Экономика и хозяйственная культура империи Джучидов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА "История"


РЕФЕРАТ

по дисциплине "История Татарстана"

на тему: "Экономика и хозяйственная культура империи Джучидов"


Набережные Челны - 2010

Оглавление


Введение

1. Образование Улусов Джучи

1.1 Причины выделения Улусов

1.2 Образование и развитие государства Улус Джучи

2. Экономика Улусов Джучи

2.1 Торговля Улусов Джучи

2.2 Сельское хозяйство и ремесло Улусов Джучи

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Золотая Орда - самое большое государство Евразии XIII - XIV вв. Она охватывала почти половину Азии и Европы от Иртыша на востоке до Днестра и Дуная на западе; на севере его территория включала в себя булгарские, мордовские, марийские и удмуртские земли, на юге доходила до Арала, Каспия, Азовского и Черного морей.

Название "Золотая Орда" появилось лишь в XVI в. Во времена же существования этого государства его называли Улусом Джучи по имени старшего сына Чингисхана. Часть земель, покоренных еще при его жизни (обширные области в окрестностях озера Балхаш и Аральского моря, Южная Сибирь), Чингисхан отдал Джучи в качестве удела (улуса). Старшему сыну он завещал и земли пока еще не завоеванной Восточной Европы, до тех пределов, "куда успеют дойти копыта татарских коней". После смерти Джучи в 1227 г. эти земли покоряет его сын, внук Чингисхана Батый, который и создает государство, названное именем своего отца.

В Улусе Джучи проживали разные народы. Здесь были объединены культуры тюркских, славянских, монгольских, финно-угорских, иранских, кавказских и других народов Евразии. Большей частью они занимались кочевым скотоводством. Некоторые народы, например, булгары, народы Крыма и Хорезма, вели оседлый образ жизни. [3, с.61 - 63]

В стране развивалось ремесленное производство и градостроительство. Было отстроено около 150 городов различной величины, многие из которых возникли там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи с кочевьями. Городская культура Золотой Орды была многообразна. В ней есть черты китайского и среднеазиатского искусства, элементы домостроительства, заимствованные из Центральной Азии, Кавказа и Руси, традиции ремесел Крыма, Хорезма и Волжской Булгарии.

Военная мощь Золотой Орды постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Монархи даже отдаленных стран стремились завязать с ней дружественные отношения и всеми силами их поддерживать. Наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом.

Выдающийся русский историк академик Тихомиров М.Н. писал о значении Золотой Орды: "Золотая Орда - явление общемирового порядка, если под этим миром понимать Азию и Европу". [7, с.84]

Целью данной работы является построение четкой цепочки становления и развития государства Улус Джучи - Золотой орды. Для этого необходимо отследить ход исторических событий, начиная с начала ХIII в. вплоть до 1419 г., когда после смерти Идегея (человек в последний раз объединивший улусы в одно государство) Золотая Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства, а также на Ногайскую и Большую Орды.

1. Образование Улусов Джучи


1.1 Причины выделения Улусов


В XII в. первобытнообщинный строй у монголов начал распадаться, происходил процесс феодализации. Из среды рядовых общинников-скотоводов стали выделяться нойоны - феодализирующаяся родоплеменная знать, обладавшая большими пастбищами и стадами скота. Опираясь на свои дружины нукеров (воинов), нойоны подчиняли себе и эксплуатировали рядовых скотоводов, отдавая им на выпас свой скот и экспроприируя часть их молодняка. Нойоны имели также рабов, захватываемых во время войн. Стремясь к укреплению власти над закабаляемыми ими рядовыми соплеменниками-скотоводами, нойоны провозгласили на курултае в 1206 г. на реке Ононе своим верховным вождем Темучина - одного из удачливых степных вожаков и нарекли его Чингисханом.

Разделение Еке Монгол улус (Великой Монгольской империи) Чингисханом между своими сыновьями и другими родичами, произведенное к 1224 г., можно счесть предпосылкой ее дальнейшего раскола на улусы. Но на тот момент это был единственный способ сохранить обширную державу в состоянии относительного единства. Чингисхан и его администрация оказались не готовы к столь быстрому расширению его владений за счет присоединения к ним Уйгурии, государства Кара-киданей, Хорезма, Северного Китая, и не могли обеспечить эффективное управление ими из одного центра, каковым к 1220 г. только-только становился Каракорум. В то же время недавно присоединенные земли без эффективного управления могли вновь легко выйти из-под контроля монгольских властей. [1, с.54]

Единственным выходом из этого административного кризиса становилось выделение автономных владений членам правящего рода Борджигин - сыновьям, братьям и племянникам Чингисхана. Каждый из них получал определенную область или ряд областей в управление, имел возможность привлечь на службу местных администраторов и учитывать исторические традиции управления, сложившиеся в том или ином регионе. Естественно, Чингисхан, наделяя владениями родичей, наибольшее доверие выказал не братьям и племянникам (они получили довольно небольшие уделы собственно в Монголии и Северном Китае и не играли большой роли в делах империи), а собственным сыновьям. Улусы Джучи, Джагатая и Угедэя, а также Коренной юрт, доставшийся Тулую, стали прообразами будущих государств Чингизидов.

История создания Улуса Джучи начинается с 1207 г. Согласно "Сокровенному сказанию" в этот год Джучи совершил поход, в ходе которого власть Чингисхана признали "лесные народы" (предки современных бурят), ойраты, енисейские киргизы и еще ряд племен. Чингисхан похвалил Джучи за то, что тот сумел подчинить эти народы без боя, и даровал новоприобретенные земли ему в подданство. По средневековому монгольскому наследственному праву старшие сыновья получали самые отдаленные владения еще при жизни отца, тогда как его "Коренной юрт" наследовали после его смерти младшие дети. Джучи, как старший, получил только что завоеванные земли, которые на тот момент и были самыми удаленными. Но уже вскоре империя начала бурную экспансию на запад. К 1221 г. Улус Джучи включил в себя Хорезм и земли к северу от него, населенные преимущественно кипчакскими племенами.

Около 1224 г. Чингисхан провел официальный раздел Монгольской империи между своими сыновьями, братьями и племянниками. Именно в это время и происходит закрепление статуса Улуса Джучи. [4, с.52]

Чингисхан сумел заложить территориальную основу новой огромной империи, которую составили не только народы, жившие в непосредственном соседстве с Монголией, но и Китай, и Средняя Азия, и степи к западу от Иртыша. Смерть Чингисхана 25 августа 1227 г. не изменила политики его наследников. Они всеми силами стремились выполнить завещание основателя династии - распространить свою власть повсюду, куда доскачут копыта монгольских коней. В результате во второй половине XIII в. огромные пространства от берега Тихого океана до Дуная оказались под властью Чингизидов.

Естественно, что о политическом и экономическом единстве всех частей такого исполина не могло быть и речи, хотя какой-то период его старались поддерживать из основанной Чингисханом столицы Монголии Каракорума. Фактически же империя распалась на отдельные части - улусы.

В степях севернее озера Балхаш и Аральского моря от Иртыша до Яика (Урала) раскинулся улус старшего сына Чингисхана Джучи. Его наследники постоянно предпринимали попытки расширить владения отца, но особого успеха так и не добились, видимо из-за недостатка сил. Положение круто изменилось в 1235 г., когда на курултае было решено оказать мощную поддержку сыновьям Джучи Орда-Ичену и Бату в завоевании Восточной Европы. Их войска были усилены отрядами еще нескольких монгольских принцев и лучшим полководцем Чингисхана Субедеем, одержавшим победу над русско-половецкими силами на реке Калке в 1223 г. Возглавил весь поход второй сын Джучи Бату, называвшийся в русских летописях Батыем.

С осени 1236 г. огромная армия опустошила и обескровила Волжскую Болгарию, Русь, половецкие кочевья, Таврику, Польшу, Чехию, Венгрию и весной 1242 г. вышла к Адриатическому побережью, что вызвало панику при дворах римского папы и даже французского короля. Однако здесь монголы неожиданно остановились и начали медленно отходить на восток. К концу 1242 г. часть войск ушла в Монголию, оставшиеся войска под командованием Батыя расположились на зимовку в причерноморских и прикаспийских степях, известных у восточных летописцев под названием Дешт-и-Кыпчак. Именно эта территория и стала ядром будущего государства Улус Джучи, а нам известного под названием Золотая Орда. [2, с.31 - 32]

Принято считать, что словосочетание "Золотая Орда" перешло в научную литературу из русских летописей и имеет позднее происхождение. На Руси новое монгольское государство с центром в Нижнем Поволжье долгое время не имело какого-либо специального названия, и вместо него в русских летописях употреблялись следующие выражения: поехать "в татары", приехать "из татар", "к Батыю" и т.п. С конца XIII века на смену этим выражениям приходит наименование "Орда", которое прочно утверждается во всех русских официальных документах и летописях. Название "Золотая Орда" (в форме "Златая Орда" и "Великая Орда Златая") в русских источниках зафиксировано лишь во второй половине XVI века, когда основанное Джучидами государство с центром в Поволжье уже полностью распалось. Следует особо отметить, что в русских источниках выражение "Златая Орда" употребляется только в значении части улуса Джучи, лишь в исследовательской литературе понятие "Золотая Орда" - синоним государства потомков Джучи в целом.

Происхождение названия "Золотая Орда" по мнению исследователей Митрошкина А.Г., Богатова Г.А., Фёдорова-Давыдова Г.А. и Егорова В.Л. находится в прямой связи с ханской ставкой, а точнее, с богато украшенной золотом и дорогими материями парадной юртой монгольского правителя.

Однако, вероятнее всего то, что словосочетания "Золотая Орда" и "Великая Орда Златая" поздних русских источников связаны с более ранними восточными терминами - Сыра орда ("Золотая орда") и Урду-и заррин-и бузург ("Большая, или Великая, Золотая орда") или даже являются калькой этих восточных терминов. Напомним в связи с этим, что в русских источниках XVI - XVII веков выражение "Золотая Орда" встречается не только в значении части государства потомков Джучи, но также и ханской резиденции. Насколько известно, понятие "Золотая Орда" как название улуса Джучи прочно утвердилось на страницах исторических трудов лишь с XIX века. [8, с.35 - 36]

улус золотая орда государство

1.2 Образование и развитие государства Улус Джучи


При образовании Золотой Орды Джучиев улус был разделен между сыновьями Джучи в виде наследственных владений. Каждый из братьев Батыя, стоявший во главе улуса, считал себя государем своего улуса и не признавал над собой никакой власти. Тем не менее, в первый период существования Золотой Орды все же имелось условное единство всего Джучиева улуса.

Отсчет политической истории Улуса Джучи можно начинать с самого начала 1243 г., когда Ипатьевская летопись сообщила, что Бату "воротился есть изо Оугорь" (Венгрии) и когда великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение.

Первая ставка Батыя находилась в Болгаре, где вскоре возобновляется чеканка монет. Но в начале 40-х гг. XIII столетия по приказу хана разворачивается строительство новой столицы Улуса Джучи - города Сарая на Нижней Волге.

Таким образом, при правлении Батыя (1242 - 1256 гг.) начинается формирование нового государства. Но при нем Золотая Орда все еще оставалась зависимой от верховного главы всей Монгольской империи. Батый считался вассалом Менгу-каана и чеканил свои монеты от его имени. Даже своего преемника на престол, старшего сына Сартака, он просил утвердить в Каракоруме. [3, с.61 - 62]

После смерти Батыя, на престол вступил Берке в 1258 г. Новый хан, как и его предшественник, стремился к полной самостоятельности. Когда в Каракоруме сменилась власть и кааном стал Хубилай, Берке отказался чеканить монеты с его именем, но еще и не ставил своего имени.

Превращению Улуса Джучи в независимое государство способствовало перенесение Хубилаем столицы монгольских ханов из Каракорума в Ханбалык (Пекин) в 1264 г. С этого момента связь между центральной администрацией империи и ее отдаленными областями-улусами практически прервалась. В Ханбалык уже не отсылали налоги, собранные с населения Улуса Джучи. Берке в пределах Золотой Орды провел перепись всего податного населения, в том числе в Булгарии. В русских княжествах появились баскаки - наместники хана, которые контролировали деятельность местных князей.

Юридическим и фактическим оформлением независимости Золотой Орды от великих ханов стала чеканка собственной монеты с титулом "правосудный великий хан" при Менгу-Тимуре (1266 - 1282 гг.). В это время он начинает выдавать ярлыки (повеления), в честности в 1267 г. Менгу-Тимур первый из ханов дает ярлык русскому духовенству, освободивший митрополита от целого ряда повинностей и урегулировавший взаимоотношения русской церкви с ханами Золотой Орды. Сохранился также ярлык хана на имя великого князя Ярослава Ярославича об открытии "пути" немецким купцам из Риги на беспрепятственный проезд рижан через Новгородскую землю в Золотую Орду.

Таким образом, с конца 60-х годов XIII века улус Джучи отделяется от общеимперского центра и становится самостоятельным государством. Для обозначения этого нового монгольского государства в сочинениях мусульманских авторов и текстах официальных документов на протяжении всего средневековья употреблялись различные названия. Вот неполный их перечень: улус Джучи, Дешт-и Кипчак, Кипчак, Дом Бату, страна Берке, Северное царство, Улуг улус, Токмак, Токмакский улус, Узбеково государство, Узбекский улус. В исследовательской же литературе оно известно под именем Золотой Орды.

"Царевичи", стоявшие во главе отдельных улусов - орд, при хане Узбеке сделались послушным оружием хана и ханской администрации. Исторические источники больше не сообщают о созыве курултаев. Вместо них созываются совещания при хане, в которых участвовали его ближайшие родственники, жены и влиятельные темники. [4, с.70]

Совещания созывались и по семейным вопросам хана, и по вопросам управления государством. В последнем случае их передавал совет (диван), состоявший из четырех улусных эмиров, назначенных самим ханом. Из этих четырех эмиров, входивших в совет, более или менее ясно определена функция двух его членов - беклерибека (князь князей, старший эмир) и визиря, из них первый распоряжался военными делами, руководил темниками, тысячниками и т.д., второй - визирь - гражданскими делами государства.

Золотая Орда была феодальным государством, которым правил хан из династии чингизидов. Во время правления хана Узбека Золотая Орда превратилась в одно из крупнейших государств средневековья. Ибн Баттута, который побывал во многих странах и видел на своем веку много правителей, называл Узбека "одним из величайших и могущественнейших царей мира". При Узбеке государство стало централизованным, был создан управленческий аппарат, эффективно действовавший как в центре, так и на местах. Прежние улусы были преобразованы в области во главе с областными начальниками-эмирами.

Эмиры пользовались обширной полнотой власти в своих областях. На эти должности назначались обычно представители знатных родов феодальной аристократии, преимущественно из одной и той же фамилии, по наследству занимающие должность правителей областей.

Период правления хана Узбека - расцвет Золотой Орды, за которым следует период упадка при хане Джанибеке (1342 - 1357 гг.) и Бердибеке, который погиб в 1359 г. в результате заговора. С момента гибели Бердибека и до вступления на престол Тохтамыша в 1379 г., т.е. за 20 лет, в Орде сменилось более 25 ханов. Все это время шла ожесточенная борьба феодальных группировок за ханский престол. Связь между центральной администрацией в Сарае и окраинными землями государства настолько ослабла, что местные феодалы стали образовывать свои самостоятельные, независимые от ханов владения. А после кровопролитных междоусобных войн 1395 г. Золотая Орда перестала существовать как единое государство и на ее территории возникли независимые орды. [8, с.81]

Однако, это еще не конец истории Улуса Джучи. Так как наиболее влиятельными на территории Улуса Джучи были позиции полководца Тимура-Кутлука, то именно его земли в этот период стали последним оплотом "умерающего" государства. После его смерти Идегей, зять Тохтамыша, сумел в последний раз объединить все улусы Золотой Орды в одно государство, сажая на трон ханов из рода Джучидов.

Последующая история Золотой Орды - это сплошные междоусобицы и нескончаемая борьба за власть, которые, в конечном счете, привели к гибели Идегея (1419 г.) и всего государства. Золотая Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства, а также на Ногайскую Орду и Большую Орду. Так к середине XV века завершился окончательный распад Золотой Орды. [6, с.88]

В нашем мире есть одна неопровержимая истина - ничто не вечно. У всего есть свое начало и конец. Все феодальные общества и средневековые государства прошли через период экономической раздробленности и распада. Золотая Орда не стала исключением. Нельзя забывать, что она была создана в результате завоевательных войн, и единство этого огромного по территории государства, включавшего в себя множество различных областей и народов, во многом держалось на административно-силовом принуждении.

Улус Джучи как великая евразийская империя (вторая после Тюркского каганата) просуществовала сравнительно недолгий период, а на фоне истории мировой цивилизации достаточно не значительный. Прогорев, как яркая свеча, империя оставила глубокий, не до конца изученный, отпечаток в мировой истории.

2. Экономика Улусов Джучи


2.1 Торговля Улусов Джучи


Главной отраслью хозяйства, приносившей в ханскую казну баснословные доходы, была торговля, особенно внешняя. Еще при правлении хана Токты, в 1311 - 1312 гг., была проведена денежная реформа. Сарайский дирхем стал единой, устойчивой по весу и курсу монетой. Он господствовал не только в Золотой Орде, но и в сопредельных государствах.

Узбек установил порядки, максимально благоприятствующие развитию торговли. Торговые пути были безопасны, хорошо организованы, таможенные пошлины не очень высокие. Внешняя торговля велась по двум транспортным магистралям: Великому шелковому пути и Великому Волжскому пути. Первый связывал Восток с Западом, второй южные области Золотой Орды с северными. Вдоль этих двух дорог, прежде всего, по Волге, находилась основная часть городов. Торговля велась не только с русскими княжествами и Болгаром, но и с Китаем, Индией, Средней Азией, Кавказом, странами Средиземноморья. [3, с.65]

Улус Джучи был богат различными животными, поэтому главным экспортом считался именно этот живой товар. Люди, побывавшие там, обращают на это особое внимание. По Ибн-Баттуте, в караванах, следующих в Индию, бывает, например, более шести тысяч лошадей. Даже во времена Иосифата Барбаро татары отправляли в Персию лошадей по 4 тысячи в партии. Барбаро говорит, что ими вывозятся также "прекрасные крупные быки" в Европу: Польшу, а также в Валахию и Пенсильванию, т.е. в Румынию, даже в Германию и Италию. Известные двугорбые верблюды отправлялись в Персию, за каждого из которых там получали по 25 дукатов, тогда как местный одногорбый стоил всего 10 дукатов.

Весьма широкое развитие получила в Золотой Орде обычная средневековая караванная торговля на верблюдах и лошадях, центрами которых были: Сарай (Сарай-Бату и Сарай-Берке) - столица государства, Хаджитархан (Астрахань), Ургенч - центр Хорезма, Сарайчук в низовьях Яика, Солхат в Крыму, Булгар на Средней Волге. Правящая феодальная аристократия поощряла караванную торговлю, получая от нее большие барыши. Торговля, главным образом, проходила по путям, которые шли через владения Джучиева улуса на Восток, в Среднюю Азию и Китай.

В этой караванной торговле золотоордынские товары, за исключением скота, занимали самую ничтожную долю. Участие кочевников Улуса Джучи в торговле ограничивалось лишь продажей скота, в основном коней. В числе золотоордынских товаров экспорта и импорта в исторических источниках так же отмечаются: различные меха, кожа, дорогая рыба, воск, мед, соль, шелк, камка, перец, хлеб, вино, различные ткани, ковры, серебряные изделия, жемчуг, фарфор, краска и целый ряд других. Серебро, хлеб, частично меха, воск по своему происхождению являлись русскими или вывозились из Литвы; ковры и шелка из Средней Азии, фарфор и драгоценные камни - из Китая, жемчуг, перец и краски - из Индии, вино - с Кавказа. Часто золотоордынская торговля носила формы простого обмена товаров. [2, с.49]

Золотая Орда вела еще и речную и морскую торговлю через Каспий и Черное море. На южном побережье Крыма располагались известные города-порты - бывшие генуэзские торговые колонии в Причерноморье, а теперь города Улуса Джучи: Судак (Солдайя), Кафа (Феодосия), Балаклава (Чембало). После походов Бату они вошли в состав Золотой Орды. В Судаке и Кафе одно время даже чеканились джучидские монеты. Товары через эти порты переправлялись на рынки Европы, арабского мира Азии и Северной Африки.

Одной из самых доходных статей золотоордынской торговли была работорговля. Причерноморские итальянские города, особенно город Каффа, были главными центрами работорговли. Они снабжали рабами все невольничьи рынки Европы, Азии и Африки. Испанский путешественник Перо Тафур, посетивший г. Каффу между 1435 - 1439 гг., в своей книге "Происшествия и путешествия" оставил подробное описание работорговли в этом городе. Тогда город уже захирел, а в Золотой Орде заканчивался процесс ее распада, но даже в то время в г. Каффе шла бойкая работорговля. "В этом городе они продают рабов и рабынь в большем количестве, - пишет он, - чем в любом месте мира".

А тем временем, даже значительно позднее, шла оживленная торговля обычными товарами в центральном Улусе Джучи. Приведем такой эпизод. Один из богатых ширазских купцов Шамс ад-дин Мухаммад (Шираз - город на юго-западе Ирана) после своих торговых сделок в Средней Азии летом 1438 года прибыл в город Сарай-Бату с товарами общей стоимостью в 21 тысячу динаров - это были типичные восточные вещи типа амбры, алоэ, перца, имбиря, мускатного ореха, гвоздики и др. В Сарае же он купил: шелк-сырец, шелковую камку, русское полотно и т.д. [1, с.56]

Таким образом, в Золотой Орде, несмотря на завершающийся период ее существования, особого недостатка в товарах не было. Они продолжали еще туда поступать из различных стран.


2.2 Сельское хозяйство и ремесло Улусов Джучи


Могущество Золотой Орды основывалось на развитой экономике. Разрушенные города и села в оседлых областях были в относительно короткие сроки восстановлены. Одним из экономически сильных регионов стал Булгарский улус. Он обеспечивал население страны не только качественным хлебом, но и ремесленными изделиями. Из Болгара, Хорезма были привезены в нижневолжские города опытные мастера. С их участием строилась столица государства город Сарай, налаживалось в нем ремесленное производство.

Ранняя глобализация городов Золотой Орды опиралась не на общественное развитие тогдашних стран Востока и Запада, а лишь на достижения Чингисхана и его преемников, создавших невиданную в истории всемирную империю, соединившую воедино Европу и Азию. Золотая Орда - часть империи Чингисхана и главное связующее звено между Западом и Востоком. Города Золотой Орды - интеллектуальные и экономические центры с развитой инфраструктурой.

В Золотой Орде, в ее многочисленных городах поистине высокого развития получили различные ремесла: монументальная архитектура и в целом градостроительство, черная и цветная металлургия, гончарное производство с ее дорогой изразцовой керамикой, ювелирное искусство, чеканка монет, кожевенное, ткацкое, портняжное дела, обработка дерева, производства по изготовлению стеклянных, костяных и других изделий. Обо всем этом ярко свидетельствуют многочисленные находки, выявленные в результате больших раскопок, проведенных еще в 1830-х годах первым русским археологом А.В. Терещенко на остатках Сарая-Берке. [5, с.76 - 77]

Высшего уровня развития достигла в Улусе Джучи мозаичная и майоликовая архитектура, конечно, не без определённого влияния мусульманского культового зодчества Средней Азии, Закавказья (Азербайджана) и сельджукской Малой Азии. Величественные ханские дворцы, соборные мечети с высокими минаретами и с прилегающими медресе, большие мавзолеи, многокомнатные дворцы знати - и это далеко не полный перечень памятников XIII - XIV веков, раскопанных археологами или частично дошедших до наших дней.

В Улусе Джучи встретились и мирно сосуществовали традиционная степная, кочевая и новая городская культуры. Ошибочно было бы представлять это государство как сплошной кочевой мир с бесчисленными стадами животных и "дикими" скотоводами кочевниками. Золотая Орда, при сохранении традиций полукочевой жизни в летнее время, была страной городов, мира высокой городской культуры. Строительство городов усилилось при правлении хана Берке, чему немало способствовало принятие ислама. Особый расцвет городской культуры в Золотой Орде приходится на период могущества этого государства при правлении хана Узбека. В данный период, как утверждают исследователи Якубовский А.Ю., Федоров-Давыдов Г.Л. и Егоров В.Л. растет число городов, увеличиваются их размеры. [6, с.75]

Основными видами хозяйства в Золотой Орде были кочевое скотоводство и земледелие, притом первое из них преобладало в ранний период существования государства. Кочевники "очень богаты скотом, - писал современник Плано Карпини, - верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Всякого скота у них огромное количество, какого, по нашему мнению, нет в целом мире". Земледелие же было больше характерно для бывших оседло-земледельческих районов на севере и западе, а в развитой период существования Золотой Орды получивших распространение и в ее центральных улусах. [3, с.64 - 65]

Большое количество скота характерно и для периода могущества Улуса Джучи времен Узбека. Ибн-Баттута писал, что лошадей там "чрезвычайно много и стоят они безделицу, ими они (тюрки) питаются; в их крае они столь же обильны, как в нашей земле овцы, пожалуй, и больше. Бывает их у одного тюрка по несколько тысяч".

Население Золотой Орды помимо скотоводства занималось также охотничьим промыслом. Промысловая охота была распространена главным образом в более северных улусах, например, в Западной Сибири, и то в ранний период. Об этом, например, сообщает итальянский путешественник Марко Поло, который в 1271 году по пути в Китай проехал через эти земли, отметив, что местные жители занимаются там и таежной охотой. Однако позднее, в развитой золотоордынский период охота потеряла свое промысловое значение и стала лишь развлечением правящей верхушки.

В Улусе Джучи так же было развито рыболовство. Волга с ее многочисленными притоками, прибрежные воды Каспия, бассейн реки Яик были чрезвычайно богаты разнообразной, в том числе и дорогой осетровой рыбой, а поэтому рыбный промысел в тех краях был широко распространен еще с периода Хазарского каганата. О существовании рыболовства в Улусе Джучи свидетельствуют довольно многочисленные находки больших рыболовных крючков, обнаруженных во время археологических раскопок золотоордынских городов от Иртыша и Яика до Северного Причерноморья. [5, с.78]

Улус Джучи не только страна кочевников, которой она была в ранний период своего существования, особенно в своей степной зоне, но и оседло-земледельческое, городское общество, особенно периода его развития. Не говоря уже о бывших домонгольских очагах городской культуры - Хорезм, Булгар, Крым. Земледелием небезуспешно занимались даже в центральных областях. Ал-Омари (крупный ученый-энциклопедист XIV века) писал, что еще до монголов эта земля, т.е. Дешт-и-Кипчак, была страной, богатой водой и пастбищами, дававшей также богатый урожай, когда в ней сеяли хлеб. Со временем роль земледелия еще более возросла, и даже южную степную зону нельзя было уже представить без посевов злаковых культур.

Земледельческими районами нужно представлять главным образом прибрежные зоны, водоразделы средних и малых рек и т.д. Иосифат Барбаро так характеризует хлебные земли на юге страны: "Земли там плодородны и приносят урожай пшеницы сам-пятьдесят. - причем она высотой равна падуанской пшенице, - а урожай проса - сам-сто. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи", т.е. не успевают убрать.

В ярлыке Тимур-Кутлука указываются две категории возделывателей земли в Улусе Джучи - "сабанчы" и "ур-такчы". Первое из них означает основного сельскохозяйственного труженика - земледельца-крестьянина, а второе можно понять в смысле компаньона, взявшегося с кем-нибудь возделывать землю и делить урожай поровну. [6, с.72 - 73]

Итак, Улус Джучи или Золотая Орда - раннефеодальное государство с развитым сельским хозяйством и ремеслом, которое без сомнения можно назвать великой торговой империей.

Заключение


На просторах тогдашнего цивилизованного и полуцивилизованного мира Евразии возникла мировая империя Улусов Джучи - Золотая Орда, в границах превосходящих Римский мир, что сблизило Восток и Запад.

История Улуса Джучи всегда была объектом серьезнейших не только научных споров, но и политических баталий. Еще совсем недавно это государство оценивалось как чисто кочевое. Только исследования последних лет, и в частности книга Егорова В.Л., опровергли этот стереотип. В них показано, что это было государство городов, ремесленных и крупных торговых центров. В исследованиях Кульпина Э.С. Золотая Орда определяется как "высокоорганизованное конфедеративное государство, где отдельные земли пользовались широкой политической, экономической и культурной автономией", в котором "допускалось не только разнообразие культур и конфессий, но и находилось под защитой право личности на свободу духовного выбора". Этим Золотая Орда, по мнению данного автора, отличалась от других государств того времени.

Расцвет Золотой Орды пришелся по времени как раз на кризис в Западной Европе рубежа XIII - XIV вв. Взлет и падение Золотой Орды с точки зрения социоестественной истории, единицей измерения которой является век, взлет пришелся практически на время правления одного властителя - Узбека.

Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь. Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни. Ордынский порядок максимально благоприятствовал торговле, жизнь и быт человека были более защищены, чем у жителя Западной Европы. В мировоззренческой, идеологической сфере главное, чем Орда отличалась от Европы, это веротерпимость, восходящая к установкам Чингисхана. [1, с.60]

Стремясь удовлетворить свои собственные запросы и интересы, силой исторической необходимости Чингизиды - элита аристократии тех времен, стала мощным фактором консолидации раздробленного кочевого мира, сопровождавшейся разделом и переделом золотоордынского наследия, определившим на столетия политическую и этническую судьбу постордынского пространства.

Государство Золотая Орда, существовавшее в XIII - XVI веках на большей территории сегодняшней России и ряда стран СНГ, оставило богатейшее культурно-историческое наследие, оказавшее значительное влияние на формирование и судьбу многих коренных народов Евразии.

Список использованной литературы


1. Егоров В.Л. Золотая Орда: Мифы и реальность. - М., 1990. - 344 с.

. Измайлов И. Улус Джучи: Взгляд на историю средневековой империи. - Казань, 1993. - 294 с.

. История Татарстана: Учебное пособие для основной школы. - Казань: ТаРИХ, 2001. - 544 с.

. История татар с древнейших времен: Народы степной Евразии в древности. - Казань: Изд. "Рухият", 2002. - 552 с.

. Кадырбаев А.Ш. Золотая Орда и ее Евразийские наследники. - Казахстан, Алма-Ата: Спектр, 2003. - 540 с.

. Рашитов Ф.А. История татарского народа. С древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для национальных школ, гимназий, лицеев. - Саратов: Приволж. изд-во "Детская книга", 2001. - 288 с.

. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана (Древность и средневековье): Учебник для сред. общеобразоват. школ, гимназий и лицеев. - Казань: Магариф, 2000. - 255 с.

. Якубовский А.Ю., Греков Б.Д. Золотая Орда и её падение. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. - 582 с.


Теги: Экономика и хозяйственная культура империи Джучидов  Реферат  История
Просмотров: 34841
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономика и хозяйственная культура империи Джучидов
Назад