Учетная политика организации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

Экономический факультет


КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине "Бухгалтерский (финансовый) учёт"

На тему "Учетная политика организации"


Выполнил (а): Веселова Анна

Студентка 3 курса

Заочного отделения

Специальность:

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Научный руководитель:

к. э. н., доцент Н.И. Косарская


Тверь 2014

Содержание


Введение

1. Учетная политика организации как совокупность способов (вариантов) постановки учета соответствующих видов имущества и обязательств, исходя из условий хозяйствования и действующего законодательства

2. Допущения и требования, реализуемые при формировании учетной политики

3. Учетная политика для целей налогового учета

3.1 Общие положения

4. Изменение учетной политики

Заключение

Список литературы

Введение


В настоящее время учетная политика является одним из главных элементов документооборота любой организации. При грамотном подходе к составлению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности производственной и торговой деятельности. Поэтому выбранная тема актуальна.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ учетной политики предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

··раскрыть понятие и основные принципы учетной политики предприятия для целей налогового и бухгалтерского учета;

·изучить законодательное и нормативное регулирование формирования учетной политики;

··исследовать процедуру формирования и порядок принятия учетной политики, а также изменения учетной политики;

··ознакомиться с организационными и методологическими аспектами учетной политики.

Предметом курсовой работы является учетная политика предприятия.

Теоретической базой для написания курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты.

1. Учетная политика организации как совокупность способов (вариантов) постановки учета соответствующих видов имущества и обязательств, исходя из условий хозяйствования и действующего законодательства


Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

учетная политика действующее законодательство

Решение организации вести бухгалтерский учет без применения системы двойной записи должно быть отражено в ее учетной политике. (ПБУ 1 ст.6.1).

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Организация должна иметь 2 учётные политики:

одну - для целей бухгалтерского учёта

другую - для целей налогообложения.

Они могут быть оформлены как в виде:

·отдельных документов

·разделов общей учётной политики организации.

Порядок разработки учётной политики для целей налогообложения законодательно не утверждён.

Особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского учёта и целей налогообложения.

·Кто составляет приказ об учётной политике?

БУ - Главбух или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учёта

НУ - Главбух или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение налогового учёта

·Кто подписывает?

БУ - Руководитель

НУ - Руководитель

·Есть ли унифицированная форма об учётной политике?

БУ - Нет, каждая организация разрабатывает самостоятельно

НУ - Нет, каждая организация разрабатывает самостоятельно

·На какие подразделения распространяется приказ об учётной политике?

БУ - Приказ руководителя об учётной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации, а также всеми филиалами, представительствами (включая выделенные на отдельный баланс) не зависимо от места нахождения

НУ - Приказ руководителя об учётной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации

·Когда необходимо создать приказ об учётной политике?

БУ - Вновь созданная организация оформляет учётную политику до первой публикации бухгалтерской отчётности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (с даты внесения в ЕГРЮЛ)

НУ - Утвердить новую учётную политику вновь созданная организация должна до окончания первого налогового периода.

·Можно ли вносить изменения в учётную политику?

БУ - Да

НУ - Да

·В каких случаях можно вносить изменения?

БУ - 1) Изменения Законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту;

) Разработка организацией новых способов ведения бухучёта. Применение нового способа ведения бухучёта предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухучёте и отчётности или меньшую трудоёмкость учётного процесса без снижения степени достоверности информации;

) Существенное изменение условий хозяйствования, которое может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учётной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учёта фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

НУ - Изменение порядка учёта отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учёта.

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учётной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

·С какого числа применяется приказ об учётной политике?

БУ - Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные при формировании учётной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом её утверждения руководителем организации

НУ - Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные при формировании учётной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом её утверждения руководителем организации.

Решение о внесении изменений в учётную политику для целей налогообложения принимается с момента вступления в силу норм законодательства.

·Какие разделы рекомендовано включать в приказ об учётной политике?

Организационно-технический раздел учётной политики организации

Методический раздел учётной политики

Организационные моменты налогового учёта.

Правила и способы налогообложения.

Налоговые учётные регистры

2. Допущения и требования, реализуемые при формировании учетной политики


Основные правила ведения бухгалтерского учета определены Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Одно из правил гласит: "Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями". Понятия "допущения" и "требования" тоже являются правилами ведения бухгалтерского учета. Наличие таких допущений и требований объясняется самим предназначением бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики: он призван обеспечить получение полной и достоверной информации о финансовом положении организации, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов к ведению учета.

При формировании учетной политики в соответствии с действующим законодательством организации должны исходить из ряда следующих основных допущений (п.5 ПБУ 1/2008):

.Допущение имущественной обособленности.

Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой и других и других организаций. Имущество, находящееся под контролем организации, но не принадлежащее ей на правах собственности учитывается за балансом.

.Допущение непрерывности деятельности.

Допущение непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, ее обязательства будут погашаться в установленном порядке.

.Последовательности применения учетной политики.

Выбранная организацией учетная политика последовательно применяется от одного отчетного года к другому, что обеспечивает создание определенной стабильности ведения бухгалтерского учета. Однако при внесении кардинальных изменений в нормативные акты по бухгалтерскому учету учетная политика может быть изменена или дополнена.

.Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Под допущениями понимаются условия деятельности организации, которые должны обязательно ею выполняться в течение всего периода действия учетной политики.

Способы ведения учета избирают исходя из определенных требований, обеспечивающих адекватность учетной политики хозяйственной ситуации. К числу требований-принципов (п.6 ПБУ 1/2008), которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность.

1.Требование полноты.

Полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.

.Требование своевременности.

Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

.Требование осмотрительности.

Большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

.Требование приоритета содержания перед формой.

Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

.Требование непротиворечивости.

Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

.Требование рациональности.

Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Требование осмотрительности в западной практике еще и требование консерватизма. Там одним из конкретных проявлений данного требования является так называемый асимметричный учет прибылей и убытков, т.е. прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться с момента возникновения предположения о его возможности. Для покрытия таких убытков предусматривается создание специальных резервов, например резервов по сомнительным долгам.

В отечественной практике тоже предусмотрено образование резервов по сомнительным долгам. Они могут создаваться в течении финансового года на основе проведенной инвентаризации не погашенной в установленный срок дебиторской задолженности. В западной практике указанные резервы можно создавать в момент образования сомнительной задолженности. Принципиальное отличие порядка формирования резервов сомнительных долгов в отечественной и зарубежной учетной практике позволяет сделать вывод о том, что требование осторожности не используется в полной мере в нашей учетной практике.

В настоящее время требование осмотрительности в отечественной практике нужно использовать осторожно, поскольку и без этого требования многие организации стремятся увеличить расходы с целью уменьшения в отчетности прибыли и соответственно налога на прибыль.

С переходом к реальным рыночным отношениям, когда организации будут заинтересованы иметь в отчетности высокую рентабельность (обеспечивающую возможность получения кредитов, нормальные экономические отношения с другими организациями, выплату высоких дивидендов по акциям и продажу их по высоким ценам и т.п.), требование осторожности будет действовать в полной мере.


3. Учетная политика для целей налогового учета


3.1 Общие положения


Необходимость разработки учетной политики для целей налогового учета связана с тем, что ст.313 главы 25 части второй на НК РФ введено понятие налогового учета:

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Здесь же оговорено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если положениями главы 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.

Несмотря на эту оговорку, ведение обособленного налогового учета только в случаях, когда он отличается от бухгалтерского, вряд ли возможно: для целей налогообложения необходима вся информация о доходах и расходах организации, а не только выборочные данные, подлежащие корректировке. Следовательно, наиболее рациональным представляется такая организация налогового учета, при которой учитываются результаты всех хозяйственных операций, но большая часть операций учитывается не на основании первичных документов, а на основании сводных - бухгалтерских справок, составленных по установленным самой организации формам, и т.п. документам.

Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Разумеется, под внешними пользователями здесь, прежде всего, имеются в виду налоговые органы, а также аудиторы (аудиторские фирмы) и иные контролирующие или проверяющие органы. Для внутренних пользователей (руководителей, акционеров, работников организации и т.п.) данные налогового учета вряд ли представляют объект повышенного интереса. Наиболее вероятным можно назвать использование этих данных для целей экономического и финансового анализа, а также для работы по оптимизации налогообложения. Но для этого, как минимум, необходимо наличие специализированных подразделений или высококвалифицированных работников, которые могли бы такую работу провести.

Текстом ст.313 ПК РФ установлено также, что система налогового учета организуется налогоплательщиком, самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела - для целей налогообложения.

Из дословного прочтения данного положения можно сделать и другой вывод: организация (точнее, ее главный бухгалтер, как это установлено, Законен о бухгалтерском учете) начиная с 2002 года должна разрабатывать не одну, а две учетных политики - одну для целей финансового учета, другую - для целей налогообложения. Но так как из Закона о бухгалтерском учете прямо не вытекает обязанность разработки двух учетных политик, то достаточно разработать дополнительный раздел, устанавливающий схему налогового учета, необходимые формы первичных

Документов налогового учета, график документооборота (в части налогового учета) и порядок корректировки данных финансового учета для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:

порядок формирования суммы доходов и расходов;

порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном периоде);

сумму остатков расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

порядок формирования сумм, создаваемых резервов;

сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Допущения и требования, которых обязан придерживаться налогоплательщик при формировании учетной политики для целей налогообложения, налоговым законодательством не установлены. В этом случае необходимо руководствоваться положениями ПБУ 1/98, так как они основаны на общих правовых и экономических категориях, присущих любому виду учета.

.2 Аспекты учетной политики: организационные и методологические.

) Организационные аспекты

Для организации налогового учета необходимо проведение следующих мероприятий:

üуточнение функциональных обязанностей работников бухгалтерии с целью перераспределения обязанностей таким образом, чтобы обеспечить правильное и оперативное ведение бухгалтерского учета;

üназначение лиц, ответственных за ведение налогового учета, за своевременность и правильность представления данных, необходимых для ведения налогового учета, а также определения обязанностей руководителей подразделений и служб, смежных с бухгалтерией;

üуточнение и, при необходимости, переработка существующих графиков документооборота, принятого в организации.

Следующим этапом разработки организационных аспектов учетной политики является определение элементов налогового учета и связанных с этим мероприятий.

Элементами налогового учета в соответствии с НК РФ являются:

первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Под первичными учетными документами понимаются документы, используемые в бухгалтерском учете. Перечень форм таких документов устанавливается в первом разделе учетной политики (учетная политика для целей финансового учета). Если используются формы, не являющиеся унифицированными, в приложении к учетной политике, утверждаются формы, разработанные организацией.

В свете данных требований предполагается, что для организации налогового учета в бухгалтерии необходимо оформить еще один первичный документ - бухгалтерскую справку. Так как бухгалтерские справки будут составляться по всем участкам учета и по всем видам доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в приложении к учетной политике для целей налогового учета следует привести все формы справок. Нелишним будет дублирование этих же форм и в приложении к учетной политике для целей финансового учета.

Расчет налоговой базы производится в налоговых декларациях, формы которых утверждаются МНС России (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам) и являются едиными для всех налогоплательщиков. Следовательно, в учетной политике достаточно определить сроки составления таких расчетов и лиц (по должностям, а не по фамилиям), ответственных за составление расчетов.

Таким образом, из трех элементов налогового учета наибольшее внимание следует уделить второму - аналитическим регистрам налогового учета. Это связано с тем, что централизованная разработка форм такого учета НК РФ не предусматривается. Все работы, связанные с разработкой форм аналитического учета, ведутся непосредственно в организации. При этом наряду с общими требованиями налогового законодательства учитываются отраслевые и технологические особенности процессов произведет и реализации продукции (работ, услуг), а также специфика документооборота, используемого организацией.

Обязательными реквизитами, которые должны содержаться в формах аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являются:

наименование регистра;

период (дата) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Нетрудно убедиться, что перечень обязательных реквизитов основан на аналогичном перечне, приведенном в ст.9 Закона о бухгалтерском учете и относящемся к обязательным реквизитам первичных документов бухгалтерского учета. Однако имеются некоторые различия, обусловленные спецификой налогового учета.

Немаловажным является положение НК РФ, устанавливающее, что содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, за разглашение налоговой тайны несут ответственность, установленную НК РФ. Сентенция более чем спорная, так как содержание регистров налогового учета мало чем отличается от содержания регистров учета бухгалтерского. Следовательно, разглашение их содержания должно квалифицироваться как нарушение коммерческой тайны (кроме информации, которая к коммерческой тайне не относится) со всеми вытекающими последствиями.

Требованиям по составлению аналитических регистров бухгалтерского учета в НК РФ посвящена отдельная статья - 314.

В соответствии с этой статьей аналитические регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета - это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Таким образом, какие-либо унифицированные формы налогового учета на федеральном или отраслевом уровне не устанавливаются, и устанавливаться не будут; исключительное право разработки таких форм принадлежит налогоплательщику. При этом, разумеется, основные факторы, определяющие состав показателей и способы их группировки, зависят от схемы бухгалтерского учета и схемы документооборота первичных регистров бухгалтерского учета, принятых в организации, а также от отраслевых особенностей осуществления предпринимательской деятельности.

Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. Как следует из текста ст.314 НК РФ, корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается, отражается только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма.

Так как основанием для отражения в налоговом учете являются данные регистров бухгалтерского учета (первичных или бухгалтерских справок), целесообразно включить в форму еще одну графу, в которой следует отразить данные бухгалтерского учета. По тем позициям, где данные бухгалтерского учета могут расходиться с данными налогового учета (например, по командировочным или представительским расходам), целесообразно также включать графу, в которой указывается норматив, который принимается к налоговому учету.

Установление метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг)

Как уже отмечалось, после введения в действие главы 25 части второй НК РФ использование кассового метода выручки от реализации (продаж) продукции (работ, услуг) будет весьма ограниченным. Статьей 273 Н К РФ установлен о, что организации имеют право на определение даты получения дохода или осуществления расхода по кассовому методу только в том случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.

Причем в случае если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил установленный предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение. Реальным таким правом могут воспользоваться преимущественно субъекты малого предпринимательства.

Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. При этом под оплатой товара (работ, услуг, имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав. Моментом оплаты следует считать момент списания дебиторской задолженности по отгруженной продукции, выполненным работам или оказанным услугам.

При учете расходов в случае использования кассового метода НК РФ установлены следующие особенности:

материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.

списание сумм произведенной оплаты по стоимости материально-производственных запасов, работ или услуг, непосредственно относимых на себестоимость продукции (работ, услуг);

амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве. Аналогичным порядком списываются расходы на освоение природных ресурсов, расходы на НИОКР, а также суммы созданных резервов. Иначе говоря, для того, чтобы расходы могли быть признаны, необходимо выполнение двух условий:

) выполнение порядка списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, установленного учетной политикой организации;

) осуществление фактической оплаты этих расходов. В отношении сумм резервов, по-видимому, предполагается, что они должны быть, как минимум, созданы, то есть финансовые результаты (до списания на счет учета чистой прибыли) должны быть уменьшены на сумму созданных резервов;

расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности и в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

В случае если организация имеет право на применение кассового метода и выбирает этот метод, в учетной политике помимо выбранного метода, необходимо указать и все перечисленные выше особенности налогового учета. Если в течение года организация теряет право на применение кассового метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), в учетную политику для целей налогового учета нужно внести необходимые изменения.

Выбор формы налогового учета

Форма, в которой будет осуществляться налоговый учет, во многом определяется формой бухгалтерского учета. Однако такие сложные формы, как журнально-ордерная или мемориально-ордерная, в налоговом учете вряд ли применимы. Поэтому на практике выбор будет осуществляться из двух форм - ручной и автоматизированной. Можно не сомневаться, что уже в ближайшее время на рынке программного обеспечения появятся соответствующие компьютерные программы, позволяющие автоматизировать налоговый учет. Тем не менее, весьма высока вероятность того, что с начала 2002 года организация автоматизированного учета будет невозможной. В таком случае в учетной политике для целей налогового учета нужно будет указать на возможность перехода на такую форму учета в течение налогового периода.

Списание расходов

Списание материалов на проведение испытаний имеет свои особенности: в зависимости от суммы расходов и принятого в учетной политике порядка отнесения подобных затрат они могут либо списываться в полной сумме на себестоимость продукции (работ, услуг), либо относиться в состав расходов будущих периодов для последующего списания на себестоимость продукции (работ, услуг) в течение нескольких отчетных периодов:

Дебет 97 "Расходы будущих периодов" Кредит 10 - на сумму стоимости использованных материалов.

К сожалению, НК РФ не устанавливает порядка списания подобных расходов. Вполне правомерным можно считать подход, основанный на положениях главы 25 НК РФ, в соответствии с которым расходы в сумме, не превышающей 10 тыс. руб., допускается единовременно списывать на затраты. Таким образом, в тех случаях, когда расходы на проведение испытаний нового или реконструированного (модернизированного) оборудования превышают указанную сумму, в учетной политике следует определить порядок их списания. Распределять произведенные расходы на всю стоимость продукции, выпущенной с использованием этого оборудования (выполненных работ или оказанных услуг), вряд нецелесообразно.

Необходимо воспользоваться технологическим подходом и определить период списания в размерах срока, в течение которого новое оборудование выйдет на проектную (паспортную) мощность. Причем списание расходов целесообразно проводить пропорционально объему выпущенной продукции, объемам выполненных работ или стоимости оказанных услуг.

Списание расходов будущих периодов и в финансовом, и в налоговом учете отражается одинаково:

Дебет 20 (23, 25, 26 и т.п.) Кредит 97 - на часть расходов, подлежащих списанию в данном отчетном периоде.

В отдельный вид материальных расходов НК РФ выделяет расходы на приобретение запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества.

В пункте об Положения о составе затрат данный вид затрат был объединен в одном абзаце с расходами, перечисленными выше. Кроме того, Положение о составе затрат предусматривало возможность списания на затраты (себестоимость продукции (работ, услуг)) износ инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других средств труда, не относимых к основным фондам, износ спецодежды и других малоценных предметов.

Расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом положений ст.267 НК РФ). Вопросы налогового учета создания и использования различных резервов выходят за рамки данного издания. Заметим, что НК РФ предусматривает практически только одну схему возмещения расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание - посредством создания соответствующих резервов с отнесением сумм отчислений на себестоимость продукции (работ, услуг).

При этом установлено, что сумма резерва может быть определена только на основании расчета. Расчет может быть произведен только одним порядком - на основании соотношения между фактическими расходами на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание за прошедшие три года и выручкой от реализации продукции (которая находится на гарантии) за тот же период. Эта сумма является предельной. Расходы на создание резерва признаются для целей налогового учета после реализации соответствующих товаров. Другими словами, можно сделать вывод о том, что в учетной политике для целей налогообложения можно указывать сам факт создания резерва, а также соотношение между указанными затратами и выручкой от реализации, действующее в соответствующем налоговом периоде. Схема из бухгалтерского учета, в соответствии с которой перед началом соответствующего года определяются общая сумма резерва на год и размер ежемесячных отчислений, налоговым законодательством не предусмотрена.

) Методологические аспекты

В этом разделе учетной политики отражается, прежде всего, выбранный организацией вариант налогового учета в случае, если законодательство предполагает наличие таких вариантов. Кроме того, в учетной политике для целей налогового учета целесообразно отразить элементы, не имеющие вариантов, но имеющие существенное значение для организации налогового учета. Последнее обусловлено необходимостью обеспечения единообразных подходов к ведению учета независимо от случайных факторов (изменение технологии обработки информации, появление новых видов деятельности организации, смена работников и т.п.).

Учет доходов организации

К доходам организации в соответствии с НК РФ относятся:

доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации);

внереализационные доходы.

Таким образом, в отличие от ранее действовавшего порядка из состава доходов как отдельный вид исключен доход от реализации объектов основных средств и прочего имущества организации. Он не исключен вообще, но объединен в одну группу с доходами от реализации продукции (работ, услуг).

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах, с учетом выбранного организацией метода определения выручки от реализации.

Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Таким образом, в случае если организация получает именно такие доходы, в учетной политике для целей налогового учета должен быть отражен порядок распределения доходов между отдельными отчетными периодами.

При формировании учетной политики для целей налогового учета следует учитывать отдельные положения ст.250 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереализационных доходов.

В частности, датой получения дохода по кредитным и иным аналогичным договорам, заключенным на срок более одного отчетного (налогового) периода и не предусматривающим равномерное распределение дохода (либо предусматривающим неравномерное получение дохода), доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов ежеквартально. При этом доход определяется налогоплательщиком самостоятельно как доля предусмотренного условиями договора дохода, приходящегося за соответствующий квартал.

Доход в виде процентов либо части накопленного купонного (процентного) дохода признается полученным на дату выплаты процентного дохода и (или) дату реализации ценной бумаги в зависимости оттого, что произошло ранее.

В учетной политике для целей налогового учета должны быть указаны условия, на которых заключены действующие кредитные договоры, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящейся на каждый отчетный период, если договорами предусмотрено получение дохода на условиях, указанных выше.

Датой получения дохода является последний день отчетного (налогового) периода - по доходам:

в виде сумм восстановленных резервов и иным аналогичны доходам;

в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода;

по доходам от доверительного управления имуществом;

по иным аналогичным доходам.

В случае если организацией предполагается проведение переоценки оборотного имущества организации, датой получения дохода является дата проведения переоценки имущества (на основании акта, составленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета). Целесообразно такую переоценку проводит по результатам проведенной инвентаризации активов организации. Однако она может быть проведена и в другие сроки. В учетной политике следует отразить саму возможность проведения такой переоценки, определить состав комиссии, участвующей работе по переоценке, виды переоцениваемого имущества, а также сроки проведения переоценки.

Учет курсовых и суммовых разниц производится на основании требований документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности (ПБУ 3/2006, ПБУ 9/99). Поэтому; в учетной политике для целей налогового учета этот элемент дополнительного отражения не требует.

Если организация получает доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), в учетной политике целесообразно отразит основные условия арендных договоров, а также сроки и размерь предполагаемых поступлений. То же относится к доходам от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).

Если предполагается разборка или демонтаж объектов основных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разборки.

Организация может также получать доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. Если на момент формирования учетной политики существует кредиторская задолженность, по которой имеется вероятность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее вероятные сроки ее списания (например, отчетный период, в котором истекает срок исковой давности).

Учет расходов организации

В отношении расходов организации, учитываемых для целей налогообложения, имеется большая возможность выбора из нескольких вариантов, нежели в отношении доходов.

Здесь также речь пойдет только о расходах, осуществляемых в организациях, использующих при определении выручки от реализации продукции (работ, услуг) метод начислений.

Общие вопросы учета расходов

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода).

Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

прямые;

косвенные.

К прямым расходам относятся:

материальные расходы;

расходы на оплату труда;

амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров (работ, услуг).

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, осуществляемые налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода.

Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, также уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.

Таким образом, в учетной политике для целей налогового учета необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвенные. Если в учетной политике для целей финансового учета не предусмотрено списание общехозяйственных расходов и расходов на продажу непосредственно на счета реализаций этот момент также необходимо отразить в учетной политике для целей налогового учета, так как в данном случае налицо прямое расхождение между данными бухгалтерского и налогового учета.

Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. При наличии подобных расходов при осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности в учетной политике для целей налогового учета следует просто отразить необходимость такого распределения. Конкретную схему и процентное соотношение долей, на которые распределяются расходы, в данном случае определить невозможно, так как они непосредственно связаны с размером получаемых доходов. Разумеется, соответствующая запись должна быть сделана и в той части учетной политики, которая регламентирует распределение доходов организации.

Учет материальных расходов, расходов на оплату труда для целей налогового учета учитываются также как и для целей финансового учета

Учета амортизационных отчислений.

В соответствие со ст.259 НК РФ для целей налогообложения можно использовать только два метода начисления амортизации:

линейный метод

нелинейный метод (применение метода не допускается в отношение объектов, имеющих срок полезного использования 20 лет и более).

Основным периодом, за который рассчитывается амортизация, в бухгалтерском периоде является один год, а в налоговом - один месяц. Принципиальная разница в том, что для целей финансового учета изменение нормы амортизации в течение года невозможно в принципе, а для целей налогового учета - допускается.

В учетной политике должен быть указан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств.

Также в учетной политике отражаются:

Учет расходов на ремонт основных средств;

Учет прочих расходов;

Учет внереализационных расходов;

Учет расходов на формирование резервов по сомнительным долгам;

Учет расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

Если организация осуществляет расходы, порядок списания которых в главе 25 НК РФ определен особо (расходы на освоение природных ресурсов, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские расходы и т.п.), а также осуществляет виды деятельности, для которых установлен особый порядок организации налогового учета (торговля, страхование, ценные бумаги и т.п.), в учетной политике организации должна быть раскрыта дополнительная информация исходя из требований соответствующих статей главы 25 НК РФ.

4. Изменение учетной политики


Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

)изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

2)разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

)существенные изменения условий деятельности. Оно может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияния на финансовое положение, движение денежных средств или финансовый результат деятельности организации, оцениваются в денежном выражении.

Если изменения в учетную политику вносятся в результате изменения законодательства или нормативной базы, то в соответствующих актах определяется порядок оценки последствий изменения учетной политики.

Если же изменения производится по иным причинам, то последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требований предоставления числовых показателей минимум за два года.

Пунктом 22 ПБУ 1/2008 уточнено, что информация об изменении учетной политики, приводимая в бухгалтерской отчетности, должна, как минимум, включать:

причину изменения учетной политики;

оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Заключение


Формирование рыночных отношений, появление различных форм собственности, расширение международных экономических отношений привело к внедрению в организацию бухгалтерского учета внутреннего нормативного документа - учетной политики.

Подводя итог изложенному в работе, можно сказать, что в организациях коммерческого типа, где конечным результатом является получение прибыли, центральное место в бухгалтерском учете финансово-хозяйственной деятельности организации занимает разработка учетной политики.

По итогам проведенного исследования, можно сказать, что учетная политика определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерии и финансовых служб, но всей организации в целом.

Учетная политика, сформированная в организации должна обеспечивать выполнение следующих требований: требование полноты, требование своевременности, требование осмотрительности, требование приоритета содержания перед формой, требование непротиворечивости, требование рациональности.

В работе изложенные теоретические вопросы, касающиеся основ формирования учетной политики, ее оценки и создание оптимальной схемы ведения бухгалтерского учета и налогообложения на базе ее совершенствования.

Основной нормативный документ, регламентирующий формирование и раскрытие учетной политики предприятия, - Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 27 апреля 2012года №55н).

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Следует учесть, что действующее налоговое законодательство вменяет в обязанность предприятиям и организациям формирование не только учетной политики бухгалтерского учета, но и учетной политики для целей налогообложения.

Несмотря на напряженность финансовых работ на конец очередного финансового года необходимо не забывать о принятии учетной политики на будущий год. Для профессиональных бухгалтеров это подразумевает проведение оценки действующей учетной политики, всесторонне обсуждение проекта. Учитывая появление нормативных актов в части бухгалтерского учета, сформировать учетную политику, обусловленную спецификой деятельности предприятия.

Список литературы


1) Налоговый Кодекс РФ (Часть 1 и 2 в редакции 2014 года)

) Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011. № 402-ФЗ.

) Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1\2008)

) Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации".

) Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от06.07.99 №43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4\1999)

) Акчурина Е.В., Солодко Л.П., Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие, - М.: Издательство "Экзамен". 2006.

) Амплеева С. Бухгалтерские и налоговые изменения, которые вам важно отразить в учетной политике на 2011 год. // Главбух. - 2011, № 1.

) Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учебник.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2008.

) Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. М.: Бухгалтерский учет, 2005.

) В.Р. Захарьин "Учетная политика организации (с учетом требований главы 25 НК РФ)" Москва 2002 г.

) Морозова Н. Учетная политика - спасательный круг для бухгалтера // "Московский бухгалтер", 2006, № 1.

) Николаева С.А., Учетная политика организации: Принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка. Изд.2-е, перераб. и доп. - М.: "Аналитика-Пресс", 2006 г.

) Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет. - М.: Кнорус, 2009.

) Фомичева Л.П. Налогообложение. // Бухгалтерский учет. - 2010, № 12.

15) Nicolbuh (<http://nicolbuh.ru/uchetnaya-politika-2013-obrazetc>)

16) Система главбух (http://www.1gl.ru/#/documentmag/11444/? step <http://www.1gl.ru/>)


Теги: Учетная политика организации  Курсовая работа (теория)  Бухучет, управленческий учет
Просмотров: 48262
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Учетная политика организации
Назад