Формирование навыков уверенного поведения у воспитанников детского дома

Введение

уверенный подросток социальный адаптация

Проблемы социальной адаптации детей и подростков в условиях современной жизни вызывают в обществе особую тревогу. Ведь дети, имеющие проблемы в социализации испытывают глубокий кризис в связи с неспособностью быть полноценным членом общества. Они переживают трудности в профессиональном самоопределении, браке, при установлении дружеских и деловых отношений.

Проблема социальной адаптации касается всех детей группы риска, но наиболее ярко проявляется в процессе социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная категория детей может воспитываться в семьях (приемные семьи, опека, усыновление и др.) и в социозащитных учреждениях. В настоящее время наиболее остро вопрос социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стоит именно для тех, кто воспитывается в детском доме. Часто воспитание детей в детском доме строится без учета необходимых психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно включает факторы, которые тормозят его развитие.

Развитие навыков уверенного поведения является важнейшей составляющей процессов социализации и социальной адаптации воспитанников социозащитных учреждений. Отсутствие навыков уверенного поведения у воспитанников является серьезной проблемой, которая выражается не только в трудностях установления связи с обществом, но и проблемах реализации ребенка в профессиональном и социально-личностном плане; успешности и правильности жизненных ориентиров и стремлений; эмоциональной стабильности, формирования здоровой самооценки и положительного жизненного опыта, поэтому в детских домах, приютах должна проводиться социально - педагогическая работа , которая предполагает применение различных методов, технологий , приемов работы, способствующих приобретению воспитанниками навыков, знаний, компетенций уверенного поведения. Навыки уверенного поведения являются ключом к успешной социализации, а значит - к формированию здорового общества и улучшению качества жизни.

Цель работы: проведение социально-педагогической работы по формированию навыков уверенного поведения у воспитанников детского дома.

Задачи работы:

·Изучение психолого-педагогической и методической литературы с целью выявления и изучения проблематики исследования.

·Анализ проблем личности детей и подростков группы риска и особенностей их социальной адаптации.

·Подбор методов и приемов работы социального педагога, способствующих приобретению воспитанниками навыков, знаний, компетенций уверенного поведения, которые помогут им в социальной адаптации.

·Проведение практической работы по формированию навыков уверенного поведения.

·Разработка практических рекомендаций по проблеме исследований, а также педагогическому коллективу по работе с воспитанниками

Объект исследования: навыки уверенного поведения воспитанников детского дома как составляющей социализации.

Предмет исследования: социально-педагогические и психологические методы и формы работы для формирования навыков уверенного поведения воспитанников детского дома.


Словарь терминов


Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе

Социальная адаптация - Социальная адаптация - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.

Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Ригидность - неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.

Ассертивность - способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.

Аутоагрессия - активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах. Относится к механизмам психологической защиты <#"justify">Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования навыков уверенного поведения, как составляющей процесса социализации воспитанников социозащитных учреждений


.1 Понятие социализации и социальной адаптации, их отличие


Человек - существо социальное. Так как он постоянно взаимодействует с социумом, то можно сказать, что в течение всей его жизни идет непрерывный процесс социализации.

В самом общем определении социализация есть процесс и результат социального формирования детей и молодежи, включения их в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью, развивается его способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретаются необходимые для этого знания и умения

А.В. Мудрик под социализацией понимает "процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром".

М.А. Галагузова определяет социализацию ребенка как процесс приобщения его к социальной жизни, которая заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины и женщины, обрели профессию, создали семью, были законопослушными гражданами.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют его саморазвитию, самоопределению, самореализации.

С понятием социализации тесно связано понятие социальной адаптации.

Социальная адаптация - сложный процесс, осуществляемый в различных сферах жизнедеятельности человека. Адаптация является одной из составляющих социализации. В переводе с латинского (от лат. - adaptio - приспособляю) она означает "прилаживание организма и его функций, органов, клеток с условиями среды". Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности системы органов и психологической организации индивида при изменившихся условиях жизни. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную ситуацию в реальной среде к этой среде.

Можно выделить четыре вида адаптации человека:

·Биологическую

·Психологическую

·Физиологическую

·Социальную

По мнению А.В. Мудрика, адаптация представляет собой устойчивую модель поведения в определенных условиях и ситуациях (51, с. 147).

В Словаре по социальной педагогике социальная адаптация - это "активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе" (69, с. 117).

С позиции М.А. Галагузовой, социальная адаптация ребенка есть процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой .

Социально-педагогическая адаптация - явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию. Педагогическая адаптация свидетельствует о том, что условия, в которых находится человек, для него наиболее оптимальны с позиции научения и воспитания.

Социальная адаптация может быть активной (когда личность стремится воздействовать на новую для нее социальную среду) и пассивной (если личность не оказывает влияния на окружающую среду, а подчиняется ее нормам, гласным и негласным правилам).

Содержанием социальной адаптации и, вместе с тем, показателем ее успешности является усвоение ребенком норм, правил. Содержание процесса социальной адаптации включает следующие компоненты:

·принятие норм, ценностей и установок новой социальной среды(группы, коллектива, социальной организации, территориальной или национальной общности);

·приспособление к новым формам социального взаимодействия (формальным и неформальные связям, семейным, производственным отношениям и т.д.);

·освоение новых форм деятельности (профессиональной и иной).

Адаптация протекает под влиянием внушения и осознания личностью необходимости (или потребности) в принятии новых ценностных установок и поведения. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус личности в данной среде, ее психологическая удовлетворенность этой средой. Показателем низкой социальной адаптации являются вынужденные перемещения человека в разные социальные среды, их частая смена (миграция, текучесть кадров, разводы и т.д.).

Результаты адаптации носят различные формы (от позитивных до негативных) для статусного и индивидуального состояния личности. Так, конкретными формами процесса социальной адаптации, его конечными результатами являются: снижение (или повышение) социального, должностного и профессионального статусов личности (или группы); социальная мобильность (разной направленности); определенное морально- и социально-психологическое состояние (от полного комфорта до полного дискомфорта). Одним из распространенных видов социальной адаптации является профессиональная адаптация. В любом случае итогом социальной адаптации выступает принятие адаптирующимся индивидом (или социальной группой) определенной социальной роли.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех плоскостях:

·Общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально- экономического, политического, духовного и культурного развития общества.

·Социальная группа (микросреда) - адаптация человека или , наоборот, нестыковка его интересов с социальной группой (производственный коллектив, семья, ученый коллектив и др.

·Сам индивид (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированной внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально полезных отношений с социальными субъектами (группами, отдельными ее членами), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности.

Психологическая адаптация - усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентаций, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды.

Социальная и психологическая адаптация находятся в неразрывном единстве, хотя иногда могут не совпадать.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

·Реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, действительность.

·Усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания.

·Достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Существуют следующие механизмы социально-психологической адаптации личности:

·Когнитивный (включает все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т.д.)

·Эмоциональный (включает все различные чувства, эмоциональные состояния: беспокойство, сочувствие, осуждение, тревога и т.д.)

·Поведенческий (определенная целенаправленная деятельность человека в социальной практике)

В процессе адаптации человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему приспосабливаться к условиям социума. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: бытовая и досуговая адаптация, производственная и профессиональная, политическая и экономическая, адаптация к формам общественного познания (наука, религия, искусство, мораль и пр.). Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации (либо дезадаптации) личности зависит во многом от биологических, физиологических, психологических свойств человека и его социального развития.

Понятие "адаптация" - соответствие, равенство, эквивалентность, в теории познания означает соответствие или сходство отображения образа, знания, оригиналу-объекту и представляет собой соответствие характеристик содержания образа, знания, характеристикам оригинала. Так же как и социализация, социальная адаптация может пониматься одновременно как процесс формирования и как результирующее состояние личности.

Сравнение определений социализации и социальной адаптации позволяет говорить, с одной стороны, об их относительной идентичности как взаимообусловленных дескриптивных и конкретных дефинициях процесса формирования и развития личности при взаимодействии с окружающей микро- и макросредой. С другой стороны, - о нетождественности этих процессов.

Таким образом, понятия и процессы социальной адаптации и социализации взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, социализация предполагает наличие у субъекта способности понять и усвоить изменяющиеся условия жизнедеятельности, с другой - социальная адаптация -представляет механизм и одну из форм социализации личности.

Вместе с тем, эти два процесса существенно отличаются друг от друга .Процесс социализации - это длительный, постепенный процесс эволюционного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм вовнутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс интериоризации).

Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это, скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы. В ходе социальной адаптации осваиваются и усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем. Человек, группа или организация должны, в первую очередь, адаптироваться именно к таким условиям и использовать результаты этого процесса как основу или базу для углубления и конкретизации последующего процесса социальной адаптации.

Развитие навыков уверенного поведения является важнейшей составляющей процессов социализации и социальной адаптации . Отсутствие навыков уверенного поведения у детей и подростков является серьезной проблемой, которая выражается не только в трудностях установления связи с обществом, но и проблемах реализации ребенка в профессиональном и социально-личном плане; успешности и правильности жизненных ориентиров и стремлений; эмоциональной стабильности, формирования здоровой самооценки и положительного жизненного опыта.

Классики - теоретики считали уверенность в себе:

·показателем открытости личности в отношениях с другими людьми (Дж. Вольпе)

·способностью к самовыражению (Либерман)

·привычкой к эмоциональной свободе (А. Лазарус)

·способностью искать, поддерживать и усиливать подкрепление в межличностной ситуации благодаря выражению чувств и желаний, когда такое выражение связано с риском не только потерять поддержку, но и быть наказанным. (А. Рич и Г. Шредер)

Е.А. Серебрякова - специфической самооценкой, измеряемой по трем показателям:

1.величина самооценки

.степень устойчивости

.степень адекватности

Р. Ульрих - способностью человека:

·предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления;

·разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе)

·-социальный страх и заторможенность;

·-социальные навыки.

В.А. Иванникова и Е.В. Эйдман рассматривали понятие уверенность с двух сторон

1)как волевые качества, причем они могут быть ситуативными,

)как стойкие личностные качества.

Многие авторы утверждают, что даже неуверенный человек, мотивированный ситуацией или своим желанием, может стать абсолютно уверенным в себе человеком.

Считается, что если у человека формируется устойчивое (пусть даже ложное) представление о своей правоте, о своей способности разрешить любую ситуацию и справиться с любым делом, т. е. устойчивая высокая самооценка возможностей и высокий уровень притязаний, то такой человек, независимо от реального владения ситуацией будет чаще проявлять волевые качества. Если же эти устойчивые образования подкреплены реальными возможностями человека, тогда можно говорить о волевых качествах не просто как о частных характеристиках поведения, а как о его инвариантах, т.е. личностных свойствах.

В.И. Селиванов отмечает - уверенность может быть состоянием (в конкретной ситуации) и свойством личности тогда, когда это становится способом поведения во всех ситуациях, где требуется оправданный риск, чтобы добиться успеха.

Кроме того, теоретиками (Вайнер, Высоцкий) отмечается связь уверенности с мотивацией достижений, волевым самоконтролем, низкой тревожностью, а также с высоким коэффициентом обучаемости.

В "Я" - концепции великого психолога и основоположника гуманистической психологии К. Роджерса есть аспект, связанный с уверенностью, и он касается оценки уровня своих возможностей по сравнению с другими людьми (т. е. самооценки) и трудностью принимаемых и вырабатываемых целей.

Таким образом, взгляд на проблему уверенности в себе очень многообразен и неоднозначен.

А следовательно, есть большое поле для формирования этой составляющей своего "Я".

Уверенный человек - это человек, который о себе много знает, но хочет узнать еще больше. Это человек, понимающий и принимающий себя, а следовательно, счастливый человек.


.2 Особенности детей и подростков, воспитывающихся в социозащитных учреждениях


Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до совершеннолетия воспитываются либо в семьях с опекунами или приемными родителями, либо в социозащитных учреждениях, таких как детские дома, приюты, интернаты. Основными задачами детских домов, интернатов являются:

·создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

·обеспечение охраны здоровья детей;

·обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

·охрана интересов и прав воспитанников; освоение детьми образовательных программ,

·получение достойного образования в интересах личности, общества и государства; формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни; формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;

·создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии.

У них наблюдается неумение общаться, он нервозен, добивается внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрессивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить. Ребенок относится к окружающим недружелюбно.

В семье существует чувство фамильного "мы", это та нравственная сила, которая вызывает у ребенка состояние защищенности. Без родительского покровительства у детдомовских ребят стихийно складывается противопоставление "мы" и "чужие", "они". От "чужих" все обособляются, но и в своей группе ребенок одинок.

Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, равнодушие, они часто конфликтуют со своими сверстниками, обижают малышей. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их "право" на нарушение общественных устоев. В школе они отрицательно относятся к одноклассникам из семей.

Ребенок в д/доме должен адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в коллективе создает напряжение, тревожность, иногда вызывает агрессию.

Здесь нет помещения, где бы ребенок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки. Без внутреннего самососредоточения у него формируется определенный стандартный социальный тип личности. У детей живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты ("нам должны", "дайте") отсутствуют ответственность и бережливость.

По своему психическому развитию эти дети отличаются от ровесников из семей, они отстают в развитии, часто страдают хроническими заболеваниями. Ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватное поведение, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятии запретов и замечаний.

В социозащитном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, что создает приятельские, ближе к родственным отношения. С одной стороны, это хорошо, но в то же время препятствует развитию навыков общения с незнакомыми людьми. Они напряженны со взрослыми, демонстрируют потребительское к ним отношение, постоянно требуют решения своих проблем. Это объясняется тем, что их нормальные отношения с первыми в их жизни взрослыми были нарушены. Вместе с тем младшие школьники стремятся быть послушными, дисциплинированными, стараются угодить взрослым. Это вызвано потребностью признания их взрослыми.

У детей и подростков, находящихся в социозащитных учреждениях имеется целый ряд личностных особенностей, отличающий их от детей и подростков, воспитывающихся в семьях. Так, для них наиболее важны потребности нравственной направленности, а также потребности в нормальной родительской семье, в близких людях.

Часто для них характерна средняя и низкая самооценка, средний уровень притязаний.

Недостатки общественного воспитания в детских домах, влекущие искажения личности ребенка:

неправильная организация общения взрослых с детьми (отсутствие выбора, жесткая регламентация жизни, поведения, отсутствие личного пространства);эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми;

дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым;

высокая частота сменяемости взрослых с несовпадающими требованиями к поведению детей; групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий;

гиперопека в деятельности: пошаговое планирование и санкционирование их поведения; это приводит к тому, что положительное отношение взрослого ребенок должен заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками;

недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей;

недостатки программ воспитания и обучения, которые не компенсируют дефекты развития, вызванные отсутствием семьи;

бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды;

постоянное нахождение детей в условиях коллектива. Обеднение среды, как показали результаты исследований, приводит к сенсорной депривации, уменьшение коммуникаций с окружающими - к социальной депривации, уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом- к эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома- к когнитивной депривации.

Во всех отечественных исследованиях описывается особый тип личности, характерный для ребенка детского дома. А.Н. Прихожан указывает на недоразвитие внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения, преобладание зависимого, реактивного поведения детей из сиротских учреждений. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода "защитных реакций". Так, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения- ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией- тенденция к излишне бурному эмоциональному реагированию, обиде.

В.С. Мухина и другие исследователи выделяют два симптомокомплекса у младших школьников, воспитывающихся в детских домах, - тревога и враждебность по отношению к взрослому. У таких детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность продуктивного, конструктивного разрешения конфликта, что проявляется в агрессии, неумении признать свою вину, стремлении переложить всю ответственность на окружающих.

Дефицит общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная агрессивная позиция по отношению к другим людям, что распространяется и на родных братьев и сестер. Дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам и в процессе общения оказываются неспособными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими людьми.

С.А. Левин сформулировал следующие типичные черты личности выпускника детского дома :

·отчужденность от мира взрослых.

·неспособность к планированию своей работы и жизни в целом;

·инфантилизм и неразвитое индивидуальное сознание - равнодушие к себе и своей судьбе;

·неразвитый социальный интеллект.

Воспитанники уходят из детского дома в подростковом возрасте. Часто они бывают не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут только одним днем, болезненно переживают свою ненужность, они привыкли жить по указке.


1.3 Особенности индивидуального и возрастного развития


Социальная адаптация детей и подростков тесно связана с возрастными особенностями становления личности. Классификация возрастных периодов и их границы у каждых авторов разные. За основу примем классификацию И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцкого. По их мнению, верхней границей подросткового периода служит возраст 15 лет, далее идет ранняя юность - 16-17 лет, после - 17-20 лет. Но в современных условиях возрастные рамки смещаются.

По мнению Л.С. Выготского, каждый возраст представляет собой особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на каждом этапе его развития.

Л.Б. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый социальный возраст на основе следующих критериев:

Социальная ситуация развития - это та система отношений, в которую ребенок вступает в общество. Как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области социальной жизни он входит.

Основной тип деятельности. Например, игровая деятельность, учебная. В процессе осуществления которой развивается регуляция этическим нормам, развитие словесно - логического и рационального мышления.

Основные новообразования возраста - новые достижения в развитии, которые перерастают социальную ситуацию и ведут ее к кризису. Кризисы - переломные моменты детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Рассмотрим основные критерии развития психических процессов и свойств личности, характерных для подросткового возраста.

По мнению Л.Б. Эльконина, социальную ситуацию развития личности в подростковом возрасте можно охарактеризовать как трудную или переходную. Подростковый период характеризуется эмоциональной нестабильностью, повышенной возбудимостью. Кризисные, негативные явления подросткового возраста связывают с переходностью данного периода в онтогенезе.

С точки зрения психологических предпосылок, ключевой является проблема интереса и их развития в подростковом возрасте. Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:

"эгоцентрическая" - интерес к собственной личности;

"доминанта дали" - установка на большие масштабы;

"доминанта усилия" - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению. Некая "революционная" деятельность, склонность к протесту, активному несогласию.

Исследователь психологии подростков М. Кле формулирует задачу развития в сфере социальной жизни как преобразование процесса социализации. Преобладающее влияние семьи в этом возрасте постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя направлениями развития: Освобождение от родительской опеки и постепенное внедрение в группу сверстников.

Юность, по И.С. Кону - решающий этап формирования мировоззрения, его поиск включает в себя социальную ориентацию личности, осознание себя как единицы социальной общности - нации, социальной группы, а также определение жизненной цели, желаемого положения в социуме и способа достижения поставленных задач. Юношеский возраст, также как и подростковый, характеризуется повышенной эмоциональной нестабильностью, возбудимостью, присутствует неуравновешенность, резкая смена настроений, повышенная тревожность. Но присутствует тенденция стабилизации эмоции и улучшение эмоционального состояния в процессе взросления. Центральным новообразованием периода юношества является становление устойчивого самосознания и образа "я", складывается система представлений самоидентификации, несмотря на истинности или ложность суждений о себе, они будут являться психологической реальностью, которая влияет на поведение и внутренние переживания. Э. Эриксон в своих работах писал, что открытие собственного мира и его эмансипация от взрослых - главное новообразование юношества, внешний мир воспринимается через призму собственных ощущений. Возникает потребность в самоанализе, систематизации и обобщении знаний о себе. Появляется чувство принятия себя или наоборот, неприязнь, неудовлетворенность собой. Наблюдаются расхождения между идеальным и реальным "я".


1.4 Методы работы в социозащитных учреждений, направленные на социализацию воспитанников


Важным направлением деятельности педагогического коллектива по социализации воспитанников детских домов и интернатов является социально- педагогическая реабилитация.

Традиционные направления социально - педагогической реабилитации: организация социального контроля за условиями воспитания и поведения ребенка; социальная поддержка тех, кто испытывает затруднения из - за неблагоприятной обстановки в ближайшем окружении; помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с расстройствами средовой адаптации; предупреждение и пресечение разного рода отклонений поведения, когда социальная неприспособленность несовершеннолетнего требует использования определенных санкций к нему самому или к лицам, занятым его воспитанием;

·координация отношений ребенка с первичным коллективом;

·оздоровление;

·психопрофилактика.

Важно, чтобы отношение взрослых к подростку было уважительным. Социальному педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии.

Частью социально- педагогической реабилитации, которая приобретает особое значение для детей, воспитывающихся в условиях социозащитных учреждений, является социально- бытовая, социально - психологическая адаптация. Именно формирование готовности воспитанников к самостоятельной жизни вне стен детского дома или приюта - одна из основных задач работы педагогов этих учреждений. Формирование готовности к самостоятельной жизни рассматривается с позиции формирования знаний, умений и навыков.

Социально- психологическая адаптация предполагает преодоление трудностей в общении с окружающими, формирование позитивного образа "Я", снижение уровня тревожности, агрессивности, неуверенности в своих силах, формирование более адекватной самооценки.

Формирование навыков уверенного поведения воспитанников детских домов есть часть их социально- психологической адаптации и методы и приемы работы социального педагога и других членов педагогического коллектива направлены на преодоление проблем, порожденными трудностями социализации для данной группы детей и подростков.

Рассмотрим практические методы и приемы работы социального педагога и психолога по формированию навыков уверенного поведения с детьми, воспитывающимися в условиях детского дома.


Таблица 1. Практические методы и приемы работы социального педагога

ЗадачаФормирование и развитие умений и навыковПриемы и методы работыФормирование социальных навыковАдаптационные возможности. Коммуникативные навыки. Самооценка как личностная характеристикаСоставление дневника личного развития воспитанникаФормирование жизненного путиСамооценка. Профессиональная направленность. Умение планировать. Ценностные предпочтения и возможности. Развитие воли и волевых качеств. Оптимизация эмоций и развитие установок на успешностьКомплекс игр и упражнений на профориетацию и игр на взаимодействие (манипулятивные игры, деловые игры)Формирование гармоничного образа будущих семейных отношенийЗнания и представления об индивидуальных отличиях мужчин и женщин. Знания о современной семье. Социальный круг общений и причины предпочтений. Индивидуальные особенности личности. Коммуникативные навыки и проблемы взаимодействия. Самооценка и ее повышение. Общий вопрос мотивации и мотивация на вступление в брак Формирование личной ответственностиЭтические беседы Дискуссии Подбор тематических фильмов и их обсуждение Анализ ситуацийФормирование гармоничного образа будущей жизниПланирование и умение организовать свою жизнь Деловое, межличностное, интимное сотрудничество, кооперация Развитие эмпатии, ассертивности Приемы психологической защитыТренинги Игры на взаимодействие Комплексы упражнений

1.5 Некоторые методы и приемы работы, направленные на самоидентификацию воспитанника


·беседа о происхождении имен;

·дискуссия :пол, или кто такой мужчина, кто такая женщина. В чем их преимущества и обязанности.

·занятие на тему: возраст и время, в котором ты внутренне живешь (психологический и биологический возраст).

·тест "психогеометрическая типология" на определение особенностей личности и поведения.

·Анкетирование детей с целью раскрытия особенностей и поиск дальнейших путей работы

·Занятия, упражнения игры на стабилизацию самооценки

·Занятие "уверенность в общении, или как сказать "нет", психологические техники эффективного отказа

·Беседа "смысл в жизни. Цель. Планирование и сила воли"

·Упражнения, игры и тренинги "позитивный настрой"

Вывод: Рассмотрев теоретические аспекты проблемы, связанные с социальной адаптацией воспитанников социозащитный учреждений и как ее части проблемы, связанной с формированием навыков уверенного поведения детей и подростков, мы пришли к заключению, что данная проблема для них крайне актуальна, так как отсутствие навыков уверенного поведения выражается не только в трудностях установления связи с обществом, но и проблемах реализации ребенка в профессиональном и социально-личностном плане; успешности и правильности жизненных ориентиров и стремлений; эмоциональной стабильности, формирования здоровой самооценки и положительного жизненного опыта. Существующие подходы в отечественной и зарубежной педагогике и психологии к изучению данной проблемы выявляют особенности и трудности в социализации детей и подростков социозащитных учреждений. Эти трудности связаны как с возрастными и психологическими особенностями данной группы детей и подростков, так и с особенностями функционирования самих учреждений такого типа. Для проведения работы по успешной социальной адаптации воспитанников детских домов и для формирования у них навыков уверенного поведения были подобраны практические методы и приемы работы социального педагога и психолога социозащитного учреждения.


Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению и формированию навыков уверенного поведения у воспитанников детского дома


.1 Условия проведения опытно- экспериментальной работы по изучению и формированию навыков уверенного поведения у воспитанников детского дома


Опытно - экспериментальная работа проводилась в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детском доме №3 Калининского района. Возраст детей от 7 до 18 лет. Все дети проходят базовую образовательную программу, а также дополнительные занятия (танцевальная студия, художественная студия, репетиторы по общеобразовательным предметам, яхт-клуб), проводятся занятия организованные волонтерскими организациями. Дети посещают подготовительные курсы при институтах и колледжах. В детском доме существует служба сопровождения в которую входят: социальный педагог, педагогический персонал, психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В группе 10 детей. В работе по формированию навыков уверенного поведения участвовали все воспитанники.

Список детей:

.Артем Еленский (14 лет)

.Александр Ковшов (16 лет)

.Михаил Мурьянов (16 лет)

.Света Мелехова (17лет)

.Люба Петтай (8 лет)

.Настя Петтай (11 лет)

.Наташа Кириленко (18 лет)

.Настя Яковлева (15 лет)

.Настя Тикина (13 лет)

.Елена Голухина (18 лет)

Основные задачи работы детского дома :

·Разностороннее развитие детей

·Привитие навыков культурного общения

·Навыков самообслуживания, подготовка к самостоятельной жизни.

·Поощрение интересов и увлечений.

Воспитатели детского дома являются опытными педагогами, имеют индивидуальный подход к каждому ребенку, являются авторитетным примером культурного общения, помогают каждому ребенку успешно адаптироваться к условиям детского дома, помогают в социализации детей и их дальнейшей адаптации.

Анализ условий показывает, что существуют проблемы, которые затрудняют работу по социальной адаптации детей, а также развитию навыков уверенного поведения.

.Ограниченные социальные контакты, свобода передвижения по городу

.Нет специальных занятий по развитию уверенного поведения.

.Ограниченность познаний детей о окружающем мире, тонкостям поведения в обществе из-за стереотипности поведения окружающих (персонал, воспитанники детского дома) - это во многом сужает рамки поведения, не дает осознанию тонкостей и разнообразия условий внешней социальной среды.

Таким образом, анализ условий позволяет учитывать их в комплексе мероприятий проводимых по теме ВКР, связанных с развитием уверенного поведения в рамках социализации и социальной адаптации у воспитанников детского дома.


2.2 Изучение уровня развития навыков уверенного поведения, уровня социализации и социальной адаптации детей воспитывающихся в детском доме в рамках констатирующего эксперимента


Цель: выявление уровня социальной адаптации детей, их самооценки, а также навыков уверенного поведения.

Задачи:

·подобрать диагностические методики по проблеме: формирования навыков уверенного поведения, навыков успешной социализации и социальной адаптации.

·провести диагностические исследования

·обработать полученные данные и проанализировать результаты диагноста.


Таблица 2. Использованные в работе дидактические методики

Название методикиАвторЦельТест "психогеометрическая типология" (приложение 1)Л.С. БочкареваВыявление типа личности, черт характера и особенностей поведения.Методика диагностики самооценки (приложение 2)Ч.Д. Спилберг, Л. ХанинаОценка ситуационной и личностной тревожностиТест на ассертивность (приложение 3)Л.С. БочкареваВыявление уровня ассертивностиОпросник Стефансона (Приложение 4)В. CтефансонИзучение представлении воспитанника о самом себеМетодика "выход из трудных жизненных ситуаций" (Приложение 5)Т. ЭлерсВыявить доминирующий у данного человека способ решения жизненных проблем.Методика исследования ригидности (Приложение 6)Л.С. БочкареваДиагностика тенденции к сохранению своих внутренних установокОпросник "честность" (приложение 7)Л.С. БочкареваВыявить уровень честности, открытости испытуемогоМетодика "диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач" (приложение 8)Т. ЭлерсВыявление установки на защитное поведениеМетодика "диагностика личности на мотивацию к успеху" (приложение 9)Т. Элерснаправленности личности на достижение успехаМетодика "диагностика самооценки" (приложение 10)Дембо-Руюинштейн в модификации А.М. ПрихожанВыявление уровня притязаний и уровня самооценкиТест "склонность к саморазрушению" (приложение 11)Л.С. БочкареваВыявления синдрома саморазрушения (склонности к аутоагрессии, самотравматизму.)Тест "благоразумность" (приложение 12)Определение уровня импульсивности

Работа с детьми по формированию навыков уверенного поведения у детей воспитывающихся в детском доме проводилась в разной форме, как с группой, так и индивидуально. У всех детей группы результаты диагностик, а также поведение при участии в мероприятиях в пределах нормы, но результаты по группе таковы. Все дети легко справлялись с заданиями, в которых ребятам приходилось применять знания об общих правилах поведения в обществе, ситуациях вежливого общения с педагогами, старшими взрослыми. Но модель поведения в ситуациях конфликта, в ситуациях, когда необходимы навыки ассертивности, ригидности, креативности мышления, применения дипломатических навыков, навыков сотрудничества и кооперации усилий развита недостаточно хорошо.

У Артема высокий уровень тревожности, вербальной агрессии, он неуверен в правильности принятия своих решений, ищет и создает ситуации, в которых может проявить себя, но выражает себя через демонстративное поведение. В ситуациях, когда необходимо взять ответственность на себя и проявить качества лидера (в основном находясь в паре или команде с другими ребятами) не берет даже часть ответственности за проигрыш на себя, а проявляет агрессию к своему напарнику, винит в неудаче его. В ситуации успеха считает, что это полностью его заслуга.

Миша имеет один из самых низких уровней самооценки по группе, при этом компенсирует свою неуверенность высоким уровнем знаний, а также обособленностью интересов, показывает высокий уровень индивидуализма. По сравнению с зимними показателями - заметен прогресс, Миша стал более открытым для общения, более уверенным в себе, уровень тревожности теперь в пределах нормы, проявляет инициативу, с удовольствием принимает участие в командных занятиях, играх.

Саша показывает наиболее высокие результаты, навыки уверенного поведения сформированы у него более полноценно, чем у остальных детей, стабильная адекватная самооценка, умеет проявить лидерские качества, достаточно авторитетен в группе, смело идет на конфликт, чаще всего выходит победителем, умеет пользоваться условиями, умеет принимать поражение, также умеет общаться и находить общий язык со всеми, обладает гибкостью и дипломатическими навыками.

Но наиболее низкие показатели в девочек Любы, Насти Петтай, Насти Тикиной - для них было сложно принимать участие практически во всех мероприятиях, высокий уровень тревожности и зажатости, страх проявлять инициативу. Но когда внимание группы перестает быть сконцентрировано на них, отвечают на вопросы, проявляют инициативы (насколько это возможно), с удовольствием принимают участие и увлекаются процессом оставаясь в тени.

Результат по диагностике "Психогеометрия личности"


Вывод:

Хорошие показатели теста у Саши, Светы, Наташи и Лены, они реалистично оценивают себя, умеют говорить "нет" и проявляют волевые и лидерские качества. С ними необходимо проводить только просветительскую работу и профилактическую. В коррекционных методах нет необходимости.

Миша, Настя Я., Настя П., Настя Т. неуверенны в себе, недовольны своими поступками, их самооценка нестабильна и неадекватна. Необходимы коррекция самооценки, снятие внутренней тревожности и напряжения, ориентировка на положительные установки и мотивация на успех. А с Темой и Любой необходимы также коррекция агрессивного и конфликтного поведения (дополнительно).

Результаты опросника "честность"

Вывод: Дети знают заведомо правильные ответы, но личные беседы говорят о высоком показателе их искренности. Я склонна верить, что дети максимально честно отнеслись к выполнению данного теста.

Анализ диагностики "склонность к саморазрушению"

Вывод: Опасения вызывают результаты Миши, необходима коррекционная работа направленная на снижение уровня саморазрушения, а также профилактика самотравматизма (в прошлом, до попадания в детский дом у Миши были прецеденты намеренного нанесения себе физического вреда).

У остальных детей средний уровень саморазрушения, с ними также необходимо проводить коррекционную и профилактическую работу.

Анализ диагностики "опросник Стефансона"



Вывод: у всех детей вовольно высокие показатели зависимости от коллектива (тоесть высокий показатель коллективного сознания и зависимости от него).

Самые стабильные и уравновешенные результаты у Темы, Миши и Саши.

С девочками Настей П. Настей Т и Любой П необходимо проводить коррекционную работу, т.к у них высок показатель избегания борьбы, необходимо научить их навыкам ассертивного поведения, стабилизировать уровень самооценки, снизить уровень тревожности, а также привить навыки уверенного поведения.

Результаты по методике "диагностика самооценки" Дембо-Рубинштейн (модификация прихожан)


Уровень притязаний. Диаграмма 2.1


Уровень самооценки. Диаграмма 2.2


Вывод: Наташа и Света имеют завышенный уровень притязаний при адекватном уровне самооценки, необходимо провести занятия направленные на стабилизацию уровня притязаний. Миша и Настя П. имеют заниженный уровень и притязаний и самооценки, необходима коррекционная работа на стабилизацию данных показателей, а также ориентация на положительное и мотивация детей на успех.

Остальные дети показывают оптимальный и средний показатели притязаний и самооценки.

Результаты диагностики на мотивацию к избеганию неудач Т. Эллерса



Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньОчень высокий уровень------------------------------Люба ПеттайСаша Ковшов Настя Яковлева Света Мелехова Елена ГолухинаМиша Мурьянов Тема Еленский Настя Тикина Настя Петтай Наташа КириленкоВывод: необходима работа по снижению уровня мотивации к избеганию неудач, необходима коррекция тревожности, развитие мотивации на успех и навыков уверенного поведения.

Анализ методики выход из трудных жизненных ситуаций



расстраивается из-за неудачпсихологически неадекватная реакция на неудачипримиряется с неудачамиСаша Ковшов Елена Голухина Настя Яковлева Тема Еленский Настя Тикина Настя ПеттайМиша Мурьянов Люба ПеттайСвета Мелехова Наташа Кириленко

Вывод: необходима коррекционная работа с Мишей и Любой, необходима психологическая разгрузка, коррекция тревожности и мотивация на успех. С остальными детьми необходима профилактическая работа.


Умеренно высокийНизкийСреднийСлишком высокийСаша Ковшов Сета МелеховаМиша Мурьянов Настя Петтай Настя Тикина Тема ЕленскийЕлена Голухина Настя Яковлева Наташа КириленкоЛюба Петтай

Анализ методики "диагностика личности на мотивацию к успеху"



Анализ методики "исследование ригидности"



Проявляет черты ригидностиРигидностьМиша Мурьянов Тема Еленский Саша Ковшов Света Мелехова Люба Петтай Наташа КириленкоЕлена Голухина Настя Яковлева Настя Тикина Настя Петтай

Общий вывод по проведении всех диагностик:

В диагностических исследованиях по проблеме формирования навыков уверенного поведения для успешной социализации и социальной адаптации детей воспитывающихся в детском доме принимали участие 10 детей. По результатам проведенных диагностик был выявлен высокий уровень тревожности, ригидности, неадекватный уровень самооценки, общий негативизм и неудовлетворенность существующим положением дел. В группу риска можно определить - Мишу Мурьянова, Настю Тикину, Настю Петтай и Тему Еленского, так как по результатам 9 диагностик из 11 диагностик выявлены неблагоприятные результаты.

Но хочется обратить внимание на то, что все результаты при наличии отрицательных, находятся в пределах нормы. Учитывая возраст испытуемых, тенденции выявленные в ходе тестирований являются близки к понятию норма и в основным направлением работы были выбраны:

·Профилактическое

·Воспитательно-развивающее

·Досуговое


.3 Коррекционная работа по формированию у детей навыков уверенного поведения


Цели и задачи:

1)Разработать план проведения формирующего эксперимента

)Осуществить подбор коррекционных материалов по исследуемой проблеме и разработать систему занятий по профилактике:

·Тревожности

·Формирование адекватной самооценки

·Формирование эмпатического и уверенного поведения

·Формирование морально-этических норм

·Формирование навыков ассертивного поведения

·Отработка саморегуляции

·Формирование уверенности в себе

·Формирование нравственности

·Повышение общего уровня знаний и осведомленности детей в области аутотренинга, выхода из конфликтных ситуаций, уверенного поведения и положительной ориентировки в жизни, мотивации себя на успех, самодисциплины и установления положительных межличностных контактов, навыков ассертивного поведения и уверенности в себе.

)Провести коррекционные занятия по исследуемой проблеме

)Провести контрольный эксперимент с целью выявления динамики развития навыков уверенного поведения

)Разработать практические рекомендации

Наша коррекционная работа проводилась в виде занятий, игр, тренингов по теме исследований. Дополнительно проводились занятия на активизацию познавательной деятельности, нравственного воспитания, профориентационной работы.


С детьми проводились следующие занятия:

Упражнения на релаксацию и игры (приложение 13)Цель: стабилизация эмоционального состояния и формирование навыков уверенного поведенияПсихологические игры (приложение 14)Цель: повышение самооценки, формирование эмпатического и уверенного поведенияЗанятие посвященное дню космонавтики (приложение 15)Цель: выявить уровень знаний, обогатить и развить навыки общенияЗанятие ЗОЖ (приложение 16)Цель: формирование мотивации к здоровому образу жизниЗанятие для воспитателя "О причинах детской лжи" (приложение 17)Цель: информирование воспитателя о причинах и методах устрания детской лжиЭтическая беседа (приложение 18)Цель: формирование морально-этических норм, гармонизация межличностных отношенийПрограмма коррекции (приложение 19)Цель: повышение уровня коммуникативных способностей, повышение самооценки, снятие эмоционального напряжения, формирование эмпатии.Деловая игра (приложение 20)Цель:Развитие интереса к нравственно-правовым вопросам, формирование правовой культуры личности, навыков уверенного поведенияМанипулятивная игра (приложение 21)Цель: овладение навыками ассертивного поведенияЭтическая беседа (приложение 22)Цель:Формирование навыков уверенного поведения, формирование навыков ЗОЖКоррекционное занятиеЦель: отработка саморегуляции, навыков общения, формирование эмпатии и уверенного поведения.Коррекционное занятиеЦель: обучение методам решения конфликтных ситуаций, формирование уверенного поведения, навыку распознавания агрессивные формы поведения.Занятие по профориентации (приложение 23)Цель: повысить уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального трудаЗанятие в "мире имен" (приложение 24)Цель: принятие своего я, формирование уверенности в себе, идентификация себя, осознание личностных особенностей

Анализ проведенных занятий

Анализ занятия ко дню космонавтики (см. приложение 15)

Цель: выявить уровень знаний детей, дополнить имеющиеся, развитие навыков общения.

Детям потребовалось некоторое время, чтобы полностью включиться в деятельность, но после все с интересом отвечали на вопросы, дополняли ответы друг друга и помогали, если кто-то затруднялся ответить.

Самыми активными были: Тема, Саша, Миша.

Анализ упражнений и игр на релаксацию (см. приложение 13).

Цель: стабилизация эмоционального состояния, формирование навыков уверенного поведения

В ходе занятия проведена беседа с детьми о релаксации и методах аутотренинга.

После упражнений направленных на расслабление дети заметили улучшение своего состояния, говорили что испытывают чувство спокойствия, ясности и готовы к учебной деятельности. Отметили, что хотели бы использовать рассказанные им приемы в повседневной жизни.

Упражнение "полюби себя"

Трудно далось ребятам, результаты малоинформативны. Выполнение задания далось с трудом, приходилось постоянно подбадривать и концентрировать внимание на сути упражнения.

Анализ Занятия "ЗОЖ" (см. приложение 16)

Активно участвовали все, особую активность проявляли Саша, Тема, Миша.

При дискуссии на заданную ситуацию дети занимают здравую позицию, правильно формулируют понятие "здоровье, физическая активность, зависимость", приводят ситуации из личного опыта, анализируют свои поступки.

Анализ психологических игр

"Таможня"

"Не вижу зла"

"горячий стул"

Активное участие всех детей, Тема проявлял излишнюю активность, даже агрессию, но при правильном подборе партнеров, успокаивался и с удовольствием следовал правилам.

Анализ этической беседы "о дружбе и нравственности"

Ребята с особой серьезностью реагировали на рассказ, искренне отвечали на вопросы. Были открытыми и с большим интересом как задавали вопросы, так и отвечали на заданные им.

Активность проявляли все участники.

Анализ деловой игры "Момент истины"

Высокую эрудицию показали Саша и Миша.

Ребята были разбиты на группы таким образом, чтобы каждый участвовал в процессе игры, а также старшие помогали младшим при ответе, капитан должен был полностью руководить и направлять участников своей команды, помогать "слабым" и правильно раздавать указания.

В ходе игры было несколько конфликтов, все их невольно спровоцировал Тема.

Настя Петтай могла отвечать на вопросы только индивидуально, при работе с партнером замыкалась и отказывалась отвечать и хоть как-то взаимодействовать с другими участниками, схожим было и поведение Насти Тикиной.

Но к середине игры, все дети полностью распределили возможности группы, скооперировались и до конца игры работали слаженно и без конфликтов.

Анализ манипулятивной игры "Шахматы"

Полностью были учтены возможности каждого ребенка, его знания и потенциал. Поэтому игра прошла без ссор и конфликтов, каждый смог проявить себя. Все участники проявляли примерно одинаковую активность.

Анализ занятия по профориентации

Тестирование, анкетирование, составление карты интересов.

Участников было четверо

Миша, Саша, Тема и Настя Петтай.

Миша и Саша уже определились с будущей профессией, поэтому с ним была проведена беседа, о его стремлениях, надеждах, будущем, отношении к работе и труду в целом, о стремлениях и будущем

Тема и Настя составили карту своих интересов, прошли ДДО Климова и определили что Тема видит себя представителем "человек - техника", а Настя "человек-человек".


.4 Контрольный эксперимент


После проведения коррекционных занятий по исследуемой проблеме, был проведен контрольный эксперимент для выявления динамики развития навыков уверенного поведения у воспитанников.

Повторный анализ методики "исследование ригидности"



МобильностьПроявляет черты ригидностиРигидностьЛюба ПеттайМиша Мурьянов Тема Еленский Саша Ковшов Света Мелехова Люба Петтай Наташа Кириленко Елена Голухина Настя Яковлева Настя Тикина Настя Петтай

Повторный анализ методики "диагностика личности на мотивацию к успеху"


Умеренно высокийНизкийСреднийСлишком высокийСаша Ковшов Сета МелеховаМиша Мурьянов Настя Петтай Настя Тикина Тема ЕленскийЕлена Голухина Настя Яковлева Наташа КириленкоЛюба Петтай

Вывод: Тема Еленский повысил свой уровень до "среднего" изменения у других детей 2-3 балла (на диаграмме не отражаются).

Повторный анализ методик "Выход из трудных жизненных ситуаций"



Вывод: Результаты изменились, но изменения незначительны. Итоговая таблица имеет те же значения (изменения в 2-4 балла).

Анализ методики мотивация к избеганию неудач



Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньОчень высокий уровень------------------------------Люба Петтай Настя ЯковлеваСаша Ковшов Миша Мурьянов Света Мелехова Елена Голухина Наташа КириленкоТема Еленский Настя Тикина Настя Петтай

Вывод, результаты улучшились многие дети из категории "очень высокая" перешли в "высокую", необходима дальнейшая работа. Самые низкие показатели у Насти Тикиной и Насти петтай, прослеживается тенденция ухудшения.

Результаты по методике "диагностика самооценки" Дембо-Рубинштейн (модификация прихожан)


Уровень притязаний


Уровень самооценки


Вывод: Уровень притязаний изменился лишь в числовом показателе, он снизился, но так и остался завышенным. Результаты работы есть, но незначительны.

Показатели самооценки значительно улучшались, Миша и Настя П. приблизились к границе средней самооценки, при дальнейшей работе есть возможность перейти границу средней и приблизиться к оптимальной самооценке.

Анализ опросника "Честность"

Вывод: показатель честности увеличился, только мальчики Миша и Саша снова знали правильные ответы.

Анализ результатов опросника В. Стефансона



Вывод:показатели улучшились, но необходимо продолжать работу в намеченном ранее ключе.

Результаты показали следующее

·Снизился уровень тревожности

·Повысился уровень открытости и доверия.

·Повысились волевые качества, снизилась зависимость от мнения окружающих

·Нормализовался уровень притязаний

·Стабилизировался уровень самооценки

·Реакция на неудачи стала более уравновешенной. Повысился уровень готовности к неудачам

·Повысилась мотивированность на успех

·Снизился уровень ригидности

Контрольный эксперимент показал значительный прогресс и хорошие результаты в проведении работы.

Самые значительные результаты показал Миша Мурьянов. Самые стабильные - Саша Ковшов. Отрицательные результаты (регресс) показали Тема Еленский и Настя Тикина. Положительные тенденции прослеживаются у всех ребят.


.5 Практические рекомендации социальному педагогу и воспитателям детского дома


Воспитанникам необходимо больше внимания и профилактика тревожности, напряженности, необходимы постоянные занятия для стабилизации самооценки. Необходимо мотивировать их к учебной деятельности.


Социальный педагог· Регулярно проводить диагностику ППП детей · Поддерживать контакт с преподавателями в школе · Формирование эмпатических навыков, навыков ассертивности. · Проведение семинаров и собраний воспитателей, индивидуальная и групповая работа в плане внедрения новых методик, а также совместное решение возникающих в ходе работы проблем · Организация и Проведение этических бесед, вывоз детей на экскурсии и встречи с людми. · Профориентационные занятия · Интерактивный контакт с другими социальными педагогаги и психологами и другими специалистами, посещение семинаров по повышению продуктиности собственной работыВоспитатель· Поддерживать контакт с преподавателями в школе · Проводить релаксирующие упражнения и игры с детьми, · Также упражнения и техники обучающие аутотренингу · Проведение этических бесед, вывоз детей на экскурсии и встречи с людми.

Вывод по формирующему эксперименту

Наша спланированная целенаправленная работа по формированию навыков уверенного поведения у воспитанников детского дома показала, что у ребят сформировались основные показатели уверенного поведения: адекватный уровень самооценки, уровень притязаний, коммуникативные навыки, уровень открытости и доверия.

В целом общий анализ проведенных занятий показывает, что у детей хорошо развиты навыки общения, высокий уровень знаний, есть желания и стремления в дальнейшем личностном развитии.


Заключение


Актуальная проблема для воспитанников детского дома - несформированность навыков уверенного поведения, отсутствие положительных ориентировок, общий негативизм, недоверие к окружающим и низкая самооценка при высоком уровне желаний и амбиций. В силу сложившейся жизненной ситуации у детей не формируются положительные жизненные установки и умение налаживать межличностные контакты, обстановка в которой они живут и растут не может им дать необходимого жизненного опыта и навыков для успешной социализации и социальной адаптации.

Даже при условии, что все дети ведут активную жизнь, участвуют в различных кружках, занимаются с репетиторами, посещают различные экскурсии и другие мероприятия, направленные на развитие культурной и духовной сферы.

Но при активной и целенаправленной работе по формированию навыков уверенного поведения, снижению эмоциональной тревожности, стабилизации самооценки, а также активном формировании положительных установок, ценностей и ориентиров у детей довольно быстро формируются зачатки необходимых ЗУН. Все дети с удовольствием идут на контакт, очень открытые и искренние. Для достижений более значительных результатов необходимо вести систематизированную и регулярную работу по формированию морально-этических и нравственных ценностей, адекватной самооценки, приемам поведения в конфликтных ситуациях и способам их разрешения, навыку ассертивности, понижению ригидности и мотивация ребенка на успех.

Работа проведенная в рамках практик принесла удовлетворение и упрочило желание работать в выбранном направлении и в дальнейшем. От детей чувствовалась отдача, желание узнавать новое, стремление к общению. Несмотря на незначительные трудности в организации собственной работы и обработки результатов впечатления остались исключительно положительные.


Список использованной литературы


1. Ажнина О. Психологическая поддержка профессионального самоопределения детей - сирот // Воспитание школьников. - 2005. - №7. - С. 41-46.

. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей "группы риска" и их семей // Социальная педагогика. - 2003. - №1. - С. 70-72.

. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 160 с.

. Воспитательная работа в детском доме и школе - интернате // Социальная педагогика. - 2005. - №3. - С. 88-96.

. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска//Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 21-28.

. Евстешина О.И. Модель реабилитационной работы в условиях социального приюта / О.И. Евстешина, М.С. Белякова // Дефектология. - 2006. - №1. - С. 66-71.

. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.:ТК Велби, 2006. - 560с.

.Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка // Социальная педагогика. - 2005. - №1. - С. 81-83.

. Лузина Л. Как помочь школьнику в жизненном самоопределении // Воспитание школьников. - 2003. - №10. - С. 24-27.

. Макаренко С. Профилактика полоролевых нарушений у подростков группы риска // Социальная педагогика. - 2005. - №2. - С. 79-82.

. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

. Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В. Кузнецовой, сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная пресса, 2006. - 96 с.

. Морозов В. Реабилитационная педагогика // Социальная педагогика. - 2008. -№1. - С. 107

. Морозов В. Педагогическое проектирование реабилитационно-воспитательной работы в детском интернатном учреждении. // Социальная педагогика. - 2006. - №3. - С. 68-74.

. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Академия, 2002. - 256 с.

. Осмоловская И. Как помочь детям группы риска адаптироваться к школе // Начальная школа. - 2001. - №12. - С. 55-57.

. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 400 с.

. Селиванова О.А. Взаимодействие социального педагога с детьми группы риска / О.А. Селиванова, В.В. Фалько // Педагогика. - 2006. - №6. - С. 58-62.

. Сидорова Л. Дети "группы риска": помощь, поддержка, защита // Социальная педагогика. - 2003. - №2. - С. 98-100.

. Скворцов В.А. К проблеме конфликтов и психологической дезадаптации "группы риска" // Мир психологии. - 2005. - №2. - С. 156-158.

. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - 2000. - 416 с.

. Социально - трудовая реабилитация детей и подростков // Социальная педагогика. - 2006. - №3. - С. 63-67.

. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт. - сост. Т.А. Шигковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 336 с.

. Сушкова Ф. Диалог на уроке - залог успеха в воспитании и обучении школьников группы риска // Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С. 39-41.

. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 272 с.

. Шульга Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска // Социальная педагогика. - 2005. - №2. - С. 35-39.


Теги: Формирование навыков уверенного поведения у воспитанников детского дома  Диплом  Педагогика
Просмотров: 22664
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Формирование навыков уверенного поведения у воспитанников детского дома
Назад