Креативный город: творческие индустрии и развитие городов

ФГБОУ ВПО «Школа-студия (институт)

им Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова»

Продюсерский факультет


Выпускная квалификационная (дипломная) работа

на тему:

«Креативный город: творческие индустрии и развитие городов»


Студент

Зотова Л.Р.

Научный руководитель

Министр Правительства Москвы

Руководитель Департамента культуры

Капков С.А.


Москва 2014


Содержание


Введение

1.Предпосылки возникновения и история развития творческих индустрий и концепции «креативный город» за рубежом и в России

1.1Понятия «творческие индустрии» и «креативный город». Теоретические и практические аспекты

1.2Зарубежный опыт

1.2.1Великобритания

1.2.2Германия

1.2.3Китай

1.3Возникновение и развитие творческих индустрий и концепции «креативный город» в России

2.Москва - креативный город

2.1Творческие индустрии в Москве: состав, расположение и причины возникновения

2.1.1Причины появления и развития творческих индустрий в Москве

2.1.2Состав и расположение творческих индустрий в Москве

2.2«Творческая Москва»

2.2.1Программа центра поддержки социокультурных проектов «Творческая Москва»

2.2.2Развитие городской периферии

2.2.3Проект «Чего хочет Москва?»

2.3Важность поддержания творческих индустрий органами государственной власти

2.3.1Оценка эффективности сектора

2.3.2Культура как инструмент влияния на восприятие города

2.3.3Инвестиции

2.3.4Инновации

2.3.5Туризм

2.3.6Предотвращение «утечки мозгов»

2.3.7Плейсмейкинг

2.4Правительство Москвы на пути создания креативного города

2.4.1Об условиях, необходимых для развития творческих индустрий и реализации концепции «креативный город»

2.4.2Рекомендации экспертов органам исполнительной власти в вопросах культурного производства

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение


Актуальность проблемы развития городов в нашей стране сложно переоценить. О более или менее благоприятных условиях жизни можно говорить в столичном регионе или в региональных центрах. После распада СССР многие градообразующие заводы и фабрики закрылись, что привело к резкому падению уровня жизни в этих городах и социальной нестабильности. С тех пор ситуация существенно не изменилась. Сегодня развитые постиндустриальные страны видят источник развития и стабильности общества в переходе к «экономике творчества» или, как ее еще называют, «креативной экономике», в которой основным фактором производства является творческая активность населения, способная создавать принципиально новые продукты. Основной целью этого перехода является создание инновационной среды, а главный инструмент в достижении этой цели - это «построение» креативных городов, фундаментом которых являются творческие индустрии. Разработкой этих тем, начиная с американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера, вот уже почти полвека занимаются ученые и практики по всему миру. Но все же пока не существует универсального сценария перехода к экономике нового типа. Для достижения этой цели необходимо учитывать специфику каждой отдельной страны: размер территории, обеспеченность природными ресурсами, численность населения и многое другое.

Объектами исследования работы являются концепция «креативный город», предложенная в конце 70-х годов британским культурологом Чарльзом Лэндри, а также творческие индустрии как основной элемент в создании этих городов.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение феноменов «креативный город» и «творческие индустрии» путем анализа их развития в теории и на практике, а также попытка оценки их эффективности в культурном, экономическом и социальном аспектах. Автор ставит перед собой задачи по изучению развития творческих индустрий за рубежом (на примере трех стран) и в России, анализу текущего состояния в развитии творческих индустрий в Москве, сбору статистических данных по данному сектору экономики в столичном регионе, определению критериев эффективности и перспектив развития творческих индустрий в Москве.

Автор работы выдвигает гипотезу, согласно которой строительство креативных городов и поддержание творческих индустрий являются эффективными мерами по развитию городов и регионов, и напрямую способствуют созданию инновационной среды.

В ходе исследования автором использовались методы сбора и анализа информации из исследований, научных статей, публикаций, периодических изданий, отчетов органов государственной власти различных стран, докладов ООН, нормативно-правовых документов, государственных программ, интервью с представителями различных отраслей и так далее. Особенностью данного исследования является факт изучения и анализа целого ряда материалов, ранее не переводившихся на русский язык.

В России тема «креативных городов» и творческих индустрий относительно новая. И, тем не менее, возникнув в начале 2000-х годов, она сумела привлечь внимание именитых российских ученых и практиков к своей проблематике и возможностям. Зарекомендовав себя на Западе, как эффективный «антикризисный» инструмент, творческие индустрии начинают занимать передовые места в культурной политике регионов. На сегодняшний день можно уже констатировать факт успешного существования творческих индустрий не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Перми, и в Калининграде, и в некоторых других городах России.

Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе автор анализирует теоретическую базу, существующую в западной и отечественной науке. Здесь же автор рассматривает практическое воплощение изложенных теоретических концепций за рубежом. В качестве примеров приведены три страны: Великобритания, Германия и Китай. Этот выбор не случаен. Великобритания является «родиной» творческих индустрий и уже с конца 80-х годов прошлого века с успехом реализует концепцию «креативный город» на практике. Германия наглядно демонстрирует пример страны, в которой государство уделяет огромное внимание развитию творческих индустрий, создавая все необходимые для этого условия. Китай, будучи страной плановой экономики с рыночным регулированием, может произвести впечатление не самой подходящей почвы для «взращивания» здесь сектора экономики, которому для успешного развития априори необходима известная степень свободы. Но на поверку оказывается, что стремясь создать среду, благоприятную для инновационных разработок, коммунистическая партия Китая не обходит своим вниманием такой популярный на Западе инструмент, как творческие индустрии.

В конце первой главы автор рассматривает специфику развития творческих индустрий в России, анализирует ряд проблем, существующих по данной теме в отечественной теории и на практике, изучает вариант экономического обоснования важности творческих индустрий, предложенный отечественным ученным, анализирует количественные показатели (величину экспорта и импорта) данного сектора за период с 2002 г. по 2008 г. и делает вывод о наметившийся положительной динамике в развитии творческих индустрий в целом России и в Москве, в частности.

Во второй главе выпускной квалификационной работы последовательно рассматривается то, что сделано, что делается и что планируется сделать столичными властями на пути перехода от индустриального к постиндустриальному городу, а также рассказывается о самостоятельных инициативах творческих институтов и отдельных людей. Автором работы рассматриваются причины возникновения творческих индустрий в столице, анализируется их расположение и состав. Здесь же приведены данные по специфике свободного времени жителей столицы, из которых можно сделать выводы о способах предложения культурного продукта и его объемах. Далее выявляется целых ряд причин, по которым поддержка творческих индустрий должна стать одним из приоритетных направлений деятельности для столичных властей, речь идет о таких актуальных на сегодняшний день вопросах, как создание инновационной среды, привлечение инвестиций, развитие общественного пространства, предотвращение «утечки мозгов», развитие туризма и так далее.

Сквозь призму проблем и необходимых условий для развития творческих индустрий и строительства креативного города, выявленных в первой главе, автор работы рассматривает текущую ситуацию в Москве и выявляет те условия, без существования которых невозможно эффективное функционирование данного сектора. Подчеркивается важность проведения такого рода исследования, как картирование творческих индустрий, что подразумевает определение границ сектора, количества занятых, финансовой емкости и так далее. Так же говорится о необходимом совершенствовании статистического учета, о наличие доступных арендных территорий для творческих предпринимателей, о формировании системы отчетности по данному сектору и так далее. Автором отмечается наличие специальных государственных программ, созданных в поддержку развития творческого предпринимательства, таких как специальные консультационные центры по вопросам предпринимательства и юридической помощи, субсидии, направленные на погашение части кредита, возможность аренды и выкупа площадей у города Москвы и так далее.

В конце главы, на основании анализа материалов закрытой экспертной сессии на тему «Культурное производство в городской среде: вызовы и перспективы в Москве», автор формулирует актуальные рекомендации органам исполнительной власти Москвы по развитию культурного производства и творческих индустрий.

Автором, в качестве дополнительных материалов к работе, приведены: глоссарий, с основными использованными терминами; приложения, содержащие информацию о различных моделях определения эффективности сектора и о существующих образовательных программах по исследуемой теме в Москве; и карты, часть которых разработана автором самостоятельно.


1.Предпосылки возникновения и история развития творческих индустрий и концепции «креативный город» за рубежом и в Росси


.1 Понятия «творческие индустрии» и «креативный город». Теоретические и практические аспекты

творческий индустрия культура

С течением времени отношение к культуре и подходы к ее изучению постоянно менялись. Изучению этих проблем посвятили свои труды многие ученные: Д. Тросби, Б. Фрей, А. Кламер, Дж. ОКоннор, А. Рубинштейн, М. Матецкая, Е. Зеленцова и другие. В статье М.В. Матецкой «Творческие индустрии сквозь призму культурной политики» отмечается, что культура вообще не имеет общепринятого определения, а последствиями сложности определения терминов «культурный сектор», «культурные отрасли» или индустрии являются трудности в формировании культурной политики.

В этой же статье мы встречаем подробное описание подходов к пониманию и изучению культуры. Ресурсный подход является среди них первым. Согласно ему «культура рассматривается в трех аспектах как предметы культуры, культурные услуги и культурный капитал в динамической модели». Далее автор рассматривает функциональный подход, получивший развитие в 70-80 гг. XX века, ключевым процессом которого является расширение понимания культуры и искусства в пользу так называемой «массовой культуры», и уже все вместе обозначается автором как «культурные индустрии». В этот период времени на первый план выходит процесс коммерциализации культуры. После революции 1968 года культурные индустрии стали расширяться, так как субкультуры стали востребованы даже на рыночном уровне. Однако, «между «классической культурной индустрией», куда входят кино, «новые медиа», издательская деятельность, звукозапись, дизайн, архитектура, телерадиовещание и пр.) и «традиционными искусствами» существуют серьезные различия, но граница между «коммерческим» и «чистым» искусством является скорее идеологической, нежели аналитической». Здесь же важно отметить, что соединение понятий «культура» и «индустрия» произошло в тот момент, когда появились новые технические средства, позволяющие тиражировать произведения искусства.

Функциональный подход, получив развитие в научных исследованиях по всему миру с 80-х годов прошлого века, не теряет своей актуальности и сегодня. Основываясь на нем, получили жизнь различные практики: от развития человеческого потенциала и способностей до развития территорий и городов.

Однако очень важно разделять понятия «культурные индустрии» и «творческие индустрии». Впервые понятие «культурные индустрии» (cultural industries) было введено в Великобритании Советом Большого Лондона (Great London Council). Термин включал в себя: «а) те виды культурной деятельности, которые не требуют общественного финансирования, являются коммерческими и способствуют повышению благосостояния населения; б) все виды культурной деятельности (и коммерческие и некоммерческие), которые направлены на выпуск культурной продукции и оказание услуг и, соответственно, связаны с массовым потреблением». Интересен и тот факт, что сначала появилось понятие «культурная индустрия» в единственном числе, как цельное явление, и уже после этого появились «культурные индустрии» во множественном числе, как явление дифференцированное.

Проблемы на терминологическом уровне ясно показывают сложность взаимоотношений между культурой и экономикой. Желание британских властей поставить культуру на экономические рельсы и видеть в ней именно индустрию, имело свои плюсы и минусы, о которых мы поговорим позже. Здесь важным моментом является тот факт, что уже в конце 80-х гг. на смену «культурным» приходят «творческие индустрии», ключевым моментом в определении которых является технологическое воспроизводство. В ноябре 1998 года в документе по картированию творческих индустрий Департамента культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании впервые было сформулировано понятие «творческих индустрий» (creative industries): «Творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». Можно утверждать, что с 2000 года в развитых странах начался новый период развития творческих индустрий, в котором они являются ключевым сектором новой экономики - экономики творчества или креативной экономики.

С развитием творческих индустрий Правительства различных стран стали искать способы оценки вклада, который они вносят в экономическое и социальное благосостояние, как отдельных регионов, так и общества в целом. Нам известно из трудов классиков экономики культуры (Тросби, Рубинштейн) о том, что культурные блага часто не имеют монетарной оценки, но, безусловно, представляют нематериальную ценность для общества. Однако «с середины 90-х гг. идет активное обсуждение системы индикаторов, определяющих вклад культуры и творческих индустрий в развитие экономики как на уровне городов и регионов, так и на уровне государств и межгосударственных институтов». Так, оценка творческих индустрий с точки зрения прямого вклада в ВВП и по сей день очень распространена. И все же, по мнению автора, самым эффективным способом оценки роли творческих индустрий является рассмотрение результатов их деятельности на региональном уровне или на уровне городов.

Изучению феномена «креативный город» посвящены многие труды западных ученых, таких как Ф. Матарассо, Ф. Бьянчини, А. Скотт, П. Холл и др. Но, пожалуй, самым видным деятелем в этой сфере является Чарльз Лэндри - британский специалист по развитию городов, автор книг по городскому развитию, таких как «Качество жизни и городская среда», «Возрождение городов через культуру», «Креативный город» и многие другие. Под его руководством были реализованы городские проекты по всему миру - от Албании до Гонконга, от Новой Зеландии до Мексики. Его концепция «креативного» или «творческого» города родилась из размышлений о том, что некоторые города сумели приспособиться к историческим переменам, а некоторым даже удалось извлечь из этих перемен выгоду.

В своей книге «Креативный город» автор отмечает, что в силу сложности определения понятия творчества, которое часто ассоциируется с искусством, на его понимание креативности или творческого начала повлияли два фактора: сила мышления и идей, которые формируют наше мировоззрение, и осознание важности культуры. «Креативность - это интеллектуальная позиция и определенный подход к проблемам, который раскрывает спектр возможностей. Существенно, что она - не пункт назначения, но путешествие, не состояние, но процесс». Креативность - это еще и поиск применения старым вещам. В креативном городе культурное наследие - это тот материал, который способен адаптироваться под восприятие публики. А вот культурные ресурсы - это сырье, которое приходит на смену нефти, стали и золота, и за счет которого формируются базовые ценности города. Благодаря культурным ресурсам конструируется имидж городов благоприятный для привлечения инвестиций и развития туризма.

Главная задача креативного города - это создание инновационной среды, так как креативность - это предпосылка для инноваций. Главным инструментом в создании такой среды являются творческие индустрии, так как именно они способствуют трансформации городов в глобальные инновационные центры, со стабильными показателями роста благосостояния, увеличения числа рабочих мест, с грамотным распределением городских ресурсов. Тут же важно отметить, что и «проведение престижных культурных проектов воспринимается как символ возрождения, динамизма, нового уровня доверия, космополизма, конкурентоспособности, современности и инновационности городов и людей, их населяющих».

Согласно Ч. Лэндри инновация - это реализация на практике новой идеи, которая получена при помощи креативного мышления представителей креативного класса. Креативный класс или творческие люди рассматривается автором не как группа представителей определенных «богемных» профессий, а как класс представителей совершенно разных профессий, состоящий из талантливых, гибких и энергичных людей, способных свободно и креативно мыслить, выходя далеко за рамки обыденного. «Творческие люди работают на границе зоны своей компетентности, а не в ее центре».

Однако наличия одних только культурных ресурсов недостаточно для возникновения творческих индустрий и для формирования креативного города. Необходима последовательная политика государства, направленная на поддержание и развитие творческих индустрий, создание инфраструктуры для их эффективного функционирования.

«По всему миру культурная политика стала основой политики регенерации городской среды в целях создания имиджа территорий, привлечения высококвалифицированных людей и преимуществ в глобальной конкуренции городов за сохранение и привлечение капиталов».

Таким образом, несмотря на то, что культурные отрасли все чаще рассматриваются с точки зрения экономической эффективности, они формируют имидж территории и характеризуют современное общество.


1.2 Зарубежный опыт


.2.1 Великобритания

Как было уже сказано выше, понятия «творческие индустрии» и «креативный город» пришли к нам из Великобритании. В 1997 году там к власти пришла партия «новых лейбористов», которая произвела коренные изменения в культурной политике страны. Ключевым моментом этих изменений явилось расширение объекта культурной политики: теперь речь шла не о культурных индустриях, а о творческих.

Предтечей событий второй половины 90-х годов, был жесточайший экономический кризис 80-х годов, когда тяжелая промышленность была перенесена из Европы в страны с более дешевой рабочей силой. Многие города Великобритании (бывшие промышленные центры) оказались в сложнейшем экономическом и социальном положении. Выросший в разы уровень безработицы, нарастание социального напряжения, увеличение уровня миграции населения - все это привело в нестабильной политической ситуации по всей стране и требовало скорейшего вмешательства властей в решение проблем.

««Спасательный круг» увидели в культуре. Великобритания - первая страна, где забота о культуре была сделана приоритетом государственной политики. Уже с конца 1960-х годов британцы начали разрабатывать проекты, которые в 1990-х легли в основу технологий выявления, стимулирования и поддержки творческих и культурных ресурсов. Были созданы программы развития творческих и культурных ресурсов. Были созданы программы развития творческих индустрий, которые обеспечили новый приток капитала, новую структуру занятости и сформировали новые источники доходов. На заброшенных территориях и в оставленных помещениях стали формироваться творческие кластеры - содружества независимых творческих компаний, связанных общностью места и отношениями взаимного сотрудничества и конкуренции».

Теперь Великобритания поставляла на мировой рынок не сталь и текстиль, а «творческий» или «интеллектуальный» продукт: предметы дизайна, книги, фильмы, мультимедиа технологий и так далее.

Этого удалось добиться последовательными действиями властей всех уровней. Во-первых, была создана новая структура - «Группа по решению задач творческих индустрий (Creative industries task force). В нее вошли чиновники, деятели культуры и представители бизнеса (среди них Ричард Бренсон - основатель и владелец холдинга Virgin Group, объединяющего более 350 компаний, Пол Смит - один из самых известных дизайнеров мужской одежды и др.)». Во-вторых, Департамент культуры, медиа и спорта подготовил документ по картированию творческих индустрий (Industries Mapping Document, 1998), куда как раз и вошла программа работы Группы по решению задач творческих индустрий, а также были проанализированы 13 субсекторов, то есть было указано, что именно нужно считать «творческими индустриями» (см. ниже).

По каждому из перечисленных творческих индустрий проводилась серьезная аналитическая работа: с выявлением количества занятых, объема рынка, товарооборота, финансовой емкости. Оптимистическая статистика по этим показателям способствовала тому, что власти перенесли стратегию развития творческих индустрий в центр местной и региональной культуры и экономики. Для каждого из субсекторов были поставлены определенные задачи, для решения которых Департаменты культуры местного уровня получили возможность разговаривать с солидными Департаментами торговли и промышленности.

Но многие критики действий Департамента культуры, медиа и спорта заявляли, что положительная статистика развития творческих индустрий была достигнута путем включения в их число таких отраслей, как программное обеспечение, мультимедиа и интерактивные компьютерные программы. В этой критике, безусловно, есть доля правды, так как новая политика Департамента изменила структуру государственного финансирования культуры, в результате чего стали поддерживаться отрасли и проекты, далеко выходящие за рамки сферы культуры. Не сложно догадаться, что эти действия привели к сокращению финансирования традиционных видов искусств, в частности таких, как исполнительские искусства. «Утративший свое былое влияние Совет по делам искусств (Art Council) «опекает» «традиционные искусства», продолжая считать основными не «экономические», а «художественные» критерии». Причину «слабости» «традиционных искусств» в общей системе культурного пространства многие ученные видят в том, что они не владеют технологиями менеджмента в должной мере и не интегрированы в сферу мультимедийных технологий. Именно в способности интегрировать все без исключения традиционные институты в новое пространство и видится основная задача творческих индустрий не только в Великобритании, но и во всех развитых странах. «Если не удастся ре-интегрировать традиционные культурные институты в современную систему творчества и коммуникаций, они будут фактически исключены из культурного процесса».

Как уже было сказано выше большая часть полномочий и задач по развитию творческих индустрий были возложены на региональный и местный уровни. Следствием этого, явилось то, что решение данных задач явились осознанным приоритетом городских властей. Для успешной реализации государственной политики в данной сфере необходим сетевой подход к решению поставленных задач, а именно: необходимы территории для дислокации этих самых творческих индустрий с минимальной арендной платой, система малых кредитов, программы поддержки и консультирования небольших компаний в вопросах ведения бизнеса, наличие посредников между творческими предпринимателями и городскими властями. Функцию последних в Великобритании выполняют специальные агентства, например, на северо-западе Англии это North West Development Agency, в Манчестере - Creative Industries Development Service, в Лондоне - London Development Agency и так далее. Более того, такие агентства имеются не только в малых городах, но и в отдельных частях больших городов, например, Paddington Development Trust занимается развитием творческих индустрий в районе Паддингтон в Лондоне. Всего в Лондоне существует более двух десятков таких агентств, и сконцентрировано 26,9% от всего числа занятых в секторе творческих индустрий Великобритании. В компетенцию этих агентств входят вопросы управления недвижимостью, бизнес-планирование и разработка инвестиционных проектов с целью создания новых творческих кластеров.

Успешное решение задач по развитию творческих индустрий привело к преображению городского пространства и возникновению понятия «креативный город». Индустриальные центры прошлого стали самыми яркими подтверждениями успешности государственной культурной политики на пути улучшения экономической и социальной ситуации в этих городах. Бывшие промышленные территории, заброшенные пространства были отданы представителям творческих индустрий на льготных условиях аренды. В скором времени эти места стали «колониями художников» или «творческими кластерами». Сегодня они представляют собой магазины дизайнерской одежды и мебели, выставочные залы, концертные и театральные площадки, галереи, небольшие фирмы по созданию программного обеспечения и так далее. То есть то, что еще «вчера» считалось бедным районом с заброшенными заводами и фабриками, с высоким уровнем социальной нестабильности, сегодня становится развитым и облагороженным районом с развитой инфраструктурой, способным составить конкуренцию городскому центру. По словам Чарльза Лэндри в далекой перспективе такой район полностью оккупирует богатые люди, что приведет к увеличению арендной платы, а творческие предприниматели будут осваивать новые территории.

В качестве примера такого «креативного города» можно привести Хаддерсфилд, феномен которого Чарльз Лэндри описал в своей книге «Креативный город». Хаддерсфилд - промышленный город с населением 130 тысяч человек, расположенный в трехстах километрах от Лондона. Его судьба во второй половине XX века развивалась по стандартному сценарию для промышленного города. С начала 70-х годов текстильное производство и машиностроение снизились более чем на 75%. Это привело к массовой безработице и к нарастанию социальной нестабильности. Однако в 1997 году город вошел в число победителей конкурса, объявленного Европейским Союзом с целью выявления новаторских городских начинаний, и стал участником программы «Креативный город». Хаддерсфилд получил 3 миллиона экю и такую же сумму из других источников. Эти средства были направлены на финансирование 16 экспериментальных проектов, рассчитанных на трехлетний период, до конца 2000 года. «Эти проекты были направлены на создание особого инновационного пространства, стимулирующего творческое мышление граждан, включая методы возвращения рабочим уверенности в себе для получения повторного образования, развитие предпринимательства, создание широкой сети творческих начинаний». Проекты носили такие названия, как: «Вызов тысячелетия» (Millennium Challenge), в рамках которого до 2000 года предполагалось осуществить в городе 2000 новаций; «Развитие творческого бизнеса» (Creative Business Training Company) и «


Теги: Креативный город: творческие индустрии и развитие городов  Диплом  Культурология
Просмотров: 16103
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Креативный город: творческие индустрии и развитие городов
Назад