Центральные банки

Центральные банки

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ.. 5

1.1. Общие сведения, сущность и функции центрального банка. 5

1.2 Политика Центрального банка в денежно-кредитном регулировании экономики. 16

ГЛАВА 2. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 33


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. На современном этапе развития российской экономики, в условиях продолжающейся её трансформации и становления денежного рынка ключевую роль играет эффективная деятельность как Центрального банка, так и всей банковской системы в целом, которая обеспечивает финансовыми ресурсами предприятия, организации и малый бизнес, составляющий основу любой развитой рыночной экономики.

Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в  условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит  стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Объектом исследования в курсовой работе является Центральный банк Российской Федерации.

Предметом исследования является деятельность Центрального банка Российской Федерации.

Целью курсовой работы является исследование деятельности Центрального банка Российской Федерации, его функций в развитии банковского дела на современном этапе.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

·   рассмотреть основные функции Центрального банка Российской Федерации и его роль в рыночной экономике России;

·   провести анализ деятельности Центрального банка по развитию банковской системы Российской Федерации;

·   рассмотреть денежно-кредитную политику Центрального банка Российской Федерации.

Основой для написания курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов таких как Фетисов Г.Г., Сенчаганов В.К., Лаврушин О.И., Багдасаров М.В., Макеев С.Р. и др.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

1.1. Общие сведения, сущность и функции центрального банка

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе[1]. Деятельность Банка России регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) и другими федеральными законами.

В соответствии с законом Банк России является юридическим лицом, освобожденным от уплаты всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не были приняты или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Центральный банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные главные управления являются обособленными подразделениями, осуществляющими часть его функций на определенной территории. Территориальные главные управления подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

Высший орган Банка России – Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею.

В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно председателем Совета директоров.

Совет директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Структуру и штаты Центрального аппарата Банка России, а также уставы его других структурных подразделений утверждает Совет директоров. К его полномочиям также отнесены:

·   изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов;

·   определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России;

·   другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы страны.

Решение Совета директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство членов. Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков в стране.

Наряду с Советом директоров вне банка функционирует и Национальный банковский совет. В его состав включаются представители президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек.

Члены Банковского совета утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной денежно-кредитной политики, включая регулирование денежных ресурсов[2].

Итак, теперь определим основные цели деятельности Центрального Банка России. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что «целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.[3] Отметим, что, согласно ст.3 данного Закона, получение прибыли не является целью деятельности Банка России[4].

Определив цели деятельности Банка России, рассмотрим функции, которые Банк выполняет для осуществления этих целей. А для этого определим, что же является целью, а что функцией центрального банка.

Цели и функции центрального банка зачастую смешиваются. Между тем каждое из понятий имеет содержательную нагрузку и не может отождествляться друг с другом. Функция – это сама деятельность, определяемая спецификой предмета, тогда как цель – это то, ради чего она совершается, что составляет ее результат. Функция центрального банка – это его деятельность как отдельного субъекта, как отдельного юридического лица по отношению к другим субъектам; функции определяются как разнообразные виды деятельности, установленные законом и выполняемые банком для реализации поставленных перед ним задач.

Поскольку с точки зрения права центральный банк как институт создается государством для выполнения только ему присущих задач, перечень функций полностью определяется федеральным законом. При этом перечень функций банка, исходя из понимания законодателями задач, которые ставятся перед ним, может меняться (сокращаться или расширяться).

В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 18 функций, который не исключает реализацию иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функции можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России. Таких функций пять:

1) функция денежно-кредитного регулирования (регулирующая);

2) функция нормативного регулирования (нормативно-творческая);

3) операционная функция;

4) информационно-аналитическая функция;

5) надзорная и контрольная функции.

В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции:

·   во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

·   монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

·   выступает кредитором последней инстанции для всех кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

Итак, в данной функции денежно-кредитного регулирования просматривается назначение (роль) банка, призванного регулировать денежный оборот. Будучи эмиссионным центром, выступая организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае кратковременной необходимости у них дополнительных денежных средств, Центральный банк Российской Федерации, выполняющий данную функцию, реализует свое назначение в экономике.

Функция нормативного регулирования (нормативно-творческая функция) предусматривает:

·   разработку правил ведения банковских операций;

·   определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

·   определение правил ведения расчетов в Российской Федерации;

·   разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

Деятельность Банка России по созданию нормативных актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих банковские операции, порядок учета и отчетности коммерческих банков, дает ему возможность упорядочить и развивать работу кредитных учреждений, создать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, позволяющие им в рамках действующего законодательства осуществлять обслуживание своих клиентов.

Операционная функция позволяет Банку России:

·   осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок;

·   управлять своими золотовалютными резервами;

·   обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Полномочия, определяемые данной функцией, позволяют Банку России вести широкий круг деятельности, обслуживать разнообразный перечень потребностей экономических субъектов, при необходимости выступать в качестве уполномоченного агента государства по ведению расчетов по финансовым операциям.

В соответствии с информационно-аналитической функцией Банк России:

·   проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

·   участвует в разработке прогноза платежного Балана страны, организует его составление;

·   устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице[5].

Для Банка России данная функция имеет особое значение. Без ее выполнения практически невозможно регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках. Анализ и прогнозирование экономического развития страны является той интеллектуальной базой, которая дает возможность определить динамику и структуру денежно-кредитных отношений. Сведения Банка России о тенденциях экономического развития страны, развитии отдельных секторов экономики, динамике платежного баланса, валютном курсе, основных показателях банковской деятельности, предоставляемые экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу, составляют важную информацию, позволяющую им при необходимости скорректировать направления своего развития.

Надзорная и контрольная функции возлагают на Банк России:

·   надзор за деятельностью банков и банковских групп;

·   государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их;

·   регистрацию банками эмиссий ценных бумаг;

·   валютное регулирование и валютный контроль.

Данные полномочия позволяют Банку России выполнять целевые ориентиры, направленные, в том числе, на развитие и укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны Банка России как самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности не основан на отношениях подчиненности между ним и коммерческими банками, поэтому его вмешательство в их оперативную деятельность строго ограничено законом; оно осуществляется только в случаях нарушения правил, установленных Банком России, а также при наличии угрозы интересам вкладчиков (кредиторов). В соответствии с законом Банк России не должен принуждать коммерческие банки выполнять операции, не предусмотренные учредительскими документами, законодательством и нормативными актами.[6]

В экономической литературе можно встретить и другие критерии классификации функций Банка России. Среди них функции в зависимости от направлений его деятельности. Здесь выделяются функция хозяйственной деятельности и функция административной деятельности, которые в свою очередь состоят из организаторской функции (организация и управление денежным обращением) и функции защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков (кредиторов).

Помимо рассмотренных функций, в литературе можно встретить также упоминание о функциях: осуществления денежной эмиссии и организации денежного обращения, организации взаимодействия с органами государственной власти и управления Российской Федерации, а также с кредитными организациями. К сожалению, две последние позиции с экономической точки зрения вряд ли можно отнести к функциям, поскольку они не выражают специфики деятельности центрального банка; подобного рода направления деятельности свойственны и другим институтам[7].

Функция, в юридическом отношении трактуемая как направление деятельности, предполагает осуществление ряда операций и сделок. В рамках установленных законом функций и достижения поставленных целей и задач Центральный банк Российской Федерации:

·   проводит операции по выпуску денег в обращение;

·   предоставляет кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

·   покупает и продает государственные ценные бумаги на открытом рынке;

·   покупает и продает облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

·   покупает и продает иностранную валюту, а также платёжные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

·   покупает, хранит, продает драгоценные металлы и иные валютные ценности;

·   проводит расчётные, кассовые и депозитные операции, принимает на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

·   выдает поручительства и банковские гарантии;

·   осуществляет операции с финансовыми инструментами, используемые для управления финансовыми рисками;

·   открывает счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории России и территориях иностранных государств;

·   выставляет чеки и векселя в любой валюте;

·   осуществляет другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике[8].

Помимо всего указанного следует отметить, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе.

Таким образом, список операций, осуществляемых Центральным банком очень велик, однако, соблюдая закон, Банк России не имеет права:

·   осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензий на проведение банковских операций, и физическими лицами;

·   приобретать акции кредитных и иных организаций (за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России)

·   проводить операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;

·   заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России;

·   пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров[9].

Операции, выполняемые центральным банком, можно классифицировать в зависимости от определенных критериев.

По своей природе банковские операции подразделяются на банковские и небанковские. Это положение распространяется и на операции центрального банка. К банковским операциям центрального банка относятся те, которые закреплены за ним как за особым денежно-кредитным институтом. небанковскими операциями в этом случае будут те, которые он выполняет наряду с другими параллельно функционирующими институтами. Например,  центральный банк может выдавать поручительства, осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками, покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; эти операции выполняют и другие экономические субъекты.

По содержанию операции центрального банка можно подразделить на экономические, юридические, технические, охранные. Будучи экономическим институтом центральный банк выполняет прежде всего экономические операции, которые, конечно, требуют определенного юридического, технического и охранного сопровождения.

По характеру выполняемой работы выделяются аналитические, управленческие, контрольные, счетные, бухгалтерские и другие операции. Их характер определяет внутреннюю специализацию сотрудников банка, а иногда структуру внутрибанковского управления (в частности образование департамента бухгалтерского учета и отчетности).

По планированию деятельности можно выделить операции стратегические и тактические. Стратегической операцией будет, например, их совокупность по формированию «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года». К числу тактических операций можно отнести операции, каждодневно выполняемые центральным банком. (Например, установление ежедневного курса рубля по отношению к различным валютам иностранных государств.)

По этапам осуществления операции центрального банка подразделяются на первоочередные и последующие. Так, осуществляя рефинансирование, центральный банк в первоочередном порядке изучает надежность обеспечения, представленного в форме соответствующих ценных бумаг, их соответствия установленному перечню, и лишь впоследствии предоставляет временную финансовую помощь.

По периодичности совершения операции центрального банка можно подразделить на единовременные (разовые) и многоразовые (повторяющиеся). Единовременными в рамках определенного периода можно, к примеру, считать операции по деноминации, выпуску в обращение новых денежных купюр и монет; к многоразовым – операции по обмену иностранной валюты, по приему и выдаче наличных денег (кассовые операции) и др.

По отношению к национальному рынку операции делятся на внутренние и международные. К внутренним принято относить все те операции, которые банк совершает по поручению отечественных клиентов, к международным – все то, что связано с обслуживанием внешней торговли и международных валютно-кредитных отношений.

По используемой валюте операции могут проводиться в национальной валюте, валюте иностранных государств и с использованием  комбинации валют (мультивалютные операции).

По отношению к балансу банка выделяют активные, пассивные и забалансовые операции.

Структура активных и пассивных операций Центрального банка Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2006 года выглядела следующим образом: (см. Приложение 1, табл. 1.2)

Как видно из приведенных данных, решающий удельный вес в активах Центрального банка Российской Федерации на конец 2006 года занимали средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги, выпущенные нерезидентами. На их долю приходилось 93,6% всех активов. В основном это долговые обязательства Казначейства США, государственные долговые обязательства Германии, Франции, Бельгии и других зарубежных стран.

Среди ценных бумаг Правительства Российской Федерации преобладают облигации федеральных займов (ОФЗ).

Наибольшая доля пассивов Центрального банка Российской Федерации на конец 2006 года приходится на денежные средства, сосредоточенные на его счетах (60,8%), и наличные деньги в обращении (33,4%)[10].

По итогам 2006 года прибыль Банка России составляла 19,1 млрд. руб. В основном она была получена за счет доходов от размещения валютных резервов, а также доходов по его операциям с государственными ценными бумагами. В соответствии с российским законодательством Банк России перечисляет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов, в федеральный бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении Банка России, направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения[11].


1.2 Политика Центрального банка в денежно-кредитном регулировании экономики.

Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т.е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

В общем виде в основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

·   политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

·   политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно-кредитной политики – таргетирование инфляции – и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля. Кроме того, определяются количественные ориентиры макроэкономических пропорций.

В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.

Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики[12].

Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью определенных методов и инструментов.

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – центральный банк как государственной  орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы – это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.

Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики.

Применение прямых методов денежно-кредитной политики позволяет непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Поэтому центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического  кризиса.

Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка.

Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер.

Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также провести в зависимости от объекта воздействия. Это – методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке.

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги и денежного предложения, могут меняться методы денежно-кредитной политики (жесткая или гибкая, или выбор варианта такой монетарной политики, при которой допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

Выбор методов денежно-кредитной политики центральным банком, зависит от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег. В свою очередь, выбор приоритетов объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику – спрос не деньги или их предложение, а фактически – процентная ставка или количество денег.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

1. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.

2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).

3. Операции на открытом рынке.

4. Рефинансирование кредитных организаций.

5. Валютные интервенции.

6. Установление ориентиров роста денежной массы.

7. Прямые количественные ограничения.

8. Эмиссия облигаций от своего имени[13].

ГЛАВА 2. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Важным условием успешного функционирования банковской системы рыночного типа является ее государственное регулирование. Необходимость регулирования банковской деятельности обуславливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны. Учитывая эти обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Формирование основ банковского надзора в России началось сразу после создания двухуровневой банковской системы. Этот процесс продолжается и в настоящее время, отражая развитие банковского регулирования и надзора, сближение российской практики с международной.

Правовую основу банковского регулирования и надзора составляет, прежде всего, законодательство Российской Федерации, в частности Конституция РФ, Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

Первые банковские законы, регулирующие деятельность Банка России и коммерческих банков, были приняты в 1990 г. Уже в первой редакции этих законов содержалось указание на то, что Центральный банк осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, устанавливает для них обязательные нормативы, проводит проверки на месте соблюдения кредитными организациями и их филиалами действующего законодательства и нормативных актов Банка России.

Вместе с тем в банковском законодательстве 90-х годов не был четко прописан порядок надзора за деятельностью коммерческих банков.

Новая редакция этих законов, принятая в 1995 и 1996 г., существенно расширила изложение этих вопросов.

С тех пор законодательно зафиксированы процедуры выдачи и отзыва лицензий на банковскую деятельность; порядок представления отчетности в Банк России; способы обеспечения стабильности банковской системы; экономические нормативы, которых должны придерживаться коммерческие банки; основные подходы к организации и проведению инспекционных проверок[14].

Наряду с развитием банковского законодательства за эти годы была создана серьезная нормативная база Банка России, касающаяся банковского регулирования и надзора, существенно расширившая правовую основу банковского регулирования и надзора.

Нормативные документы Банка России имеют характер положений, инструкций, указаний, рекомендаций: они предназначены для кредитных институтов и подразделений Банка России, осуществляющих надзорные функции.

Особое место среди них занимают нормативные документы, определяющие пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям.

Первая группа пруденциальных норм регулирует предельные уровни банковских рисков. Первоначально их состав, алгоритм расчета и предельные значения были зафиксированы в Инструкции Банка России № 1 от 1991 г. «О порядке регулирования деятельности банков», в соответствии с которой было установлено 10 экономических нормативов, которые, в свою очередь, подразделялись на четыре группы и регулировали: 1-я группа – капитал банка, 2-я – объем обязательств банка, 3-я – ликвидность баланса, 4-я - максимальный размер риска одного заемщика.

В апреле 1995 года в связи с принятием новой  редакции Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», существенно изменившей набор экономических нормативов, была пересмотрена и Инструкция Банка России № 1, принятая 1 октября 1997 г. В соответствии с ней состав экономических нормативов был расширен, впоследствии он изменялся еще несколько раз. В последней редакции данного документа (от 6 мая 2002 г.) экономических нормативов насчитывалось 17.

В 2004 году вместо Инструкции Банка России № 1 была принята новая, регулирующая банковскую деятельность: Инструкция Центрального банка Российской Федерации № 110-И «Об обязательных нормативах банков». В соответствии с этим документом была существенно изменена система регулирования банковской деятельности. Во-первых, значительно сократилось число экономических нормативов. Их стало девять. Это означает сокращение сферы централизованного регулирования и повышение роли саморегулирования. Сокращение коснулось: нормативов, регулирующих общую ликвидность; максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика); максимального размера вексельных обязательств банка и т.д.

Во-вторых, были изменены методика расчета ряда обязательных нормативов и их предельные значения.

В-третьих, было установлено требование о соблюдении обязательных нормативов на ежедневной основе.

Вторая группа пруденциальных норм Банка России, регулирующих банковскую деятельность, содержит нормы и требования к созданию кредитными организациями резервов, обеспечивающих их стабильность.

Наряду с фондом обязательного резервирования, предназначенным для поддержания ликвидности банковской системы, и резервным фондом кредитной организации, призванным нивелировать влияние банковских рисков на ее финансовую устойчивость, кредитные организации должны были создавать также целевые резервные фонды для покрытия различных банковских рисков: кредитного, риска обесценения ценных бумаг, убытков по другим активным операциям. С учетом международного опыта систематически совершенствовался механизм формирования и использования этих фондов.

Третья группа нормативных требований Банка России касается правил выполнения отдельных банковских операций.

К ним, в частности, относятся:

·   Положение Банка России от 3.10.2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;

·   Положение Банка России от 31.08.1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»;

·   Положение Банка России от 9.10.2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

К инструментам надзора, посредством которых осуществляется регулирование банковской деятельности, кроме пруденциальных норм и требований относятся разработанные Банком России инструкции, методики, используемые сотрудниками Банка России.

К таким инструментам следует отнести:

1) Инструкцию Банка России от 14.01.2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», посредством которой регулируется лицензионная деятельности.

2) методики по анализу деятельности кредитных организаций, на основе которых ведется аналитическая работа сотрудников Банка России;

3) Инструкции и методики, регулирующие инспекционную деятельность Банка России.

Первая Инструкция Банка России «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Банка Российской Федерации (Банка России)» была издана в 1996 г. (№ 34 от 23.02.1996 г.).

Наряду с общей инструкцией, регулирующей организацию инспекционной деятельности, в 1997-1999 гг. был разработан ряд методических рекомендаций по проверке отдельных операций и участков деятельности банков: кассовой работы, депозитных и валютных операций, кредитного портфеля и др.

Накопление опыта инспекционных и аудиторских проверок, изучение международной практики обусловило совершенствование созданного методического обеспечения и разработку новых методических документов.

В целях повышения эффективности инспекционной деятельности была усилена ориентация на проверку транспарентности учета и отчетности, выявление и оценку банковских рисков, на качество инспекционных процедур. Выводы инспектора стали формироваться в виде мотивированного суждения.

Указанные изменения нашли отражение в Инструкции Банка России от 25.08.2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» и в Инструкции Банка России от 1.12.2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)»;

4) Инструкции, положения, методические разработки, касающиеся оценки деятельности кредитных организаций, классификации их по степени проблемности[15].

Развитие этих инструментов имеет несколько этапов.

Этап первый включает разработку методических рекомендаций по выявлению проблемных банков в рамках системы раннего реагирования (Письмо Центрального банка Российской Федерации от 9.10.1995 г. № 15-3-3/668). Согласно этим рекомендациям банки ранжировались в соответствии со сводной рейтинговой оценкой, рассчитанной по четырем показателям, характеризующим достаточность капитала, качество кредитного портфеля, прибыльность и ликвидность банка.

Этап второй относится к 1996 г., когда Центральный банк Российской Федерации издал Письмо № 265 «О рекомендациях по определению критериев степени проблемности банков». В соответствии с этим письмом все банки по степени проблемности классифицировались на три группы:

  I   – банки, имеющие первые признаки проблемности;

II   – банки, испытывающие временные трудности;

  III   – банки с первыми признаками банкротства.

Таким образом, на втором этапе расширена сфера анализа и оценки, более четко определены классификационные группы банков и их характеристики.

Этап третий связан с выходом Письма Центрального банка Российской Федерации от 28.05.1997 г. № 457 «О критериях определения финансового состояния банков». В соответствии с этим документом выделены две категории банков с разбивкой каждой из них на две группы.

Первая категория банков определена как финансово стабильные. Внутри этой категории одна группа включает банки без признаков проблемности, вторая – банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности.

Вторая категория охватывает проблемные банки, разбитые на две группы: банки, испытывающие серьезные финансовые трудности, и банки, находящиеся в критическом финансовом состоянии.

Наряду с выделением по степени проблемности четырех групп банков вместо трех, в данном документе были также изменены критерии классификации банков. К числу таких критериев отнесены: выполнение пруденциальных норм, своевременность выполнения обязательств перед кредиторами, динамика абсолютной величины собственного капитала банка; состояние учета и отчетности, своевременность представления ее в банк.

Этап четвертый относится к 2000 г., когда 31 марта 2000 г. было издано Указание Банка России № 766-У. В этом документе сохранена классификация банков по степени проблемности на две категории и четыре группы, однако расширены критерии отнесения к этим группам.

Такими критериями стали: соблюдение требований законодательства РФ и нормативных актов Банка России; выполнение обязательств перед кредиторами и вкладчиками; соблюдение порядка обязательного резервирования, установленного Банком России; состояние и динамика показателей, характеризующих достаточность капитала и ликвидность банков; финансовый результат деятельности; выполнение требований Банка России по созданию системы внутреннего контроля; состояние учета и отчетности, своевременность предоставления ее в Банк России.

Меры воздействия, примененные к проблемным кредитным организациям, за период с 2004 г. по 2006 г. отражены в таблице 2.16.

Таблица 2.16

 

1.01.2004

1.01.2005

1.01.2006

Штрафы

460

689

711

Ограничение на осуществление кредитными организациями отдельных операций

224

453

497

Запрет на осуществление отдельных операций

54

268

301

Требование о замене руководителей

6

9

7

Запрет на открытие филиалов

50

51

57

Введение временной администрации по управлению кредитной организацией

12

19

16

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций

33

40

41

Увеличение количества кредитных организаций, к которым применены запреты на осуществление отдельных банковских операций, обусловлено введением запретов в соответствии с положением статьи 47 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Об эффективности примененных Банком России мер воздействия свидетельствуют факты восстановления кредитными организациями своего финансового положения. Так на 1 января 2005 г. доля проблемных банков (3-й и 4-й групп) составила 3,1%, на 1 января 2006 г. – 2,7, а на 1 января 2007 г. – 2,5%[16].

В 2004 году была введена система страхования депозитов кредитных организаций, в которой была разработана методика оценки финансовой устойчивости банков в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов (Указания Центрального банка Российской Федерации от 16 января 2004 г. № 1379-У). В соответствии с этой методикой все банки подразделяются на допускаемые в системы страхования вкладов и недопускаемые. Критериями оценки являются: достаточность капитала, качество активов, доходность, ликвидность и качество управления банком, в том числе банковскими рисками. По содержанию данная методика существенно приближена к международным стандартам оценки финансовой устойчивости банка[17].

Так, в 2004 году в систему страхования вкладов вошли 381 кредитная организация, в 2005 году – 562, в 2006 году – 10, и в 2007 году – 1 кредитная организация. Всего в систему страхования вкладов на данный момент входят 954 кредитных организаций[18].

В 2005 году была продолжена работа по совершенствованию действующей системы банковского регулирования и банковского надзора с учетом лучшей международной практики, в том числе обобщенной в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Банк России осуществлял комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости банковского сектора Российской Федерации, защиту интересов кредиторов и вкладчиков, а также на соблюдение федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, регулирующих деятельность кредитных организаций.

В целом процесс становления и развития банковского надзора в России характеризуется следующими особенностями:

·   начиная с 1990-х годов, в России происходил процесс формирования отдельных элементов системы банковского надзора, адекватной рыночным условиям;

·   в настоящее время в России уже сложилась система банковского надзора, все элементы которой в значительной мере соответствуют международным стандартам.

В последние годы Банк России предпринял ряд мер, направленных на устранение некоторых недостатков в системе регулирования банковской деятельности. Речь идет, в частности, о:

·   введении системы страхования вкладов;

·   более строгих требованиях к источникам увеличения, качеству, достаточности и размерам капитала;

·   ежедневном мониторинге финансовых показателей, характеризующих ликвидность, концентрацию рисков и достаточность капитала банков;

·   новых принципах формирования резервов на потери по ссудам, акцентирующих внимание на оценке финансовых возможностей заемщиков;

·   законодательстве о бюро кредитных историй[19].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог проведенной работе необходимо еще раз отметить, что Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в  условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит  стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

По результатам проведенной работы мною были сделаны следующие выводы:

1. Цели, задачи, функции и операции Центрального банка России отвечают его сущности. Все те цели и задачи, которые стоят перед ним, предоставленные ему полномочия, в конечном счете, определяются тем, что Центральный банк выступает общенациональным центром, призванным регулировать денежное обращение в стране.

2. Роль Центрального банка, как субъекта денежно-кредитной политики, в денежно-кредитном регулировании экономики заключается в том, что Банк России в соответствии с присущими ему функциями осуществляет проведение денежно-кредитной политики для непосредственного регулирования экономического роста страны, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения и др.

3. Деятельность Центрального банка России по развитию банковской системы и ее анализ показал, что за более чем пятнадцатилетний период становления и развития банковской системы страны были как возрастание процессов развития, так и их падение (в виде банковского кризиса 1998 г.)

4. Увеличение объемов кредитования и сохранение ближайшие годы высокого темпа роста под влиянием увеличения степени финансового посредничества и понижения процентных ставок по кредитам.

В заключение хочется отметить, что роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный Закон от 10.06.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». (в редакции)

2. Федеральный закон от 2.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». (в редакции)

3. Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». (в редакции)

4. Инструкцию Банка России от 14.01.2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» с изменениями и дополнениями.

5. Инструкция Банка России от 16.01.2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» с изменениями и дополнениями.

6. Положение Банка России от 10.02.2003 г. № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» с изменениями и дополнениями.

7. Положение Банка России от 14.07.2005 г. № 273-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требований по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций».

8. Свиридов О.Ю. Банковское дело. Серия «Экономика и управление». – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002

9. Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. – СПб: Питер, 2001

10. Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006

11. Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. – СПб: Питер, 2001. – С.75.

12. Симановский А.Ю. Надзорная и контрольная функции Банка России: краткий экскурс // «Деньги и кредит». 2005. № 5.

13. Макеев С.Р. Банковский надзор – Мне сверху видно все? // «БДМ. Банки и деловой мир». 2006. № 135.

14. Официальный сайт Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»: #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Свиридов О.Ю. Банковское дело. Серия «Экономика и управление». – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – С.42-43.

[2] Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. – СПб: Питер, 2001. – С.70-72.

[3] Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006, С. 73

[4] Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», см. Сборник Законов Российской Федерации. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006

[5] Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006, С. 76

[6] Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006, С. 77

[7] Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006, С. 79

[8] Статья 46 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», см. Сборник Законов Российской Федерации. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006.

[9] Статья 49 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», см. Сборник Законов Российской Федерации. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006.

[10] Источник: официальный сайт Центральный банк Российской Федерации: #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006. – С. 99 – 103.

[12] Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. – СПб: Питер, 2001. – С.75.

[13] Сборник Законов Российской Федерации. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006.

[14] Симановский А.Ю. Надзорная и контрольная функции Банка России: краткий экскурс // «Деньги и кредит». 2005. № 5., С. 61

[15] Макеев С.Р. Банковский надзор – Мне сверху видно все? // «БДМ. Банки и деловой мир». 2006. № 135, С. 111

[16] Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006, С. 108

[18] Официальный сайт Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»: #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Симановский А.Ю. Текущий банковский надзор: Международные тенденции развития и некоторые вопросы совершенствования российской практики // Деньги и кредит. – 2006. - №5, С. 66


Теги: Центральные банки  Курсовая работа (практика)  Банковское дело
Просмотров: 20181
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Центральные банки
Назад