Художественная литература в воспитании школьников

Введение

художественный воспитательный литература культурный

Данное исследование посвящено проблеме эстетического воспитания школьников средствами литературы. Проблема эта представляется важной и актуальной особенно в наше время, когда новые поколения находятся в длительном процессе так называемой «переоценки ценностей» - так называемом, поскольку далеко не всегда данный процесс приводит к результатам, которые были бы желательны.

Во время телевидения и компьютерных технологий, достигшие неожиданно высокого уровня развития часто можно наблюдать ситуацию, при которой молодежь и особенно дети, уделяют меньше, а то и вообще мало внимания книге, забывая при этом, каким бесценным сокровищем они наделены, столь обычной и, возможно, «отсталой», несовременным кажется нам книга. Кажется, в качестве носителя информации она уже сыграла или вскоре перестанет играть свою роль.

Часто можно столкнуться с проблемой, когда ученик практически не ориентируется в достижениях мировой литературы. И, что хуже всего, не стремится к этому, так как ему это кажется слишком несовременным, лишним быть достаточно сложным и в определенной степени морализаторским. Он может не видеть необходимости в книге так, как ему кажется нечем заменить ее, чем заполнить пустоту своей души, которая, как правило, просто-напросто, становится еще глубже от употребления «суррогатов», хотя это не всегда заметно сразу…

Объектом исследования данной работы является эстетично воспитательное воздействие искусства вообще и художественной литературы в частности, на личность.

Целью исследования является продемонстрировать уникальный и незаменимый влияние искусства и художественной литературы на развитие личности и ее ценностных ориентаций, необходимость эстетического воспитания как такового, методы и средства, которые позволяют достичь вышеуказанной цели на практике.

Данную цель планируется осветить:

а) дав представление о концепции эстетического воспитания в ее развитии

б) анализируя культурно-воспитательное значение и возможности искусства и художественной литературы, их влияние на развитие нравственно-эстетических ценностей личности.

в) очерчивая методы и средства эстетического воспитания

г) размышляя о возможности и целесообразности применения методов эстетического воспитания средствами литературы на практике.

Структура данной курсовой работы включает в себя введение, две главы, первый из которых посвящен теоретическим основам эстетического воспитания, второй - методически практическим средствам, выводы (отдельно - по каждому разделу), список использованных источников.


1. Теоретические основы эстетического воспитания


.1 Концепция эстетического воспитания


Концепция эстетического воспитания по Ф. Шиллером (с обзором соответствующих аспектов теории И. Канта)

Значительный вклад в разработку проблем эстетического воспитания было сделано выдающимся представителем немецкой культуры конца XVIII века поэтом, философом и историком Фридрихом Шиллером (1759-1805 гг.)

Собственно, Ф. Шиллер и ввел сам термин «эстетическое воспитание». Его творчество входит в золотой фонд просветительской культуры, немецкой классической философии. Она занимает видное место в истории мировой эстетики.

Ведущая роль, которая принадлежит в теоретическом наследии Ф. Шиллера вопросам эстетического воспитания, обусловлена общими особенностями его философско-эстетического мировоззрения, сформировавшегося в русле традиций просветительского морализма под влиянием английского моральной философии XVIII века, а также немецкой философии, философской системы Канта.

Кратко рассмотрим основные аспекты эстетической концепции Канта. Кант считал, что в основе эстетического наслаждения лежит чистая форма целесообразности как таковой - «целесообразность без цели».

Это утверждение Канта впоследствии возникло немало критических замечаний и нареканий. И все же как выражение позиции, исторически противостоит не менее односторонними попытками непосредственно «приспособить» эстетическое и художественное начало для обслуживания исключительно тех или иных конгюнктурных целей, указанная точка зрения должна быть учтена. Тем более, что концепция «целесообразности без цели» непосредственно вводит в эстетического рассмотрения такой феномен, как игра, положительный культуротворческим и воспитательный потенциал, которого вслед за Кантом был ярко освещен уже раз в эстетике Ф. Шиллера.

При этом возведение искусства и эстетического отношения в целом только к игре, как своеобразного воплощения принципа формальной целесообразности имеет и опасные, негативные стороны - именно с точки зрения морально-эстетического развития личности.

Кант, в отличие от многочисленных буржуазных эстетиков культурологов это прекрасно осознавал. Поэтому он не останавливается на чисто «игровом», формалистическому понимании эстетического отношения, а устанавливает более глубокий «прообраз вкуса» - правда, не для «чистой», а только для «интеллектуализированных» эстетического суждения. Таким прообразом, по мнению Канта, выступает идеал прекрасного, который в отличие от чисто формальной («чистой» или «свободной») красоты, имеет уже непосредственное отношение к целям и идей человеческого ума.

Поскольку разум, а не рассудок Кант рассматривает прежде всего как источник нравственности, не удивительно, что и идеалом красоты, по его мнению, может выступать только человек, причем только тогда, когда в ее образе доминирует нравственное начало. Это учение об эстетическом идеале, закономерно вытекает из глубоких философских основ кантовской эстетической концепции, ярко выражает ее общий этико-гуманистический пафос.

Добавим, что в наибольшей степени это учение повлияло на разработанную Кантом концепцию искусства как такового. Искусство, по твердому убеждению философа, принадлежит ценить не только за чисто эстетическое наслаждение, которое оно дает, но и согласно его нравственным содержанием, его способностью формировать своеобразную культуру человеческой души.

Еще одним заслуживающим внимания моментом эстетического суждения, по Канту, является его модальность. Она заключается в том, что в отношении прекрасного можно предположить, что его отношение к чувству удовольствия необходимо. Чем прекрасное отличается от просто приятного, в наслаждении от которого еще нет никакой необходимости.

Из других идей концепции эстетики, которые повлияли на дальнейшее развитие европейской и мировой эстетической мысли, следует еще отметить разработанную Кантом концепцию художественного «гения» - особого типа творческой одаренности, который заключается в умении давать искусству правило, своего рода образец, выдвигать и обосновывать определенную художественную теорию. Поскольку подобное правило порождается только творческой деятельностью самого «гения», существенной чертой последнего, по Канту, должно быть его оригинальность.

Важны и такие установлены Кантом признаки «гения»: во-первых, источником тех правил и образцов, которые он создает, выступает «природа», причем уже не в традиционном кантовском смысле «мира явлений», а как своеобразная сверхчувствительный основа человеческой деятельности вообще - «вещь в себе», по терминологии Канта.

Во-вторых, поскольку сам «гений» в конце - концов оказывается только орудием или проводником этой «природы», он в принципе не может познать, осознать и передать другим, каким образом он создает свои шедевры. Таким образом, отстаивается взгляд на искусство как на глубоко индивидуализированные деятельность, где существенная роль принадлежит фактору бессознательного.

Рассматриваемая концепция впоследствии глубоко повлияла на деятелей романтизма (в частности - на такого выдающегося его представителя, которым был Шиллер), которые выдвинули понятие «гения», художественно одаренной индивидуальности, в центр своего мировоззрения.

Важно, однако подчеркнуть некоторое отличие - внесенный романтиками оттенок «избранности», высшей духовной силы, которая якобы поднимает художественного гения над «толпой, толпой» и предоставляет всей его осанке определенного аристократизма, трезвый и этически ориентированный немецкий мыслитель никак отвечать не может.

Принципиальная ценность человеческой личности неизменно определялась для него нравственным законом, субъектом которого она является. Только в мире этого убеждения философа можно, наконец, адекватно понять и всю систему его эстетических взглядов.

Вернемся, однако, к идеям Ф. Шиллера.

Творчество Ф. Шиллера - представителя радикального крыла идеологов немецкой буржуазии - отразила в себе особенности тогдашней немецкой философии и поэзии, на которые оказали влияние великие всемирно-исторические события, прежде французская буржуазная революция 1789 г. и глубокая отсталость экономического, общественно-политической жизни страны. Германия конца XVIII века. представляла собой конгломерат нескольких сотен формально самостоятельных королевств, курфюршеств, княжеств, графств, «свободных» имперских городов.

Непрерывные междоусобицы и религиозные распри превратили ее в убогую и отсталую страну Европы. Слабая немецкая буржуазия, которая еще не созрела как класс, не способна была решительно порвать с господствующей феодальной верхушкой.

Это и обусловило социально-компромиссный характер всей немецкой культуры эпохи Просвещения с присущей ей попыткой свести все политические и социальные проблемы к моральным. Шиллер отразил в своем творчестве особенности эпохи, к которой он принадлежал.

Главное место в его философии занимает проблема человека. С позиций обоснованного им идеала всесторонне, гармонично развитой личности он подвергает острой критике современную ему действительность.

Ярким воплощением протеста против системы отношений, господствующей в тогдашней Германии, становится художественное творчество художника. Его лучшие произведения созвучны идеям французской революции, в силу которых Шиллер осуществляет суд над современной ему немецкой действительностью.

Пьесу Ф. Шиллера «Коварство и любовь» Ф. Энгельс расценивал как первую немецкую политически тенденциозную драму (Маркс К. «Энгельс Ф. // Сочинения Т. 36. С. 315).

По оценке И. Франко, лучшие пьесы Ф. Шиллера были «огненная проповедью мыслей Великой французской революции, произошли самые революцией в Германии» (Франко И. // Собр. Соч.: в 50 т. М., 1980. Т. 27. С. 120).

Судьба человека в окружающей его действительности, по мнению великого немецкого гуманиста, глубоко трагична (это можно увидеть уже на примере анализа той же «Коварства и любви»).

Человек остается наедине со своей судьбой, со своей виной перед миром, полным противоречий идеального и реального, духа и тела, формы и материи, отсюда формируется главная цель, к реализации которой направлена вся творчество Ф. Шиллера - обосновать пути преодоления разорванности мира противоречит сущности человека, его природы, и изобрести средства для формирования высшего типа человека, «прекрасная душа» которой достигнет гармонии и целостности.

Решающим педагогическим средством в реализации задач формирования гармоничного человека является, по мнению Ф. Шиллера, искусство, а потому вопросы эстетического воспитания набирают в его воображении исключительное значение.

Уже в раннем стихотворении «Художники» он отстаивает мысль, что искусство и красота представляют собой единственно возможный путь, которым человечество идет к истине. Стремясь в это время соединить искусство с жизнью, политикой, он придает ему значение «школы практической мудрости, путеводителя по общественной жизни, надежного ключа к сокровенных уголков человеческой души» (Шиллер Фридрих. Эстетика. К., 1974. С. 8). < /p>

Именно так он понимает, в частности, функцию театра в только цитированной статье «Взгляд на театр как на воспитательное учреждение» (1785 г.). Сравнивая театр, искусство в целом с религией, моралью, правом, Ф. Шиллер подчеркивает более значительное влияние на человека искусства относительно других форм общественного сознания.

Сцена, по Шиллеру, начинает свой суд над проблемами человеческого бытия там, где кончается сфера ценности светских законов, и продолжает его там, где оказывается беспомощным закон и религия.

Более значительная воспитательная роль искусства обусловливается согласно Шиллером, также глубиной и продолжительностью воздействия, оказывает оно на человека. Ведь зримое изображение, разъясняет он, всегда поражает больше, чем мертвая буква или холодная рассказ.

Сцена является средством эстетического воспитания и интеллектуального совершенствования человека. Искусство формирует дух нации, передавая достижения ее лучшей, мыслящей части всему народу.

Пробуждая в душе человека стремление к познанию истины и жизни согласно человеческой сущности, искусство поощряет к участию в общественной жизни. Искусство, делает выводы Ф. Шиллер, приводит человека к определенному среднего состояния, в котором сочетаются крайности умственной и физической деятельности, способствуя созданию гармонии мысли и чувства, души и тела.

Со временем в творчестве Шиллера растет тенденция к абстракции роли искусства, эстетического воспитания как практически единственного фактора формирования целостной, гармонично развитого человека, считая его достаточное условие для коренных социальных переживаний, когда благодаря эстетическому воздействию на психику человека могут быть решения ' связанные все, даже самые тяжелые, социальные проблемы.

Начиная с 90-х годов он постепенно отходит от стремления непосредственно служить идее политической борьбы, революционной перестройки общества. Это было обусловлено, с одной стороны, осознанием бесперспективности политической борьбы в современной ему Германии. С другой стороны, Шиллер разочаровывается в последствиях французской буржуазной революции, на которую он возлагал большие надежды.

Прозорливо разоблачая разрушительный для человеческой личности характер буржуазного разделения труда, Ф. Шиллер видит в нем главную преграду на пути к гармоничному развитию человека. Резко критикуя современные ему государственный строй и культуру, он противопоставляет им античность как эпоху, где царила неразрушенная целостность, гармоническое равновесие духовного и физического.

Античную культуру Ф. Шиллер рассматривает как норму, образец для преодоления односторонности, неполноценности, современной ему человеку, испорченной искусственной специализации, антагонизмом между высшим, образованными классами и низами народа.

Единственным средством в современной действительности, благодаря которому, по мнению мыслителя, можно сформировать всесторонне гармонически развитого человека с «прекрасной душой», есть искусство. И пока с помощью искусства в душах людей не воцарится гармония, не будет достигнуто согласия между моралью и склонностью, до тех пор нельзя говорить о наличии объективных предпосылок для революционного преобразования господствующего государственного устройства.

Государственная перестройка, отмечает Ф. Шиллер в «Письмах об эстетическом воспитании» (1795 г.) невозможна до тех пор, «пока снова не устраняется расстройство внутри человека и его природа не разовьется настолько, чтобы стать самостоятельным художником и гарантировать реальность политической созданию разума «(Ф. Шиллер» Эстетика».

Итак, эстетическая утопия Ф. Шиллера исторически обусловленным результатом осознания мыслителем ограниченного характера буржуазной революции. Это и приводит его к выводу, что для решения «политической проблемы на практике необходимо стать на путь эстетики, ибо постичь свободу можно только через красоту».

Красота, по Шиллеру, является эффективным посредником между интеллектом и страстями, разумом и чувством. Будучи в теории Ф. Шиллера тесно связанной с проблемой формирования «нового» человека, который живет гармоничной жизнью в полном согласии с окружающим миром, красота выступает синонимом человечности.

«Таким образом, - заключает Ф. Шиллер, - эстетическая культура вовсе не определяет личную ценность человека или его достоинство, поскольку они могут зависеть исключительно от эстетической культуры, человек постигает лишь одно: отныне дана естественная возможность делать с себя все, что она захочет, ей полностью возвращен свободу быть такой, какой она должна быть «(там же, с. 185).

Концепция эстетического воспитания с современной точки зрения: цель и сущность

Конечно, в настоящее время можно по-разному воспринимать и трактовать некоторые аспекты представленных концепций Канта и Ф. Шиллера, но, во всяком случае, нельзя забывать непреходящее значение, которое эти идеи оказали на дальнейшее развитие теории эстетического воспитания, как таковой (в выводах к первой главе мы кратко остановимся на перспективах, намеченных Шиллером в своем подходе к вопросам эстетического воспитания, а также на некоторых ощутимых недостатках его системы). Сейчас же попробуем рассмотреть некоторые аспекты современного подхода к вопросам эстетического воспитания.

Несмотря на определенную утопичность теории Ф. Шиллера, к, возможно, некоторого преувеличения роли эстетического воспитания, в коей мере не отменяет ценность эстетического воспитания личности как необходимого компонента ее развития, а следовательно, и всего исторического развития в целом.

Подходя к вопросу эстетического воспитания в самом широком смысле восприятия можем понимать его как качественное изменение уровня эстетической культуры объекта воспитания, которым может как отдельная личность, так и социальная группа, или общество в целом.

Эстетическое воспитание - это система комплексного, планомерного целенаправленного и последовательного воздействия на человека со стороны определенных социальных институтов на основе единых научно-педагогических принципов, методов и принципов, в результате которого у него возникает мировоззренческая установка на непосредственно творческую оценку действительности и собственного жизни в обществе как проявлений прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического и других эстетических категорий.

Целью эстетического воспитания является формирование культуры человеческих чувств (aisthetikos (гр.) - чувственный), который реализуется в творческом отношении индивида к собственной жизнедеятельности в мире очеловеченной природы (культуры). Цель эстетического воспитания в конечном счете (и самоцель общественного развития) - человек, который раскрыл полноту своей сущности, универсальная гармоничная личность.

Идеал универсальной личности как цель воспитания предполагает ее особое отношение с универсумом (т.е. с миром как всем существующим), внутреннюю органическую причастность к нему. Такой человек не чувствует себя закрытым «я», к которому внешний мир (природный и социальный) противостоит как «не я».

Напротив, она осознает себя как природу, достигшая самопознания, и имеется живой род. На пути такого самосознания человек преодолевает отчуждение ко всему в жизни - а значит, и отчуждения своей истинной сущности - и может относиться к самому себе как к существу универсальной и поэтому свободной.

Как отметил Гегель: «Свобода - только там, где нет для меня ничего другого, что не было бы мною самим» (Гегель Энциклопедия философских наук. Наука логики. М., 1975. - Т. 7. С. 124).

Субъектом эстетического воспитания в нашей стране выступает общество в лице государства, общественных организаций, трудовых коллективов, семьи, а объектом - каждый индивид, вступающий в социальное бытие и живет в обществе.

Деятельность субъекта эстетического воспитания должна заключаться в Таргетинг человека на самостоятельную деятельность по овладению эстетического наследия человечества, что уже само по себе является большой ответственностью - ведь довольно часто собственно общество через те или иные проявления своей деятельности приобщается к формированию так называемого «общественного вкуса», в определенной степени способно формировать эстетические и культурные ориентиры, прививать определенные идеалы, так сказать «задавать тон» культурной жизни социума, и, к сожалению, последствия такого воздействия не всегда проводят в действительно высокой ступени эстетического и культурного развития.

Хотя это никоим образом не снимает ответственности с субъекта воспитания - ведь собственно за лицом остается право выбирать - выбирать не то, что, возможно, ей навязывается обществом, если оно не играет надлежащей ему в этом отношении положительной роли, а то, что действительно заслуживает внимания со высокоэстетичного точки зрения.

Однако… только когда сам человек будет заинтересована в собственном эстетическом развитии, внешний воспитательное воздействие будет успешным. Потребность в эстетическом самовоспитании может возникнуть только у лица с развитой индивидуальностью, богатыми духовными запросами, критической самосознанием, стремлением к творческой самореализации. Подобное отношение к миру и к самому себе присущее личности, в которой развита действительно человеческая чувственность, т.е. эстетически развитой личности, является, в свою очередь, также результатом эстетического воспитания и самовоспитания. Поэтому формирование этих характеристик личности является необходимым условием эстетического развития человека.

Понятие эстетического воспитания следует отличать от понятия эстетического развития. Эстетическое развитие - объективный процесс приобретения человеком качеств и свойств - эстетического субъекта, он происходит не только под действием целенаправленных усилий общества по формированию в ней богатой духовной сферы, но и под влиянием всей совокупности объективных и субъективных условий жизни индивида, в том числе часто случайных и неблагоприятных факторов.

В результате эстетического развития у человека вырабатывается определенный тип восприятия, видимо переживания действительности, основой которого является некий эстетический идеал, выступает внутренним критерием оценочного отношения к миру, а внешним выражением - выборочная активность эстетического вкуса.

Эстетическое развитие не обязательно влечет высокую духовность человека, он неоднозначен в ценностном отношении. Об этом свидетельствует наличие как хороших эстетических вкусов, так и неприхотливых или искаженных вкусов, что получает выражение в таких явлениях современной художественной культуры как кич, «массовое искусство» (об опасности подобных действий отмечается выше) и т.д. Эстетическое развитие человека детерминируется всеми явлениями действительности, на которые она может реагировать как телесно-чувственная и духовное существо.

Этот факт приводит к необходимости сознательного овладения закономерностями эстетического развития, то есть именно воспитание эстетического сознания личности, планомерного преобразования естественно данной эмоциональной сферы человека в исторически выработанный культурой способ духовно-чувственного отношения к миру.

В отличие от стихийного процесса эстетического развития воспитания, как необходимая черта общественной жизни, предполагает вполне сознательный, научно обоснованный, систематический подход к формированию личности.

В процессе воспитания развитие человека становится объектом целенаправленного и планомерного воздействия, поддается социальному управлению и координации разнородных его элементов. Целью такого воздействия является привитие индивидам определенных норм, понятий, взглядов, способов и форм деятельности, поведения, социальной активности, вкусов, принятых в данном обществе.

Задача государства в сфере культурного строительства и эстетического развития масс ставятся в зависимость от господствующего в обществе мировоззренческого идеала, его тенденций относительно роли искусства и эстетики в общественной жизни.

Идеал равноправного развития каждого члена общества, к сожалению, не всегда достижимо поскольку эстетические и духовные потребности членов социума часто различаются в силу различных условий развития и запросов.

Конечно, необходимо стремиться, к общенародного характера эстетического воспитания и создание единой научно-методологической основы последнего, учитывая при этом духовные потребности различных слоев общества и фактор отдельной личности как таковой, чтобы подобные мероприятия не превратились в некую «уравниловку», в создании некоего «шаблона» - единого для всех, и, по сути, непригодного ни для кого, поскольку воплощаемого без учета вышеуказанных факторов - из-за раз и возникает отсутствие у общества действительно достойных эстетических ориентиров, поскольку «шаблон», как правило, не может быть настроенным на высокие культурные ценности, поскольку последние могут не восприниматься общественностью, на которые и рассчитана подобная «уравниловки вкусов».

Зато может сложиться противоположная тенденция - которая может закончиться другой «крайностью», а именно ситуацией при которой, эстетическое развитие широких народных масс опять же происходит под давлением «массовой культуры», которая деформирует художественный вкус и формирует потребительские мировоззренческие ориентации, в силу того, что высокоэстетичного воспитания остается привилегией богатого элиты.

Первый из указанных вариантов принципиально исключает достижения высоких эстетических ценностей и идеалов, поскольку они просто не могут возникнуть и сложиться в условиях «шаблонного подхода», второй - исключает доступность истинных культурно-духовных общечеловеческих художественных ценностей широким слоям общества - оба варианта делают нереальным достижением высокого эстетического развития членов общества, первый - благодаря отсутствию настоящих ценностей, второй - благодаря отсутствию доступа к ним.

Говоря о чрезмерной «елитаризацию» искусства мы говорим о необходимости соблюдения одного из неотъемлемых прав человека - права на собственное культурное образ жизни.

Государство должно заботиться об охране, приумножение и широкое использование духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания людей, повышения их культурного уровня.

Идеи эстетического воспитания всегда были направлены на улучшение человеческой жизни. Именно гармоничное развитие личности, высвобождение его творческих сущностных сил, свободная от внешнего принуждения самодеятельность - вот что было идеалом тех теорий, где человек определялась как самоцель.

Несмотря на несколько утопические теории о возможности эстетического способа решения эстетически развитым индивидом противоречий общественного бытия, идей постепенного эстетического воспитания народа суть заключается в необходимости приближения народа к искусству и искусства к народу (учитывая вышеуказанные предостережения относительно «шаблонизации» и» елитаризации»).

Благодаря развитию производства растет количество свободного времени трудящихся - этой меры действительного богатства человека - пространства для ее эстетического развития. Эстетическое воспитание каждого гражданина & ndash; это одна из главных задач действительно народного государства, магистральная линия культурного строительства.

Каждый человек должен стать субъектом эстетического творчества - научиться действовать также и по законам красоты.


1.2 Искусство - важнейшее средство эстетического воспитания


Культурно-воспитательное значение искусства

Искусство - эстетическое освоение мира в процессе художественного творчества, которая представляет собой особый вид человеческой деятельности, отражающая действительность в конкретно-чувственных образах согласно определенных эстетических идеалов, одна из форм общественном сознании.

искусство зародилось в первобытном обществе эпохи позднего палеолита (рисунки в пещерах, резьба на костях и камни, ритуальные танцы и т.д.), однако только с возникновением общественного разделения труда оно выделилось в отдельную форму духовной жизни общества. Источником становления художественного творчества является производство и общения, вся общественная практика, в процессе которой человек развивает в себе способность творить по законам красоты.

Связь с жизнедеятельностью человека составляет определяющую черту искусства, отличая его как от теоретически познавательной, так и от практически-производственной деятельности на базе искусства развивается художественное сознание общества, включает в себя не только собственно художественную творчество и его произведения, но и всю совокупность эстетично художественных потребностей, вкусов, взглядов, норм, идеалов и т.д., которые обеспечивают активное ценностную ориентацию людей в реальных жизненных обстоятельствах. Искусство воспитывает в людях не только потребность художественного наслаждения, но и способность творческого отношения ко всем природным и общественным явлениям. Благодаря особенностям своего влияния на человека (чувственная непосредственность, эмоциональная насыщенность, идейная направленность, побудительная сила) искусство стало фактором воспитания и одной из важнейших составных частей духовные культуры общества.

Оно удовлетворяет бесчисленные человеческие запросы и выполняет многочисленные общественные функции - коммуникативную, познавательную, воспитательную, эстетическую и другие. Диапазон художественной деятельности широк и не имеет четкого определения: одними своими проявлениями оно граничит с материальным производством, ремеслом и техникой (прикладное искусство, дизайн), другим - достигает в высокие сферы духовных интересов и философских мировоззренческих проблем (сущность человека и смысл его бытия, идеалы красоты, нравственности и т.д.).

искусство является составной частью созданной человеком «второй природы» - мира цивилизации и культуры, оно производит определенные типы мировоззренческого отношения к действительности, способствует накоплению духовного опыта человечества, становлению человека как культурного существа.

Чтобы стать человеком с широким мировоззренческим кругозором (а только такой человек в современных условиях может стать творческой личностью), необходимо освоить не одну область знаний и даже не основы всех наук, а культуру во всех ее основных общественно значимых компонентах.

Именно благодаря последней человек имеет возможность правильно осознавать свое место и назначение в мире, достигать новых высот в развитии цивилизации, материальной и духовной жизни, утверждении идей гуманизма.

От того, какая культура формирует человека зависит его мировоззрение, его индивидуальные духовно-культурные ориентации.

Как неотъемлемая часть духовной культуры, искусство способно не только аккумулировать социально-теоретический опыт освоения действительности, но и накапливать собственный духовно-строитель потенциал. Специфичность искусства заключается в том, что оно является духовно-практическим способом освоения действительности.

Искусство способно к целостному, всеобщего охвата действительности, к синтезировании обобщенного человеческого опыта, постигая мир в противоречивом единстве реального и идеального, действительного и возможного, конечного и бесконечного. Искусство не ограничивается только освоением имеющегося, того, что уже произошло, а стремится распознать будущее, понять возможные пути развития человечества, отбить проекции человеческого бытия на грядущую.

Существенно, что искусство имеет уникальные возможности не только в раскрытии духовности человека, всего богатства его чувств и размышлений, радостей и страданий, но и в закреплении навыка всесторонней жизнедеятельности человека как субъекта общественно-исторической практики и культуры.

Сущность искусства наиболее действенно проявляется в «очеловечивании» мира, в создании целостного образа человеческого рода. Настоящая сфера действия искусства - выражение полноты и разносторонности человеческих связей с миром, выявление проявлений универсальности и гармонии.

Причем искусство не просто удерживает в памяти культуры человеческий образ жизни, но и проявляет завидную чувствительность к новому, еще не отраженного в других сферах общественного сознания.

Именно поэтому искусство способно раскрывать такие стороны взаимоотношений человека и мира, которые не обнаруживаются другими способами духовно-практического освоения действительности.

Искусству как специфическому роду «духовного производства» органически присущий интерес к проявлениям человеческой индивидуальности, к изменениям в сфере сознания. Оно отвечает глубинной потребности человека распознавания мотивов деятельности и поступков, выявления истинно человеческого в человеке. Искусство не только дает представление о мире, но и определяет способ видения мира, определенные мировоззренческие ориентации.

Искусству принадлежит важная роль в утверждении принципа общей культурной целостности - принцип единства истины, добра и красоты. Оно приобщает индивида к интеллектуальным вершинам человеческого духа, способствует нравственному и эстетическому совершенствованию человека.

Через постижение художественной культуры человек входит в мир других людей, живет их жизнью, включает в свой духовный мир опыт человечества. Это ярко видно на примере общения человека с литературными достоянием человечества.

Книга - это эхо мыслей ее автора, достигает нас через любую расстояние и сквозь время, сколько бы его прошло с момента воплощения мысли в слово, а слова - в текст.

Читая, мы будто погружаемся в водоворот мыслей автора, в его собственный мир, существующий где-то глубоко в его душе, мир, состоящий из его чувств, стремлений, представлений, мечтаний, мир личный, в который автор рискует уронить нас & ndash; рискует, поскольку не знает, захотим и будем способны мы до конца, до самой глубины воспринять его.

Текст - это как душа автора, вывернутая перед нами к самому сокровенному, чем он жил, или живет и его волнует, волновало, то, что он считал считает насколько важным, что хочет поделиться этим со всеми нами, не силах держать это в себе, молчать.

Автор будто зовет к нам: «Смотрите, это же очень важно, подумайте над этим!». Это, в свою очередь, побуждает нас к действию - мы можем найти в книге отражение наших собственных идей и стремлений, вопросы, над которыми задумывались и мы сами, а, возможно, и ответы на них, что ведет наск определенным выводам, а следовательно - к поступкам, отражают нашу мировоззренческую позицию и формируют нас как личность, влияя на наши взаимоотношения с окружающим нас миром.

Только в результате освоения и преобразования в свое достояние исторически созданного богатства художественной культуры индивид становится эмоционально богатым, способным глубоко, сильно и тонко чувствовать и переживать.

Историческое развитие искусства как формы сознания и элемента духовной культуры общества подчиняется общим закономерностям, которые определяют зависимость общественного сознания от общественного бытия. Однако эту зависимость нельзя рассматривать упрощенно, как прямую определенность художественного уровня искусства уровнем материального развития общества (часто как раз все происходит наоборот, сравним, например, приподнятое духовное достояние полунищих Индии и Тибета с практически полной кризисом духовности и культуры, продолжает углубляться в странах «развитого, процветающего «Запада, особенно в США - ярком примере утверждения цивилизации и ее упадка -»… мир кончается не взрывается, но визгом «(Т.С. Элиот)).

Воспитательные возможности художественной литературы

Художественная литература (от франц. literature, лат. littera - буква) - письменная форма искусства слова, художественного освоения мира в словесных образах. Предшественником и первоисточником литературы является фольклор, устное народное творчество, в котором словесный образ существует в единстве с музыкой, танцем, пантомимой и т.д.

В древнейших памятниках письменности элементы искусства слова сочетании с элементами мифологии, религии, научных знаний, с моральными и практическими установками-то есть, в своем высшем выявлении, представляли в то время своеобразную энциклопедию знаний, которые человек, живущий в определенной среде должна была усвоить, чтобы понять свою роль и место в жизни и обществе (к примеру: «Книга мертвых» (Египет), «Калевала» (карелы и финны), «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», саги скальдов (Скандинавия), Библия (еврейско-христианская концепция), «Махабхарата» и весь отчет ведической литературы древней Индии - произведения, в которых ярко выражены указанные черты и преследующие вышеупомянутую цель) - то есть, по сути, достаточно полным отражением определенного мировоззрения, на котором лицо может обосновывать свои взгляды и обосновывать поступки, то есть, имеем пример воспитания через эстетические средства.

Мифологические памятники литературы, как правило, вообще не связаны с дидактическими мотивам той или иной степени. Мифология (а значит и религия и литература религиозного направления, как отрасль, развившаяся из мифологии), как правило, не лишена нравственности, определенной оценки тех или иных действий с абсолютной, сверхсветовой точки зрения, а следовательно является авторитетной и действенной как средство для воспитания (а значит и литература, состоящая на ее основе - например глубоко нравственные по своей сути «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкина, «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса, «Путешествие Пилигрима» Дж. Бун & rsquo; яна, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Замок» Ф. Кафки, поэзия Т.С. Элиота на произведения Г. Гессе.

Возьмем, например, «Старшую Эдду» - истории о богах и героях скандинавов включают в себя множество дидактических моментов, иллюстрируют позорные или пагубные последствия аморальных поступков - измена, месть, неверность и т.д.

«Слова Высокого» - обучение Одина, содержащиеся в «Старшей Эдде» есть по сути моральным кодексом древних викингов, поучения из которого актуальны до сих пор (например, «День хвалы вечером, девиц - после свадьбы, женщин & ndash, на костре (т.е. после смерти), меч - после битвы, лед - если выдержит, пиво - когда выпито «или» Калевала», которая возвеличивает не силу меча и грубой силы, в отличие от большинства эпосов, но мудрость и трудолюбие. Это же во многом справедливо и в отношении Библии - основы современной западной цивилизации…

Особое место литературы в системе искусств обусловлено тем, что ее произведения не имеют непосредственной предметно-чувственного формы. Их предметно-чувственная сторона - звукосочетания, ритмическая организация - подчинена содержанию речи.

В непосредственном общении поэта, рассказчика со слушателями с которого собственно начиналось искусство слова, использовались и такие выразительные средства как жест, мимика, оттенки голоса.

В распоряжении же писателя - только письменный текст, в котором он воплощает свое видение и переживание реальности. Читатель должен сделать противоположно направленную работу - воссоздать в своем воображении увиденное, услышанное и пережитое писателем. Восприятие художественной литературы - это личностное воспроизведения читателем образов со слов писателя.

В настоящем литературном произведении как и в каждом виде искусства, создается особая художественная реальность, не нуждается в признании ее за действительность, за историческое или юридическое свидетельство, хотя может, определенной, в большей или меньшей степени, приобретать и такой функции (например, Евангелие), но все же, даже при наличии такого подхода, не это является основной ее целью. Писатель не просто сообщает факты и выражает свои мысли и чувства по поводу них, он разворачивает картины жизни и делает читателя их участником.

Определяющая роль искусства слова в отражении основных тенденций общественного развития, в формировании мировоззрения нашего современника обусловлена неисчерпаемыми возможностями естественного языка, является формой выражения мыслей и средством общения людей как в повседневной практической жизни, так и в науке.

Слово способно открыть тончайшие оттенки чувства и мысли, потому что все, что существует, может быть названо.

Огромное значение для развития искусства слова имело появление письменности, впоследствии книгопечатания. Сам термин «литература» показал, что основной формой бытия искусства слова стала его книжное воплощение, предназначенное для индивидуального чтения (для «сборки букв»).

Художественная литература по сравнению с другими видами искусства имеет наибольшее количество средств для полного и всестороннего отражения действительности, это обусловлено богатством способов организации произведения и построения образа в литературе. Два основных типа организации художественной речи - поэзия и проза.

Они отличаются строением ритма. В поэзии ритм образуется четким делением на соизмеримые отрезки, не совпадающие с синтаксическим делением. Искусство слова возникло именно как поэзия, стихотворная форма которой выводила сообщение с бытовой достоверности. Художественная проза в свободном смысле этого слова представляет собой довольно позднее явление, по сути неотделимо от книгопечатания.

Именно в искусстве слова сформировались художественные ряды - эпос, лирика и драма. Эпос (от греч. Еpos - слово, рассказ) отличается воспроизведением характеров в развернутых сюжетных ситуациях.

повествовательность, развернутость действия подчеркивают объективное и целостное изображение мира. По происхождению эпическое связано с героическим эпосом (поздней по происхождению частью мифологии, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, исландская «Сага о Вельсонгив» (прообраз германской «Песни о Нибелунгах»), «Калевала») народного творчества.

В искусстве нового времени эпическое проявляется в возвышенной индивидуальной авторской сознания к воспроизведению народного бытия.

Лирическое (от греч. lyra - лира) характеризует такой тип построения художественного образа, в основе которого лежит раскрытие внутреннего мира личности через воссоздание эмоционально насыщенных размышлений и переживаний. Лирика передает отдельные моменты внутренней жизни человека, его конкретный эмоциональное состояние.

Лирическое переживание как выявление отношения к действительности может быть вызвано любыми явлениями природы, общественной и личной жизни (отсюда - философская, пейзажная, интимная лирика).

По характеру переживаний создается и представление об обстоятельствах, которые вызвали но основное содержание лирического - богатство чувств, самосознание личности.

Поскольку именно поэзия наиболее способна воспроизвести личную интонацию автора, в литературе лирическое выступает преимущественно в поэзии, хотя известны и прозаические образцы лирики (лирические отступления в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя, «Интермеццо» М. Коцюбинского). < /p>

Драма (от греч. drama - действие) воспроизводит внешний мир, но, в отличие от эпоса, не в повествовательной, а в диалогической форме. Это показ борьбы различных сил, тенденций, сторон в общественной жизни и сознания, формы эстетического переживания и художественного воплощения этой борьбы. Аристотель определил драму как подражание действию средствами действия. Любая драма воспроизводит эмоционально-волевые реакции человека, проявляющихся в речи и физических действиях.

Важнейшие действия эпоса, лирики и драмы получают проявление и в других видах искусства, что позволяет рассматривать эпическое, лирическое и драматическое как системные категории.

Художественная литература образы которой нуждаются прежде интеллектуального понимания, а не непосредственно - чувственного восприятия, находится на грани искусства и умственной деятельности, будучи сопоставимой с публицистикой, философией, историей.

Искусство (в частности художественная литература) и ценностные ориентации человека

Ценностные ориентации личности - это система социальных установок, обусловленных определенными ценностями, т.е. объектами предметного и духовного порядка, значимых для индивида и регулируют характер его деятельности.

Ценностное ориентирование является важной стороной воздействия искусства на человека. Главным объектом его выступает духовная культура личности. Формирование ценностных установок личности, привлечение ее к высшим ценностям - общественных идеалов - является составной частью общественного назначения искусства.

Определенной степени искусство выполняет это назначение, когда воплощены в нем общественные ценности становятся значимыми для человека, определяя характер ее жизнедеятельности.

Процесс ценностного ориентирования личности искусством имеет свои особенности. Их приводит, в частности, отношения искусства к действительности, во многом определяет характер его функционирования. Кроме того, специфика ценностных ориентаций средствами искусства заключается в активном взаимодействии двух факторов - эстетического и позаестетичного.

Эстетическая природа искусства выступает основополагающим моментом, определяющим средство функционирования позаестетичних факторов.

Однако эти факторы, внешние по эстетической природы искусства, в содержательном отношении имеют достаточную степень самостоятельности и, в свою очередь, существенно влияют на характер функционирования самого произведения искусства, на средства его потребления.

Именно позаестетични факторы в конце концов определяют содержание ценностных ориентаций. Его последствия сказываются на деятельности человека в различных сферах общественной жизни, на совершенствовании всей структуры духовной культуры человека.

Взаимоотношения и способ сосуществования эстетического и позаестетичного в искусстве непростые и неоднозначные. Если учитывать, что эстетическое вообще невозможно без позаестетичного и первое рассматривается как проявление и воплощение эстетического идеала, через призму которого в пространстве художественного произведения осваивается действительность, то, во-первых, позаестетичне основывается на способности искусства отражать жизнь во всей полноте, во-вторых, на искусство влияет характер социальных условий, общественных отношений в их разнообразии.

Было бы неправильным утверждать, что назначение искусства состоит только в формировании ценностных ориентаций личности. Ценностное ориентирование такой же степени присуще процесса общения человека с произведением искусства, как и познания, переживания, наслаждение и т.п. И если другие формы общественного сознания задают человеку уже устоявшейся ценностные отношения (что не исключает определенной в рамках социальных условиях свободы выбора ценностных ориентаций), то в искусстве этот процесс для реципиента имеет более непринужденный характер.

Втянутый в творческий процесс, он становится субъектом ценностных отношений, в которых принимают активное участие как эмоциональная, так и рациональная сферы его сознания.

В процессе восприятия произведения искусства, который влияет на процессы ценностного ориентирования личности, эстетический фактор нередко остается неосознанным, хотя благодаря ему позаестетичные ценности приобретают для реципиента определенной значимости.

Эмпирические наблюдения и выводы социальных исследований свидетельствуют, что среди факторов, побуждающих человека обращаться к искусству, осознанный эстетический фактор еще не является доминирующим.

Характер общения с художественными ценностями определяется не только уровнем эстетического развития личности, но и ее отношением к художественным произведениям. Когда у человека отсутствует осознанная эстетическая установка по искусства, то она относится к нехудожественного, или «обычного» типа. Не секрет, что именно этот тип определяет отношение к искусству еще значительной части населения.

Здесь возникает ряд проблемных ситуаций. Одна из них заключается в том, что часть аудитории ориентируется преимущественно на развлекательные виды и жанры искусства. Поэтому важно умело использовать огромные возможности, заложенные в развлекательных видах и жанрах. Задачи, которые ставят перед искусством досуга по ценностного ориентирования, находятся в русле задач, которые должно решать искусство в целом. Это повышение художественного уровня, обогащение идейно-нравственного содержания, понимание психологии аудитории.

Таким образом, социально значимое ценностное ориентирование не является прерогативой определенного вида или жанра искусства. Формируя содержание ценностных ориентаций, искусство тем самым способно влиять на поведение человека в разных сферах жизни, на разных уровнях - от отдельного поступка к деятельности человека в целом.

Художественная потребность - разновидность духовной потребности, в которой выражается объективная необходимость человека в художественной деятельности - создании и освоении искусства.

Осознанные художественные потребности личности, социальной группы, класса, всего общества выступают как их художественные интересы, определяющие конкретно теоретическое содержание и социальную направленность художественного развития того или иного субъекта художественной деятельности.

Роль художественной потребности в эстетическом развитии очень важна, так как благодаря ей формируется установка на эстетическое восприятие действительности.

Искусство «переключает» художественные потребности в эстетические, наполняя их социально значимыми - идейно мировоззренческим, нравственным, познавательным содержанием, создавая предпосылки для превращения художественной активности в социальную.

Взаимодействие социальных потребностей является основой классификации художественных потребностей (художественно-познавательная, художественно-воспитательная, художественно-коммуникативная, художественно-развлекательная и др.).

Фундаментальная структура художественной потребности определяется всей системой направленных на искусство объективных потребностей общества. От других духовных потребностей художественная потребность отличается значительной ролью чувственности, интуиции в поисках своего предмета. Вместе с тем следует подчеркнуть социальную природу художественной потребности, которая в каждую историческую эпоху имеет свои особенности и структуру.

В связи с разделением труда и отделением особых специализированных видов художественного творчества и художественного восприятия сама общественная художественная потребность делится на две разновидности, которые дополняют друг друга - потребность в художественном творчестве и потребность в художественном потреблении (художественном освоении искусства), которым соответствуют два субъекта художественной необходимости - художник и публика. Вместе с тем эти разновидности должны органично сочетаться с целью гармонизации отношений личности и общества.

Выступая как фактор, побуждающий к активности в художественной сфере, художественные потребности пронизывают процесс эстетического воспитания. Новый, более высокий уровень развития художественной необходимости - залог новой художественной активности, инициативной самостоятельной художественной самореализации. Таким образом подъем и развитие художественных потребностей выступает как цель эстетического воспитания.

Социологические исследования показывают, что уровень художественных потребностей тесно связан со степенью удовлетворения других социальных потребностей. Лица, которые имеют высокую художественную потребность, характеризуются высоким уровнем освоения искусства (прежде всего художественной литературы, театра, кино, музыки), выделяются по важнейшему показателю - чтению литературы и периодики, посвященной вопросам искусства, кристаллизирует рациональный элемент художественной необходимости - эстетические взгляды и убеждения.

Показателем же недостаточного уровня художественных потребностей значительной части художественной аудитории является потребительское отношение к художественным произведениям как прежде к средству исключительно отдыха и развлечения.

Художественное восприятие - это процесс, в котором сочетается понимание и переживание содержания произведения искусства с эстетическим наслаждением, его совершенством, совершенством художественной формы. Имеет некоторое сходство с творчества художника, хотя направлено в противоположном направлении: художник воплощает в художественном произведении последствия своего осмысления и переживания мира, а тот, кто воспринимает произведение искусства, обогащает свои представления о действительности.

Общей чертой всех произведений искусства, несмотря на все разнообразие, является их ориентированность на восприятие, на передачу зрителям, слушателям, читателям мыслей и переживаний автора. Поскольку каждое произведение искусства сочетает в себе отражение реальности и выражения эмоционального отношения к ней, художественное восприятие представляет собой единство рационального и эмоционального.

Без постижения логики авторского замысла не произойдет и полного эмоционального переживания произведения. Чем богаче жизненный смысл, освоен и воплощен художником, тем большей сосредоточенности, умственной и эмоциональной энергии требует восприятия произведения.

Художник, писатель, музыкант помогают нам видеть или слышать прекрасное и величественное, трагическое и комическое но видеть и слышать должны мы сами.

Для немузыкального уши, например, даже прекрасная музыка лишена смысла.

В отличие от научных текстов, подлежащих однозначному толкованию, художественное произведение воспринимается по-разному, в зависимости от личного опыта воспринимающего, от запаса его художественных впечатлений, от развития творческих способностей. Известно, например, что большинство тех, кто впервые читает роман «Анна Каренина», воспринимает его прежде всего как трагедию любви и только при повторных обращениях к тексту становится понятной вся важность сюжетной линии Левина (то же можно сказать и о «Идиот» Ф. Достоевского со многими «боковыми» ходами сюжета, или о произведениях Дж.Р.Р. Толкина, скрытые и намечены второстепенные сюжетные линии в которых дали множество возможностей для разнообразных трактовок, интерпретаций, развития этих сюжетных линий в полноценные сюжеты).

Эстетическое переживание вызывается не самим художественным произведением, а его конкретизацией в воображении и «достройкой», зависит от личности того, кто воспринимает. Поэтому, идейно-художественное содержание каждого крупного произведения во всем множестве прочтений оказывается более значительным и глубоким, чем осознанные авторские намерения.


2. Методически практические средства эстетического воспитания.


.1 Специфика, методы и средства эстетического воспитания

художественный воспитательный литература культурный

Эстетическое воспитание во всей совокупности своих методов, форм, средств продолжается на протяжении всей жизни человека, устраняя противоречия в его несправедливости между уровнем эстетической культуры человечества и владением этой культурой (эстетическим опытом) отдельной личностью в каждый конкретный период жизнедеятельности.

Содержание эстетического воспитания, его строение, противоречивые и многоуровневые. Сложность прежде всего в том, что эстетическое воспитание, безусловно, имея свою специфику, является аспектом всех видов воспитания, и в реальном воспитательном процессе является таким, что трудно отделяется от них.

С другой стороны, содержание эстетического воспитания содержит, хотя и не ограничивается ими, художественное воспитание, эстетическое образование, художественное обучение и т.д., то есть создает сложную внутреннюю структуру. Уровень эстетического воспитания с его влиятельности, выбор тех или иных средств и форм, методов определяется эстетическим развитием личности, народа, общества.

Наконец, каждая новая историческая эпоха вносит свои оттенки в понимание сущности, целей и значимости эстетического воспитания.

Впрочем, специфику эстетического воспитания составляют только ему присущие характерные черты:

эстетическое воспитание является системным. Имея объективно существующую связь с другими видами и средствами воспитания, оно всегда целенаправленное. Наличие цели эстетического воспитания сопряжена с осознанием и деятельностью человека и общества в целом, системно упорядочены. Однако результат эстетического воспитания может быть определен по-разному: формирование эстетического вкуса, качество эстетической деятельности, эстетического отношения, эстетической культуры, эстетического идеала и т.д. Все эти определения имеют смысл и составляют цель эстетического воспитания, так как формируют способность человека к эстетическому отношение к миру. Однако цель эстетического воспитания не ограничивается формированием эстетического отношения. Конечный результат был связан с формированием личности, является творческой, самоценной и социально ценной, которая обладает эстетической культурой. Эта способность не остается на пассивно наблюдении отношении к действительности, а предполагает развитие активно-творческой деятельности личности в эстетическом преобразовании мира. Механизм эстетического воспитания может быть определен как передача опыта и навыков, приобрело общество, причем результативность этого процесса обусловлена всей совокупностью социальных качеств личности и общества.

Формы эстетического воспитания изменчивы, они впервые применяются в раннем детстве, усложняются в зависимости от развития прежде структуры знаний на общественных отношений, но эффективны лишь тогда, когда не прерываются ни в личной, ни в общественной жизни, то есть процесс эстетического воспитания или самовоспитания должен продолжаться постоянно.

Эстетическое воспитание связано с другими аспектами развития общества. Экономические кризисы, социальная неустроенность людей, голод, болезни, отсутствие гарантированных основных прав человека препятствуют непрестанности эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание предполагает не только освоение правил, эстетических норм, эстетических знаний, но и эстетическую деятельность человека с его участием в процессе эстетического преобразования действительности.

Цель эстетического воспитания невозможно отделить от целей других процессов формирования личности, ибо эстетическое воспитание - обязательный элемент функционирования всей совокупности духовного богатства индивида. Эстетическое воспитание лишается своей перспективы вне общественной системой воспитания. Ядром и внутренним двигателем эстетического воспитания является общественный идеал.

По своей природе целеустремленность эстетического воспитания имеет субъективный активный характер, так как она в своей основе опирается на выдвижение целей, принципов организации всего воспитательного процесса.

Предпосылки, обусловливающие направленность эстетического воспитания, имеют объективный характер, так как зависят от конкретных исторических реалий. Поэтому в бесправном обществе всегда есть угроза манипулирования общественным сознанием, используя приемы и методы эстетического воспитания.

Одной из наиболее важных звеньев процесса эстетического воздействия на человека является семья. Свои первые чувственные впечатления от окружающего мира индивид получает именно в семейном кругу.

Члены семьи будут долгие годы для него так называемой «группой ближайшего влияния», то есть именно отношения в семье, уровень ее членов, их увлечения и интересы, взгляды на жизнь, на людей и природу будут главными факторами формирования мировоззрения, ценностной иерархии и многих убеждений маленького человека. Именно в семье ребенок возьмет в руки первую игрушку, услышит первую сказку, первую песню, нарисует первый рисунок и увидит первую картину.

Поэтому так важно развивать традиции семейного эстетического воспитания. Они состоят веками и приобретают специфические черты в разных социальных группах общества. К примеру, эстетическое воспитание в сельской семье больше ориентировано на народный фольклор, тогда как в городских семьях распространена традиция раннего приобщения ребенка к театральному искусству, к музейным и выставочных экспозиций, концертов, то есть к классическим видам искусства.


2.2 Размышления об актуальности применения средств литературы и интерес к ней школьников


Проанализировав теоретические основы эстетического воспитания, как такового, его цели и сущность, роль искусства и, в частности художественной литературы в этом процессе, его влияние на развитие и систему ценностей личности, рассмотрев специфические моменты и некоторые, наверное, основные пути достижения поставленной цели (семья, школа) эстетического воспитания хочется сказать несколько слов об актуальности данного процесса и некоторых сложностей, возникающих на этом пути.

Современный школьник оказывается в ситуации, когда вокруг себя он видит практически полное нивелирование как моральных и духовных ценностей, как традиционно присущих нашему обществу, так и вообще как таковых.

Эта ситуация часто приводит к циничного отношения к миру, обществу, семье, чувств - человек оказывается один на один с жестокостью, холодностью мира, видит крушение тех идеалов, которые якобы должны окружать ее жизни, о которых ему говорят (если говорят) в семье и в школе.

Общая эмоциональная и общественная ситуация только усугубляют эту проблему. Идеи, воспетые в различных формах на страницах классических произведений - ценности общечеловеческого масштаба, ценности на все времена - теряют свою актуальность, поскольку зачастую не находят аналога в реальности. Но, и в этом остается парадоксальность ситуации, именно эти произведения, именно начертаны в них идеалы, и нужны школьнику, хотя он может этого даже не осознавать.

Именно из себя и именно в этом возрасте надо начинать менять мир. Носителем определенных идей, качество всегда выступает человек, их проводник через свои действия в мир, иначе данные идеи останутся только продекларировано. Надо найти отклик этих стремлений и ценностей в своей душе, понять их стоимость и воплотить в жизнь - и затем создать их аналог, изменить реальность к лучшему!

Бывает трудно приобщить к чтению ребенка, что перегружена «прогрессивными достижениями цивилизации» - компьютерами, телевидением, низкопробной кинопродукции.

Здесь представляется необходимым использовать то, что доступно его пониманию интересное - для чего следует понять мир идей и ценностей современного школьника.

К примеру, определенные шедевры киноискусства, хотя конечно, не могут раскрыть всю глубину и красоту литературного произведения, но, по крайней мере, могут заинтересовать сюжетом, а следовательно, привести и к знакомству с первоисточником. Например, оттолкнувшись от известной в последние годы киноверсии «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкина можно заинтересовать ребенка данным произведением.

Сказочный сюжет, интригующая завязка, истинно христианская парадигма Добра и Зла, история о важности верного жизненного выбора, отстаивание своих убеждений даже перед лицом всепобеждающей Тьмы, даже если ты видаешься всем и, наконец себе самом, слабым и беззащитным, способны сформировать у читателя прекрасные ценностные нравственно ориентированные взгляды.

Не стоит сразу начинать с сложного, к тому, что возможно в настоящее время ребенка не заинтересует ли, в силу тех или иных обстоятельств, ребенок не может правильно воспринять и оценить (в свете этого представляется признается нецелесообразным рассмотрение в школьных условиях некоторых произведений (Шекспир, Кафка, Элиот, Бодлер и др.), а отсюда - примитивное, упрощенное восприятие и преподавания).

Не стоит априори отвергать то, что ребенка интересует, хотя возможно представляется нецелесообразным. Скажем, не следует критиковать Дж.К. Роулинг и ее «Гарри Поттера» (поблагодарим ей уже за то, что дети проявляют желание читать книги достаточно большого объема и не так просты, как они могут показаться на первый взгляд) - книгу, которая содержит множество воспитательных моментов - семейные ценности и их отсутствие, детская чистота и распущенность, благородство чувств, когда ради того, кого любишь рискуешь жизнью, даже душой, уважение к преподавателям (и, кстати, различные положительные и отрицательные поступки последних отношении учащихся) и т.д. Надо с пониманием подходить к детского сознания и души, не ломать то, что есть, если не можем дать что-то лучше, привести к чему-то более высокому, чистого, светлого и не забывая, что для того, чтобы дать это - надо это иметь самому.


Заключение


Рассмотрев концепцию эстетического воспитания от Канта и Ф. Шиллера в его современного восприятия мы можем увидеть ее динамичность, ее постоянное пребывание в процессе развития и совершенствования, согласно философских концепций, взглядов на общественные отношения и потребностей настоящего.

Несмотря на определенные недостатки концепции Ф. Шиллера (преодоление всех общественных противоречий и проблем через эстетическое восприятие реальности на соответствующее воспитание концепция, в некоторой степени свойственна и А. Шопенгауэру) его теория заложила основы утверждению идеала всесторонне, гармонично развитого человека и акцентированием ответственной роли искусства, эстетического воспитания, как одна из ключевых в процессе формирования человека согласно этим идеалом.

Особое место литературы в системе искусств обусловлено тем, что ее произведения не имеют непосредственной предметно-чувственной формы. Их предметно-чувственная сторона - звукосочетания, ритмическая организация - подчинена содержанию речи.

В распоряжении писателя - только письменный текст, в котором он воплощает свое видение и переживание реальности. Читатель должен сделать противоположно направленную работу - воссоздать в своем воображении увиденное, услышанное и пережитое писателем.

Восприятие художественной литературы - это личное воспроизведения читателем образов со слов писателя. Писатель не просто сообщает факты и выражает свои мысли и чувства по поводу них, он разворачивает перед читателем картины жизни и делает его их участником. Именно от идеального и эстетического уровня литературы в значительной степени зависит современный театр и кинематограф, телевидение и музыкальная культура. Это касается не только и не сколько «обеспечение» сюжетом и текстами, сколько установление эталона глубины художественного освоения современности всеми видами и жанрами искусства.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что бесспорно искусство (в частности литература) свою воспитательную миссию осуществляет не автоматически. Оно не может, скажем, превратить негодяя на порядочного человека, наполнить любовью сердце холодного циника (в отличие от точки зрения Ф. Шиллера). Однако, это ни в коей мере не дает оснований недооценивать возможности его влияния. Отметим, что моральное воздействие искусства во многом обусловлено наличием определенного самостоятельного интереса лица к моральным, мировоззренческих проблем, удовлетворить который и помогает искусство. Вступая в диалог с человеком, оно не столько формирует ее, сколько именно воспитывает, способствует совершенствованию присущих ей способностей к саморазвитию.


Список литературы


1.Идеи эстетического воспитания. Антология в двух томах. М., 1973.

2.История эстетики: памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти томах, М., 1964-1969.

.История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. В 6-ти томах. М., 1985.

.Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя. М., 1983.

.Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. М., 1980.

.Человек в мире художественной культуры. М., 1982.

.Михалев В.П. Видовая специфика и синтез искусств. К., 1984.

.Категории мировоззрения и категории культур. К., 1980.

.Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. К., 1984.

.Эстетическое воспитание. Справочник. К., 1988.

.Эстетика. К., 2003.

.Борев Ю. Эстетика. М., 1988.

.Колесникова Е.В. Художественная культура и эстетичское развитие личности. Харьков., 1989.

.Ларин Е.А. эстетическое воспитание. Минск. 1992.

.Шиллер Ф. Эстетика. К., 1974.


Теги: Художественная литература в воспитании школьников  Курсовая работа (теория)  Педагогика
Просмотров: 45097
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Художественная литература в воспитании школьников
Назад