Языческие традиции в культуре русского человека

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИИ И БИЗНЕСА»


Тема: Языческие традиции в культуре русского человека


Студент гр. ТДз-21

Е.А. Белоусова

Преподаватель О.А. Березкина


г. Находка 2014


Введение


Ввиду все более растущего интереса к своему родному коренному язычеству данная тема является актуальной. У русского народа неизбывна связь с корнями, с его первоистоками. А первоистоки у нас - общеславянские, стало быть, языческие. Мы не должны и не можем поставить крест на той культуре, истории, тех верованиях и чаяниях, которыми жил наш народ до крещения Руси. Забвение языческих богов, их капищ, верований и суеверий наших предков есть путь тупиковый. Мы появились не из неоткуда, наше какое бы оно ни было должно оставаться с нами. И оставалось на протяжении тысячи лет христианства на Руси в виде остаточных знаний, в фольклоре (преданиях, сказках, былинах, песнях), в генетической памяти народа.

Актуальность исследования - растущий интерес к своему родному коренному язычеству.

Объект - языческие традиции в культуре русского человека

Предмет - место языческих традиций в культуре русского человека на современном этапе

Цель - изучить место языческих традиций в культуре русского человека на современном этапе.

Задачи -

выявить место языческих традиций в культуре русского человека на современном этапе

провести параллель между языческими традициями и современностью

определить уровень знаний и интереса к истории России и Древней Руси.


Влияние исторических факторов на русскую культуру


Тьма, пришедшая со стороны средиземного моря…

М.А. Булгаков

Лучше нам помереть, чем отдать Богов наших на поругание!

Угоняй, тысяцкий, Новгородский, 989 г.


Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

В настоящее время, в эпоху глобализации остро встал вопрос о самоидентификации русского человека. Эта проблема зрела уже давно. Каждого русского человека знакомого с историей международных отношений за последние триста лет, безусловно, вводило в недоумение отношение к России, которое считается вполне естественным в странах Западной Европы, недоброжелательное и несколько пренебрежительное. Такое настроение среди ведущих социальных слоев было несправедливым, научно не доказанным и откровенно предвзятым. У такого стойкого заблуждения должны быть глубокие причины.

Незнание собственной истории лишает нас уверенности в себе, как нации в масштабах глобализации. К сожалению, очень многие россияне и вовсе отворачиваются от нашей истории, открещиваются как от чего-то постыдного и не достойного, но нам есть чем гордиться и мы должны гордиться своими корнями. Душа русского человека, рвется наружу, она болит, и стремиться вернуться к своему, родному и понятному. Все прошедшие века кровь русского человека хранит генетическую память своих предков, кто-то слышит этот зов, кто-то не хочет слышать. Но мы должны знать свою историю, неважно нравится она нам или нет.

Веками у русского народа выбивали землю из-под ног, почти в буквальном смысле. Россию лишили ее корней, памяти предков, культуры, не брезговали переписывать ее историю в угоду политическим целям. Навязали чужую веру, принеся ей в жертву треть населения Руси, сжигая, не желающие покоряться веси и целые города. Именно с крещения, история нашей страны начинает искажаться. До нашего времени дошло очень мало источников рассказывающих о жизни и быте наших предков, потому что новая власть позаботилась о том, чтобы эта история была забыта, уничтожая свидетельства глубины и мудрости исконно русской культуры, называя их бесовщиной.

Свою далеко не маленькую роль сыграла теория норманнизма, но ведь она возникла не просто так, это была попытка заделать дыру в истории, и дыру не маленькую. Как же так получается, что из ничего, будто на пустом месте, сразу после крещения возник и расцвел целый народ. Дикий такой, что даже международной торговлей занимался, и договоры международные с соседями заключал, совсем дикий, потому что без разрешения Князя Великого, по земле русской чужакам ходить не дозволено было. Сначала к Князю на поклон, а потом иди, коли дозволит.

Между тем, даже если позабыть, что летопись ясно говорит о варяжском происхождении жителей города Новгорода (ведь никто не заподозрит викингов в Садко и Буслае) и располагает Варяжское Поморье в «Кушабах» за Даньском; саги отличают варягов-веренгов от норманнов и сообщают, что первый норманн, поступивший на службу императора Константинополя, Болле Болесон (1021 г.) застал там сложившуюся дружину веренгов; восточные источники называют варягов-варангов «сакалиб ас-сакалиба» - «славяне славян»; а западные авторы именуют варягов-варангов на службе византийского императора «вандалами», как в те времена называли не скандинавов и не норманнов, а жителей южного, славянского берега Балтики.

Можно встретить в солидных ученых трудах рассуждения о том, что у славян не было и не могло быть единой веры и общих богов, как не было и единого государства. Только вот в 860 году из-за убийства двух руссов, по приказу Михаила III, отличавшимся взбалмошностью (о чем мы находим ясные намеки у Фотия), за неуплату их долга, славянское государство на Днепре с центром в Киеве разгромило Царьград, послав в карательную экспедицию 360 судов (по всей вероятности, по 40 человек в каждом) для отстаивания своих международных прав. Разве способно на такое слабое и неразвитое государство? К 860 году Русь была сильна и достаточно организованна.

Сообщение русской летописи, заимствованное из хроники продолжателя Георгия Амартола (или общего источника), писавшего гораздо позже происходящих событий о том, что Русь потерпела поражение под Царьградом из-за разразившейся бури, неверна. Летописец смешал два события произошедших в разное время. В действительности не только Фотий (родственник царицы Феодоры, патриарх в Царьграде, свидетель событий), но и многие другие греческие и западноевропейские источники говорят о том, что Русь в 860 г. вернулась с триумфом. Хотя наши некоторые историки писали об этом, но в курсах русской истории ошибочность сведения русской летописи осталась неподчеркнутой. Именно, огромная победа дала основание руссам всплыть на поверхность русской истории.

Нападение на Царьград вовсе не было нападением грабителей, а войной двух государств, причем нападающее защищало свои международные права и настаивало на выполнении договоров. Что, поход не был набегом разбойничьей шайки, видно уже из того, что император Василий Македонянин, после разгрома окрестностей Царьграда и удаления руссов, вынужден был послать к руссам послов с дарами для «возобновления прежних договоров.» Первые договоры с Византией, сведения о которых дошли до наших дней, были заключены в 860 и 874 гг.

Представление, что русская государственность началась с призвания варягов, не может рассматриваться как непоколебимая. В момент появления Рюрика в Новгороде, в Киеве уже существовало государство, воевавшее, заключавшее международные договоры, внушавшее своей силой уважение, даже таким государствам, как Византия. Имеется еще один документ, подтверждающий выводы сделанные из бесед Фотия и сообщающий о том, что организованная христианская община с епископом во главе имелась на Руси еще более ста лет до Владимира Великого. Этот документ - окружное послание патриарха Фотия, другим патриархам разосланное в 867 г. и извещающее о том, что Русь приняла христианство.

К середине XII в. государство стало утрачивать свою силу и значение как могущественная держава раннефеодальной Европы. Причиной этому послужила экономическая, а затем и политическая раздробленность страны на отдельные княжества. Монголо-татарское нашествие нанесло неисчислимые беды.

Почему же так мало упоминаний о Руси и ее международных взаимоотношений? Дело в том, что сам народ не считали себя единым, Русью называли Киевскую область, Новгородцы же считали себя словенами, при всем этом для других государств разделения не существовало, зарубежные государства называло племена одним словом - «Русь». Подтверждение данной мысли мы найдем в «Повести временных лет» составленной в 1114 г. Совершенно бесспорно, что Новгород для автора «Повести» не был «Русью», равно как и новгородцы не считали себя Русью. Русь для летописца была, прежде всего, Киевская область, он употреблял слово «Русь»,главным образом, в узко географическом значении. Из летописи видно, что первый русский князь Олег разделял своих подданных на киевлян (Русь) и новгородцев (словен). Общее значение Руси приживалось долго, по крайней мере, до конца XV века, еще во времена Ивана III в Новгороде вспоминали, что Владимир крестил «Русьскую и нашу Словеньскую землю».

Никогда Новгород не был руководящим центром всей Руси. Когда Рюрик стал новгородским князем, и князем соседних финских племен началась консолидация только северной части славянских и неславянских племен в какой-то конгломерат, которому в дальнейшем предстояло стать одной из составных частей Руси. Нельзя путать начало династии с началом государства. Новгородское государство уже существовало, если оно было в состоянии прогнать варягов за море, но и договориться с соседними финскими племенами о новом организационном шаге: образовании постоянной армии и приглашении на пост общего военачальника и управителя совершенно постороннего лица, обеспечивавшего нейтральность его решения.

Мы не можем признать Новгород колыбелью Руси потому, что он Русью не был, как мы уже упоминали. Именно Киевское государство еще до Рюрика называлось Русью, и только «варяги»-Рюриковичи стали навязывать Новгороду это имя. Киевское государство сформировалось, также задолго до Рюриковичей и было, по-видимому, сильнее и важнее Новгорода. Мы не знаем, когда жили братья-основатели града Киева-- Кый, Щек и Хорив, но именно о них, вероятно, уже упоминает армянский летописец VII века Зеноб Глак. Следовательно, между ними и Аскольдом и Диром лежали по крайней мере два столетия. В истории России Новгород сыграл немалую роль, но не ту которую ему приписывают.

Наша история и культура теряются в песках времени, нещадно перемалывающих все, что мы не смогли сохранить. И не смотря на то, что пришлось пережить России, еще живы отголоски нашего далекого прошлого.


Христианство и язычество после крещения Руси


Русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было бы сказать, что преобладало в образовавшейся смеси - христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или, язычество, поглотившее христианское вероучение.

Кардинал дЭли, 15 в.

Империя и церковь сами растили и холили своих могильщиков и сами хоронили лучших сынов русской нации. Потребовалось очень много времени и усилий, чтобы заставить русского человека отречься и забыть веру наших дедов и прадедов. Не хотела русская душа принимать чуждую ей христианскую религию, для того чтобы новая вера ассимилировалась, ей пришлось войти в симбиоз с язычеством.

Начиная с креста, древнего Языческого символа, узурпированного христианами, выражающего идею защищенности «со всех четырех сторон». В традиционном мировоззрении, сторон не четыре, а пять, как и стихий-первоэлементов. Мы не привыкли считать за сторону центр, вертикаль мировой оси - важнейшую часть мироздания традиционного человека и после падения Язычества, и особенно во времена его безраздельного господства.

Как известно, распятия времен земной жизни Христа производилось на Т-образном столбе, а не на кресте - в «Суде гласных букв» античный автор Лукиан (около 160 года) указывает, что именно букву «тау» (современное «т») «тираны приняли за образец, её вид копировали, когда ставили столбы, на которых распинали людей». Его современник, христианин Минуций Феликс, восклицает в сочинении «Октавий»: «Мы не почитаем крестов и не желаем их. Это вы (язычники), имея деревянных богов, почитаете и деревянные кресты как принадлежности ваших богов».

Как показывает наша история и культура, крещение Руси проходило не так, как рассчитывали Византийские священники. Русский народ не желал отрекаться от родных богов и веры его дедов и прадедов. Насажденная политика принесла свои плоды, но не те что ожидали соседи. Искоренить язычество оказалось сложнее и церкви пришлось прикрывать языческие праздники, давая им христианские имена. Если оглянуться на наших западных соседей, то сразу станет очевидным особенности нашей христианской культуры переплетающейся с язычеством, в котором видны параллели и с мудростью Востока и с таинствами разрекламированного индуизма. Как церковь вуалировала язычество видно хотя бы на примере основных пяти языческих богов.

Перун.(Покровитель всех пяти родов русских. Сочетает в себе все их качества.) По сообщению византийца Льва Диакона, в честь Перуна в болгарском городе Доростоле 20 июля 971 года великий князь русский Святослав совершал торжественные жертвоприношения, и именно в этот день в традиции русского «народного православия» стал днем празднования Громовика Ильи. При этом, как и положено Языческому Божеству, «Илья» мог покарать не только самого святотатца, но и его общину (в древности, конечно, род), во избежании чего еще в начале 20 века на мужика, вышедшего пахать в день Громовника, накидывались разом все односельчане, били, отнимали сбрую - и пропивали её в честь «Ильи». В день Громовержца русские провославные мужички почитали грозного «святого» не столько свечечкой и смиренной молитвой, сколько пиром, к которому, как и их предки во времена Юстиниана, закалывали откормленного в складчину всей деревней «ильинского» быка, на худой конец барана. Потом следовала буйная пляска - «попляшу святому Илье».

Христианских вероучителей подобное «смешение стилей» не радовало. В одном из средневековых поучений сказано: «Епифанийрече: по праву ли сие глаголют, яко Илья Пророк есть на колиснице ездягремитъ, молшяпущаетъ по облакамъ и гонитъзмк? Святый же рече: не буди то чадо, ему такобыти, велико бо безумие есть… человецибоумоврединии суть, да по своему безумию написали».

Однако в конечном итоге приходилось мириться хотя бы с такой, прикрытой христиански «псевдонимом» формой почитания древнего Божества, хотя бы потому что, во многих местах почитание древнего Бога под его собственным именем продолжалось до Нового времени, в Болгарии до 18 века, в Белоруссии до 19в. в Пскове немец-путешественник И. Вундерер видел в 16 веке каменные кумиры Перуна и Хорса, до 20 века бранились: «Сбей тебя Перун!» подобные ругательства бтовали в Белорусии-«Кабцябе Пярун треснув!» и в Словакии - «Паром те забив!»

На Руси в честь громовника Ильи пели песни: «где Илья ходит, там жито родит» - как столетия водили по селу юношу, закутанного в листву, величая его «краль Перун». Тут вся сельскохозяйственная магия заклинания урожая, во всем подобная восточнославянским обрядам, посвященным Яриле. Однако, в качестве действующего лица выступает Перун. Позднее эта роль перешла к девушке, которую величали Пеперудой или Пеперуной (иногда еще Додолой, что созвучно с литовским прозвищем Перкуна - Дундулис). Пелась песня о том, как золотая Пеперуда летает перед Перуном, прося у него дождя. Наконец, записанной в 20 годах прошлого века на Станиславщине в Галиции купальской песне Перун назван «отче над Ладом», и у него просят «дочекати (дождаться) Лада-Купала», т.е. Перун покровительствует главному празднику плодородия и любви.

Хорс-Даждьбог .(Покровитель рода волхвов). В Пятерке заменяет Велеса. На Украине существует много песен, в которых упоминается Даждьбог. В первой, записанной в Волынской области в 1965 году, соловей, прилетевший весной из словянского рая- «Вырея» говорит, что «не сам вийшов, Дажбог мене вислав», и отдал ему ключи - отпереть весну, запереть зиму. Другая песня записанная дважды - в 20 годах прошлого столетия на Волыне (если совсем точно - в Стрижавцах Винницкой губернии от некоего Юркевича), и в 1975 году - в Тернопольской области, еще любопытнее. Пели ее только при встрече с кем-либо едущего на свадьбу жениха. Даждьбог выступает здесь как покровитель свадеб и супружества (как и в летописи), готовый сойти со своего вековечного пути, уступая дорого жениху, торопящемуся на главное, единственное в жизнисобытие - свадьбу.

Еще показательнее то, что существует болгарская песня схожего содержания, в которой жених просит Солнце уступить ему дорогу. На Руси, в Череповецком уезде еще в 19 веке дружески советовали попавшему в сложное, запутанное положение человеку: «Помолись (или поручись) Дажбогу, управит понемногу». Владимир Даль в своем знаменитом «Словаре живого великорусского языка» указывает, что на Рязанской земле еще в его время клялись словом «Дажбо» или «Дажьба». Иногда клятва звучала более развернуто «Авось те Дажба, глаза лопни!»( видимо, подетель света должен был покарать лжеца, клянущегося его именем, или клятвопреступника лишение Своего дара - слепотой.)

Перун в русских памятниках часто упоминается в паре с Хорсом-Даждьбогом. «Слово святого Григория»: «и ныне по окраинам молятся ему, проклятому богу Перуну, и Хорсу». «Слово некоегохристолюбца»: «Не может терпеть христиан, двоеверно живущих, верующих в Перуна и в Хорса». «Слово Иоанна Златоуста»: «Начали поклонятся… Перуну, Хорсу».

Стоит обратить внимание, что сын Сварога прославился в славянских преданиях установлением двенадцатимесячного календаря и брачных обычаев. Т.е. Даждьбог устанавливает ритуалы - взаимоотношений полов, общественных прослоек, общества и Природы, Космоса. Ведь и календарь был ничем иным, как чередой праздников и обрядов - в какой день приносить быка Перуну, а в какой - ставить дедушке-домовому к подпечку котелок с горячей кашей.

Стрибог. Покровитель рода воинов. «Стригольники»-новгородские смутьяны конца 14 века, учившие людей молиться под открытым небом, исповедоваться матери-Земле и изготовлявшие обереги. В частности, среди изготовленных ими «наузов» фигурирует крест, на обратной стороне которого расположено изображение ворона. Похоже, что речь идет не просто о созвучии названия новгородских чародеев и имени древнего Бога. Долгое время полагали, что стригольники были религиозными новаторами-вольнодумцами, еретиками вроде болгарских богомилов, чешских гуситов или немецких протестантов. Однако так и не удалось выявить самого главного для подобных движений - цельной доктрины.

Современный российский исследователь А. И. Алексеев видит в слове стригольники корень «стрига» или «стрыга». Человеку конца 14 в. - начала 15 в. слово было знакомо, так называли ведьму, вампира, оборотня, пьющего кровь детей, вредящего посевам, летающего на буйных ветрах.

Про стриг писали еще древние римляне, продолжала в них верить и православная Византия. Знала стриг средневековая Европа. В начале 12 века венгерский король Коломан особой статьей законов рассматривает веру в стриг как Языческий пережиток. В Польше знали и мужской род этой нечисти -стрыгаев. В Хорватии упырей называли стригонами. Инквизиторы часто говорили о «ереси стриг». Очевидно, новгородские стригольники были банальными колдунами.

Вера во вредящих посевам стриг была не чужда и Руси. Даже в тихой Костромской губернии засвидетельствована вера в существо с таким названием, вредящее посевам. Именно стригам приписывались круги на полях.

Стрибог - Бог опасности и смертельного риска, летавший на буйных ветрах, переменчивый как ветер, ратной удачи. Бог ветра. Тем не менее, как и Перун отразился в «народном православии». Есть там в высшей степени занимательная фигура - Святой Касьян, Касьян Злопамятный, Немилостивый. Он связан с заложными (недобрыми) покойниками, теми самыми из которых выводятся упыри, он «из панов, княжий сын», молод, за буйный, строптивый нрав и пьянство Бог наказал его, определив именины раз в четыре года, 29 февраля. И именно он держит в пещере на двенадцати цепях ветры, то выпуская их и обрушивая на людей, то заточая вновь.

Семарьгл - Ярила. (Покровитель рода торговцев и земледельцев.) В 1884 г. А.С. Фаминцын в своей работе «Божества древних славян» высказал предположение, что загадочное имя Семаргл, причинившее столько головной боли исследователям, не более чем описка, освященная авторитетом святого Нестора и закрепленная последующими писцами. Вне летописи это имя встречается исключительно в перечнях Богов, очевиднейшим образом списанных с того же летописного. Переписчики приняли за две буквы «ьг» одну - «ы». по мысли Фаминцина читать надо Сем Ерыл или Сем Ярила. Б. А. Рыбаков сопоставил его с литовским и прусским божеством растительности Пергрубием, которому по словам автора 16 века Менеция, в день святого Георгия (23 апреля) литовские племена приносили жертву несколько акробатическим образом. Жрец-вуршкайт, держа в правой руке полную чашу пива, воспевал прогоняющего зиму Пергрубия, а затем ухватывал чашу зубами, выпивал ее, не прикасаясь руками, и перебрасывал опустошенную чашу назад через голову.

На праздниках Ярилы на вопросы этнографов, что за Ярила такой, празднующие отвечали: «Он любовь очень одобрял». Праздники Ярилы знала Русь, Белоруссия, Сербия, под несколько измененными именами и Поморье Варяжское, и Болгария. В Белоруссии Ярилу (Ярылу) встречали 27 апреля - почти в те же дни, когда литовцы, пруссы, жмудь и иные балтийские племена пили пиво славя Пергрубия-Переплута. Самого Ярилу белорусы представляли в виде прекрасного молодого всадника на белом скакуне, в белом одеянии и в венке из цветов, держащего в левой руке - снопик ржи, а в правой - человеческую голову (символы соответственно жизни и смерти).

Подобные белорусскому Ярилину дню праздники отмечались на Украине, у словенов и хорватов, когда чествовали «Зеленого Юрия» - имя Юрия созвучно Яриле, и изображали его на белом коне, ряженные в его честь украшались венками из цветов и трав. Песня в честь Юрия - «Святой Юрий по полям ходил, По полям ходил, Да жито родил» - почти повторяет белорусскую песню в честь Ярилы.

Но если встреча Ярилы весной была вполне пристойным действом, то буйные праздники в честь него летом не уступали прославленной множеством писателей Купальской ночи (на которую кое где и приходилась).

Епископ Тихон Задонский, впоследствии произведенный православной церковью в святые, в 1763 году увещевал свою собравшуюся на чествование Ярилы в конце мая паству: «Из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний некакий был идол, называемый именем Ярилой, который во сих странах за бога почитаем был, пока еще не было христианского благочестия». Это считается первым упоминанием о Яриле, но если прав Фоминцын, то дату первого упоминания надо сдвинуть по крайней мере до 980 года. Ярилу на воронежских торжествах изображал мужик с раскрашенными белилами и румянами лицом, одетый в бумажный колпак с бубенчиками и украшенный лентами и цветами. Проходил его праздник в первый день Петрова поста. Идол Ярилы по местному преданию стоял на горе рядом с Галичем (Костромским), и там в честь него проводились трехдневные празднования в неделю Всех Святых. Позднее в Галиче Ярилу изображал старик.

В Суздале, по отраженному, в местной летописи сказанию, находился идол Яруна. В Кинешме Ярилу праздновали на лесной поляне два дня.в первый день Ярилу встречали, во второй хоронили. Похороны Ярилы - обряд распространённый на территории России и Украины.

Праздники Ярилы были рассредоточены по всей весне и первой половине лета. Причиной этому были христианские праздники пасхального цикла и связанные с ним посты. В народном православии связанный с русальными обрядами праздник в июне, накануне троицы, называется Семик. (не является ли это сокращенно-ласкательная форма прозвища-титула Сем, Сем Ярило).

Если с обрядом его встречи все более или менее ясно - двадцатые числа апреля, то срок его «похорон» смещался по календарю в разных местностях от Троицы до первого понедельника после Петрова поста (29 июня). Петров пост, кстати, церковники, когда-то ввели исключительно для того, чтобы «накрыть» им буйные празднества в честь Ярилы и Купалы. Вне Руси его не знали и не знают.

Любопытно, что на Вологодчине (почему-то только в ней) об этой стороне Петровского поста помнили, согласно сообщениям этнографов, до 19 в. Впрочем, сейчас дата празднества Ярилы установлена с удовлетворительной точностью. И это снова заслуга Рыбакова. Изучив календарные метки на кувшине из села Ромашки, на речке Рось, относящемуся ко временам так называемой Черняховской культуры, к 4 веку, академик взял за точку отсчета изображение колеса с шестью осями - уже известного нам громового символа, предположив, что это Перунов день 20 июля.

Отсчитав от него 27 дней-зарубок назад, Рыбаков обнаружил два косых креста - символ костров Купалы. Особо отмечена была дата 12 июля, когда Громовержцу выбирали жертвы. После Перунова дня начинаются жатвы, и заканчиваются в тех краях, где лепили кувшин, 7-го августа, что и отмечено на кувшине символическими изображениями двух серпов и снопов. Наконец, на делении, соответствовавшем 4 июня, ученый обнаружил обозначение деревца - и указал, что именно в этот день, по свидетельству А.М. Горького, в Нижнем Новгороде провожали Ярилу, завивая березку, и скатывали с горы огненное колесо.

В тот же день, в далеком Вольгасте, в земле поморян, еще не ставшей германской Померанией, немецкие монахи-проповедники Оттон из Бамберга и его спутник Сефрид видели «около четырех тысяч человек, собравшихся со всей страны. Был какой-то праздник и мы испугались увидев, как безумный народ справлял его играми, сладострастными телодвижениями, песнями и громким криком».

Атрибутами Яровита, кроме белого, как у белорусского Ярилы, коня, были щит и копье. Точно такими же атрибутами впоследствии христианские иконописцы снабдят святого Юрия-Георгия (имя которого означает земледелец).

Макошь. (Покровительница рода детей-рабов.) Словенцам известна сказка о колдунье по имени Мокошка. Еще в 16 столетии в исповедальнях, так называемых «худых номоканунцах», исповедникам предписывалось задавать «духовным дочерям» вопрос: «Не ходила ли еси к Мокуше?» Рыбаков предполагал, что имя Богини может быть истолковано как «Мать судьбы, жребия, участи» или же «Мать коробов, мать урожая». Т.е. Макошь становилась Богиней судьбы и плодородия. Созвездие Водолея в Древней Руси называлось Мокрошь или Мокрешь. Моравский историк 18 в. Стржедовский упоминает божество Макосла.

Ленивой девке насмешливо говорили: «Спи, Мокуша пряжу спрядет за тебя». Звучала угрожающе поговорка: оставленная ленивой пряхой прялка со спутанной куделью считался недобрым знаком - «Мокуша опряла». Она воплощает ни много ни мало - Судьбу, высшее понятие, любой Языческой мифологии. В Ведах с прядением или тканьем сравнивали само творение мироздания.

Огромным почетом окружали прядение и связанные с ним вещи и понятия на Руси резной узор, покрывавший прялку, включал и «Громовые колеса» с шестью спицами, и солнечные символы, и воплощающие землю квадраты и ромбы, изображения змея или некоего драконоподобного существа в основании лопасти означавшего недра и до космических высот с символами светил и грома.

Форму и узоры (и даже технику резьбы) севернорусских прялок полностью повторяют традиционные надгробья Украины и Югославии, каменные надгробья Московского Кремля 13-14в.в. Сербский епископ Павел Ненадович в 1743 году запретил устанавливать на могилах увенчанные «преслицом» (прялкой) столбы и шесты, повелев ставить вместо них кресты. Любопытно, что на русском Севере в ходе обрядового святочного «озорства» парни отбирали прялки у девушек и относили на кладбище, где ставили на могилу или могли даже бросить в вырытую для погребению яму.

Совершенно так же и на русском Севере, кроме Мокуши, была и более величественная фигура Пряхи - так называемая «святая Пятница», имеющая предельно мало общего с греческой первохристианской святой великомученицей Параскевой. Еще в 20 в. в Ленинградской области верующие были убеждены, что «Пятница - это и есть Божья матерь».

Ее почитанье выражалось в принесении обетов, в том числе - на изготовление полотнищ, которые могли принести в посвященную Параскеве церковь или часовню, а могли - вывесить на ветвях у посвященного Пятнице почитаемого камня с выемкой в виде человеческого следа, или у родника, или у колодца. Там же, а также на распутьях стояли изображения «святой» вопреки православной традиции - резные. Ветви кустов и деревьев вокруг этих православных идолов густо покрывали шнуры и клочья пряжи, пожертвованные почитательницами грозной «святой». Именно в честь «святой Пятницы» русские девушки справляли «макриды», бросая пряжу в колодец.

Поскольку Пятница отождествлялась с Богородицей , то еще со средневековых времен стала изображаться на Руси как Пряха - с веретеном и пряжей в руках. В заговорах «матушка Богородица», восседающая «на острове Буяне, на бел-горюч-камне Алатыре», как правило, предстает прядущей. Богородица в народном православии отождествляется с самой землей - так, мужикам, разбивающим комья земли на пашне палками, бабы пеняли, что они бьют саму Богородицу.

Любопытно и другое сходство с «святой Пятницы» - а стало быть и Мокоши. А.А. Потебня обратил внимание, что в украинской сказке «святая Пятница» замещает действующую в схожих по сюжетах русских сказок Бабу Ягу. Пятница, как и словацкая Макосла, Баба Яга в некоторых сказках повелевает дождем. Если Мокошь равнозначна Яге, то проясняется и ее социальная роль, ее связь с определенной кастой. Сказочный образ Бабы Яги и ее «избушки на курьих ножках» в окружении увенчанного черепами частокола, как выяснил еще В.Я. Пропп, является поздним фольклорным отголоском обрядом инициации, посвящения в род. Тех обрядов, которые делали из ребенка или раба свободного, равноправного соплеменника. И если Макошь как Мать покровительствовала вечным детям-рабам, то она же отвечала за «второе рождение» свободного человека, полноправного сына или дочери своего племени.

Их помнили и даже кое-где почитали вплоть до 19 и даже 20 в.в., но само Пятибожие как цельная система было окончательно уничтожено в 1071 году, когда в Киеве пропал без вести вдохновлявшийся «Пятью Богами» волхв. Белее мы не встречаем свидетельств о почитании руссами и славянами Пятерых Богов. Разумеется, Пятибожие не исчерпывает всего богатства и разнообразия древнерусского Язычества.

Русский мужик простодушно называл Богами множество православных святых: «Егорий - скотий Бог, Власий - коровий Бог, Василий Кесарийский - свиной Бог, Мамант - овечий Бог, Козьма да Демьян - куринные Боги, Зосима и Соватий - пчелиные, Флор и Лавр - конские», самым чтимым был «мужицкий Бог, русский Бог» святой Никола. Русские крестьяне видели в образах волшебных живых существ. Их «кормили», делали им подарки, для них - а то и для стоящих нна перепутье крестов - шили особую одежду, а при упорном неисполнении молитв могли наказать кнутом.

Наряду с этим продолжали чтить настоящих идолов. В 18 в. под Архангельском в лесу стоял почитавшийся крестьянами идол лешего, в 15 в. лесного хозяина звали лесным Богом, в 19 в. возносили ему молитвы - именно молитвы, которые сами так и назвали, отличая от заговоров. В 1920-е годы в курятнике одного из подмосковных сел этнографы нашли идол куринного Бога Боглаза, в северных деревнях на посиделках молились то глиняной «Масленице», то деревянной «тете Ане», которой кланялись с приговором, целовали в губы и наряжали.

Молились овиннику, почитали по-язычески, жертвами: водяному - топили коня, или улей, или черного петуха, или конский череп; лешему - оставляли в лесу коня, или масляный блин, или яйцо; домовому - оставляли в подпечке плошку с молоком, иногда обметали углы смоченным в петушиной крови веником и ставили горшочек каши на его «именины»; банному - душили и зарывали под порог бани черную курицу.

Но как святых чтили нехристианскими обрядами так и на языческих существ распространяли обряды христианские: домовой и леший охотно принимали освященные в церкви пасхальные яйца. Через тысячу лет проходит вера крещенных, искренне полагающих себя христианами русских людей в то, что языческие святыни, символы, обряды - сильней. О языческом происхождении всех этих оберегов не задумывались, а зачастую и просто не знали, но явно предпочитали их кресту и молитве.


Язычество на современном этапе


На современном этапе глобализации, все больше россиян начинают интересоваться культурой и традицией наших предков. Возникает все больший интерес к нашей истории, организовываются разнообразные общества неоязычников, анастасиевцев. Русский человек стремиться окунуться в давно погребенную под христианством и временем родную культуру: возобновляются культы языческих богов, в их честь устраиваются празднества, строятся целые деревеньки без единого гвоздя, как строили наши предки.

Стоит упомянуть и о знахарях, которые почему-то считают себя истинными христианами, читая при этом наряду с христианскими молитвами и языческие заговоры. Это явление двоеверия свойственно всему русскому народу, конечно найдутся фанаты веры и атеисты, но эти индивидуалисты всегда будут в меньшинстве. Сегодня многие предпочитают обращаться не к врачам, а к разного рода бабкам и экстрасенсам. То есть вера в чудо живет в каждом человеке, а может и вера в чудо здесь не причем, а все дело в том, что мы интуитивно, на уровне генетического кода тянемся к родному и понятному нам явлению. Поражает тот факт, как через все тернии времени и разного рода репрессии до нас дошли мудрость и знания. Потрясает непрерывность традиций наблюдаемых на Севере, Западе и в малых населенных пунктах Центральной России. Возникло немало телепередач посвященных истории, культуре и преданиям русского народа. Ругая свою страну, русский человек не перестает быть ее патриотом и искренне верит в загадочность русской души.

Также свидетельством того, что язычество является неотъемлемой частью современной жизни, может служить серия документальных фильмов «Таинственная Россия», репортаж показанный в телепередаче «другие новости» на ТВ3 в начале апреля, об эксперименте челябинского профессора истории, который решил построить в лесу деревеньку по древнерусским обычаям и переехал туда со своей семьей и друзьями. В Приморском крае Кавалеровского района селе Зеркальное живет ведун Раен, информацию можно найти на сайте «Ранадор». В презентации использованы фотографии сделанные в парке «Киевская Русь».

В ходе исследовательской работы, путем анкетирования, было опрошено 125 респондентов в возрасте 20-65 лет. Данное исследование не претендует на исчерпывающий и полный анализ, но полностью отвечает поставленным перед ним задачей.

Результаты исследования показали, что история России гораздо более знакома людям, нежели история Древней Руси. Больше половины респондентов интересует наше прошлое. Почти 80% небезразлично пренебрежительное отношение европейских стран к России. Интерес к истории не зависит от образования и возраста, хотя больший интерес проявляют люди в возрасте 30-65 лет, но преобладающее большинство знает нашу историю только из школьных учебников.

Результаты исследования свидетельствуют, что и в наше время продолжает существовать двоеверие, люди крестятся в христианских храмах, но до сих пор соблюдают традиции предков, прошедшие сквозь века. Празднуют языческие праздники, верят в домовых и обереги. Из предложенных им восьми языческих праздников, самым популярным является Новый Год - 112 человек, затем Масленица - 101 респондент, как видно отрыв совсем небольшой, прощенное Воскресенье, Чистый Четверг, Иван Купала и Белтан, самый непопулярный, но «самый» языческий.

Из чего можно сделать вывод, что пусть наше поколение и не знает кто такие Ярила, Перун и Велес, но наши предки сумели сохранить свою веру до наших времен, и донести до нас крупицы языческой мудрости.

Русский человек патриот своей страны, и не смотря на все жалобы, он не остается равнодушным.

христианство язычество традиция божество


Заключение


Эта Русь ославлена, проклята и практически забыта. Об этой Руси мы знаем немногим больше, чем о сказочной Лемурии или Атлантиде. По словам христианских проповедников до Крещения наша земля прозябала в темноте, варварстве и дикости, оскверняя небо человеческими жертвоприношениями, покорно платя дань то аварам, то хазарам, то норманнам. Только стоит ли верить тем, кто отрекся от веры отцов и дедов? Тем, кто навязывал нового Бога огнем и мечом?

Русь состоялась и возвысилась задолго до Крещения - подлинная, исконная, языческая Русь, унаследовавшая от арийских предков высокую культуру, сложное устройство общества и древнюю веру, поднимавшую человека вровень с богами. Русь великая, свободная, бесстрашная, наводившая ужас на врагов, заставившая уважать себя даже могучую Византию…

Эта цивилизация не сдалась без боя. Последний языческий город на Руси открыл ворота новой вере лишь через два столетия после Крещения. Последние русские язычники с оружием в руках поднялись против штыков крестителей уже в 18 в. христианству пришлось радикально измениться, обрусеть, принять многие народные поверья и обычаи, известные еще с языческих времен, чтобы стать своим на русской земле.


Список используемой литературой


1. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. М., 1997

. Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь. М.,1996.

. Гумилев Г.Л. Черная легенда. Друзья и недруги великой степи. - СПб.: «Ленинградское издательство», 2011.- 448 с.

. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. - 3-е изд.,доп. / Под общ. ред. А. Е. Жерихова. - М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. - 592 с. + илл.

. Прозоров Л.Р. Русь Языческая. Сумерки русских богов.- М., Яуза-пресс, 2011.-544 с.

. Парамонов С. Я. История руссов. Славяне или норманны? М.: Вече, 2012.-320 с.

. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества 12-13 вв. М., 1993

. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 2001

. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 2001

. Хомяков П.М. Россия против Руси. М. 2004


Теги: Языческие традиции в культуре русского человека  Реферат  Культурология
Просмотров: 38169
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Языческие традиции в культуре русского человека
Назад