многоукладность хозяйственной модели НЭПа состояла в том, что он сочетал централизованное государственное планирование, большевистские «командные высоты» на макроуровне (государственная собственность на крупную и среднюю промышленность и транспорт, государственная монополия на внешнюю торговлю) и свободу рыночных отношений на микроуровне, денационализацию некоторых государственных предприятий, реставрацию торгового и промышленного капитала, частного сектора. Такие меры, как:

·возвращение частной торговли и мелкого производства,

·разрешение государственного капитализма,

·денежная реформа (введение твердой валюты),

·свободный найм рабочей силы

стабилизировали народное хозяйство, подняв его до довоенного уровня.

НЭП обеспечил развитие положительной динамики в направлении восстановления и развития российской экономики. Но довольно скоро после его введения первые успехи сменились новыми трудностями, которые объяснялись тремя основными причинами:

·дисбалансом промышленности и сельского хозяйства;

·целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства;

·усилением противоречий между многообразием социальными интересами различных слоев российского общества и авторитарным стилем управления большевистского руководства.

По оценкам ученых, факт создания Госплана и начала новой экономической политики в России выходит за пределы примитивной постановки вопроса о сочетании плана и рынка. Они демонстрируют попытку России найти широкое, комплексное и масштабное решение задачи эффективного управления экономикой страны.

Таким образом, НЭП позволил за сравнительно короткий срок ликвидировать экономическую разруху в СССР, вызванную участием в Первой мировой войне и последствиями Гражданской войны. Более того, НЭП позволил ввести в массовое сознание крестьян идеи собственности и права, и это был огромный шаг вперед.

Но дисбаланс промышленности и сельского хозяйства, вызванный перекачиванием средств из деревни в город, обусловленный приоритетом укрепления обороноспособности страны, отразился на валютных поступлениях, и заставил усилить кризис заставил правительство усилить централизованное экономическое управление. Основными причинами невозможности успешного продолжения НЭП была ее нарастающая несовместимость с существовавшей политической системой: с одной стороны вводились элементы свободной рыночной экономики, с другой стороны, окончательно установилась большевистская монополия на власть. Большевистская политическая базировалась не на институтах частной собственности. Именно поэтому НЭП был обречен и к концу тридцатых годов свернут. Страну ожидали десятилетия террора.


Список использованной литературы


1.История экономики и экономической мысли России: учебник / Г.Г. Богомазов, И.А. Благих; ред. Г.Г. Богомазов; Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.), Экономический факультет. - СПб.: Экономика, 2010. - 545 с.

2.Реформы в России XVII-XX вв.: Опыт и уроки: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Я.А. Пляйса. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 493 с.

.Верт Н. История Советского государства. 1900-1991: Пер. с фр. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 480 с.

.Карр Э. История Советской России. Большевистская революция 1917-1923. В 2-х т. Т.2. М.: Прогресс, 1900. - 763 с.

.Февраль. Октябрь. НЭП. Страницы Отечественной истории 1917 - конец 20-х г. Воронеж. 1992,-114 с.

.История социалистической экономики СССР в 7-ми томах. Т.2. Переход к НЭПу. Восстановление народного хозяйства СССР - 1925 гг.-477 с.

.Модернизация России (XIX-XX вв.):социальные и политические процессы: учебное пособие / С.В. Кулешов, Ю.П. Свириденко, А.А. Федулин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 208 с.

.Раковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России - СПб.: Издательство «Лань», 2001. - 416 с.

.Лященко П.И. история народного хозяйства СССР. Т. III. М., 1956. С. 195


Теги: НЭП: сущность и причины кризиса  Диплом  История
Просмотров: 32419
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: НЭП: сущность и причины кризиса
Назад