Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)

Институт подготовки кадров

Экономический факультет


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерская финансовая отчетность»

на тему: Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность


Выполнил (а): студентка .

г. набора очного обучения группы Д532-5

Михалёва Е.О

Научный руководитель: Васильева М.Б


Улан-Удэ

год

Содержание


Введение

Глава 1. Сущность учетной политики и нормативная база для ее формирования

.1 Понятие ,цели и задачи формирования учетной политики организации

.2 Порядок формирования и основные принципы учетной политики организации

.3 Причины изменения в учетной политики организации

Глава 2. Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность

2.1 Бухгалтерская отчетность и ее взаимосвязь с учетной политикой

2.2 Влияние учетной политики организации на состав и оценку показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности

Заключение

Список литературы


Введение


Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета и как следствие - исчисление налогооблагаемой базы во многом определяется содержанием первичных документов, в которых фиксируется факт их совершения.

На сегодняшний день к оформлению первичных документов и регистров бухгалтерского учета предъявляются достаточно четкие требования.

Актуальность исследования определяется также тем, что с 1 января 2009г. действует новое положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008. Оно пришло на смену ПБУ 1/98 и обязательно к применению при формировании учетной политики на 2009 год. ПБУ 1/2008, с одной стороны, сохраняет преемственность с ПБУ 1/98 и не предполагает каких-либо кардинальных изменений в части формирования и раскрытия учетной политики. С другой стороны, оно содержит ряд новых положений, которых не было раньше.

Грамотное формирование учетной политики является одной из важнейших задач, стоящих перед руководством и бухгалтерией предприятия. Выбранная учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, показателей финансового состояния организации

Целью курсовой работы является оценка влияния учетной политики на финансовые показатели деятельности компании.

Исходя из актуальности и цели исследования, поставлены следующие задачи:

раскрыть понятие и значение учетной политики предприятия;

рассмотреть учетную политику в целях бухгалтерского учета ;

рассмотреть правила и процедуры разработки учетной политики на предприятии;

изучить теоретические аспекты разработки стратегического развития;

оценить текущее состояние предприятия, его финансово- хозяйственное положение и роль в этом учетной политики;

разработать мероприятия, направленные на улучшение учетной политики.

учетная политика финансовая отчетность


Глава 1. Сущность учетной политики и нормативная база для ее формирования


.1 Цели и задачи формирования учетной политики организации


Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. Эти определения даны в ПБУ 1/08

Задачи, поставленные перед учетной политикой организации, можно сформулировать в виде требований.

Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ 1/08):

требование полноты: необходимость обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;

требование своевременности: отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в момент их возникновения;

требование осмотрительности: большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

требование непротиворечивости: равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины самой организации.

В настоящее время в процессе формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета можно выделить два направления:

организационно-технологическое направление;

учетная политика для целей финансовой внешней отчетности.

Правовое направление предполагает принятие и утверждение:

рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

положения о бухгалтерской службе организации;

должностных инструкций работников бухгалтерии; плана (графика) документооборота;

порядка внутреннего контроля сохранности ресурсов, их эффективного использования.

Второе направление предлагает принятие решения о способах ведения бухгалтерского учета, к которым, в частности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных активов, способы оценки производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, порядок списания общехозяйственных расходов и т.д..

Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета и порядок налогообложения.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении; - обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; - своевременное предупреждение негативных явлений хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

При формировании учетной политики в соответствии с действующим законодательством организации должны исходить из ряда следующих основных допущений (п. 5 ПБУ 1/08), рассмотренных в таблице 1.1.


Таблица 1.1.Допущения, действующие при формировании учетной политики

№Наименование допущенияСостав допущения11 2Допущение имущественной обособленностиАктивы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой и других организаций. Имущество, находящееся под контролем организации, но не принадлежащее ей на правах собственности учитывается за балансом по правилам простой бухгалтерии (без использования двойной записи по счетам). В Законе «О бухгалтерском учете» принцип имущественной обособленности отражен в пункте 2 ст. 8. Исключение: пункт 1 ст. 12 Закона РФ от 29.10.98г. № 164-ФЗ « О лизинге». Предмет лизинга, переданный во временное владение и использование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя, но по соглашению сторон может учитываться на балансе лизингополучателя.33Допущение непрерывности деятельностиДопущение непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, ее обязательства будут погашаться в установленном порядке.44допущение последовательности применения учетной политикиВыбранная организацией учетная политика последовательно применяется от одного отчетного года к другому, что обеспечивает создание определенной стабильности ведения бухгалтерского учета.55Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельностиФакты хозяйственной деятельности организации отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами, так называемый принцип «начисления».Учетная политика разрабатывается организацией, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

В таблице 1.2 указаны основные факторы, влияющие на выбор и обоснование способов ведения бухгалтерского учета, отражаемых в учетной политике.


Таблица 1.2. Факторы способов ведения бухгалтерского учета

№№ п/пФакторы, влияющие на выбор и обоснование способов ведения бухгалтерского учета1Форма собственности и организационно-правовой статус (государственная организация, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество и др.)2Отраслевая принадлежность и вид деятельности3Объем деятельности, численность работающих4Возможность использования налоговых льгот5Отсутствие жесткой регламентации со стороны государственных органов ценообразования по уровню рентабельности, торговых наценок и др.6Система информационного обеспечения деятельности7Материальная база (обеспеченность компьютерной техникой, средствами оргтехники, программное обеспечение)8Развитие организации на долгосрочную перспективу (возможностьинвестирования, освоение новых видов деятельности, расширение рынка сбыта)9Уровень квалификации персонала10Система материальной заинтересованности работников в эффективности финансово-хозяйственной деятельности и их материальной ответственности за выполняемые функции11Внешние условия (инфляционные процессы, конкурентоспособность выпускаемой продукции)

Учетная политика формируется на основе совокупности вышеперечисленных основополагающих допущений, требований и факторов, использование которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации организации системы бухгалтерского учета.

Организация имеет право на самостоятельный выбор способов группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способов применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иных соответствующих способов и приемов, разработанных системой нормативного регулирования. В случае отсутствия в системе нормативного регулирования каких-либо конкретных способов бухгалтерского учета или когда применение способов нормативными документами однозначно не определено организация вправе самостоятельно их разработать и узаконить для себя через механизм учетной политики, руководствуясь общеметодологическими принципами и правилами.

Способы ведения бухгалтерского учета, определенные учетной политикой организации, действуют с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного документа.

Учетная политика обязательна для всех структурных подразделений организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их месторасположения. Филиалы, представительства и прочие подразделения не вправе устанавливать собственные способы ведения бухгалтерского учета. Головному офису организации следует своевременно информировать финансовые службы подразделений по вопросам учетной политики.

Вновь созданные организации, которые по законодательству Российской Федерации обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность, оформляют избранную ими учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

При формировании учетной политики организация устанавливает для себя возможные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрены альтернативные решения в рамках системы нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета.

Налоговый учет, основываясь на данных регистров бухгалтерского учета, представляет собой, прежде всего осуществление расчетных корректировок к ним по итогам каждого налогового периода для правильного исчисления налоговой базы (статья 54 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Налоговое законодательство предоставляет организациям в ряде случаев право выбора способов определения объекта налогообложения или порядка уплаты налога. Эти способы должны быть определены до начала финансового года:

либо в отдельном разделе приказа по учетной политике;

либо в отдельном приказе по учетной политике «для целей налогообложения».


.2 Порядок формирования и основные принципы и назначение учетной политики


Основными задачами учетной политики организации являются формирование набора четких инструкций, положений и методов, которые позволят упорядочить, унифицировать (насколько это возможно), регламентировать основные участки учета в организации, создать единую схему документооборота, систему оценки активов организации, сформировать отчетность, верно отражающую имущественное положение организации. Эти задачи решаются путем применения множества способов ведения бухгалтерского учета, к которым относятся: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, способы обработки информации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Основным требованием, предъявляемым к принятой в организации учетной политике, является то, что она не должна противоречить принятым нормативным актам Российской Федерации.

В учетной политике утверждаются:

выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

методы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

На выбор способов ведения бухгалтерского учета влияют:

правовой и организационно-экономический статус (форма собственности, отрасль и вид деятельности, организационно-правовая форма, размеры организации);

особенности деятельности (производственные, коммерческие, финансовые, управленческие);

текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, осуществление инвестиционных программ, укрепление конкурентных позиций на рынке и т. д.);

хозяйственная ситуация (развитость инфраструктуры рынка, состояние законодательства, благоприятность инвестиционного климата и др.);

кадровое обеспечение (уровень квалификации персонала, степень понимания стоящих перед ним задач и др.).

При формировании учетной политики организации необходимо придерживаться следующих требований и правил:

) организация должна выбрать лишь один способ ведения учета из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету в Российской Федерации. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ исходя из положений по бухгалтерскому учету;

) выбранный способ ведения учета должен устанавливаться организацией во всех его структурных подразделениях, независимо от места их расположения и функционирования. Это означает, что представительства, отделения, филиалы должны придерживаться учетной политики, установленной головной организацией;

) при ведении бухгалтерского учета организация должна обеспечивать: соблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики (методов ведения учета) отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, определяемых исходя из правил, установленных законодательством, и условий хозяйствования. Значит, принятые правила должны устанавливаться на длительный (не менее года) срок и ни в коем случае не могут изменяться в течение отчетного года;

) данные правила должны быть закреплены соответствующим внутренним документом (приказом руководителя организации, утверждающим Положение об учетной политике);

) в случае, когда организация не может сформировать достоверную информацию об объектах исходя из установленных правил бухгалтерского учета, это (с соответствующим обоснованием) должно быть отражено в пояснительной записке.

Выбор конкретного варианта учета должен быть определен в соответствии с его выгодой для деятельности организации, учитывая при этом объем учетной работы (требование рациональности - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации).

Вновь созданная организация должна сформировать учетную политику и оформить ее соответствующим приказом не позднее 90 дней со дня приобретения организацией прав юридического лица. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

Принципы учета лежат в основе разработки конкретных правил ведения учета, закрепленных в стандартах, инструкциях, положениях, регламентирующих учет. К сожалению, в российских нормативных документах нигде не говорится о существовании такой категории, как принципы учета, вместо этого используются понятия «требования» и «допущения». Общее признание учетных принципов зависит от того, насколько они отвечают трем критериям: уместности, объективности и осуществимости. Принцип уместен, если информация имеет смысл и принесет пользу потребителям информации об определенной хозяйственной единице. Принцип объективен, если на информацию не влияют личные мнения или оценки ее составителей. Объективность подразумевает: надежность, соответствие действительности. Принцип осуществим, если его реализация не вызывает чрезмерных сложностей или затрат.

Анализируя принципы учета, их можно классифицировать по трем направлениям, которые рассмотрены в таблице 1.3.

. Принципы, определяющие, какая информация подлежит учету;

. Принципы, формирующие процедуру ведения бухгалтерского учета,

. Принципы, регламентирующие способы учета в конкретных ситуациях.


Таблица 1.3. Принципы бухгалтерского учета

Определяющие, какая информация подлежит учетуФормирующие процедуру ведения бухгалтерского учетаРегламентирующие способы учета в конкретных ситуациях1. Качественные характеристики информации 2. Денежного измерения 3. Существенности1. Обособленного предприятия (имущественной обособленности) 2. Двойственности 3. Непрерывности 4. Последовательности 5. Учетного периода1. Продолжения (непрерывности) деятельности 2. Учета по себестоимости 3. Консерватизма 4. Реализации 5. Увязки доходов и расходов

Чтобы выявить, какая информация подлежит учету, следует руководствоваться качественными характеристиками информации, принципом денежного измерения и существенности.

Согласно принципу денежного измерения учету подлежит только та информация, которая выражена в деньгах. Деньги выступают единственной практически удобной единицей измерения, позволяющей получать сравнимые финансовые данные о разнообразных объектах бухгалтерского наблюдения. Только в денежном выражении можно рассматривать в единой информационной системе и сопоставлять имущество организации, ссуды и кредиты, затраты на приобретение сырья и материалов, затраченный труд, выполненный объем работ, начисленную заработную плату, себестоимость готовой продукции, выручку от реализации, финансовый результат, задолженность поставщикам, денежные средства в кассе и на счетах в банке, долги покупателей и пользователей услугами и т.п.

Деньги выражаются в той стоимости, которую они имеют в момент включения хозяйственных фактов в бухгалтерскую информационную систему. Последующие изменения в покупательской силе денег не влияют на сумму хозяйственной операции, зарегистрированной в учете, хотя они могут оказаться существенными.

Принцип существенности определяет, что особое внимание следует уделять учету только той информации, отсутствие или неточность которой могут повлиять на исчисление финансового результата или на принятие решения пользователей.

Процедуру бухгалтерского учета определяют принципы обособленной организации, двойственности, непрерывности, последовательности, учетного периода.

Принцип обособленной (автономной или целостной) организации провозглашает юридическую самостоятельность экономического субъекта (организации) - первого лица по отношению к его владельцу (второму лицу).

Принцип двойственности обосновывает фундаментальное бухгалтерское уравнение, увязывающее имущество организации (активы) с источниками его образования (капитал собственника и заемный или привлеченный капитал третьих лиц).

Согласно принципу непрерывности бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента начала деятельности организации до его ликвидации, без каких-либо пропусков и изъянов. Бухгалтерское наблюдение носит непрерывный и сплошной характер. Последнее подразумевает охват всех объектов наблюдения.

Принцип последовательности в методах учета (последовательности применения учетной политики) предполагает, что выбранная методика учета в организации будет использоваться на протяжении длительного периода времени, что обеспечит сопоставимость финансовых результатов деятельности организации по отчетным периодам.

Принцип учетного периода гласит, что финансовый результат в организации исчисляется не с момента его организации, а за определенные промежутки времени - месяц, квартал, год.

С помощью следующей группы принципов возможно обосновать принимаемые решения в конкретных ситуациях. К таковым относятся принципы продолжающейся деятельности, учета по себестоимости, консерватизма, реализации, увязки доходов и расходов.

Принцип действующей организации, или принцип продолжения (непрерывности) деятельности, в бухгалтерском учете есть допущение того, что организация будет работать на протяжении неопределенно-длительного периода времени, иметь постоянный производственный процесс, и не намерено сокращать объем производства.

Приведенный принцип направлен на выбор способа оценки объектов бухгалтерского наблюдения. Для действующей организации характерна оценка по учетной (балансовой) стоимости, в качестве которой выступают историческая (первоначальная) стоимость (оценка на момент совершения хозяйственной операции) или восстановительная стоимость (расчетным или экспертным путем приближенная к реальной, так называемой текущей рыночной стоимости).

Принцип учета по себестоимости предполагает учет объектов бухгалтерского наблюдения по их первоначальной стоимости. Принцип не всегда применяется, так, например, при ликвидации организации, ее имущество оценивается по ликвидационной стоимости, при безвозмездном получении имущество приходуется по рыночной стоимости. Кроме того, в условиях инфляции можно проводить периодические переоценки имущества, применять так называемый индекс-дефлятор.

Принцип бухгалтерского консерватизма (осторожности в оценке) сводится к тому, что бухгалтер скорее выберет низшую оценку для активов и доходов и наивысшую для пассивов и расходов. Расходы отражаются в момент появления обоснованной возможности, а доходы - в момент появления обоснованной уверенности.

Принцип соответствия, или увязки доходов и расходов, предполагает, что расходы должны быть отражены в том отчетном периоде, в котором возникли доходы, ставшие возможными благодаря этим расходам. Иногда довольно сложно определить соответствие между этими категориями. Процесс соотнесения доходов и расходов происходит с помощью метода начислений. В целом действует правило: если затраты обеспечат будущие выгоды, их относят к активам, если затраты обеспечили текущие доходы, их относят к расходам и если затраты не приводят ни к каким выгодам, их относят к убыткам.

Закрепление принципов учета в нормативных документах большое завоевание российского учета, хотя применение некоторых из них на практике затруднительно из-за сложившихся учетных традиций. Так, например, требование приоритета содержания перед формой. Для признания объекта бухгалтерского наблюдения в составе активов западные бухгалтеры исходят из экономической сущности объекта, а не из его юридической формы.


1.3 Причины изменения и изменения в учетной политике предприятия


Согласно п. 6 с. 8 Закона 402-ФЗ изменение учетной политики может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации;

изменения нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

существенного изменения условий деятельности организации.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

При этом особый акцент делается на то, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Но за последние несколько лет российские бухгалтеры привыкли к тому, что перед наступлением нового финансового года в организации должен быть оформлен приказ о внесении изменений в учетную политику. Более того, чтобы не вносить многочисленные поправки, изменения формулировок и нумерации пунктов и т.п., значительное число организаций просто ежегодно утверждают новую учетную политику на следующий год, в которой часть положений полностью повторяют аналогичные положения "прошлогодней" учетной политики, а другие - обновляются полностью или частично. Такие действия стали настолько привычными, что совершенно девальвировали принцип последовательности применения учетной политики. Это обусловлено тем, что ежегодно меняются (создаются) сразу несколько ПБУ. Одновременно идет реформа системы налогообложения и меняется гражданское законодательство. Все это соответствует двум первым из предусмотренных случаев изменения учетной политики.

Внесение в учетную политику изменений, вызванных изменением законодательства и других нормативных актов, не противоречит положениям Закона № 402-ФЗ. Однако отдельные нормативные акты в результате длительной процедуры их согласования и утверждения публикуются уже после наступления нового финансового года, хотя содержат указание о вступлении их в силу с 1 января указанного финансового года. Возникает коллизия - учетная политика, предполагаемая к применению в наступившем году, уже сформирована и утверждена в установленном порядке, согласно законодательству внесение изменений допускается только по завершении наступившего года, одновременно вновь утвержденный нормативный акт требует его исполнения в текущем году. В такой ситуации организация может поступить по формальному признаку и применять до завершения текущего финансового года учетную политику, утвержденную в установленном порядке до его начала. Однако в этом случае бухгалтерская отчетность организации будет сформирована без учета требований уже действующего ПБУ. Это может привести к тому, что показатели отчетности не будут сопоставимы с аналогичными показателями других организаций, а это свою очередь, может повлиять на финансовое положение организации (потенциальные инвесторы или партнеры не смогут получить достоверную информацию, необходимую им для принятия решений).

Два последних из указанных случаев, в которых допускается изменение учетной политики (в общем порядке, т. е. с начала следующего финансового года), конкретизированы в п. 16 ПБУ 1/2008, а именно:

применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевшихся ранее, или возникли впервые в деятельности организации .

На практике это означает, что в течение отчетного года в действующую учетную политику можно вносить дополнения, т. е. пополнять ее состав новыми положениями в отношении разделов и объектов учета, которые ранее не встречались в деятельности организации, и поэтому порядок их бухгалтерского учета не регламентировался в данной организации. Под это правило не подпадает ситуация с введением в действие нового ПБУ, так как оно устанавливает новые правила отражения объектов и операций в бухгалтерском учете и отчетности, а сами объекты и операции к этому моменту уже присутствуют в хозяйственной деятельности организации.


Глава 2. Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность


2.1 Бухгалтерская отчетность и ее взаимосвязь с учетной политикой


Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса организации, позволяет определить общую стоимость имущества организации, стоимость основных и оборотных средств, оценить ее кредитоспособность и ликвидность.

Составные части бухгалтерской отчетности:

бухгалтерский баланс - должен характеризовать финансовое положение организации на отчетную дату; активы и обязательства должны предоставляться с подразделением в зависимости от срока погашения на краткосрочные и долгосрочные;

отчет о прибылях и убытках - должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период;

пояснительная записка - содержится сообщение о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием;

аудиторское заключение, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствие с законом подлежит обязательному аудиту.

Обязательной аудиторской проверке подлежат:

организации, имеющие форму открытого акционерного общества;

банки и другие кредитные учреждения;

страховые организации и общества взаимного страхования;

товарные и фондовые биржи;

инвестиционные, чековые фонды, холдинговые компании;

благотворительные фонды;

внебюджетные фонды; .

экономические субъекты, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам;

экономические субъекты при объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз установленный законом размер МРОТ;

иные организации в случаях, установленных законом.

Кроме того, в состав годовой бухгалтерской отчетности так же включаются:

отчет об изменениях капитала;

отчет о движении денежных средств - должен характеризовать изменения в финансовом положении организаций в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Бухгалтерская отчетность сопровождается письмом организации, оформленным в установленном порядке и содержащим информацию о составе предоставляемой бухгалтерской отчетности.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.


2.2 Влияние учетной политики организации на состав и оценку показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности


Выбранная организацией учетная политика оказывает большое влияние на показатели себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показатели финансового состояния организации, их величину. Следовательно, учетная политика предприятия является одним из главных средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.

При формировании учетной политики организации по каждому конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из положений по бухгалтерскому учету. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы:

амортизация основных средств, нематериальных и иных активов;

оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Информация о них должна, как минимум, включать:

·причину изменения учетной политики;

·оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

·указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении.


Заключение


Учетная политика - относительно новое явление в экономической теории и практике работы отечественных предприятий. От ее правильного понимания, формирования, оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельность организации по всем направлениям. В вопросах учетной политики организации должны разбираться:

руководитель организации, т.к. он утверждает учетную политику;

бухгалтер организации, т.к. он формирует учетную политику, т.е. может грамотно и всесторонне обосновать ее содержание;

финансовый директор организации, т.к. в его компетенции находятся вопросы оптимизации финансовых результатов и движения денежных потоков организации;

аудитор, т.к. учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки;

налоговый инспектор, т.к. от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

В условиях нестабильности и противоречивости законодательства крайне сложно создавать достоверную бухгалтерскую отчетность при условии минимизации налоговых рисков. Особенно важным является разработка способов ведения бухгалтерского и налогового учета в нестандартных экономических и правовых ситуациях. Совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета находит отражение в системе внутренних стандартов. При этом базовым стандартом является учетная политика организации.

Необходимость формирования учетной политики у организации возникает, когда законодательными актами предусмотрено несколько вариантов способов бухгалтерского учета, и организация выбирает один из них: когда законодательство не содержит регламентаций отражения в бухгалтерском учете тех или иных операций и действий, и организация разрабатывает их самостоятельно; когда организация утверждает особенности применения принципов, определенных вышестоящими нормативными документами, исходя из специфики условий хозяйствования: отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.

Учетная политика организации позволяет реализовать организации определенные финансовые задачи, поставленные перед ее администрацией собственниками: минимизация уплачиваемых налогов; привлечение средств инвесторов; другие цели.

Выбор учетной политики должен быть обоснованным, с тем, чтобы в конкретных условиях деятельности организации она наилучшим образом обеспечивала реализацию поставленной задачи и предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности организации.

Изменения в учетной политике возможны, если они целесообразны с точки зрения реальности отражения хозяйственных процессов и финансовых результатов.


Список литературы


1. Налоговый кодекс Российской Федерации

2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "О бухгалтерском учете"

3. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

4 Приказ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс +» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс»;

5. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008" // СПС «Консультант Плюс +» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс»;

. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н (ред. от 27.11.2006) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99)" // СПС «Консультант Плюс +» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс»;

. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (ред. от 27.11.2006) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99)" // СПС «Консультант Плюс +» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс»;

8.Приказ Минфина от 02 июля 2010 года N 66н "О формах бухгалтерской отчетности" <http://www.ib.ru/ibs/iprav/info-pravo/base_law/03_accounting/otchet/mf20100702=66n.html>(в редакции приказов Минфина России от 05.10.11 N 124н и 17.08.2012 N 113н)

.Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. <http://www.ib.ru/ibs/iprav/info-pravo/base_law/03_accounting/03_accounting/standards/>Утверждены приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. N 29н

.Приказ Минфина России от 15.01.1997 N 3 Порядок составления и предоставления сводной годовой бухгалтерской отчетности организаций, составляемой федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

.Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.
Утверждены приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112, с изменениями 12 мая 1999 г. N 36н, от 24.12.2010 N 187н . Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 18.09.2006) "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" // СПС «Консультант Плюс +» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс»;

. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 18.09.2006) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" // СПС «Консультант Плюс +» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс»;

. Валова С.Р. Учетная политика: анализируем основные ошибки ее составления // Налоговая проверка. - 2010. - №6. - с.30-32.

. Володин А.А. Управление финансами (Финансы предприятия). - М.: Инфра - М, 2013. - 504с.

. Гиляровская Л. Т, Лысенко Д. В, Ендовицкий Д.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011. - 360 с.

. Головизина А.Т., Архипова О.И. Теория бухгалтерского учета. Курс лекций. - М.: ООО "ТК Велби", 2012. - 216 с.

. Грекова З.Н. Методические аспекты учетной политики как метод оптимизации налогообложения // Все для бухгалтера. - 2012. - № 12. - с.24-26.

. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Дело и сервис, 2011. - 336 с.

. Згода Е. Роль учетной политики в управлении компанией // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2010. - №28. - с.18-20.

. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. - 645с.

. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. Пособие. - М.: Омега-Л, 2011. - 638 с.

. Киселев М. Учетная политика 2011 // Финансовая газета. - 2010. - №50. - с.14-1

. Киселев М. Учетная политика 2011 // Финансовая газета. - 2010. - №49. - с.14-1

. Киселев М. Учетная политика 20011 // Финансовая газета. - 2010. - №48. - с.15-1

.Нестерова Е.А., Балакирева Н.М., Гущина И.Э. Учетная политика - Организационный, методический и технические аспекты. Учебное пособие. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2011.

. Палий В.Ф. Комментарий нового Плана счетов бухгалтерского учета. - М.: Проспект, 2012.

. Пятов М.Л. Учетная политика для бухгалтера и финансиста. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013.

. Чернов В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность М.:ЮНИТИ 2012г.

. Справочно-правовая система «ГАРАНТ»


Теги: Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность  Курсовая работа (теория)  Бухучет, управленческий учет
Просмотров: 36610
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность
Назад