Школа и общество в романе Генриха Манна "Профессор Унрат" или "Учитель Гнус"

Катышев Сергей, гр. 9533.

Получив тему «Профессор Унрат» я удивился. Удивился в первую очередь такой странной фамилией профессора. И сперва, прежде чем разобрать заявленную тему «школа и общество» я начну с интересных фактов перевода самого произведения.

 Итак, я озадачился оригинальным названием романа. И вот что я нашел на сайте «Журнальный Зал»[1]:


«Название романа Г. Манна “Professor Unrat” было переведено на русский язык буквально: “Профессор Унрат” и — неверно, потому что слово “профессор” по-русски нельзя применить к герою романа, школьному учителю, а данное ему школьниками прозвище “Унрат” теряет по-русски всякий смысл (фамилия героя по-немецки — “Rat”, что значит “советник”, прозвище — “Unrat”, что значит “нечистоты”). Так и существовал этот перевод и переиздавался многократно, пока новый переводчик не предложил свое решение. Вместо “профессор” он поставил “учитель”, что может считаться исправлением элементарной ошибки, а прозвище героя образовал по смыслу и по ситуации, назвав его вполне русским, ярко экспрессивно окрашенным словом “Гнус”. Пришлось переделать и фамилию учителя — он стал не “Рат”, а “Нус”, вполне немецкое слово, хотя и бессмысленное по-русски. Было немало протестов против этого смелого нововведения, которое, конечно, спорно, но очень характерно для стиля этого переводчика. Споры скоро затихли; сегодня роман Г. Манна печатается только под названием “Учитель Гнус” и фигурирует в таком виде даже в научных трудах. Точный расчет мастера-переводчика? Удача? Свидетельство таланта? Конечно, переводчик шел на риск, но читательское восприятие поддержало его.


Произведение 1905-го довольно не просто найти, но мне это удалось. И вот книга предо мной: проверенная временем обложка, старые, обветшалые страницы. Мне сразу представилось, сколько поколений её уже почитали, тем более будущих юристов. «Ну что ж», подумал я, «от этого только интересней».


…После того как я прочитал книгу я узнал о довольно любопытном событии. Оказывается, в 1930 г. роман был экранизирован под названием «Голубой ангел». Экранизацию сделал режиссер Дж. Штернберг, а главную роль исполнил знаменитый немецкий актер Эмиль Яннингс. Режиссер хорошо передал атмосферу того времени, эпизоды «в классе» довольно длинные: можно почувствовать себя и в роли учителя, и в роли учеников. Эти эпизоды навеяли воспоминания о школе, и вот что оказалось: события прошлого актуальны и в наши дни. И поведение учителя, и учеников в наше время примерно такое же. Раньше просто все было строже, ярко выражено, намеренно пафосное, на мой взгляд. На лицо господство учителя над учениками. Сейчас все обстоит несколько иначе, все более сдержанно, демократичнее.


Итак, перейдем непосредственно к основной теме: «Школа и общество в романе «Профессор Урнрат»». Надо четко понимать, что школа и общество нашего времени естественно претерпела некоторые метаморфозы по сравнением с началом XX столетия. Но «основной стержень» остался, то есть присутствуют принципы, актуальные и сегодня. Для наглядности рассмотрим модели школы и общества современности, сделанные Карлом Роджерсом и Джеромом Фрейбергом[2] :

(см. таблицу на сл. стр.)


Конечно же, это субъективное мнение. Я выделю основные моменты на мой взгляд. Это, безусловно зависимость школы от общества ,и в свою очередь, общества от школы. Действительно те установки, которые нам предлагают с ранних лет, будут наиболее сильными, и срок их действия неограничен. Так есть сейчас, так было тогда, в далеком 1905-ом году, в то время, когда роман был написан. Меня заинтересовало «а откуда это все пошло?». Есть мнение, что еще с незапамятных времен, с обучения в церковно-приходских школах.

 

Неужели нет альтернативных способов обучения, познания? Оказывается, есть. Изучая альтернативные системы образования, я нашел так называемые «парк- школы».

Речь идет в первую очередь о школах-парках как совокупности открытых студий, руководимых педагогами, занимающимися индивидуальной педагогической деятельностью без образования юридического лица[3]. Индивидуальные предприниматели – руководители студий – объединены в некоммерческое партнерство, решающее вопросы аренды и обслуживания зданий, материально-технического и других видов обеспечения образовательного процесса.

           

Вот так вкратце создатели парк-школы дают определение своему творению:

«Образовательная система "Школа-парк" не приемлет принцип пансофизма, предполагающий, что накопленная человечеством культура может быть кодифицирована, представлена в форме замкнутых исчислений - наук, подлежащих усвоению младшими поколениями. Именно в классно-урочной системе, основы которой были разработаны в XVII веке великим чешским педагогом Яном Коменским, онтогенез знания редуцирован до усвоения культуры в знаковой форме. Отсюда следуют и основные принципы традиционного обучения: априорное, вне ребенка, конструирование содержания образования, разбивка его по школьным предметам, по годам обучения, по темам на основе образовательных программ и календарно-тематических планов; организация образовательного процесса в одновозрастных учебных коллективах - классах на основе единого для всех учеников данного класса учебного плана и расписания занятий.»

 

 Иными словами, парк-школа призвана отойти от общепринятых рамок образования. Интерес представляет Организационно образовательный процесс в школе-парке. Он выглядит следующим образом. Составляется график работы студий, причем каждая студия в течение недели часть времени работает в закрытом режиме только для своих постоянных членов, а часть - в открытом, для клиентов и гостей. Все учащиеся "разбиваются" по студиям, то есть самоопределяются, какую студию они выбирают для работы в ней в качестве постоянного члена. Занятия студий в закрытом режиме являются для ее постоянных членов обязательными; все остальные занятия студий посещаются учениками (в качестве клиентов) на основе своего свободного выбора, без регламентации каким-либо учебным планом или расписанием. Таким образом, приходя в школу, ученик самостоятельно решает, в каких студиях и в каком объеме он будет работать. Вполне демократично[4].

           

Авторитарно организованная школа порождает авторитарно организованное общество. Верно и обратное: авторитарно организованное общество порождает авторитарно организованную школу. Этот порочный круг должен быть разорван. И наиболее естественным звеном, в котором должен произойти разрыв, является управление образованием. Это может произойти в результате правильно организованной реформы образования, если общество поставит перед собой такую задачу. А как это может произойти? По моему мнению, именно в школе должны начаться преобразования. Причем не в системе, а в первую очередь в сознании самих преподавателей. Другое дело, что в условиях нашей страны у них(у преподавательского состава) будет мало мотивации.


Вернемся непосредственно к опорному пункту рассуждений. Профессор Гнус. Вот это точно тот персонаж, который не в коей мере не посодействовал бы развитию общества.       


Вспомним его сюжетную линию. Герой романа преподает вполне интересный предмет — историю литературы. Но бесконечные задания, связанные с «Орлеанской девой» Шиллера, придирки к сочинениям, унизительные поручения и угрозы всех отправить в каталажку отвращают учеников от предмета и заставляют искать развлечения, не вполне соответствующие их возрасту. Узнав, что его ученики посещают сомнительное заведение под названием «Голубой ангел», где выступает певица и танцовщица Роза Фрелих, У.Г. решает их выследить и разоблачить перед всем городом. Но случается непредвиденное: однажды посетив заведение, где поют полупристойные песни, демонстрируют обнаженное тело, У.Г. становится завсегдатаем кабаре, знакомится с артисткой Фрелих, влюбляется в нее, забывая о своей роли блюстителя нравственности. Долго сдерживаемые естественные чувства проявляются у него надрывно и извращенно. Он становится еще более жалким и нелепым, чем ранее, когда мучил учеников стихами Гомера и молитвами короля из «Орлеанской девы». По-прежнему он произносит воспитательные речи, но ученики знают, что их строгий ханжа-педагог проводит свободное время в уборной Розы Фрелих. В конце концов У.Г. бросает свою педагогическую деятельность, не в силах противиться захватившей его другой жизни, грязной, но веселой и занимательной. У.Г. втягивается в сомнительные авантюры, терпит насмешки друзей Розы. Ранее заботившийся о том, чтобы ничто не нарушало «священный порядок» империи, УГ. превращается в одного из главных нарушителей порядка: он становится содержателем игорного притона, где совращает молодежь — и не может остановиться в своем падении. Конец У.Г. нелеп и драматичен: его, запутавшегося в финансовых махинациях, арестовывают.


Заставляя своих учеников следовать уставу высокой морали и нравственности, Учитель Гнус сам оказывается в водовороте своих далеко не высоких моральных устоев. Довольно примечательно, что вместо того, чтобы ослабить свои требования к подопечным, он наоборот усливает их. Так или иначе, это все равно негативно сказывается на его учениках. Вряд ли бы они пошли в такие сомнительные заведения, как «Голубой ангел», если бы он был замечательным педагогом. Возможно, всему бедой что властолюбивый, мстительный, глубоко аморальный, но уверенный в своем праве учить нравственности других, учитель Гнус исповедует двойную мораль - для рабов и для господ. Себя он, разумеется, причисляет к последним и намерен жить по законам, отличающимся от нравственных законов пошлых филистеров.


            Мы рассмотрели модель школы и общества, которая действовала во времена Г. Манна и в наше время. Однако, есть предложение новой модели, к которой общество должно стремиться от тех же авторов[5]

         (см. таблицу на сл. стр.)

           


Как мы видим из этой таблицы, всё, что формулируют К. Роджерс и Д. Фрейберг для процесса обучения, может быть без труда переформулировано для процесса развития социума. Более того, такая формулировка позволяет определить универсальную структуру управления всеми сферами жизни общества. Для этого достаточно выделить из общего множества управленцев тех, кто будет заниматься развитием. Именно эти управленцы будут играть в обществе роль, аналогичную роли учителя-организатора. При таком подходе любая управленческая структура, например управление образованием города или округа, будет иметь простой вид: оно будет состоять всего из двух отделов – отдела функционирования и отдела развития. В частности, в этом примере с управлением образованием отдел функционирования занимался бы контролем за исполнением стандартов, а отдел развития – планированием и образовательной политикой. Аналогично должны выглядеть и другие структуры управления.


           


Заключение:

1)   Мне, как студенту 4-го курса юридического факультета особенно было интересно узнать про правовую основу образования парк-школ.

2)   Прочтение «Учителя Гнуса» позволило мне узнать модели образования, старые, современные, потенциально будущие.

3)   Черно-Белый фильм «Голубой Ангел» пленил своей атмосферой старого света.


Источники:

1.   «Учитель Гнус» (Professor Unrat oder Das Ende eines Tyrannen) (1905), Генрих Манн

2.   «Голубой ангел» , экранизация романа «Учитель Гнус", (1930), Дж. Штернберг

3.   Интернет ресурс «Википедия», ru.wikipedia.org

4.   Интернет ресурс «Журнальный зал», magazines.russ.ru

5.   Интернет ресурс «Парк-школа», park-school.ru

6.   Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992



[1] #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Карл Роджерс – выдающийся психолог XX в., получивший широкую известность благодаря разработанной им теории личности и гуманистический подход к психотерапии. Вместе со своим соавтором Джеромом Фрейбергом он распространяет этот подход на проблемы образования.

[3] статья 48 Закона РФ «Об образовании»

[4] Материалы взяты и Более подробно можно ознакомиться на Интернет сайте #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Карл Роджерс, Джером Фрейберг


Теги: Школа и общество в романе Генриха Манна "Профессор Унрат" или "Учитель Гнус"   Эссе  Литература
Просмотров: 11296
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Школа и общество в романе Генриха Манна "Профессор Унрат" или "Учитель Гнус"
Назад