Творчество В.А. Серова и М.В. Нестерова

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Институт гуманитарных и социальных наук

Кафедра дизайна


Курсовой проект

по дисциплине: История искусства

Тема:

Творчество В.А Серова и М.В. Нестерова


Выполнила Шмелева М.А.

студентка группы 821631 г 1

Проверила: к.иск. С.В. Королева

доц. кафедры «Дизайн»


Тула 2014 г.


Задание на курсовую работу


по дисциплине: История искусств

. Тема курсовой работы: Творчество В.А Серова и М.В. Нестерова

. Цель и задача задания:

Подробное изучение заданной темы. Формирование исследовательских навыков. Изучение метода работы с библиографическими источниками, с целью самостоятельного отбора изучаемого материала. Упражнение в формулировании собственных мыслей, в грамотной письменной речи и правильном оформлении письменной работы

. Объем курсовой работы: 15-20 листов машинописного текста; работа поясняется визуальным рядом (диски, видео и т.д.)

. Пояснительная записка

Формат пояснительной записки А4

Содержание (перечень вопросов подлежащих исследованию)

Введение:

предполагает знакомство с этапами биографии художника.

Основная часть:

представляет собой подробное изучение содержания, композиционного и образного решения произведений художника, их сравнительный анализ.

Заключение:

предполагает сформулированный вывод об особенностях творчества художника, его живописного языка.

Литература:

(не менее 10 источников)

Срок сдачи студентом законченного проекта

Дата выдачи задания

Преподаватель доц. кафедры «Дизайн» к. иск. С.В. Королева

Задание получил (подпись студента)


Оглавление


Введение

Немного из биографии М.В. Нестерова

Описание картин М.В. Нестерова

Немного из биографии В.А. Серова

Описание картин В.А. Серова

Заключение


Введение


Тема данного курсового проекта «Изучение творчества М.В. Нестерова и Серова».

«Серебряный век» - одна из самых замечательных эпох в истории русской культуры. Немало талантливых поэтов и художников прославили Россию в начале XX века, ныне их имена широко известны всему миру. Интерес к этой теме вызван тем, что творчество талантливого русского художника М.В. Нестерова - это поиск духовно-религиозного и этического идеала, обращение к воплощению просветленной и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой.

Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа в образном строе его произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись.

М.В. Нестеров создавал не только картины - сказки, картины - легенды, картины - иконы, но также он работал в области монументальной живописи, был талантливым мастером портрета. Многие исследователи посвятили свои работы изучению портретной живописи М.В. Нестерова.

Также, Нестеров был мастером тонкого лирического пейзажа. Полотна Серова широко известны, посвящены прошлому нашего Отечества и красоте родной земли. Не случайно историк искусства и художник Александр Бенуа говорил, что Серов отразил в своем творчестве всю русскую действительность и ее историю. Прекрасно написал о блестящем мастерстве Серова Валерий Брюсов, один из знаменитых поэтов «Серебряного века»: художник вошел в область, принадлежащую живописи, как в свое царство.

Его портреты стали ярчайшим отражением времени, силой таланта их автора исключительно ясно и емко проявив характеры многих современников художника. С течением лет именно содержание стало главной отличительной чертой произведений Валентина Александровича, открыв поклонникам его творчества всю глубину неординарной личности искреннего и честного художника-гражданина, не умевшего и не желавшего притворяться, остро переживавшего происходящую вокруг несправедливость. Кто знает, какие еще шедевры создал бы этот талантливейший живописец, проживи он хотя бы на десяток лет дольше. Рассмотрим более подробно биографии и творчество этих замечательных художников в данной курсовой работе.


Немного из биографии М.В. Нестерова


Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), русский художник. Родился в Уфе 19 (31) мая 1862. Михаил Нестеров получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, а также в Академии художеств (1881-1884). Жил Михаил Нестеров преимущественно в Москве, а в 1890-1910 годах - в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Если ранние исторические картины Нестерова еще передвижнически достаточно бытописательны ("Избрание Михаила Федоровича на царство", 1886, Третьяковская галерея, Москва), то позднее, художник усиливает в своих образах фольклорные черты ("За приворотным зельем", 1888, Художественный музей, Саратов), атмосферу религиозной легенды ("Пустынник", 1888-1889, Третьяковская галерея). Знаменитое полотно "Видение отроку Варфоломею" (будущему Сергию Радонежскому; 1889-1890, Третьяковская галерея), - картина, где чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж.

Нестеров активно работал и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве, мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге, росписи храма Александра Невского в Абастумани, росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве.

Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом. По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные Нестеровым образы родных и духовно-близких людей (О.М. Нестерова, или т.н. "Амазонка" (дочь художника), 1906; П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков, или "Философы", 1917). В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления ("Великий постриг", 1897; "Святая Русь", 1901-1906). Самое большое полотно мастера - "На Руси" ("Душа народа", 1916) - включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанная по соловецким впечатлениям картина "Молчание", 1903).

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная постреволюционная выставка картин Нестерова (1935) носит закрытый, «спецпропускной» характер.

Умер Михаил Нестеров в Москве 18 октября 1942 года.


Описание картин М.В. Нестерова.


. Картина «Молчание», 1903 г. Масло. Холст



В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море в поисках персонажей для своей картины "Святая Русь". Братия монастыря - крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", - говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Раз в год монастырский собор выносил решение изловить для нужд монастыря определенное количество медведей, оленей, зайцев, лисиц. Все лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю. Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин "Молчание". Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.

2. Картина « Портрет академика Павлова» 1935 г. Масло. Холст



На предложение группы ученых написать знаменитого физиолога, Нестеров склонен был ответить отказом, хотя относился с глубоким уважением к научным достижениям Павлова. Познакомившись с фотографиями Павлова, он не нашел в них ничего такого, что могло бы его "раззадорить". Но вот состоялась личная встреча, и Нестеров был потрясен самобытностью и непосредственностью, буйным темпераментом этого человека, разменявшего девятый десяток. Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Пейзаж за окном - коттеджи, построенные для сотрудников Павлова - виден словно бы в туманной дымке. Краски портрета - "нестеровские", светлые, серебристые, выявляют утреннюю свежесть этой бодрой прекрасной старости, утро творчества.

3. Картина «Философы (С.Н. Булгаков и П.А. Флоренский)» 1917г. Масло



В портрете С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, названном "Философы", Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Художник восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского в его знаменитой книге "Столп и утверждение истины". Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два противоположных характера в едином поиске истины. Вечереет. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы - разные выражения. Священник в белой рясе - воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Другой, в черном пальто, Булгаков - олицетворение неистового противления, яростного бунта.

4. Картина «Портрет Веры Игнатьевны Мухиной». 1940 г. Масло



Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Ему по душе была скульптура "Рабочий и колхозница", созданная Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Его привлекали монументальность пластики, высокая содержательность образа, выражающая романтическую устремленность страны в будущее. Портрет строится на контрасте статики и динамики. Внешне статична крупная фигура женщины, скупы ее профессиональные жесты, спокойно и строго лицо. Зато фигура Борея - вся движение, полет, порыв. Нестеров сам выбрал для портрета эту статую северного бога ветра, сделанную Мухиной для памятника челюскинцам. Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. Румянец волнения окрасил ее щеки. В выражении глаз - неподдельное вдохновение творца. Фигура Борея становится олицетворением мятежной души Мухиной, такой обманчиво скромной, статичной, лишенной внешней патетики. Краски портрета строги. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Динамично движение белого цвета фигуры Борея, подкрепленное разлетом складок белого жабо Мухиной. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. Портрет, созданный Нестеровым за два года до его смерти, поражает свежестью и оригинальностью композиционного решения, проникновенной психологической характеристикой, умением, сохранив остро индивидуальные черты модели, создать обобщенный образ творца.

5. Картина «Великий постриг». 1898 г. Масло



Картина была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, "молниеносную любовь". Свое глубокое горе Нестеров излил в картине "Великий постриг". Тема ее - реквием по несбывшейся любви. Он написал старообрядческий скит, затерявшийся в лесной глуши, - такие он видел на родине и в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики - кельи монахинь. Здесь же церковь, часовенка. По узкой улице движется медленная процессия, длинная вереница женщин разных возрастов, одетых в черные монашеские рясы. Впереди - юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Это композиционный и эмоциональный центр картины - девушка, юная, чистая, кроткая, с глубокой печалью в сердце. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости. За девушками следует старуха с девочкой. Первая - воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Далее две монахини почтительно и не без подобострастия поддерживают властную и красивую игуменью. Композиция строится на перекличке вертикалей, черных, белых, тянущихся к небу как стройный хорал. Высокое мастерство декоративного решения целого соединяется здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого.

6. Картина «Дмитрий, царевич убиенный» 1895 г. Масло. Холст



В 1895 году Нестеров посещает Углич, чтобы написать этюды для картины "Дмитрия - царевича убиенного". Здесь он идет в музей, переделанный из дворца царевича, где видит много икон с его изображением. В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. В Угличе Нестеров делает пейзажный этюд с тех мест, которые могли быть фоном смерти царевича. Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. Это ликующий светлый мир. Нестеров любовно обласкивает кистью каждую его деталь - желтые цветы на первом плане, пушистую вербу, тонкие белые березки, покрытые весенним пухом. Вдали виднеется уютная церковь. Не касаясь луга ногами, парит над землей царственный ребенок в золотой короне, с умиленной улыбкой на лице. "Душа царевича уже витала среди весенних березок старого Углича" - этого эффекта добивался Нестеров в картине. По сути же она утверждала весеннее ликование жизни вечной, вера в которую была так необходима в тот момент Нестерову. В картине использованы элементы иконы - нимб над головой царевича, Спас в небе, его благословляющий. Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем. Светлая голубовато-зеленая гамма красок подчеркнута единственным ярким пятном - алой шапочкой царевича. Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию.


7. Картина «Пустынник». 1888-1889 гг. Масло



На данную картину наложила отпечаток смерть жены Нестерова - Марии. Там, в Уфе, Нестеров остался с глазу на глаз со своей картиной. Вот уже и пейзаж написан. Холодная, синеющая земля со следами первого снега, поблекшая трава, стынущее озеро, лес на противоположном берегу, теряющий золотые свои одежды, лишь ветка рябины одна алеет...

Художнику мило это увядание, он погружается в него вместе со своим «Пустынником» и долгими часами сидит перед картиной, уже живущей своей собственной жизнью, независимой от него.Старик неслышно бродит в лаптях вдоль бережка и, кротко улыбаясь, наставляет его, как жить: уйти, мол, надо от мирской суеты, от повседневных пустых помыслов. И еще признается старик: тяжело ему в монастырской келье, молчанье там мрачное, оно давит, гнетет. Поэтому и ушел он сюда, в храм природы, где нет ни стен, ни низкого потолка, ни вязкого монастырского безмолвия, а есть светлая тишина и можно беседовать с каждой травинкой.

Наконец решил Михаил Васильевич, что надо и другим показать своего «Пустынника». Собрался и повез картину в Москву. Слух о картине быстро прошел по Москве, и неожиданно к Нестерову явился сам Павел Михайлович Третьяков.

8. Картина «Девушка у пруда». 1923 г. Масло



Картина написана с дочери Нестерова - Натальи. Она повернула голову к пруду и смотрит. Смотрит поверх этого темного, сонного, поросшего водяными лилиями пруда, смотрит вдаль, где чуть-чуть, еле заметно, пробиваются лучи солнца... Взгляд у нее почти суровый, вся она какая-то собранная; воля, решительность во всем ее облике. Она смотрит вдаль уже недетским взглядом и не боится неизвестности. Нет, она как будто даже стремится скорее уйти туда, в далекую даль, где ждут ее испытания, труд...

Она не колеблется, не трусит, губы ее сжаты, взор решителен, она уже поняла, что жизнь трудна, даже сурова, но она не отвергает ее, не собирается прятаться от нее, а, напротив, вот-вот устремится навстречу ей. Эта девушка уже из другого племени. Нет в ней ничего схожего с теми робкими голубицами, которые прятались от жизни в монастырских кельях. Это уже девушка из новой эпохи, которой он еще не знает. Но она, его дочь, приняла все трудности новой жизни и как бы зовет его с собой.

9. Картина «Видение отроку Варфоломею». 1889-1890 гг. Холст. Масло



Нестеров написал цикл картин, посвященные жизни преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский, в Варфоломейском мире, был основателем Троице-Сергиева монастыря в Сергиевом посаде, а также являлся его игуменом. Русские религиозные философы считали Троице-Сергиев монастырь, местом средоточия русской духовности.

Лучшей работой, которая была посвящена выдающемуся деятелю православной церкви, была признана картина Видение отроку Варфоломею». Фигурку молодого пастушка Нестеров писал с натуры. Ему позировала девочка из деревни Комякино. Когда художник увидел девчушку лет 9, короткостриженную, с большими, удивленными, голубыми глазами, немного болезненного вида, он сразу понял, что это находка для его отрока Варфоломея. Также в деревне Абрамцеве, Нестеров нарисовал пейзаж для своей картины. Создавая облик чудесного видения, художник стремился передать как можно больше исторической подлинности. Другими словами создать такой образ, который бы воспринимался как реальный герой, настоящий отрок Варфоломей. И у него это получилось благодаря ландшафту и убедительной фигурки отрока. В самом пейзаже нет ничего таинственного. На дальнем плане можно даже увидеть огород с капустой. Фигурка монаха максимально приближенна к стволу старого дуба, для того чтобы сосредоточить все наше внимание на мальчике. По выражению лица и благоговейной позы можно понять, что в душе юноши происходит чудо.

10. Картина «Два лада». 1905 г. Холст. Масло



В нестеровских картинах весьма часто не пейзаж сопровождает сюжет, а сюжет способствует проявлению пейзажной идеи. Любование природой, ее притяжение хорошо читается в картине «Два лада», навеянной известным стихотворением А.К. Толстого. Нестеровский образ Руси рождается в слиянии души человека и очеловеченной художником природы.

Путем к обретению единства человека и природы, поэтического раскрытия ее «души» для Михаила Васильевича Нестерова стало обращение к народной сказке и легенде. Попытка найти «душу» русской природы в сказочности осуществлена художником в картине «Два лада». Это пейзаж душ влюбленной пары, и он полон их весеннего счастья, их нежной любви. Это пейзаж сказочной лирики и лирической любовной песни. И сравнивая его с натурным этюдом, по которому он писался, мы видим идеализацию природы в глазах людей, находящихся в том счастливом состоянии, когда мир становится сказочным во всей своей реальности. Здесь перед нами открывается именно «пейзаж души», пейзаж-песня, сказка.

Нестеровская природа одухотворена. Образ мыслился слитно: тема должна звучать и в персонажах и в пейзаже. Эта картина - двойной портрет, портрет-диалог, в котором два полярных характера, как две мелодии в музыке, находятся в единстве контрапункта.

Художник сумел показать, как любит он «русский пейзаж, на фоне которого как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни, и русскую душу».

нестеров серов пейзаж русский история

Немного из биографии В.А. Серова


Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский живописец. Родился 7 января 1865 года в Петербурге. Учился в юности у И.Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской Академии художеств в 1880-1885 годах у П.П. Чистякова. Творчество Серова раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М.А. Врубелем, а позже с К.А. Коровиным.

Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещенная солнцем" (1888; обе в Третьяковской галерее). В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма. С начала 1890-х годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало. Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К.А. Коровина, 1891, И.И. Левитана, 1893, Н.С. Лескова, 1894, Н.А. Римского-Корсакова, 1898, - все в Третьяковской галерее).

Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Валентин Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, стал пользоваться более широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты в живописи Серова сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения модели портретируемого.

Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича Романова, 1897, Третьяковская галерея; С.М. Боткиной, 1899, Ф.Ф. Юсупова, 1903, - оба портрета в Русском музее в Санкт-Петербурге). В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания. Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка ("Дети", 1899, Русский музей; "Мика Морозов", 1901, Третьяковская галерея). В 1890-х - начале 1900-х годов Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. В поздний период (начало 1900-х годов) Серов связан с "Миром искусства". На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях Серова, в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля "модерн", неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологических характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности.

В середине 1900-х годов Серов создает несколько героических портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904; М.Н. Ермоловой, 1905, Ф.И. Шаляпина, 1905 - оба в Третьяковской галерее). В портретах М.А. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О.К. Орловой (1911; оба в Русском музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально-обусловленных черт в человеке. Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников "Мира искусства", отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи ("Петр I", темпера, 1907, Третьяковская галерея).

В последние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Сочетая условность мифологического образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греческой архаики, Серов дает собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909).

Скончался Валентин Александрович Серов 22 ноября 1911 года в Москве.


Описание картин В.А. Серова


. Картина «Похищение Европы». 1910 г. Масло



Сюжет картины, взятый из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из любимейших сюжетов мирового искусства. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Влюбившийся в нее, Зевс явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине). Наконец, Европа решилась сесть на спину быка-Зевса - тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса и впоследствии родила ему трех сыновей-героев. Похищение Европы Серова - не столько изображение мифа, сколько его отблеск, эмблема всего мира греческого искусства с его "высокой декоративностью, граничащей с пафосом", как говорил Серов. Часто присутствующий в работах художника момент игры с художественными воспоминаниями явлен и здесь: ритмично ныряющие дельфины. Бык напоминает изображения быков на древнегреческих сосудах (быть может, отчасти поэтому Серов первый из художников, изображавших миф о похищении Европы, отступил от первоисточника, рассказывающего о белом быке с золотыми рогами - коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз). Неожиданно живой и осмысленный взгляд быка-Зевса подчеркивает застылость неподвижного лица-лика Европы - маски архаической коры, своего рода символа всего греческого искусства. Одно из значений, имени "Европа" - "широкоглазая", что удивительно созвучно тому изображению лица Европы, которое дает Серов.

2. Картина « Девочка с персиками» . 1887 г. Масло, холст



Известная работа художника В. Серова - картина «Девочка с персиками» была написана летом 1887 года. Героиня портрета - дочь известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова - Вера. Девочке было всего 12 лет, когда мастер взялся писать её портрет.

Верочка вроде бы сидит неподвижно, внимательно глядя на зрителя. Но по её смуглому лицу, на котором проступил румянец, по тёмным всклокоченным волосам, заметно, что ещё несколько минут назад девочка резвилась в залитом солнцем саду. Ещё мгновение, и она сорвётся, словно бабочка с цветка, снова в сад играть с детьми. И вот этот самый момент ухватил талантливый художник.

Если присмотреться, видно, что скатерть завёрнута вверх и аккуратно уложена, чтобы её края не свисали со стола. Обычно так поступали в тех домах, где были маленькие дети, чтобы они не могли потянуть за конец скатерти и опрокинуть всё, что поставлено на стол. Именно на таком отвороте лежат персики, ножик и пара кленовых листьев. Видимо, персики сюда только что принесла Вера, чтобы угостить своих товарищей по игре, а, может быть, младшего братика или сестрёнку. Вероятно, для этого и нужен ей ножик: надо разрезать персик и достать из него косточку. А листочки - импровизированные тарелочки для половинок фруктов.

Если вглядеться в глаза девочки, видно, что у неё загадочный взгляд, есть в нём даже что-то цыганское. Вера обаятельна и непосредственна, в её облике чувствуется то, что она настоящая заводила среди детворы. Вот и сейчас нашла лишнюю минутку, чтобы прихватить из зимней столовой угощение для всех. Её лицо лучится счастьем, и так же лучезарно всё вокруг неё. Именно потому картина кажется такой гармоничной и жизненной. Благодаря приёмам, взятым из импрессионизма, В. Серов сумел неподражаемо передать игру солнечного света, его насыщенность, и даже то, что трудно собственно нарисовать - воздушность и мимолётность мгновения. «Девочка с персиками» дарит зрителю ощущение радости и счастья.

3. Картина «Мика Морозов». 1901 г. Масло, холст


Другой замечательный детский портрет, также являющийся художественным шедевром в творчестве В.А. Серова, - это Мика Морозов (1901 г.) Михаил или Мика, как его звали в домашнем кругу. Сын известного богатого промышленника и коллекционера живописи М.А. Морозова 5-ти летний ребёнок, отличавшийся незаурядными способностями. К тому времени он уже говорил по-английски, самостоятельно изучал грамоту, отличаясь необыкновенной живостью натуры. В его одежде, внешнем облике мы не находим и намёка на его социальный статус, как это нередко было принято в детских портретах представителей богатых и знатных семей. Да художник и не стремился к передаче внешних атрибутов его социального положения. Как раз напротив, свою задачу он видел в том, чтобы раскрыть сложный духовный мир ребёнка, ещё только-только начинающего познавать жизнь и восторженно воспринимающего её. Схваченный кистью художника эмоциональный порыв ребёнка, его устремлённость к внешнему миру, увлечённость и восторженность - эти черты, по воспоминаниям родных и друзей Мики, в наибольшей мере отражали живую и активную натуру мальчика, выросшего затем в крупного учёного, блестящего знатока английской литературы и культуры, известного шекспироведа.

В.А. Серов стремится передать на полотне сложную гамму ощущений ребёнка, его живость, открытость миру. Эта сложность ощущений ребёнка, чистота и свежесть его помыслов подчёркиваются белым цветом его рубашки на золотисто-зелёном фоне, который ещё больше усиливает белизну одежды и оттеняет красивые живые черты детского лица. Мастерски выполненная палитра красок, тонко и сочно передающая душевный порыв и эмоциональную взволнованность ребёнка, позволяют сказать, что В.А. Серов в этой картине сумел удивительно глубоко и точно проникнуть в мир детства, увековечить на полотне то прекрасное мгновение, которое выражает счастливое и безоблачное детство. С психологической точки зрения развивает здесь мысль об исключительной важности эмоциональных переживаний ребёнка, как важнейшей силе его духовного становления и совершенствования.

4. Картина «Петр I.» 1907 г. Масло. Холст



Автор картины Петр I Валентин Александрович Серов в своем творчестве неоднократно обращался к исторической теме. Будучи членом Мира искусства, художник претворял в своих произведениях художественные принципы объединения, проявлял интерес к русской истории XVIII века (смотрите картина Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте).

Петр I был написан Серовым по заказу известного книгоиздателя И. Н. Кнебеля, для репродукции в школьном наборе картин по русской истории.

Уверенной походкой шагает навстречу свирепому ветру великий государь. Его свита, комично пригибаясь, пытается преодолеть порывы воздушной стихии. Выбранная снизу точка зрения позволяет Серову подчеркнуть мощь и величие фигуры императора.

Картина Петр I с одной стороны отражает дух масштабных преобразований ушедшей эпохи, с другой - выражает ностальгию современников Серова по сильной фигуре царя-реформатора.


5. Картина «Портрет Иды Рубинштейн». 1910 г. Холст, темпера, уголь



На картине изображена русская виртуозная балерина Ида Рубинштейн. Еще до знаменитой Айседоры Дункан она внесла в балет элементы эротизма, когда танцевала «Саломею» и в т.н. «Танце 7 покрывал» сбросила с себя одежды и осталась обнаженной. После этого постановку запретили. Балерина вошла в труппу С. Дягилева, принимала участие в знаменитых «Русских сезонах» в Париже. Там она прославилась исполнением партии Шахерезады в одноименном балете Римского-Корсакова. В 1909 году окончательно эмигрировала из России во Францию. Она дала согласие позировать Серову обнаженной, единственная из всех светских дам.

Сам художник отзывался о ней с восхищением: «Увидеть ее - это этап в жизни, ибо по этой женщине дается нам особая возможность судить, что такое вообще лицо человека…». Весь облик и характер искусства модели с тонким чувством воплощен в портрете.

Композиция картины делится по горизонтали на 2 части: сверху - блеклый фон, снизу - фиолетово-синее покрывало. Тело танцовщицы - того же цвета, что и фон, оно теряется на нем. Это как-то скрашивает вопиющее нарушение традиционных академических канонов: у женщины неестественно прямые линии ног, рук, спины. Но одновременно своей тонкостью они придают натуре привлекательность, изящество и шарм. От пышной прически, сходной с нимбом, взгляд зрителя переходит к резкому мазку, обозначившему спину и лопатки.

Тонкость лодыжек и запястий подчеркнута зеленым шарфиком, который придает портрету определенную законченность и воспринимается зрителем как оправа. Простой незамысловатый фон подчеркивает прелесть фигуры и создает дополнительный акцент на драгоценностях, украшающих пальцы ее рук и ног. Необычный поворот головы и сложность позы напоминают о мадоннах на полотнах мастеров Высокого Возрождения.

Начиная свою творческую карьеру как художник-передвижник, в конце концов, Серов перешел к выражению модернистских тенденций. Именно эта картина признана одним из выдающихся образцов русского модерна.

6. Картина «Портрет княгини Ольги Орловой». 1911 г. Холст. Масло



На картине изображена княгиня Ольга Константиновна Орлова (1873-1923), урождённая княжна Белосельская-Белозерская - жена начальника Военно-походной канцелярии, генерал-майора князя В. Н. Орлова. По свидетельствам современников, она была гордой, несколько ограниченной женщиной, не отличавшейся ни интеллектом, ни особой красотой, ни высокими духовными качествами. Однако, в Петербурге она слыла самой модной и элегантной дамой. Серов стремился создать современную по духу картину, оставаясь в рамках традиционного парадного портрета. Картина писалась с большими перерывами на протяжении 1910-11 гг. практически одновременно с совсем непохожим на неё портретом Иды Рубинштейн, что говорит о разнонаправленности творческих поисков художника.

Серов писал этот портрет по заказу самой княгини. Хотя произведение выполнено с утончённой живописной техникой, оно не лишено иронии, и даже насмешки. О.К. Орлова изображена в претенциозной позе: непропорционально большая шляпа, обнаженные плечи, соболий палантин, руки, сжимающие жемчужное ожерелье, выставленная лакированная туфля придают образу вычурное изящество.

Отношение современников к портрету княгини было противоречивым. Одни восхищались высоким стилем картины, талантом и мастерством Серова.

Картина с успехом выставлялась в персональном зале Серова на международной выставке в Риме в 1911 году. Сам художник остался доволен своим произведением, что случалось с ним весьма редко. Заказчица также не высказывала недовольства, но, судя по тому, что через год после смерти Серова она передала портрет в Русский музей Александра III, он ей не очень нравился.

7. Картина «Портрет художника Исаака Левитана». 1893 г. Холст. Масло


В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник (хотя известно, что Левитан также позировал в своей мастерской). Серов здесь выбирает манеру письма, напоминающую портреты Крамского: сумрачный фон, коричневые тона, суховатая живопись. "Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы", - пишет о своем друге Коровин. " Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз... Грусть его изящна. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта. И эта красивая тоска опьяняет вас, как аромат цветов", - вторит Коровину живописец Яков Минченков. Эта байроническая тоска и меланхолия воскрешают в памяти искусство романтической эпохи. Бессильно упавшая аристократически красивая рука в серовском портрете - прямая отсылка к позднеромантическим портретам Брюллова - Портрету Струговщикова и Автопортрету.

8. Картина «Заросший пруд. Домотканово». 1888 г. Холст. Масло



Картина Заросший пруд создавалась одновременно с Девушкой, освещенной солнцем. Первоначальное название картины - Сумерки. Этот пейзаж Серов писал, когда выдавались пасмурные дни и нельзя было работать над портретом Марии Симонович. Художник закончил его, лишь когда начали появляться желтые листья и летний вид сменился осенним. Пейзаж с похожим мотивом и таким же названием написан в 1879 году Василием Поленовым. Поленов, вместе с Саврасовым, был в русской живописи главным мастером "лирического пейзажа", посвященного "поэзии тихих уголков русской природы". Мягкий рассеянный солнечный свет, песчаная дорожка, приветливо "приглашающая" к прогулке по лесу, женская фигурка, примостившаяся на укромной скамейке в глубине картины, - все это создает у Поленова атмосферу мечтательной тишины, свойственной лирическому направлению передвижнического пейзажизма. Серов шутливо называл свой Заросший пруд "Добиньи-Руссо", указывая, таким образом, на взятый им совершенно иной образец пейзажной живописи (французские художники Шарль Добиньи и Теодор Руссо были характерными представителями барбизонской школы).

Но характер живописи в серовском пейзаже не вполне совпадает и с указанным им самим "первоисточником": пейзажи барбизонцев, с их световоздушным маревом, предвосхищали живопись импрессионизма; Серов же здесь (как и в Девушке, освещенной солнцем) гораздо ближе не к импрессионизму, а к Сезанну. Неподвижная, тяжелая, без малейшей ряби вода, напоминающая жидкую ртуть, кроны деревьев, словно впаянные в небесную твердь, - все кажется сотворенным из единой субстанции, словно оледеневшим или замершим в волшебном сне. "Вообще от картины веет каким-то безжизненным холодом", - заметил один из критиков. Это не уютный лес для прогулок и мечтаний, а чаща, которая могла бы окружать замок спящей красавицы, где ветви деревьев нельзя раздвинуть, а можно разве что разрубить мечом. Подобная сгущенная атмосфера "странного места" спустя два года будет с той же убедительностью передана Левитаном в картине У омута.


9. Картина «Портрет художника К.А. Коровина». 1891 г. Холст. Масло



Серов и Коровин были неразлучными друзьями - Савва Мамонтов прозвал их "Коров и Серовин", несмотря на различия в темпераменте и характере, привычках и образе жизни. "Серов, неизменно аккуратно одетый, тщательно причесанный, был всегда обаятелен и на вид угрюмо-серьезен, а Коровин отличался непостоянством, в достаточной степени легкомыслием, малоприятной "художественной" небрежностью в костюме. "Паж времен Медичисов" - прозвал его Серов за вечно торчащую у него между жилетом и брюками белую рубашку. Серов был выдержанного, стойкого характера и очень определенного образа мыслей, Коровин же метался, как былинка по ветру: сегодня он на похоронах Баумана... дает сто рублей в кассу революционеров, а завтра с излишней почтительностью заискивает перед директором императорских театров", - вспоминал Всеволод Саввич Мамонтов, сын знаменитого мецената.

Коровин, который обычно в два-три сеанса заканчивал свои работы, часто досадовал, что Серов чересчур долго "копается" с картинами и "засушивает" их. Но здесь Серов, словно подчиняясь темпераменту друга, пишет размашисто, этюдно, яркими пятнами цвета при великолепной воздушной серебристости общего тона, намеренно стилизуя портрет под живопись самого Коровина. Этой манерой письма передан и "вихлястый", по выражению Серова, характер Коровина, и его "артистическая небрежность"; в то же время Коровин изображен здесь как именно творческая личность, человек искусства: "В небрежно написанной фигуре К. Коровина никто не угадает банкира или ростовщика. Конечно, художника выдают аксессуары, в виде палитры, этюдов, но и без них вы узнаете жреца искусства, ленивого, беспечного, великого в минуты вдохновения и неустойчивого в обычных отношениях жизни", - отозвался о портрете один из рецензентов.

10. Картина «Портрет княгини З.Н. Юсуповой». 1902 г. Холст. Масло



На портрете Серова Юсупова изображена в роскошном модном интерьере, сидящей на атласном диване, где рядом с ней пристроился модный же белый шпиц. Поза княгини нарочито "неудобна" - Серов акцентирует момент позирования "модному" опять-таки художнику. В портрете доминируют извилистые витиеватые очертания и формы. Беспокойна поза модели, капризно и сложно изломаны руки, прихотливы складки платья - и всему этому словно аккомпанируют "тревожно" изогнутые линии спинки дивана, рокайльные завитки золоченых рам и лепнины и цветочные узоры мебели. Хрупкость и грация оборачиваются нарочитой искусственностью, а "очаровательная" улыбка - застывшей маской светской любезности. Портрет, как всегда, потребовал множества сеансов, нескольких месяцев работы. Княгиня с юмором рассказывала князю Щербатову: "Я худела, полнела, вновь худела, пока исполнялся Серовым мой портрет, а ему все мало, все пишет и пишет!" Серову в упрек ставилась чрезмерно тщательная, "замученная" живопись лица, в противоположность эскизно взятому антуражу. Сама же Юсупова считала именно собственное лицо лучшей частью портрета. В какой-то момент Юсуповы даже намеревались вырезать из портрета овал - голову княгини - но, к счастью, этого не случилось. Живопись портрета отличается красотой и благородством колорита, построенного на игре оттенков, подобных красочным переливам жемчуга или перламутра - розоватый, серебристо-серый, кремовый, сиреневый. Колористически портрет Юсуповой перекликается с изысканными пасторалями Ватто, воскрешая в памяти представление о живописи рококо.


Заключение


В данной курсовой работе мы рассмотрели творчество двух великих мастеров своего дела - двух русских художников конца 19,начала 20 вв.- Нестерова и Серова. Оба этих великих живописца поистине отличаются манерностью живописи, глубиной восприятия проблем, затронутых в картинах. Несомненно, их темы и манера живописи в чем-то перекликаются ,но все-же имеют существенные различия ,несмотря на близость временного промежутка их творчества.


Список литературы


1.«Жизнь и творчество Серова»

2.«Михаил Нестеров. Картины

.«Галерея картин художника Нестерова»

.«Арт планета»

.Валентин Серов. Жизнь замечательных людей. Аркадий Кудря. 2001 г. 230 с.


Теги: Творчество В.А. Серова и М.В. Нестерова  Курсовая работа (теория)  Культурология
Просмотров: 34458
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Творчество В.А. Серова и М.В. Нестерова
Назад