УВК «Ариэл»
Сочинение на тему:
«Моим стихам, написанным так рано...» М. Цветаева
Выполнила: Алымкулова Бермет
Бишкек 2012
«Моим стихам, написанным так рано...» (М.Цветаева)
Я счастлива жить образцово и просто:
Как солнце - как маятник - как календарь
М.И. Цветаева
Марина Цветаева является одним из ярких представителей поэзии серебряного века. В её ранних стихах отчётливо чувствуются романтические тенденции, характерные и для других поэтов 20-ого века. Хотя даже раннее творчество носит отпечаток её самобытной личности и яркой, неповторимой индивидуальности. Марина Ивановна Цветаева начала свою литературную деятельность в шестнадцать лет.
Сама Марина Ц. была из интеллигентной профессорской семьи. Влияние её матери, талантливой пианистки, ученицы великого А. Рубинштейна, сказалось в любви к музыке, природе. По словам Цветаевой, стихи у неё тоже были от матери, ведь начала она писать в шесть лет. Свою значимость в поэзии марина, тогда ещё молодая девушка, указала в одном из своих стихотворений:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не зала я, что я - поэт,...
...Моим стихам, как драгоценным винам
Настанет свой черёд.
Цветаева свой первый сборник стихов «Вечерний альбом» издала сама, в 1910 году, тогда она ещё училась в гимназии. В сборник она включила лирику, написанную с пятнадцати до семнадцати лет. Её стихи заметил Брюсов и был в восторге. Он описал её сборник словами: «когда читаешь её книги, минутами становится неловко, словно заглянули нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру...».
В этих стихах была видна повседневная обстановка, простая, но очень пронзительная. Разговоры сестёр и подруг, детская непосредственность была видна в размышлениях о жизни, любви и смерти.
Столовая, четыре раза в день
Миришь на миг во всём друг другу чуждых.
Здесь разговор о самых скучных нуждах,
Безмолвен тот, кому ответить лень...
Через два года после выпуска первого сборника Цветаева публикует второй - «Волшебный фонарь», а затем сборник «Из двух книг». В этих сборниках были самые лучшие произведения Цветаевой. В первых стихах есть её юношеское преклонение перед кумирами - Наполеоном, Ростаном, Эллисом.
Цветаева писала, что она видела что-то таинственное в каждой вещи. Её ощущения были вне времени и пространства. Это чётко видно в её юношеском творчестве. Например, в строках одного из стихотворений:
Не думай, что здесь могила
Что я появлюсь, грозя,
Но только не стой угрюмо,
...Легко обо мне забудь...
Видно, что Цветаева перенеслась на много лет вперёд и обращается к случайному читателю. Или в стихотворении «Бабушке», где Марина общается со своей бабушкой, как с живой. Она словно вернулась в далёкое прошлое.
цветаева поэтесса лирика стихотворение
Юная бабушка! Как целовал
Ваши надменные губы?...
Марина была сложным человеком. Когда она потеряла мать, то сразу приобрела чувство трагического, что отражалось в её стихотворениях. Например в «Молитве»:
Христос и Бог! Я жажду чуда...
...Ты сам мне подал - слишком много!...
...Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть - в семнадцать лет!
Страстная, пылкая натура Марины Цветаевой, конечно, не могла пройти мимо вечной темы любви. В её стихах любовь также обретает иное звучание. Например, в стихотворении «мне нравится, что вы больны не мной...», где на первый взгляд складывается впечатление, о той любви, которой нет и не будет:
Мне нравится, что Вы больны не мой,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Однако такое представление обманчиво. Ведь дальше в стихотворении повествуется о сознательном отказе от любви, о сожалении:
Спасибо Вам и сердцем и рукой...
...За то, что Вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не Вами.
В ранней лирике Цветаева часто писала о своём доме, о домашнем быту. Это чем-то напоминало дневник гимназистки. Каждая тема была полностью пропитана её особым стилем - в особенности интонацией, паузами. У Цветаевой было особое звучание стихов. И от этого стихи становились легче. Они просто описывали то, что может происходить каждый день. Притом, когда я читала её произведения, я легко могла почувствовать то, что когда-то произошло с ней. Она смогла своими стихами перенести свои переживания и ощущения. Именно это мне и нравится в её творчестве.
Сравнивая несколько стихов Цветаевой, например стихотворения её раннего творчества и стихотворения уже последних лет, видишь различия в характере написания. Видно как она взрослела через стихи. Сначала виден юношеский максимализм и детская деликатность. Но уже потом это всё превращается в пафос высокого призвания:
О, мир, пойми! певцом - во сне - открыты
Закон звезды и формула его цветка...
Я буду петь, земная и чужая,
Земной напев!...
Цветаева была великой поэтессой. Мне она нравится своей лёгкостью и некой дерзостью в стихах. Она напоминает мне девочку - неформалку, не побоюсь употребить этого современного лексикона. То есть человека совсем не похожего на других, где-то бунтарь, где-то страдалец, где-то приколист, а где-то даже романтик. Это воплощение чего-то неординарного, цепляющего. Возможно, я делаю из этого нежного поэта, что-то грубое и очень дерзкое, но почему-то в моём мировоззрении Марина Цветаева в своих ранних стихах появляется именно в таком образе.
Мне нравится ранняя лирика М. Цветаевой, своей индивидуальностью и особенностью, потому что я люблю что-то выделяющееся, не такое как у всех. Когда у человека есть особое отличие, что делает его совершенно не похожим на других, что даёт ему «превосходный» облик, это мне и нравится.
И в поэзии Марины Цветаевой я полюбила особое звучание стихов. В её творчестве есть недюжинный талант и незаурядность личности, глубина раздумий и лёгкость восприятия. Возможно, именно поэтому она входит в сокровищницу русской культуры, как один из самых ярких поэтов 20-ого столетия!