Формирование профессиональных интересов у подростков с нарушениями слуха

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и II вида" г. Сыктывкара


Аттестационная работа

"Формирование профессиональных интересов у подростков с нарушениями слуха"


Работу составил:

Оборина Светлана Станиславовна

Воспитатель I категории


Сыктывкар 2010 г.

Содержание


Введение

Глава I. Психологические особенности подростков с нарушением слуха

Глава II. Роль семьи в воспитании слабослышащего ребенка

Глава III. Особенности планирования воспитательной работы с учащимися 6 "а" класса школы - интерната №4

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение


По статистическим данным в Российской Федерации проживают около 11 млн. инвалидов трудоспособного возраста. Актуальность педагогического исследования обусловлена следующими факторами:

) Неблагополучие в сфере трудоустройства инвалидов, но и особую важность для них получения образования по специальностям, востребованным на рынке труда (постоянную работу имеют только 10% из них).

) Ограниченность выбора профессии для выпускников коррекционных школ составляет.

) Трудности учащихся в изучении естественно - научного цикла, который составляет базу при дальнейшем обучении; сказывается на снижении учебной мотивации.

) Небольшой процент учащихся, выпускников коррекционных школ, поступают в вузы.

В соответствии с принятым в 1995 г. Федеральным законом " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования.

Таким образом, государственный заказ школе - развитие личностного потенциала учащихся, их жизненное самоопределение, социальная адаптация и интеграция в разных формах трудовой и культурной жизни общества, осуществляется через принцип гуманизма. Согласно этому принципу, ребенок является главной ценностью, выступая в качестве активно действующего лица во взаимодействии с педагогом, субъекта этой деятельности со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Основные потребности подросткового возраста заключаются в самоутверждении и общении со сверстниками, в просоциальной деятельности, которая определяется желанием подростка занять определенное место в социуме, оценить самого себя в системе " я и мое участие в жизни общества".

Основная масса учеников с нарушениями слуха нуждается в организации специальной профильной подготовки с ориентацией на определенную область профессиональной деятельности. Подобная подготовка невозможна без психолого-социального, педагогического и специального сопровождения неслышащих подростков в процессе их профессионального самоопределения.

Цель работы - разработка форм и методов для определения условий, необходимых при формировании профессиональных интересов у подростков с нарушением слуха.

Задачи:

1. Разработать методику проведения занятий по профориентации, систему работы с родителями, направленную на выявление профессионального интереса у неслышащих подростков.

. Формирование теоретических знаний и практических навыков на занятиях по профориентации.

. Выявление профессиональных интересов у подростков с нарушением слуха для дальнейшего самоопределения в будущей трудовой деятельности.

В данной разработке дана характеристика новых форм выявления профессионального интереса у подростков с нарушениями слуха на основе внедренных, апробированных методов, так как конкретные рекомендации в специальной литературе встречаются эпизодично.

На основе своих исследований, представленных до и после проведения системы профориентационных мероприятий, можно определить каков процент степени сформированности профессиональных интересов у воспитанников с нарушением слуха.

Свои исследования по формированию профессиональных интересов у неслышащих детей провожу, начиная с подготовительного класса, на протяжении 7 лет, так как мои наблюдения в течение этого времени позволили мне изучить социальное окружение подростков, умение их учиться и трудиться.

Новизна методической разработки:

1. Разработан цикл внеклассных занятий (5-7) по выявлению у воспитанников профессиональных интересов на основе формирования нового типа знаний - знаний о самом себе:

включение учащихся в деятельность в различных сферах профессиональной практики: сервисе, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, культуре и техники;

в системе родительских собраний освещать такие вопросы, как анализ вариантов дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности детей - инвалидов;

отражение собственных интересов и возможностей воспитанников в рабочей тетради для внеклассной работы учащихся с записями "Хочу быть предприимчивым" (Приложение 13) (Т.А. Шорыгина), где описать правила предпринимателя, тесты "Мои успехи по предметам".

. Разработано развивающее психологическое и диагностическое сопровождение определения социально-психологических особенностей детей.

Возможности формирования профессиональных интересов у подростков с нарушением слуха реализуются с помощью таких методов, как:

применение различных форм организации познавательной деятельности учащихся: разработка классных и внеклассных мероприятий, клубная работа - одна из эффективных форм воспитательной и коррекционно - развивающей работы с учащимися с недостатками слуха (Е.Г. Речицкая);

тестирование воспитанников - на развитие интереса к осознанию и пониманию способов получения своей будущей профессиональной деятельности: "Психологические свойства личности" (А.Г. Грецов, А.А. Азбель);

анкетирование - на развитие уверенности в своих силах: "Комфортность пребывания воспитанников в школе - интернате" (авторская разработка);

педагогический эксперимент, проводимый до и после профориентационной работы с воспитанниками (С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина).

База проведения исследования: Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 4 I и II вида" г. Сыктывкар.

Апробация материалов исследования осуществлялась через:

. Открытое проблемное занятие "Ярмарка интересов" для слушателей республиканских курсов повышения квалификации воспитателей "Создание условий для успешной социализации воспитанников образовательных учреждений интернатного типа" на базе Министерства образования и высшей школы Республики Коми Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров (Приложение 12);

. Выступление "Методы и средства регуляции поведения воспитанников в школе-интернате" на Методическом Объединении воспитателей на базе школы-интерната №4;

. Выступление "Роль школы в духовном, нравственном, физическом, психическом и умственном здоровье воспитанников" на Педагогическом Совете школы-интерната №4.

Глава I. Психологические особенности подростков с нарушением слуха


Для психического развития и формирования личности детей с нарушениями слуха социальная среда и общение со взрослыми и сверстниками имеют особое значение. Можно выделить следующие направления в психическом развитии ребенка с нарушенным слухом, напрямую зависящее от конкретной социальной ситуации и важные с точки зрения организации воспитательной работы: развитие эмоциональной сферы и личности, формирование межличностных отношений, организация оптимальных отношений с родителями.

Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Окружающая ребенка социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а сам активно взаимодействует с ними в процессе общения.

Если говорить о неблагоприятных факторах, оказывающих влияние на развитие эмоциональной сферы глухих детей, то, во-первых, следует выделить нарушение словесного общения, которое частично изолирует таких ребят от окружающих, что, безусловно, создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Во-вторых, детям с нарушением слуха недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. В-третьих, отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, что чревато упрощением межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний неслышащих детей, создает трудности, связанные с формированием сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие этих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, овладение разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

Эмоциональный опыт, как известно, формируется и обогащается в процессе общения, в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки. Например, симпатия по отношению к близкому человеку возникает на основе накопления удовлетворяющих ребенка и приятных для него актов ситуативно-личностного общения. Такая эмоция может возникнуть по отношению к человеку, достаточно часто общающегося с ребенком.

В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов поднимались вопросы о своеобразии эмоционального развития неслышащих детей, обусловленном неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации таких детей, их приспособления к обществу, провоцирует невротические ситуации.

Для развития эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха рекомендуется использовать разные виды искусства. Цель реабилитации средствами искусства - помочь детям справиться с психологическими трудностями. С помощью таких средств удается создать обстановку, формирующую на бессознательном уровне глубинные диспозиции оптимистического, жизнерадостного характера, обеспечивающие мобилизацию внутренних защитных резервов личности, повышение уровня функционирования (Е.Г. Речицкая).

Теоретическая часть работы содержит психологическую составляющую - изучение "образа "Я" - и систему сведений о мире современного профессионального труда.

профессиональный интерес нарушение слух

Глава II. Роль семьи в воспитании слабослышащего ребенка


При работе с семьей воспитанника, имеющего нарушения слуха, воспитатель должен принимать во внимание целый ряд особенностей ее функционирования.

Значимость семьи возрастает при формировании личности детей с нарушениями слуха. От взаимоотношений с родителями зависит то, насколько адекватным будет взаимодействие ребенка с окружающей средой. Н.Г. Морозова утверждает, что при правильно организованной воспитательной работе и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности.

Взаимоотношения ребенка с нарушением слуха с родителями во многом зависящие от родительской позиции, оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременное нарушение адекватного отношения к ребенку со стороны одного из родителей является фактором риска, способным привести к нарушениям развития личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха, может стать важным средством воздействия на развитие личности таких детей.

Что касается отношения к братьям и сестрам, здесь также были выявлены определенные закономерности. Дети сообщали, что они их любят, хотели бы с ними играть, вместе проводить свободное время. При этом неслышащие дети слышащих родителей выражали к сестрам и братьям значительно больше положительных отношений, чем к отцу и к матери. Для неслышащегося ребенка, воспитывающегося в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер имеет положительное значение.

В результате семейное воспитание, с самого раннего детства формирующее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано исчезает из жизни большинства неслышащих людей, и без того обделенных в отношениях с окружающими.

Пребывание ребенка в учреждении интернатского типа влияет на развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье." Из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются защитные силы ребенка, которые могли бы ему помочь войти в нормальную жизнь" (Л. С Выготский)

Дом - основа формирования позитивного самоощущения. Семьи наших воспитанников имеют демократический стиль общения. Злоупотребления имеют место в двух семьях: Василия и Дениса. Любовь и участие к детям проявляют все родители, поэтому вести диалог на совместных собраниях с родителями довольно интересно и результативно для трех сторон:

Система внеклассной работы школы - интерната



Анкеты, проведенные для родителей в начальных классах, сейчас заметно преобразились:

·в начальных классах присутствовала опека над детьми, родители не спрашивали о желании детей, а требовали подчинения и послушания;

·в среднем звене родители активно используют знания и умения детей в домашних делах и в своей профессиональной деятельности.

Например:

.Денис сам настраивает электросхемы под наблюдением мамы, самостоятельно может отремонтировать мелкие бытовые электроприборы;

2.Илья ухаживает за младшим братом, прививая ему навык чтения, чем сам прекрасно владеет, в последнее время он увлекся танцами в стиле Майкла Джексона;

.Оксана помогает маме в магазине взвешивать товар, дома - ухаживает за младшими сестрами, да и за домашним скотом смотрит вся семья;

.Настя готовит под наблюдением мамы, ей приятно порадовать близких своим кулинарным искусством;

.Вася перечисляет весь список проделанной работы на каникулах, так как в его семье большое хозяйство.

Воспитанники, в свою очередь, ощущают связь родителей и педагогов, что способствует эффективности воспитательного воздействия.

К концу подросткового возраста происходит сближение характерных черт эмоциональных отношений неслышащих и слышащих членов семьи.

В условиях изменения экономической, политической, социально - культурной ситуации в стране необходимо учитывать новое понимание содержания проблемы выбора профессии.

Среди организационных форм работы рекомендуются как индивидуальные консультации родителей, посещение семей, так и тренинги по формированию у родителей умений и навыков в общении с ребенком, формированию его личностных качеств; родительские собрания по обмену опытом общения со своим ребенком, выпуск памяток - рекомендаций для родителей по преодолению последствий нарушения слуха, по развитию словесной речи, словесного мышления, по психологической коррекции взаимоотношений родителей с детьми, привлечение семьи к совместной работе по обучению, воспитанию и развитию детей. (Табл. 2) (Приложение 2)

Педагоги, работающие с неслышащими подростками, должны хорошо ориентироваться в сфере их интересов, учитывать их возрастные особенности, особенности школьного коллектива, знать личностные проблемы каждого подростка, в том числе касающиеся взаимоотношений с родителями, педагогами, неслышащих и слышащих сверстников.

Отрочество является благоприятным периодом для формирования навыков общения, умений устанавливать различные формы взаимодействий, взаимосвязей и коммуникативных отношений, культуры поведения. Именно в подростковый период происходит в основном усвоение социальных норм, ценностей и правил коммуникативной культуры, поведения в целом, формируются навыки общения через активное включение в совместные виды деятельности, что создает условия для будущей профессиональной карьеры, благополучной семейной жизни и позволяет более эффективно решать задачи социальной адаптации.

Так как воспитанники с нарушением слуха основную подготовку по формированию профессиональных интересов проходят в школе - интернате, родители принимают участие по просьбам воспитателей: в анкетировании, дискуссии на родительских собраниях, домашние заготовки по сообщению о своей специальности - этого недостаточно для участия в профориентационной направленности своих детей, педагоги восполняют эти пробелы. Родительская недоработка компенсируется сполна работой педагогов.

Разработана анкета для родителей, в которой учтен интерес к учебной деятельности ребенка и его значимость в семье

. Интересуетесь ли вы тем, по каким предметам ваш ребенок стал лучше или хуже учиться и почему? Стимулируете ли вы его к тому, чтобы он внятно излагал суть просьбы, говорил бы о себе?

. Разрешаете ли ему проводить на вас те тесты, которые он выполнял в классе, делитесь ли своими ощущениями, помогаете выразить свои чувства?

. Стараетесь ли дома с помощью слышащих сестер и братьев помочь подтянуться по предметам?

. Какую работу по дому выполняете вместе с ребенком, нравится ли ему делать это совместно с вами?

. Какие домашние дела ребенок выполняет с желанием и без участия остальных членов семьи?

. Знает ли ваш ребенок семейные традиции, как к ним относится?

. Беседуете ли вы с ребенком о том, где и кем работают члены семьи?

(Автор - составитель Ф.П. Черноусова)

Результаты анкетирования родителей показали, насколько они знают своего ребенка, как складываются его отношения с близкими, что стоит задуматься над его будущим, помочь ему преодолеть трудности в формировании профессиональных интересов и навыков.

Мама Насти для себя открыла новые стороны дочери после совместного занятия; папа Ильи искренне признался, что у его сына есть напряжение в отношениях с ребятами; мама Дениса рада за его таланты; мама Васи осознает, что ему будет трудно обучиться специальности из - за трудного семейного положения; мама Оксаны очень в нее верит и готова во всем ей помогать.


Глава III. Особенности планирования воспитательной работы с учащимися 6 "а" класса школы - интерната №4


Основными задачами Школы-интерната являются:

осуществление образовательного процесса путем обеспечения личностного развития воспитанников для успешной их социализации и интеграции в общество;

обеспечение социально-правовой защиты и социальной адаптации воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников;

освоение образовательных и общеобразовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и окружающей природе.

Трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе охватывает все классы - от подготовительного до десятого.

Одной из задач трудового воспитания является формирование правильного отношения к результатам своего труда и труда других людей. Глубокое изучение окружающего мира для подростка невозможно без активных действий. Этот процесс у наших воспитанников затруднен, так как круг представлений и понятий у них довольно беден, мыслительные реакции не всегда достаточно динамичны. Поэтому очень важно целенаправленное педагогическое руководство.

Особое внимание на современном этапе приобретает проведение профессиональной ориентации школьников в процессе трудового обучения.

Участвуя в труде, воспитанники знакомятся с массовыми профессиями, с требованиями этих профессий к человеку, а также имеют возможность проанализировать свои способности и пригодность к определенным видам труда.

Школа располагает большими возможностями в деле разносторонней подготовки учащихся к труду. Здесь дети получают необходимые знания, у них формируются умения и навыки, они включаются в различные виды деятельности, расширяют круг общения. Педагоги применяют различные формы учебной и внеклассной работы: практическое ознакомление с отдельными видами профессионального труда, встрече со специалистами.

Выявлению данных о личности воспитанников для дальнейшей профориентационной работы помогает метод анкетирования.

Анкетирование помогает не только изучить личность воспитанника, но и наметить план работы, исходя из полученных результатов.

I Анкетирование посвящено изучению интересов, способностей и склонностей воспитанников: Какие учебные предметы тебе нравятся? Чем ты любишь заниматься в свободное время? В каком кружке ты хотел бы заниматься?

II Анкетирование проводилось с целью проверки знаний учащихся о работе своих родителей: Где и кем работают родители? Какую общественную работу выполняют?

III Анкетирование на выявление знаний воспитанников о профессиях: Какие профессии ты знаешь? Какая профессия тебе нравится? Что ты о ней знаешь? Чем она тебя привлекает? Кто пробудил интерес к ней? Какими качествами должен обладать человек этой профессии?

Работа по выявлению профессиональных навыков должна решать проблему не только кем быть? но и каким быть? т.к. необходимым условием подготовки воспитанников к труду, к сознательному выбору профессии является формирование нравственных основ, гражданской позиции и социальной активности. Эти понятия находятся в тесной связи с такими чертами личности, как патриотизм, коллективизм, честность, убежденность, инициативность, долг, совесть, ответственность и др.

В процессе трудового обучения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого глухого и слабослышащего ученика, его интересы, наклонности и способности. Труд открывает большие возможности для их развития. "Именно применительно к глухому ребенку трудовое воспитание дает выход из всех тупиков. Самое главное: трудовое воспитание есть лучший путь в жизнь; оно есть залог активного участия в жизни с самых первых лет; оно, поэтому обеспечивает для глухого ребенка все, что с этим связано, - общение, речь, сознание" (Л.С. Выготский).

Правильный выбор профессий для глухих имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане. Вместе с тем круг профессий, который осваивают глухие учащиеся, весьма ограничен и часто не удовлетворяет их профессиональным притязаниям. Наиболее распространенными профессиями, которым обучают глухих, являются до сих пор столярное и швейное дело. Эти виды труда нельзя отнести к ведущим. В связи с этим в последние годы возрастает число учебных заведений, в которых начинает производиться обучение глухих металлообработке, электро- и радиомонтажным работам и др. Тем не менее в этом отношении сделано еще явно недостаточно. Узкий круг изучаемых глухими профессий приводит к тому, что выпускники школ после непродолжительного периода работы меняют свою специальность. Наиболее часто (около 60-80%) меняют свою профессию юноши и девушки, занимавшиеся столярным и швейным делом, и приобретают новые специальности, связанные преимущественно с металлообработкой.

Профессиональные навыки могут носить преимущественно двигательно-стереотипный характер (ручная обработка) и характер действий, обеспечивающих управление различными механизмами (машинная обработка).

Основными условиями, определяющими непригодность для глухих некоторых видов труда, являются медицинские противопоказания (в число противопоказаний следует отнести и нарушения вестибулярной системы), необходимость в систематическом речевом общении и выполнение работ, связанных со слуховым контролем.

По профессиональному воспитанию формами работы могут быть клубная работа и проведение интегрированных мероприятий во внеклассное время, в ходе которых обсуждаются вопросы формирования профессиональных интересов у подростков с нарушениями слуха.

На сегодняшний день очевидна необходимость включения в основной курс специальных занятий по формированию навыков коммуникации у подростков с нарушением слуха. Занятия включают широкий спектр методических форм: мини - лекции, ролевое обучение, деловые игры, групповой анализ проблемы, дискуссии.

Важно научить детей и подростков на каждом новом отрезке их жизни решать самим свои проблемы. Анкетирование, проводившееся в 5 классе по формированию профессиональных интересов, было проведено и в 6 классе, что отразило динамику роста профессиональных намерений подростков с нарушениями слуха. Если в 5 классе ребята называли 3-4 специальности по видам труда, то в 6 этот список увеличился до 6-7, а у Ильи - до 10.

Изменились личностные способности и возможности воспитанников, по анкете Шарыгиной "Хочу быть предприимчивым" (Приложение 2) дети раньше отмечали пункты №3,4,6,8,11, то сейчас добавились пункты №1,2,5,9,13,14,15.

Воспитанники изменили свое отношение к своим индивидуальным резервам, которые необходимо разработать для каждого ребенка и способы формирования этих свойств.

Для Дениса - быть деловым, решительным, настойчивым;

Для Васи - умение уступать и не бояться приступать к новым делам;

Для Ильи - продуманно принимать решения, умение управлять собой;

Для Насти - не бояться ошибаться, соблюдать во всем меру;

Для Оксаны - стать необходимой для кого - нибудь, искренне интересоваться другими людьми.

По тесту "Мои ценности" (Приложение 3) ребята довольно четко определились в 6 классе с тем, что для них наиболее важно и на что они направили бы свою деятельность и знания. (Ф.П. Черноусова)

Изменилось отношение к жизненным ценностям у воспитанников, как одной из оценок готовности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности.

Оксана ставит на 1 место - потребность в образовании;

Илья - за основу выбирает здоровый образ жизни;

Василий - спортивную карьеру;

Денис - нацелен на то, чтобы трудиться для близких ему людей;

Настя - свое умение и возможности применить в домохозяйстве.

Практическая часть разработки представлена профессиональными пробами. Профессиональные пробы проводятся по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий: "человек - природа", "человек - техника", "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ".

Успешной реализации разработки способствует использование разнообразных методов и форм. Диагностические методы, представленные опросниками, анкетами, тестами, сопровождают практически все темы курса, связанные с проблемой формирования "образа "Я" в профориентационной направленности и в формировании профессионального интереса.

Идея развивающей психологической диагностики реализуется в форме практических занятий, включающие три этапа. Первый: сообщение учащимся системы сведений о психологических свойствах личности; второй: применение и выполнение тестов; третий: обсуждение рекомендаций путей совершенствования данного свойства и условий реализации в реальных жизненных ситуациях.

Психологическая диагностика ориентирована не столько на выявление степени выраженности у каждого учащегося с нарушением слуха того или иного психологического качества, сколько на стимулирование процесса самопознания.

Результаты индивидуальной диагностики заносятся в Дневник профессиональной карьеры (ДПК).

Помимо развивающей психологической диагностики, в работе используются и традиционные методы.

Диагностическое сопровождение подразумевает: выявление интересов, способностей, индивидуальных особенностей учащихся и прогнозирование успешности овладения воспитанниками учебного материала. Поэтому необходимо составление психолого-педагогической характеристики воспитанников (Приложение 1).

Возможности формирования профессиональных интересов у подростков с нарушением слуха реализуются с помощью таких методов, как:

применение различных форм организации познавательной деятельности учащихся; повышение качества в учебной деятельности, используя оснащение кабинетов информатики, трудового обучения, физической культуры и естественно - математического цикла;

тестирование воспитанников на предмет "Положительные и отрицательные свойства моей личности" (Приложение 3), "Ценностная ориентация воспитанников" (Приложение 4), "Мои жизненные роли" (Приложение 5), "Интересы - проявление познавательных потребностей" (Приложение 6), "Кем я хочу быть?" (Приложении 7) - на развитие интереса учащихся к осознанию и пониманию способов получения своей будущей профессиональной деятельности;

анкетирование "по выявлению профессиональных интересов у подростков с нарушением слуха"; "Комфортность пребывания воспитанников в школе-интернате" (Приложение 8),

"я - образ" - на развитие уверенности в своих силах (Приложение 9);

педагогический эксперимент, проводимый до и после профориентационной работы с воспитанниками.

На основе анализа анкеты таблицы 3 (Приложение 10) выбираю методику планирования занятий по формированию профессиональных интересов у неслышащих воспитанников.

Первое занятие по формированию профессиональных интересов у неслышащих воспитанников с педагогами по труду:

"Я почти профессионал".

Форма: практическое занятие

Цель: умение воспитанников сделать выбор на самое оригинальное изготовление подставки под чашку.

Задача: самостоятельно выбрать образец подставки, изготовить за возможно короткий срок; дать оценку своей работе.

Материал: на выбор ребят.

Ход проведения:

. Учитель труда сообщает и делает запись на доске о правилах применения материала под изделие, проверяет как ребята знают правила техники безопасности обращения с колюще - режущими предметами.

. Воспитатель заранее расписывает основные условия, по которым предполагается выполнить работу: вместе с воспитанником устанавливают время изготовления, приемы (вышивка, вязание, лоскутное шитье); размеры подставки, кому предназначается.

. Воспитанники проговаривают условия и начинают работу.

. По окончании работы учитель раскладывает изделия, дает краткую характеристику качества и скорости изготовления - сколько бы успел еще сделать воспитанник таких поделок, если бы у него был заказ.

. Воспитатель опрашивает ребят: довольны ли они своей работой и смогли бы повторить в целях заработка.

. Воспитанники ставят себе оценку и остальным ребятам, сообщают о своих переживаниях и хорошем настрое на работу.

По завершению работы приглашаем ребят с параллельного класса для оценивания изделий.

"Встреча с выпускницей нашего интерната, студенткой Профессионального лицея".

Пригласить заранее и обговорить со студенткой перечень вопросов, по которому ей предстоит сделать сообщение воспитанникам о своей специальности парикмахера.

Форма: собеседование

Цель встречи: знакомство с будущим профессионалом.

Задачи: определить направление по типу труда специальности "парикмахер", необходимые умения и навыки для обучения этой специальности.

Ход проведения: студентка сообщает о своих успехах в обучении, что ей дается легко, а что тяжело.

Воспитанники по стенду проговаривают основные специальности всех занятых в парикмахерской: парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, стилист, визажист.

Воспитатель просит правильно назвать инструменты парикмахера, их предназначение.

Затем по заготовке студентка задает вопросы о прическах, воспитанников, о косметике, которой все пользуются. Затем сообщает о том, где можно получить эту специальность.

Занятие с родителями на тему:

"Что вас привлекает в вашей профессии?"

Форма: диспут

Цель: сообщение главного качества, присущего какой - либо профессии.

Задача: научить ребят выделять свои умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности.

Ход проведения: родители предлагают перечень основных качеств, необходимых в разных видах профессиональной деятельности.

Затем ребята из этого перечня выбирают те качества, которые присущи только профессии их родителей.

Воспитатель предлагает игру с другими специальностями, которые примеряют на себя родители и вместе с детьми определяют качества этих специальностей. Итоги игры подводит воспитатель, обозначая тех, кто больше назвал и специальностей, и качеств.

Ребята повторяют специальности и качества им присущие, воспитатель отмечает тех, кто больше и правильно запомнил названия профессий и качеств. Поощряет отличившихся родителей и ребят.

Занятие с психологом

"Эмоции - отражение нашего внутреннего состояния".

Форма: психологический тренинг

Цель: влияние настроения на качество работы.

Задача: умение справляться с эмоциями.

Ход проведения: психолог на мультимедийной установке показывает как влияет на настроение человека шутка, угроза, крик, хорошее известие.

Ребята определяют на данный момент свои эмоции, говорят о том, легко ли им испортить настроение, как потом они продолжают свою работу - с радостью или с напряжением.

Воспитатель предлагает обыграть ситуацию на выбор воспитанников: либо стычка в дверях двух учащихся, либо смех в адрес одного из воспитанников.

Психолог после расстановки ролей и показа эмоций ребятами в заданных ситуациях, объясняет верно ли ребята справились с задачей.

Воспитатель предлагает придумать или вспомнить из жизни ситуации ребятам, они пытаются самостоятельно в них разобраться.

Подводя итоги, психолог дает свои рекомендации.

По таблице 4 (Приложение 11) можно просмотреть динамику формирования профессиональных интересов у подростков с нарушением слуха, до проведения цикла занятий по профориентации (5 класс) и после (6 класс).

Занятие с параллельным классом

"Умение сотрудничать и создавать команду"

Форма: инсценировка

Цель: раскрытие возможностей сотрудничества среди ребят.

Задача: научиться идти на компромисс.

Ход проведения: воспитатель задает одной группе ребят как футболистам - любителям ситуацию, что они не закончили игру, не пускают никого на поле; другой группе сказано, что игра у профессионалов на сегодня отменяется. Вопрос: Как договориться командам?

Ребята обсуждают ситуацию в течение 5 минут, свои версии выдвигают.

Воспитатель принимает их версии и раскладывает сам верную или ребята, на этом примере объясняется качество делового человека, как "сотрудничество", новое слово для пополнения словаря - компромисс

Цикл разработанных занятий способствует формированию у воспитанников профессиональных интересов, умение прогнозировать ситуации и вырабатывать в себе качества, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности.

Специфика профориентационной работы с глухими определяется своеобразием их речевого развития, познавательной деятельности, а также малым объемом знаний о существующих видах профессий. Эта специфика накладывает свои, отличающиеся от общей системы профориентации требования к организации, содержанию и формам ведения работы с глухими. Поскольку многие источники сведений (печать, радио, телевидение и пр). для глухих ограничены, то профориентационная работа должна в основном опираться на школу и быть в достаточной мере исчерпывающей.

Заключение


В заключении приведем следующие обобщающие положения по работе в целом.

Профессиональные интересы подростков с нарушением слуха сформировались по критериям:

. Заинтересованность появилась у воспитанников, чтобы успешно учиться.

. Умения и навыки приобретены, благодаря теоретической направленности методики.

. Знания получены воспитанниками, благодаря созданным условиям.

. Самоопределение на начальном этапе присутствует, так как разработана практическая часть методики.

. Уверенность в своих достижениях ощущает каждый из воспитанников, так как создана система работы с родителями.

Библиографический список


1.Астафьева В.М. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха. [Текст] / В.М. Астафьева - М.: АПК и ПРО, 2000.

2.Выготский Л.С. Дефектология. [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва: Школа-пресс 1, 2004. - 96с.

.Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков [Текст] / А.Г. Грецов, А.А. Азбель - СПб: Питер, 2007. - 224с

.Гурова. Е.В. Профориентационная работа в школе [Текст] / Е.В. Гурова, О.А. Голерова - Москва, 2007. - 96с.

.Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. классов. [Текст] / Е.А. Климов - М.: Просвещение, 1990. - 158с.

.Лепнева О.А. Классный коллектив: технология формирования. [Текст] / О. А Лепнева, Е.А. Тимошко - Москва, 2005. - 127с.

.Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций: Типология развития [Текст] / О.А. Орехова - Санкт - Петербург, 2008. - 125 с.

.Речицкая Е.Г. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности [Текст] / Е.Г. Речицкая - Москва: Владос, 2005. - 295с.

.Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы [Текст] / Е.Г. Речицкая - Москв: Владос, 2005.

.Селевко Г.К. Познай себя. [Текст] / Г.К. Селевко - Москва: Народное образование, 2006. - 94 с.

.Селевко Г.К. Сделай себя сам [Текст] / Г.К. Селевко - Москва: Народное образование, 2006. - 94 с.

.Собкин В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. [Текст] / В.С. Собкин - М.: Апрель, 1997.

.Фалькович Т.А. По законам добра [Текст] / Т.А. Шупина - Москва, 2006. - 143 с.

.Черноусова Ф.П. Профилизация воспитания в условиях модернизации школьного образования. [Текст] / Ф.П. Черноусова - Москва, 2007. - 128с.


Приложения


Приложение 1


Таблица 1. Психолого-педагогическая характеристика группы воспитанников 6 «а» класса СКОШИ №4

№/№ФИО ребенкаВозрастМесто проживанияСостав семьиФИО родителей и их занятияТип семьиЗаболевания ребенкаУровень сотрудничества с педагогами1Дащенко Илья Геннадьевич13 летг. Сыктывкар, пом. Верхняя Максаковка. 1. брат младший Паша; 2. мама; 3. Папа. Татьяна Владимировна - медсестра в поликлинике пос. Верхняя Максаковка; Геннадий Брониславович - оператор ПЭТ ООО "Эколайн". Благополучный; семейный климат с переменной устойчивостью (иногда спокойный, иногда напряженный); мама - лидер; папа - добытчикГипертензионный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, нейросенсорная тугоухость III степени. - папа чаще контактирует с воспитателями, мама посещает родительские собрания, интересуются успехами Ильи и бабушки, и дедушка. тесный контакт дает хорошие результаты. 2Киселев Денис Олегович13 летУхтинский горсовет пос. Ярега. 1. Сестра младшая Катя; 2. Мама. Губарева Елена Владимировна - безработная. Объективно - неблагополучный; семья состоит на учете в ухтинском ОПДН. Синдром двигательной расторможенности, нейросенсорная тугоухость I-II степени. - мама интересуется Денисом от случая к случаю, постоянно нарушает образовательный процесс Дениса (с каникул вовремя не привозит), избегает бесед с педагогами. 3Кочанов Василий Николаевич12 летУсть - Куломский район, д. Верхняя Вочь. 1. Старшая сестра Анна; 2. Средняя сестра Настя; 3. Мама; 4. Папа. Вася - младший из детей. Наталья Александровна - безработная; Николай Николаевич - безработный. Формально - благополучный; семейный климат тяжелый из-за выпивающего отца; мама и дети занимаются домашней работой. Гипертензионный синдром, глухота, ЗПР. - мама и тетя интересуются успехами Васи, активно и плодотворно влияют на искоренение вредных привычек; сестры в переписке наставляют Васю на добрые отношения с ребятами. 4Мизева Оксана Николаевна13 летУсть - Куломский район, п. Озъяг. 1. сестра старшая Марина; 2. сестра младшая Эмилия; 3. Мама; 4. Папа. Оксана - старшая из сестер. Анна Анатольевна - продавец продтоваров; Николай Васильевич - оператор на пилораме. благополучный; семейный климат благоприятный (обстановка дружелюбная). Двусторонняя нейросенсорная тугоухость III - IV степени. - и родители, и родственники принимают активное участие в школьной жизни Оксаны, родители своевременно выполняют рекомендации педагогов, психолога. 5Рубанова Анастасия Владимировна13 летУдорский район, п. Усогорск. 1. старшая сестра Катя; 2. Средний брат Вова; 3. Мама; 4. Папа. Настя - младшая из детей. Наталья Владимировна - повар в детской больнице; Владимир Владимирович - вальщик леса ООО "Мезеньлес". благополучный; семейный климат здоровый; мама - лидер; - папа - работает вахтовым методом, дома бывает редко. Нейросенсорная тугоухость III степени, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. - мама и сестра всегда в курсе всех событий класса, школы; мама предлагает помощь и откликается на все просьбы педагогов, принимает активное участие в оформлении классного уголка; папа изготавливает новогодние костюмы.

Приложение 2


Таблица 2

Планирование воспитательной работы на 2009-2010 учебный год по профориентационной направленности

МесяцКлассное мероприятиеВнеклассная работаРабота с родителямиСентябрьПодготовка к экскурсии на ЧП Головкина, тема "Рабочие специальности на пилораме"Общественно - полезный труд по благоустройству школьной территорииУчастие родителей в оформлении классного стенда "О профессиях" (семья Рубановых) ОктябрьЭкскурсия на ЧП Головкина, задача: познавательная (перечень техники и профессии) Клуб "Радуга" организует дисскусию на заданную тему "Гражданская зрелость"Оформление стенда на тему "Кем работает мой папа?" (семья Дащенко) НоябрьДиспут "Формирование ответственности за принятое решение"Встреча с представителем МВД на тему: "Права подростков и знакомство со статьями Конституции РФ"Родительское собрание на тему: "Влияние средств массовой информации на мировоззрение подростков"ДекабрьКлассный час на тему: "Умение самостоятельно ставить цели"Поиск материала из журналов и газет о самых необычных профессияхРодительское собрание по итогам полугодия, анализ успеваемости по предметамЯнварьПодготовка и проведение инсценировки на тему "Салон красоты" (каждый представлял одну из специальностей "парикмахерской") Клуб "Радуга" общешкольное мероприятие "Путешествие в мир профессий" (каждый класс готовит показ специальностей на выбор) Анкета для родителей на тему: "Обсуждение с ребенком бюджета семьи"ФевральЭкскурсия в парикмахерскую Дом Быта "Работа профессионалов"Общественно - полезный труд: десант по уборке снега со школьной территорииАнкетирование на тему: "Ваши жизненные ценности"МартАнкетирование учащихся на тему: "Какие профессии ты знаешь по типам труда?"Клуб "Радуга" этическая беседа на тему: "Вежливое отношение к окружающим " Неделя письма, сообщения родителям об успехах их детейАпрельБеседа на тему "Я в мире слышащих. Что такое интеграция?"Встреча с выпускниками, разговор о профессияхОпросник на тему: "Кем хочет стать Ваш ребенок?"МайЭкскурсия в мастерские в Профессиональное училище № 15, п. МаксаковкаШкольная трудовая практикаРодительское собрание на тему: "Внутренний мир человека: проблемы взаимоотношений между людьми", подведение итогов за год

Приложение 3


Психогеометрический анализ группы

ВоспитанникиПоложительные свойства знака: Отрицательные психологические свойства знака: Илья (зигзаг) Творческий подход к жизни; Остроумие; Экспрессивность; Стремление к новизне. Эксцентричность; Непоследовательность; Несдержанность; Непостоянство настроения. Настя (зигзаг) Мечтательность, направленность в будущее; Прямота; Восторженность, воодушевленность. Неорганизованность; Непрактичность; Наивность. Вася (зигзаг) Экспрессивность; Интуитивность; Прямота. Нереалистичность; Несдержанность, непосредственность; Наивность. Оксана (зигзаг) Творческий подход к жизни; Теоретическая установка; Интуитивность; Стремление к новизне. Наивность. Денис (круг) Заботливый, поддерживающий, преданный; Способен убеждать других. Навязчивый; Болтливый, любит посплетничать; Легковерный; Играет на чувствах других; Не очень стремится к достижениям.

Приложение 4


Мои ценности

МестоОксанаНастяИльяВасяДенисIХорошо учитьсяМой домЗдоровьеСпортЖизнь моя и близкихIIБыть богатойИметь деньгиЖизнь родителей, близкихРаботать на компьютереМой домIIIЖизнь и здоровье близкихЗдоровьеХорошая жена, богатство, спортЗдоровьеДеньги

Приложение 5


Мои жизненные роли

Настя

1)младшая дочь, я люблю дома всех больше, чем они меня, люблю за всеми ухаживать;

2)я хороший друг, люблю друзей, у меня их много;

)хочу, но не успеваю заниматься спортом;

)считаю, что мне мало уделяют внимание брат и сестра;

)как ученица малостарательная, желаю быть лучше.

Денис

1)хороший сын, помогаю маме и ухаживаю за сестрой;

2)друг одноклассникам;

)не могу серьезно заняться спортом, ленюсь;

)брат и выдумщик электроприборов;

)ученик старательный, быстро устаю.

Илья

1)шумный сын, но послушный;

2)верный друг для мальчиков и девочек;

)спортивный человек, хочу играть в сборных страны по футболу;

)как брат старший учу младшего, но чаще это делают родители;

)иногда выкрикиваю и перебиваю учителей, потому, что я много знаю как ученик.

Вася

1)младший бойкий сын, устаю от воспитания;

2)учусь дружить с хорошими ребятами;

)больше всего люблю спорт;

)непослушный брат;

)устал учиться, ленюсь.

Оксана

1)аккуратная, спокойная дочь;

2)верная подруга Насте;

)хотела бы больше уделять время спорту;

)терпеливая сестра, у Марины упрямый нрав;

)внимательная и старательная ученица, хочу учиться лучше.

Приложение 6


Интересы - проявление познавательных потребностей

ИмяХочу статьИметьБытьСделатьНастяВрачомСвою квартируКрасивойМодную одеждуВасяТрактористомВелосипед, роликиДобрымСебе машинуДенисЭлектрикомМощную аппаратуруУмнымМагнитофонОксанаБухгалтеромСвою семьюБогатойБизнесИльяАстрономомМашинуСпортивнымФутбольную команду

Приложение 7


Кем я хочу быть?

ИменаРодителиДети (кем хочет стать?) НастяМедсестраСтоматологВасяШоферТрактористИльяФутболистАстрономДенисТелемастерЭлектрикОксанаПродавецБухгалтер

Приложение 8


Комфортность пребывания воспитанников в школе - интернате


При составлении опросника были предложены следующие варианты ответов:

1. Как я себя чувствую в школе:

я чувствую себя хорошо всегда;

я иногда устаю;

я плохо себя чувствую в школе;

2. Мне интересно учиться:

я с удовольствием учу уроки сам;

я не могу без помощи учить уроки;

я устаю от уроков;

я не хочу учить уроки;

3. Мне интересно после уроков:

я люблю гулять один;

я люблю гулять с ребятами;

я с удовольствием хожу на кружки и секции;

4. Мне интересно на мероприятиях:

спортивных;

интеллектуальных;

творческих и художественных;

работа с подшефными;

поездки в город, в музеи, в театры;

выход на природу;

5. Я умею дружить:

с ребятами в классе, можно вписать имена;

с ребятами из других классов, можно вписать имена;

ни с кем не хочу дружить;

не ссорюсь;

не дерусь;

6. Я сам справляюсь с обидой:

на ребят за плохие шутки;

на учителей за плохие отметки;

на воспитателя за замечания;

на ночных нянь.

7. Мой внешний вид:

я аккуратный;

я стремлюсь стать аккуратным;

8. Замечания по общественному труду:

я люблю помогать другим;

ленюсь;

с удовольствием выполняю любую работу.

Приложение 9


Я - образ


Приложение 10


Таблица 3

Результаты анкетирования детей

СпособностиИмя воспитанникаИнтеллектуа- льные (умение самостоятельно учиться), в %Личностные (умение проявлять инициативу), в %Коммуникативные (умение строить диалог), в %Рефлексивные (умение находить причину трудностей), в %Деловые (умение делать выбор), в %Информацио-нные (знание профессий и специальностей), в %Критерии56565656565656Денис455540456070505560656570средний выше среднегоВася384845503035353530305055низкийсреднийНастя526230325055455045556070среднийвыше среднегоОксана606155604545353950556065среднийвыше среднегоИлья707565697075556060657075выше среднего высокий

Приложение 11


Таблица 4

Анкета по выявлению профессиональных интересов у подростков с нарушением слухаСпособностиИнтеллектуаль-ные%Личностные %Коммуникатив-ные%Рефлексивные%Деловые %Информационные%умение пользоваться дополнительной литературой желание и умение проявлять самостоятельность использование жестов умение оценивать свои поступки умение ставить цель сбор информации по интересующей меня профессии применять знания в любых ситуациях целеустремленность умею вести диалог умение находить причину трудностей умение видеть результат своей деятельности информирован о профессии родителей мои познавательные интересы умение сотрудничать умение строить монологическое высказывание стремление к улучшению достижений самостоятельно принимать решение в незнакомых ситуациях стараюсь хорошо учиться по интересующим меня предметам Приложение 12


Открытое занятие для слушателей курсов КРИРО и ПК

Тема "Ярмарка интересов"

Открытое занятие было проведено 28.10.2009 года.

Цель - воспитать интерес к различным областям профессиональной человеческой деятельности, расширение кругозора, побуждение подростков к самопознанию.

Задачи:

1.Научить ребят проявлять интерес к той или иной области профессии, которой они отдают предпочтение.

2.Развивать творческое воображение, речь, чувства юмора.

.Активизировать общение между играющими и зрителями.

Словарь: лоток - открытый прилавок для торговли на улице, и большой плоский ящик для торговли вразное;

лоточник - продавец с лотка;

эквилибрист - цирковой артист, который жонглирует и выполняет акробатические номера;

дизайн - создание удобных, красивых и экономичных вещей, машин, мебели и так далее;

художник - дизайнер - специалист по дизайну;

жонглировать - подбрасывать ловить предметы;

ярмарка - торговля и увеселения.

Сценарий занятия

Ведущий: Давайте поздороваемся с гостями (все здороваются по - разному, пример: "добрый вечер", "здравствуйте", "приветствуем вас", "мы рады встрече с вами", "добро пожаловать к нам в гости").

Затем ведущий предлагает прочитать эпиграф, как речевую зарядку:

"Чем умнее человек,

Тем больше различий находит он между людьми". (Паскаль)

Ведущий: Начнем наше занятие с Вашего самочувствия, внесите в таблицу тот смайлик, который отражает Ваше настроение (таблица прикреплена к доске).

Посмотрите, ребята, внимательно вокруг, как необычно оформлен кабинет: наша игра будет называться "Ярмарка интересов". Скажите, как Вы понимаете слово "ярмарка"?

Примерные ответы:

торговля и увеселение

большое событие

праздник

встреча трудовых и мастеровых людей

Сам ведущий затем предлагает прочитать одному из воспитанников: "Ярмарка - большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраивается регулярно в одном месте, в одно время. "

Ведущий: Обратите внимание на картину "Ярмарка" В.Д. Поленова. Как во времена дореволюционной России веселились на ярмарке, торговали, на лошадях привозили товар, на телегах его раскладывали, продавцы нахваливали свой товар, покупатели приценивались и выбирали, что получше, как поторговаться, выкупить подешевле, в ярких нарядах женщины, детей развлекают сладостями да игрушками.

Слово "ярмарка" устаревшее или нет?

Ответ: Да, употреблялось еще в Древней Руси.

Ведущий: Верно. А какие еще ярмарки Вы знаете?

Ответ: Георгиевская (проходит ежегодно у нас в Сыктывкаре), Нижегородская (известна еще со времен Древней Руси), Сорочинская (по произведению Гоголя).

Ведущий: Посмотрите на шутливые высказывания, связанные со словом "ярмарка". "С ярмарки ехать", "Шум как на ярмарке". Это означает, что приближаются к концу трудовые дела.

Сейчас Вы сами поучаствуете в "Ярмарке интересов", выберите себе роль, объясните чем она Вам близка?

Ребята разбирают вещи "под свою" роль: лоточник - кепка и лоток; артист - шапка с бубенцами, обруч, шары и зонт; художник - реклама и берет; гадалка - платок, веер и карты.

Ведущий: Назовите свою роль и занятие.

Ребята:

Настя - гадалка: "Буду гадать";

Вася - лоточник: "Продавец с лотка";

Илья - артист: "Жонглер - буду жонглировать";

Оксана - художник: "Создатель рекламы и дизайна".

Ребята все вместе говорят:

Только сегодня! Только у нас!

Ярмарка интересов! Просмотр сейчас!

Ведущий включает музыку Валерия Леонтьева "Разноцветная ярмарка".

Гадалка ходит по кабинету и подходит к гостям, обращаясь:

"Позолотите ручку - погадаю".

Вася с лотком, на котором разложены канцелярские товары, также вышагивает по кабинету и показывает свой товар.

Ведущий приглушает музыку.

Лоточник: Эй, честной народ, смотрите:

Товар на каждый день берите!

Качество отличное!

Пользование привычное!

Артист (ходит по классу и вращает обруч, затем зонт, жонглирует шарами): Я цирковой артист -

Гимнаст, жонглер,

Одним словом, -

Эквилибрист!

После своих слов, артист снимает шапку и проходит мимо гостей, показывая тем самым, что он ждет плату за свое выступление.

Гадалка (подходит к кому - нибудь из гостей и гадает по руке):

Если добрый человек -

То легка задача -

Счастлив будешь целый век,

И ждет тебя удача!

Художник (демонстрирует всем свои рекламные щиты на тему представленных профессий):

Надоели старые вещи,

Не знаете, куда пойти:

Посмотрите мою рекламу:

"Для исполнения желаний",

Все можете Вы в ней найти!

Ведущий: А чего - то Вам не хватает, как принято у хороших купцов.

Ребята: Рекламы!

Художник: (читает рекламу для гадалки):

Кто не знает, как жить - быть,

На судьбу гадайте,

Кто не знает, как дружить,

Друга выбирайте!

(читает рекламу артисту):

Что умеет - все покажет!

Вам же и "спасибо" скажет

За аплодисменты и комплименты!

(читает рекламу для лоточника):

На ярмарке товар "лицом"

Доставлено верным купцом!

Ведущий: А сейчас - рекламная пауза.

Ведущий вместе с ребятами над чашкой с кофе машет ладошкой в сторону зрителей, чтобы все ощутили запах кофе, и говорят

(все хором): Кофе "Гранд" - чарующий аромат!

Ведущий: Прикрепите, ребята, смайлики друг другу в таблице, как Вы ощущаете настроение друг друга?

Ведущий: Садитесь, ребята и подумайте над вопросом: Что за игра у нас была?

Ответ: "Ярмарка интересов"

Вопрос: Как Вы себя чувствовали в новой роли, понравилась ли Вам эта роль? Ответ каждого выслушать.

Вопрос: Что нового Вы узнали о ярмарке и ее участниках? Новые слова объясните. (Слова на доске: эквилибрист, лоточник, художник - дизайнер)

Ведущий: А теперь, сюрприз от меня, я тоже увлекаюсь новой ролью фотографа, вот моя реклама (показывает фото класса, развешанные по стенам).

Ведущий: Сейчас я запечатлею Вас на пленку на память об игре.

И еще я бы хотела предложить гостям посмотреть нашу выставку автопортретов.

Наша выставка будет пополнена. Итак, ребята еще раз прикрепите смайлики, и скажите о себе и своем настроении, ухудшилось оно или улучшилось к концу занятия?

Ведущий: Спасибо за игру и старание.

Вручает подарки участникам игры.

Рефлексия воспитанников: все ребята отметили свое удоволетворение тем, как они проиграли свои роли и ощутили связь с присутствующими, напряжение было на слухо-речевом фоне, ощущалась боязнь в расстановке ударений.

Приложение 13


"Хочу быть предприимчивым"

Правила предпринимателя:

. Хорошо знать самого себя.

. Уметь управлять собой.

. Делать добрые дела.

. Стать необходимым для кого-нибудь.

. Развивать волю.

. Уметь уступать.

. Не бояться ошибаться.

. Соблюдать во всем меру.

. Не бояться приступать к новым делам.

. Быть смелым.

. Постоянно действовать.

. Быть деловым, решительным, настойчивым.

. Продуманно принимать решения.

. Думать о будущем

. Сомневаться, задавать множество вопросов, много читать, постоянно самосовершенствоваться! Уметь планировать свои действия.


Теги: Формирование профессиональных интересов у подростков с нарушениями слуха  Курсовая работа (теория)  Педагогика
Просмотров: 35950
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Формирование профессиональных интересов у подростков с нарушениями слуха
Назад