Анализ произведения Фредерика Бегбедера «99 франков»
Концептуальный уровень
Как пишется в аннотации, «роман представляет собой злую сатиру на рекламный бизнес, безжалостно разоблачает этот безумный и полный превратностей мир, в котором все презирают друг друга и так бездарно растрачивается человеческий ресурс».
Главная идея произведения: современный рекламный мир опошлился и обесчеловечился; тех, кто делает рекламу, этот бизнес «перетирает в порошок», который потом можно занюхать (как это сделал автор с «прахом» своего бывшего начальника), и лишает этих людей человеческих чувств, нравственности и достоинства; тех, для кого делается реклама, бизнес вообще не считает за людей, ведь это лишь «потребительская масса». Тема созвучна вопросам своего времени. В книге отражены явления и события реальной жизни, с которой автор был в непосредственном контакте на протяжении долгого времени; поэтому у него была возможность увидеть «всю подноготную» этого мира.
В книге затронут ряд проблем. Во-первых, рекламный бизнес требует полной самоотдачи от человека, который им занимается. Причем, самоотдача идет в одном направлении. От такой работы человек не развивается физически, душевно и духовно, а наоборот - деградирует, становится пошлым, бездушным, циничным. Это не проходит бесследно для души человека. Чтобы заполнить пустоту, которая появляется после трудового дня, люди вынуждены прибегать к разврату, странным хобби, алкоголю, наркотикам. Некоторые (такие, например, как наш герой) попадают в психиатрическую клинику, другие (как его начальник) кончают жизнь самоубийством (пусть сначала это было фикцией, но потом фикция обернулась реальностью). Во-вторых, реклама со временем становится все мощнее и все разрушительнее в своем действии. Она разрушает нормальный мир человека, превращая его в бездумную машину для потребления товаров. Люди перестают жить и думать свободно, естественно, а начинают мыслить брендами, лейблами и шаблонными слоганами. В попытке угнаться за постоянно ускользающим идеалом «счастливой» жизни, человек чувствует себя несчастным, а счастье он видит в удовлетворении всех потребностей, которые навязали на него рекламные слоганы. В-третьих, рекламный бизнес разрушает отношения между людьми. Они превращаются в карьеристов, которые не производят ничего, но считают себя «пупом земли», поэтому с такой легкостью «подсиживают» друг друга, легко и моментально делают из друзей врагов и обратно; они не способны на искреннюю дружбу и сочувствие; их вообще сложно уже назвать нормальными людьми.
Произведение написано автором крайне эмоционально, с большой силой чувств. Этого, конечно, следовало ожидать, ведь он через все это прошел, пережил, пропустил через себя. Потому что, по словам автора, «вовсе не предаюсь здесь самобичеванию или публичному психоанализу. Я просто пишу исповедь сына тысячелетия. Слову «исповедь» я придаю в данном случае чисто религиозный смысл. Желаю спасти свою душу перед тем, как свалить из этого мира». Да и в аннотации к книге было сказано, что это «злая сатира». бегбедер роман рекламный
Язык, стиль изложения - язвительный, саркастический, просто юмористический, циничный, а то и откровенно пошлый (естественно, пошлость использована не для придания яркости произведению, а для того, чтобы передать наиболее полно атмосферу того мира и общества, которое описывает автор): «Альфред Дюлер - дерьмо собачье».
Обязательно есть в книге нотки грусти, тоски, уныния, потому что во время написания этой работы автор уже осознал весь ужас, его окружающий, и стремится вырваться из него, перед этим поменяв (сломав) систему. «В какой-то момент я решил, что могу стать той самой песчинкой, которая остановит этот убийственный механизм. Эдакий бунтовщик в еще плодоносящем чреве гадины, солдат-новобранец в пехоте глобального рынка. Я говорил себе: «Невозможно захватить самолет, не войдя в него; мир нужно менять изнутри, как считал Грамши». Эта мысль помогала мне выполнять свою грязную работенку. В общем-то, парни 68-го начали с революции, а кончили рекламой; я же хотел действовать в обратном порядке».
Но ближе к концу книги он понимает, что сломать систему невозможно - слишком уж она могущественна. «И я сказал себе: может, приняв эту должность, ты хоть что-нибудь изменишь в нашем поганом мире. Но я глубоко заблуждался: власть никогда не отдают тем, кто способен ею воспользоваться. Да и что это за власть? Устаревшая игрушка былых времен. Нынешние власти настолько разрослись и разветвились, что обескровили и развалили саму систему. А мы все сидим и талдычим наш грамшистский лозунг: «Чтобы захватить самолет, нужно сначала войти внутрь». Какая дьявольская ирония судьбы! Мы ворвались в кабину с гранатами в руках и только было собрались отдавать приказы пилоту под дулами наших автоматов, как обнаружили, что пилота нет как нет. Мы хотели угнать самолет, которым никто не умеет управлять».
Уровень организации произведения
Сюжет произведения излагается в прямой хронологической последовательности с отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее. Отступление в прошлое, в основном, касаются его личных отношений с бывшей девушкой и того времени, когда он только начинал работу в рекламном агентстве. «Экскурс» в будущее был только один - в конце книги - о будущей жизни его бывшего начальника и бывшей девушки. Автор использует почти все основные средства композиции: сюжет, конфликт, экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог.
Сюжет книги: герой разочаровывается в своей работе и хочет порвать с ней, одновременно пытаясь сломать и изменить систему в лучшую сторону. Фабула книги: рассказ начинается с того момента, когда автор понимает, что дальше «так жить нельзя», что его психика больше не справляется с такой работой (отношениями, разговорами и т.д.), и он принимает решение уйти в самое ближайшее время; далее идет ряд событий, который подводит его к цели: срыв на работе, психиатрическая клиника, отпуск-семинар, «самоубийство» начальника, съемки клипа; далее цель будто бы отодвигается, т.к. героя приглашают сесть в кресло бывшего начальника, и он вдруг начинает надеяться, что вот настал тот момент, когда он сможет сломать систему, то в скором времени приходит разочарование: «И я сказал себе: может, приняв эту должность, ты хоть что-нибудь изменишь в нашем поганом мире. Но я глубоко заблуждался: власть никогда не отдают тем, кто способен ею воспользоваться»; в итоге герой делает последний рывок к своей цели и достигает ее - за сообщничество в убийстве его садят в тюрьму. Ведущий композиционный принцип: композиция линейная, с элементами принципа «нитка с бусами», в хронологии событий.
Есть здесь и лирические отступления, где автор излагает свои мысли о ситуации в целом и о каждом конкретном эпизоде в частности, и прием художественного обрамления в конце каждой главы, где он предлагает рекламные ролики, которые дополняют произведение, придавая дополнительный смысл. Композиционные приемы (отступления и вставки) нужны автору, чтобы расширить рамки изображаемого, высказать свои мысли и чувства. В них он в равной мере (с основным сюжетом) раскрывает суть и смысл происходящего и изображаемого, делая роман более образным и понятным для читателя: «В кока-колу больше не кладут кокаин, зато подмешивают фосфорную и лимонную кислоты, чтобы создать иллюзию утоления жажды и привыкание к этому напитку. Молочных коров откармливают специальным бродильным силосом, от которого у них развивается цирроз, и тоже напихивают антибиотиками, порождающими новые виды резистентных бактерий, что сохраняются и в говядине; я уж не говорю о костной муке, вызывающей коровье бешенство. В молоке таких коров полно еще и диоксидов, которые они съедают вместе с травой» и т.д.
Уровень внутренней формы
Это повествование-исповедь, т.е. ведется от лица лирического героя.
Художественный образ героя: «Именуюсь я Октавом, одеваюсь в АРС. Я рекламист: да-да, это именно я загаживаю окружающую среду. Я расходую свою жизнь на то, чтобы лгать вам, и за это мне щедро платят. Я зарабатываю 13 тысяч евро плюс представительские, служебная тачка, биржевые акции и golden parachute. Это я решаю, что есть Истина, что есть Красота, что есть Добро. Более того, я представляю собой вполне мерзопакостную сволочь, способную загадить все, до чего дотронусь. В идеале желательно, чтобы вы уже сейчас возненавидели меня - перед тем как возненавидеть эпоху, которая меня породила» - вот так описывает герой сам себя. Еще он бросил девушку, когда узнал, что она беременна от него. Он каждый день нюхает кокс и часто выпивает. Он регулярно ходит к проституткам и не стесняется этого, а даже гордится, считает, что это более честно и разумно, чем тратить свою жизнь на одного единственного человека и испытывать совсем неудобное для него чувство привязанности. Он пошл до крайности. Он не любит никого и не способен никому сочувствовать (даже в случае смерти). Чаще всего он испытывает только чувство презрения. Он даже стал сообщником преступления, не почувствовав при этом никаких естественных для этого случая чувств (стыд, боль, жалость к жертве, раскаяние, сомнение и т.д.). И самое главное то, что он не какой-то исключительный персонаж. Такие - все, абсолютно все. Это его друг Чарли, который убил из чистого желания поразвлекаться, и не осознал ужаса содеянного даже в тюрьме, поэтому и совершил суицид. Это беременная служащая его фирмы, превращенная своей работой в «ржавого робота». Это его бывший начальник, который сфальсифицировал свою смерть, чтобы скрыться от наказания за кражу чужих миллионов. И там еще много-много таких экземпляров, вкупе представляющих собой рекламный бизнес.
Но у главного героя есть одно отличие - он этим не гордится, не радуется этому. Он говорит так, будто констатирует факты: да, я такой, да, я последний мерзавец, это все так и есть. Я это пишу для того, чтобы быть честным. Через это он пробует как бы очиститься. «Слову «исповедь» я придаю в данном случае чисто религиозный смысл. Желаю спасти свою душу перед тем, как свалить из этого мира». Поэтому он относительно спокойно относится к факту своего заключения в тюрьме (в отличие от друга Чарли): «Все проходит и все продается - кроме Октава. Ибо я сполна искупил свою вину в этой вонючей тюрьме… Моего Чарли вчера нашли в луже крови, он вскрыл себе вены острым краем банки из-под сардин «Sailpiquet». Этот чертов идиот еще ухитрился отснять свой подвиг раздобытой где-то Web-камерой и передать сцену самоубийства в Интернет - так сказать, с места событий. А я - вот он, сижу в одиночке для VIP-преступников, с теликом и книжками, и ничего, терплю, все не так уж скверно (хотя здесь и воняет мочой, а я выплевываю по кусочку свои легкие)».
А перед этим как бы в насмешку над уродством рекламного мира, главный герой создает ролик, как сатиру над идеалом рекламы, и… получает приз в Каннах (правда, забрать приз не успел, т.к. его арестовали).
Позиция автора.
Сам автор относится к происходящему с долей сарказма и юмора. Он к этой ситуации привык, пропустил через се6я, она его давно уже не шокирует и не пугает. Более того, он сам шокирует других своими поступками и вообще своей жизнью (взять хотя бы его «Pig» кровью в туалете фирмы «Манон»). К своим клиентам-рекламодателям он относится с известным и понятным презрением. К потребительской «массе» с чуть меньшим презрением и некоторой жалостью. Работа его держит только потому, что ему за это хорошо платят, но сил терпеть это уже нет, поэтому начинает писать книгу. На своих сослуживцев и коллег ему, откровенно говоря, наплевать. Он их знает - они не лучше и не хуже самого героя, поэтому отношение соответствующее.
Свое отношение ко всему автор выражает как в монологах, так и в непосредственной речи, обращенной к коллегам, а также в действиях по отношению к ним.