СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
.1 Сущность и функции финансового контроля
.2 Формы, виды и методы финансового контроля
.3 Органы, осуществляющие финансовый контроль. Их задачи и функции в Российской Федерации
. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО "ХИМПРОМ"
.1 Краткая экономическая характеристика предприятия ОАО "Химпром"
.2 Характеристика организации финансового контроля дебиторской задолженности в ОАО "Химпром"
. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.
Финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.
Актуальность темы финансовый контроль, вызванная объективными причинами социально-экономического и политического положения в стране, обеспечила определенный интерес ученых-экономистов. Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе. Современное состояние финансового контроля в России, его развитие и изменения в сфере финансового контроля в достаточной мере отражаются в периодических изданиях.
Целью курсовой работы является изучение теории о финансовом контроле и анализ финансового контроля в системе управления финансами на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
.Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
.Определить формы, виды и методы финансового контроля.
. Провести анализ финансового контроля на предприятии ОАО "Химпром".
. Выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России.
. Раскрыть основных направлений для совершенствования в этой области.
Объектом курсовой работы выступает финансовый контроль: его сущность, виды, формы и методы.
Предметом исследования - анализ осуществления финансового контроля на предприятии ОАО "Химпром".
В работе были использованы анализ, абстракно - логические, статистические методы исследования.
При подготовке данной работы были использованы нормативно-правовые акты РФ; учебники, монографии отечественных и зарубежных авторов; материалы периодических изданий; финансовая отчетность предприятия за 2010 - 2012 гг.
Информационной базой исследования послужили материалы законодательного, нормативного, инструктивного и методического характера, научно-практические публикации и труды отечественных экономистов в области финансового контроля: Ковалева В.В., Романовского М.В., Подъяблонской Л.М., Поляка Г.Б., Грязновой А.Г, Мягковой Е.Л., Ивановой Е.Л., Эриашвили Н.Д. и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе изложены теоретические и методические основы анализа финансового контроля. Во второй главе проведен анализ финансового контроля дебиторской задолженности предприятия. В третьей главе разработаны направления по улучшению финансового контроля в РФ.
1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1Сущность и функции финансового контроля
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. [3]
Финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности государства.[5]
Профессор А. Г. Грязнова считает, что " финансовый контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью проверки соблюдения субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления установленных норм права, а также для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих решений в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов". [5, C. 143]
А профессор М. В. Романовский, считает, что "финансовый контроль - это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации. [17, C. 104]
Исторически финансовый контроль возник как государственный, его появление было связано с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. Затем возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах. [10]
Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.
Предметом выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств. [8]
Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макро- уровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах. [5]
Задачи финансового контроля:
.Проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений.
.Выявление резервов роста финансовых ресурсов.
.Правильность составления и исполнения бюджета.
.Правильность ведения бухгалтерского учета.
.Обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц, относящихся к различным организационно - правовым формам. [16, C. 600]
К функциям финансового контроля относят анализ, корректировку и предупредительную функцию.
Анализ включает в себя спектр действий:
¾по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета;
¾выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности;
¾отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов);
¾анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц).
Корректировка включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля. [7]
Предупредительная функция состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.
В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.
Финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности. [7]
Таким образом финансовый контроль - неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, которая обусловлена важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.
1.2Формы, виды и методы финансового контроля
Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий (Рисунок 1).
Рисунок 1- Формы финансового контроля
Предварительный контроль предшествует фактическому расходованию и поступлению средств. Главная цель предварительного контроля - выявление возможности увеличения доходов и пути наиболее эффективного использования финансовых ресурсов. [16, C. 603]
Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических документов и проектов законов. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, организаций на текущие и капитальные расходы. [17, C. 106]
Текущий контроль осуществляется в процессе финансирования плановых мероприятий и мобилизации доходов. Он заключается в анализе оперативных данных, текущей отчетности контролируемыми организациями. В процессе его выявляются и недостатки в работе отдельных организаций. Текущий контроль позволяет предупредить неоправданное расходование средств и улучшить работу по мобилизации доходов. [16, C. 603]
Он опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов роста рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции, просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. [17, C. 107]
Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. [17, C. 107]
Последующий контроль проводится финансовыми органами в трех формах: документальная ревизия, проверка и анализ отчетов. [16, C. 603]
Документальная ревизия устанавливает обеспеченность сохранности, законности, целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств.
Проверка проводится экономистами финорганов на закрепленном за ними участке работы (по бюджету, налогам).
Третьей формой последующего контроля является анализ финорганами отчетов ведомств, управлений, отделов исполнительных органов власти, организаций и учреждений.
Многие авторы выделяют и другие формы финансового контроля. (Таблица 1)
Таблица 1.
Формы финансового контроля
Признак классификацииФормы финансового контроляВремя проведения контроляПредварительный, текущий, последующийНаправление воздействия субъекта на объект контроляВнешний, внутреннийМесто проведение контроляКамеральный, выезднойПолнота охвата проверяемого материала (информации)Сплошной, выборочныйХарактер источников контроляДокументальный, фактическийПериодичность проведения контроляСистематический, периодический, единовременныйПолнота охвата проверяемых вопросовКомплексный, тематический, встречныйПовторяемость изучения источников контроляПервичный, повторный, дополнительный
Для определения видов финансового контроля исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. Традиционно выделяют следующие виды финансового контроля (См. табл. 2).
Таблица 2.
Основные виды финансового контроля
Признак классификацииВиды финансового контроляСубъект контроля Объект контроляГосударственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный) Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Государственный контроль проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Федеральной службой налоговой полиции РФ, Счетной палатой РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Центральным банком РФ и др.). [11]
Негосударственный финансовый контроль включает в себя:
аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.
Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании.[11] аудиторский финансовый контроль дебиторский
Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти. Инициативный аудит проводится с целью получения информации, которая необходима исполнительному органу или участникам организации для принятия управленческих решений. [ 5, C. 152]
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций. Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в отдельности. Цели и задачи, осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов. [11]
Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. Такая форма контроля, выполняется неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами (экспертами) на основе добровольности. [17]
Профессор Романовский М. В. в зависимости от субъекта выделяет еще правовой и гражданский контроль. Правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно - бухгалтерской экспертизы ит.д. Гражданский контроль осуществляется физическими лицами при налогообложении, их доходов и имущества, получении ими доходов виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и.т.д. [17]
Бюджетный контроль является одним из важнейших видов финансового контроля. Его задачей на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджетов является проверка полноты использования в доходной части бюджета имеющихся резервов.
Налоговый контроль является частью финансового контроля. Его основная цель - мобилизация налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, установленных налоговым законодательством.
Главной задачей таможенного контроля является обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет.
Целью валютного контроля является обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию и обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.
Страховой контроль и надзор осуществляется за правильным проведением страховых операций. Его задачей является обеспечение стабильного развития конкурентоспособного рынка страховых услуг. [19]
Таким образом, финансовый контроль классифицируется в зависимости от:
.времени проведения, он может быть предварительным, текущим и последующим;
.субъектов, осуществляющих его, он может быть государственный и негосударственный (внутрихозяйственный, ведомственный, аудиторский);
.объектов - бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и т.д.
Под методами финансового контроля понимают приемы, или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольных правоотношений и др. По методам проведения финансового контроля различают:
)проверки;
)обследования;
)надзор;
)анализ финансовой деятельности;
)ревизии;
)наблюдения (мониторинг) [3] (См. рис. 2).
Рис. - 2. Методы финансового контроля.
Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. [8, C. 50]
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок - по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. [3]
Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования. [5, C. 157]
Наблюдение (мониторинг) - это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводится арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнение взятых на себя финансовых обязательств) предприятия. [8, C. 51]
Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и по факторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д. [3]
Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. [21]
Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное
определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов. [5]
По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают:
1.Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.
.Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.
.Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.
.Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. [8, C. 51]
Таким образом, применяются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки, обследования, надзор, наблюдение, анализ финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.
1.3Органы, осуществляющие финансовый контроль. Их задачи и функции в Российской Федерации
Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. [15, C. 56]
Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты. [5]
В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. [2]
В соответствие с Конституцией РФ общее управление финансами в РФ осуществляют высшие законодательные органами власти страны. Важное место в управление занимают Президент РФ и Правительство РФ.[9]
Президент РФ - глава государства. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента РФ по формированию нормативно - правовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля, и прав по формированию состава Правительства РФ. [17]
В области управления финансами он осуществляет следующие функции:
.вносит в Государственную Думу законопроекты по финансово - бюджетным вопросам; подписывает и обнародует федеральные законы;
.обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;
.использует средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных Президентом РФ. и др. [15]
Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. Правительство РФ в области управления финансами осуществляет следующие функции:
.разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; предоставляет Гос. Думе отчет об исполнении государственного бюджета;
.обеспечивает проведение в РФ единой кредитной, денежной и финансовой политики;
.организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами в РФ. [15]
Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы РФ - звенья единой системы государственного управления финансами России.
Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ.
Счетная палата РФ - это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г. [14]
В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату". [9]
Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.
К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:
. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
. Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;
. Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
. Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
. Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий и др. [23]
Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.
Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов РФ" осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Таким образом, в настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб (См. рис. 3).
Рис. 3 - Федеральные службы, подчиненные Министерству финансов РФ
Основными задачами являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей. [12]
Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:
. Разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;
. Разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;
. Разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
. Координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;
. Управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и др. [5]
Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.
Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [2]
Органы Казначейства осуществляют следующие главные задачи:
. Организация и осуществление контроля за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства;
. Регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;
. Управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ и др. [23]
Министерство РФ по налогам и сборам, являясь правопреемником Государственной налоговой службы РФ.
Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
На федеральные органы налоговой полиции возложены следующие задачи:
. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
. Защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
. Предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Таможенное дело в Российской Федерации в соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) осуществляют непосредственно таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами.
Основными задачами являются:
. Обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ;
. Обеспечение единства таможенной территории РФ;
. Организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности;
. Обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ. [23]
Финансовый контроль, осуществляемый Центральным банком РФ, отличается рядом особенностей в силу специфики своего правового положения. Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов, а также законодательства о валютном регулировании и денежном обращении. При этом преследуется главная цель - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Контрольную функцию Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. [17]
Итак, повышение качества и оперативности финансового контроля - это целая система организационных, методических и правовых мероприятий, направленных на совершенствование видов и форм контроля, обеспечение тесного взаимодействия всех органов, осуществляющих контрольные функции.
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО "ХИМПРОМ"
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия ОАО "Химпром"
ОАО "Химпром" - российское предприятие по производству продукции крупнотоннажной химии. С 2007 года является дочерней компанией ЗАО "Оргсинтез групп", входящую в группу компаний Ренова. Полное наименование - Открытое Акционерное Общество "Химпром". Штаб-квартира компании расположена в Новочебоксарске. [24]
ОАО "Химпром" - одно из ключевых предприятий отечественной химической индустрии, чья деятельность сосредоточена на крупнотоннажной химии. Предприятие производим более 100 наименований и марок продукции, которая пользуется спросом на внутреннем и международном рынках. [22]
Открытое акционерное общество "Химпром" (далее Общество) является производственно-коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на акции, удостоверяющие обязательственные права участников Общества (акционеров) по отношению к Обществу.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.
Общество создано на неограниченный срок. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью, свободно в вопросах определения формы управления, в проведении коммерческой, финансовой, научно-технической, кадровой и социальной политики, в принятии других хозяйственных решений, в том числе в области сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения прибыли, остающейся в распоряжении Общества.
Основные виды деятельности - производство химической продукции промышленного и бытового назначения, выполнение государственных заказов и реализация государственных программ, научные и инженерно-технические разработки, разработка новых технологий, создание новых производств, строительные, монтажные и ремонтные работы и услуги, полиграфическая и рекламная деятельность, профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров, другие виды деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами РФ и Чувашской Республики. [22]
Выпускаемая продукция:
) базовые продукты - жидкий хлор, каустическая сода, хлорметаны, анилин, перекись водорода, соляная кислота;
) химикаты для топливно-энергетического комплекса - поверхностно-активные вещества, комплексоны, химикаты-добавки для полимерных материалов, реагенты для нефтедобычи, ингибиторы коррозии, ингибиторы солеотложений;
) кремнийорганические лаки и смолы для электротехнической и лакокрасочной промышленности, этилсиликаты и связующие для литейных производств, тампонажные составы для нефтедобычи;
) жесткие пенополиуретаны и изделия из них, антипирены;
) резинохимикаты - ацетонанил, мягчитель-2, оксанол КД-6;
) товары бытовой химии и агрохимикаты - моющие средства, отбеливатели, эмали, автокосметика, гербициды, изделия из полиэтилена [22]
Значимость продукции ОАО "Химпром" для народного хозяйства РФ определяется широким спектром ее применения. Она востребована практически всеми отраслями промышленности.
Потребителями ОАО "Химпром" являются крупные предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, которые в процессах отбелки целлюлозы применяют большие количества хлора, каустика и перекиси водорода. Для машиностроительного комплекса выпускаются готовые связующие, применяемые в процессах точного литья, а также компоненты для их приготовления - этилсиликаты. В производстве электротехнической продукции применяются кремнийорганические электроизоляционные лаки. Для агропромышленного комплекса страны производятся современные высокоэффективные гербициды "Ковбой" и "Кросс".
Управление Обществом осуществляют общее собрание акционеров, избираемый Собранием Совет директоров, Генеральный директор Общества (назначается Собранием), Правление (назначается Советом директоров), действующие на основании данного Устава в порядке, установленном действующим законодательством.
В состав предприятия входят 3 завода: завод фосфороорганических продуктов - №2; завод №4; завод бытовой химии №10; и 5 производств: экологическое производство №5; центральное ремонтное производство №6; производство кремнийорганических продуктов - №8; производства 12 и 15.
Структура органов управления предприятия аналогична структуре многих крупных заводов. Первым звеном в ней является пост генерального директора ОАО "Химпром". У него в непосредственном подчинении находятся его заместители:
) технический директор;
) финансовый директор;
) коммерческий директор;
) по работе с персоналом;
) по качеству продукции;
) по транспорту;
) по режиму и безопасности.
Основной задачей промышленного предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения в высококачественной продукции. Темпы роста объема производства продукции, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек производства, прибыли и рентабельности. Динамика объема выпуска продукции ОАО "Химпром" за 2010 - 2012 гг. представлена в таблице 2 . Источником информации послужили данные отчетности предприятия. [1]
Таблица 3.
Динамика объема выпуска продукции ОАО "Химпром" за 2010 - 2012 гг. тыс. руб.
ПоказателиГодыИзменение (+-)Темп изменения,%2010201120122011201220112012Выручка, тыс.руб.539293960178975758778+624958-259119115,695,7Себестоимость продаж, тыс. руб.404774643928804224467+345134-168413108,596,2Прибыль от продаж, тыс. руб.429549539166470442+109617-68724125,587,3Затраты на рубль выручки от продаж, руб.0,750,730,73-0,02-97,26-Рентабельность продукции, %10,612,311,41,7-0,9--
Из таблицы 2 следует, что выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 624 млн. тыс. руб. или на 15,6 %. В 2012 году по сравнению с 2011 годом произошло снижение выручки на 259 млн. руб. или 4,3%
Рост себестоимости в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 345 млн.руб. или на 8,5 %, в 2012 году по сравнению с 2011 годом наблюдается снижение на 168 млн. руб. или на 3,8 %.
За анализируемый период показатель прибыли от продаж имеет тенденцию к увеличению в 2011 по сравнению с 2010 годом на 109 млн. тыс. руб. или на 25,5 %, и тенденцию снижения в 2012 году по отношению к 2011 году на 68 тыс. руб. или на 12,7 %.
Затраты на один рубль выручки от продаж показывают, сколько в каждом рубле выручки от продаж содержится затрат и сколько прибыли. Показатель затрат на один рубль выручки от продаж за период 2010 - 2012 гг. снижается с 0,75 руб. в 2010 году до 0,73 руб. в 2011 году и сохранился на этом уровне в течение 2012 года. В целом в 2011 году по сравнению с 2010 годом затраты на один рубль выручки от продаж уменьшился на 2,74 %.
За анализируемый период рентабельность продукции увеличилась с 10,6 % до 12,3 % в 2011 году, и снижается в 2012 году с 12,3% до 11,4%.
В целом анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ОАО "Химпром" позволяет сделать вывод, что финансовое состояние предприятия нормальное, предприятие в основном использует собственные источники финансирования. Есть возможность увеличения финансовых ресурсов предприятия за счет привлечения долгосрочных кредитов и займов.
2.2 Характеристика организации финансового контроля дебиторской задолженности в ОАО "Химпром"
Действующая структура предприятия включает 1 производство, обособленный завод №4, а также 23 технологических цехов и 16- вспомогательных, связанных с производством цехов. ОАО "Химпром" имеет мощную научную базу - Научно-исследовательский центр. Структура включает также проектно-конструкторское управление, типографию, законсервированные цеха, речной порт с подстанцией, объекты соцкультбыта.
В данном пункте рассмотрены особенности организации финансовой политики коммерческой организации в системы управления финансами предприятия. Финансовая политика предприятия в наиболее узком смысле - это совокупность решений и процедур в сфере денежных отношений предприятия, возникающих на всех стадиях его создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.
Финансовый контроль осуществятся в рамках финансовой политики и призван обеспечить достаточный уровень обеспеченности финансовыми ресурсами всех подразделений предприятия.
Финансовая политика ОАО "Химпром" - это совокупность обеспечивающих выполнение его стоимостных целей и задач (максимизация ценности предприятия, максимизация рентабельности капитала, максимизация прибыли при приемлемом уровне ликвидности и др.) экономических отношений по поводу: образования, распределения и использования хозяйственных средств в результате его деятельности; формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов.
Финансовый контроль в ОАО "Химпром" осуществляет специально созданный отдел - отдел финансового контроля, который входит в состав финансовой службы.
Объектами финансового контроля в ОАО "Химпром" являются:
) уровень и динамика финансовых результатов деятельности предприятия;
) имущественное и финансовое состояние предприятия;
) деловая активность и эффективность деятельности предприятия;
) управление структурой капитала предприятия;
) политика привлечения новых финансовых ресурсов;
) управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом);
) управление оборотными средствами;
) управление финансовыми рисками;
) системы бюджетирования и бизнес - планирования;
) система безналичных расчетов (на предприятии). [22]
Рассмотрим процедуру контролирования уровня дебиторской задолженности. Один из наиболее действенных методов внутреннего контроля за дебиторской задолженностью - метод первичной отчетности.
Оперативный учет в ОАО "Химпром" ведется методом документальной сверки, в ходе которого осуществляется контроль за своевременностью и полнотой оплаты продукции покупателями (плательщиками), осуществляемый экономистом по расчетам с покупателями расчетного бюро финансового отдела. На основании банковских выписок и оправдательных документов указанный работник делает соответствующие отметки об оплате в регистрах расчетов с покупателями. Также им ведется учет отказов (полный отказ или частичный отказ) от оплаты с указанием даты поступления отказа, его суммы и причин.
Также экономист по расчетам с покупателями представляет начальнику расчетного бюро ежедневные отчеты по выполнению плана поступления денежных средств за день и с начала отчетного периода.
Данные по оплате из финансового отдела передаются в договорно-правовое бюро отдела сбыта и в бухгалтерию. Работник группы учета расчетов с дебиторами и кредиторами бухгалтерии делает соответствующие отметки об оплате в регистрах аналитического учета покупателей.
Аналитический учет расчетов с покупателями ведется по каждому покупателю и каждому договору с учетом каждого предъявляемого к оплате счета и обеспечивает получение данных по возникновению задолженности, срокам и способам ее погашения. [22]
Одновременно с занесением данных по оплате работником группы учета расчетов с дебиторами и кредиторами осуществляется бухгалтерский контроль методом сверки оплаченных сумм и числящейся задолженности. Такой контроль позволяет выявить: уложился ли покупатель в срок, на который ему была предоставлена скидка; полноту и своевременность погашения задолженности; неверные записи по статьям дебиторов (ошибки при вводе данных по дебиторской задолженности покупателей); неучтенную ранее дебиторскую задолженность покупателей.
Периодический контроль регистров аналитического учета покупателей, проводимый главным бухгалтером организации методами документальной проверки (сверки), позволяет выявить превышение критического уровня дебиторской задолженности покупателя, неучтенное при санкционировании отгрузки, а также просроченную задолженность, по которой не приняты меры к взысканию.
Еще одним эффективным приемом контроля за дебиторской задолженностью в ОАО "Химпром" являются периодические сверки с покупателями. При этом ежемесячная выверка задолженности покупателей производится начальником расчетного бюро финансового отдела. Для этого всем покупателям по установленному порядку (например, не позднее 5-го числа каждого месяца) направляются акты сверки, подписанные начальником финансового отдела и скрепленные печатью организации. Данные выверки проводятся независимо от выверки дебиторской задолженности, осуществляемой аппаратом бухгалтерии в целях бухгалтерского контроля в рамках проведения обязательной ежегодной инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации (проводимой перед составлением годового бухгалтерского отчета). Ежемесячная выверка дебиторской задолженности покупателей, осуществляемая финансовым отделом ,является методом дополнительного оперативного упреждающего контроля за платежной дисциплиной покупателей.
Акты сверки содержат данные по календарному графику погашения задолженности покупателей на предстоящий период за отгруженную им продукцию, а также по согласованию с начальником договорно-правового бюро отдела сбыта данные по просроченной задолженности и суммы неустойки по просроченным счетам в соответствии с договорными условиями. [24]
Таким образом оперативный учет в ОАО "Химпром" ведется методом документальной сверки под руководством экономиста по расчетам с покупателями расчетного бюро финансового отдела. В результате осуществляется контроль за полнотой и своевременностью оплаты продукции покупателями.
Ответственность за организацию и контроль бюджетного управления, а также за сведение всех подбюджетов в основной бюджет целесообразно возложить на специально созданное бюро бюджетного управления, скомплектованное из наиболее квалифицированных работников финансового и экономического отделов.
Стоит отметить, что аналитический учет по расчетам с покупателями и заказчиками в ОАО "Химпром" ведется раздельно: покупателям (заказчикам) и кредитным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям (заказчикам), неоплаченных в срок расчетных документов; авансам, полученным с каждого юридического и физического лица. Поэтому аналитический учет может содержать ошибки и их выявляют, но не своевременно, как того требует учет и планирование на предприятии, так как люди склонны ошибаться, в таком объеме предоставляемых данных.
В периодических отчетах ОАО "Химпром" сопоставляются запланированные и отчетные данные. По результатам сопоставления проводится анализ план-фактных отклонений (то есть оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых). Все отклонения можно разделить на отрицательные, то есть отдаляющие от намеченных ориентиров хозяйственной политики компании и принятых ею установок, и положительные - приближающие к ним.
В формировании отчетов принимает участие огромное количество сотрудников, от рядовых до начальников отделов. Главное препятствие в обработке информации - время, которого к сожалению всегда не хватает. Сотрудники спешат успеть, делают ошибки, которые в свою очередь приводят к огромным трудностям, а временами убыткам на предприятии. При выявлении ошибок, а они обнаруживаются через большой период времени (месяц, иногда несколько месяцев) начинается поиск первой причины откуда пошла неверная информация, поднимаются вся документация и первичная и сводная, снова теряется время на поиски и последующее исправление ошибок.
Финансовый контроль дебиторской задолженности на предприятии ОАО "Химпром" осуществляется с помощью оперативного контроля. Оперативный контроль в свою очередь осуществляется методом документарной сверки. Так же одним из эффективным приемом контроля дебиторской задолженности являются периодические сверки с покупателями.
Методы при проведении финансового контроля на предприятии следующие:
. Проверка, которая проводится на основе отчетов и расходных документов.
. Обследования.
. Наблюдение.
. Анализ.
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В целях улучшения финансовых возможностей ОАО "Химпром" необходимо постоянное сравнивание бюджетов с фактическими данными, анализ отклонений, совершенствование методологии планирования.
Методы улучшение финансового контроля дебиторской задолженности:
. Присвоение группы риска покупателю (заказчику) и установление параметров коммерческого кредита. В целях контроля различных аспектов взаимоотношений с контрагентами по коммерческим договорам и недопущения ухудшения результатов деятельности ОАО "Химпром" из-за неверного их выбора каждому покупателю (заказчику) целесообразно присваивать категорию риска. Ранжирование заказчиков (покупателей) по категориям риска (классы заказов по рискам - высокий, средний, низкий или др.) производится начальником договорно-правового бюро отдела сбыта по разработанному алгоритму на основе следующих условий: степени выполнения обязательств по расчетам за продукцию, наличия и содержания первичной информации о заказчике (банковские и аудиторские справки, отзывы других организаций и т.п.).
В целях предотвращения (упреждения) ухудшения финансового состояния ОАО "Химпром" вследствие роста просроченной дебиторской задолженности каждому заказчику (покупателю) в соответствии с категорией риска его заказа целесообразно устанавливать параметры коммерческого кредита, то есть определенный лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования.
При наличии отклонения (если в результате отгрузки превышен лимит задолженности по причине того, что покупатель имеет просроченные долги) отгрузка санкционируется только на сумму, в результате добавления которой к фактическому уровню дебиторской задолженности данного покупателя не будет превышен установленный ему лимит (барьер) задолженности. Покупатель незамедлительно ставится об этом в известность соответствующим уведомлением договорно-правового бюро.
. Формирование базы данных (досье) на покупателей (заказчиков). Структура досье на покупателей (заказчиков) разрабатывается одним из руководителей отдела сбыта. Формирование досье на заказчика целесообразно возложить на начальника договорно-правового бюро отдела сбыта (договорно-правовое бюро должно аккумулировать информацию по аспектам взаимоотношений с покупателями).
Досье должно регулярно пополняться в соответствии с новыми сведениями о клиенте. Такое досье служит для контроля покупателя на предмет его надежности и финансовой устойчивости, соблюдения им договорной дисциплины, для контроля выполнения договорных обязательств самой организацией.
. Поощрение и наказание заказчиков. В случае просрочки платежей накладывать на заказчика штраф. Если же покупатель всегда во время и полностью рассчитывается за продукцию, то ему можно предоставлять отсрочку платежа, скидки.
. В случае если заказчик для нас новое лицо и мы с нем не работали ранее, то к нему следует относиться более жестко.
Что касается допущенных ошибок в отчетах, то требуется найти виновного. Затем следует - денежный штраф. Затем изменение инструкций. Далее меняется система принятия отчета головной фирмой. За отчет должны нести ответственность несколько человек заверяющих его своей подписью. Для сотрудников отвечающих за внесение данных в таблицы изменить инструкции, с увеличением ответственности за ее исполнение. Если никто не несет ответственность, то о каких достоверных данных может идти речь.
В процессе перехода экономики России к рыночным механизмам хозяйствования, к рыночному финансово-экономическому регулированию товарных и денежных потоков особое место занимает создание эффективной системы государственного финансового контроля.
Финансовый контроль служит одной из главных предпосылок качественного преобразования процесса управления экономикой в целом, ее развития и стабилизации. Контроль должен быть направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение темпов модернизации промышленности, развитие научно-технического прогресса, повышение качества и объемов выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. [18]
Построение государственного финансового контроля, отвечающего требованиям демократического общества, и способствующего более эффективному развитию финансовой системы России, связано с преодолением многих препятствий и проблем, требующих скорейшего их решения. Таких как:
. Проблема разработки единой концепции государственного финансового контроля, как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи государственного финансового контроля.
. Отсутствие федерального закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении не только бюджетных учреждений.
. Одна из основных проблем эффективного функционирования государственного финансового контроля - отсутствие адекватных мер к нарушителям бюджетного законодательства.
. Существует объективная необходимость в корректном и гибком планировании контрольными органами своих планов проверок, своевременном осуществлении проверок и ревизий в процессе исполнения бюджета (текущий контроль), поскольку постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения (Об утверждении положения о Министерстве финансов РФ: Постановление правительства РФ от 06.03.1998 №273 (ред. От 18.06.1999), О федеральных органах налоговой полиции: Федеральный закон от 24.06.1993 №5238-1)
. На данном этапе у органов финансового контроля отсутствуют единые нормы, стандарты и правила проведения внутреннего финансового контроля, утвержденные законодательно.
. Одной из ключевых проблем остается проблема подготовки кадров контрольных органов. [4]
Проблема развития и совершенствования государственного финансового контроля в условиях формирования рыночных отношений приобрела сегодня для российского государства одно из важнейших значений.
В последние время предпринимаются усилия, направленные на повышение роли государства в регулировании экономических отношений, создании современного рынка товаров, работ и услуг и его социальной направленности, построении системы государственного контроля за полной и своевременной уплатой налогов, сборов, пошлин, формирования и исполнения реального государственного бюджета для создания в целом условий устойчивого развития экономики, ее финансово-кредитной сферы.
В настоящее время в стране действует более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых в той или иной степени регулируется контрольная и надзорная деятельность. Контроль проникает, по существу, во все сферы правоотношений, затрагивает интересы миллионов людей и десятков тысяч предприятий.
Однако необходимо отметить, что эффективность конкретных направлений государственного регулирования экономических отношений, требует наличия адекватной современным реалиям нормативно-правовой базы и других эффективных механизмов правового регулирования системы государственного финансового контроля.[6]
В первую очередь, обращает на себя внимание то, что в России до сих пор не создана четкая иерархическая структура органов финансового контроля, не образована построенная на принципе федерализма их единая система, не установлены механизмы взаимодействия между ее элементами, а также существуют пробелы в определении компетенции государственных органов финансового контроля. В настоящее время из всех многочисленных органов государственного финансового контроля только Счетная палата РФ осуществляет контроль на основе Федерального закона "О Счетной палате РФ".
Необходимо достичь единообразия в понятии правового статуса высших органов финансового контроля, которое должно быть отражено в акте общефедералыюго значения, регламентирующем основы образования и функционирования контрольно-счетных органов в Российской Федерации.
Проблема правовой неурегулированности государственного финансового контроля высвечивает ряд причин, ее обусловливающих: нечеткость формулировок, ведущая к неправильному толкованию правовых норм; несогласованность нормативно-правовых актов; отсутствие актов, принятие которых диктуется практикой. [18]
Нормы действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие основы государственного и муниципального контроля, не справляются с этой задачей. Необходимо отметить, что Уголовный кодекс РФ не уделяет должного внимания проблемам ответственности за преступления в финансовой сфере. Так, только незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности законодатели признали преступлениями по финансовой части в сфере экономической деятельности.
Можно сделать вывод, что необходима качественная переработка действующих правовых норм в сфере регулирования финансового контроля, устранение несогласованностей и противоречий правового регулирования системы органов государственного финансового контроля, восполнение пробелов и отмена устаревших норм.
Сегодня одним из проблемных вопросов осуществления финансового контроля является оценка его эффективности. Эффективность финансового контроля зависит от его результативности, действенности и экономичности.
В целях решения этих проблем государству очень важно решительно покончить с первейшими источниками криминализации экономики: коррупцией, хищением и разбазариванием государственных средств, воплотить в жизнь демократические принципы управления общественной собственностью.
В целом, для повышения роли государства в регулировании рыночной экономики необходимо скорейшее решение вопросов и реальные действия, связанные с реформированием и развитием системы государственного финансового контроля, к числу которых можно отнести следующие направления:
.Основные положения (как минимум, статус и компетенция основных органов, их система) должны быть закреплены в специальном федеральном законе.
.Разработка и принятие стандартов государственного финансового контроля - это установление норм, правил и характеристик, справедливых для всех участников контрольной деятельности.
.Необходимо создание Совета по координации контрольной деятельности при Президенте РФ.
.Установление уголовной и административной ответственности за коррупцию, нецелевое использование государственных средств, путем внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон "О Счетной палате РФ".
.Необходимо создание общегосударственной системы учета результатов деятельности органов государственного финансового контроля.
.Законодательно урегулирование взаимоотношений органов государственного финансового контроля и правоохранительных.
.Создание общей информационной базы учета правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности для всех государственных органов финансового контроля.
.Принятие мер к улучшению социальных условий жизни сотрудников контрольных органов.
.Разработка научно-методической основы комплексной оценки социально-экономической эффективности системы государственного финансового контроля на основе показателей результативности, действенности и экономичности.
В качестве принципов государственного финансового контроля следует выделять: принципы законности; независимости; гласности; объективности; ответственности; сбалансированности; системности. [18]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа выполнена на тему: "Финансовый контроль: его сущность, виды, формы и методы". Исследуемая тема в настоящее время достаточно актуальна, ведь в процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Эффективно поставленный контроль имеет стратегическую направленность, ориентированную на конечные результаты.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
В России, финансовый контроль осуществляется ввиду государственного финансового контроля, внутрихозяйственного контроля и аудиторской деятельности.
В данной работе освещены особенности проведения финансового контроля в организации. Объектом исследования выступило крупнейшее химическое предприятие ОАО "Химпром".
В целом анализ производственно - хозяйственной и финансовой деятельности ОАО "Химпром" позволяет сделать следующий вывод, что финансовое состояние предприятия нормальное, есть возможность увеличения финансовых ресурсов предприятия за счет привлечения долгосрочных кредитов и займов.
Оперативный учет в ОАО "Химпром" ведется методом документальной сверки, в ходе которого осуществляется контроль за своевременностью и полнотой оплаты продукции покупателями, экономистом по расчетам с покупателями расчетного бюро финансового отдела.
Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бухгалтерская годовая отчетность предприятия ОАО "Химпром" за 2010-2012 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Глущенко В.В., Чехунов В.Н. Финансы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. - М.: РИОР, 2011. - С. 67-69
. Грязнова А.Г. Финансы. -М.: Финансы и статистика, 2012 - 497 с.
. Замятина М.В. О повышении эффективности государственного (муниципального) финансового контроля в Российской Федерации // Журнал: Финансы и кредит. - 2011. - №16. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Иванова Е.Л. Контроль и ревизия. - М.: 2007. - 160 с.
. Ковалев В.В. Финансы. - М.: Проспект, 2008. - 640 с.
. Конституция Российской Федерации. - М.: СПб, ООО "Виктория плюс", 2011. - 48 с.
. Котельникова Е. Финансы: самое главное. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Мягкова Е.Л. Финансы и кредит: самое главное. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. О министерстве Финансов: постановление Правительства РФ от 30.06.2004. - № 329 // Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от - 9.03. 2004. - № 314 // Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. О счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.1995. - № 4-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. - М.: 2009. - 544 с.
. Поляк Г.Б. Финансы. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 703 с.
. Романовский М.В. Финансы, денежной обращение и кредит. - М.: ЮРАЙТ, 2008. - 543 с.
. Толмачев О.М. Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Проблемы местного самоуправления. - 2012. - № 53. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Финансовый контроль. Энциклопедия Grandars. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Финансовый контроль. Свободная энциклопедия ВикипедиЯ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. Г. Гязновой. - С. 821.
. Химпром. Новочебоксарск. Химпром сегодня. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Эриашвили. Н.Д. Финансовое право. М.: 2011. - 572 с.
. Экономическая характеристика Хмпром. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Свободная энциклопедия ВикипедиЯ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница