Тема
Учёт продажи товаров в розничной торговле
1. Синтетический и аналитический учёт продажи товаров в розничной торговле
Предприятия розничной торговли продают товары за наличный расчёт, по расчётным чекам, в кредит с рассрочкой платежа, по договору комиссии.
Объём реализации за наличный расчёт определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Денежные расчёты с населением производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Выручка от покупателей посыпает в кассу торгового предприятия, её размер определяют по показаниям счётчиков контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в книге кассира-операциониста (как разница между показаниями счётчиков на конец дня и показаниями счётчиков на начало дня). При этом выручка уменьшается на сумму денег, выданных покупателям из кассы по возвращённым чекам, имеющим разрешительную надпись руководителя и оформленным актом. Выручка от реализации сдаётся кассиром-операционистом кассиру, что отражается в квитанции к приходному кассовому ордеру. Правильность отражения полученной выручки от реализации товаров проверяется сверкой сумм выручки, показанной в кассовом и товарном отчётах.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ранее Постановлением Совета Министров ? Правительства Российской Федерации от 30.07.93 № 745 с учётом изменений и дополнений) в ряде случаев (мелкорозничная торговля с ручных тележек, из цистерн, с лотков, из корзин, вразвал овощами и бахчевыми культурами; торговля на рынках, ярмарках, выставках, иных комплексах, за исключением находящихся там киосков, ларьков, помещений и др.) при осуществлении торговых операций денежные расчёты (ранее до вступления в силу Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ только с населением) могут производиться без применения контрольно-кассовой техники. В этом случае объём реализованных товаров измеряют обычно суммой выручки, сданной продавцами в кассу организации, инкассатору банка или на почту.
Организация розничной торговли имеет право вести учёт товаров как по покупным ценам, так и по продажным. Так как бухгалтерское законодательство предполагает два возможных варианта, то организация торговли должна сама определить метод оценки товаров, предназначенных для розничной продажи и закрепить свой выбор в приказе по учётной политике.
Учёт товаров по покупной стоимости.
Сдача выручки в кассу отражается в учёте следующей записью:
Дт 50 «Касса»
Кт 90 «Продажи», субсчёт «Выручка».
Торговая выручка может быть сдана в банк представителем организации по объявлению на взнос наличными или инкассаторам. Операция передачи инкассаторам оформляется препроводительной ведомостью. Выручка, переданная инкассатору или на почту (которая будет зачислена на расчётный счёт по истечении определенного времени), учитывается следующей бухгалтерской записью:
Дт 57 «Переводы в пути»
Кт 90 «Продажи», субсчёт «Выручка».
Одной из форм реализации за наличный расчёт является оплата покупателями товаров расчётными чеками банков. Полученные чеки магазины сдают в банк, который и зачисляет соответствующую сумму на счёт торговой организации. При расчёте чеками делается следующая запись:
Дт 50, субсчёт 3 «Денежные документы»
Кт 90 «Продажи», субсчёт «Выручка».
При учёте товаров по покупным ценам после отражения выручки по счёту продажи списываются реализованные товары, что фиксируется записью:
Дт 90 «Продажи», субсчёт «Себестоимость продаж»
Кт 41-2 «Товары в розничной торговле».
Согласно ст. 168 Налогового кодекса РФ, при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
На сумму начисленного НДС составляется проводка:
Дт 90 «Продажи», субсчёт «НДС»
Кт 68-2 «Расчёты по налогам и сборам по НДС».
Согласно ст. 168 Налогового кодекса РФ, при реализации товаров за наличный расчёт организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчётных документов и выставлению в течение пяти дней счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдаст покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчётного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и т. д. и кредитового оборота по субсчёту 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчётный месяц.
Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчёта 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счёт 99 «Прибыли и убытки».
Если организация ведёт учёт товаров по покупным ценам, то при использовании обычной ККТ (контрольно-кассовой техники) сумма на чеке указывает только на то, сколько продано товара по продажным (розничным) ценам. Никакой другой информации чек ККТ не несёт. Товарные накладные с указанием количества и стоимости проданного товара в розничной торговле не оформляются. Поэтому информация о том, сколько продано за отчётный период товаров по учётным ценам, отсутствует. Этот показатель можно только рассчитать по формуле
Учётной называется цена, по которой ведётся учёт товаров. В данном случае это покупная цена.
Поступление товаров в учётных ценах за отчётный период определяется по документам, на основании которых приходуется товар. Остаток товаров по учётным ценам на начало и конец отчётного периода определяют по результатам инвентаризации (снятия остатков), которую придётся проводить ежемесячно. При этом товарный остаток на конец текущего месяца будет соответствовать товарному остатку на начало следующего месяца.
Описанный процесс с ежемесячными инвентаризациями довольно трудоёмок.
Учёт товаров по покупным ценам в розничной торговле не вызывает проблем при использовании соответствующих средств автоматизации. Производители товаров наносят на упаковку, товарные ярлыки или сам товар штрих-код, который несёт в себе информацию о стране-изготовителе или продавце товара, характеристиках товара и т.д. При поступлении товаров в магазин информация об их наименовании, количестве и покупной цене записывается в базу данных с помощью сканирующего устройства. Покупатель предъявляет кассиру купленный товар, данные о котором считываются с помощью сканера, при этом на контрольно-кассовом чеке пробиваются наименование, количество, цена и стоимость проданного товара по розничным ценам. На основании данных о наименованиях и количестве проданного товара компьютерным способом формируется информация о стоимости проданного товара в учётных (покупных) ценах.
При использовании покупных цен положительный финансовый результат (не следует забывать о расходах на продажу - см. далее) отражается следующей записью:
Дт 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»
Кт 99 «Прибыли и убытки».
Таким образом, синтетический счёт 90 «Продажи» сальдо на отчётную дату не имеет.
Отражение отрицательного финансового результата фиксирует запись по дебету счёта 99 в корреспонденции со субсчётом 90-9.
Учёт товаров по продажным ценам.
Право учитывать приобретённый для перепродажи товар по продажным ценам предоставлено организациям розничной торговли абзацем вторым пункта 13 ПБУ 5/01: товары, приобретённые организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретённых товаров по продажной стоимости с отдельным учётом наценок (скидок).
При учёте организацией, занятой розничной торговлей товаров по продажным ценам, разница между стоимостью приобретения и продажной ценой (наценка) отражается в бухгалтерской отчётности отдельной статьёй.
Иначе говоря, принятие на склад товаров осуществляется по дебету счёта 41 «Товары» и кредиту счетов 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и 42 «Торговая наценка».
В случае, если розничная организация в качестве учётной цены товара использует продажные цены, в учёте организации товар учитывается по цене продажи. Для того чтобы рассчитать продажную цену товара, бухгалтер сначала должен определить фактическую цену его приобретения, затем - величину торговой наценки (скидки). Отметим, что процесс определения покупной цены (фактической себестоимости) приобретаемого товара до момента начисления наценки полностью аналогичен учёту в оптовой торговле.
Затраты, связанные с приобретением товара, не влияют на величину торговой наценки (она определяется в процентном отношении к стоимости товаров, сформированной на счёте 41 «Товары»).
Торговая наценка в розничной торговле ? это составная часть розничной (продажной) цены товара. Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к покупной цене товара. Именно торговая наценка в организациях торговли предназначена для возмещения расходов на продажу, получения прибыли и уплаты косвенных налогов.
Торговая скидка также представляет собой часть розничной цены товара.
Организации торговли, ведущие учёт товаров по продажным ценам используют для отражения торговой наценки (скидки) счёт 42 «Торговая наценка», который предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях, осуществляющих розничную торговлю, если их учёт ведётся по продажным ценам.
На счёте 42 «Торговая наценка» учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям, осуществляющим розничную торговлю, на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.
Кредитуется счёт 42 «Торговая наценка» при принятии к бухгалтерскому учёту товаров на суммы торговой наценки (скидок, накидок).
Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и тому подобному, сторнируются по кредиту счёта 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счёта 90 «Продажи» и иных соответствующих счётов.
Относящиеся к непроданным товарам суммы скидок (накидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путём определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами.
Сумма скидки (накидки) на остаток непроданных товаров в организациях, осуществляющих розничную торговлю, может быть определена по проценту, исчисленному исходя из отношения суммы скидок (накидок) на остаток товаров на начало месяца и оборота по кредиту счёта 42 «Торговая наценка» (без учёта сторнированных сумм) к сумме проданных за месяц товаров (по продажным ценам) и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам).
Аналитический учёт по счёту 42 «Торговая наценка» должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (накидок) и разница в ценах, относящихся к товарам в организациях, осуществляющих розничную торговлю, и к товарам отгруженным».
Рассмотрим на примере, как в учёте производится отражение операций по поступлению товара, при условии использования организацией торговли продажных цен.
Пример 1
ООО «Салют» осуществляет розничную продажу продовольственных товаров через стационарный магазин. В соответствии с договором поставки, поставщик (ИП Иванов И.П. - неплательщик НДС) на основании заявки ежедневно доставляет молоко в магазин. 000 «Салют» применяет ЕНВД и не является плательщиком НДС.
Предположим, что в магазин 5 декабря поступило 200 пакетов молока. Цена одного пакета составляет 10 руб. Торговая наценка магазина - 20% и составляет 2 руб. на один пакет. Следовательно, розничная цена 1 пакета молока составит 10 руб. + (10 руб. х 20%) = 12 руб.
В бухгалтерском учёте ООО «Салют» сделаны следующие бухгалтерские записи:
Дебет 41-2 Кредит 60 ? 2 000 руб.
? отражена стоимость молока по цене, указанной поставщиком;
Дебет 41-2 Кредит 42 ? 400 руб.
? отражена в учёте сумма торговой наценки.
В результате на счёте 41-2 сформирована продажная стоимость партии молока, которая составила 2 400 руб.
Если поставщик товара предоставляет скидку (что довольно часто встречается в организациях розничной торговли, реализующих продовольственные товары), то сумма скидки также отражается на счёте 42 «Торговая наценка».
Пример 2
Предположим, что в условиях примера 1 поставщик предоставляет скидку в размере 2% от стоимости поставки. Тогда записи в учёте ООО «Салют» будут выглядеть следующим образом:
Дебет 41-2 Кредит 60 ?1 960 руб.
? отражена стоимость молока по цене, указанной поставщиком с учётом предоставляемой скидки: 2 000 руб. ? (2 000 руб. х 2%) = 1 960 руб.;
Дебет 41-2 Кредит 42 ? 40 руб.
? отражена в учёте сумма скидки, предоставляемой поставщиком;
Дебет 41-2 Кредит 42 ? 400 руб.
? отражена в учёте сумма торговой наценки.
В результате на счёте 41-2 сформирована продажная стоимость партии молока, которая составила 2 400 рублей.
Величина торговой наценки определяется организацией самостоятельно, при этом торговая наценка должна покрывать все расходы торговой организации на продажу, сумму начисленного НДС и обеспечивать получение прибыли. Размер торговой наценки по продовольственным товарам не ограничен и может быть любым.
Организация торговли может выбрать любой из возможных методов начисления торговой наценки и закрепить своё решение в учётной политике:
? торговая наценка в виде единого процента на все товары или отдельные группы товаров;
? торговая наценка в виде фиксированной суммы;
? устанавливается продажная цена на товар, а затем по факту исчисляется сумма торговой наценки.
При торговле продуктами питания наиболее часто используется именно третий вариант. Объясняется это просто: розничная организация имеет, как правило, большое количество поставщиков по одному и тому же наименованию товара, покупные цены на товары, естественно, отличаются друг от друга. Устанавливать разные продажные цены на такие товары не имеет смысла. Следовательно, при отличающихся покупных ценах и одинаковой продажной цене товара меняться в организации будет только величина торговой наценки.
В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства любая хозяйственная операция должна оформляться первичным документом.
Для отражения торговой наценки в учёте таким документом является реестр розничных цен, в котором отражается размер торговой наценки и, соответственно, определяется продажная цена на весь ассортимент товаров, поступающих в розницу.
Реестр розничных цен утверждается руководителем торговой организации. Так как унифицированной формы реестра не существует, организация торговли может разработать форму реестра самостоятельно, выполнив все требования, предъявляемые к первичным документам статьёй 9 Федерального закона от № 129-ФЗ.
Реестр розничных цен составляется ежедневно на поступивший товар.
В случае, если организация не является плательщиком НДС (пример 1), розничная цена товара определяется достаточно просто: цена поставщика увеличивается на величину торговой наценки. Поэтому следует рассмотреть вариант, когда организация торговли является плательщиком НДС.
Розничная организация торговли может находиться и на общей системе налогообложения. Напомним, что в соответствии с нормами налогового законодательства ЕНВД вводится на своей территории местными властями, поэтому если на территории такой налог не введён, то розничная организация торговли может использовать общий режим. Кроме того, такая ситуация возможна, если ЕНВД введён, но площадь торгового зала у фирмы превышает 150 квадратных метров.
Если розничная организация торговли применяет общую систему налогообложения, то она является плательщиком НДС. Причём с введением в действие главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ розничные торговые организация исчисляют сумму НДС в обычном порядке, то есть НДС исчисляется с продажной стоимости товара.
Согласно статье 154 НК РФ, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьёй 40 настоящего Кодекса, с учётом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. Причём при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
Пример
ООО «Салют» осуществляет розничную продажу продовольственных товаров через стационарный магазин. В соответствии с договором поставки, поставщик (ИП Иванов И.П. - неплательщик НДС) на основании заявки ежедневно доставляет молоко в магазин. ООО «Салют» является плательщиком НДС.
Предположим, что 5 декабря в магазин поступило 200 пакетов молока. Цена одного пакета составляет 10 руб. Торговая наценка магазина - 20% и составляет 2 руб. на один пакет. Сумма налога, которую организация ООО «Салют» должна уплатить в бюджет при реализации одного пакета молока, составит (10 руб. + 2 руб.) х 10% = 1,20 руб. Таким образом, розничная цена 1 пакета молока составит 13,20 руб.
В результате на счёте 41-2 сформирована продажная стоимость партии молока, которая составила 2 640 руб.
Таким образом, из приведённых примеров видно, что в общем случае розничная цена определяется по формуле
РЦ = (ЦТ + ТН) + % НДС х (ЦТ + ТН)
где ЦТ - цена товара, отражаемая по счёту 41 -2 «Товары в розничной торговле»; ТН - торговая наценка, используемая организацией; % НДС - ставка НДС, по которой облагается товар в соответствии со статьёй 164 НК РФ.
. Расчёт торговой наценки
При учёте товаров по продажным ценам торговая наценка является валовым доходом по реализованным товарам. Наиболее распространёнными способами расчёта валового торгового дохода являются:
·исчисление по общему товарообороту;
·исчисление по среднему проценту;
·исчисление по ассортименту товарооборота;
·исчисление по ассортименту остатка товаров.
При способе расчёта по общему товарообороту валовой доход (ВД) определяют по формуле
ВД = Т х РН : 100
где Т - общий товарооборот; РН - расчётная торговая надбавка.
В свою очередь, торговая надбавка рассчитывается по формуле
РН = ТН : (100 + ТН)
где ТН - торговая надбавка в процентах.
Способ расчёта валового дохода по общему товарообороту используется в случае применения ко всем товарам одинакового процента торговой надбавки в течение отчётного периода. Если процент торговой надбавки изменялся, то определяют частные товарооборота по каждому периоду с одинаковым процентом торговой надбавки.
В основе расчёта валового дохода по среднему проценту лежит расчёт средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средний процент торговой наценки (П) рассчитывается по формуле
П = (ТНн + ТНп - ТНв) : (Т + ОК) х 100
где ТНн - торговая надбавка на остаток товаров на начало отчётного периода; ТНп - торговая надбавка на товары, поступившие за отчётный период; ТНв - торговая надбавка по товарам, выбывшим за учётный период (возврат поставщику, списание); Т? общий товарооборот; ОК - остаток товаров на конец отчётного периода.
На основе рассчитанной средней наценки, учитывая товарооборот по продажным ценам, возможно определить валовой доход:
ВД = Т х П : 100.
Пример
Остаток товаров на начало месяца составляет сумму 1 000 тыс. руб.
Поступило товара за месяц на сумму 10 000 тыс. руб.
Итого товара на конец месяца - 11 000 тыс. руб.
Торговая наценка на остаток товара на начало месяца - 800 тыс. руб.
Торговая наценка по поступившим за месяц товарам - 1 000 тыс. руб.
Итоговая торговая наценка на товар - 1 800 тыс. руб.
Первый способ
Зная итоговую сумму товара на конец месяца - 11 000 тыс. руб. и сумму итоговой наценки на данный товар - 1 800 тыс. руб., можно определить средний процент валового дохода или торгового наложения:
800 : 11 000 х 100 = 16,4%.
Допустим, что реализовано товара за месяц на сумму 2 500 тыс. руб., тогда остаток товара равен 8 500 тыс. руб. В этом случае сумма валового дохода или реализованного торгового наложения составит:
500 х 16,4 : 100 = 410 тыс. руб.
Второй способ.
Определим торговую наценку по вышеприведённым формулам:
Средний процент = (800+1 000) / (2 500+8 500) х 100 = 16,4 %
Торговая наценка = 16,4 х 2 500/100 = 410 тыс. руб.
Реализованная торговая наценка списывается методом красного сторно проводкой:
Дт 90 «Продажи»
Кт 42-1 «Торговая наценка (скидка, накидка)».
Это связано с тем, что по дебету и кредиту счёта учёта реализации отражаются реализованные товары в одной и той же оценке (по продажным ценам). Корректировка оценки товаров по дебету счёта 90 до реальной цены их приобретения позволяет определить выручку от реализации (валовой доход) товаров. После списания торговой наценки на счёте 90 «Продажи» образуется (как и при учёте по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.
Приведённый способ расчёта валового дохода прост, но неточен. Сумма торговой надбавки получается больше или меньше действительной её величины. Если, например, по сравнению со средним процентом, в числе реализованных преобладают товары с большим процентом надбавки, а в остатке преобладают товары с меньшим размером надбавки, то сумма валового дохода будет занижена.
Уточняют сумму торговой надбавки при проведении инвентаризации, проставляя против каждого наименования товара размер торговой надбавки в процентах. Умножив торговую надбавку, а вернее, её размер на суммы по каждому наименованию товаров и подсчитав общую сумму по инвентаризационной описи, сопоставляют её с суммой, отражённой в учёте на субсчёте 42-1 «Торговая наценка (скидка, накидка)». При этом если фактическая скидка по описи меньше, чем отражено в учёте, то разность корректируют сторнировочной записью (красное сторно):
Дт 90 «Продажи»
Кт 42-1 «Торговая наценка (скидка, накидка)»
Что касается расчёта валового дохода по ассортименту товарооборота, то он используется, если для различных групп товаров применяются различные размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обязательный учёт товарооборота по группам товаров, каждая из которых состоит из товаров с одинаковой надбавкой.
Валовой доход (ВД) при этом определяется по формуле
ВД = (Т1 х РН1 + Т2 х РН2 + ... + Тп х РНп) : 100
где Тп - товарооборот по группам товаров; РНп - расчётная торговая надбавка по группам товаров.
Наиболее точным по сравнению с методом расчёта по среднему проценту является метод расчёта валового дохода по ассортименту остатка товаров. Но для этого необходимо на конец каждого отчётного месяца проводить инвентаризацию. Следует отметить, что и в розничной торговле можно вести учёт товаров и по наименованиям, но для этого при продаже товаров населению в розницу необходимо составлять документы с указанием наименования и количества товаров, что на практике нецелесообразно. Расчёт валового дохода по ассортименту остатка товаров определяется по формуле
наценка синтетический комиссия аналитический
ВД = ТНн + ТНп - ТНв - ТНк
. Комиссионная продажа товаров в розничной торговле
Приём товаров на комиссию и их продажа производятся в соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 06.06.98 № 569 (в редакции от 22.02.01). Кроме того, следует помнить, что реализация отдельных товаров на условиях комиссии регулируется специальными законодательными актами (в зависимости от принадлежности товаров к той или иной группе).
При приёме товаров на комиссию в обязательном порядке составляется договор комиссии, в соответствии с которым одна сторона - торговая организация (комиссионер) принимает товар на комиссию с целью реализации за вознаграждение, а гражданин или организация (комитент) сдаёт товар торговому предприятию с целью его розничной продажи. Договор комиссии полностью регулирует отношения между комитентом и комиссионером (пример см. далее)
Кроме того, составляется перечень товаров, принятых на комиссию, который является приложением к договору комиссии. Данные документы оформляются в двух экземплярах. Первые экземпляры договора и перечня вручаются комитенту, вторые - вместе с товарным отчётом передаются в бухгалтерию комиссионного магазина.
На комиссию принимаются товары новые и бывшие в употреблении, годные для использования, не требующие ремонта или реставрации, отвечающие санитарным нормам и требованиям. Правила комиссионной торговли содержат перечень товаров, непринимаемых на комиссию, к которым относятся товары, изъятые из оборота, розничная продажа которых запрещена или ограничена, товары, не подлежащие возврату или обмену (парфюмерно-косметические; товары бытовой химии; лекарственные средства; товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; предметы личной гигиены; изделия швейные и трикотажные бельевые и др.).
Товары на комиссию принимаются:
? от граждан по предъявлении паспорта или иного документа, его заменяющего, удостоверяющего личность;
? от юридических лиц по предъявлении накладной, оформленной и
выданной в установленном порядке уполномоченному лицу предприятия, и его паспорта или документа, удостоверяющего личность. При приёме товаров на комиссию на каждый товар прикрепляется товарный ярлык, а на мелкие недорогие вещи (часы, бусы, броши и другие аналогичные изделия) ? ценник с указанием номера документа, оформленного при приёмке товара и цены. Одновременно даётся характеристика состояния товара (новый, бывший в употреблении, степень износа, указываются и другие основные товарные признаки, недостатки), которая излагается в перечне товаров, принятых на комиссию, и товарном ярлыке.
Цена товара согласуется между комиссионером и комитентом и указывается в прилагаемом к договору комиссии перечне товаров, принятых на комиссию, товарном ярлыке или ценнике.
Принятые на комиссию вещи в соответствии с перечнем записываются в реестр (опись), который составляется в двух экземплярах, и передаются материально ответственному лицу для реализации. Материально ответственное лицо, приняв вещи, подписывает оба экземпляра реестра (описи). Первый экземпляр реестра (описи) подлежит передаче вместе с товарным отчётом в бухгалтерию, второй остаётся у материально ответственного лица.
Если товар по вине комиссионера поступил в продажу позднее, чем на следующий день после его приёма, комиссионер уплачивает комитенту неустойку в размере, определяемом договором комиссии, но не менее 3% причитающейся комиссионеру суммы за каждый день задержки.
Комитент вправе в любое время потребовать от комиссионера возврата принятого на комиссию, но ещё не проданного товара по предъявлении договора комиссии, паспорта или иного документа, его заменяющего, удостоверяющего личность, возместив комиссионеру расходы по хранению товара.
При возврате вещи комитент расписывается в её получении на оборотной стороне перечня товаров, принятых на комиссию, где одновременно указывается сумма, полученная с него за хранение этой вещи.
Договор, перечень с распиской комитента в получении вещи и товарный ярлык остаются у материально ответственного лица и по реестру (описи) сдаются с товарным отчётом в бухгалтерию.
Плата за хранение регистрируется на отдельном счётчике контрольно-кассовой машины.
Кассир ежедневно на деньги, полученные за хранение вещей, составляет приходную ведомость. В конце дня итоги этой ведомости сверяются с показаниями счётчика контрольно-кассовой машины. На общую сумму, полученную с комитентов за хранение вещей, выписывается приходный кассовый ордер.
Приходная ведомость подписывается руководителем, кассиром и бухгалтером и вместе с приходным кассовым ордером прилагается к кассовому отчёту.
Снятие с продажи вещей оформляется соответствующим актом (см. далее), составляемым представителями организации-комиссионера (руководителем, бухгалтером, материально ответственным лицом), с обязательным указанием причин (возврат комитенту, ремонт, химчистка, уценка и др.).
Акт уценки передаётся материально ответственным лицом с товарным отчётом в бухгалтерию, где на основании акта делается отметка об уценке вещи в перечне (втором экземпляре), учётной карточке и оборотной ведомости.
При продаже вещи комиссионер выписывает товарный чек, в котором указываются номер товарного ярлыка продаваемой вещи, её наименование и цена реализации.
Чек вручается покупателю для предъявления в кассу и оплаты вещи.
Кассир, получив от покупателя деньги, выбивает на контрольно-кассовой машине кассовый чек и передаёт его покупателю вместе с товарным чеком, на котором ставит штамп «Оплачено».
Товарные чеки со штампом «Оплачено» фиксируются в реестре договоров и перечней. Если вещи, принятые на комиссию, проданы частично, для расчётов с комитентом составляется справка о продаже вещей, принятых на комиссию, где указываются номер договора, наименование проданных товаров, их количество и сумма к оплате.
Реестр (опись) и справка составляются в двух экземплярах, их итоги сверяются с показателями контрольно-кассовой машины и кассовым отчётом. Товарные чеки с их реестром (описью) и справкой прикладываются к товарному отчёту и передаются в бухгалтерию.
После продажи вещей договоры и перечни (вторые экземпляры), справки, заполненные и подписанные бухгалтером, по реестрам, составленным в двух экземплярах, с распоряжением комиссионера о выплате денег передаются в кассу под расписку кассира на втором экземпляре реестра. До расчёта с комитентом договоры, перечни и справки хранятся в картотеке кассы.
Выплата денег комитенту за проданную вещь производится не позднее чем на третий день после её продажи.
Для получения денег комитент предъявляет кассиру договор, перечень и паспорт или иной документ, его заменяющий, удостоверяющий личность. При этом комитент расписывается в договоре (на втором экземпляре) и расходном кассовом ордере. По желанию комитента деньги, вырученные от продажи товара, могут быть перечислены комиссионером по безналичному расчёту через банковские учреждения.
В случае совершения комиссионером сделки на условиях более выгодных, чем те, которые указаны комитентом, дополнительная выгода делится между сторонами поровну.
При частичной продаже вещей, принятых на комиссию, выплата комитенту производится на основании справки-распоряжения комиссионера после сверки данных с учётной карточкой (см. далее); при окончательном расчёте в кассу передаются договор и перечень.
Договор, перечень, справка, расходный кассовый ордер сдаются с кассовым отчётом в бухгалтерию. Бухгалтер после проверки кассового отчёта проставляет на договоре и справке штамп «Погашено».
Ежедневно материально ответственными лицами составляется товарный отчёт в двух экземплярах, один из которых сдаётся в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре.
К товарному отчёту, сдаваемому в бухгалтерию, прикладываются соответствующие документы: договоры и перечни на принятые вещи с их реестром (описью); реестр (опись) на возврат вещей комитентам; товарные ярлыки; товарные чеки со штампом кассы «Оплачено» на проданные вещи с их реестром (описью); справки; акты на уценку и снятие с продажи вещей.
Бухгалтерский учёт товаров, принятых на комиссию, ведётся на забалансовом счёте 004 «Товары, принятые на комиссию», реализация товаров отражается на счёте 90 «Продажи», расчёты с комитентами ? на счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Аналитический учёт товаров ведётся по материально ответственным лицам, индивидуально по каждой вещи, а расчётов с комитентами - по каждому комитенту. Для аналитического учёта товаров и расчётов с комитентами используются договоры комиссии, перечни товаров, принятых на комиссию, и учётные карточки.
Для учёта движения принятых на комиссию товаров и расчётов с комитентами бухгалтерия на основании товарных и кассовых отчётов, а также договоров и учётных карточек ведёт оборотную ведомость, которая составляется ежемесячно.
Суммы, полученные с комитентов за хранение вещей, отражаются в составе прибыли на счёте 91 «Прочие доходы и расходы».
Принятие товаров по договору комиссии оформляется следующей записью:
Дт 004 «Товары, принятые на комиссию».
Списание реализованных, возвращённых товаров, а также уценка товаров отражается проводкой:
Кт 004 «Товары, принятые на комиссию».
Поступление наличных денег в кассу от реализации принятых на комиссию товаров (по продажным ценам) и за хранение фиксируется бухгалтерской проводкой:
Дт 50 «Касса»
Кт 90 «Продажи», субсчёт 1 «Выручка»
? на сумму выручки за реализованные товары;
Кт 91 «Прочие доходы и расходы»
? на сумму платы за хранение товаров.
По реализованным товарам должен быть начислен НДС:
Дт 90 «Продажи», субсчёт 3 «НДС»
Кт 68 «Расчёты по налогам и сборам».
Списание издержек обращения фиксируется записью:
Дт 90 «Продажи», субсчёт 2 «Себестоимость продаж»
Кт 44 «Расходы на продажу».
Начисление комитентам денег за проданные товары отражается проводкой на стоимость реализованных товаров по продажным ценам за вычётом комиссионного вознаграждения:
Дт 90 «Продажи», субсчёт 2 «Себестоимость продаж»
Кт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выплата денег комитентам отражается в обычном порядке:
Дт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»
Кт 50 «Касса»
Кт 51 «Расчётные счета».
Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по субсчетам счёта 90 выявляется финансовый результат от реализации товаров, который заключительными оборотами списывается следующей проводкой:
Дт 90 «Продажи», субсчёт 9 «Прибыль/убыток от продаж»
Кт 99 «Прибыли и убытки».
Кроме того, комитентам уплачивается неустойка за задержку выплаты средств и поступления товара в торговый зал для продажи (в сумме, предварительно определённой в договоре комиссии), которая относится к внереализационным убыткам:
Дт 91 «Прочие доходы и расходы»
Кт 50 «Касса».
В соответствии с Налоговым кодексом РФ с граждан должен удерживаться налог на доходы физических лиц по ставке 13%. Операция удержания налога оформляется записью:
Дт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»
Кт 68 «Расчёты по налогам и сборам».
Следует отметить, что выявленные в процессе комиссионной торговли недостачи и порча товара находят отражение на бухгалтерских счетах в обычном порядке.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2 . - М. : Проспект, 2007
. Налоговый кодекс Российской Федерации : в 2 ч. - М. : Книга сервис, 2008. - 384 с.
. О бухгалтерском учёте : федер. закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в виде капитальных вложений (с изменениями и дополнениями) : федер. закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ.
. Учёт договоров строительного подряда». ПБУ 2/2008 : утв. приказом Минфина России от 24.11.2008. № 116н. ( в ред. приказа Минфина России от 23.04.2009 № 35н).
. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению : приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
. Положение по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в РФ : приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н.
. Положение по бухгалтерскому учёту 1/08 «Учётная политика предприятия» : приказ Минфина РФ от 06.10.08 г. № 106н.
. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств : приказ Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н.
. Методические рекомендации по учёту и оформлению операций приёма, хранения и отпуска товаров в организациях торговли" (утв. Письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5) .
. Богатая И. Н. Бухгалтерский учёт / И. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 608 с. - (Серия «Учебные пособия»)
. Верещагин С. А. Строительство: бухгалтерский и налоговый учёт у инвестора, заказчика и подрядчика / С. А. Верещагин - М. : ИнформцентрХХ1 века, 2004. - 216 с.
. Ерофеева В. А. Бухгалтерский учёт с элементами налогообложения : учебник / В. А. Ерофеева, Г. В. Клушанцева, В. Б. Кемтер - СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. - 631 с.
. Остафий И. Б. Особенности учётной политики при применении ПБУ 2/2008 / И. Б. Остафий //В курсе правового дела. 2009 г.
. Николаева Г. А. Бухгалтерский учёт в торговле. - М. : Приор-издат, 2007 / Г. А. Николаева, Л. П. Блицау - 352 с.
. Терехова Л. В. Применяем ПБУ 2/2008 на практике / М. А. Курапова, Л. В. Терехова // Учёт в строительстве. № 8. 2009. 35с.
.
. Николаева Г. А. Бухгалтерский учёт в торговле / Г. А. Николаева, Л. П. Блицау - М. : Приор-издат, 2007. - 352 с.
. Федотов А. В. Бухгалтерский учёт в торговле. - М. : ИНФРА?М, 2006. - 318 с.
. Цивилева Е. Строительный подряд: результат "по мере готовности / Е. Цивилева // Практическая бухгалтерия. 2009 № 11.