Основы бизнеса

Содержание


1. История развития предпринимательства в России_____________2

2. Перспективы развития бизнеса в нашей стране_______________14

3. Условия осуществления предпринимательской деятельности_____17

4. Концепция деловых качеств предпринимателя_______________19

Список использованной литературы________________________29


1. История развития предпринимательства в России.


Предпринимательство - это особый вид человеческой деятельности, органически сочетающей в себе частные и общественные интересы, направленной, в конечном счете, на преумножение общественного достояния.

Российское предпринимательство насчитывает свыше тысячи лет. На ранних этапах своей истории, ввиду неразвитости экономических отношений, оно могло проявить себя не иначе как в торговой деятельности. Первое упоминание о русских людях, на свой страх и риск занимавшихся торговыми операциями, относятся к девятому веку. В те времена среди русских торговцев преобладали пришлые варяги, открывшие древнейший торговый путь «из варяг в греки».

В результате военных походов киевских князей Олега, Игоря и Святослава были заключены выгодные для русских купцов торговые договора с Византийской империей – 907, 911 и 971 годов. В дальнейшем великокняжеская власть всемерно поощряла и поддерживала предприимчивых торговцев, получая свою долю прибыли. Да и сами князья через посредников, а то и напрямую широко участвовали во внутренней и внешней торговле, видя в ней основной источник пополнения своей казны.

Лаврентьевская летопись 945-969 годов показывает характер товарообмена между Русью и Византией. Из Руси вывозили мед, рабов, меха. Из Византии на Русь шли вино, ткани, предметы роскоши.

Киевские князья защищали интересы русских купцов. Подобным же образом поступали правители русских земель в период феодальной раздробленности. В договорах Новгорода с немецкими городами (1189-1199, 1269 годы и др.) Смоленска с Ригой и Готландом (1229 г) большое внимание уделялось облегчению таможенных сборов как для своих, так и для иноземных купцов, урегулированию различных споров мерам наказания за различные преступления, нередко совершаемые в купеческой среде. Штраф за убийство торговцев был довольно обременительным – десять гривен серебра.

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своём заводе.

Древнюю Русь называли страной городов: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды – 271, в царствование Ивана Грозного – 715, при царе Алексее Михайловиче – 923. Именно города становились оплотов развития предпринимательства, складскими местами, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Здесь происходило развитие купечества.

По мере собирания русских земель вокруг Москвы все явственнее определялись новые черты в Российском предпринимательстве. Это прежде всего расслоение купечества на худших средних и лучших людей. Новым моментом в развитии русского предпринимательства эпохи московского царства стала широкая апелляция купцов к центральной власти для защиты своих торговых интересов как на внутреннем, так и на внешних рынках.

В России предпринимательство существует с давних времён. Зародилось оно ещё в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра 1 (1689 - 1725). По всей России создаются мануфактуры, широко развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная полотняная.

Предпринимательство, т.е. умение людей с пользой для себя обменивать одни виды товаров и услуг на другие, возникло на самой заре человеческой цивилизации, раньше образования государства и класса. И на Руси развитие торговых связей между восточными славянами и другими народами (по свидетельству арабских и византийских источников) опередило процесс складывания древнерусского государства, а может быть, послужило одной из побудительных причин его возникновения. Купцы выступали торговыми агентами киевского князя. Поддерживали княжескую власть оружием и денежными средствами, являясь разведчиками и дипломатами. Вплоть до тринадцатого века в русском и западноевропейском предпринимательстве имелось много общих черт, объективно ведших к дальнейшему развитию товарно-денежных отношений. Однако золотоордынское иго направило русское предпринимательство по иному пути развития, насильственно втиснув его в рамки авторитарно-приказной системы организации хозяйственной жизни русского государства.

Следующим серьезным ударом по частному предпринимательству стали, лично, как ни странно, петровские реформы, укрепившие экономический фундамент и административно – хозяйственный аппарат традиционного общества, подчинивший все виды предпринимательской деятельности государственным интересам и поставившие само предпринимательство под жесткий контроль государства.

Созданная Петром Великим командно-административная экономика крепостнического государства просуществовала до второй половины 19 века.

1. Поскольку во все времена предпринимательство существовало в двух экономических режимах (авторитарно-регулирующем и свободно-рыночным), то для российского предпринимательства в силу большой роли государства в жизни общества был характерен именно авторитарно-регулирующий экономический режим.

2. Это означало, что российский предприниматель постоянно находился под жестким контролем со стороны государства, которое через систему государственных монополий и прямых налогов не только изымало значительную часть прибыли, но и задавало нужные ему направления, размах и формы предпринимательской деятельности.

3. По этой причине русская предприимчивость гораздо успешней могла реализовать себя во внутренней торговле, где было проще и быстрее сколотить капитал, а также надежно укрыть его от властей, чем это можно было добиться при ремесленном или мануфактурном производстве.

4. Фискальная политика властей, различные препятствия, выдвигаемые на пути развития частного предпринимательства, обусловили явно левантийский характер российской торговли. Это прежде всего нечестность при совершении торговых операций, неумение вести коммерческие расчеты, нерасторопность в делах, приверженность к рутинным формам организации торговли и отсутствии готовности идти на разумный риск, без чего зачастую нельзя добиться успехов в своих делах.

5. В силу этих причин предпринимательский класс как таковой в крепостнической России сложиться не мог. Отсутствовали необходимые для этого предпосылки: наличие особой предпринимательской этики поведения, осознания своей социальной принадлежности и своих классовых интересов, способность отстаивать их перед государством. Отсутствовала даже преемственность предпринимательской деятельности, ибо разбогатевшие купцы и мануфактуристы стремились изо всех сил выбиться в благородное сословие, т.е. стать дворянами-помещиками и забросить свои прежние занятия.

Эти негативные черты социально-политического облика российских предпринимателей, перенесенные в эпоху начавшейся индустриализации страны, т.е. в 20 век, да еще и отягощенные политической инфантильностью молодой российской буржуазии, стали одной из существенных причин надлома и краха едва вставшего на ноги свободно-рыночного экономического режима.

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось наличием крепостного права.

Особый этап русского предпринимательства приходится на конец 19-начало 20 века. Он связан с коренной структурной перестройкой российского торгового и промышленного потенциала.

Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильных, переработки сельхозпродукции и т. п.) к фабрикантам передовых технологий – машиностроения и металлообработки. Происходи гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Начинает преобладать акционерная форма предпринимательства.

 Серьёзным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. Началось строительство железных дорог, реорганизуется тяжёлая промышленность, оживляется акционерная деятельность. В 90 –е г. в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства. В начале 20 в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остаётся незначительным.

В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно–паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный и др.

Русские предприниматели осуществляют коренное техническое перевооружение промышленности. Доля производственного накопления в конце 19 – начале 20 века составляла 15 – 20 процентов национального дохода. Капитальные вложения в промышленность росли гигантскими темпами. Только за 1885-1913 годы крупные акционерные предприятия увеличили свои фонды в 11 раз. Средний рост производственных фондов составлял 596 процентов, или 7,2 в год, выше, чем, например, в США.

Ускоренными темпами идёт механизация производства. Если в 1860 году в нашей промышленности действовало механического оборудования на 100 миллионов рублей, в 1870 – на 350 миллионов рублей, то в 1913 году – почти на 2 миллиарда рублей, т. е. ежегодно обновлялось около пятой части технического парка машин.

Вопреки устоявшемуся мнению о каком-то особом зависимом положении России от иностранного капитала, общий объём капиталовложений в промышленность составлял не более 9-14 процентов всех промышленных капиталов, т. е. не больше, чем в основных западноевропейских странах, что было связано с общей тенденции к интернационализации капитала. Начиная с 1876-1880 годов, вплоть до 1913 года, Россия имела непрерывный активный торговый баланс. С 1886 года по 1913 год она вывезла товаров на 25,3 миллиарда золотых рублей, а ввезла на 18,7 миллиарда рублей, т.е. обеспечила приток золота и валюты в страну на 6,6 миллиарда рублей.

Период с 1861 по 1917 года принято считать временем расцвета Российского предпринимательства. Впервые за всю предыдущую и последующую историю России самостоятельные люди получили возможность свободного развития, реализации всех заложенных  в них деловых качеств.

Это послужило мощным толчком в развитии экономики страны. Стык двух столетий ознаменовался настоящей транспортной революцией, совершенствованием путей сообщения; созданием системы коммерческих банков, ростом крупной индустрии, в первую очередь машиностроения с широким привлечением частного русского и иностранного капиталов. В торговле произошёл переход от ярмарок, как основного места сделок, к биржам и акционерным компаниям. По уровню своего экономического развития Россия все еще отставала от передовых государств Европы, темпы её промышленного роста, особенно накануне первой мировой войны, были достаточно высоки. Она входила в пятёрку промышленно развитых стран мира, что даёт возможность говорить о её великой исторической судьбе, которая была сломана коммунистической революцией.

Российский капитализм, а вместе с ним и система частного предпринимательства имели ряд черт, отличающих Россию от стран классической рыночной экономики.

1. В отличие от стран классического капитализма, где государство выступало в роли стража общества со всей системой его ценностей, включая права личности, парламентаризм, свободу предпринимательской деятельности, в России государству по-прежнему принадлежала ведущая роль в определении экономических и политических паритетов развития страны.

2. Причем государство не только разрабатывало экономическую политику и диктовало свою волю частным предпринимателям посредствам казённых заказов, финансовых инвестиций и таможенной политики, но само являлось собственником значительной части экономических ресурсов страны.

3.   Капитализм в России с самого начала складывался как государственно-монополистический, не прошедший стадии свободной конкуренции (кроме как в отдельных областях добывающей промышленности) и не приведший к созданию настоящего класса собственников- предпринимателей.

4. Это наряду с позитивными чертами, как-то: всемерная поддержка государством частного предпринимательства, что обеспечило быстрый экономический рост России, имело и целый ряд негативных последствий. Во-первых, государственная поддержка осуществлялась выборочно и шла в основном тем отраслям, которые обеспечивали военную мощь страны. И, во-вторых, гарантированный в условиях государственного заказа сбыт продукции и большой рынок наёмной рабочей силы, позволяли предпринимателям особо не заботиться о внедрении технических новшеств и не стремиться к улучшению положения рабочего люда. Меценатство и благотворительная деятельность отдельных купцов и промышленников не стали уделом значительной части предпринимательских кругов России.

5.   Кроме социально-экономических, не менее существенными были политические последствия проводимой предпринимателями под эгидой самодержавного государства капиталистической модернизации страны. Тесно связанная с царизмом общностью экономических целей, русская буржуазия не захотела и не сумела стать решающей силой в реорганизации политического строя России, что только и позволить избежать грядущих  социальных потрясений. Образовавшийся политический вакуум  был, естественно, заполнен революционно-экстремистскими партиями и группами. А партии либеральной буржуазии по причине узости своей социальной базы не смогли предотвратить сползание страны в пропасть социальной катастрофы, которая ознаменовала собой крах буржуазно – монархического варианта индустриализации страны и достижение ею европейских стандартов предпринимательской культуры.

России теперь предстояло дать всему миру печальный урок о тщетности достижения справедливого общества путём уничтожения частной собственности и свободного предпринимательства, создание безденежной, бестоварной, безрыночной экономики. Эксперимент этот, по сути, провалился в самом начале, но, тем не менее, социализм в стране просуществовал свыше семидесяти лет. Создание свободно – рыночного механизма хозяйствования с соответствующими ему политическими структурами – единственный шанс для страны стать вполне цивилизованным государством с высоким техническим и культурным потенциалом, с духовно богатым и материально обеспеченным народом.

За годы своего существования коммунистическая власть неуклонно преследовала все виды частнопредпринимательской деятельности вплоть до их полного искоренения. Иначе и быть не могло при том политическом режиме, который поставил своей основной целью реализацию марксистской доктрины о социально однородном обществе с безденежным, бестоварным механизмом хозяйствования.  Факты неопровержимо свидетельствуют что, взяв с самого начала курс на уничтожение «позорной прибыли» и частной собственности, коммунистической диктатуры следовала ему до конца, и не ее вина, что жизнь постоянно заставляла ее отступать от идеологических догм и делать уступки здравому экономическому расчету. Однако самая решительная попытка поворота к рыночной, хоть и планово-регулируемой экономики, окончилась крахом настолько социалистическая система хозяйствования перестала отвечать современным задачам социально экономического развития страны. История совершила очередной виток, и Россия вновь вступила на путь строительства свободной рыночной экономики, возрождения предпринимательства во всех его формах, становления нового торгово-промышленного класса.

Весь опыт хозяйственного развития и экономической политики в советский период отечественной истории наглядно показал следующее:

1. Стремление к предпринимательству, к любой форме частной экономической инициативы осталось неотъемлемой частью человеческого бытия даже в предельно жестких рамках плановой экономики. В период «военного коммунизма», и в годы сталинского режима предпринимательство продолжало существовать, будучи вытесненным на обочину экономической жизни, проявляло себя на колхозном рынке и в индивидуальной трудовой деятельности, в «мешочничестве», спекуляции, расхищении социалистической собственности, чиновничьей коррупции и в других суррогатных формах экономической деятельности.

2. Тем более предпринимательство сумело несколько расправить крылья в период некоторой либерализации экономического режима, когда оно стало составной частью советской экономической системы и советского образа жизни, приобретя должный размах и характер «теневой» экономики. Это «теневая» экономика подкармливала партийную верхушку и позволяла поддерживать в обществе определенный социальный оптимум. Вот почему все предпринимаемые властями меры по борьбе с «теневой» экономикой и ее покровителями из числа крупных номенклатурщиков, как правило, особого успеха не имели.

3. Но никакой пощады не было к тем советским хозяйственникам и «командирам производства», которые на свой страх и риск прибегали к социалистическому предпринимательству, пытались наладить новые экономические отношения на своих предприятиях. Они не понимали того, что их производственные новшества позволяют еще более отчетливо оттенить зияющие прорехи и абсурдность самой социалистической системы хозяйствования, чего власть, понятно, никак допустить не могла. Опыт социалистического строительства тем самым наглядно показывал бесперспективность социалистического предпринимательства и беспредел в развитии нелегальных экономических связей и отношений.

4. Именно «теневая» экономика, вынесенная на поверхность после крушения коммунистического режима, определяет сейчас хозяйственную ситуацию в стране. Зачастую сами условия хозяйственной деятельности обусловливают нечестный бизнес. Главным из этих условий является по-прежнему государственный характер экономики, а чем больше влияние государства на экономику, чем больше ограничений и запретов, тем лучше живется государственному чиновнику.

5. Будущее все же за честным предпринимательством, надо только, чтобы нынешнее правительство сумело стабилизировать экономическую ситуацию в стране. А при стабильной экономике предпринимателю выгодно быть честным, в противном случае он потеряет кредит доверия, останется без покупателей и партнеров по бизнесу. Расширяется сфера предпринимательской деятельности, складывается новое поколение русских купцов и промышленников, население страны постепенно втягивается в новые для себя рыночные отношения. При умелой экономической политики правительства этот процесс неудержимо приведет к «культурному» рынку, стабильной, процветающей экономике.


2. Перспективы развития бизнеса в нашей стране

Важно, что для России предпринимательство отнюдь не новое явление, оно заложено в генетической памяти народа. Требуется создать необходимые условия для того, чтобы эти гены пробудились.

России предстоит заново создать предпринимательство, как хозяйственную систему, как основу будущей свободной экономики. Смысл этой созидательной работы заключается в пробуждении, возрождении существовавших до 30-х годов прошлого столетия форм предпринимательства, но с учетом мирового опыта и последних достижений экономической науки и хозяйственной практики.

Задача становления предпринимательства двуедина: обеспечение необходимых отганизационно-экономических условий и возрождение особого слоя деловых людей, способных быть предпринимателями – ключевыми фигурами российской экономики. Вторая часть задачи значительно сложнее и потребует довольно длительного времени. И наш прошлый опыт, достаточно обширный и богатый, необходимо в максимально возможной степени использовать.

Процесс воссоздания предпринимательства идет в условиях экономического и инвестиционного кризисов, при отсутствии качественного законодательства, постоянном риске (который носит системный характер, поскольку в нем переплетаются политический, правовой, криминальный, хозяйственно-коммерческий риски), при дезиндустриализации производства, дефиците капитала и отсутствии «критической массы» цивилизованных рыночных субъектов. Возродить российскую экономику может лишь промышленное инновационное предпринимательство. Государство должно стимулировать его восстановление налоговой и кредитной политикой, правовым обеспечением, всеми другими доступными мерами.

Самая главная функция государственного регулирования – создание режима наибольшего благоприятствования для использования потенциала зарождающихся подлинных предпринимателей.

Государство может эффективно выполнить функцию формирования подлинных предпринимателей:

u   Обеспечивая экономическую свободу предпринимательства;

u   Создавая четкие, равные «правила игры» во всем экономическом пространстве России;

u   Формируя экономический механизм стимулирования предпринимательства при помощи соответствующих налоговой, кредитной, страховой, амортизационной и других научно обоснованных систем;

u   Образуя эффективную систему образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимателей и т. д.

Ещё одна функция государственного регулирования – это формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, в которой конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки и техники; внедрения инновационного менеджмента и маркетинга; полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей.

Одна из самых важных задач государственного регулирования – создание условий для перехода от факторной стадии конкуренции к инвестиционной, совмещенной с инновационной стадией конкуренции.

При факторной стадии конкуренции конкурентное преимущество обеспечивается за счет более высокого обеспечения и обычного использования основных факторов производства – природных богатств, трудовых ресурсов, среднего уровня квалификации, использования устаревшей техники и технологии, традиционных способов организации  и  менеджмента.

Предпринимательство в России сможет развиваться в нужном для обеспечения процветания страны направлении и достигнет высоких результатов в своей деятельности, если будет достигнуто эффективное взаимодействие между государством, союзами предпринимателей, общественными организациями.


 

3. Условия осуществления предпринимательской деятельности


Чтобы успешно осуществлять свой бизнес, дееспособный гражданин или предпринимательская организация должны хорошо знать гражданское законодательство, регулирующее эту деятельность. Впервые наиболее полное определение сущности понятия предпринимательской  деятельности было сформулировано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990г.). Под предпринимательской деятельностью (предпринимательством) понимается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли.

ГК РФ определяет сущность предпринимательской деятельности: это - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг.

Для формирования предпринимательства необходимы определённые условия: экономические, социальные, правовые и другие. Экономические условия – это предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объёмы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

Социальные условия формирования предпринимательства. Это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определённым вкусам и моде.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности предпринимателей России с зарубежными странами. Важную роль играет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

Условия для развития предпринимательства включают в себя: стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь свободу свободного выхода на внешний рынок. Необходимо создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырьё и комплектующие изделия.


 


4. Концепция деловых качеств предпринимателя

Каждый стремиться производить благоприятное впечатление и получать одобрение своих действий от окружающих. Предприниматель должен ясно осознавать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для умения «вести себя в обществе», но и для обыкновенного житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами. Каждый предприниматель должен иметь свой, но непременно благородный образ, который гарантирует ему не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

В соответствие с современными требованиями концепция деловых качеств включает в себя:

o   Готовность и способность отыскать в существующей архитектонике экономической системы свободную экономико-хозяйственную нишу путём анализа рынка и степени заполненности его товарами, продуктами, услугами с точки зрения ассортимента и количественной характеристики каждой ассортиментной единицы;

o   Готовность и способность создать собственную производительную структуру, нацеленную на производство товара, продукта, услуги, поставка которых на рынок заполнит обнаруженную нишу и позволит в перспективе удерживать её;

o   Способность и умение правильно оценивать ситуацию на рынке, всё происходящее, а также намечающиеся изменения, выявлять потребности рынка, которые «носятся в воздухе»; эти потребности могут:

а) быть явными, но пока ещё никем не удовлетворяемыми;

б) кем-то не полностью удовлетворяться;

в) полностью удовлетворяться, но существует возможность (через производство другого товара) удовлетворять их более полно, лучше, эффективнее;

· Умение осуществить первоначальные предпринимательские расчёты, исходя из результатов конъюнктурного и маркетингового исследований, на основе чего предприниматель делает вывод, стоит ли заниматься этой идеей;

· Готовность и способность принять предпринимательское решение, основанное на принципе максимизации как собственного дохода, так и выгод потребителя;

· Способность осуществить руководство реализацией предпринимательского проекта, т. е. сформулировать цели и задачи, выработать меры по стимулированию участия подчинённых, коллег и партнёров в достижении таких целей;

· Умение первым разглядеть, понять новую техническую, технологическую или научно-техническую идею и на уровне воображения «проиграть» получение конечного результата, продукта при возможном использовании этой идеи;

· Способность к вступлению в коммуникационный процесс со всеми необходимыми людьми.


Новаторство

В основе деловых качеств предпринимателя – отсутствие боязни новизны и новаторства. Именно это качество позволяет предпринимателю замечать и делать то, что не замечают и не делают другие.

Новаторство – базовая характеристика при описании предпринимателя, но проявляться она может в разных формах. Предприниматель-новатор чаще всего знает, как можно эффективно использовать результаты изобретений, находок, открытий, осуществлённых кем-то. Он умеет анализировать эти новинки применительно к желанию производить что-то новое, оригинальное, что, несомненно, вызовет интерес рынка, потребителя.

Ментальность

Предприниматель должен обладать углублённым мышлением, способностью анализировать и подмечать всё новое, что появляется в жизни и в его отрасли деятельности. Такие качества необходимы для того, чтобы реализовать основные принципы предпринимательства – новаторство и новизну. Предприниматель должен подмечать, отыскивать и продумывать конкретные формы использования новых идей.

Важная особенность предпринимателя – способность предугадать, как реализация новых идей в производственном процессе будет воспринята рынком. Умение соединить в одном процессе два компонента – внедрение новинки и реакцию рынка – залог будущего успеха предпринимателя.

Мышление в предпринимательстве воплощается в форме делового проектирования – точке отсчёта любой планируемой предпринимателем деловой операции или процесса деловой активности. Оно предполагает поиск новых экономических возможностей путём реформирования или революционизирования производства для его перевода на более эффективный уровень функционирования через внедрение инновационных  достижений.

Сила воли, уверенность в себе

Предпринимателю требуется уверенность в себе и свои способностях.  Не уверенный в себе человек, не верящий в свои силы, не способен довести дело до конца в любой сфере, не только в предпринимательстве. Необходимо остерегаться того, чтобы это качество не перешло в самоуверенность, не явилось бы основой собственной переоценки, что для предпринимателя гибельно. Такие опасения сводятся к минимуму, он реалистично смотрит на себя и окружающую действительность, что требует взвешенной экспертной оценки своих идей.   

Качества, которыми должен обладать предприниматель, чтобы успешно выполнять предпринимательские функции:

1. принимать новаторские, нестандартные решения не только в стандартных, но и особенно в неопределённых ситуациях;

2. генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода;

3.   оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности;

4. оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли;

5.   рисковать;

6. анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной конъюнктуры выводы.

Эти способности предпринимателя реализуются в совокупности основных функций его практической деятельности.

a) Изучение потребностей покупателя и их платёжеспособности;

b)   Определение параметров изделий, вида производства, объёмов выпуска товаров, намеченных к производству, рынков сбыта и каналов движения продукции;

c) Выявление, исходя из намеченной производственной программы необходимых сырьевых ресурсов и рынков, где нужное сырьё можно закупить по наиболее низким ценам;

d)   Выбор наиболее совершенной технологической схемы производства и источников ее постоянного обновления;

e) Организация и управление производством товаров, намеченных к продаже.

Этические номы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную, на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. В связи  с общеэтическими номами поведения  граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных  принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, частного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, складу души, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Общие этические нормы цивилизованных предпринимателей:

u   Он убежден в полезности своей деятельности не только (и не столько) для себя, а для других, для общества.

u   Исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем.

u   Верит в свой бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству.

u    Признаёт необходимость конкуренции, но принимает необходимость сотрудничества.

u   Уважает себя как личность, а любую личность – как себя.

u   Уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы.

u   Доверяет не только себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность.

u   Ценит образование, науку и технику, культуру, соблюдает экологические нормы.

u   Стремиться к внедрению нововведений.

u   Не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных.

u   Терпим к недостаткам других людей.

Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности.  

Предприниматель высокого класса способен превращать вредное (мешающее делу явление), в полезное (помогающее достижению цели).  

Вырабатывайте привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела.

Выполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить – не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием.

Будьте внимательны и объективны к «бесполезным» предложениям.

Отклоняйте ненужные предложения, тактично и вежливо.

Будучи уверенным в себе, избегайте быть самоуверенным, самоуверенность – предпосылка использования не самых лучших приёмов и методов в работе.

Не перекладывайте ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получили от вас соответствующего задания или рекомендации; помните, что ничто так не компрометирует предпринимателя как его растерянность; чтобы эффективно подчинять, умейте подчиняться, хотя бы обстоятельствам.

 Воспитывайте подчиненных ненавязчиво, но верно, подчиняйте их плодотворный труд и инициативу; никогда не забывайте, что ваше мнение или позиция вовсе не всегда хороши, что есть и другие мнения и позиции, отнюдь не худшие; не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя, промаха.

Не забывайте, что знание личных побудительных мотивов людей – одна из важнейших основ эффективного взаимодействия с подчиненными; важно согласовать цели предприятия с личными целями сотрудников, согласовывать личные цели сотрудников с целями предприятия; научитесь понимать в общении с людьми то, что не высказано.

Руководствуйтесь в работе тремя «не»: не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь; высшая форма неуважения к партнерам и подчиненным – задержать начало работы из-за своего опоздания или неподготовленности мероприятия; будьте терпимы к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают вашему бизнесу; помните, что человека можно оскорбить не только словом; поза, жесты, мимика часто не менее выразительны.

Занимайтесь только теми вопросами, в решении которых ваше участие обязательно; будьте справедливы к деловым качествам человека, особенно если ваши отношения с ним оставляют желать лучшего. Вполне возможно, что не лучшее отношение к вам – следствие ваших несовершенств.

Не страшитесь талантливых подчиненных.

Предоставляйте сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия.

Хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз.

Помните, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение. Оно никогда не забывается и не прощается. Бойтесь совершить несправедливость – она сильно задевает людей.

Сочувствие часто ценнее денег.

Умейте слушать, имейте бесконечное терпение.

Не унижайте достоинства людей грубыми критическими придирками и не допускайте перерастания критики в элементарную ссору.

Не преследуйте за конструктивную критику снизу, она избавит вас от ошибок и упущений в работе.

Будьте самокритичны – это только поднимет ваш авторитет.

Развивайте и поддерживайте чувство личного достоинства каждого работника, инициативу самостоятельных людей, поэтому избегайте навязчивых услуг угодников и подхалимов.

Умейте управлять своим поведением в любых условиях, будьте приветливы, улыбайтесь людям, стремитесь поддерживать хорошее настроение у себя и у окружающих.

Укрепляйте авторитет предприятия, его репутацию на рынке потребителей, а также у партнеров.

Стремитесь создать для персонала наиболее комфортную морально-психологическую обстановку; создайте условия для лучшего взаимопонимания между сотрудниками, их адаптации друг к другу, организовывайте совместный досуг, включая и коллективное празднование знаменательных дат.

Каждый предприниматель должен встречать испытание судьбы с надеждой и улыбкой, помнить, что их преодоление дает ему новую силу, находчивость и терпение.

Творите, но не забывайте о главном – о порядочности и благородстве.


Список использованной литературы


1. Сущенко, В. А. История Российского предпринимательства : учебное пособие / В. А. Сущенко. – Ростов н/Д. : Феникс, 1997. – 256с. – ISBN 5-87688-055-8


2. Предпринимательство : учебник / под ред. М. Г. Лапусты. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 448с. – ISBN 5-16-000299-5


3. Платонов, В. С. Введение в бизнес. Основы рыночной экономики : учебное пособие / В. С. Платонов. – Ростов н/Д. : Феникс, 1997. – 576с. -  ISBN 5-222-00040-0


4. Курс предпринимательства : учебник / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля. – М. : ЮНИТИ, 1997. – 439с. – ISBN 5-85173-078-1


5. Основы предпринимательства : учебное пособие / под ред. проф. А. С. Пелиха. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004, - 512с. -  ISBN 5-222-05381-4


6. Савченко, В. Е. Современное предпринимательство: учебное пособие / В. Е. Савченко. – М. : Экономика, 1997, - 223с. – ISBN 5-282-01905-1


7. Бусыгин, А. В. Предпринимательство : учебник / А. В. Бусыгин. – М. : Дело, 1999. – 640с. – ISBN 5-7749-0085-1


 


Теги: Основы бизнеса  Реферат  Бизнес-план
Просмотров: 36431
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Основы бизнеса
Назад