Амангельды Иманов

Биография


Амангельды Удербаевич Иманов родился в 1873 году в ауле №3, в местности «Терис-Бутак» бывшего Тургайского уезда Кайдаульской волости. Еще в детстве Амангельды лишился отца и испытал все невзгоды сиротской жизни.

Непродолжительное время он обучался грамоте у муллы, с 13 лет работал батраком в ауле, а с 16 лет у баев в других аулах.

Крупный бай Шалбаев Кусбек отнял у Амангельды его единственного любимого коня. Вскоре неизвестно кем бай-самодур был убит. По обвинению в этом убийстве Амангельды был арестован и заключен в тюрьму в Тургае.

Здесь Амангельды через Омара Тнымова и Идриса Джусупова знакомится со служащим уездного управления Токаревым Н. и Денисовым. При их содействии Амангельды после шестимесячного заключения освобождается из тюрьмы.

Близкие связи Амангельды с Николаем и Александром Токаревыми, которые позднее примкнули к партии большевиков, были началом его дружбы с передовой демократической русской интеллигенцией.

Вернувшись после освобождения в родной аул, Амангельды активно отстаивает интересы бедноты от байского произвола.

Так, когда в 1902 г. некий Калабаев Нурман отдал свою дочь в качестве второй жены одному баю, отказав законному жениху-бедняку Куандыкову Алькену, который не мог заплатить за нее «калым», Амангельды избавил женщину от ненавистного старика-бая и вернул ее любимому жениху-батраку.

В 1903 г. бай Токтыбаев Кылдыбай предал мучительной смерти бедняка Джаулбаева Исмагула. Убийце покровительствовал известный бай, несменяемый волостной управитель Шашанбаев Рахмет. Узнав о случившемся, Амангельды с несколькими джигитами примчался в аул убийцы. Рахмет собрал баев из рода Тлеулы и обратился к Амангельды со следующими словами: «Эй, Амангельды, мы с тобой родные братья, как потомки рода Тлеулы и Бегимбет. Не к лицу тебе защищать чужие интересы и устраивать дебош. Кто такие жаппасцы, за которых ты заступаешься? Если им нужен «кун» за убитого, то пусть они добиваются его сами. Зачем тебе загребать жар за чужое дело? Взял бы пример со своего деда Иман-батыра. Он имел дело только с внешними врагами. Или обрати внимание на Кошимбека, который сидит дома и не вмешивается в чужие дела».

На это Амангельды ему ответил:

«Правда, что Жаппас - это целый род. Но я отстаиваю не честь рода, а защищаю интересы замученного бедняка. Своими врагами я считаю не род, а только таких, как ты, и тебе подобных баев».

Амангельды добился возмездия за смерть бедняка. Один этот факт доказывает, что уже тогда для Амангельды интересы бедноты были выше родовых интересов, что он непримиримо боролся против господствующего класса.

В Кайдаульской волости хозяйничал бай Рахмет Шашанбаев.

Однажды этот бай прогнал трех батраков, не заплатив им за работу. Амангельды, возмущенный поступком бая, отнял у него косяк лошадей и роздал их беднякам.

Амангельды стремился распространять просвещение в казахском ауле. Вначале у себя, а затем в специально отстроенной землянке-школе он содержит учителя Топашева Исабека, получившего русское образование.

В этой школе учат грамоте на русском и казахском языках дети казахской бедноты. Здесь, у того же учителя, научился читать и писать по-русски и сам же Амангельды.

Двоюродный брат Амангельды Кошимбеков Сид-Касым после окончания этой аульной школы поступил в двухгодичную русскую школу. Впоследствии Сид-Касым стал активным помощником Амангельды (при советской власти он работал в Тургайском уездном исполкоме, а позднее стал заместителем заведующего Управлением по национальному вопросу при чрезвычайном комиссаре Тургайской области). Стремясь избавить трудящих от гнета баев, Амангельды Иманов организовал бедняков из рода Шинболат, Бегимбет, Елеке и вместе с ними в 1904 г. переселился с урочища Терис-Бутак на побережье реки Тургай. Здесь они прорыли арыки создали поливное земледелие. Эти арыки и поныне называются «Амангельды тартгасы».

Все это навлекло на Амангельды жестокий гнев баев.

Бай Кацдаульской, Каратургайской, Корторгайской волостей отправили уездному начальнику донос на Амангельды и девять его ближайших помощников. В этом доносе баи писали, что Амангельды и его товарищи ведут агитацию среди населения, не подчиняются волостным управителями и биям, и совершают набеги на аулы. «Если их не уберут, то не будет спокойствия в степи», жаловались баи.

В результате этого доноса за Амангельды было строгое наблюдение.


Революционер

иманов революция гражданский война

Наступила революция 1905 года. Трудящиеся Казахстана выступили против самодержавия.

Большевики во главе с В.В. Куйбышевым вели широкую революционную агитацию в Казахстане. Распространялись листовки и брошюры, появились подпольные типографии в Уральске, Кустанае, Актюбинске, поселке Кривоозерном.

Большевики Голованов и Виноградов непосредственно на местах руководили подпольной работой. Учителя-казахи Сералин, Кубеев и другие несли большевистское боевое слово в аулы.

На ярмарках устраивались митинги; даже в отдаленном Каркаралинском уезде состоялись демонстрации с красными флагами. Во время революции 1905 года особенно проявилась дружба русского и казахского народов.

На Спасском руднике была проведена совместная забастовка.

Начальник Тургайского уездного управления Аристов 5 декабря 1905 г. в секретном сообщении писал начальнику Кустанайского уездного управления, что «отдельные граждане Тургайского уезда среди казахского населения занимаются … революционной агитацией».

«Вполне возможно, что в этом примут участие видные люди из Кустанайского уезда … будьте весьма бдительны…»

Нет сомнения, что революционной агитацией в городе занимались друзья Амангельды И. Жусупов и К. Койдосов (впоследствии они стали большевиками работали в Тургайском уездном исполкоме).

Сам Амангельды в это время значительно активизирует свою революционную деятельность.

В 1906 г. кайдаульский волостной управитель Д. Даненов обложил налогом трудовое население, а крупные баи Шапанбаев Рахмет и Бектасов Сейткерей самовольно забрали сенокосные угодья у бедняков. В ответ на это Амангельды со своими товарищами-джигитами напал на аул баев.

По совету Амангельды беднота целого аула, управляемого старшиной Бекетом, отказалась от уплаты налогов.

Большевики добиваются проведения своих представителей в депутаты II Государственной думы: от Акмолинска - Виноградова, от Кустаная - Голованова. Вместе со своими друзьями братьями Токаревыми, агитировавшими в г. Тургае за кандидатуру большевика Голованова, И. Джусуповым и К. койдосовым Амангельды принял активное участие на предвыборных собраниях по выдвижению кандидатов в депутаты I и II Государственной думы.

В ряд волостей Амангельды удалось выдвинуть в состав выборщиков своих сторонников. Эти выборщики впоследствии стали преданными друзьями Амангельды; в восстании 1916 г. они были тысячниками и сотниками.

Начальник уездного управления был вынужден обратить внимание губернатора на состав выборщиков, избрание которых было обеспечено благодаря агитации Амангельды среди населения.

Таким образом, Амангельды Иманов в период революции 1905-1907 гг. сочувствовал большевикам.

В годы реакции царизм беспощадно подавлял революционные выступления трудящихся Казахстана. Большевистские группы были разгромлены, а их руководители заключены в тюрьму или сосланы. Так, в 1908 г. в Кустанайском уезде были арестованы член большевистской группы Голованов и руководители группы сочувствующих.

Один из членов бывшей Кустанайской большевистской группы тов. Ужгин С. Пишет, что «Друзья большевиков - казахские учителя Сералин, Кубеев и другие очутились в крайне стеснительных обстоятельствахна положении поднадзорных».

Баи и управители всячески добивались ссылки или ареста Амангельды. По требованию баев и управителей Кайдаульской и Каратургайской волостей из г. Тургая был послан полицейский чиновник к Амангельды. Он опросил девять «преступников», но арестовать их не решился и дал поручение баям следить за Амангельды, чтобы тот не выезжал из своего аула дальше 25 верст.

Но гонения не сломили волю Амангельды. Уже будучи под надзором, Амангельды в 1908 г. приехал на ярмарку в г. Тургае, где, защищая двух казахов, избиваемых полицейским отрядом, вступил в серьезную схватку с полицейскими. Его поддержала толпа и в результате отряд был разгромлен, а начальник уездного управления вынужден был скрыться.

Полиция с помощью баев и управителей арестовала Амангельды и 30 человек других участников и заключила их в тургайскую тюрьму.

По этому делу следственный органы допросили 29 человек, обвиняемых «в бунте», 15 человек торговцев и кулаков, предъявивших гражданский иск, а также 155 свидетелей - русских и казахов. Большинство свидетелей ограничилось показанием, что во главе напавших на полицейский отряд они видели человека на белом коне, коренастого, в коротком одеянии. Однако имени его не указали. В качестве свидетелей были опрошены также волостной управитель Смагул Тукин, Омар Тнымов и Идрис Джусупов.

Они также не указали, кто именно руководил «бунтом». С. Тукин высказал лишь предположение о причине возникновения «бунта». По его словам, дело началось с того, что некий помешанный казах Адельбаев Есим из аула №3 Ак-Кунской волости, преследуемый двумя солдатами, избившими его до полусмерти, крикнул во весь голос «Аманжол», «Ой бас» (боевой клич рода Аргын, Кипчак.). Услышав боевой призыв, толпа казахов напала на полицейский отряд. Далее С. Тукин показал, что по болезни он рано уехал к себе в аул и потому других подробностей не знает.

Родной брат С. Тукина - Хаким-Бек Тукин, заключенный в тюрьму, был освобожден на поруки по ходатайству братьев Денисовых (друзья Амангельды).

Все это говорит о том, что друзья Амангельды заранее приняли меры, чтобы скрыть руководство Амангельды в этом деле, и вскоре Амангельды был освобожден из тюрьмы.

Амангельды твердо усвоил жизненную необходимостью братской дружбы казахского народа с русским. До последней минуты своей жизни он боролся за укрепление этой дружбы. Лишения и трудности лишь закаляли Амангельды; в процессе борьбы и царизмом выковывалось его мировоззрение.

В годы реакции чиновники, байство и волостные управители преследуют Амангельды на каждом шагу. Чтобы избавиться от него, в 1909-1910 гг. баи несколько раз обвиняют Амангельды в краже скота. Но Амангельды сумел доказать свою невиновность.

В 1911 г. в связи с новым подъемом революционного движения, правительство рассылает секретные указания губернаторам, градоначальникам, жандармерии и военным округам с предупреждением, что революционные партии пытаются организовать выступления рабочих и крестьян и что это может помешать проведению предстоящей выборной капании в Государственную думу, поэтому надо быть начеку и установить строгий внутренний распорядок. Во исполнение этого приказания местные власти усилили слежку. Так, начальник Актюбинского уездного управления сообщил: «Есть опасения, что на актюбинской ярмарке казахи поднимут бунт. Получено секретное сообщение от агентуры, что на предстоящих рождественских праздниках по городу будут распространяться прокламации, а магазины, склады и банки - ограблены. Поэтому убедительно прошу Вас для установления полного порядка в уезде выслать команду».

Начальник уездного управления арестовал девять казахов во главе с Амангельды и под конвоем отправил их в г. Кустанай. Представитель уезда по выборам поспешил объявить во всеуслышание, что Амангельды и Бекет лишены права голоса.

В кустанайской тюрьме Амангельды Иманов впервый знакомится с революционером Омаром Дощановым, который позднее участвовал в восстании 1916 г., возглавляя кустанайских повстанцев. (Впоследствии Омар Дощанов погиб в борьбе за советскую власть).

В тюрьме Амангельды пробыл недолго.

Друзьям Амангельды, приехавшим за ним в Кустанай (И. Джусупов, С. Кошимеков и другие), вскоре удалось добиться его освобождения.

Революционный подъем 1912-1914 гг. всколыхнул трудящихся отдаленных окраин царской России.

«Национальный вопрос, - писал в. И. Ленин, - выдвинулся в настоящее на видное место среди вопросов общественной жизни России, это очевидно».

В г. Верном (Алма-Ата) работой большевистской группы руководил П. Виноградов, прибывший из Петербурга в 1913 г.

Для укрепления дружбы между трудящимися казахами и русскими он открывает вечерние курсы и школы и организует кружки сочувствующих большевистской организации. Такие кружки - вечерние школы - организуются в Троицке, Кустанае, Тургае и других городах и даже в поселках и аулах.

Нет сомнения, что организованные а. Имановым в 1913-1915 гг. группы, в которых участвовала тургайская демократически настроенная интеллигенция, были отражением именно этих кружков.

В годы революционного подъема Амангельды посещает Атбасар и Кокчетав. В Атбасаре он обменивается мнениями с А. Майкотовым.

В аулах он проводит беседы, отмечая, что казахи Атбасарского и Кокчетавского уездов лишились лучших своих земель. В связи с этим он заявлял, что недовольство народных масс против царизма все возрастает. Амангельды призывал народ к активным действиям и резко бичевал тех, кто хочет остаться в стороне от борьбы. «Повсюду, - говорил он, - люди борются, а наши казахи окопаются в лощинах и оврагах по своим кочевьям и бездельничают, - им не к чему приложить свои способности и умения. Поэтому-то и занимаются они пустыми разговорами, бесконечными тяжебными вопросами, создают родовые трения и конфликты, которым также нет конца. Сильные обижают слабых, бедняки-батраки вечно в обиде».

В заключение Амангельды сказал: «Если мы будем действовать дружно, то справедливость возьмет верх над злом, ибо за правду борется весь народ: справедливую борьбу против царизма поддержит и русский народ».

Из этих высказываний Амангельды видно, что основной, решающей силой, по его мнению, является сам народ и что его справедливой борьбой будет руководить именно русский народ.

А. Джангильдин пишет в своих воспоминаниях: «Амангельды интересовался и задавал мне вопросы о ленинских указаниях о борьбе русских революционеров».

Однажды Амангельды сказал Джангильдину: «Если мы добьемся свободы, то и у нас будет возможность овладеть знанием. Мы тоже стали бы цивилизованным народом».

Деятельность А. Иманова в этот период отражена в архивных материалах.

Начальник Тургайского уездного управления в декабре 1913 г. в рапорте военному губернатору писал: «…В Ак-Кумской волости казахи не дали управителю и полицейскому арестовать преступника. Полицейских, посланных арестовать преступника из Каратургайской волости, местное население жестоко избило и задержало. А в Кзыл-джингильской волости население не подчинилось приказаниям прибывших туда крестьянского начальника и полицейских.

Отдельные волостные управители и аульные старшины не только не оказывали содействия полицейским и работникам судебных органов, а наоборот, сами участвовали в их избиении.

Были, конечно, такие случаи и раньше, но сейчас они встречаются чаще и в более острой форме. Однако, чтобы ликвидировать беспорядки своевременно и без осложнения - не хватает полицейских работников. Поэтому убедительно прошу Вас организовать пункт полицейского урядника с постоянным местонахождением в Батбаккаре и направить туда четырех стражников, так как Батаккара за последнее время превратилось в гнездо беспорядков».

Весьма возможно, что эти выступления были организованы по указанию Амангельды: в Кзыл-Джингильской волости - А. Нургамысовым и Т. Белегеновым, в выступлениях, организованных Амангельды, принимал участие волостной управитель айгабылов Доспан.

В связи с арестом товарищей, для ходатайства за арестованных, А. Иманов, по совету друзей, в феврале 1914 г. едет в Петербург.

Один из участников поездки в Петербург, старик Досан, рассказывает, что во время пребывания в столице Амангельды много ходил по городу. Возвращаясь, он рассказывал о своем посещении различных производств, школ, кино, театров.

В своем дневнике Амангельды записал, что он вернулся из Петербурга в марте 1914 г.

По приезде из Петербурга Амангельды много рассказывал своим друзьям о своей поездке: «И в Петербурге, - говорил он, - положение рабочих незавидное. Борьба против царизма усиливается.

Это конечно, создает возможность народам России развернуть борьбу за освобождение и добиться своей независимости».

«Однако надо уметь исполнять эти возможности», - заканчивал он свою беседу.

А. Иманов много разъезжал по аулам, посещает Кзыл-Джингильскую волость.

В 1914 г. он подружился с Ниязбеоквым Жанабаем, хорошо знакомым с Россией. Вместе с ним Амангельды посещает Джезказганский, Байконурский и Карсакпайский рудники. Амангельды рассказывает рабочим о своей поездке в Петербург, предупреждая их о назревавших революционных событиях. Впоследствии рабочие этих рудников оказали повстанцам серьезную помощь.

Кампанию по выборам волостных управителей и баев в 1914 г. Амангельды использует для агитационной работы. Он открыто ведет борьбу против баев и уполномоченных по выборам в волостные управители.

При баллотировке кандидатуры сына бая Рахмета Шашанбаева - Исмагула в Кайдаульской волости Амангельды срывает выборы. Волостным управителям был избран один из участников группы Амангельды. Впоследствии в восстании 1916 г. он, будучи тысячником, выполняя серьезные задания.

В 1914 г. началась империалистическая война. На казахский народ обрушились новые тяготы.

Насильственно отбирались скот, продукты животноводства, предметы хозяйственного обихода (кибитки, кошмы, ковры и т.д.)

Предназначенные для нужд фронта «добровольные пожертвования» превратились в обязательные сборы: под предлогом сбора налогов чиновники, волостные управители и байство безжалостно обирали трудящихся. Взяточничество, произвол, применение грубой физической силы стали обычным явлением в ауле.

Все это вызывало бурное недовольство среди трудящихся.

Используя это недовольство масс, Иманов организует революционные группы бедноты в разных волостях, во главе которых ставит своих верных товарищей.

В 1915-1916 гг. Амангельды устанавливает связь с казахами Атбасарского, Иргизского, Кустанайского уездов. С джигитами этих уездов он договаривается на случай восстания, где останавливаться, как держать связь, каким путем достать продовольствие, фураж, боеприпасы.

В 1915 и 1916 гг. на тургайской ярмарке Амангельды два раза созывает джигитов из разных волостей. На одном из этих совещаний он выступил со следующей речью:

«Война все еще продолжается, народ терпит голод. Волостные управители всю тяжесть сваливают на плечи трудящихся и как вампиры сосут их кровь. Где выход из этого положения? - вот о чем я хотел побеседовать с вами».

Далее он изложил содержание письма Алиби Джангильдина из Крыма, где говорилось, что русский народ окончательно решил покончить с династией Романовых и поможет развертыванию национально-освободительного движения народов России.

Вскоре был издан июньский указ 1916 г. о мобилизации на тыловые работы казахов, узбеков, киргиз и других народностей национальных окраин. В ответ на мобилизацию по всему Казахстану начались выступления бедноты против царской власти, волостных управителей и байства.

«Не дадим царю никого в солдаты, если будут забирать силой, то до единого будем оказывать сопротивление… если сам царь явится, то и его уничтожим», - говорили бедняки.

Повстанцы нападают на чиновников, полицейских и жандармов, отбирают у волостных управителей списки призываемых на тыловые работы.

Они организуют повстанческих группы, устраивают засады на пути движения карательных отрядов, нападают на царских прислужников - баев, угоняя у них скот и т.д.

К восстанию присоединяются казахи - рабочие и батраки, работавшие у кулаков и баев. Сочувствуют восстанию также демократически настроенная интеллигенция и служащие.

Организаторами и знаменосцами национально-освободительного движения в Казахстане явились в Джетысуйском уезде - Токаш Бокин, в Тургайской области - Амангельды Иманов и Алиби Джангильдин.

В первую очередь Амангельды Иманов организует молодежь, и разъясняет ей основные цели борьбы. Он проводит собрания в аулах, где объясняет, что добивается свободы не только казахский народ, но и другие народы России и что помощь в этом и м окажет русский народ.

Участник одного из таких собраний 73-летний старик Шингис выразил свое мнение об Амангельды следующими словами: «Дети мои, кто же не торжествует, кто же не порадуется, когда перед нами стоит герой-батыр, борец, защитник интересов трудового народа.

Моему отце Тауке не раз приходилось бывать с покойным дедом Амангельды - Иман-батыром - в самые критические моменты жизни. Вот знамя, которое нес мой отец. А знамя - это боевой клич победы, символ чести, оно украшает боевые руки батыра. Желаю победы и успеха в твоем боевом походе, батыр! Несмотря на свой преклонный возраст, я готов быть твоим знаменосцем».

При помощи организованных им групп Амангельды препятствует связи волостных управителей с г. Тургаем и берет их под постоянное наблюдение. Посылая в другие области Казахстана своих уполномоченных, он призывает трудящихся к борьбе. Амангельды распространяет по всему Казахстану призывные песни народных акынов Бузаубака и Сата.

Призыв Амангельды Иманова к восстанию встревожил власти и их агентов - алаш-ордынцев и баев.

В августе 1916 г. алаш-ордынцы проводят совещание специальных представителей пяти областей (Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Джетысуйской). На совещании разрабатываются мероприятия по подавлению восстания, и по этому вопросу алаш-ордынцы договариваются с тургайским губернатором. По их указанию волостные управители и баи ведут агитацию среди участников восстания с целью внести раскол в их ряды.

Позже губернатор Тургайской области Эверсман, разъезжая по уездам, совещался с «почетными» баями, аксакалами и волостными управителями, убеждая их сохранить верность «белому царю». На одном из таких собраний присутствовал Амангельды. Он прервал выступление губернатора словами:

«Народ не допустит, чтобы у него брали сыновей в солдаты или мобилизовали их на тыловые работы. Никто не может принудить его к этому».

Узнав, что это выступает Амангельды Иманов, губернатор в бешенстве воскликнул:

«Отобрать у вас молодежь на тыловые работы мне легче, чем снять с себя фуражку. Нигде - ни на земле, ни на небе вы не скроетесь».

«Если так, - сказал Амангельды, - мы с вами померяемся силами».

Боясь осложнений, губернатор не принял никаких репрессивных мер.

Начальник Тургайского уездного управления, а также «почетные аксакалы» и волостные управители тщетно пытались подчинить себе население.

Амангельды открыто готовится к войне против царизма. В первую очередь он собирает оружие, сохранившееся у населения. Для сбора лошадей, седел, продовольствия в каждый аул он назначает уполномоченного.

Амангельды дает задание собрать с населения скот из расчета по одной голове со 100 голов крупного рогатого скота, по одной голове мелкого рогатого скота с 25 голов, по 3 рубля с крестьянского и по 100-500 рублей с байского хозяйства. Причем с баев эти сборы, в случае отказа, взыскивались в принудительном порядке.

В аулах организуют кузницы, назначаются специальные люди для снабжения их железом, углем, свинцом. Определяются города, поселки и отдельные лица, с которыми должны держать связь повстанцы, указываются все пути сношений с ними, а также места остановок.

В Иргизский, Кустанайский, Атбасарский уезды, а также на Джезказганский и Карсакпайский рудники Амангельды направляет специальных людей, чтобы не допустить проникновения сюда войск и подготовить постой для своих сарбазов.

Как сообщала жандармерия, представители повстанцев потребовали от управления свинцово-цинкового рудника «Атбасарского общества» - не пропускать воинских отрядов, заявив, что в случае невыполнения требования рудник будет захвачен повстанцами.

Амангельды снарядил отряд с заданием прервать связь с городами Тургай, Иргиз, Кустанай, сжигать на пути следования сено, постоялые дворы и захватить станции. В связи с этим Казанский военный округ получил следующее донесение: повстанцы намереваются захватить г. Иргиз. Отряд численностью около 15 тыс. человек готовится к захвату района между Челкаром и Джуруном.

С целью подготовки наступления на Тургай, для руководства действиями отдельных повстанческих групп, Амангельды назначил тысячников, сотников, пятидесятников. Для укрепления воинской дисциплины среди сарбазов были выработаны меры наказания. За незначительные проступки виновных могли наказать тысячники, сотники. Право применения смертной казни с конфискацией имущества за дезертирство, предательство и разглашение военной тайны Амангельды оставлял за собой. В связи с этим в Казанском военном округе было получено следующее донесение: «Среди повстанцев установлена строгая дисциплина, разведку проводят весьма искусно, умело и смело ведут наступление, чтобы обеспечить безопасное движение отряда посылаются дозор на 25 верст. Одновременно Амангельды разъясняет, что в борьбе за свободу неизбежны жертвы и что одним из основных условий победы является стойкость народа.

Учитывая огромную роль моральной поддержки и братской помощи восставшим со стороны великого русского народа, Амангельды предупреждает сарбазов, чтобы они ни в коем случае не обижали русских крестьян и разъясняет необходимость союза с ними в борье против царизма.

По этому поводу начальник полиции на промысле Алтын-Тау писал: «Казахи и раньше неплохие отношения имели с русскими на горнорудных промыслах, а сейчас они совсем сдружились».

Русский крестьяне систематически оказывали казахам серьезную помощь и моральную поддержку. Солдаты, вернувшиеся с фронта, разъясняли необходимость борьбы против мобилизации на тыловые работы.

На призыв А. Иманова только с двух уездов (Иргизкого и Тургайского) собираются более 50 тыс. сарбазов, преимущественно рабочих, батраков и бедняков.

Местные власти сообщали в Петербург, что казахи, работающие у кулаков и крупных скотовладельцев, а также казахи-рабочие Успенского завода, Джезказганских, Байконурских рудников, Карагандинских угольных копей и Риддера бросили работу и ушли к повстанцам.

Встревоженный подобными соощениями, Казанский военный округ просит у Министерства внутренних дел несколько дивизий для быстрейшего подавления тургайского восстания, указывая, что в противном случае оно продлится два-три года.

В связи с этим для подавления тургайского восстания был выделен особый отряд во главе с генералом Лаврентьевым в составе 11 кавалерийских сотен и 10 рот, вооруженных 14 пушками и 6 пулеметами.

В ноябре 1916 г. к этому отряду прикомандировывается дополнительно 19 кавалерийских сотен, один эскадрон и 15 рот при 14 пушках и 17 пулеметах.

Помимо отдельных стычек на пути следования войск Лаврентьева в Тургай с повстанцами Кзыл-Ордынского, Атбасарского, Кустанайского и в особенности Актюбинского и Иргизского уездов, сарбазы Амангельды дали войскам царского генерала пять сражений при их наступлении на Тургай в урочище Татыр, в ноябре - в г. Тургай, в декабре - в урочище Куйик-Шошкалы, в феврале 1917 г. - в урочище Кумке-Шу и последний раз - в урочище Урпек, близ атпаккары.

Из этих битв особенно выделяются штурм Тургая и бои в урочище Урпек. Амангельды Иманов и Алиби Джангильдин во главе своих сарбазов 7 ноября с двух сторон штурмуют Тургай. Битва продолжалась целый день, и обе стороны понесли большие потери.

Амангельды наносит серьезный урон войскам Лаврентьева, вынуждает их обороняться в казармах, руководит разгромом уездных учреждений. В критические моменты Амангельды лично руководит сарбазами, показывая пример стойкости и отваги.

Но беспрерывный пулеметный огонь, открытый войсками, не дал возможности повстанцам подойти к казармам. Кроме того, отдельные неустойчивые элементы сеяли панику среди сарбазов, вследствие чего Амангельды вынужден был отступить.

Чтобы укрепить новые занятые позиции и привести свой отряд в порядок, Амангельды сосредоточил свои основные силы в урочище Урпек, в 150 верстах от г. Тургай. Здесь он расположил свой штаб и разослал уполномоченных для организации дополнительных отрядов в соседних уездах.

Отряд Амангельды несколько раз давал отпор войскам на Иргизе, в урочище Шолаксай Кумкошу и Куйик-Шошкалы. Однако царские войска, имевшие превосходство в вооружении и в численности, вынудили отряд Амангельды отступить в степь.

Штаб повстанцев укрылся в урочище Батпаккара. Об этом разведали шпионившие за Амангельды баи, которые немедленно сообщили командованию место расположения повстанцев. Трое суток - с 23 по 25 февраля - под Батпаккарой шел кровопролитный бой. Повстанцы, руководимые Амангельды, стойко выдерживали жестокий артиллерийский и пулеметный огонь, но затем вынуждены были отступить в степь.

Положение казалось угрожающим, но в это время пришла весть о февральской революции и о свержении самодержавия, и карательная экспедиция двинулась обратно в Тургай.

Воспользовавшись этим обстоятельством Амангельды собирает повстанцев, проводит чистку среди сарбазов, удаляя все ненадежные элементы, пробравшиеся в их ряды, и реорганизует командование.

Февральская буржуазно-демократическая революция не принесла облегчения тяжелому положению широких трудящихся масс казахского народа. Буржуазное временное правительство при активной помощи контрреволюционной Алаш-Орды продолжало политику угнетения трудящихся масс. Они объявляют повстанческий комитет во главе с Амангельды «незаконными» и назначают своим комиссаром в Тургае алаш-ордынца Алмасова.

Лето и осень 1917 г. Амангельды проводит в борьбе против временного правительства и его алаш-орлдынской агентуры. С помощью руководимого повстанческого комитета Амангельды ведет широкую агитационно-пропагандистскую и разъяснительную работу в массах, одновременно продолжая сплачивать повстанческие силы. В шести волостях он снимает волостных управителей - баев - и на их место назначает проверенных людей. Он ликвидирует группу баев и управителей во главе с Абдыгапаром Джанбосыновым, готовившую контрреволюционный бунт, и налаживает революционное самоуправление в аулах и волостях.


Гражданская война


В октябре 1917 - январе 1918 Амангельды активно участвовал в установлении Советской власти в Тургае и Тургайской области, был военным комиссаром Тургайского уезда. Вступил в ряды большевиков под влиянием Алиби Джангильдина, участвовал в работе областного съезда Советов (Оренбург, 1918), в июле 1918 во главе группы советских работников проводил выборы аульных и волостных Советов. Во время Гражданской войны совместно с Джангильдиным формировал первые в Казахстане национальные красноармейские части, помогал партизанам в тылу войск Колчака. В ноябре 1918 отряд под руководством Амангельды Иманова и Джангильдина освободил от белогвардейцев г. Тургай. С переходом армии Колчака в наступление на Восточном фронте (весной 1919) алаш-ордынцы подняли антисоветский мятеж. Амангельды Иманов был арестован представителями «Алаш-Орды» и 18 мая расстрелян.

иманов революция гражданский война

Книги и фильмы советского периода


vВосстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане (Сборник документов). М.: Наука, 1960.

vНурканов А., Народный батыр, Москва, 1962.

vТурсунов X. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане. - М.: Наука, 1966.

vСапаргалиев Г.С. Карательная политика царизма в Казахстане (1905-1917 гг.). - Алма-Ата: Казахстан, 1966.

vАмангельды Иманов: Статьи, документы, материалы. (Под ред С.Б. Бейсембаева), Алма-Ата, 1973.

vМакан Джумагулов. «Орлы гибнут в вышине», Алма-Ата, 1976.

vИкрамов К.А. Все возможное счастье (Повесть об Амангельды Иманове), М, Политиздат, 1979 (серия «Пламенные революционеры»).


Использованная литература


1.А. Нурканов «Амангельды Иманов», Казахское Государственное издательство Алма-ата - 1959 г.

2.«Известия Академии Наук Казахской ССР» №44. Выпуск 3. 1947 г.

3.Турсунов X. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане. - М.: Наука, 1966.

4.Амангельды Иманов: Статьи, документы, материалы. (Под ред С.Б. Бейсембаева), Алма-Ата, 1973.


Теги: Амангельды Иманов  Реферат  История
Просмотров: 39220
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Амангельды Иманов
Назад